Священномученик Михаил Селищинский (Дмитрев)Протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев принадлежал к сельскому духовенству. Его жизнь – пример того, как трудились и жили одной жизнью с народом очень многие пастыри. Протоиерей Михаил - один из многих священнослужителей, чья жизнь прошла вместе с народом.
Отец Михаил происходил из священнического рода. Предки его совершали свое служение на Рязанской земле. Отец, протоиерей Андрей Феодорович Дмитрев, служил в Покровской церкви села Маккавеево, что расположено недалеко от Касимова.
Мама отца Михаила, Капитолина Евдокимовна, была дочерью маккавеевского протоиерея Евдокима Орлова.
В этом селе было два храма: Покрова Пресвятой Богородицы и Всемилостивого Спаса. В престольный день Спасского храма празднуется также память семи мучеников Маккавеев, почему село получило название «Маккавеево». Здесь и родился Михаил Андреевич Дмитрев 15 июня (ст.ст.) 1873 года.
У отца Михаила были брат и сестра: протоиерей Феодор и Клавдия, которая вышла замуж в свое время за протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова.
Протоиерей Михаил получил обычное для детей священников образование – он учился в церковно-приходской школе, Касимовском Духовном училище и Рязанской Духовной семинарии. Семинарию он окончил в 1895 году по второму разряду.
Затем в течение двух лет отец Михаил был учителем церковно-приходской школы в селе Самылове, а июне 1897 году женился на Елисавете Ивановне Гориной, дочери протоиерея Иоанна Горина, священника из села Синульцы.
Венчал Михаила Андреевича и Елисавету Ивановну протоиерей Андрей Дмитрев в Покровском храме села Маккавеева 30 июня (ст.ст.) 1897 года. Как и его отец, Михаил Андреевич брал себе в жены невесту «с приходом», что было в то время обычной традицией. После кончины отца невесты жених ее должен был наследовать и приход ее отца. Как протоиерей Андрей Феодорович стал служить на месте умершего отца Капитолины Евдокимовны, протоиерея Евдокима Орлова, так и протоиерей Михаил был назначен на приход скончавшегося протоиерея Иоанна Горина.
Рукоположил его епископ Рязанский и Зарайский Мелетий 10 июля (ст.ст.) 1897 года и назначил в Преображенский храм села Синульцы Касимовского уезда.
На этом приходе отец Михаил прослужил более восьми лет. Здесь у отца Михаила и Елисаветы Ивановны родились четверо детей: Владимир (1898), Лидия (1901), Нина (1903) и Димитрий (1904). С 1897 по 1899 год был законоучителем школы грамоты, а в 1899-1905 годах - заведующим и законоучителем церковноприходской школы деревни Алешино. За деятельный характер, за умение убеждать, проповедовать Слово Божие отца Михаила избрали помощником миссионера Касимовской противомусульманской миссии. Основная задача миссии заключалась в распространении Слова Божия среди татар и всех новокрещенных.
Но когда в 1905 году скончался протоиерей Андрей Дмитрев, мама отца Михаила просила своего сына перейти на отцовский приход, после чего отца Михаила по его прошению переместили в село Маккавеево – на место отца. В Маккавееве у него родились еще трое детей: Александра (1906), Евгения (1909) и Ольга (1913). Младшая дочь, Ольга, стала впоследствии женой священника – протоиерея Анатолия Сергиевича Правдолюбова, внука протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова. Где одновременно преподавал в Клоковской школе грамоты и был законоучителем Аниковского земского училища.
В 1912 году был командирован на Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшийся в Москве. В 1912 году им было написано поучение о благоговейном совершении богослужений диаконом, псаломщиком и певцами. В 1913 году он был назначен окружным II округа.
В марте 1913 года отца Михаила перевели на другой приход – в Троицкий храм села Селище Касимовского уезда. Как протекала жизнь в Селищах немало рассказывала своим детям дочь отца Михаила - Ольга Михайловна. Многое из этих рассказов сохранила в своих записях Лидия Анатольевна Правдолюбова, внучка отца Михаила.
Село Селище было самым бедным приходом Рязанской епархии. В этот приход входило несколько деревень, дома которых стояли под соломенными крышами, люди в них жили еще с лучинами. Храм был деревянным и очень маленьким. Перевели сюда отца Михаила как молодого и энергичного священника, способного поднять и возродить приход. До него здесь служил протоиерей Леонид Правдолюбов – брат протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова. Он построил в Селищах большой деревянный дом, в 1906 году начал строительство нового кирпичного храма.
Но отец Леонид понимал, что не справляется со строительством нового храма, и поэтому просил перевести его на другой приход. Тогда поменяли местами отца Михаила и отца Леонида. Поменялись они и домами – у отца Михаила в Маккавееве был также построен хороший большой дом.
