С Праздником Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла!
Александр Васильевич:
Исихия, пресвитера Иерусалимского,
Похвала святым апостолам Петру и Павлу
Перевод и комментарии диакона Владимира Василика
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Диакон Владимир Василик
Предисловие переводчика
Вниманию читателей предлагается проповедь преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Прп. Исихий Иерусалимский
О жизни прп. Исихия известно достаточно немного. Родился и вырос он во святом граде Иерусалиме. Не исключено, что он еще застал в живых свт. Кирилла Иерусалимского, однако его деятельность отчасти протекала в епископство Иоанна ΙΙ Иерусалимского. Прп. Исихий учился в Константантинополе, где, согласно некоторым известиям, его учителем в богословии был святитель Григорий Богослов. Если это так, то его учение приходится на 379–381 годы. После возвращения в Палестину св. Исихий поселился в одном из монастырей близ Иерусалима. Там он приобрел известность как учитель молитвы и знаток Священного Писания. Возможно, к этому периоду относятся его аскетические творения, в частности его знаменитое «Слово о трезвении». Около 412 года прп. Исихий был рукоположен во пресвитера и одно время исполнял должность помощника Иерусалимского патриарха. Скончался святой по одним известиям около 434 года, по другим — около 451-го. Память преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, празднуется 5/18 марта.
Прп. Исихий прославлен как аскетический писатель и экзегет. Согласно Менологию императора Василия Болгаробойцы (996 г.), он составил толкование на все Писание. До нас дошли Толкования на книги Левит и Иова (в армянском переводе), а также примечания к Псалтири. В своих толкованиях святой использует преимущественно аллегорический и типологический методы.
К сожалению, святой Исихий гораздо менее известен как проповедник. Между тем 20 его проповедей — настоящая сокровищница святоотеческой мысли. Среди них слова на Пасху, Сретение и Лазареву субботу, слова о посте, в честь Пресвятой Богородицы и святых (архидиакона Стефана, мч. Лонгина, прп. Антония) и другие.
Святой Исихий — мастер красноречия, рассчитанного на пышные эпитеты, яркие параллелизмы, развернутые сравнения
В своих проповедях прп. Исихий использует тот же типологический и аллегорический метод, что и в своих экзегетических творениях. Он мастер азианического красноречия, рассчитанного на пышные эпитеты, яркие параллелизмы, развернутые сравнения. Читатель сам может оценить силу и глубину его красноречия из этой впервые переведенной на русский язык проповеди в честь свв. апостолов Петра и Павла.
Перевод проповеди дается по изданию In sanctos Petrum et Paulum (homilia 13), ed. M. Aubineau, Les homélies festales d'Hésychius de Jérusalem, vol. 1. Les homélies I-XV [Subsidia hagiographica 59. Brussels: Societé des Bollandistes, 1978]: 499–508.
Исихия, пресвитера Иерусалимского,
Похвала святым апостолам Петру и Павлу
Апостол Петр. Синайская икона
Прекрасна роза, благоухающая весенней порой, но когда она сплетается с благоуханием лилии, то становится еще более благоуханной. Ведь миро смешивается с миром и удовольствие от благоухания становится двойным. Прекрасен сам по себе Петр и сверхблистателен по сравнению с блистательными как предводитель[1] апостольского лика, как око учения, как память о ревности и лицо веры, как труба таинства, как язык и научивший многие языки, как безупречный пастырь, как недремлющий кормчий, как безошибочный возничий, как продавец лекарств[2], приготавливающий вечную глазную мазь[3] покаяния.
Если присоединяется Павел, то образуется двойная стена, которую взять невозможно, двуустый источник, без труда напояющий всю вселенную
Но если присоединяется Павел, то образуется двойная стена, которую взять невозможно, двуустый источник, без труда напояющий всю вселенную, залив с двумя входами, переплывая который, спасается всякий корабль. Горлица говорит после ласточки, голубица восклицает после цикады, флейта со свирелью поют напев сладостный и священный. «Юноша с преподобным и прав путь их»[4], как проповедал Премудрый в Притчах.
Ягненок и волк вместе пасутся[5], и Пастырь прославляется, и чудеса Преславнотворца увенчиваются. Бык и лев на одном пастбище пасутся[6], и пожинает похвалы укрепивший быка и обуздавший льва.
