Объясняю наглядно при чем: вот скачанный с сайта издательства «Эксмо» перечень новинок детской литературы (в сентябре с.г.). Мне прислали его из библиотеки с вопросом: «Кого воспитывает «Эксмо»? А они еще и эксперты Книжного союза в области качественной литературы!» Привожу лишь несколько названий: «Конец света заказывали?», Белогоров А. Серия: «Жуткая сказка на ночь». «Твой друг вампир», Некрасова М. Серия: «Жуткая сказка на ночь». Еще несколько книг той же носительницы славной фамилии: «Как я стал привидением», «Банка с привидениями». А вот другая серия: «Кошмар под Новый год»: «Всадники проклятого леса. Дом, затерянный в снегах: Врата в ледяной чертог», Усачева Е., Селин В., Артамонова Е. Серия: «Большая книга ужасов». «Большая книга Хеллоуина: Гость из царства мертвых. Город упырей. Зло умеет ждать», Усачева Е., Некрасова М., Артамонова Е. Серия: «Большая книга ужасов».
Потёмкина-Кутателадзе ужас не охватывает? Нет, он спокойно вещает: «Для меня лично литература никогда не была бизнес-проектом. Но для кого-то она, может, и должна быть коммерческой субстанцией». И что, бесконтрольной субстанцией без нравственной и профессиональной оценки? Если так подходить, то никакие сообщества не нужны и впрямь. Автор и издатель индивидуально делают бабки за счет детского сознания, а вмешаться, ударить в колокол некому!
Поразительно, но в том же номере «Литературки» приведено выступление Николая Коняева на международном форуме «Художественная литература как средство общения народов» в Белоруссии: «Мы уже говорили, что право народов самим решать свою судьбу – главный объект политтехнологических манипуляций, изъятие у народа этого права – смысл и цель деятельности политтехнологов. Что можно противопоставить этому? Председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец говорил сегодня о создании единого Союза писателей России и Беларуси. Я знаю, что эту мысль поддерживают и руководители Союза писателей России, и мне кажется, что идея эта, если она не погибнет в бюрократической заорганизованности, весьма плодотворна».
Так какой же полосе газеты верить: той, где «интервью со взломом» и предложением «распустить Союз писателей России», или той, где к нам хотят присоединиться собратья из Союза писателей Беларуси? Кстати, недавно приезжали на Комсомольский проспект,13 трое писателей-полтавчан, которые после вакханалии мазепинцев накануне 300-летия Полтавской битвы хотят стать членами нашего Союза, найти опору и соработничество в патриотической творческой организации. Можно, г-н Потёмкин? Литература – это идеология, кладовая языка, носительница духа народа. И политика, конечно. События вокруг некоторых творческих организаций только подтверждают это. Союз писателей Грузии направил протест Союзу писателей России в связи с открытием 30 августа в Цхинвале отделения СП РФ. Об этом заявила председатель СП Грузии Маквала Гонашвили. «Не надо смешивать политику и литературу, однако власти России используют литературу как политическое оружие», – заявила она. Никакие власти в этот процесс не вмешивались, Маквала. Когда-то я посвятил тебе стихи, которые начинались так:
Эту женщину звать Маквала,
А по-русски сказать: Ежевика.
Никакая худая молва
Не затмит ее светлого лика.
Я смотрю на суровое фото в Интернете и не верю, что это ты была на нашем семинаре на фестивале молодой поэзии в Алма-Ате, улыбчивая, смущающаяся, что это у тебя в небольшом частном домике без удобств в старом Тбилиси я пил вино и пел под гитару… Ну, а протест твой не помог: писатели Южной Осетии, как я уже рассказывал, в полном составе вошли в Союз писателей России.
Служение народу и государству, а не денежному мешку или политиканам – высшее призвание писателя. Председатель Союза писателей республики Михай Чимпой – известный критик, историк литературы, ученый, почетный член АН Румынии, член Всемирного ПЕН-клуба говорит:
– Одна из наших коллег, поэтесса Леонида Лари, заседающая ныне в парламенте Румынии, заявляет во всеуслышание, что Союз писателей – сталинистская структура. Я знаю Союз изнутри и имею полное право сказать, что это далеко не так. Прежде всего это «профессиональный союз», как и звучит первый параграф его устава. А также «учреждение культуры с открытой просветительской деятельностью»!..
