(Окончание)Но чаще эта мысль воплощается в образной системе его лирики. В цельном образе родины, Русского Севера, возникающем в поэзии Рубцова, неразрывны земля, вода, небо, храм, монастырь, изба:
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
(Левитан. По мотивам картины «Вечерний звон»)[11]
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
(Ферапонтово)[12]
О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетий, Божий храм.
(Душа хранит)[13]
Привет, Россия, – родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к своим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
(Привет, Россия…)[14]
Особое пристрастие испытывал поэт к ветшающим, древним строениям («сгнившей лесной избушке», лодке, что «на речной догнивает мели», хуторку «с позеленевшей крышей»), которые, разрушаясь, постепенно возвращаются в то природное лоно, из которого когда-то произросли деревьями или были взяты в виде камня, глины. Они вновь становятся землёй, почвой, чтобы опять и опять давать человеку материал для созидания новых творений. Мотив слияния приобретает в этих случаях буквальный смысл, единство природного и созданного человеком становится абсолютным:
Огонь в печи не спит, перекликаясь
С глухим дождем, струящимся по крыше…
А возле ветхой сказочной часовни
Стоит береза старая, как Русь…
(Осенние этюды)[15]
При создании образа традиционного северорусского мира с его сложившимся веками природосообразным укладом мотив единства природного и культурного, природы и человека является одним из смыслообразующих, характеризующих цельность и гармонию этого мира.
Разрушение этого традиционного уклада актуализирует развитие мотива противостояния природы и цивилизации, деревни и города.
В литературе ХIХ века, в частности, в поэзии Константина Случевского, Русский Север, Подвинье остаются воплощением простого, целокупного, естественного миропорядка, краем «мирного покоя», жизни человека в единстве с окружающей его природой, а чуждый мир городской цивилизации остаётся за его границами, не вторгается в заповедные северные пределы:
В лесах, замкнувшихся великим, мертвым кругом,
В большой прогалине, и светлой, и живой,
Расчищенной давно и топором, и плугом,
Стою задумчивый над тихою рекой.
[…]
Готовится заснуть спокойная долина;
Кой-где окно избы мерцает огоньком,
И церковь древняя, как облик исполина,
Слоящийся туман пронзила шишаком.
[…]
Край без истории! Край мирного покоя,
Живущий в веяньи родимой старины,
В обычной ясности семейственного строя,
В покорности детей и скромности жены.
[…]
Но жизнь иных основ, упорно наступая,
Раздвинувши леса, долину обнажит, –
Создаст, как и везде, бытописанья края
И пестрой новизной обильно подарит.
Но будет ли тогда, как и теперь, возможно
Над этой тихою неведомой рекой
Пришельцу отдохнуть так сладко, нетревожно
И так живительно усталою душой?
И будут ли тогда счастливей люди эти,
Что мирно спят теперь, хоть жизнь им не легка?
Ночь! Стереги их сон! Покойтесь, божьи дети,
Струись, баюкай их, счастливая река![16]
Но в творчестве писателей ХХ века, особенно второй его половины, как и в современной поэзии и прозе, всё чаще звучит мотив насилия человека над природой, уродливого несоответствия законов природосообразной жизни и порождений человеческой цивилизации. С трагическим накалом пережитое ещё в начале ХХ столетия Николаем Клюевым и воплощенное им в стихах противостояние, разносущность урбанизированного человека и природы, глухота и слепота сына города к окружающей его красоте разрастается в мотив осквернения человеком Божьего мира:
Обозвал тишину глухоманью,
Надругался над белым «молчи»,
У креста простодушною дланью
Не поставил сладимой свечи.
В хвойный ладан дохнул папиросой
И плевком незабудку обжег.
Зарябило слезинками плесо,
Сединою заиндевел мох.
[…]
Заломила черемуха руки,
К норке путает след горностай…
Сын железа и каменной скуки
Попирает берестяный рай.
1915[17]
Во второй половине ХХ века в поэтической картине северорусского мира заметное место начинает занимать мотив губительности достижений научно-технической революции для традиционного уклада жизни Поморья, ненецкой тундры, всего Русского Севера. Так, ненецкий поэт Прокопий Явтысый писал не только о красоте родной тундры, но и о том, как хрупкая природа Заполярья становится изувеченной жертвой гусениц вездеходов, разлитой нефти, искореженного металла:
Резцом в лик тундры врезано:
измятые кусты,
солярное, железное
да древние кресты…[18].