Разве не львом стал Павел, бывший Савлом, который, убивая, рассеял паству[7], поразил пастырей[8], изнутри сотряс Иерусалим и устрашил города, возмутил площади и поля сделал необитаемыми, «влача в темницу мужчин и женщин»[9], и не переставал бросать их в узы, когда однако потерпел поражение и от терпения мужей, и оказался весьма немощным из-за мужества женщин?
Бежал он напрасно, ибо не разглядел пути, напрасно бил, ибо пальцы он приготовил, но оказался недостойным найти противника. Христос же, как Премудрый и Благой, явившись, употребляет кротость и, оставив вышнее, спускается к нижним. Он не возжег огонь, не подвигнул бури, не сотряс основания гор[10] и не обнажил ангельский двусторонний меч[11], но воззвал гласом кротким и человеколюбивым:
«Савле, Савле, почто Мене гониши?»[12] «Какое богатство Я у тебя отнял? Какой славы обнажил? Какого первенства лишил? Разве Я затворил тебе вход в рай? Разве из-за Меня ты оделся листьями смоковницы? Разве Я явился виновником твоего возвращения в землю? Разве из-за Меня ты отпал от начальства, повредил свой жребий, уменьшил свой образ?»
«Савле, Савле, почто Мене гониши? Ты имел закон, Я же, как Благой, приложил благодать. Ты служил букве, Я же явил Дух. Несли скорбь тени, и придя, Я показал истину. Ты претыкался об образы, Я же единое врачевство принес за многих, бессребренное - за сребролюбивых. Я, изъяснив тебе субботу, прославил ее, Я остановил язву обрезания, Я освободил алтарь от стенаний и показал вместо многостонных жертв вечнорадостную и бесстонную».
«Савле, Савле, почто гониши Мене? Постыдись скинии Авраама[13] и вспомни об алтаре Исаака[14] и восприими в память борьбу Иакова[15]! Почему ты предал забвению сны Иосифа?[16]Как ты не постыдился жезла Моисея[17], милоти Илии[18], мужества Елисея? Ведь это Мои прообразы, их пророчества относятся ко Мне!»
Савле, Савле, почто Мене гониши? Я показал Даниилу несекомый камень. Меня видел как возницу херувимов Иезекииль великий. Аз есмь многоплачевная овца Исаии.
«Савле, Савле, почто Мене гониши? Я показал Иеремии миндальный жезл[19]. Я живописал Захарии золотой светильник![20] Я показал Даниилу несекомый камень[21]. Я расширил чрево кита для Ионы![22] Меня видел как возницу херувимов Иезекииль великий[23]. Аз есмь многоплачевная овца Исаии»[24].
«Савле, Савле, почто Мене гониши? Внимай, против Кого ты лук напрягаешь. Мне небо — престол, а земля — подножие. Куда ты стрелы посылаешь? “Я во Отце, и Отец — во Мне”[25]. Против Кого ты бросаешь камни? Я “измерил рукою воду и ладонью небо и дланию — всю землю”[26]. Против Кого ты язык вооружаешь? Я уясняю язык гугнивых, Я создал слабослышащего и глухого, Я вылепил зрячего и слепого. Смотри, Кого ты называешь обманщиком? Я видения умножил[27] и руками пророков являл подобия».
«Савле, Савле, почто Мене гониши? Ведь Меня Давид воспевает, Ты же укоряешь. Он Меня славословит, Ты же хулишь. Он играет на псалтири, ты же пинаешь. Он натягивает струны, ты же готовишь оружие».
«Савле, Савле, почто Мене гониши? Что ты воюешь против Моих последователей, защищаешь закон и воюешь против Меня, ради Меня бежишь и моих учеников наказываешь? Ты отмщаешь за Мою славу, но не знаешь, где следует завязать битву, где надлежит встретить врага».
Таковое глаголет Савлу Христос.
Апостол Павел. Фрагмент фрески
Тот же отвечает и говорит: «Кто Ты еси, Господи?»[28]. Благой является ревность Павла, поскольку, будучи призван, он немедленно повиновался. Он воспринял слово и немедля почувствовал достоинство Глаголющего и сказал:
«Кто Ты, Господи? Ведь я преисполнен сиянием, захвачен светом¸ стал пленником луча»[29].
«Кто Ты еси, Господи? Желаю видеть Твою красоту, тороплюсь взлететь к облакам, стремлюсь узнать, откуда сие “начертание славы”, Кто есть “Начертание Ипостаси”, Кто есть “Носящий все глаголом силы Своей”[30].
