С Праздником Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла!
Дмитрий Н:
Два сосуда, полных любви
Игумен Нектарий (Морозов)
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Два совершенно разных человека. Один буквально с первых дней проповеди Христа следует за Ним; второй борется против Него всеми доступными средствами, пока явное чудо — встреча с Гонимым — не переворачивает его жизнь. Один — простой, совсем не ученый человек, рыбак; другой — знаток закона, книжник, получивший хорошее образование, воспитанный «при ногах Гамалиила» (Деян. 22:3). Один — семейный, имевший тещу, которую восставил от болезни Господь, другой — пламенный проповедник девства, преподававший притом верным и правила подлинно христианского брака.
Два разных человека, чья память празднуется в один день, настолько тесно связанные между собой и этой памятью, и общей жизнью, и общим делом, что сознание церковного человека чаще всего и воспринимает их чуть ли не как единое целое. И на иконах они чаще всего изображаются тоже вместе, словно два брата.
Апостолы Петр и Павел... Что их, таких разных, сделало такими похожими?
Апостолы Петр и Павел… Что их, таких разных, сделало такими похожими, таких далеких — такими близкими?
Слабость? Первый отрекся в момент малодушия, второй был убежден, что служит Богу, предавая христиан на смерть…
Сила? Первый, покаявшись, в своем служении Христу не боялся ничего и никого, был настолько проникнут этим духом покаяния и смирения, что и мучительной смерти — распятия — считал себя недостойным, но требовал быть распятым вниз головой. Второй, после встречи со Спасителем на пути в Дамаск, становится проповедником Евангелия, готовым благовествовать и ближним и дальним, для всех становиться всем, скорбеть с каждым, кто скорбит, сострадать с каждым, кто страдает, и нет, кажется, такой силы на земле, которая могла бы воспрепятствовать ему, остановить его — будь то дикие звери, с которыми он боролся в Ефесе, или буря и глубина морская, или камни, поражающие его плоть…
Нет, не слабость или сила так сроднили их. Сроднила, сделала их братьями любовь Христова к ним и их любовь ко Христу.
Если не ставить препятствий на пути у Христовой любви нее, она совершенно все изменит в нас
Нет человека, которого бы не любил Господь. Но немногие оказываются способными ощутить эту любовь, а еще меньше тех, кто по-настоящему откликается на нее. И понимает человек, что любит его Христос, и сознает, что нет никого, кто был бы ему ближе, кому бы он еще был так дорог, кто так заботился бы о нем и так ценил его. Понимает… Но не готов этой любви открыть свое сердце до конца. Ведь она, если не полагать ей никакого предела, не ставить препятствий у нее на пути, совершенно все изменит в нас, заставит стать другими, жить жизнью совершенно иной. И мы противимся ей: замечаем ее лишь отчасти, в какую-то комфортную для нас меру, забываем о ней, когда нам удобно, отворачиваемся от нее, не слышим, когда она стучится в наше сердце, кротко прося впустить. И точно так же мы ограничиваем свой собственный на нее отклик: отмериваем, сколько шагов можем пройти ей навстречу, определяем, что приемлемо и что неприемлемо для нас в следовании за Христом, торгуемся — да, к сожалению, подчас именно так! — со своей совестью, пытаясь убедить ее в том, что то, чего она от нас требует, — «это уж слишком», это крайность, можно де удовлетворить ее запросы и чем-то существенно меньшим.
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Петр и Павел дали любви Божией наполнить себя всецело
А Петр и Павел дали любви Божией наполнить себя всецело, отдаться ей так, как парус отдается ветру, не заботясь о том, веет ли он лишь едва ощутимо или же перерастает в грозную бурю. Они не проводили никакой границы между собой и Христом, не ставили никаких заслонов, не говорили ни о чем: «Это мое, Господи, не забирай, не отнимай, оставь его мне». Воистину, как говорит преподобный авва Дорофей: когда человек отказывается от чего-то ради Христа, то Христос Сам бывает для него вместо того, чего он себя добровольно лишил. Апостолы отказались ради Христа от всего, и Он стал для них главным и неотъемлемым вовеки сокровищем, все заменил и наполнил в их жизни Собой.
И такой же всецелой была их любовь ко Христу — бьющая, словно ключ, в сердце, переливающаяся через край, не могущая скрываться внутри, рвущаяся наружу.
И такой же — любовь к людям: как не любить их, когда их любит Господь?! И этой любви они тоже не полагали в себе предела, но шли на все, зная, что и смерть не разлучит их ни с Богом, ни с теми, кого Он им доверил, кого поручил.
