И, верный слову своему, на другое утро в воскресенье, несмотря на чрезвычайную слабость свою и холодное время, отправился совершать литургию – и совершил, – но нужно было видеть, чего ему это стоило! По лестнице его носили на руках!.. Между тем ещё предстояли службы в сочельник и крещение... О. Порфирий сам видел, что для этих служб он должен был приобрести много сил, и потому в течение трёх дней до сочельника он старался не делать ни малейшего движения, сидел в покойном кресле и не говорил почти ни слова. Это ему помогло; но на самый короткий срок. В сочельник за великим водоосвящением уже заметно в нём было утомление; за всенощным он был ещё слабее, а за обедней в день крещения он был так слаб, что когда стоял с крестом в царских дверях, и делал отпуст, – то два раза пошатнулся, и молитва замерла на устах его. Страшно было смотреть на него, но всё ж никто не думал, что это была последняя его служба, и что через неделю, в этой самой церкви, мы увидим его уже во гробе.
После обедни я заехала к нему; он в крайнем расслаблении недвижимо лежал на диване. Потом сел в кресло и попросил меня читать ему. Я читала, а он постоянно переменял своё положение, то ложился, то садился. Тяжкие страдания его выражались как на лице его, так и в частых, тяжёлых вздохах; но ни одной жалобы, ни одного ропотливого слова не слышно было от него.
На другой день он был ещё слабее, и просил меня послать телеграмму в Москву, чтобы узнать, скоро ли оттуда прибудет к нему помощник...
– Я боюсь, – прибавил он, – чтоб без него вам не остаться без службы в воскресные дни.
Телеграмма немедленно была отправлена. Оп с нетерпением ждал ответа, и рассчитывал, когда может получить его.
В субботу я почти весь день читала для него книги. Он слушал с полным вниманием и иногда останавливал меня, чтоб поглубже вникнуть в прочитанное. Удивительная сила духа в слабом теле!.. К вечеру пришёл доктор, и по осмотре больного сказал мне: «Я теряю всякую надежду на его выздоровление; мне кажется, что дни его сочтены; может быть, всё кончится очень скоро; завтрашний день, впрочем, определённее скажет, чего можно ожидать».
Когда после всенощного бдения я зашла опять к нему, – он попросил меня написать в Неаполь к отцу Михаилу, чтобы он постарался приехать в Рим к будущему воскресенью для совершения богослужения, – и когда на другой день, в воскресенье после обедни, я навестила его, – то первый вопрос услышала от него:
– Хорошо ли шла служба?
Я дала ему утвердительный ответ, и прибавила:
– Мы молились гораздо спокойнее, нежели когда вы, больные и слабые, служите.
Он махнул рукой и сказал:
– Я и сегодня мог бы отслужить, да доктор уверил меня, что мне не выстоять службы. Другому бы я не поверил.
Потом вдруг с беспокойством спросил:
– А письмо к отцу Михаилу?
– Оно уже на пути в Неаполь, – отвечала я.
– Ну, спасибо вам, – сказал он, – а как вы думаете, когда приедет он?
И, получив ответ, что о. Михаил прибудет в среду, просил меня продолжать чтение истории Гетте, и спокойно слушал её.
В 2 часа служитель его принёс обычный его обед, состоящий из двух блюд и поставил на столе близь постели, в углу комнаты. О. Порфирий посмотрел на стол, и остался недвижим. Заметив, что он неоднократно взглядом как будто измерял пространство, отделяющее его от стола, – я принесла к нему кушанье. Он пообедал, и просил меня продолжить чтение. Я продолжила, – и, оставляя о. Порфирия, просила служителя его сказать доктору, который обещал в 5 часов навестить пациента, чтоб он зашёл ко мне. – Доктор зашёл, и сказал мне решительно, что всякая надежда потеряна, что болезнь идёт быстро, и что было бы хорошо, если бы о. Михаил приехал в среду.
Я немедленно послала телеграмму о. Михаилу, прося его прибыть в Рим как можно скорей, и потом поспешила к о. Порфирию. Он спросил меня:
– Когда думаете вы получить ответ от о. Михаила?
