Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 10:25:46  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: На какой почве появилась БНР  (Прочитано 1435 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 28 Марта 2018, 10:22:43 »

АЛЕКСАНДР ГРОНСКИЙ

На какой почве появилась БНР



Дискуссии о Белорусской народной республике (БНР), развёрнутые белорусскими националистами, которые готовятся отметить 25 марта (так называемый День воли) 100-летие провозглашения этого образования, требуют от историка высказаться по поводу того, что же это такое.

После Октябрьской революции 1917 года в не оккупированной немцами западной части бывшей Российской империи начала устанавливаться советская власть. По линии русско-германского фронта установить её было не так сложно – распропагандированные большевиками солдаты желали поскорее вернуться домой, активно поддерживая ленинский Декрет о мире. А у солдат было оружие. Неглубокий тыл также был наводнён революционными солдатами. Помимо солдат и поддержавшего революцию гражданского населения в Белоруссии существовали организации разных политических направлений. Какие-то из них были заметными, о каких-то знали в основном только их члены: к последним относились и белорусские организации националистического толка.

Фронт Первой мировой войны разделил белорусских националистов на две части. Оставшиеся на неоккупированной территории практически прекратили всякую деятельность (в условиях войны она могла рассматриваться властями империи как враждебная) и вновь начали проявлять слабую активность лишь к концу 1916 года, когда до падения монархии в России оставалось немного. А белорусские националисты, попавшие в немецкую оккупацию, встали на путь прямого сотрудничества с немецким военным командованием. В то время термина «коллаборационизм» не существовало (он появился только в середине ХХ века), но то, чем занимались белорусские националисты на оккупированной территории, вполне передаётся понятием «коллаборационизм».

Белорусские националистические деятели в оккупации получили возможность развивать свои идеи благодаря тому, что часть территории их страны была захвачена противником. Ситуация в их глазах была выгодной. Часть жителей Северо-Западного края ушла вглубь России; были эвакуированы или стали беженцами православные крестьяне, чиновники, сотрудники полиции, православные священники, западнорусская интеллигенция и другие социальные группы, не жаловавшие белорусский национализм. Казалось бы, теперь националисты могли развернуть агитацию и пропаганду, не встречая противодействия довоенных лет. Однако произошло нечто иное: оставшееся белорусское население проигнорировало призывы белорусских националистов, которые так и не смогли заручиться народной поддержкой. Не помогли даже немецкие деньги:  немцы открыли для белорусов учительские курсы, выпустили учебники, создали белорусские вооружённые формирования, но обеспечить белорусским националистам поддержку населения они не смогли. Не помог и запрет немецких оккупационных властей пользоваться русским языком в официальных отношениях. Простой народ в массе своей отвергал самодеятельных претендентов на представительство его интересов.

Строго говоря, у белорусских националистов не было поддержки ни от кого, кроме немецких оккупационных властей. Сами немцы откровенно заявили, что вся белорусская активность сводится к выступлениям нескольких литераторов и археологов из Вильно, которые ни на что не влияют. Всех белорусских националистов можно было уместить тогда на одной скамейке. Для немецкого командования мнение этих людей ничего не значило, но, немного помогая им деньгами, их можно было использовать против России – неважно, старой царской или новой советской.

Что касается тех белорусских националистов, которые остались на не занятой немцами территории бывшей империи, об их настроениях говорят интересные примеры. Самая известная их газета начала ХХ века «Наша нива» при нападении Австро-Венгрии на Сербию встала на сторону агрессора. Газета писала, что австрийцы, ликвидировав сербскую государственность и включив Сербию в состав Австро-Венгрии, предоставят сербам демократические права (словно за «демократические права» в империи Габсбургов сербский народ обязан был платить отказом от своего государства). Когда в войну вступила Россия, публицисты «Нашей нивы» заявляли, что им всё равно, кто теперь победит: дескать, «народы останутся». Тут полезен мысленный эксперимент: представить, что некая газета в СССР в начале июля 1941 года написала бы, что ей всё равно, кто победит. А в 1914 году «Наша нива» распространяла подобные настроения свободно, и никто её не преследовал. Не от того ли и пала «тюрьма народов»? К чести сторонников белорусской идеи надо сказать, что некоторые из них  добровольно ушли на фронт защищать Родину, некоторые были мобилизованы. Однако остальные симпатизировали врагу – Германии. Как писал позже первый руководитель советской Белоруссии Д. Жилунович, белорусские активисты отличались от остальных «острым желанием победы немцам, которое не покидало белорусские круги всё время».

В 1916 году на организованной немцами «конференции угнетённых народов» в Лозанне белорусские националисты попросили «народы европейские» вмешаться во внутренние дела Российской империи, чтобы «утвердить в Белоруссии все политические и культурные права». (Вот откуда взялась идея «Недели порабощённых народов», по сей день ежегодно проводимая в Соединённых Штатах с 1959 года!). Здесь можно вспомнить и слова одного из инициаторов создания БНР Язепа Лёсика, который летом 1917 г. в газете «Вольная Беларусь» писал: «Вильгельм воюет как раз за то, что необходимо людям: он хочет увеличить своё государство». Лёсик писал это, когда солдаты кайзера топтали своими сапогами его родную землю. А некоторые белорусские деятели не брезговали использовать деньги, выделенные на помощь беженцам, для устройства своих политических дел. В частности, весной 1917 г. так поступил Э. Будько.

Такой была идейно-психологическая почва, на которой в конце 1917 года активисты белорусских организаций созвали Первый Всебелорусский съезд, разогнанный большевиками. Несколько делегатов этого съезда в феврале 1918 года, в день вступления немцев в Минск, объявили себя белорусской властью; эта «власть» в марте 1918 года заявила о создании Белоруской народной республики. А в апреле 1918 года Рада БНР направила кайзеру Вильгельму телеграмму, в которой говорилось, что  будущее Белоруссии возможно «только под опекой германской державы».