И когда мы называем их первоверховными, то не особое их положение, не авторитет, ни даже совокупность всех подвигов и трудов должны иметь в виду, а именно это: тот верх, ту высоту любви, к которой они востекли, ту неразличимую глазом, но угадываемую сердцем область, где они так связались, так соединились, что вспоминаем мы их ныне вместе.
Таких разных, таких первоначально непохожих, таких когда-то чужих, но превратившихся впоследствии в братьев, в два сообщающихся сосуда, в которых одно содержимое — Божественная любовь.
Завтра, 14 июля 2015 года, в 19:00 в актовом зале Сретенской духовной семинарии состоится презентация новой книги игумена Нектария (Морозова) «C надеждой на Встречу». Вход свободный.
13 июля 2015 года
http://www.pravoslavie.ru/put/80626.htm
Дмитрий Н:
Павел или… Христос?!
Диакон Павел Сержантов
Обращение Савла. Фрагмент книжной миниатюры
Сами споры меня не удивляют. Как только в христианской общине появился Павел, поверивший в Христа, мгновенно разгорелись споры. Павел был известен как гонитель христиан, вот и возникли подозрения, что он лишь притворяется христианином, а на деле готовит какую-то ужасную провокацию против церковных людей: «Как доверять вчерашнему врагу? А если Павел входит в доверие, чтобы потом больше крови невинной пролить?».
Истинное положение вещей вскоре выяснилось. Эти споры быстро затихли. На их место пришли другие, более затяжные споры: «Павел не был с другими апостолами, когда Христос их учил. Вот почему Павел плохо знает Христово учение и сильно искажает Евангелие».
Следы этих ожесточенных споров мы не раз замечаем в Новом Завете. Вот, например, в Коринфе затевается смута (см.: 1 Кор. 1: 12). Коринфяне заявляют: «Мы Павловы». Другие, пришлые, ставят себя выше: «Мы Христовы» – иными словами: «Мы держимся того Евангелия, которое Сам Христос преподал. Мы Его непосредственные ученики. Никакого Павла рядом с Христом не было видно, Павел для нас не авторитет».
В ответ спорщикам святой Павел многократно исповедовал, что для него главное – Христос, что Сам Христос поставил Павла на апостольское служение, и Павел проповедует Христа, а не себя и свои измышления.
Подобные споры вокруг апостола Павла то затихают, то разгораются вновь. С XIX века в среде радикальных протестантов опять поднялся спор: «Что на самом деле возвещал Христос? И как это соотносится с более поздним учением апостола Павла?» Тонны книг лежат на полках, все они написаны в поисках «исторического Иисуса».
***
В наши дни на апостола Павла продолжают сыпаться и язвительные упреки, и мягкие критические замечания. Поводы поспорить меняются, суть остается прежней.
На одном форуме мне встретилось обсуждение на злобу дня: как Библия учит нас относиться к гомосексуализму. Не буду уточнять, где именно это произошло на просторах всемирной сети. Не собираюсь называть участников. Даже какой язык обсуждения был на форуме – без разницы. Важно другое: в обсуждении принимали активное участие православные христиане, среди них весьма образованный священник (возможно, что и два священника).
Почему мы противопоставляем апостола Павла и Христа? Разве не Сам Христос доверил Павлу апостольское служение?
О чем именно был спор? Проблему кто-то из форумчан сформулировал достаточно остро: «Известно, что апостол Павел писал против гомосексуализма, но Сам Христос что-нибудь говорил против гомосексуализма?» Читаю ответные реплики. Читаю в надежде, что кто-нибудь возразит: «Почему мы противопоставляем апостола Павла и Христа? Разве не Сам Христос доверил Павлу апостольское служение? Павел – истинный апостол Христов, а не самозванец какой. Послания апостола Павла богодухновенны, списывать их со счетов христиане не вправе».
Никто не написал ничего подобного! Неужели нам всё равно, когда апостола Павла опять ставят под сомнение?
Мы забыли, что послания этого апостола относятся к самому древнейшему слою священного новозаветного Писания? Его послания с благоговением прочитаны Церковью, когда Четвероевангелие было еще устным преданием. Павловы послания вместе с Евангелием вошли в Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Древняя Церковь не отделяла одно от другого. Не противопоставляла первоверховного апостола – Христу. Почему в наши дни это делается? Из-за каких-то современных научных данных? Нет. Из-за желания казаться современным и казаться причастным к науке.
