Ольга РожнёваПУТЕШЕСТВИЕ К СТАРЦУ ЕФРЕМУ АРИЗОНСКОМУ И СВЯТИТЕЛЮ ИОАННУ ШАНХАЙСКОМУ,
ИЛИ ПРОМЫСЛ БОЖИЙ В МОЕЙ ЖИЗНИ И КНИГАХРазглядеть в своей жизни Промысл БожийУ мощей святителя Иоанна Шанхайского с ключарем собора протоиереем Петром Перекрестовым Во время бесед и интервью я обычно первым делом спрашиваю собеседника: «Можете ли вы, оглянувшись на прошлое, рассказать о том, как вел и ведет вас по жизни Промысл Божий?» Конечно, пытаюсь и в своей жизни этот Промысл разглядеть. Господь благословил мне множество встреч с замечательными людьми – не перестаю этому удивляться, поскольку не вижу к этому абсолютно никаких предпосылок.
С детства я мечтала о путешествиях. Мама, сирота военных лет, разнорабочая, и папа, кузнец-штамповщик, потерявший здоровье в горячем цехе и ослепший в 40 лет от окалин, воплотить в жизнь мои мечты были, конечно, не в состоянии. У обоих была только семилетка, и они гордились тем, что я сумела поступить в университет, что сама содержу себя, подрабатывая по вечерам. В дальнейшей жизни работать приходилось много, и часто на две ставки, а вот с путешествиями дело обстояло хуже, то есть совсем никак.
Дожив до сорока с лишним, ни разу не летала на самолете, а все путешествия сводились к поездке в деревню к бабушке (сейчас эта деревня «умерла» вместе с ее последними стариками). Упоминаю это для того, чтобы понятным стало мое изумление, когда в моей жизни стали происходить те чудесные встречи, о которых и хочу рассказать.
Благословение владыки Тихона
Люди Божии Началось все с благословения митрополита Тихона (Шевкунова), тогда еще архимандрита, наместника Сретенского монастыря. Владыка придумал проект «Люди Божии» – серию небольших по формату книжечек о современных святых и подвижниках благочестия. Он же придумал и форму увлекательной подачи материала в виде современного патерика, а также сам редактировал первые две книги серии: о великих старцах Паисии Святогорце и архимандрите Иоанне (Крестьянкине) (эти книги стали лучшими из серии).
Некоторые из подвижников уже были прославлены в лике святых, канонизация других оставалась только вопросом времени и определения Божия. Так, когда мы работали над первым патеричком о Паисии Святогорце, старец ещё не был прославлен. А когда книга вышла из типографии – преподобный Паисий уже был канонизирован и как бы благословил наши последующие труды над серией «Люди Божии».
Хочу сделать как можно лучше!
Люди Божии Мы начали работу в ноябре 2014 года. Я старалась изо всех сил. Помню, как один брат, увидев количество книг, которыми я себя окружила для подготовки только одного патеричка, был шокирован и сказал:
– Тебе нужно просто кратко пересказать биографию, зачем тебе читать все, что было когда-либо написано об этом подвижнике?! Набери цитат из Интернета, побольше и поинтересней, – вот и работа выполнена!
– Нет, я так не могу. Хочу сделать как можно лучше!
– Но ты не сможешь за отведенное тебе на каждый патерик время прочитать так много!
– Я быстро читаю. И для меня этот проект – милость Божия.
– Тогда зрение посадишь!
Насчет последнего тот брат оказался прав: за 3 года работы над серией, а затем еще над одной, я действительно сильно посадила зрение, но зато работала на совесть.
Святые рядом
Собирая материал для книг, я тоже чувствовала: святые рядомПока трудилась – стали происходить некие странные вещи. Думаю, что многим знаком духовный опыт, когда, читая или слушая рассказ о святых или подвижниках благочестия, ощущаешь их незримое присутствие, их молитвенную помощь. Читаешь, скажем, акафист какому-то святому, и вдруг тебе неожиданно дарят его икону – словно он знак подает: слышу тебя!
Собирая материал для книг, я тоже чувствовала: святые рядом. Первое удивительное событие не заставило себя ждать. Я о нем уже как-то рассказывала, повторюсь вкратце.