Оказывается, г-н Потёмкин, союзы писателей есть в самых разных странах! Почему же в России его надо «распустить»? Например, во всех Скандинавских странах сильны союзы писателей, которые регулярно заключают соглашения с объединениями издателей. Один из важных пунктов таких договоров – обязательства издателей о минимальной оплате труда авторов. В Швеции это 15 процентов от «цены издателя», по которой книга продается магазинам.
В Германии, где вы учились в университете и часто бываете теперь, почти все пишущие рассчитывают на гранты многочисленных фондов и обществ. Некоторым писателям гранты позволяют объездить полмира и приучают сидеть за письменным столом не менее 12 часов в сутки.
А что на незалежной Украине? «Перед президентськими виборами 2009 року, як i перед минулими виборами 2004-го, полiтики розгорнули боротьбу за один iз важливих iнструментiв впливу на людей – Нацiональну спiлку письменникiв України». Понятно, да? Как и перед минувшими выборами в 2004 году, когда воцарившаяся в стране накануне президентских выборов политическая нервозность передалась и одной из самых творческих организаций – Национальному союзу писателей Украины, вокруг цеха мастеров художественного слова разгорелся нешуточный скандал, связанный с руководством этой организации. На собрании группа писателей проголосовала за изменение устава организации и выразила недоверие действующему председателю Владимиру Яворивскому. Как сообщало УНИАН, такое решение было принято в связи с тем, что Яворивский (который являлся членом фракции «Наша Украина» в Раде) «чрезмерно политизировал» Союз писателей. Ну и финансовые разборки всплыли – куда без них? Новым главой недовольные избрали Наталью Околитенко. Эти действия со стороны коллег вызвали резко отрицательную реакцию самого Владимира Яворивского и других членов Союза писателей, посчитавших собрание нелегитимным. Депутат обратился к министру юстиции Украины Александру Лавриновичу с заявлением, в котором потребовал признать недействительным решение так называемого общего собрания… Потом депутат-письменник был занят... обороной центрального офиса Союза писателей Украины. Ночью неизвестные в камуфляже под предлогом, что здание заминировано, взломали двери и заняли помещение Союза писателей на улице Банковой в Киеве. Когда же туда прибыл Яворивский, в здании был еще и представитель отколовшейся части писательской организации. Поэтому народный депутат со своими сторонниками остался ночевать в офисе Союза, чтобы его не заняли оппоненты. Потом были еще ночевки, пленумы, разборки. И вот через пять лет снова разгорается борьба «за один из важных инструментов влияния на людей».
Союз писателей России сегодня в результате всей культурной политики таковым инструментом, увы, не назовешь, но, во-первых, кому-то он по-прежнему остается последним пристанищем или костью в горле, а, во-вторых, какой особняк на Комсомольском проспекте занимает! После «интервью со взломом» подумалось: уж не Потёмкин ли решил прибрать его к рукам накануне 50-летия творческой организации в конце прошлого года, когда была попытка рейдерского захвата, о котором писала «Советская Россия»? Или решил кому-то из своих друзей – банкиров и олигархов – «утонченных интеллектуалов» пособить? Не будем теряться в догадках, но и идти на поводу у новых хозяев жизни, схвативших золотого быка за рога, тоже негоже!
Писатели России и внутреннего зарубежья пришли 7 октября в Пушкинский музей на встречу с премьером, поздравили Владимира Путина с некруглой датой, подарили книги, высказали наболевшее (кстати, председателя главного Союза писателей Ганичева не пригласили – вот тебе и «один Ганичев»!). Суть беседы: искреннюю, высокохудожественную книгу надо спасать. Валентин Распутин поднял важную тему: еще немного такой культурной политики, и толстые журналы погибнут. Путин согласился: «Я думаю, государство здесь недорабатывает, потому что не все сферы человеческой жизни можно запихнуть в прокрустово ложе рыночных отношений…»
Ну что ж, хочешь поддержать исповедальную литературу – дотируй из бюджета, а не надейся на олигархов – «утонченных интеллектуалов». Ну и крупного налогоплательщика вроде Потёмкина не слушай. А то всех с «НОСом» оставят. На днях на Переделкинском кладбище захоронили прах Александра Межирова, который 16 лет жил в США и скучал по литературному окружению, по собратьям из Союза писателей. Он оставил завет:
Да пребудут в целости,
Хмуры и усталы,
Делатели ценностей – Профессионалы!
Александр Бобров, секретарь Союза писателей России Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала:
"Русская беседа" http://voskres.ru/articles/bobrov1.htm