Кто Ты еси, Господи? Я слышал глас Твой и от закона насытился, уже нет во мне любви к закону
«Кто Ты еси, Господи? Я слышал глас Твой и от закона насытился, уже нет во мне любви к закону, уже не хочу ковчега из злата и древа[31], желаю святых яслей царских[32], всецело златодарованных».
Да постыдятся чада всех еретиков и да заградятся уста еретиков. Вот Павел призванный не заботится о многом, но только верует и поклоняется, а не сражается, песнословит — и удаляется упрек. «Кто Ты еси, Господи?» — спрашивает он. Он не призывал бы Господа, если бы не чувствовал Бога, Зовущего его. Он исповедовал Создателя Бога, Которого он знал, и возвещал Бесстрастного Творца, Которого исповедовал, и почитал Его как Нетленного. И почитал Бессмертным Того, Крест Которого знал и гроб Его ведал. Он не пребывал в неведении о заушениях, об ударе копья в ребра, об ударах бича.
Что же говорит ему Христос? «Аз есмь Иисус Назорей, Которого ты гонишь»[33]. Он воспринимает краткий ответ убеждения:
«Аз есмь Иисус Назорей, Которого ты гонишь. Аз есмь Иисус, Который прежде и ныне, прежде всех и после всех, в начале и в конце, Сын Давидов — но Сам прежде Давида, от Авраама Творец[34], от Адама — но Сам вылепил Адама, от Исаака — но Сам увенчал алтарь Исаака, от Иакова — но Сам был виден на лествице, Окруженный сонмами Ангелов»[35].
«Аз есмь Иисус, Которого ты гонишь, но гоня не достигнешь. Где же или как ты уловишь “сияние славы”? Какая сеть может вместить “Начертание Ипостаси”? Кто возможет объять рукою “Носящего все глаголом силы Своей”?»
Ты напрасно обиваешь ноги, напрасно потеешь, зря трудишься, ибо Гонимый тобою пребывает в “недрах Отца”
«Аз есмь Иисус, Которого ты гонишь. Я тебя содержу как невестоводителя моей Невесты. Что ты гонишь Меня, за Которого ты сам вскоре гоним будешь? Но ты напрасно обиваешь ноги, напрасно потеешь, зря трудишься, ибо Гонимый тобою пребывает в “недрах Отца”[36]».
«Аз есмь Иисус, Которого ты гонишь, не зная, что ты сражаешься со своей жизнью. Что же ты воюешь с Премудрым, стреляешь в Благодетеля, словно у тебя нет иного, бьешь Кормильца, благодаря Которому земля тебе приносит без замедления трапезу плодов? Ты бесчестишь Спасителя, но если Он сожмет Свою руку, то кто освободит тебя от грехов? Кто выпустит из уз? У кого ты найдешь долговую расписку?»
И вот каким образом сей Павел — прежде гонитель — стал ныне благовестником, прежний пират стал кормчим, прежний волк стал ныне пастырем, прежний свинец стал ныне золотом, прежний хулитель стал благословляющим и от всех благословляемым, сей глава среди учителей, избранный в богоносцах, виднейший в пророках, мудрейший в апостолах, непобедимый среди атлетов, славнейший среди проповедников истины, самый сильный среди воинов за благочестие.
Кто же три раза «был бит жезлами»[37], а на четвертый молился? Кто же «пять раз по сорок без одного» принял удары от иудеев[38] и как он почитается? Кто же, «пребыв в глубине день и ночь», вместо брачного омовения «часто в путешествиях» переносит кораблекрушения, но во всех преимуществах является многообильным? Кто же «в опасностях от разбойников, в опасностях от сродников, в опасностях на реках, в опасностях в пустынях, в опасностях от язычников, в опасностях между лжебратиями»[39] не расточил богатство терпения? Кто носит заботу о всех церквях и опыт бремен и не сокращает свои труды, и не тяготится нести на плечах свой груз, и не сбрасывает его со спины? Кто так гнушается греха, но стяжал такое милосердие о грешниках?
Никто другой. А он (Павел) всегда молится о том, чтобы мы сподобились вечных благ во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.
Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский
Перевод и комментарии диакона Владимира Василика
_____________________________
[1] Буквально «корифей» (κορυφεύς).
[2] Буквально «фармацевт» или продавец лекарств (φαρμακοπώλης).
[3] Κολλούριον. Ср. обращение к Ангелу Лаодикийской Церкви в Апокалипсисе: «И глазною мазью (κολλουρίῳ) помажь глаза свои, чтобы видеть» (Откр. 3: 18).
[4] Притч. 20:11.
[5] Ис. 11:6
[6] Ис. 11:6.