(Продолжение следует)

https://www.fondsk.ru/news/2018/03/22/na-kakoj-pochve-pojavilas-bnr-45821.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 28 Марта 2018, 10:29:08 »

АЛЕКСАНДР ГРОНСКИЙ

100 лет БНР? Что за праздник и для кого?

День воли как иллюзия



Белорусская оппозиция начала готовиться к столетию Белорусской народной республики задолго до наступления этой даты, но первое и последнее официальное мероприятие на территории постсоветской Белоруссии, посвящённое БНР, было связано с её 75-й годовщиной в 1993 г. После этого любые воспоминания о  БНР находили отклик лишь в оппозиционной среде.

Для белорусской оппозиции и всех сторонников ориентации на Запад празднование 25 марта, неофициально объявленное Днём воли, является своего рода программой. 25 марта 1918 года при поддержке немецких оккупационных властей белорусскими националистами была принята так называемая 3-я уставная грамота Рады БНР, объявившая «нарисованную» на бумаге Белорусскую народную республику  независимым государством.

Помимо БНР на просторах бывшей Российской империи существовали в условиях революционного хаоса и маячившей на горизонте гражданской войны десятки таких «государств» и политических групп, объявлявших себя «законными правительствами». Выжить могли лишь немногие. Так, Российская республика, провозглашённая Временным правительством Керенского 1/14 сентября 1917 года, просуществовала меньше двух месяцев ‒  до восстания в Петрограде 25 октября (7 ноября).   И Белорусской народной республики в числе «выживших» не оказалось, она исчезла в революционном вихре, как и многие другие эфемерные образования на обломках имперского государства. Зато выжила Советская Социалистическая Республика Белоруссия, в последующем поменявшая название на Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (БССР). 30 декабря 1922 года БССР в числе четырёх советских республик  подписала Договор об образовании СССР  и просуществовала в составе Советского Союза до его разрушения в 1991 году. После чего, ещё раз поменяв название, превратилась в независимую Республику Беларусь. Такова линия реальной исторической преемственности.

Родство Советской Белоруссии образца 1919 года и современной Республики Беларусь прочитывается вполне однозначно. Родство современной Республики Беларусь с Белоруской народной республикой не только сомнительно, но и недоказуемо. Тем не менее энтузиасты, требующие признать 25 марта «днём белорусской независимости», существуют; они даже удостоены молитв Ватикана: католическая церковь Белоруссии объявила о молитве во всех костёлах 25 марта 2018 года в честь 100-летия образования БНР, провозгласив эту бумажную акцию «беспрецедентным историческим актом и очень важным шагом государствообразующего процесса».

Объявлять 25 марта «днём белорусской независимости»  ‒ то же самое, что, скажем, объявить 26 июля 2006 года, когда состоялся  запуск первого белорусского искусственного спутника Земли «БелКА», днём белорусской космонавтики.  Этот спутник своей судьбой напоминает БНР ‒ он также «не состоялся». Спутник не вышел на орбиту: изготовленная на украинском «Южмаше» ракета-носитель «Днепр» упала через 73 секунды полёта. Это был 2006 год. И провозглашение «белорусской независимости» в условиях немецкой оккупации в обстановке развала Российского государства, и запуск спутника «БелКА» ‒ примеры неудачных запусков. Их пора оставить прошлому.

Однако помнить о БНР стоит хотя бы для того, чтобы уяснить себе, что это условное государственное образование, созданное в период иностранной оккупации, не могло иметь реального будущего. Будущее появилось лишь у политического мифа о Белорусской народной республике как «первом белорусском государстве». Миф этот далёк от действительности; да, он имеет сторонников среди части белорусской интеллигенции, но стать государственной идеологией Республики Беларусь и объединить народ Белоруссии он не в состоянии.

У Белорусской народной республики не было собственной истории. А вот историю создания мифа о БНР, технологию производства этого мифа изучать необходимо. Хотя бы для того, чтобы лучше понять, чем держится  иллюзорная вера в реальность государства,  существовавшего лишь в планах стратегов кайзеровской Германии, а ныне существующего в воображении белорусских националистов и тех, кто опекает их на Западе.

И главный момент, который портит празднование «столетия белорусской независимости»: БНР была провозглашена  во время оккупации территории противником, в Минске хозяйничали немцы. Руководители БНР руководили своим «независимым» государством, находясь под немцами, и начали  перемещаться в западном направлении сразу, как только немецкие оккупационные войска стали отступать с территории России. Говорить о «государственности», о «независимости», когда представители чужого военного командования снимают белорусские флаги или выдворяют белорусские «власти» из зданий, в которых те успели обосноваться, можно лишь в полном пренебрежении к истории или в националистическом угаре.

Да и в народе никогда не могло быть поддержки людей, сотрудничавших с теми, кого народная масса считала врагами. Именно об этом сказал в июле 2017 года президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, заявивший по поводу создателей БНР: «Некоторые деятели, одухотворенные высокими идеями, так и не поняли того, что независимость и свободу войска кайзеровской Германии не принесут никогда».

И тем не менее белорусские оппозиционеры отмечают 25 марта как День воли. Так от кого и для кого белорусы стали «вольными»  25 марта 1918 года?