***
Еще я ждал, что на форуме кто-нибудь приведет слова Христа по затронутой злободневной проблеме. Не дождался.
Правда, в изречениях Христа слово «мужеложество» мы не можем буквально указать. Вот у апостола Павла сказано буквально: «Не обманывайтесь: ни блудники… ни мужеложники (ἀρσενοκοῖται)… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).
Припомним слова Христа, которые ставят всё на свое место
И что же, значит, нечего нам ответить?! Найдется что ответить, только захотят ли услышать… Припомним слова Христа, которые ставят всё на свое место – и сам злободневный вопрос, сформулированный на форуме, и лежащее в его основе всеразъедающее сомнение в апостольском слове.
Вспомним, как Христос посылает апостолов благовествовать и укрепляет их: «Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя… из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10: 14–15).
Задумайтесь, спорщики. Или открыто признайте, что Павел не апостол Христов, или слушайте во все уши, чему Павел учит, даже если это кажется нетолерантным и безнадежно устаревшим.
Если последовательно отрицать за Павлом апостольство, это грозит вообще отрицанием Нового Завета. Судите сами: прямой ученик Христа апостол Петр – Павла признавал (см.: 2 Пет. 3: 15–16), значит, и Петра придется вслед за Павлом «дисквалифицировать». А вместе с ними и Луку (ученика апостола Павла), и Марка… Изречения Христовы мы читаем в Евангелиях, которые написали апостолы, а не Сам Христос. Удар, нанесенный по апостолу Павлу, обязательно будет отдаваться ударом по Христу.
Вернемся к цитате. Апостол Матфей передает слова Спасителя: будет над Содомом Страшный суд. За что? За то, что в традиции так и называется: содомия, а с позапрошлого века стало именоваться гомосексуализмом. Над Содомом уже был Божий суд. Согласно 19-й главе книги Бытия, Содом посетили Ангелы в образе мужей, которые пришли к праведному Лоту. Содомиты потребовали от Лота выдать гостей для изнасилования. В отчаянии Лот предложил им страшную замену – собственных дочерей. Содомиты преисполнились ярости: им нужны были не женщины, а мужчины. Они пообещали жестокое насилие уже лично Лоту. Тогда Господь ослепил всех собравшихся на оргию, а на город пролился серный дождь. Содом сгорел. Христос упоминает Содом как красноречивый символ, как сообщество таких тяжких грешников, на которых ниспосылается огнем палящий Божий гнев.
Разве Господь не выразил Своего отношения к проблеме содомии? Кто имеет уши, чтобы слушать, пусть услышит и задумается. А кто лишь делает вид, что слушает, с тем и разговаривать не о чем.
Когда-то Павел был гонителем Божией Церкви. Христос одним властным словом остановил его на этом погибельном пути. Павел Его услышал и потом поднялся на небесную, недоступную нам высоту апостольства.
13 июля 2015 года
http://www.pravoslavie.ru/put/80586.htm
Александр Васильевич:
Апостольское призвание России
Слово митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Двенадцатого июля мы отмечаем день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Для России этот день особенный, ведь наша страна призвана Богом идти по апостольскому пути. Cреди православных стран Россия уподобляется первоверховным апостолам своей самоотверженностью в шествии за Христом. Хотя когда-то русский народ как и Савл, который потом стал Павлом, был непросвещен Светом Христовым. Также как Петр мы отрекались от Христа. Но Господь никогда не оставлял Россию. Преобразившись из Савла в Павла во святом Крещении, русский народ стал ревностным борцом за торжество Православия в мире.
Веками расширялось наше государство. Самым трудным и долгим был путь России на Восток. По этому пути наш народ двигался к границам с иными странами с апостольским призванием. С той великой миссией, с которой шли в портовые города Средиземноморья первоверховные апостолы Петр и Павел, память которых сегодня празднует вся Вселенная.
Апостолы много проповедовали в портовых и торговых городах – таких как наш Владивосток – богатых, но часто своенравных. Владивосток стоит на границе Русского мира и мира азиатского. Это город, откуда пролился звон православных колоколов над дикой Азией, над царством Дракона.
Здесь на восточных рубежах Русской земли мы видим множество примеров высокого апостольского служения. Мы помним о подвиге святителя Иннокентия, митрополита Московского. Его ведь так и называют – апостол Сибири и Америки.
Велики просветительские труды святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. Скольких японцев он привел ко Христу, скольких наставил на путь Истины.