[7] Деян. 8:1–3; 9:1–2.
[8] Зах. 13:7; Мф. 26:31.
[9] Деян. 8:3.
[10] 3 Цар. 19:11–12.
[11] Быт. 3:24
[12] Деян. 9:4.
[13] Быт. 18:1
[14] Быт. 22
[15] Быт. 32, 24–30.
[16] Быт. 37:6–10
[17] Исх. 14:16.
[18] 4 Цар. 2,13.
[19] Иерем. 1:11–12
[20] Зах. 4:2.
[21] Дан. 2:34.
[22] Ион. 2:1.
[23] Иез. 1:26–27
[24] Ис. 53:7.
[25] Иоан. 14:10.
[26] Ис. 40:12.
[27] . Ос. 12:11.
[28] Деян. 9:5.
[29] Деян. 9:3.
[30] Евр. 1:3.
[31] Исх. 25:10–11.
[32] Лк. 2:7.
[33] Деян. 9:6.
[34] Мф. 1:1.
[35] Быт. 28:12–13
[36] . Иоан. 1:17
[37] 2 Кор. 11:25.
[38] 2 Кор. 11:24.
[39] 2 Кор. 11:26.
_____________________________________
http://www.pravoslavie.ru/80632.html
Александр Васильевич:
Иеромонах Силуан (Никитин)
Наше апостольство
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Иеромонах Силуан (Никитин)
Во имя Отца и Сына и святаго Духа!
С праздником, дорогие братия и сестры! С памятью святых первоверховных апостолов Петра и Павла!
Праздник сегодняшний – один из четырех великих праздников, к которым мы, чада церковные, готовимся особенно тщательно – многодневным постом. Пост этот, называемый Апостольским или Петровским, иногда длится даже дольше, чем Великий пост, и его значение, необходимость порой вызывает у нас недоумение и непонимание. В летние дни, когда так манит нас наша госпожа и мучительница – чрево, этот всем любезный и лукавый владыка, на вкушение разных вкусных яств на лоне природы, на дачах и на отдыхе, во время наших отпускных путешествий и посещения гостей, Церковь советует нам держать пост. Сознание народное, сознание наших предков не всегда приклонялось к добрым наставлениям Церкви. Так, наши пращуры, например, сочинили следующее объяснение поста перед празднованием дня памяти апостолов Петра и Павла: «Петров пост – бабий копеж (сбережение): в эту пору полагается копить масло, яйца, творог и молоко. А чтобы всё это скопить, женщины и выпросили у Бога пост в летнее время». А коли они выпросили, то сами пусть и постятся, – так порой думали наши предки. Но не будем забывать, что так думали наши простые и неученые предки, в большинстве своем люди скромные и живущие от плодов рук своих. И сегодня мы можем услышать и прочитать размышления уже не землепашцев и садоводов, а мыслителей и богословов, что минувший пост ненужный и необязательный, придуманный искусственно монахами и не имеющий никаких оснований в Священном Писании. Так или иначе, приклоняем мы свое сердце и ум к ропоту об апостольском посте или послушно исполняем церковные правила, воспоминание о подвиге апостольского служения Христовых учеников, несомненно, заслуживает нашей внутренней тщательной подготовки, в том числе и в виде поста.
Вспоминая сегодня первоверховных, то есть наиболее потрудившихся в проповеди, апостолов Петра и Павла, мы вспоминаем и всех тех, через кого люди обрели веру во Христа. Всех, кто, оставив всё земное и к земле притягивающее, оправился по слову своего Учителя проповедовать Благую весть всем народам. Несомненно, эти люди, несущие Свет Христов, были окружены огромной любовью и уважением от своих чад во Христе, от того множества мужей и жен, которых они родили словом и ввели в новую жизнь через крещение во имя Отца, Сына и Святаго Духа.
Каждый из нас, братия и сестры, здесь стоящих, имеет своего апостола – человека, который открыл для него Христа. Для большинства – это авторы книг о Христе (евангелисты-апостолы, святые отцы, наставники, старцы), для некоторых – это родители и близкие, привившие с детства веру в Господа, порой не столько словом, сколько своим примером. Для некоторых же апостолами являются писатели и художники, музыканты и поэты, творениями своими побудившие к поиску прекрасного и чудесного в мире – а в итоге к поиску совершенной красоты, порядка и любви – то есть к поиску Бога.