(Окончание следует)

https://www.fondsk.ru/news/2018/03/24/100-let-bnr-chto-za-prazdnik-i-dlja-kogo-45834.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 28 Марта 2018, 10:34:36 »

АРИНА ЦУКАНОВА

День воли-2018: власть уступает – и ничего не выигрывает

Зачем адептам БНР фото с ОМОНом и автозаками



Празднование 100-летия химеры – Белорусской народной республики – в Минске прошло по-разному. Власть дала разрешение на большой праздник, более того, накануне Дня воли прошёл целый ряд мероприятий, связанных с БНР: это и экспозиция в Национальном историческом музее, и научная конференция с участием польских архивистов, и открытие памятного знака в честь братьев Луцкевичей. Их внучатая племянница  из Санкт-Петербурга Маргарита Перова, прибывшая в Минск для участия в установке памятного знака на месте домов Луцкевичей, рассказала о том, что она добивалась увековечивания памяти своих родственников шесть лет, но каждый раз белорусские власти ей отказывали. Перемены Перова увидела в 2017 году, когда министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей «очень хорошо выступил на Съезде белорусов мира». «Я почувствовала, что некое новое время для Беларуси настало», – сказала она. И действительно, при содействии депутатов, Министерства культуры РБ и минских чиновников в декабре 2017-го было получено разрешение на установку памятного знака, автором которого стал известный белорусский архитектор Юрий Градов (автор памятника Янке Купале в одноимённом парке, где теперь будут чтить и  Луцкевичей).

Ещё одна памятка к столетию БНР – мемориальная доска на здании, где была провозглашена независимость, – пока не установлена. Глава Белорусского союза художников Григорий Ситница утверждает, что принципиальных возражений у городских властей нет –  напротив, они способствуют процессу, просто не пройдена процедура обязательных согласований. Доску собираются открыть через несколько дней после празднования Дня воли. Для белорусских националистов это только плюс: чем дольше длятся мероприятия, связанные с БНР, тем лучше для всех тех, кто стремится поменять государственный флаг Беларуси на бело-красно-белый.



Можно было бы все эти памятки считать данью истории. Если не помнить о том, что независимая БНР была, во-первых, фикцией (это государство в мире не признал никто, включая УНР – такое же квазигосударство на Украине) и, во-вторых, у БНР не было собственной истории. То, что происходит спустя 100 лет в Беларуси, – это попытка такую историю сконструировать и подтвердить её всевозможными атрибутами в виде памятных знаков. Празднование 100-летия БНР – политический шаг к созданию альтернативной истории Беларуси, которая основана не на реальном советском, а на вымышленном «независимом» прошлом. Никакой независимости у БНР никогда не было и в помине: она провозглашалась под властью Германии, о чём националисты предпочитают молчать. А те из них, которые проповедуют альтернативную историю Беларуси, вообще считают, что раз Германия БНР не признала, то независимость в ночь с 24 на 25 марта была объявлена самая настоящая, несмотря на то что Минск управлялся немцами!

На площадь Парижской коммуны в Минске, где проходили гуляния в честь 100-летия БНР, горожан заманивали палатками со всевозможной едой, как белорусской, так и грузинской, бойко шла торговля сувенирами, художники рисовали на лицах бело-красно-белые флажки и герб «Погони», бесплатно раздавали чай, бублики и литературу о БНР, а также буклеты со словами «Магутны божа» (религиозный гимн белорусских эмигрантов), «Мы выйдзем шчыльными радамi» (гимн БНР).



Во время праздничного концерта выступил основатель и совладелец популярнейшего белорусского портала TUT.BY уроженец Львова Юрий Зиссер. «Национальная идея не может разделять людей по их взглядам на историю, источникам доходов, языку, погонам, должностям. Никому не дано «приватизировать» национальную идею и объявлять себя «правильными» последователями, а остальных – "неправильными"», – провозгласил он, поздравляя собравшихся на площади со столетним юбилеем БНР, воплощающим такую идею белорусской независимости, которая на самом деле разделяет, а не  консолидирует белорусское общество.



А лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич прислала белорусам телеграмму. «Сталин делал из белорусов русских. Сталин понимал, что без национальной идеи и языка нет народа, поэтому уничтожалась первая очередь интеллигенции. Но эти люди на болоте выстояли, выжили. Никогда не умирала народная душа. Первая фотография первого Всебелорусского съезда показывает нам лица свободных людей. Через 100 лет мы знаем, что БНР была и мы оттуда. Те, кто вырос в СССР, ничего про нее не знали или говорили, что выросли без прошлого. Кто такой белорус? Это человек, который мечтает о свободе. Но мы ее боимся. Свобода – это жестокая вещь, она требует веры и достоинства, дисциплины и благородства. Мы с вами пишем историю своей свободы», – заявила писательница. Только белорусов, повторим это ещё раз, не объединит идея отказа от процветавшей в СССР Советской Белоруссии в угоду несостоявшейся БНР.

Не случайно в Вашингтоне 100-летнюю годовщину провозглашения Белорусской народной республики отмечали не только семьи эмигрантов (многие из которых – родственники коллаборационистов, сотрудничавших с нацистской Германией в период Великой Отечественной войны), но и представители  властей США. Так, сенатор от Демократической партии Роберт Менендес, по происхождению кубинец, а не белорус, по случаю 100-летнего юбилея БНР сделал заявление: «Воинственные региональные силы долгое время использовали территорию современной Беларуси для продвижения своих интересов за счет белорусского народа. Сегодня страна находится в центре попыток России манипулировать странами-соседями в целях продвижения кремлёвской повестки дня». И в этих словах из-за океана нет ничего, что объединило бы белорусское общество. Сенатор Менендес был по-американски откровенен: он уверен, что «наилучшее противоядие» против влияния России – «суверенная, демократическая и зажиточная Беларусь, которая служит воле белорусского народа». По мнению сенатора, у белорусов, как и 100 лет назад, «не уменьшилось стремление к независимому, демократическому и мирному государству». Главное – разорвать связи с Россией. Это коренной пункт американской идеологии.



Всего минские празднования Дня воли собрали несколько тысяч человек. Не обошлось и без задержаний. Оппозиция намеренно работала на создание привычной картинки для Запада: режим Лукашенко душит свободных людей. О чём бы говорили американские правозащитники, если бы любители размахивать бело-красно-белыми флагами спокойно собрались в согласованном с городскими властями месте – на площади Парижской коммуны, послушали речи и концерт, отведали белорусских драников и грузинский шашлык? А тут всё как по нотам: в полдень оппозиционеры в Минске запланировали «Марш достоинства и свободы», не имея на то разрешения. ОМОН был начеку: желающих маршировать быстро задерживали, упаковывали в автозаки и увозили в районные отделы внутренних дел.

