К сожалению, не столь сильно дорожит Кремль словом по отношению ко всем остальным, кроме олигархов. Страна полагала, что девальвация есть та цена, которую придется уплатить за поддержку кредитования промышленности. Кремль так и преподносил свои действия: мол, государственные деньги предоставляются частным банкам ради увеличения ликвидности, ради рублевого кредитования. Это была ложь, и отнюдь не ради спасения кредитования. Это была ложь во имя спасения олигархов.
- Наличие у Кремля социального контракта с олигархическим капиталом действительно многое проясняет в позиции и действиях Кремля. Отсюда, наверное, и низкая эффективность антикризисных мер?
- На мой взгляд, 2008 год оказался годом ложных оценок и решений. Вопреки верным оценкам антигосударственная идеология поощряла неверные.
Так, в 2008 году скрывался масштаб проблемы совокупного внутреннего спроса, который не был и не мог быть источником развития. Скрывалась также критическая зависимость России от внешних факторов, от цен сырьевого экспорта. Скрывалась причинно-следственная связь между долларизацией и деиндустриализацией российской экономики. Скрывался факт роста ВВП на основе проедания и сокращения общественного богатства России.
Высшему руководству страны вплоть до второй половины октября 2008 года внушалось представление о России как "островке стабильности", докладывалось о "фундаментальной устойчивости" экономики, финансово-банковской системы, о якобы завершенном переходе от внешних к внутренним источникам экономического роста.
Причиненные тем самым издержки гораздо значительнее, чем потеря драгоценного времени в 2008 году. Они ставят под вопрос достижения 2000-2008 годов: "суверенную демократию", "вертикаль власти", политику индексации бюджетных расходов, стратегию "собирания" СНГ, линию противодействия выходу НАТО на периметр российских границ, консенсус по инновационной диверсификации народного хозяйства и т.д.
Возник даже "кризисный мультипликатор", и он в состоянии создать на порядок более тяжелые проблемы. Скажем прямо: без перехода от антигосударственной идеологии к государственной не исключена возможность перерастания экономического кризиса во внутриполитический.
Это крайний вариант, однако кремлевские решения, основанные на компромиссах и джентльменских соглашениях с представителями сырьевого капитала, – девальвация рубля, пополнение ликвидности частных банков за счет налогоплательщиков, обращение рублевой ликвидности в доллары, вывоз денежного капитала за рубеж, коллапс кредитования обрабатывающей промышленности, – привели и продолжают вести к увеличению такой вероятности.
Если судить по делам, а не словам, то реализованные с октября 2008 года решения оказались не в пользу индустриально-промышленного капитала России; они – в пользу сырьевого, олигархического капитала. Эти решения не в интересах России, поскольку не направлены на полное освобождение экономики от долларизации.
Позиция Кремля диктуется содержанием заключенного контракта: преемственность власти в Кремле в обмен на преемственность власти сырьевого капитала в экономике.
Но кризис обесценил социальный контракт Кремля с олигархатом. Всевластия олигархического капитала экономике России больше не выдержать. Экономике России нужна власть высокотехнологичного, неоиндустриального капитала. Экономическая преемственность стала неприемлемой для России.
- По логике, вопрос возникает тогда и в отношении преемственности власти в Кремле, т.е. в отношении политической преемственности.
- Господство сырьевого, по сути компрадорского капитала объективно обречено. Полный его крах – это вопрос ближайшего времени. В сущности, компрадорский капитал перестал быть опорой преемственности политической власти. История предоставляет Кремлю по сути единственный шанс удержания политической преемственности – Кремлю необходимо срочно заключить социальный контракт с высокотехнологичным, национально ориентированным капиталом.
- Но мы знаем, насколько слаб сейчас наш промышленный капитал. В нынешнем своем состоянии он не в состоянии не только господствовать, но даже просто стоять на ногах.
- Да, это так. И все же ситуация далеко не безысходная. Есть один могучий фактор, способный разом и в корне переменить всю ситуацию. Надо возвратить государству стратегические высоты экономики.
Необходима стратегическая национализация и быстрая, плановая вертикальная интеграция экономики. Тогда Россия получит мощный государственно-корпоративный сектор, сильный государственно-корпоративный капитал. Такой капитал будет не только достаточно сильным, но сможет стать фундаментом устойчивой государственной власти.