Нужен был деятельный, энергичный человек, который мог бы довести строительство до конца. Одновременно о. Михаил был заведующим и законоучителем в церковноприходской школе и Самойловском земском училище. Приход у отца Михаила был большой: в него входили четыре деревни на 186 домов. В пределах прихода жили и магометане.
В Селищах отец Михаил начал свою деятельность прежде всего с завершения строительства храма. Он строился большим, просторным и светлым. Начали его строить так, что прежний маленький деревянный храм находился внутри строящегося храма. Постепенно вокруг него возводились кирпичные стены, а служба в прежнем храме продолжалась до самого последнего момента, пока не был завершен новый храм.
Средств не хватало, а отец Михаил решил строить рядом с храмом еще и церковно-приходскую школу, чтобы обучать детей грамоте и Закону Божию. Стали собирать пожертвования, а протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов очень помог тем, что, как Наблюдатель церковно-приходских школ, запросил средств на строительство нового здания школы в селе Селище, которые и были выделены. Так уже к октябрю 1913 года в Селищах было завершено строительство нового храма и церковно-приходской школы. В проекте была и колокольня, но Первая мировая война помешала ее строительству. У храма осталась прежняя деревянная звонница.

О завершении строительства храма отец Михаил сообщил всем окрестным приходам - в касимовской типографии было отпечатано объявление: «Строительный комитет по постройке нового каменного храма в селе Селище, Касимовского уезда, сим доводит до общего сведения, что в воскресенье, 27 сего октября, после поздней Литургии, будет совершено поднятие Святого Креста на новоустроенный храм». Действительно, это было великое торжество – поднятие Креста на построенный храм!
Главный престол селищенского храма был освящен в честь Святой Троицы, а второй – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Иконостас был искусно вырезан из светлого дерева, а иконы написаны очень талантливым художником академиком Волковым в стиле своего времени – начала двадцатого века. И все это было устроено отцом Михаилом немногим более чем за полгода.
Со свойственной ему энергией отец Михаил поднимал свой приход. Все свои дела крестьяне начинали с благословения Церкви – отец Михаил приучал их к этому. Благословлялись самые обычные работы: начинали сеять хлеб – в церкви совершался молебен. Крестьяне приносили маленькие мешочки с зерном, которые отец Михаил окроплял святой водой. Когда весной крестьяне выгоняли в первый раз свой скот, среди села совершался молебен с водоосвящением, после чего мимо священника прогоняли скотину – и он каждую корову или овцу кропил святой водой. В праздник Флора и Лавра в храме после Литургии служился молебен, отец Михаил выходил на паперть с кропилом, а мимо него в праздничных разноцветных рубашках, подпоясанные ремешками, гарцевали деревенские мальчишки на своих лошадях. После окропления святой водой они, радостные, мчались в поле.

Дом отца Михаила стоял рядом с храмом. Он был просторным, с большими окнами и потолком высотой в три метра. За домом располагался сад, в котором был размещен большой пчельник. Отец Михаил знал, как разводить пчел и ухаживать за ними. В саду он посадил липовую аллею, и пчелы собирали мед как с этих лип, так и с окрестных полей гречихи. Сад отца Михаила всегда был ухоженным, с прямыми дорожками, со множеством цветов и плодовых деревьев. В дальнем его углу росли высокие стройные лиственницы, а за ними протекала чистая холодная речка, по берегам которой били родники. Село Селище располагалось за речкой. Таким образом, храм и дом священника стояли вдали от села, а вокруг них был простор – зеленые поля, деревья, вдоль речки – кусты, а вдалеке, за полями, возвышался густой темный лес, в который жители села и дети отца Михаила ходили за грибами.
О.Михаил лечил людей и животных, знал в объеме фельдшерских курсов, как это делается. Многих людей он спас от верной гибели. Если не мог помочь сам, ехал за врачом из города Касимова и потом выполнял все указания врача по лечению больного.
В летнее время нередки были пожары, в которых сгорали целые улицы. Отец Михаил организовал из молодых людей пожарную команду, выстроил каланчу и установил постоянные дежурства. В хозяйстве у него всегда стояла повозка с бочкой, наполненной водой. Если случался где-то пожар, отец Михаил немедленно запрягал лошадь в эту повозку и ехал тушить пожар; и умел он так расставить людей и организовать тушение, что пожар постепенно прекращался. Крестьяне говорили: «Ну, если батюшка приехал тушить, то пожар быстро потухнет». А в зимние метели, когда заносило все дороги в окрестных полях, отец Михаил сам выходил к церкви, поднимался на звонницу, где висел большой колокол весом в полторы тонны, и начинал звонить. Звонил он подолгу, потому что знал, что кто-то, возможно, сейчас сбился с пути и не знает, куда ему ехать. И действительно, однажды в Касимове подошел к отцу Михаилу совершенно незнакомый мужчина и стал благодарить его за благовест. Только благодаря звону селищенского колокола этот крестьянин выехал на нужную ему дорогу, а иначе мог бы погибнуть в занесенном снегом поле.
(Окончание следует)