Под раздачу попали и журналисты. Это позволило оппозиции поднять крик о «массовых арестах», сделать замечательные фото- и видеоматериалы, где запечатлены суровые сотрудники ОМОНа,  ведущие к серым фургонам молодых женщин и мужчин, стариков и старушек, даже священнослужителя! Как власти ни старались в этот раз нащупать точки взаимопонимания с адептами «альтернативной истории Беларуси», итог оказался тем же самым: «Радыё "Свабода"», а вслед за ним все оппозиционные СМИ взахлёб рассказывают о задержаниях, цитируют задержанных и активистов: «Это оккупированная Беларусь, и мы живем в ней»; «Люди видят, насколько напугана власть, что задерживает людей, собравшихся на мирный праздник»; «Задержали, так как ехали с бело-красно-белым флагом в машине».

Идиллической картинки, показывающей Западу лояльность белорусских властей к сторонникам идеи независимости на манер БНР, в День воли не получилось. Никакие шаги навстречу оппозиционерам «в зачёт» руководству РБ не пойдут, даже если на 101-ю годовщину БНР будут установлены десятки памятных знаков и разрешены не только концерты, митинги и драники, но и шествия, и что угодно.

Для того чтобы раскачивать страну на «Плошчу», нужна «диктатура Лукашенко» и «мирные повстанцы», поэтому из Вашингтона будут вслед прошедшему Дню воли лететь вести и от внезапно озабоченных Белоруссией сенаторов, и от обеспокоенных «ситуацией с правами человека» в РБ американских правозащитников. Как сказала Мелисса Хупер, программный директор правозащитной организации Human Rights First, «когда оппоненты (белорусской власти. – Ред.) преследуются и сидят в тюрьмах, настоящие перемены невозможны». О том же заявил и Скотт Роланд, бывший временный поверенный по делам США в Беларуси, ныне старший советник Госдепартамента в Хельсинкской комиссии: он надеется на «день, когда в Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека смогут назвать выборы честными и справедливыми». Речь идёт о выборах в Республике Беларусь, заметим.

Жаль, что американские друзья Белоруссии каждый раз не заканчивают свои послания фигурой речи – «как на Украине». Ведь задумка, по сути, та же: оторвать белорусское государство от российского в том числе через сочинение «альтернативной истории», которая делает современную независимую Беларусь правопреемницей мифической БНР, проекта неудачного и нежизнеспособного. Сегодня этот проект существует в лице нескольких деятелей в зарубежье. Раду БНР (белорусский вариант «правительства в изгнании») возглавляет гражданка Канады Ивонка Сурвилла, дочь министра финансов (тоже в изгнании), бежавшего вместе с семьёй из Белоруссии одновременно с гитлеровцами.

Ныне спадарыня Сурвилла по случаю 100-летия провозглашения БНР заявляет: «Не было б БНР, не было б БССР, не было б і незалежнай дзяржавы Беларусь». Так выглядит страница альтернативной белорусской истории, пересказываемой из Канады. Оттуда же сегодня призывают белорусов «воспользоваться этим великим Юбилеем, чтобы доказать себе и миру, что достойны идеалов БНР».

«Или пережитое промывание мозгов чужой пропагандой позволит нашим людям признать, что они были онемевшими жертвами чужого захватчика?» – вопрошает устами Ивонки Сурвиллы химера БНР, которую  Запад навязывает Белоруссии в качестве «материнского» государства.

https://www.fondsk.ru/news/2018/03/26/den-voli-2018-vlast-ustupaet-i-nichego-ne-vyigryvaet-45843.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 07 Апреля 2018, 09:44:04 »

АЛЕКСАНДР ГРОНСКИЙ

Можно ли считать БНР истоком белорусской государственности?



25 марта миновал очередной День воли с его призывами отсчитывать белорусскую независимость не от Советской Белоруссии, объявленной 1 января 1919 года, а от Белорусской народной республики (БНР), провозглашённой 25 марта 1918 года.

Одной из причин такой ретроспекции называется то, что БНР была провозглашена раньше БССР. Само по себе удлинение государственности Республики Беларусь на 9 месяцев не имеет, разумеется, никакого смысла, если только это не стремление лишить Республику Беларусь советского наследства. Ведь если за объявлением БНР в 1918 году кроме бумаг и немецкой поддержки ничего не стояло, то за объявлением БССР была реальная территория, которую контролировали белорусские большевики. Правда, практически сразу Советская Белоруссия объединилась с Советской Литвой, а через некоторое время Литовско-Белорусская Республика была оккупирована поляками, но после того, как Красная армия выбила польские войска из Минска, Советская Белоруссия утвердилась.

Ещё говорят, что без объявления БНР у большевиков не было бы стимула объявлять БССР и белорусская государственность не состоялась бы вообще. Однако, по воспоминаниям белорусского активиста Е. Канчера, И. Сталин (первый советский нарком по делам национальностей) говорил о перспективах становления белорусской государственности на советской основе с первых дней после Октябрьской революции. Никакого проекта БНР тогда не было вообще.

Привязка белорусской государственности к БНР – феномен чисто идеологический. С его помощью постепенно убирается та мысль, что белорусская государственность изначально имела советскую основу. Можно критиковать советскую власть, можно её не любить, даже ненавидеть, но Белоруссию породила именно она. Оглядываться на Польшу и Прибалтику здесь нечего. У современной Польши – Третьей Речи Посполитой – была Первая Речь Посполитая и Вторая Речь Посполитая. У прибалтийских государств был период 1918-1940 гг., когда они были независимы. У Белоруссии ничего такого не было.