Мы обращаемся к словам великого миссионера священномученика Иоанна Восторгова, который бывал в нашем Владивостоке и указывал нашим предкам, переселявшимся к берегам Тихого океана, что они прибыли сюда, чтобы проповедовать Христа.
Наши императоры Александр III и его святой сын Царь Мученик Николай II первым делом заботились на Дальнем Востоке об устроении церковной жизни, потому что видели в этом главное условие выполнения Россией ее православной миссии – апостольской миссии.
Дальний Восток – место, где имена святых первоверховных апостолов Петра и Павла с особой силой указывают на то, зачем Россия пришла к Великому океану. Город Петропавловск-Камчатский – в честь святых апостолов – он стал началом выхода нашей страны в Великий океан с проповедью Христовой. На Камчатке зародился наш Тихоокеанский флот.
Но не флотом, не оружием мы намеревались владеть Востоком, когда становились на тихоокеанских берегах. Уподобляясь апостолам, русский народ должен привести к Богу другие народы. Владеть Востоком во Христе – вот наши самые большие и богоугодные амбиции на Тихом океане.
Как говорит святитель Филарет (Дроздов) в проповеди на праздник апостолов, они «всемирные завоеватели…без войска и оружия… делят между собою народы, не уступая друг другу, не в том, кому более владеть вселенною, но кому более страдать за спасение вселенныя…» Вот такой является и наша страдающая Россия – всемирный завоеватель без войска и оружия. Завоеватель народов во Христе и ради Христа.
Но прежде нужно преобразиться. Нужно вымолить прощение, чтобы Господь сказал нашему народу как апостолу Петру: «Паси овцы моя».
Ведь как когда-то Петр отрекся от Христа, мы отреклись от Бога и своего Царя в 1917 году. И мы отказались от главного национального дела – просвещения народов Светом Христовым.
До сих пор мы льем слезы в надежде на то, что Господь простит нас, как простил Петра. И вернет нам наше апостольское призвание. Вернет нам и православного Царя. Но мало лить слезы, нужно, прежде всего, самим стать настоящими христианами. Каждому нужно пройти путь перерождения из Савла в Павла.
Будем молиться, будем стремиться к истинному покаянию и к тому, чтобы мы русские стали достойными своих православных предков! Достойными того, чтобы с честью понести апостольское призвание России. И помощниками нашими и покровителями в этом деле будут святые первоверховные апостолы Петр и Павел, иже память ныне совершаем!
С любовью о Господе, митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин
http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/12/apostolskoe_prizvanie_rossii/
Александр Васильевич:
Патриарх Кирилл: В моменты ослабления веры каждый должен вспоминать подвиг сподвижников Христа
Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил во вторник, в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, литургию в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, фамильной усыпальнице Романовых. Об этом сообщили ТАСС в Санкт- Петербургской епархии.
«Патриарх прибывает в Петербург после поездки на Валаам, - рассказали в епархии. - Торжественное богослужение в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла является традицией, это один из значимых христианских праздников, который завершает Петров пост. Он был установлен в память перенесения мощей святых апостолов Петра и Павла в Риме в 258 году». Этот день считается престольным праздником в Петербурге, названном в честь святого Петра.
Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, архиепископ Петергофский Амвросий, епископы Царскосельский Маркелл, Кронштадтский Назарий, Гатчинский и Лужский Митрофан, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Выборгский и Приозерский Игнатий, Солнечногорский Сергий, а также настоятель архимандрит Александр (Федоров), духовенство Санкт-Петербургской митрополии, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Среди молящихся были губернатор Георгий Полтавченко, спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, другие представители органов власти, настоятельницы и насельницы женских монастырей митрополии, сестры милосердия, волонтеры епархиальных отделов и приходов, дети из казачьего лагеря «Аты-баты», совместно организованного Санкт-Петербургской и Гатчинской епархиями.
«Апостолы, по логике, должны были идти по миру с высоко поднятой головой. Все должно было перед ними расступаться. Но ничего этого не было. Они прожили страшную жизнь. Вся она, с точки зрения здравого смысла, являлась абсолютным несчастьем», — цитирует РИА Новости слова Патриарха Кирилла, сказанные им в первосвятительском слове после Богослужения.
По его словам, каждый должен в тяжелые минуты жизни, в моменты ослабления веры вспоминать подвиг сподвижников Христа, которые «сделали все для того, чтобы укрепить Церковь Божию».
Благотворителям Санкт-Петербургской митрополии были вручены патриаршие награды.