Вспоминая свою встречу с Христом, мы не можем не вспомнить и того человека, нашего апостола, приведшего нас к Спасителю. И близки и понятны становятся нам слова ветхозаветного евангелиста – пророка Исаии: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение» (Ис. 52: 7). Прекрасны и дороги, несмотря ни на какое время, следы этих ног, ног апостолов, оставивших вечный неизгладимый отпечаток свой в нашем сердце и в нашей душе.
Но будем знать, что, после встречи с Христом через своего апостола, каждый из нас сам становится апостолом. Как некогда Павел, сегодня воспоминаемый, после своего уверования в гонимого им прежде Иисуса Назарянина встретился в граде Дамаске с апостолом Ананией и пошел проповедовать язычникам, как Петр, оставив свои лодки и жену, пошел благовествовать даже до Рима, так и мы, услышав от своих учителей слово Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16: 15), обязаны отправиться в свое миссионерское путешествие. Когда же начать его? – спросим мы. Как идти к неверующим, порой жестоким и озлобленным людям, если мы не можем исцелять, творить чудеса, говорить иными языками? Если нас не коснулась благодать Духа Святого в виде языков огненных?
Не убоимся и не устрашимся, братия и сестры: в храме, в котором мы молимся с вами сейчас, как и в Сионской горнице, на каждой Литургии сходит Дух Святый на Святые Дары, и, причащаясь от них, мы причащаемся Божественной благодати, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей.
А миссионерское путешествие наше начнется тогда, когда мы выйдем из храма. Вместо адрамитского корабля или «Диоскур» сядем мы в свои автомобили или в метро и поедем не в дальнюю Согдиану или Нумидию, а к себе домой, или на работу, или в гости. Но обязательно встретим мы и в своем доме, и в офисе, и на улице тех, кому и будем свидетельствовать о Христе Спасителе. Встретим мы и кротких, праведных и искренне жаждущих истины, и евнухов эфиопских, и сотников Корнилиев, и Дионисиев Ареопагитов, и Лидий из Фиатиры; встретим и лукавых и хитрых Симонов Волхвов, Елимов и Тертулов; встретим и озлобленных жестоких Димитриев-ковачей, Феликсов, Неронов и Иродов Агрипп. Правда, они будут называться по-иному, будут носить привычные для нас имена. И в ком-то из них мы узнаем своего соседа или начальника, свою тещу или же своего лучшего друга. По сути, не изменится никогда тот мир, в который мы направляем свои стопы со словом Евангелия. Не будем ждать от него, что будут кидать под наши ноги венки и приносить жертвы, а приготовимся к тем наградам, которыми всегда он награждает верных Христовых учеников.
Что это за награды? Это оскорбления, непонимание, унижение, побои, пытки и как самая большая награда – мученическая смерть. Но не будем, братия и сестры, с вами ожидать распятия вниз головой, что претерпел ныне вспоминаемый апостол Петр, – но будем готовы, что мир в любой момент может перевернуть, извратить всё наше святое, доброе, что мы от всего сердца ему предложили. Не будем ожидать расстреляния себя стрелами, что перенес апостол Фаддей, но будем мужественно переносить стрелы упреков, оскорбления, сквернословия в свой адрес, осуждения, зависти, лжи и клеветы. Не будем готовиться к растерзанию дикими зверями в амфитеатрах, от чего погибли множество апостолов и их учеников, а будем терпеть неприязнь и вражду, холодность и равнодушие окружающих родственников, коллег и прочих наших ближних.
Но как мы, слабые и немощные, всё же донесем евангельское благовестие до людей, сидящих во тьме неведения Бога? Ни словом высоким, ни начетничеством, ни угрозами, а только своим примером. Примером своей повседневной жизни со Христом, жизнью праведника – исполняющего заповеди Господни, душу свою полагающего за ближнего, жизнью человека радостного, кроткого, мужественного, понуждающего себя на добродетели, снисходительного к немощам других, но непримиримого ко своим слабостям.
И будет миссионерское путешествие каждого из нас длиться всю жизнь. Никакие ветры-эвроклидоны не заставят наши миссионерские корабли сеть на мель и разбиться в прах, никакие гонения и скорби не испугают нас идти проповедовать Христа; будем мы заходить в тихие гавани – в храмы Божии – для подкрепления своих сил в Таинствах церковных и общей молитве и снова и снова отправляться в плавание по житейскому бурному морю в своих апостольских корабликах.