Я отвечала:
– Завтра утром; потому что я, зная неаккуратность здешних почт, в другой раз ему телеграфировала и просила его, для вашего спокойствия, прибыть в Рим как можно скорее, и он во вторник, вероятно, прибудет.
О. Порфирий очень рад был такой вести и просил меня заняться чтением.
В понедельник рано утром – принесли мне телеграмму от о. Михаила, извещавшую о его приезде на следующий день.
– Вот, – сказала я о. Порфирию, – о. Михаил будет завтра здесь, – и подала ему телеграмму.
Он с большою радостью прочёл ее, и сказал:
– Ну, спасибо ему – добрый человек!
К полудню пришёл доктор, и сказал мне при выходе, что он не ручается не только за несколько дней, но и за один час, и потому просил меня распорядиться, чтоб всю ночь кто-нибудь был около него. Я сама решилась наблюдать за ним целую ночь, и потому, когда о. Порфирий сказал мне: «Ну, теперь пора уже вам домой; уже 9 часов», – я спросила его:
– Не позволите ли мне остаться у вас? Доктор настоятельно просил, чтобы около вас был кто-нибудь, для наблюдения за временем принятия лекарств, для подачи вам нужных для вас вещей, так как вам не следует делать теперь ни малейших движений, требующих от вас каких-нибудь усилий или напряжений. Это единственное средство для вашего поправленья.
– Сальватор (это было имя его слуги) посидит подле меня, – отвечал он.
– Но Сальватор не в силах провести ночь без сна, – возразила я, – он с 5 часов утра на ногах; он готовил кушанье; он сколько раз выходил со двора!
– Я позвоню, когда мне будет нужен, – сказал он, – и нет необходимости ему сидеть около меня.
– Но ведь доктор приказал, – я снова возразила, – притом Сальватор может не услышать вашего звонка. Позвольте же мне остаться. Я возьму книгу и буду читать; мне вовсе спать не хочется; а когда отдохнёт Сальватор, он тогда побудет около вас.
– Ни за что, – сказал он неспокойно... Я приняла от него благословение и вышла из комнаты; но осталась в прихожей, откуда можно было всё слышать. До часу ночи он, кажется, был спокоен, но после стал кашлять и всё чаще и чаще; наконец, раздался звонок, и другой вслед за первым. Сальватор не приходил... Я решилась войти в комнату, – и только что отворила дверь, как запах дыма поразил меня: комната была вся полна им. С ужасом взглянула я на о. Порфирия; он сидел на диване, опершись рукой на стол. Я поспешила бросить в камин выкатившееся полено, которое, вероятно, уже давно дымилось.
– Как вы здесь? – спросил он с удивлением.
– Я не могла не послушаться доктора; я не могла оставить вас одних, и что я сделала, то, без сомнения, сделал бы и каждый из ваших друзей, – отвечала я.
– Где же вы сидели? – снова он спросил.
– В прихожей.
– Да там ведь страшный холод?
– Да, очень холодно, – отвечала я намеренно, чтоб он позволил мне остаться у него.
– Так зачем же вы уже здесь не сидели, если непременно хотели остаться?
– Да ведь вы же сами не позволили, и даже рассердились на меня; и вот, чтоб успокоить вас, я и ушла из комнаты в прихожую.
– Отогрейтесь поскорей у камина, – продолжал он с беспокойством, – ведь можно простудиться, а беда быть больным.
– Никакой нет беды, – отвечала я, – только нужно исполнять приказания доктора, и тогда всё пойдёт хорошо; а теперь прошу вас, успокойтесь; я отворю двери, вымахаю дым, и кашель ваш прекратится.
Через несколько времени он действительно успокоился, но вовсе не спал, и даже не задремал ни на минуту. Во вторник (12 января) утром он спросил чаю, чего прежде не позволял себе, ибо чай был запрещён ему. Весь день провёл он одинаково. Все русские заезжали и утром и вечером узнавать о состоянии его здоровья и входили в моленную, где уже с утра был наш почтенный и добрейший о. диакон, который и передавал им всё, что касалось о. Порфирия. Когда о. Порфирий слышал разговор в соседней комнате, это заметно тревожило его. Я говорила ему, что все очень жалеют его и постоянно наведываются о нём.
