Иван ГладилинАмерика захотела вернуть Россию «в колею»Сергей Лавров и Джон БайденВ Мюнхене состоялся первый контакт главы МИД РФ с обновленной командой Барака ОбамыСША хотят вернуть отношения с Россией «в нормальную колею» («back on track»), заявил вице-президент США Джо Байден, встретившись в минувший уик-энд за закрытыми дверями «на полях» Международной конференции по безопасности в Мюнхене с главой российского МИД Сергеем Лавровым. О новой «перезагрузке» американский вице-президент уже не говорил. Хотя четыре года назад в том же Мюнхене именно он первым от лица США предложил России «перезагрузить» отношения.
Теперь официальная риторика американского Белого дома куда сдержаннее. Перечислив в Мюнхене сферы явных российско-американских расхождений – Сирия, ПРО, расширение НАТО, вопросы демократии и прав человека в России, – Байден тем не менее заявил: «Различия реальны, однако мы продолжим поиски возможностей для совместных действий США и России во имя обеспечения наших общих интересов в сфере безопасности и интересов международного сообщества».
Выслушав приглашение к «back on track», Лавров (он выступал в Мюнхене третьим – после Байдена и министра иностранных дел страны – хозяйки встречи, ФРГ) поначалу вроде бы и не ответил миролюбием. Как сообщает «Коммерсантъ», российский министр упрекнул США и западные страны в подходе к развертыванию системы ЕвроПРО и заявил о том, что считает важным вообще внести ясность в определение миссии НАТО в новых условиях – «не с той точки зрения, что мы хотим вмешиваться в процесс», а чтобы «он стал понятен нам». Ну а затем, перейдя к оценке ситуации в горячих точках мира, Лавров и вовсе поставил «сливки» западной дипломатии в тупик, адресовав им, например, такие вопросы: «Позволяет ли поддержка выступлений за смену режимов оправдывать террористические методы? Можно ли в одной конфликтной ситуации воевать с теми, кого поддерживаешь в другой? Как застраховаться, чтобы незаконно поставленное тобой оружие в зону конфликта не было обращено против тебя самого? Кто из правителей является легитимным, а кто – нет?» Ответов Лавров, разумеется, не дождался.
Тем не менее по итогам своей встречи с Байденом глава российской дипломатии заявил журналистам: «У нас действительно очень богатая и позитивная повестка дня», хотя и признал, что «в отношениях между такими крупными державами неизбежно сохраняются противоречия и разногласия, порой серьезные».
Трудно сказать, что побудило главу российского МИД говорить об «очень богатой и позитивной повестке дня» нынешних отношений Вашингтона и Москвы. Быть может, дипломатический статус не дал выразиться прямо и откровенно, или иллюзии, так сказать, попутали. Но, как бы то ни было, сами американцы (правда, не на официальном, а на экспертном уровне) гораздо более пессимистично высказываются сейчас об отношениях с Россией.
«В момент, когда Байден прибывает в Германию на очередную конференцию по безопасности, Соединенные Штаты тихо и спокойно утверждают новую политику в отношении своего бывшего противника по холодной войне – политику холодной неприязни», – пишет влиятельная The New York Times. Но поскольку американские власти не хотят дальнейшего ухудшения отношений с Россией, продолжает издание, они отказываются публично рассказывать о своих планах. «Но в администрации как данность принимают то, что отношения с Россией – это далеко не первый приоритет Америки», – подчеркивает The New York Times.
В подтверждение этому газета приводит мнение Тони Блинкена, работавшего советником по национальной безопасности у вице-президента Байдена, а сейчас переходящего в команду по вопросам национальной безопасности самого президента США Барака Обамы.
«У нас есть реальные разногласия, и мы их не скрываем, – заявил Блинкен накануне поездки на Мюнхенскую конференцию. – У нас есть разногласия по вопросам прав человека и демократии. У нас есть разногласия в целом ряде областей, и средства массовой информации сообщают о них в последние дни и недели».
Такое отчуждение началось с того, напоминает издание, что Соединенные Штаты вышли из состава «Рабочей группы по вопросам гражданского общества», которая была создана в 2009 году наряду с 19 другими рабочими группами под эгидой зонтичной организации, известной под названием «комиссия Медведева – Обамы», в рамках «перезагрузки» между Москвой и Вашингтоном. И если за пределами дипломатических кругов этот шаг едва заметили, то вся стратегия в целом скоро станет намного очевиднее, заявляет издание, в осведомленности которого сомневаться не приходится.
По данным The New York Times, президент Обама, очевидно, откажется от приглашения посетить Москву этой весной, хотя о визите уже широко раструбили Лавров и российские СМИ. Вместо этого он дождется сентября, когда в российском Санкт-Петербурге пройдет конференция «Большой двадцатки», в которой примут участие крупнейшие экономики мира.
И хотя госсекретарь Джон Керри пока еще не определился с маршрутами своих первых зарубежных поездок, официальные лица говорят, что Россия ни в коем случае не войдет в их число, продолжает издание, заключая: «Похоже, главная цель таких демонстраций состоит в подаче сигнала о том, что Соединенные Штаты рассматривают отношения с Россией как нечто второстепенное».
Судя по всему этому, российскому руководству на данном этапе особо не стоит не то что рассчитывать на потепление отношений с Америкой, но даже питать иллюзии насчет того, что Москва не будет еще больше оттесняться Вашингтоном от принятия важнейших международных решений. И лишь в тех сферах, где без России американцам пока никак не обойтись (проблемы ядерного оружия, вопросы транзита американских войск из Афганистана и т. п.), американцы будут петь нам дифирамбы о том, что без позиции Москвы миру не обойтись. А в остальном мы будем оставаться «второстепенными».
http://www.km.ru/world/2013/02/04/perezagruzka-mezhdu-rossiei-i-ssha/703146-amerika-zakhotela-vernut-rossiyu-v-koleyu