Утверждать, что Великое княжество Литовское было белорусским государством, конечно, можно, но у литовцев на этот счёт своё, совершенно иное мнение. Да и поляки не склонны видеть в средневековой Литве нечто белорусское. Попытка производить белорусскую государственность не от БССР, а от БНР больше похожа на украинскую ситуацию после государственного переворота 2014 года, когда власти начали демонстративную декоммунизацию, отвергая советское наследие на корню и возводя современную государственность к УНР. Однако УНР осталась призраком. Большевики, подойдя к Киеву, заставили бежать украинское правительство, которое через пару дней заключило сепаратный мир с Германией и попросило у немцев помощи против большевиков. И первая версия УНР была ликвидирована немецкими солдатами, которые разогнали Раду УНР (причина разгона была пикантная: члены украинского правительства захватили киевского банкира, вымогая у него деньги; сегодня, это назвали бы рэкетом). Взамен УНР появилась украинская держава гетмана Скоропадского, но и она могла держаться лишь на немецких штыках. После поражения Германии в Первой мировой войне её судьба была предрешена. Директория провозгласила вторую версию УНР, но и её жизнь была короткой, большевики быстро взяли Киев. Затем украинские формирования вновь вошли в Киев за армией Деникина, но уже на следующий день белогвардейцы изгнали украинские части из украинской столицы. Бежавший в Варшаву С. Петлюра вынужден был признать западноукраинские территории польскими. Подобными вещами занимались и белорусские националисты. Например, В. Ластовский подержал литовские претензии на Виленский край, который контролировался поляками, хотя был уверен, что этот край является белорусским. Никакой поддержки на местах у таких деятелей, опиравшихся на зарубежные силы, не было и быть не могло.

Формально связать происхождение белорусской государственности из двух истоков – БНР и БССР – можно со ссылкой на Берлинскую конференции 1925 года, когда правительство БНР и большинство членов Рады БНР в изгнании признали Белорусскую ССР «единственным центром национально-государственного возрождения Белоруссии». Проведение конференции финансировали и контролировали большевики, которым нужно было убрать руководство БНР в изгнании с политической сцены Европы. И большевики добились своего – и так слабая белорусская активность за рубежом была ещё больше ослаблена. Передача полномочий от эмигрантов Минску не стала установлением происхождения белорусской государственности из двух истоков. Некоторые министры БНР перед конференцией сложили с себя полномочия и не могли принимать решение о передаче полномочий правительства, являясь частными лицами. Меньшинство руководителей органов БНР не признало решений конференции: среди них были председатель Рады П. Краческий и его заместитель В. Захарко. Кстати, печать БНР, а также архив БНР остались у Краческого. То есть формально БНР оставалась самостоятельной организацией. Вопрос о том, были ли соблюдены юридические формальности при передаче полномочий правительством БНР правительству Белорусской ССР, остаётся открытым. Если они соблюдены не были, передача полномочий правительства БНР правительству БССР – всего лишь фикция. Во время войны глава Рады БНР В. Захарко приветствовал А. Гитлера, хотя сотрудничать с немцами всё же отказался. После войны в состав Рады БНР входили как коллаборационисты, так и воевавшие против Германии белорусские активисты. Рада сотрудничала с ЦРУ и не признавала БССР.

После распада СССР правительства в изгнании, представлявшие Польшу, Украину, республики Прибалтики, передали свои полномочия новым властям. А Рада БНР – белорусское правительство в изгнании – отказалась это сделать. В настоящее время печать и архив БНР находятся в США, а мало кому известная Рада БНР продолжает существовать, являясь абсолютно зависимой от внешних сил. И существовать она будет до тех пор, пока у внешних сил есть к ней интерес. А если интерес пропадёт, Раду БНР ждёт судьба Белоруской центральной рады (БЦР) – образования, которое появилось при вторичной оккупации немцами Белоруссии в период Великой Отечественной войны. БЦР после войны составила конкуренцию Раде БНР, но коллаборационисты, сотрудничавшие с нацистами, оказались внешним силам (американцам) малоинтересны, и БЦР прекратила существование со смертью своих последних членов.

Ну а существующая в изгнании в лице своей Рады БНР является формальной альтернативой нынешнему белорусскому государству, ведущему свою родословную от Советской Социалистической Республики Белоруссии.

https://www.fondsk.ru/news/2018/03/31/mozhno-li-schitat-bnr-istokom-belorusskoj-gosudarstvennosti-45880.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 10 Апреля 2018, 18:51:58 »

АРИНА ЦУКАНОВА

Размышления после Дня воли

Беларусь медленно и осторожно ступает по украинскому пути



Прошедшие в Белоруссии торжества по случаю 100-летия БНР, так и не ставшей государством, принесли в белорусское общество как скандалы, так и вопросы. Ведь многое случилось впервые, и эта новизна не выглядит признаком появления  свежего созидательного проекта для белорусского государства. Возможно, по той причине, что априори не может нести в себе созидательное начало идея, в основе которой лежит белорусский национализм, призванный по своей природе утвердить в обществе лозунг «Белорусы – это не русские люди».

Для реализации этой идеи, как показывает печальный опыт Украины, необходимы несколько предпосылок.


День воли-2018. Минск. Беларусь

Беларусь как преемница БНР?