Как Павел, Сила, Варнава, Марк после каждого своего путешествия по различным частям Римской империи возвращались в Иерусалим для укрепления веры и доброго совета от старших апостолов, бывших с Христом при Его земной жизни, так и мы, дорогие братия и сестры, не будем уклоняться и отворачиваться от того опыта проповеди Евангелия и жизни праведной, от доброго дружеского наставления, которые нам оставили апостолы. Постараемся руководствоваться в жизни их посланиями, а для этого будем не забывать их перечитывать и складывать в сердце. Это и будет руководством к пониманию того маршрута, по которому мы поведем свой апостольский корабль в миссионерское путешествие для благовестия Христова. Аминь.
http://www.pravoslavie.ru/80610.html
Александр Васильевич:
Два апостола, одна память
Пастыри о первоверховных апостолах
апп. Петр и Павел
12 июля (29 июня по ст.ст.) Православная Церковь отмечает день святых апостолов Петра и Павла. Обоих апостолов называют первоверховными, хотя первенство у них разное. Петр стал апостолом при земной жизни Христа, а Павел обратился к вере уже после всех известных евангельских событий и вознесения Господа Иисуса Христа на небо. Корреспондент портала «Православие.Ru» попросил архимандрита Алипия (Светличного) и священников Димитрия Фетисова и Димитрия Шишкина рассказать, почему обоих столь не похожих друг на друга апостолов Церковь вспоминает в один день и как проповедовать Христа в наше время, держа в уме пример первоверховных апостолов.
«Горе мне, если не благовествую!»
Священник Димитрий Фетисов, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:
– В том, что с самого раннего периода существования Церкви Христовой память святых первоверховных апостолов Петра и Павла совершается одновременно, есть глубочайший богословский и педагогический смысл. Известно, что этих великих апостолов почитали вместе с самых первых веков существования Церкви Христовой. Об этом ясно свидетельствует сама структура единственной исторической (по жанру) книги Нового Завета – Деяний святых апостолов, которая, по сути, разделена на две части, одна повествует про Петра, другая – Павла. А проведенные в 2010 году реставрационно-археологические работы в Римских катакомбах святой Феклы открыли самые ранние фрески, датированные второй половиной IV века и изображающие этих святых рядом.
В этом есть и некий парадокс, ведь трудно найти людей, более не похожих во всём. Например, в социальном статусе и семейном положении: Петр – простой рыбак и человек семейный, Павел – представитель элиты тогдашнего иудейского общества, блестяще образованный фарисей, имеющий римское гражданство и ведущий монашеский образ жизни. Апостолов отличало и время призвания, и направленность их проповедей: Петр следовал за Господом практически с самого начала Его общественного служения и проповедовал преимущественно своим единоплеменникам, а Павел был призван лишь после Вознесения Господня и проповедовал в основном язычникам.
Разъединяли их весьма многие нюансы, особенно касавшиеся вопросов проповеди среди язычников. Известно, что они спорили и даже вступали в открытую конфронтацию (см.: Гал. 2: 11–16). Но всё же объединяло их нечто более значительное – Сам Христос Спаситель, Которому они следовали до самого конца, знаменовав собой единство и современного православного христианства.
Некоторые современные библеисты, учитывая незначительную разность (а по сути – взаимодополнение) взглядов святых апостолов, даже выводят определенную диалектическую модель рассмотрения текстов Нового Завета, в котором учение Петра представлено как тезис, Павла – как антитезис, а Иоанна Богослова – как синтез.
Нужно помнить: несмотря на некоторую небольшую разность богословских взглядов и традиций – мы в главном едины.
Конечно, пример святых первоверховных апостолов дан нам Святой Церковью неспроста. Мы, глядя на них, должны помнить о том, что, несмотря на некоторую небольшую разность богословских взглядов и традиций, существующих в рамках современного канонического Православия, – мы в главном едины.
Кроме того, глядя на Петра и прочих апостолов, бывших самовидцами Слова (то есть теми, кто был рядом со Христом во время Его общественного служения), мы должны стараться перенимать их неформальный дух, позволивший им принять бывшего гонителя Савла как равночестного им апостола, могущего не согласиться с ними и даже обличить своих ранее призванных к служению собратьев.
Ну и конечно, день памяти первоверховных апостолов – это лишние напоминание всем нам о том, что каждый из нас – не только священников, но и благочестивых мирян – призван проповедовать всей своей жизнью Христа. «Горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9: 16) – напоминает нам сквозь тысячелетия великий Павел.
