Особое почитание ПремудростиК вопросу о софианствеВеликий князь Владимир, после святого Крещения, всем сердцем и разумом воспринял Православие и как новый, благочестивый человек взялся строить на Руси святыни. Так в Новгороде, что на реке Великой, повелел воздвигнуть величественный храм в честь Софии Премудрости Божией, а в нём поставить икону греческого перевода – преемственность Великого Новгорода от святынь Царьграда-Константинополя. Софийный храм и его великая икона поныне являют Божественную красоту нашим людям. Образ Премудрости олицетворяет творческую любовь Божию, одухотворённую Духом Святым. «Премудрость созда себе дом» – эти древние слова приходятся и к храму, и к стране в целом, где он воздвигнут, и где люди умудряются жизнью. А Софийская церковь издревле поставлена и в Киеве, и в Москве, и в Ярославле, и в Вологде, и многие другие города Православной отчизны украшены Премудростью Божией.
Что же подразумевают верующие под этим сокровенным знамением? София знаменует собою духовность твари и её красоту – святость, чистоту и непорочность. Она и разум твари, её смысл, и её же правда в целом. Сокровенный человек украшен кротостью, целомудрием сердца и свободной волей. Ангел-Хранитель – вот прообраз человека в его идеальной сущности. А изображали Премудрость Божию умозрительно, по-разному, но всегда Боговдохновенно. Царьградские изографы представляли Премудрость началом путей Господних, замыслом Творца о тварной жизни: в Премудрости познаем Зиждителя. Символ Премудрости – Ангел, его власть космическая, небесная Сфера – его дом. Горний мир исполнен звёзд, изукрашен бирюзово-голубым духовным небом. Юстинианов храм в Константинополе посвящён Софии. На Руси подобное наблюдаем на иконе Софии Новгородской.
Икона эта и по замыслу, и по письму поистине великая. Посвящена Пречистой Богородице, всем путь спасения показующая, Она, как столп огненный среди мглы греха, отгоняет полчища наших страстей, приобщает к вечности. Образ исходил от души, изображая то, что таилось в глубинах народного религиозного сознания. В центре иконы на престоле женоподобный Ангел, с крыльями и золотой короной на голове. Его трон утвержден на седьми столпах, ноги упираются на камень – символ неизменяемости истины, лицо и руки огненного цвета, в ушах тороки, по-старинному слухи. По правую руку Ангела, олицетворяющего Премудрость Божию, предстоит Богородица, Подательница божественной благодати, Пречистая и Преблагословенная; по левую руку Ангела изображён Иоанн Креститель. Над духовным небом – вокруг ангелы, славящие Распятие.
В Духе Святом созерцаем Премудрость Божию или Софию: «Вся премудростию сотворил еси!» – сказано в 103 псалме. Нетленный твой Дух пребывает во всём – повторим словами Писания. Так София, или Премудрость Божия, принадлежит всей Пресвятой Троице. Надо сказать, существовали и другие изводы иконографического изображения Премудрости. В ярославской церкви Иоанна Златоуста на старинной иконе Премудрость создала себе дом и под сенью восседает на облаченном престоле. Сень удерживается шестью столпами, а седьмой – Крест.
На Киевской иконе Премудрости в Киевском Софийском соборе изображена Богоматерь, стоящая на семиступенчатом амвоне, в руках Она держит Богомладенца, под ногами серп Луны, лежащий на облаке. Церковь воспевает Пречистую Деву Марию, Высшую и Ширшую Небес, называя Её Звездою Пресветлою, Владычицей мира. И Подательница Божественной благодати Пречистая и Преблагословенная Матерь Господа вдохновенно изображена изографами на Богородичных иконах под самыми разнообразными величаниями: Живоносный Источник; Неопалимая Купина, объятая пламенем Святого Духа; Радость всех радостей; Нечаянная Радость; Заступница Усердная; Скоропослушница; Целительница; Державная Царица – водительница всех русских патриотов; Утоление Печали, Всех скорбящих Радость, Взыскание Погибших, Умягчение злых сердец. Не перечислить всех знаменований Богородицы, запечатленных в Ея образах, молитвенно утвержденных в душах верующих, благочестивых людей. Премудрость Божия, явленная открыто или тайно и сокровенно, пребывает во всём, и Богородица помогает нашим душам живиться дыханием Духа Святого.
