Алексей Михайлов«Топи их на фиг!»: Как ответит Россия пиратам Балтийского моряУ европейцев есть четкие планы против нашего «теневого флота» — но у Российской Федерации готовы ответы на любой вызов
Фото: AP/TASS14-го мая военно-морские силы Эстонии пытались перехватить танкер Jaguar. Судно под флагом Габона следовало в российский порт Приморск. В операции было задействовано несколько кораблей. На помощь эстонцам пришла и Польша. Так, в охоте за нефтяным транспортом принял участие патрульный самолет М-28.Военные моряки Эстонии сначала пытались заставить экипаж «Ягуара» остановиться. А после того, как капитан танкера проигнорировал их требования, судно два раза таранили. Также была предпринята попытка высадить вертолетный десант на его борт.
На помощь нефтяному транспорту пришли российские вооруженные силы. На место погони прибыл истребитель Су-35. В ответ Польша подняла уже свою боевую машину — МиГ-29. Но пилот последнего не смог эффективно противодействовать нашему «Сухому». В результате эстонские и польские военные вынуждены были свернуть операцию.
Jaguar продолжил свой путь. И на момент написания статьи судно стоит в порту Приморска в ожидании своей очереди на погрузку.
Это уже не первый случай провокации со стороны Евросоюза и НАТО в Балтийском море. Как заявляется, все эти акции направлены на борьбу с «черным флотом танкеров», который якобы принадлежит России.
Право на блокадуС точки зрения международного морского права у стран, которые ввели санкции против России, есть только два законных способа начать захватывать суда.
Первый — это провести через Совет безопасности ООН специальное решение, где будут введены ограничения на морскую торговлю России. Современный мир такие прецеденты знает. В частности, в начале 1990-х годов санкции были введены против Ирака. Багдад не имел права экспортировать свою нефть.
Для контроля за решением Совбеза Объединенных наций, США и ряд других стран развернули на Ближнем Востоке специальную корабельную тактическую группу. Последняя осуществляла досмотр судов и проверяла документы. И если обнаруживались нарушения, борт задерживался. В 2000-х годах аналогичные меры были приняты и против Ирана.
Второй способ — это объявить России морскую блокаду. Важно отметить, что вводить блокаду можно даже против страны, которой не объявили войну. Существует целый свод международных правил и соглашений, которые регламентируют такие действия. Причем речь идет не только о силах противостоящих флотов, но и о правилах плавания торговых судов нейтральных стран.
При введении блокады, торговые суда нейтральных стран не должны входить в порты страны, против которой ведутся такие операции. Нарушители получают статус «блокадопрорывателей» и против них разрешено предпринимать силовые действия.
Но не все действия могут считаться «морской блокадой». Страны, которые вводят такие меры, должны развернуть определенное количество боевых кораблей. Причем последние обязаны нести службу согласно особым регламентам и т. д. И если такие требования не соблюдаются, то блокада не признается. А значит нет ограничений на торговлю и перемещению судов нейтральных государств.
При этом страна, против которой введутся блокадные операции, также имеет свои права. В частности, даже без объявления войны можно действовать против блокирующих сил. Разрешено начинать собирать суда в конвои и эскортировать их, защищая от сил блокады.
Ни один из описанных вариантов против России применить не получится. Совет Безопасности ООН, где у РФ есть право вето, не сможет принять резолюцию, которая заблокирует торговлю российской нефтью. Еще более фантастическим выглядит вариант с морской блокадой.
При наличии у Российской Федерации серьезных корабельной, воздушной и береговой группировок на Балтике, только объявление о начале блокадных действий немедленно приведет к боевым столкновениям с не самым радужным исходом для «блокировщиков».
И если с юридической точки зрения оценивать происшествие с судном Jaguar, то ситуация можно охарактеризовать одним словом — «беспредел». Танкер шел в нейтральных водах, против торговли с РФ нет санкций ООН, и никакой морской блокады Эстония и Польша не объявляли. А вот вмешательство российского Су-35 — это абсолютно законный шаг, направленный на защиту свободы мореплавания.
Экологическая засадаМежду тем, в западных странах уже давно разработан метод, как вполне легально бороться с судами неугодных частных компаний и даже целых государств.
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву уделяет особое внимание защите морской среды от загрязнения. В частности, государства имеют право задерживать в нейтральных вводах и отправлять в свои порты суда и корабли, которые наносят ущерб экологии. В том числе сбрасывают вредные вещества, ведут незаконный промысел, а также их техническое состояние может привести к тому, что во время плавания возможен экологический вред окружающей среде.
Эти пункты конвенции ООН породили очень специфический, но между тем крайне прибыльный бизнес. В мире существует несколько частных компаний и фондов, которые ведут борьбу за морскую экологию. Самая известная — это американо-английская Sea Shepard. Согласно документам, она организует так называемые «прямые действия» против нарушителей.
«Морские пастухи» следят за судами, которые по их мнению ведут незаконный лов рыбы или сбрасывают опасные вещества, а потом всячески мешают им. По факту, вся такая деятельность — это чисто коммерческий проект. Зарабатывает компания достаточно просто — ее нанимают под предлогом защиты экологии, но на самом деле — для борьбы с конкурентами. Так поступают не только коммерческие структуры, но и ряд государств.
Несколько раз деятельность «пастухов» попадала под расследования. В офисах компании проводились обыски, а достоянием общественности становились ее коммерческие контракты. Но если посмотреть на состав и техническое оснащение флота Sea Shepard, то становится понятно, что бизнес у нее идет более чем прекрасно.
Бой и загрязнениеС весны прошлого года страны ЕС и Великобритания уже приняли ряд документов, направленных против «черного танкерного флота». И тут важно отметить, что формальной причиной борьбы с «черными» судами названы не санкции против России, а якобы плохое техническое состояние этого флота, которое создает экологическую угрозу «хрупкой экосистеме Балтики».
За это же время в ФРГ, Финляндии, Швеции и Великобритании было зарегистрировано пять морских экологических компаний и фондов. По сути они аналогичны Sea Shepard, правда не имеют на столько больших ресурсов. Более того, на момент написания статьи все эти организации уже ведут переговоры о заключении контрактов с ЕС.
Как видится работа европейско-английская система борьбы с танкерами на Балтике? «Боевые экологи» будут в нейтральных водах находит суда, которые идут в российские порты. И сообщать, что они страшно нарушают экологические требования — с них ручьем течет нефть, а опасные вещества сбрасываются в промышленных масштабах. Типа, не видим — но есть подозрения.
И если танкер будет небольшим — «экологи» его захватят самостоятельно, в противном случае им на помощь придут военные корабли ЕС. Дальше «злостного нарушителя» отбуксируют в порт одной из стран Балтии.
Через Балтику — вооруженным конвоемНо какой ответ будет России на такую борьбу с таким «загрязнением международного морского права»?
Надо понимать, что «боевые экологи» работают в серой зоне закона. Хотя они руководствуются конвенцией ООН, последняя не защищает их. Поэтому размещенная на танкерах частная охрана имеет вполне законный предлог для применения оружия. «Морские пастухи» уже несколько раз попадали в ситуации вооруженного противостояния, потому сейчас стараются выполнять свои задачи, не высаживаясь на борт судов-целей.
В свою очередь Россия имеет полное право начать сопровождать суда, следующие или уходящие из ее портов, с использованием боевых кораблей, а также прикрывая авиацией. Анализ же последних учений Балтийского флота и его группировки наземных противокорабельных сил и авиации показывает, что такую задачу российские моряки уже отрабатывают. И на практике готовы к ее реализации.
https://svpressa.ru/politic/article/464684/