Пастырь добрыйПамяти протоиерея Валентина Амфитеатрова
«Я плакал о всяком печальном, я воздыхал, видя человека в бедствии, я не отказал нищим в просьбе, не томил я глаз вдовы. Я не ел хлеб мой один, а ели со мною бедняки и сироты. Немощные согревались шерстью овец моих, я помогал убогому, был оком слепому и ногой хромому, нищим был отцом или другом, вникал в дела человека незнакомого…»
(Иов. 31; 16)
Многие дивные пастыри были явлены в Русской земле, но были среди них те, которые оставили о себе добрую память и заслужили наибольшего почитания в народе. Одним из таких служителей был московский священник Валентин Амфитеатров.
Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров (1836–1908) – знаменитый московский священник, проповедник и духовник, родился в семье священника из Орловской губернии - прославленного рода Амфитеатровых. Эта фамилия дала Русской Православной Церкви целый ряд выдающихся священнослужителей и тружеников на ниве духовного просвещения. С 1847 по 1853 год учился в Орловской духовной семинарии, затем перевелся в Киевскую семинарию, которую окончил в 1854 году. Далее продолжил обучение в Московской Духовной академии. В 1858 году закончил МДА со степенью кандидата богословия.
После завершения образования совмещал преподавательскую и административную деятельность в Калужских духовных школах. В Калужской духовной семинарии отец Валентин знакомится с Александром Ивановичем Чупровым, в будущем знаменитым экономистом и политологом. Добрые и теплые отношения о. Валентин и Александр Иванович сохранили на протяжении всей жизни. В 1860 году Валентин Николаевич женится на сестре Александра Ивановича, Елизавете Ивановне, и принимает священный сан. Брак о. Валентина оказался счастливым. У четы Амфитеатровых родились сын Александр и три дочери Александра, Любовь и Вера.
Первым приходом, где о. Валентин начал своё служение, был Благовещенский собор г. Калуги. До наших дней храм не сохранился. (Сейчас на этом месте находится сквер имени А. Карпова, а церковь была разобрана в 30-е гг. XX в. и ее материал пошел на строительство детского сада и хлебозавода). До середины 1870-х годов о. Валентин продолжал работать в церковных учебных заведениях калужской и московской епархий.
В 1874 году отец Валентин был назначен настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены, который находился у Спасских ворот Кремля. В народе храм получил другое название по чтимому образу Божией Матери «Нечаянная Радость». Из-за того, что по близости жилых домов не было, церковь пустовала, и первое время, батюшка служил практически один. Прошло некоторое время и храм начал наполняться верующими. Отец Валентин доказал, что ревностный священник может привлечь молящихся и в «покинутые», «безприходные» храмы.
В 1892 году о. Валентин был определен настоятелем Архангельского собора Московского Кремля, в котором прослужил до 1902 года.
В 1902 году о. Валентин, постепенно теряя зрение и возможность совершения Богослужений, выходит за штат. С этого момента даже будучи тяжело больным, он вплоть до своей смерти в 1908 году, принимал всех желающих у себя дома. Похоронен на Ваганьковском кладбище города Москвы, точное местоположение могилы неизвестно. С конца 1990-х годов стоит вопрос о его канонизации.
Отдельно стоит остановиться на делах милосердия, которыми изобилует пастырская практика о. Валентина на протяжении всей его жизни.
Целые семьи много лет опекались отцом Валентином. Бывали случаи, когда глава семьи терял место на работе, и вся семья оказывалась в тяжелом положении. Отец Валентин не давал погибнуть семье, он шел и просил, чтобы уволенного снова взяли на работу. Когда после смерти кормильца вся семья оставалась без средств к существованию, отец Валентин находил для вдовы подходящий труд. В другом случае, одна женщина осталась после смерти мужа без всяких средств с тремя малолетними детьми. Заботами отца Валентина семья получила покровительство богатых людей, которые выделяли ей денежные средства.