Удивительное путешествие в православную Америку
Владыка Иоанн Шанхайский Вот что записала я в 2015-м году:
«Работая над серией ‟Люди Божии”, мы подготовили к изданию книжечку о великом старце Иосифе Исихасте. Испытывая огромную любовь к этому старцу, в пылу ревности я собрала материал и о некоторых его духовных чадах, которые сами стали старцами, в том числе о старце Ефреме Филофейском (Аризонском), тогда еще здравствующем.
Во время работы над этими книжечками о великих афонских старцах чувство их близости, их присутствия, духовной связи с ними, чувство сердечного умиления стало настолько сильным, таким реальным, что я начала сомневаться: может, это женская экзальтация, своего рода прелесть? Так много людей обращаются к старцам за молитвенной помощью, так много у них духовных чад…
Возможно ли, чтобы они знали ещё и обо мне, сидящей вот здесь, у своего старого компьютера, в маленьком домике на окраине какого-то провинциального городка? Осенний воздух густо пах прелой листвой, быстро подкрадывались ранние сумерки, мокрый ледяной ветер стучал в дверь, а жёлтый искусственный свет в комнате не мог прогнать густую непроницаемую мглу за окном. Помыслы сомнения, недоверия искушали, теснились, лезли в душу.
Геронда Ефрем И тогда мою маловерную голову посетила следующая мысль: если такая духовная связь действительно существует – это же можно проверить на практике! Я могу обратиться мысленно к архимандриту Ефрему (Мораитису) с какой-либо просьбой. Не беда, что старец не знает русского и английского, а я греческого – ведь известно, что для духовного общения нет препятствий. Если он мне ответит – значит, эта духовная связь реальна.
Сходу отмела все просьбы, исполнение которых могло быть простым совпадением. Нужно было попросить старца о чём-то, чего я не могла бы сделать сама, без его молитвенной помощи. И я придумала! Сказала старцу:
– Дорогой геронда! Мне так хочется увидеть вас и получить ваше благословение! Так хочется посмотреть монастырь Святого Антония Великого, где вы сейчас подвизаетесь с духовными чадами! Для меня поехать в Америку – что слетать в космос… Но я верю: если вы помолитесь – я окажусь в вашем монастыре. И, значит, духовная связь – реальна.
Наутро, при дневном свете, вчерашние мысли, сомнения, просьбы казались уже бестолковыми, детскими, сказочными. Вы не поверите. Через месяц я стояла у ворот монастыря Святого Антония Великого в американском штате Аризона и, раскрыв рот от удивления, оглядывала окрестности пустыни Сонора, а прямо напротив меня рос коренной обитатель этих мест – семиметровый толстый кактус-сагуаро. И это было как в сказке. Вид у меня, наверное, был довольно глуповатым».
Это было совершенно невероятно, поскольку у меня не имелось ни денег на билеты в Америку, ни визовой истории для получения американской визы, да и при посадке на самолет у меня, если честно, ноги дрожали от страха. Но это произошло – и это было моим собственным маленьким чудом. Кому интересно, могут прочитать об этом подробно в моей книге «Удивительное путешествие в православную Америку» или в статье здесь, на Портале.
Старец Ефрем
И я увидела старца Ефрема и получила его благословение. Об этом можно написать отдельно. Службы в монастыре ночные, а я летела в Финикс через Вашингтон и от сильнейшего для меня стресса даже в самолетах не смогла уснуть. Проведя две ночи без сна, в монастыре услышала, что прилечь мне и здесь пока не придется, и отправилась на ночную службу, еле передвигая ноги от усталости. Монастырский храм был еще пустым и полутемным. Встав в стасидию, я тут же наконец уснула, причем хоть и стоя, но довольно крепко – напряжение наконец отпустило меня.
Внезапно резко проснулась: храм по-прежнему был пуст, лишь пара пожилых паломниц дремали в стасидиях, но что-то неуловимым образом изменилось вокруг. Изменилось так сильно, что мое сердце мгновенно наполнилось умилением. Я была удивлена: всем, кто молится, причащается, знакомо чувство умиления, чувство благодати, наполняющей душу, – каждого в свою меру, но обычно такое умиление приходит после молитвы или благословения старца. А тут – просто спала, и ничего больше. Наконец я догадалась.