Премудрость Божия София празднуется в день Успения Богоматери 15 августа (церковного стиля) или в День Рождества Богородицы. По всей Руси справляли службу Премудрости Божией: и в Москве, и в Ярославле, и в Вологде, и на Урале, и в Сибири. Почитание Премудрости Божией было повсеместно. Софийные храмы ставили не только в столицах Империи, но и в глубокой провинции. Так, князь Порфирий Николаевич Енгалычёв (1769 – 1829) в своём имении Малый Студенец, что в Шацком уезде Тамбовской губернии, построил храм Рождества Богородицы, напоминающий внешне величественный пятикупольный собор Софии, Премудрости Божией, в Царском селе (архитектор Камерон), воздвигнутый при Екатерине Великой. А в Москве было два Софийных храма: один на Лубянке, другой напротив Кремля, за Москвой-рекой. Там даже Софийская набережная есть. Древнейшие тексты Службы хранились в Синодальной библиотеке. Служба составлена видным поэтом и прозаиком XVII века князем Семеном Ивановичем Шаховским (ск. 1654), оставившем после себя большое число произведений гимнографических, а также исторических повестей, похвальных слов и посланий. Год его рождения неизвестен, но документально удостоверено, что в 1606 году князь был послан под Елец вместе со стольниками и стряпчими для наведения порядка в северских городах, позже участвовал в военных походах и дипломатических сношениях. Среди его многочисленных сочинений заметный интерес представляют повести о царевиче Димитрии, а также жития Прокопия и Иоанна Устюжских. Получив имение в Вологде, князь Шаховской пишет житийный текст Димитрия Прилуцкого, составляет вирши и молитвословия. Впервые «Служба Софии Премудрости Божией» напечатана архивариусом Св. Синода Антоном Ивановичем Никольским (1857 – 1914) по новгородскому списку в 17-м выпуске «Вестника Археологии и Истории» за 1906 год (с. 69 – 100). Публикацию археограф снабдил обстоятельной вводной статьёй (с. 69 – 79) и приложениями. Здесь на страницах 81 – 91 приведен как текст самой «Службы», так и сказания, в частности, о Константинопольском Храме Премудрости Божией при Юстиниане и о том, как Новгородским архиепископом Геннадием был причислен к двунадесятым владычным праздникам день Успения Пресвятой Богородицы. «Дай, Господи, познати Тебе своей и словесной твари и, познав, прилепитися и долготерпение благодати Твоея воспети, и угодная Тебе творит ипостасной Божии Премудрости Господу нашему Иисусу Христу, яко препрославлен еси со безначальным Отцем и со пресвятым и благим и животворящим Духом». Завершается публикация А.И. Никольского словом от редакции этого академического повременного издания. Исследование вышло отдельным оттиском, а затем перепечатано в 13 томе «Русской исторической библиотеки», подготовленном Археологическою комиссией в 1909 году (с. 837 – 876). Третье издание «Службы Софии, Премудрости Божией» вышло в свет в Петрограде в 1925 году. Так что текст А.И. Никольского надо считать образцовым.
Спустя шесть лет после первого издания этого литургического творения вышло новое издание «Службы» в 1912 году, подготовленное свящ. Павлом Александровичем Флоренским по списку Московской Софийской церкви на Лубянке. Список изготовлен в 1835 году, но текст восходит к более раннему времени и во многом совпадает с тем, что был обнародован архивистом А.И. Никольским. В послесловии о. Павел замечает: «Свою значительность рукопись эта получает главным образом от того, что она не достояние археологии, а предмет живого церковного обихода. В церкви, которой принадлежит рукопись, доселе по ней справляется 15 августа служба Софии, Премудрости Божией». Текст набран кириллицей. Сперва он был помещён во втором номере «Богословского Вестника» за 1912 год, а затем вышел отдельным журнальным оттиском (23 с.). Эта публикация о. Павла вызвала резкую критику со стороны некоторых церковных авторитетов. Так, архимандрит Никанор в своих библиографических заметках «Случайное издание», выпущенных отдельной брошюрой (М., 1913), назвал предпринятую попытку Флоренского «сплошным недоразумением». В чём же его упрёки? Прежде всего, не упоминается первое издание археографа А.И. Никольского, вышедшее перед тем. «Мне не удалось видеть её», – признаётся П.А. Флоренский в своей книге «Столп и утверждение истины» (1914, с. 776), где приведён исключительно обширный список публикаций по вопросу Софии. И казалось невероятным, что такому всестороннему исследователю не попался на глаза академический журнал, и в нём заглавная статья А.И. Никольского, известного историка и археографа. Не сравнил публикатор храмовую рукопись с рядом манускриптов «Службы», имеющихся в библиотеке МДА, в которой начинал трудиться этот молодой, талантливый учёный. Упрекали его и за сокращение текста: исключено сказание о построении Софии Новгородской и описание самого храма. Не вошло в изданный текст увещание к читателям.