Первый деревянный храм в честь апостолов Петра и Павла был заложен на Заячьем острове 12 июля (29 июня по старому стилю) по указу Петра I. Каменный собор, сохранившийся до наших дней, строился по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини больше двадцати лет - с 1712 по 1733 гг. В 1742 году он был освящен Русской Православной церковью и до 1858 года сохранял статус кафедрального, уступив затем этот статус Исаакиевскому собору.
С 1919 по 2000 годы богослужения в этом храме не проводились. С 1922 года собор стал частью Музея революции, в 1930-40-х гг. его приспособили под склад Центральной книжной палаты, а в 1954 году передали в комплекс Государственного музея истории города, в который он входит и сейчас.
Петропавловский собор - самое высокое из исторических зданий Санкт-Петербурга, его высота со шпилем составляет 122,5 м. Он считается одной из высотных доминант города. В годы Великой Отечественной войны ленинградские альпинисты провели уникальную операцию по маскировке шпиля собора, поскольку золоченая игла служила ориентиром для гитлеровских летчиков, бомбивших город.
Собор, построенный по образцу итальянских базилик, является одним из лучших памятников архитектуры петровского барокко. Петр I преподнес в дар храму резной золоченый иконостас с 43 иконами, программу которого он составил лично с архиепископом Новгородским Феофаном Прокоповичем.
Петропавловский собор считается также памятником русской воинской славы - в XVIII-XIX вв. здесь хранились трофейные знамена и ключи от взятых русской армией городов и крепостей, в начале ХХ века их передали в Эрмитаж. В наши дни в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.
Петр I придал этому храму статус официальной усыпальницы российской Императорской семьи. Здесь похоронены российские Императоры и Императрицы.
http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/12/patriarh_kirill_v_momenty_oslableniya_very_kazhdyj_dolzhen_vspominat_podvig_spodvizhnikov_hrista/
Александр Васильевич:
О Царствии Небесном
Из книги митрополита Филарета (Вознесенского) "Глаголы жизни вечной", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2007 г.
""Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святое Евангелие говорит нам о том, что Господь наш Иисус Христос однажды, говоря о Царстве Божием, сказал, что оно подобно горчичному зернышку, которое меньше всех других, а когда вырастает, то становится как бы деревом — то есть большим, превосходящим все другие злаки по величине и по ветвистости своей.
В самом деле, когда Церковь Христова только начинала свое бытие, из кого состояла она? Только Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь и двенадцать апостолов — вот первоначальный состав Церкви. Это и было то святое горчичное зернышко, из которого потом выросло многоветвистое дерево христианства. И когда мы с вами вспоминаем, как быстро разрасталась Церковь, когда «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» и апостольская проповедь загремела по всем областям тогдашнего мира, то вспоминаем и то, что величайшими из этих благовестников христианской истины были те два великих, необыкновенных человека, которых мы прославляем ныне — святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Я их назвал необыкновенными по их особой, чрезмерной деятельности и по тому, какое место они занимают в Церкви и вообще в человеческом роде. Но сами по себе они были такие же люди, как все мы с вами. Господь через апостола Павла впоследствии сказал: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор 1, 19; см.: Ис 29, 14); то есть человеческая премудрость и человеческий разум, разум человеческих понятий, как бы говорит Господь, Мне не нужен. У меня иные пути. Через пророка Господь сказал: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55, 9). И действительно, трудно было бы и предположить, чтобы величайшими благовестниками истины были избраны те, кого мы прославляем ныне!