«Апостолов, так не похожих друг на друга, объединяет опыт тяжкого падения»
Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):
– Первоверховное достоинство святых апостолов Петра и Павла едва ли можно «вычислить» из каких-то их жизненных заслуг – вроде того, что именно эти апостолы потрудились во благовестии Христовом больше других. Такой аргумент иногда приводят, но как-то это уж очень «показушно» получается, не по-Божески… Но мне думается, в этом верховенстве, как, впрочем, и во всём, что относится к глубинам духовной жизни во Христе, есть какая-то тайна Промысла Божиего. Потому что верховенство – это некий особенный дар, который объединил апостолов, не похожих между собой. Мы знаем, что апостол Петр был простым человеком, решительным и порывистым. Эта порывистость иногда перерастала в самонадеянность. А апостол Павел еще до обращения своего был образованнейшим человеком своего времени, но эта ученость его и ослепила…
Пример этих апостолов показывает нам, что Спаситель никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника.
Двух этих апостолов, так не похожих друг на друга, быть может, объединяет опыт тяжкого падения. Падения до той грани, за которой либо вечный мрак и ужас, либо духовное возрождение и обновление. Мы помним, что апостол Петр «страха ради иудейска» отрекся от Христа, а апостол Павел, правда, еще до своего апостольства, был ревностным гонителем христиан. Но оба милостью Божией преодолели свое падение, верой возродились к жизни, обрели единство во Христе, и этот опыт глубочайшего падения, но и покаяния, преображения жизни и есть, может быть, то, что объединяет их во Христе, что – пусть отчасти – приоткрывает нам тайну их верховенства. Бог есть Бог кающихся, и примером этих великих апостолов Господь показывает нам, что Он никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника и готов из глубин падения день за днем, час за часом возводить его к высотам духовной жизни. Какая это радость для нас всех, какая надежда, какой восторг! Только бы мы не забывали слёзы Петра, которые он, по преданию, проливал всю свою жизнь, и крайние труды апостола Павла, всю жизнь считавшего себя «извергом».
Если же говорить о благовествовании, то главное, как мне кажется, – это жить Христом и во Христе так же полно, как жили и заповедали нам жить святые апостолы. Именно от этого избытка глаголали их уста, от этого избытка совершалась их проповедь и неисчислимые чудеса. Они благовествовали, потому что Христос был главным чудом и радостью, светом и смыслом их жизни. Апостолы спешили поделиться этим смыслом, светом и радостью с людьми, так же как мы спешим поделиться с близкими какой-то радостной и важной новостью. А Христос для святых апостолов, конечно, и был самой великой и радостной новостью их жизни. Новостью не тускнеющей и не оскудевающей, а вечной! Вот и нам, следуя путем исполнения заповедей Христовых, надо стремиться облечься во Христа, жить Им и ради Него. Тогда и благовествование наше будет действенным, полным и радостным, каким ему только и подобает быть.
«Во всем должна быть золотая середина»
Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла на Нивках в Киеве:
– Есть несколько версий, почему Церковь празднует память святых апостолов Петра и Павла в один день. Одна из версий говорит нам о том, что после строительства и освящения одного из первых больших храмов в честь этих апостолов Церковь и установила праздник. Это предположение не имеет своего окончательного разрешения. Но, во всяком случае, в истории такие прецеденты существуют. Другая версия опирается на сведения о том, что якобы в один и тот же день были казнены апостолы Петр и Павел – но она не выдерживает никакой критики: она существует как попытка найти оправдание совместному празднованию памяти святых апостолов.
Но существует и третья версия. Вспомните, мы празднуем в один и тот же день память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эта традиция родилась в силу того, что в Константинополе было очень много людей, которые придерживались почитания одного из святителей: кто-то почитал святого Григория Богослова, другие – святителя Иоанна Златоуста, третьи – святителя Василия Великого, – и при этом между людьми возникала некая вражда. Чтобы положить конец вражде, было учреждено праздновать память трех святителей в один и тот же день.
Долгое время одни считали, что апостол Петр важнее апостола Павла, потому что первый был благословлен на апостольство при земной жизни Христа, а второй получил благословление с небес, что было важнее для других. И это, возможно, могло послужить причиной возникновения такого праздника – почитания Петра и Павла в один день, чтобы прекратить всякую вражду. Но мне кажется, что всё же следует опираться на первую версию, выводящую праздник из освящения храма.
Что касается того, стоит ли нам проповедовать людям об истинной вере, подобно первоверховным апостолам, скажу одно: во всем должна быть золотая середина.
Человек должен быть мудрым и осторожным в своей проповеди. А истинное чудо – это покаявшаяся душа.
