Русская беседа
 
15 Марта 2025, 21:49:11  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Священномученик Петр Успенский, пресвитер  (Прочитано 165 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107830

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Января 2025, 05:36:50 »

Священномученик Петр Успенский, пресвитер


Дни памяти:

23 января

9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

23 июня - Собор Рязанских святых


Житие

Священномученик Петр родился в 1863 году в селе Меньшие Можары Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского. В 1884 году Петр Николаевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в течение десяти лет работал учителем в школах сел Юраково и Панкино Пронского уезда Рязанской губернии.

В 1894 году Петр Николаевич был рукоположен во священника к церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Маково Михайловского уезда, а в 1903 году был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Радушино Зарайского уезда; возведен в сан протоиерея и в 1914 году назначен благочинным.

Первый раз отец Петр был допрошен в октябре 1925 года в связи с деятельностью архиепископа Рязанского Бориса (Соколова) и епархиальной канцелярии. Поскольку сам архиепископ жил в это время не в Рязани, а под Москвой, то управлял епархией с помощью посылаемых в адрес канцелярии, находившейся в Рязани, циркуляров. Следователь, вызвавший отца Петра на допрос, задал целый ряд вопросов, касающихся деятельности канцелярии и правящего епископа.

Отец Петр ответил, что такая канцелярия может существовать при епископе и что это не противоречит церковным правилам. Также и сборы средств на нужды правящего епископа вполне законны, так как общины вправе сами содержать начальствующих лиц. Вводимые архиепископом Борисом сестричества являются весьма благим начинанием и частью деятельности всего религиозного общества и не требуют отдельной регистрации. В его благочинии такие сестричества организованы не были, но только потому, что это дело не простое и его не так-то легко быстро организовать. Что касается циркуляров архиепископа Бориса, то их можно назвать не только распоряжениями, но и информативными материалами, и архиерей имел право их издавать.

22 декабря 1929 года один из священников Зарайского района отправил открытку, которая служащим почты показалась подозрительной и была передана в ОГПУ. После этого на квартире священника был произведен обыск и найдено много церковной переписки: посланий покойного Патриарха Тихона, распоряжений как архиерея, так и самого благочинного протоиерея Петра Успенского; все это было воспринято властями как доказательство наличия контрреволюционной организации и проведения антисоветской работы.

4 декабря в разговор находившихся в чайной агентов уголовного розыска вмешался некий неизвестный, который стал защищать Церковь и духовенство. Это показалось им подозрительным, и неизвестный был задержан. Им оказался староста храма села Радушино, в котором служил протоиерей Петр Успенский. Вслед за этим был произведен обыск в доме отца Петра, а он сам арестован и заключен в коломенскую тюрьму.

26 декабря 1929 года, передавая дело в ОГПУ, агент уголовного розыска сопроводил его следующим комментарием: «Был произведен обыск у благочинного села Радушино Успенского, у которого обнаружено громадное количество разной переписки, отчеты священников, черновики его отчетов митрополиту, много разного рода циркуляров митрополита и епископа, которые все отобраны. Кроме того, произведенным расследованием было установлено, что вообще священники деревень, расположенных недалеко от города Зарайска, все связаны между собой и при обходах определенно ведут агитацию контрреволюционного характера, а также такую же агитацию ведут и члены церковного совета их приходов».

Отца Петра снова стали спрашивать о распоряжениях архиепископа Бориса, к этому времени уже почившего, и о том, проводил ли священник в жизнь распоряжения архиерея. Отец Петр ответил: «Один из циркуляров о нравственности и влиянии на молодое поколение в религиозном духе и обережении его от соблазнов и пороков я читал на заседании своего церковного совета. Был также циркуляр об организации при церкви библиотеки с книгами против дарвинизма, атеизма и материализма, о чем я передавал священникам своего округа, но, за отсутствием средств, библиотеки никто не организовывал».

Находясь в коломенской тюрьме, отец Петр в январе 1930 года заболел воспалением легких и 15 января в тяжелом состоянии был доставлен в одну из городских больниц. Протоиерей Петр Успенский скончался 23 января 1930 года и был погребен в безвестной могиле.

Игумен Дамаскин (Орловский)

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь». Тверь. 2005. С. 100–102

Источник: fond.ru

https://azbyka.ru/days/sv-petr-uspenskij
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!