– Что же им говорят обо мне? – спрашивал он.
– Да то, что вы ещё не понравились, и что принять никого не можете; впрочем, они и не желают беспокоить вас.
Он два раза приглашал к себе тех, которые наведывались о его здоровье, – и между ними княгине Шаховской, которой сестра уехала в Россию и через месяц должна была вернуться в Рим, сказал очень спокойно: «Кажется, сестрицы вашей мне не дождаться». Это было единственное слово во всё время его болезни, которое доказывало, что он чувствовал опасность своего положения и близкий конец.
К крайнему сожалению, в 12 часов дня я получила телеграмму от о. Михаила, уведомлявшего, что, по случаю отъезда неаполитанского наместника, поезды железной дороги были внезапно переменены, и потому он приедет не ранее как завтра в 6 часов вечера. Я не решилась передать это неприятное известие о. Порфирию, полагая, что, может быть, он сам заведёт о нём речь. И в самом деле, часов в 5 он посмотрел на часы и сказал:
– Вот скоро приедет о. Михаил. Приготовил ли Сальватор обед ему, и кто поедет встречать его на железную дорогу?
Тогда я сообщила ему содержание телеграммы. Он без тревоги сказал:
– Так на завтра надо распорядиться.
К вечеру ему стало заметно хуже; маленькая хрипота послышалась в горле; он постоянно то раскрывал, то закрывал глаза и переменял положение.
Часов в 11 он пожелал перейти в спальню и лечь на постель. До сего времени он лежал в гостиной на диване, совершенно одетый. Он приподнялся очень скоро и встал. Когда я хотела поддержать ого, он сказал: «Не нужно, я дойду сам», – и дошёл довольно скоро и твёрдо. Но за сделанным усилием последовало страшное ослабление: он не лёг, а почти упал на постель, и лежал недвижимо несколько минут. Потом приподнялся и попросил уложить ему подушки повыше. Хрипота в горле усилилась, дыхание сделалось прерывисто и коротко. Ежеминутно можно было ожидать конца его, и каждый его вздох казался последним. Лицо его было страшно бледно, взор угасал. 13 января утром, часа в 2, слуга его принёс телеграмму. Я передала её о. Порфирию. Это была телеграмма из Москвы от о. архимандрита Игнатия, извещавшая о скором отъезде помощника о. Порфирия. Он распечатал телеграмму, прочёл её, и с радостью сказал: «Славу Богу, я теперь спокоен». В скором времени он опять пожелал перейти в гостиную, и встал с постели, но уже один не в силах был перейти комнату. Он лёг опять на тот же диван около камина, и как будто не мог найти удобного положения, а между тем ни одной жалобы не вырвалось из груди его.
– Какой пример терпения подаёте вы нам, – воскликнула я невольно, – вот почти двое суток, как вы не уснули ни на минуту, чувствуете такое беспокойство и, конечно, страдаете, и между тем ни одним словом не выражаете ваших страданий.
Он безмолвно взглянул на меня, но взгляд этот выразил всё то страдание и томление, которое он переносил так безропотно.
– Не принести ли вам святой воды? – спросила я. – Вы сами освятили её ещё так недавно; она успокоит и поможет вам.
– Принесите мне масла от мощей св. Петра, – сказал он, – оно стоит у образов в спальне, я сам взял его из собора.
Когда я подала ему масло, он привстал, перекрестился несколько раз, и помазался им, но только спросил:
– Горит ли лампада перед образами?
Я пошла в спальню и зажгла лампаду. Вскоре ему сделалось как будто лучше; он лежал тихо, точно отдыхал. Через несколько минут он обратился ко мне и сказал:
– Почитайте мне.
– Что прикажете? – спросила я.
