Особое место занимают обители, основанные теми русскими иноками, которые в течение некоторого времени сами подвизались на Святом Афоне. Впитав духовную культуру святогорцев, они, словно негасимую лампаду, переносили ее на родную землю.
И первая среди них – мать всего русского монашества – Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, несущая на себе благословение Святой Горы.
За ней, если следовать хронологии, идет любимое местопребывание афонского воспитанника, митрополита, всероссийского святителя Киприана – Святоезерская Преображенская пустынь близ города Гороховца (XIV век). Затем – Коневский Рождество-Богородичный монастырь на острове Коневец Ладожского озера, основанный в 1393 году преподобным Арсением Коневским после трехлетнего пребывания на Афоне. Наконец, Сергиев Нуромский Преображенский монастырь, основанный в XIV веке афонским монахом, учеником преподобного Сергия Радонежского, преподобным Сергием, по благословению своего духовного отца. В 1397 году был основан в память о торжественной встрече войска Тверского, возвращавшегося из похода, Кашинский Сретенский монастырь, устроитель которого, Савва, принес с Афона Устав монастыря.
Наиболее значительным в этом ряду является первый русский скит, устроенный по образу афонских скитов и по уставу афонского пустынножития, строившийся поистине как второй Афон в России. Речь идет о Нило-Сорской пустыни, расположенной неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря. Великий учитель скитской простоты и нестяжания, преподобный Нил Сорский (1433–1508), принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Вместе со своим учеником и сотрудником, преподобным Иннокентием Комельским, он долго пробыл на Афоне. Особенно его привлекло уединенное пустынножитие афонских келиотов. Общежитие связано со многими попечениями о внешнем. Одинокий подвиг отшельничества слишком опасен и требует особого мужества и духовной высоты. Скитская жизнь, от двух до двенадцати иноков, – это средний, царский, путь жития «братии вкупе». Именно его и выбрал преподобный Нил за образец: в скиту насельники в основном занимались умным деланием и лишь в малой мере – попечениями о необходимых потребностях. Вернувшись в Россию, преподобный Нил не мог удовлетвориться жизнью общежития и вместе с преподобным Иннокентием устроил в пятнадцати километрах от Кирилло-Белозерского монастыря подобие афонского скита. До наших дней дошел замечательный памятник – составленный им Устав скитского жития. Ученик преподобного Нила, преподобный Иннокентий, по благословению своего духовного отца основал второй скит на реке Нурме, но из-за умножения братии вынужден был со временем ввести общежительный устав.
Следующую группу составляют обители, духовно связанные с Афоном принятым за образец святогорским уставом. Это – Свято-Успенская Флорищева пустынь[28], основанная в начале XVII века и отстроенная святителем Суздальским Иларионом, родственником знаменитого изографа Симона Ушакова. Это, конечно, и Свято-Введенская Оптина пустынь[29], просиявшая в XIX веке возродившимся на Руси старчеством. Особое место занимает Троице-Сергиева Лавра[30], духовный центр Русской земли.
Завершают наш исторический экскурс монастыри, духовное сияние которых было возжжено от великих церковных светильников. По образу и подобию первого Русского Афона, – Киево-Печерской лавры, строились великая Успенская Почаевская лавра (XIII век), Супрасльский Благовещенский монастырь (XV век), Псково–Печерский Успенский монастырь (XIV век), Печерский Вознесенский Новгородский монастырь, основанный в XIV веке святителем Дионисием[31].
Перед нашим внутренним взором разворачивается поразительная по величию и охвату панорама русского монашества. От суровых ладожских волн до диких Кавказских гор, от юго-западных Кременецких окраин до величавого голубого Урала высоко горели светильники православной веры, опора Русской Церкви и Русской державы, – русские православные монастыри. Большая часть из них так или иначе были связана с матерью русского иночества – Святой Афонской Горой. Связь с Афоном была той невидимой нитью, которая соединяла Русь с древними традициями Византии. Помимо духовного влияния, Афон нес высокое просветительное и культурное служение. Оттуда приходили в Россию иконы, рукописные и печатные книги, оттуда сиял христианский идеал устремленности к Богу, предстояния Ему. Через высоту афонского миросозерцания Русь усваивала духовную и художественную культуру Византии[32].
«Дух и чин, правила и уставы Афона проникли все церковное чинопоследование всех церквей Святой Православной Руси как нерушимый завет святых отцов, как совершенный идеал... Святой Афон горит, как непомеркающая всемирная лампада пред Богом, и курится вековечно, как негасимое всемирное кадило»[33], – говорил архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович. 1826–1890) в конце XIX века.
[1] Дело о передаче русским монахам обители Фессалоникийца. В кн.: Акты Русского на Святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев: Типография КПЛ, 1873. С. 69, 75.
[2] Русский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской. М., 1995. С. 4–13; Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших. Ч. 1–2. М., 1994. Ч. 2. С. 77–82.