Требуется историческое событие, к которому можно привязать миф о борьбе страны за независимость, подразумевая под этим отрыв от России. На Украине таким событием стало провозглашение УНР, в Белоруссии, соответственно, БНР. Неважно, что эти образования были провозглашены очень узким кругом лиц и оказались неспособными к государственному строительству – так, 28 апреля 1918 года Центральную раду УНР просто разогнал немецкий военный патруль, БНР же в качестве государства не признала даже её украинская  сестра-близнец. Главное, что найдена опорная точка, главный смысл которой – разрыв с Россией, а дальше  химеры УНР и БНР вдруг возрождаются в современных Украине и Беларуси в качестве исторических вех, определяющих начало независимости (от России и Русского мира в целом) и обрастающих атрибутами в виде всевозможных памяток и праздниками. И то и другое должно насаждать в обществе главный постулат «альтернативной истории»: нынешняя независимость Украины берёт начало от УНР, истоки сегодняшней Беларуси – в БНР. Украина дошла уже до полного отказа от советского прошлого, всё чаще звучат речи об официальном признании преемственности от УНР. Останавливает украинскую власть только одно: наследственность от УНР автоматически предполагает утрату территорий, включая Крым, на который решившие отколоться от Советской России украинские националисты даже и в мыслях не претендовали. Что касается Беларуси, в 2018 году отметившей 100-летие БНР с невиданным прежде размахом, можно утверждать, что страна повторяет украинский путь. Точнее, находится в начале этого пути.

Политическое меньшинство в Беларуси нацелено на отрыв страны от Русского мира.


Меньшинство, нацеленное на отрыв Белоруссии от Русского мира

Необходимо наличие активного русофобского меньшинства, желательно (но не обязательно) привязанного к определённой территории. Если на Украине «идентичность» ковалась на Галичине, то в Беларуси с 2000-х заявили о себе «литвины», отрицающие славянское происхождение белорусов. Новейшая украинская история доказывает, что при определённых условиях националистически настроенное меньшинство,  придя к власти, подчиняет себе большинство репрессиями, вытеснением из страны населения, ощущающего себя русским народом (или братским русскому народу), обращением молодёжи и детей «в свою веру» через тотальную украинизацию, альтернативную историю, воспитание ненависти к России и русским. В этом смысле Беларусь находится на первом отрезке пути, который пройден Украиной: активное русофобское меньшинство, представленное как антилукашенковскими «литвинами», так и другими националистическими группировками, готовится к будущему белорусского государства в отрыве от России, надеясь перехватить власть, как только откроется возможность. Что касается той немногочисленной части «литвинов», которые на словах выступают за укрепление сотрудничества с Россией (в плане выгод для Беларуси), они показали своё истинное лицо в истории с уголовным преследованием белорусских публицистов, выступавших с критикой власти в российских СМИ, справедливо считая, что российско-белорусские отношения должны быть более тесными и более честными. Оказалось, что эти «литвины» очень даже поддержали аресты! Нет никакого сомнения: укрепление отношений с Россией в этой среде видится однобоко и вовсе не с опорой на Русский мир.

Глава МИД Беларуси Владимир Макей встречается с министром иностранных дел Великобритании Борисом Джонсоном.



«Верхи» поглядывают на Запад

Ещё одно условие – дрейф высшего эшелона власти в сторону Запада, несмотря на все выгоды от торгово-экономических связей государства с Россией. За четыре с лишним года, прошедшие с момента государственного переворота на Украине в феврале 2014 года, Киев собственными руками в угоду «европейскому вектору» старательно жёг мосты с Москвой, дойдя в итоге до угольной блокады Донбасса и захвата рыболовецкого судна в Азовском море. Но сам переворот стал возможен только потому, что украинское руководство с первых дней независимости искало счастья на Западе, пытаясь воплотить в этих поисках смысл пословицы о том, что «ласковый телёнок двух маток сосёт». В итоге завязка на Запад в ущерб отношениям с Россией и привела Украину к нынешнему её состоянию в виде проекта, нацеленного на отказ от Русского мира и вражду с российским государством. И это притом, что большинство населения Украины ощущало себя одним народом с русскими, а в России видело старшую сестру. Это и сейчас так для многих жителей Украины, но стараниями русофобской власти любые упоминания об этом изгнаны из всех областей общественной жизни – остаются только разговоры на кухнях да в социальных сетях (с оглядкой). «Проводниками» украинцев на Великий и Могучий Запад изначально была правящая верхушка, окружившая себя сонмом американских и европейских советников и открывшая для себя возможность грабить Украину, а удовольствия от награбленного получать на Западе. К моменту переворота на Украине, вспомним, даже Службой безопасности управляли американцы, а оппозиция и власть горой стояли за подписание пресловутого соглашения об ассоциации с ЕС; просто лидеры майдана хотели этого немедленно, а правящие на тот момент регионалы просили чуть погодить (чтобы получить максимальные выгоды от России). «Проповедниками» идеи поисков счастья не с российским государством, а в западном мире всегда выступали представители украинской власти – со времён президентства Кравчука до нынешнего правления Порошенко.

В современной Белоруссии всё точно так же. Хотя и не любит Минск аналогий с Киевом, но никуда от них не деться. Беларусь ступила на скользкую украинскую дорожку – и эти аналогии напрашиваются сами собой. Нельзя не замечать того, что место главного белорусского западника во власти прочно закрепил за собой министр иностранных дел РБ Владимир Макей, причём растёт он в этой роли как на дрожжах, буквально день ото дня. В конце марта Макей сделал очень приятный жест для Великобритании: на фоне нагнетания истерики, связанной с «делом Скрипаля» и демонстративной высылкой российских дипломатов, Макей отправился с визитом в Лондон. Да, визит планировался заранее, но глава белорусского внешнеполитического ведомства так или иначе оказался в плохое время в плохом месте. Несомненно, в Лондоне оценят «солидарность» белорусской власти.

Накануне поездки в Великобританию Владимир Макей дал обширное интервью телеканалу Euronews, в котором сделал ряд важнейших заявлений.

Во-первых, министр огласил сегодняшнюю официальную позицию власти по поводу БНР – это часть белорусской истории, которая полностью не изучена, а посему «мы не можем занять чью-либо сторону, выступить в роли прокурора или адвоката». «В Советском Союзе этот период нашей истории оценивался негативно. Меня, например, учили в школе, что руководители БНР были предателями, которые пытались установить тесное сотрудничество с кайзером. Но сегодня государство впервые протянуло руку своим оппонентам, тем, для кого эта дата важна. Власти санкционировали митинг и концерт в самом престижном в Минске месте – вблизи Театра Оперы и Балета. Хотите использовать символы БНР – пожалуйста, никаких проблем. Разрешены любые речи и заявления», – сказал Макей.