– О таинстве крещенья, – отвечал он, – это в духовном журнале – № такой-то – посмотрите на этом стуле между такими-то книгами, – и указал так ясно, что о. диакон тотчас нашёл.
Когда я окончила чтение, он сказал мне:
– Теперь почитайте мне Евангелие.
Я выбрала из Евангелия от Матфея нагорную проповедь Спасителя. Когда глава была окончена, он сказал:
– Довольно; теперь прочтите канон молебный Богородице и канон Ангелу хранителю.
Во всё время, пока я читала ему, он часто делал крестное знамение, и тихая, святая молитва выражалась на лице его. По окончании канона Ангелу хранителю, он сказал едва слышным голосом: «Довольно».
Часов до пяти утра (13 января) он был спокоен, но уже видимо угасал, – дыхание становилось труднее, голос слабел, произношение слов делалось невнятным. Доктор пришёл очень рано и долго оставался у него. Когда он вышел, то сказал нам:
– О. Порфирий при последних минутах жизни своей; он до вечера не доживет, и священника не дождётся; я советую вам спросить у него, не теряя времени, не желает ли он сделать какие-нибудь распоряжения.
– Но это встревожит его, – возразила я.
– Нисколько, – ответил доктор, – он изумительно спокойно говорит о себе, он сам спросил меня, долго ли ещё остаётся жить ему?
– Что же вы сказали? – спросила я.
– Я сказал надвое, – ответил доктор, – я сказал, что имею мало надежды, но что конец его жизни может наступить скоро, но может и замедлить.
По уходе доктора, я с о. диаконом вошла к больному, чтоб спросить у него о его последней воле. На вопрос мой: «Как он себя чувствует?» он отвечал:
– Всё так же, да вы лучше меня знаете; вероятно, доктор с вами откровеннее.
– Да, я сейчас говорила с ним, и не могу скрыть от вас, что он беспокоится на ваш счёт.
– Что же он вам сказал? – спросил он несколько отрывисто.
– Он сказал мне, что ещё надеется на ваш сильный организм, и что, может быть, вы выдержите эту болезнь, но с другой стороны не ручается и за короткое время. Конечно, всё в воле Божией, и мы надеемся, что Он сохранит вас; но, во всяком случае, для вашего и нашего спокойствия, если вы имеете сделать какие-нибудь распоряжения, то передайте нам; вы можете быть вполне уверены, что мы свято передадим каждое слово ваше.
Он вдруг взглянул на меня пристально, и в этом взгляде выразилась ещё раз, и в последний раз, вся сила воли его. После минуты молчания, в которую он как будто собирал последние силы свои, он опять взглянул на меня, и самым спокойным, твёрдым и внятным голосом произнёс следующее:
– На похороны мои 200 скуд[2] отдайте отцу Михаилу, я думаю довольно, – и потом вынул ключ и, отдавая его мне, прибавил:
– Вот ключ от письменного стола моей спальни – там в ящике лежит бумажник с деньгами, и подле другой свёрток. Русские книги отдайте в здешнюю церковную библиотеку; иностранные перешлите в Москву обществу любителей духовного просвещения; всё остальное завещаю племяннику моему Кузнецову, учителю в Вологде; вы его знаете.
Сказав это, он оставался безмолвным. Часов в 9 утра спросил чаю и выкушал несколько чашек одну за другой; он уже был так слаб, что всё выпадало из рук его, а между тем, когда я хотела помочь ему, он говорил: «Не надо, я и сам могу держать». И только лекарство принимал он не из своих рук. Часов в 11-ть он спросил кушать обычной пищи своей – рисовой каши. Когда её подали, он стал беспокоиться, приготовил ли Сальватор нам завтрак, и пили ли мы чай. В это время принесли письмо (13 января) с почты. Я передала ему, он распечатал и читал его с замечательным на лице удовольствием.
– Как я доволен, – сказал он, окончив письмо, – это от о. архимандрита Игнатия; мой помощник выезжает, пожалуй, уже выехал, недели через две будет здесь – теперь я совершенно спокоен. Я вам прочту письмо.