В нынешнем столетии всё чаще в творчестве северных писателей и поэтов начинает звучать мотив запустения, исчезновения деревень и сёл, зарастания пашен, разрушения созданных руками нескольких поколений людей обжитых родовых гнёзд. Это явление, казалось бы, противоположно по смыслу обозначенному выше мотиву технократического насилия над патриархальных миром, но в то же время по своему драматизму, точнее – неизбывному трагизму, они перекликаются. И то, и другое – нарушение той гармонии жизнеустройства, того единства природного и культурного, бытового и сакрального, которые составляют одну из самых ценных констант художественной картины мира, представленной в Северном тексте русской литературы.
Мотив запустения, забвения находит воплощение в творчестве многих современных авторов, реализуясь, как в романе Михаила Попова «Свиток», в метафорическом образе травы забвения, которая вскоре скроет место, где веками на берегу быстрой реки Онеги стояла родная деревня главного героя романа. «Молодым сосняком заросла та лесная дорога»[19], по которой спешил в школу лирический герой Александра Роскова, а от его родной деревни «остались лишь деревья, / поле да заросший тиной пруд»[20]. Поэт откликается душой на таинственный зов родины «из очень далеких, из диких, глухих корабельных лесов»:
Там ветер полуночный рыщет
по полю. А в поле темно.
Там были людские жилища
под каждою елкой. Давно.
[…]
Теперь там округа пустая,
там нет ни сорок, ни ворон.
И на поле лес наступает,
со всех наступает сторон.
Там снега налипли комочки
на стебли засохшей травы.
И во поле нет ни следочка,
людского следочка – увы!
И за полем, в сумрачной чаще
гугукает филин злодей
да ветер скликает пропащих,
ушедших отсюда людей…[21]
Таковы реалии жизни Архангельского Севера сегодня, таковы процессы, происходящие здесь. Однако памятливость, стремление к сбережению и развитию традиций, свойственные северянам, нашедшие яркое воплощение в творчестве современных авторов, позволяют надеяться на то, что мотив единства, гармонии согласной жизни природы и людей, мотив соответствия природной и культурной составляющей человеческой жизни не исчезнет, не утратит своего значения и в творчестве будущих поколений писателей – создателей Северного текста русской литературы.
___________________________________
[1] Пришвин М.М. За волшебным колобком // Пришвин М.М. Собр. соч.: в 8 т. Т.1. М.: Худож. лит., 1982. С. 1982.
[2] Там же. С. 585.
[3] Там же. С. 478.
[4] Шергин Б.В. Для увеселенья // Шергин Б.В. Запечатленная слава. М.: Сов. писатель, 1967. С. 123 – 124.
[5] Гагарин Е. Белые ночи // Север. 1992. № 3. С. 109.
[6] Тряпкин Н.И. Коряжема // Тряпкин Н.И. Скрип моей колыбели. М.: Сов. писатель, 1978. С. 16.
[7] Тряпкин Н.И. А на улице снег… // Тряпкин Н.И. Скрип моей колыбели. С. 158.
[8] Лихачёв Д.С. Великое наследие. М., 1980. С. 197.
[9] Тряпкин Н.И. Днём и ночью, снова днём и ночью // Тряпкин Н.И. Скрип моей колыбели. С. 223.
[10] Рубцов Н.М. Стихотворения. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1985. С. 156.
[11] Там же. С. 136.
[12] Там же. С. 117.
[13] Там же. С. 58.
[14] Там же. С. 115.
[15] Там же. С. 44.
[16] Случевский К.К. За Северной Двиною (На реке Тойме) //
http://lib.rus.ec/b/138304/read[17] Клюев Н.А. Обозвал тишину глухоманью… // Клюев Н.А. Стихотворения и поэмы. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1986. С. 83.
[18] Явтысый П.А. Избранное: Стихи. Нарьян-Мар, 2007. С. 37.
[19] Росков А.А. Из далёкой дали… // Росков А.А. Украденное небо. Архангельск, 2010. С. 48.
[20] Росков А.А. Родина моя, моя деревня! // Росков А.А. Украденное небо. С. 45
[21] Росков А.А. Вечный зов // Росков А.А. Украденное небо. С.211-212.
Елена Галимова, профессор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносоваhttp://www.voskres.ru/literature/critics/galimova7.htm