Централизованная собственность и централизованный производительный капитал всегда были, есть и будут основой централизованного государства. Напротив, децентрализованная экономика неминуемо ведет к децентрализации государства. Надо ли говорить, что такое децентрализация государства в России, в многонациональной и федеративной стране? Понятно само собой, децентрализация для России равнозначна дефедерализации, распаду.
Скажу прямо: альтернативы национализации стратегических высот экономики России не существует. Альтернативы и раньше не было, в 1990-е гг., а теперь и нет подавно. Слишком туго переплетен сейчас клубок внутренних противоречий: и экономических, и политических, и социальных, и межэтнических. И способ их разрешения единственен – стратегическая национализация. Национализация земли, банков, добывающего сектора, инфраструктурных монополий. Другого способа не дано. Более действенного способа просто нет.
Никакие другие меры не сравнимы по эффективности со стратегической национализацией, ибо это условие для вертикальной интеграции народного хозяйства.
По итогам 2008 г. легко оценить неэффективность принятых антикризисных мер и понять причину их неэффективности: качество роста отрицательное; темп роста промышленности ниже темпа роста ВВП; приростная конкурентоспособность на порядок уступает показателю развитых стран; национальное богатство сократилось на 42,2 млрд. долл.; инфляция по дефлятору ВВП двузначная и доходит до 19%.
На что рассчитывать? Потенциал эффекта импортозамещения незначителен и составляет всего 2,1% ВВП. Эта мера нас не выручит. Поэтому девальвация рубля экономически бесполезна, а политически и вовсе вредна, ибо подрывает рубль как стимул для россиян и стран СНГ. Рассчитывать на околороссийский спрос незачем.
Рассчитывать нужно на внутрироссийский спрос, а для этого нужна система и умение ведомств экономического блока обеспечить его. Но ни системы, ни умения сейчас нет.
Время потрачено на так называемые институты развития, но их потенциал смехотворен – 0,1% ВВП. Министерство экономического развития РФ впустую потратило 8 лет работы. Сейчас оно, во время кризиса, вышло с программой развития конкуренции, т.е. по-прежнему предлагает делить и расчленять. О вертикальной интеграции оно даже не думает.
Между тем России сейчас нужны те, кто умеет умножать, объединять, налаживать плановое взаимодействие добывающих и перерабатывающих секторов промышленности. Кто умеет загрузить страну работой по развитию, по неоиндустриальной модернизации России.
Наибольший эффект способна обеспечить вертикальная интеграция экономики – как минимум, 53,4% ВВП. А предпосылкой вертикальной интеграции является опять-таки стратегическая национализация.
- Некоторые экономисты, в их числе весьма видные, считают возможным обойтись без национализации банковской системы и ограничиться валютным контролем…
- Мне хорошо известна такая точка зрения. Отношусь к ней спокойно, поскольку валютный контроль ближе к валютной монополии, чем к дерегулированию. Тем не менее должен сказать: валютного контроля уже недостаточно, ибо он неспособен дать решение задачи кредитования.
Обратимся к фактам. Возьмем данные по банковской системе за год, с 1 марта 2008 г. по 1 марта 2009 г. Кремль пополнял банки рублевой ликвидностью, а те конвертировали рубли в доллары и выводили за рубеж. В частную систему закачали, округленно, 5 трлн. руб., а из нее вытекли 5,2 трлн. руб. За рубеж переправлены средства в объеме 63,4% федерального бюджета, или 12,5% ВВП.
Истрачены свыше 5 трлн. руб. Результат? Задача промышленного кредитования не решена. Страна осталась с инфляцией. Ее потенциал только от мер "по повышению ликвидности" – как минимум 13% ВВП. Страна осталась без ресурсов кредитования: они сократились на 200 млрд. руб. Такова плата России за частный банковский сектор. Такова цена отказа от немедленной национализации банковской системы. И это далеко не окончательная цена.
В сложившейся ситуации валютный контроль неэффективен и промышленного кредитования не наладит. Чтобы обеспечить нормальное кредитование, нужно срочно ввести общегосударственный кредитный план, общегосударственный план капиталовложений, общегосударственный экспортно-импортный план. На основе валютного контроля такие планы неосуществимы. Они осуществимы только на основе национализации банков.