В своей фундаментальной книге «Столп и утверждение истины», выпущенной в свет нео-христианским издательством «Путь» (М., 1914, 814 с.), Павел Александрович Флоренский посвятил учению о Софии, Премудрости Божией, отдельную главу, пожалуй, центральную в этом труде (с. 319 – 392), снабжённую при этом ещё и солидным комментарием. По существу, здесь были исследованы или просмотрены всевозможные источники богословского и светского характера, не исключая и тех, что опирались на гнозис, так ценимый в орденской среде: это будут книги Я. Бёма, Л.К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга, И. Пордеджа, Ф. Баадера. Из русских мыслителей им наиболее почитаем Владимир Соловьёв, с его учением о «Мировой душе». Заставки ко всем частям «Столпа» взяты из альбома «Эмблемы и символы» Амбодика-Максимовича, особо ценимого масонами за олицетворённые прообразы. В целом, труд П.А. Флоренского представляет собою обширный свод православных источников, содержит много важных богословских толкований и выводов. Но западная традиция с её явными гражданскими предпочтениями, даже в небольшой примеси, толкала новых богословов в сторону нео-христианского модернизма. Впоследствии софианские воззрения найдут своё яркое выражение в трудах С.Н. Булгакова и будут рассматриваться в Православии как софианская ересь. Об этом в 20-30-е годы прошлого столетия поведут споры и в Зарубежье, и в России. Московская богословская мысль оформлена в публикациях В.Н. Лосского и в Послании Московской Патриархии. Разумеется, несхожие мнения допустимы, если не противоречат Евангельским истинам. Учение Православной Церкви о промыслительной Премудрости Божией доступно изложено в статье прот М. Помазанского, напечатанной в «Православной Руси». Там же рассматривается и вопрос о софианстве.
Служба Софии, Премудрости Божией, была создана князем С.И. Шаховским в конце XVI столетия. В архиве Посольского приказа он упоминается уже в 1573 году, а в 1707 году служба была исправлена и дополнена прологом, стихирой и каноном в честь Софии – написаны Иоанникием Лихудом.
В таком виде литургическое творение с тех пор и бытует в нашей церковной жизни. Судьба печатного текста прослеживается нами на основе публикаций, указанном в кратком библиографическом перечне.
Литература: Никольский А.И. София, Премудрость Божия. (Новгородская редакция иконы и службы Св. Софии). // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. Вып. XVII. СПб.: тип. П.П. Сойкина. 1906. С. 69 – 102.
Свящ. Павел Флоренский. Служба Софии, Премудрости Божии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1912. 19 с. Отд. оттиск журнала «Богословский Вестник». 1912. № 2.
Архимандрит Никанор. Случайное издание (библиографическая заметка). М.: Печатня А.И. Снегиревой. 1913. 8 с.
Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М.: «Путь». 1914. Письмо десятое: София. С. 319 – 392. Примечания. С. 751 – 779.
Прот. Михаил Помазанский. Соблазны философского «творчества» в Богословии. // Православная Русь. 1954. № 11. С. 4 – 7.
Протопресв. Михаил Помазанский. Как учит Церковь о Промыслительной Премудрости Божией. // Православная Русь. 1976. № 8. С. 8 – 9; № 10. С. 4 – 6.
Лосский В.Н. Спор о Софии: Статьи разных лет. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства. 1996. 194, [2] с.
Буланин Д.М. Шаховской Семен Иванович. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.). Ч. 4. Т – Я. Дополнения. СПб. 2004. С. 275 – 286.
Чекмарёв А.В. Влияние Царскосельской Софии на архитектуру усадебных церквей. // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 18 (34). СПб.: «Коло». 2013. С. 312 – 329.
А.Н. Стрижев, М.А Бирюковаhttp://www.voskres.ru/articles/biryukova1.htm