Во-вторых, прозвучал ясный сигнал: современная Беларусь ставит целью отмежеваться от Советской Белоруссии: «Невозможно лечь спать в Советском Союзе, а проснуться в полностью европейском демократическом государстве».

В-третьих, так же чётко заявлена «основная цель» РБ – «стать полноправным членом семьи европейских демократий».

В-четвёртых, провозглашена «зависимость от России» и, соответственно, желание «диверсифицировать отношения»: «С экономической точки зрения сегодня мы сильно зависим от России. Именно поэтому перед нами стоит задача диверсифицировать отношения, в первую очередь экономические. Евросоюз – наш второй по значимости экономический партнер после России. В прошлом году товарооборот с ЕС вырос на 30%, а наш экспорт – на 40%. Это позитивный знак».

Тема «зависимости от России» заслуживает отдельного исследования. В разное время она была подброшена в качестве наживки многим странам. Украинский пример – самый свежий, до нынешнего своего плачевного состояния государство «додиверсифицировалось» собственными руками, желая зачем-то в ущерб себе уменьшить экономическое «влияние России». Теперь и Беларусь решила наступить на те же грабли.

«Мы хотим сохранить хорошие отношения с Россией. С другой стороны, мы бы хотели иметь более продвинутые, тесные отношения с Евросоюзом. Это наша цель, и мы активно работаем над ее достижением.  При этом мы полагаем, что невозможно обеспечивать стабильность здесь, в Беларуси, без России или за счёт России. Поэтому мы не признаем вопроса «С кем вы сегодня: с Россией или с Европейским союзом?», а хотим поддерживать хорошие отношения и с Россией, и с Евросоюзом. Мы понимаем, что это наша судьба, от этого зависит дальнейшее развитие нашего государства», – заявил Макей, однако отношения с РФ в Беларуси собираются «диверсифицировать», а вот с ЕС – продвигать. «Мы хотели бы избавиться от зависимости от одной страны. У нас есть стремление диверсифицировать отношения, в том числе за счет развития связей с Европейским союзом и остальным миром», – дал понять министр иностранных дел РБ. По его словам, так Беларусь видит создание «подушки безопасности».

В-пятых, Макей подчёркнуто отстранился от России и ни словом не вспомнил о Союзном государстве: «Во многих западных странах Беларусь порой считают частью России и российской политики. Но я хотел бы подчеркнуть, что мы являемся независимым государством, молодым суверенным государством, и мы всегда будем действовать в соответствии с нашими национальными интересами. Безусловно, мы принимаем во внимание мнение европейских и российских партнеров, но мы всегда будем принимать решения в соответствии с нашими национальными интересами».

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 10 Апреля 2018, 18:53:00 »

(Окончание)

В-шестых, было сказано, что Беларусь «искренне заинтересована в хорошем и тесном сотрудничестве с Европейским союзом, потому что понимаем, что это поможет нам выжить в нестабильной ситуации, приблизиться к европейским ценностям, европейскому пониманию демократии». Макей поведал о том, что в стране полным ходом идёт работа «с целью изменения общественного мнения, отношения гражданского общества к вопросу отмены смертной казни», налажено тесное сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития «по вопросам приватизации крупных государственных предприятий», «государство продемонстрировало готовность сотрудничать со своими оппонентами, протянуло руку», налажено сотрудничество с НПО. Иными словами, сейчас в РБ происходит медленный разворот в сторону Великого и Могучего Запада.

В-седьмых, Макей преподнёс вероятность майдана в Беларуси очень своеобразно: «Не думаю, что Россия хотела бы организовать в Беларуси что-то подобное «украинскому сценарию», что они захотят так поступить. Это не в их интересах. Мне представляется абсурдным даже обсуждение этих гипотетических вещей». Фактически министр иностранных дел РБ подменил факты и события: на Украине майдан был организован Западом как поддержка меньшинства, навязавшего свой сценарий будущего большинству через вооружённый переворот и развязывания конфликта с частью населения страны. Макей же, имея за спиной 2/3 белорусов, настроенных очень дружественно к России, представляет европейцам дело совершенно иным образом: намекая на то, что теоретически белорусский майдан был бы возможен только при участии России как ответ на европейский вектор РБ. Министр отлично чувствует тренд: нынче модно обвинять российское государство во вмешательствах разного рода, почему бы заранее  не «подстелить соломки» под европейские устремления Беларуси?

Что касается самого Владимира Макея, сложно не признать: на сегодняшний день глава белорусского МИД – наиболее подходящая политическая фигура для Запада в качестве нового лидера Беларуси. Он однозначно ориентирован на Европу и США и готов «диверсифицировать» отношения с Россией. И, главное, его принимают в Лондоне. А интервью Euronews вполне можно считать программным.

«Радыё Свобода» сокрушается о том, что русского языка в Беларуси слишком много.


Белорусское информационное пространство: западники и русофобы выигрывают

Обязательна высокая активность сетевых русофобских СМИ. Первую скрипку в Беларуси играет ресурс «Радыё "Свабода"», насчитывающий в Facebook 130 тысяч подписчиков, в сети «ВКонтате» – почти 115 тысяч, в Twitter – 89 тысяч, в «Одноклассниках» – 90 тысяч, в YouTube – более 21 тысячи, в Instagram – более 62 тысяч, и цифры растут от месяца к месяцу. Растут они и у польского телеканала Belsat, вещающего на Беларусь – почти 60 тысяч подписчиков в YouTube в апреле против 51 тысячи в феврале. Одновременно с 93 до 100 тысяч подписчиков будто бы нарастил аудиторию и популярный белорусский общенациональный телеканал ОНТ, лидер телевещания. Но что до количества реальных просмотров передач в сети YouTube, всё осталось по-прежнему: Belsat у интернет-аудитории в десятки, а порой в сотни раз популярнее, чем ОНТ.