Один из них — фарисей, заклятый враг христианства вначале, а другой — простой, малоучёный рыбак… Как различны те условия, при которых произошло самое призвание апостолов Петра и Павла на их великое апостольское дело! Вот «Симон, сын Ионин» со своим братом Андреем трудится над своим обычным промыслом, чинит сети. Проходит кто-то по берегу и говорит: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (а не рыб) (Мф 4, 19). Этого было достаточно. Всемогущее Слово Христово неудержимо повлекло за собой тех, кого Господь призывал, — и апостолы пошли за Ним. Так был призван апостол Петр, о котором Господь еще при первой с ним встрече сказал: «ты — Симон, сын Ионин, но ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (точнее — Петрос, «каменный») (Ин 1, 42). Вот при каких условиях призывается к апостольству Симон-Петр — из обычной житейской обстановки, прямо от своего профессионального труда, от лодки и от рыболовных сетей…
Но вот идет в Дамаск фарисей Савл — гонитель христиан, пламенеющий яростью к христианству; идет, как сказано в Книге Деяний апостольских, «дыша угрозами… на учеников Господа» (Деян 9, 1). Конечно, не по личной злобе так относился Савл к христианству и христианам — он был слишком высок и чист духовно до своего обращения — даже и тогда, а по глубокой убежденности, что христианство есть вреднейшее и пагубное заблуждение, с которым нужно бороться самым беспощадным образом. И вот так настроенный, он идет в Дамаск и — приходит туда христианином… Что было тому причиной? Ему явился в чудесном видении, в ослепительном, ярче солнечного, свете Сам Господь Иисус Христос, призывая его к Себе. И вот тут-то и стало ясно, насколько честен, насколько искренен, насколько высок был Павел тогда, когда преследовал христиан. Недаром он уже в старости дерзновенно писал своему любимейшему духовному сыну и ученику апостолу Тимофею, что он от юности во всю жизнь чистой совестью служил Богу (см.: 2 Тим 1, 3). Так было и здесь: он шел преследовать христиан, думая, что этим он служит Богу. Внезапно его осиял свет с неба, настолько ослепительно-яркий, что свет солнца стал незаметным. Савл упал на землю в ужасе от ослепившего его света и слышит не потрясающий гром, не страшную угрозу, а кроткий вразумляющий вопрос кроткого и смиренного сердцем Спасителя, Который в этом необыкновенном свете с неба спрашивает его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян 9, 4) Какие трогательные слова! Они, между прочим, указывают нам на то, как близок Господь к верным Своим, как Он им сострадает, как Он с ними переживает все скорби, которые им приходится терпеть. Насколько это может ободрить христианскую душу, знает всякий терпеливый христианин, когда он вспомнит об этих трогательных словах Спасителя гонителю Савлу, прямо указывающих на то, что Господь Сам страдает с верными Своими, сострадая им… «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Савл, потерявший зрение от ослепившего его света, слыша этот Божественный кроткий голос, спрашивает в трепете и ужасе: «кто Ты, Господи?» — и слышит ответ, который несомненно потряс его с головы до ног, ибо он понял всю ошибочность своего пути. «Я Иисус, Которого ты гонишь, — отвечает ему Господь. — Трудно тебе идти против рожна» (Деян 9, 5). (Рожном называлась палка на вороте колеса колодца; это колесо, мощное и тяжеловесное, раскрутившись, развивало такую вращательную силу, что за ворот, за палку остановить его никто бы не был в состоянии. Употребляя это сравнение, Господь как бы говорил: «Ты идешь против рожна, против силы, которая сильнее тебя и которую тебе не одолеть».)
И вот тогда, поняв всю глубину своего заблуждения, трепещущий Савл спрашивает: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян 9, 6) По человеческому разумению казалось бы, что человек, который только что гнал христиан, заставляя их даже хулить Иисуса, — в чем он сам впоследствии с глубокой скорбью признавался, — проповедником христианской веры никак не мог бы быть; но пути Господни — не наши пути…
«...Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что… делать» — ответил Господь с неба Савлу (Деян 9, 6). Он встал и пошел — и пришел в Дамск уже совершенно переродившимся внутренне. И когда благочестивый Анания, один из семидесяти апостолов, по повелению Спасителя пришел к нему, возложил на него руки, исцелил его от слепоты и крестил, тогда перед христианской Церковью появился уже готовый благовестник истины. До своего обращения Савл все свои усилия направлял на то, чтобы угождать Богу, но шел неправильным путем. А когда Господь Своим Промыслом повернул его на правильный путь, то с теми же самыми усилиями, с тем же могучим устремлением, не боясь за себя, а только живя исполнением воли Господней, Савл, а потом апостол Павел, пошел на свой благовестнический, воистину крестный путь и достиг такой высоты, что Церковь поставила его рядом с первостоятелем апостольского лика апостолом Петром, обоих их именует первоверховными апостолами и в равной славе и чести восхваляет их труды и подвиги.
Эти священные воспоминания Церковь ныне предлагает нам. Будем же, братья, из этих священных примеров поучаться, насколько пути Господни не похожи на наши пути. Кто бы мог подумать, что главными благовестниками христианства могли быть малоучёный рыбак или враг христианства? А вот по воле Божией, по Промыслу Божиему это оказалось так. Так Господь благоустроил на пользу Церкви Своей — и да будет благословенна Премудрость Его Промысла! Аминь.
Митрополит Филарет (Вознесенский)
http://www.pravoslavie.ru/3285.html
Навигация