– Да зачем же вам утруждать себя чтением: если позволите, я сама прочту, – сказала я.
Он передал мне письмо и продолжал говорить о своём помощнике, не замечая, вероятно, что слова его были уже невнятны и иногда непонятны. Потом опять прочёл письмо. К часу дня показались все признаки близкой кончины; дыхание сделалось конвульсивно и коротко, хрипота усилилась, руки холодели. Чрез несколько времени он стал что-то говорить, и можно было разобрать лишь то, что слова эти были на итальянском языке; я попросила его сказать по-русски; невнятно и тихо сказал он, чтоб позвали его служителя.
Минут за 15 до кончины, он попросил поднять подушки повыше и облокотился на правую руку, поддерживал ею голову. В другой руке пульс перестал уже биться; она лежала холодная и недвижимая. Последние минуты были тяжки. Кажется, о. Порфирий уже не был в полной памяти. Когда он открывал глаза, что было ежесекундно, то он усиливал взгляд, как будто желая узнать и увидеть окружающее его. Взгляд этот был слаб и мутен; дыхание слишком редко. Вдруг лицо его изменилось; бледность исчезла, он стал сдвигать брови всё более и более, открыл немного глаза, и тяжелый последний вздох сказал, что душа его оставила наш мир. Но ещё одна минута – и новое явление: лицо его, покрывшееся бледностью, внезапно стало яснеть и яснело всё более и более; улыбка показалась на устах. Глядя теперь на него, можно было подумать, что, видно, мир блаженства засиял перед ним, что видно предстает он пред Того, чью волю и заповеди исполнял до последней минуты своей праведной жизни. Так и звучали в сердце слова Спасителя: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Но чрез минуту всё исчезло: о. Порфирий мирно почил в среду, 13 января.
Тело его было поставлено в спальню. Отец Михаил приехал к вечеру. Все русские собирались к панихидам – утренним и вечерним. Даже многие члены римского духовенства приходили поклониться праху его, а некоторые римляне неоднократно целовали руки его.
Отпевание тела совершено было в пятницу 15-го числа, в посольской церкви. Русские, знавшие и не знавшие о. Порфирия, были все в церкви и проводили его до последнего места успокоения. А это место около Monte Testaccio, где находится кладбище для иностранцев, не принадлежащих к римско-католическому вероисповеданию; там хоронят и русских[3].
Господи, учини душу его, идеже праведницы Твои сияют, яко светила!
Публикацию подготовили библиографы М.А Бирюкова и А.Н. Стрижев.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] В «Православном Обозрении» за 1866 год, в январской книжке замечено, что о. Порфирий Попов, скончавшийся в Риме 13 января 1866 г., по окончании курса в Московской академии в 1850 г., начал духовно-учебную службу свою в Вифанской семинарии и продолжал её в Московской академии в должностях преподавателя патристики, инспектора академии и цензора по духовной литературе. Он пользовался любовью и уважением близко поставленных к нему лиц за своё трудолюбие, добросовестность в исполнении своих обязанностей, и особенно за доброту сердца. В 1861 г. был перемещён на должность ректора Вифанской семинарии. Расстроенное здоровье заставило его сойти с духовно-учебного поприща. Он сделан был настоятелем московского Симонова монастыря, но и здесь здоровье его не поправилось. В 1864 году, в видах облегчить положение больного о. Порфирия, делавшееся более и более трудным, он был отправлен в Рим настоятелем тамошней церкви при нашем посольстве. Итальянский климат не помог о. Порфирию: из Рима он не возвратился.
[2] О. Михаил и о. диакон с причетниками нашей посольской церкви Долоцким и Березкиным, положительно отказались принять эту сумму и пожелали, чтобы она была присоединена к той, которая осталась после отца Порфирия. Желание их было исполнено.
[3] Те из русских, которые знали о. Порфирия, пожелали сообща поставить над прахом его мраморный памятник. Он приводится в исполнение и вскоре будет готов.
Софья Сухова-Кобылина
http://www.voskres.ru/podvizhniki/suhovo.htm