Медленно пошла по направлению к алтарю – и не ошиблась: за высоким игуменским креслом, невидимый из глубины храма, стоял тот, к кому я обращалась одной осенней ночью, – старец Ефрем. Невысокий, аскетического сложения, серебряная борода, очень добрые глаза – он словно ждал меня. И я почувствовала внезапно такую любовь к нему, словно это мой родной отец, которого я давно потеряла.
Архимандрит Паисий, настоятель монастыря святого Антония Великого в Аризоне Я увидела старца Ефрема и получила его благословениеКак это возможно – испытывать такую любовь к совершенно незнакомому человеку?! А я ее чувствовала. Опустилась на колени и припала к руке старца, а он гладил меня другой рукой по голове. И мне хотелось, чтобы эта отеческая ласка продолжалось долго-долго – так хорошо мне было рядом с этим великим старцем, духовным сыном преподобного Иосифа Исихаста. Простите, не имею слов, чтобы передать вам свои чувства.
В конце моего пребывания в обители игумен монастыря Паисий, духовное чадо старца Ефрема, благословил меня написать о монастырях, которые геронда основал или восстановил.
С отцом Серафимом в монастыре в Аризоне Монастыри старца Ефрема
После этого благословения, совершенно чудесным образом (я иногда представляю себе образ зайчика, которого взяли за ушки и просто из одного места перенесли в другое), мне посчастливилось в течение года побывать в нескольких монастырях старца Ефрема. Это были: «Живоносный источник» в горах Сьерра-Невада в Калифорнии, Свято-Вознесенский рядом с деревушкой Проти в округе Серрон в Греции, Архангела Михаила на остров Тасос (подворье афонского монастыря Филофей).
С герондиссой Анисией в Свято-Вознесенском монастыреНужно было только слушать и записывать, и я молилась Господу, чтобы помог и просветил меняКроме того, без какой-либо инициативы с моей стороны, мне рассказали для портала Православие.Ru истории о маме старца Ефрема, монахине Феофано, о его духовных чадах: блаженной старице Макрине, герондиссе Таксиархии, и еще о ряде греческих подвижников и подвижниц.
Нужно было только слушать и записывать, и я молилась Господу, чтобы помог и просветил меня, и я смогла правильно написать о тех, кому недостойна застегивать ремешки их сандалий.
С герондиссой Маркеллой в монастыре Живоносный источник «Расскажите нам про Оптинских старцев!»
Далее тоже последовали чудеса, которым я не успевала удивляться. Работала я в 2016-м году над книжечкой о преподобноисповеднике Севастиане Карагандинском – звонок из Германии:
– Здравствуйте, меня зовут Петр Попов. Мы с женой и детьми живем в Оснабрюке, Нижняя Саксония. У нас очень дружный православный приход, я пою на клиросе по воскресным дням, супруга помогает в книжной лавке, где продаются в том числе и ваши книги. Они нам очень нравятся! Если согласитесь приехать в гости – будем очень рады!
Люди Божии – Вот так просто – в гости?! У меня и визы нет...
– Если вы позволите, мы возьмем на себя организацию вашей поездки. Покажем ближайшие города: старинный Мюнстер с его шедеврами архитектуры, Кёльн с его знаменитым собором, Дюссельдорф, музеи, галереи...
– Звучит очень заманчиво! А чем могу быть полезна вам я?
– У нас к вам будет просьба: рассказать нашему приходу о вашем творчестве, а также (мы читали, что вы несколько лет трудились старшим экскурсоводом Оптиной пустыни) поведать нам про Оптину и про Оптинских старцев. А сам я очень хочу рассказать вам, как писателю, историю своей мамы: она была духовным чадом святого старца, в конце жизни приняла монашеский постриг.
И вот я нежданно-негаданно оказываюсь в Оснабрюке, рассказываю дружному приходу (человек 50) про Оптину. Заранее предупреждаю:
– Знаете, я оптинских старцев так люблю, что могу вам хоть до вечера, хоть до утра рассказывать. Боюсь, что увлекусь, как тетерев на току... Вы мне, главное, знак сделайте: покашляйте там, что ли, чтобы я остановилась, когда устанете слушать...
Часа через полтора раздается кашель, все оборачиваются и начинают на кашляющего шикать, на что он виновато говорит:
– Я нечаянно закашлялся, простите!
А они мне:
– Рассказывайте дальше, пожалуйста!
(Окончание следует)