[3] Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших. Ч. 1–2. М., 1994. Ч. 2. С. 82.
[4]Макарий (Макиенко), иеромонах. Русская лампада на Святой горе: русский монастырь на Афоне как фактор духовно-мистического влияния на Русь: Доклад на международной конференции «Русский Афон как фактор духовного просвещения России: к 1000-летию русского присутствия на Святой Горе (1016-2016)». –
Источник:
http://fund-panteleimon.ru/library/history-monastery/russkaya-lampada-na-svyatoj-gore-russkij-monastyr-na-afone-kak-faktor-dukhovno-misticheskogo-vliyaniya-na-rus[5] Путеводитель по Св. Афонской Горе. М., 1895. С. 211.
[6] Купчая келлии Феодула, игумена обители Ксилургу 1030 г. // В кн. Акты Русского на Святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев: Типография КПЛ, 1873. С. 3.
[7] О ней: Киевския пещеры и Киево-Печерская лавра. Киев: Типография Сементовскаго, 1864; Путеводитель по Святым местам Киево-Печерской лавры. Изд. 9–е. Киев: В типографии Киево-Печерской лавры, 1898.
[8] Белоброва О.А. Коробейников Трифон. // Словарь книжников и книжности Древней Руси./ АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л.: Наука, 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1: А–К. С. 490–491.
[9] О нем см.: Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 416–418.
[10] О нем см.: Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 104–106.
[11]См.: Русские путешественники по греческому миру (XII – первая половина XIX века): Каталог выставки РГБ. М., 1995.
[12] Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2–е изд. Сергиев Посад, 1914. С. 103; Международная конференция «Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII веке». Греческие документы и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства московских собраний: Каталог выставки. М., 1995. С. 42–53.
[13] Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2–е изд. Сергиев Посад, 1914. С. 60.
[14]Большой Успенский собор в Москве. Изображения общего и детального видов собора, ремонтные работы, святые иконы, раки святителей, стенная иконопись и древние священные предметы соборной ризницы: собрание фототипических снимков... / Изд. кн. А. Ширинского-Шихматова. М., 1896. С. 28.
[15] См. подробнее: Чинякова Г.П. Римская икона Пресвятой Богородицы из храма во имя святого Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке. М., 2009.
[16] Каптерев Н.Ф. Сергиев Посад, 1914.С. 62; Лев Лебедев, протоиерей. Москва патриаршая. М., 1995. С. 61–188.
[17]Леонид (Кавелин), архимандрит. Историческое описание Ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Июль–сентябрь 1874. М., 1874.
[18] Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841. Т. I. 1334–1598 гг. 235 c.
[19] См: Валаамский патерик. М., 1996.
[20] Панагия или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит (Краткое историческое описание) 1908 г.
[21] Что такое Святой Афон для православной России. Одесса, 1887.
[22] Федорущенко О. Белогорская обитель. Издание Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря. 2011.
[23] Леонид (Кавелин), архимандрит. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно–Кананитский монастырь. М, 1885; Арсений (Минин), иеромонах. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Москва, 1899; Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Салоники, 1995.
[24] Павловский А. Второ-Афонский Успенский мужской монастырь на Кавказе. М., 1905; Попов Федор.Второ-Афонский Успенский общежительный мужеский монастырь близ г. Пятигорска Терской области. Пятигорск, 1912; Илиади И., Коваленко А. Свято-Второ-Афонский Бештаугорский монастырь. Ставрополь, 2003; Чинякова Г.П. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко) Изд. 3–е, испр. и доп. Санкт-Петербург, 2014; Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 723–725.
[25] См. о ней: Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский.История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. С. 142–144; Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 605–606.
[26] См. о ней: Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 19. С. 570–574.
[27] Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. В двух т. / Лат. и нем. т–ты, пер. А.И. Малеина и А.В. Назаренко. М., 2008. Т. I. С. 311, 443.
[28] О ней: Георгиевский В.Т. «Флорищева пустынь. Историко-археологическое описание с рисунками». Вязники, 1896 г.
[29] О ней: Концевич И.М. Оптина Пустынь и её время. Джорданвилль, 1970; Запальский Г.М. Оптина пустынь и её воспитанники в 1825 – 1917 годах. М., 2009.
[30] Горский А.А. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1890; Иннокентий (Просвирнин), архимандрит Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. Альбом. / Общ. ред. архиепископа Волоколамского Питирима. Троице-Сергиева Лавра. М., 1985.
[31] Кратко о монастырях: Зверинский В.В.Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. М., 1897; Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. СПб., 1994.
[32] Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже Х1У–ХУ веков //ТОДРЛ. Л., 1968. № 23. С. 171.
[33] Что такое Святый Афон для православной России». Одесса, 1887.
Галина Чинякова
http://www.voskres.ru/obiteli/cyinyakova.htm