Промышленности нужны кредиты. Если мы от имени экономической науки принесем промышленникам валютный контроль, то просто не сможем глядеть в глаза руководителям предприятий. Наша обязанность – дать обрабатывающей промышленности реальные кредиты, и чем скорее, тем лучше.
Экономическую науку не должны волновать интересы банкиров и олигархов. Экономическую науку должна волновать работоспособность нашей промышленности. Промышленность и сугубо лишь наша промышленность – вот главное и основное. Грош цена всем тем предложениям, какие не направлены на обеспечение работы обрабатывающей промышленности России.
Банкиры переживут национализацию банков. Но наша промышленность не переживет сохранения частной банковской системы. Надо учитывать реальные условия. В иных условиях обошлось бы и валютным контролем. Сейчас – не обойдется. Частные банки не хотят кредитовать промышленность. Значит банки должны перестать быть частными. Они должны стать государственными. И как государственные, они должны выполнять общегосударственные планы: по кредитам и кредитованию оборотных средств, по капиталовложениям, по кредитованию федеральных целевых программ, по кредитованию дорожного и жилищного строительства и т.д. Пусть попробует тогда какой-то банкир или управленец прикарманить государственные средства – технологически не получится. А за малейшую попытку – понесет примерное наказание.
Хотел бы также подчеркнуть: национализация нужна не ради национализации – стратегическая национализация нужна ради вертикальной интеграции отечественной экономики, ради того, чтобы Россия работала на саму себя, а не на покупательную способность доллара.
Позволит валютный контроль провести вертикальную интеграцию, если сохраняется господство олигархической собственности и добывающий сектор будет наглухо отгорожен от обрабатывающей промышленности? Позволит создать нам госкорпорации спроса: авиационную, судовую, сверхбыстрых вычислений, автодорожную, железнодорожную, цифрового телевещания, жилищно-строительную и т.д.? Не позволит.
У нас созданы отраслевые холдинги, которые неверно называют госкорпорациями. Госкорпорации без вертикальной интеграции, без внутренних межотраслевых цепочек добавленной стоимости заведомо неэффективны. Это – во-первых. Во-вторых, они неполноценны, пока нет госкорпораций спроса.
Приведу пример. Чтобы нормально работала объединенная авиастроительная корпорация, спрос на ее продукцию должна предъявлять объединенная общегосударственная авиакомпания типа единого "Аэрофлота". Без объединенного заказчика нет совокупного спроса, а без совокупного спроса, на одних только бюджетных крохах не развернуть массового и серийного авиастроения. Укрупнение наукоемкого производства должно идти рука об руку с укрупнением структур спроса на его продукцию: на самолеты, суда, суперЭВМ, микропроцессоры, средства космической навигации и т.д.
Вертикальная интеграция требует пропорциональности, а значит и пропорциональности требует также стратегическая национализация. Вот почему речь идет о национализации земли, электроэнергетики, топливно-энергетического комплекса, инфраструктурных монополий, включая аэропорты, речные и морские порты, судовые компании.
Укрупнение спроса требует укрупнения организационных структур, т.е. создания госкорпораций спроса. Тогда будет баланс между производственными госкорпорациями и госкорпорациями критически важного спроса. Тогда не придется упрашивать судовые компании покупать отечественные суда, а рыбаков – отправлять продукцию на внутренний рынок.
- Немаловажно, наверное, что такие мощные госкорпорации позволяет на деле организовать общий рынок товаров и технологий стран СНГ?
- Безусловно. На Россию с надеждой смотрят соседние братские республики. Они заинтересованы в сильной и могучей России. Позиция большинства такова – устоит и окрепнет Россия, значит все нормально будет и у нас. Пойдет на подъем Россия, пойдет и наше развитие.
Нам нельзя провалиться. Нельзя обмануть тех, кто верит в Москву, в Кремль, в коллективный государственный разум России. Для братских народов именно Москва олицетворяет способность найти выход из любого положения, каким бы сложным и драматичным оно ни было. Если угодно, люди ждут чуда – чуда победы, как под Москвой в 1941 г.
Таково массовое настроение. Оно выражает общие интересы. И наши в том числе. Вот почему надо требовательнее относиться к Кремлю, к его идеологии, политике, решениям. Не оттого, что мы хотим провала, а потому, что мы не хотим провалиться. Дальше отступать некуда. Надо действовать по формуле развития: неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция. Это формула успеха, а не провала.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=113959