Отец Валентин особо покровительствовал осиротевшим детям. Детей, оставшихся без родителей батюшка устраивал в учебные заведения и сам оплачивал их содержание. Учили детей и духовные чада отца Валентина: Такие учителя занимались с детьми бесплатно, готовили их к поступлению в другие учебные заведения. Другие примеры: одна семья после смерти отца осталась в безвыходном положении: больная мать не могла прокормить своих детей. С деятельной помощью о. Валентина одна из дочерей вышла замуж за порядочного человека, другие дочери стали помощницами матери в старости.
Часто сиротам после смерти родителей было некуда деваться и отец Валентин старался устроить их в хорошие семьи. И семьи оправдывали оказанное им отцом Валентином доверие, они растили и заботились о таких детях, как о своих. Например, в одной такой семье было своих одиннадцать детей. К сиротке Саше они относились как к родным детям, окружая ее заботой и лаской. И таких сиротинок на попечении отца Валентина было не мало.
Более подробного рассмотрения требует взаимопомощь между духовными чадами отца Валентина, их дела милосердия. Батюшка старался воспитать во всех своих духовных чадах чувство сострадания и любви к ближним. И его прихожане много и охотно помогали в делах милосердия своему пастырю, используя свои профессиональные знания, умения и навыки.
Как правило, отец Валентин оказывал помощь через других людей, сам при этом оставаясь в стороне. Отец Валентин старался сблизить богатых с бедными и его духовные дети, которые имели материальный достаток, с готовностью откликались на чужое горе.
В делах милосердия у отца Валентина было много преданных ему помощников. Друг и духовный сын отца Валентина Митрофан Николаевич Маслов активно участвовал в благотворительности, помогал многим бедным. Если у кого-то возникали трудности, и требовалась юридическая помощь, то и здесь находились благодетели. Другая духовная дочь отца Валентина посещала больных и всячески оказывала им помощь. Еще одна несла другое послушание: она ездила по семьям, узнавала об их положении, и туда, где это было нужно, привозила от батюшки материальную помощь и мудрые советы.
Фельдшер Надежда Николаевна Мешкова, долго проработавшая в больницах, была знакома со многими докторами, на протяжении многих лет помогала о. Валентину организовывать медицинскую помощь заболевшим прихожанам. Надежда Николаевна не только устраивала нуждающихся в больницы, но и сама посещала их, наблюдала и ухаживала за ними.
При деятельном участии отца Валентина Амфитеатрова княгиней Натальей Борисовной Шаховской в Лефортово была устроена община сестер милосердия «Утоли моя печали». Многие годы Наталья Борисовна занималась делами милосердия: она помогала в Полицейской больнице для бедных и беспризорных, открытой стараниями знаменитого доктора Федора Петровича Гааза, с любовью и умением ухаживала за больными. Затем княгиня основала общину сестер милосердия. Сестры оказали огромную помощь москвичам во время эпидемий холеры и тифа, разразившихся во второй половине ХIХ века. Таким образом, община стала одним из тех источников и средств совершения дел милосердия, к которому мог обращаться отец Валентин.
Стоит особо остановиться на личной благотворительности протоиерея Валентина Амфитеатрова. Для отца Валентина никогда не было различия между бедным и богатым, никому не отдавалось особого предпочтения, он всех он любил и о каждом заботился. Толпы бедняков собирались около храма, где служил отца Валентин, чтобы получить от него безотказно выдаваемую милостыню. Но и сам батюшка искал обездоленных и спешил им помочь. Не довольствуясь раздачей милостыни нищим, отец Валентин прилагал огромные усилия, чтобы вернуть человека к нормальной жизни. Его трудами беднота снова начинала оживать, и заниматься полезной деятельностью.
Пример жизни и деятельности протоиерея Валентина Амфитеатрова – это яркий образец выдающего пастырского служения.
Ирина Сергеенкоhttp://www.pravoslavie.ru/put/56082.htm