Сегодня у белорусской оппозиции, в том числе у откровенно русофобской, нет конкурентов среди интернет-СМИ, отражающих позицию большинства белорусов. А это означает, что меньшинство лучше информировано, лучше организовано, лучше мотивировано, поскольку сектор оппозиционных медиа устроен эффективнее: он привлекательнее и оперативнее, особенно для молодых людей, жизнь которых тесно связана со Всемирной паутиной. Бороться с этим на законодательном уровне, через идентификацию пользователей и добровольную регистрацию интернет-медиа (это предполагает новый закон о СМИ) крайне сложно, поскольку не обязательно территориально располагаться в Белоруссии, чтобы нести белорусам свою правду и свою ложь. А тотальный запрет интернет-прессы, направляющей Беларусь по украинскому пути, невозможен: это прямо противоречит тезисам Владимира Макея о европейских устремлениях белорусского государства. Наверняка существующее положение вещей удобно для той части белорусской правящей элиты, которая видит страну встроенной в Западный проект: большинство белорусов, традиционно тяготеющих к России, должно оставаться без сильных информационных интернет-проектов, будь то СМИ или отдельные блогеры, дабы не произошла консолидация общества вокруг идей Русского мира. Совершенно неслучайно те белорусские публицисты, которые претендовали на роль таких блогеров, в 2016 году оказались за решёткой и провели 14 месяцев в СИЗО, а сейчас фактически лишены права писать на тему белорусско-российских отношений.

Глава Синодального информационного отдела Белорусского экзархата Русской православной церкви протоиерей Сергий Лепин: «Жыве Беларусь!»



Удар по православию изнутри

Появление священнослужителей, открыто поддерживающих связку «Беларусь-БНР». На праздновании 100-летия БНР в Минске самым странным гостем оказался глава Синодального информационного отдела Белорусского экзархата Московского патриархата протоиерей Сергий Лепин, доктор теологии. «У истоков БНР стояли энтузиасты, стремившиеся к возрождению белорусской истории и культуры, видевшие белорусскую державу и как продолжательницу традиций древнерусской государственности, и как наследницу Великого княжества Литовского», – заявил он со сцены, определив, что «руководители БНР своими инициативами боролись против оккупантов».

«Я в Гродно была, заходила с детьми в православную церковь, так там священник на проповеди тоже про БНР вспоминал, мол, это была попытка создания белорусской государственности. Я еще подумала, мол, чего ж вы батюшка в политику лезете?..» – пишет белоруска, прихожанка РПЦ. То есть идея преемственности Беларуси от БНР уже поселилась в умах священнослужителей. Можно не любить  большевиков за их отношение к религии, но замена БССР как источника государственности Беларуси на БНР звучит в устах православного священника совсем странно, известно ведь, что «энтузиасты» созданной в 1918 году химеры тяготели кто к униатам, кто к протестантам.

К слову, выступал перед белорусскими националистами Сергий Лепин, украсив себя символикой «Погони», а в конце речи произнёс лозунг национал-патриотов «Жыве Беларусь!». Позже он объяснил это: дескать, «лозунг появился задолго до Великой Отечественной войны». «Использовали ли его коллаборационисты? Наверное. Но они много чего использовали: и российские триколоры, и георгиевскую ленточку, и много чего ещё. Да и наверняка они и трусы надевали – нам что теперь без трусов ходить?» – куражился доктор теологии. Действительно, если так рассматривать украинское приветствие «Слава Украине!» или слова немецкого гимна «Deutschland über alles!», всё вполне прилично: веет от этих слов исключительно патриотизмом, а то, что произносили их бандеровцы и гитлеровцы, так они «много чего использовали».

К слову, выяснилось, что несколько лет назад Лепин писал у себя в ЖЖ: «В результате объединения Беларуси и Литвы получилось бы очень интересное государство (если выбрать правильный формат объединения и не испортить идею на стадии реализации). Такое объединение было бы действительно объединением равных, а не аншлюсом. И у белорусских элит, кстати, шансов было бы поболее при таком раскладе и в такой перспективе». Вот так. «Нам бы больше смелости и воли! Нам нужен свой собственный, а не навязанный проект интеграции! А там, глядишь, и Смоленское княжество подтянется, и Брянское. А может, даже и Восточная Пруссия… Ну если кто-то подписи там начнет собирать, конечно», – фантазировал белорусский теолог, который ныне отвечает за обеспечение информационной деятельности Белорусского экзархата Московского патриархата!

Вспомним, что на Украине мина под православие была заложена в виде церковно-политической организации «Киевский патриархат», и сегодня раскольники в связке с униатами и бандитами из числа националистов не прекращают атак на Украинскую православную церковь, пытаясь во что бы то ни стало разорвать связь украинского народа с материнской РПЦ.

«Белорусского патриархата», к счастью, нет. Но заигрывание должностных лиц Белорусского экзархата с теми, кто ненавидит Русский мир и Белоруссию в нём, чрезвычайно опасны: это прямым путём приведёт к тем же результатам, что и на Украине.


День воли-2018. Правоохранители задерживают участников несанкционированного шествия. Минск. Беларусь.

…«Мы не боимся реализации «украинского сценария» в Беларуси. Мы несколько отличаемся от украинцев и никогда не допустим той ситуации, которая имела место на Украине», – сказал глава белорусского МИД Владимир Макей в интервью Euronews. Вероятно, он сам верит, что у Беларуси получится балансировать между Россией и Западом, мягко, осторожно и медленно меняя курс.

Вот только предлагаемые обстоятельства таковы, что в мире теперь ничего не происходит мягко, осторожно и медленно.

https://www.fondsk.ru/news/2018/04/09/razmyshlenia-posle-dnja-voli-45921.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!