Человек должен быть мудрым и осторожным в своей проповеди. Многие люди могут нас не понять, если мы начнем рассказывать в категоричной форме, например, о чудесах, потому что чудеса всегда неоднозначны. Святые отцы не просто с осторожностью относились к чудесам, но некоторые даже требовали их отрицать. Святые угодники Божии говорили, что если ты узнаешь о человеке, который воскрешает из мертвых, то не удивляйся этому, и не удивляйся, если ты узнаешь о человеке, который передвигает горы, потому что истинное чудо – это покаявшаяся душа. Во все времена внимание Церкви было сосредоточено на том, чтобы человек достиг спасения. Ради этого трудились и апостолы. В те времена чудеса были нужны для того, чтобы люди увидели силу Божию. Люди того времени поражались зрелищем. Сегодня современного человека, который многое уже видел в интернете, ничем «не удивишь». У людей атрофировалось восприятие чудес в положительном смысле. Однако есть другие методы проповеди, которые могут помочь людям познать Христа, – это, прежде всего, внутренняя духовная жажда, когда человек задается вопросом: зачем он пришел в этот мир? Через это и нужно сегодня действовать.
Подготовила Анна Ерахтина
http://www.pravoslavie.ru/72180.html
Александр Васильевич:
Сергей Мазаев
Апостол Петр: идущий по волнам
Часть 1-я
Генрик Сенкевич
Позвольте представить наших героев: Генрик Сенкевич, польский писатель. Идет 1893 год, он совсем недавно женился и теперь находится в свадебном путешествии по Италии. По Риму гуляют втроем: одной рукой писатель поддерживает за локоть свою молодую супругу Марию, которую он ласково называет «Марыся», другой – сжимает томик своего любимого латинского автора Тацита.
– Ах, дорогой, прекрасная была идея – поехать в Рим на наш медовый месяц!
– Я хотел, чтобы ты была счастлива, Марыся! Однако идея не моя. Мне подсказал ее вот этот господин, написавший книгу, что у меня в руке.
– Позволь-ка взглянуть! Корнелий Тацит? «Анналы»? Ах, пан Сенкевич, я думала, это у вас путеводитель!
– Можно сказать и так. Видишь ли, Марыся, я задумал написать роман о жизни первой христианской общины в языческом Риме. Вчитываясь в «Анналы», я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров. Один из них являет собой всемогущую правящую силу административной машины, а другой представляет исключительно духовную силу.
– Ого! Я свидетель пробуждающегося вдохновения великого писателя? И как же ты назовешь свой роман, Генрик?
– Не знаю, любимая, не знаю. Мне уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт.
– Так мы и ищем этот пункт здесь, в Риме?
– Да, Марыся, именно так.
Собор Апостола Петра в Риме
На другой день супруги Сенкевич посещают собор святого Петра на Ватиканском холме.
– Какое величие! Какая красота! Чем тебе не отправной пункт романа, пан писатель? Ватиканский холм, собор в честь первоверховного апостола. А кстати, Генрик, почему Петр назван первоверховным? Не он, а его брат Андрей первым узнал Спасителя – первым же и был призван Им. Любимым учеником Христа Евангелие называет Иоанна. В чем же дело?
– Хм, интересный вопрос, Марыся. Не всякий человек с ходу назовет имена двенадцати апостолов. Но Петра знают все. Почему? Давай взглянем на евангельский сюжет глазами драматурга: роль какого апостола наиболее нагружена? Кто чаще других учеников Христа выходит на сцену?
– Определенно, Петр. Это очевидно.
– Верно, Марыся, верно! Он решительно входит в священную историю и становится одним из ее ярчайших героев – после Самого Христа, разумеется. Скажи, по-твоему, какой евангельский эпизод может служить наиболее выразительной иллюстрацией человеческой веры в Спасителя?
– Ну, не знаю, Генрик… Может быть, исцеление слуги римского сотника? Встреча с самарянкой? Исцеление кровоточивой женщины? Как бы ты сам ответил на свой вопрос?
– Хождение по воде. Помнишь, апостол Петр идет по воде навстречу Учителю?..
***
Израиль времен императора Тиберия. На берегу Генисаретского озера Проповедник из Галилеи только что совершил чудо, накормив пятью хлебами пять тысяч человек. Сразу после этого Иисус понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
В четвертую стражу ночи Иисус пошел к ним прямо по воде. И ученики, увидев Его идущим по морю, встревожились.
Заметив, что ученики испугались, Иисус тотчас заговорил с ними:
– Ободритесь. Это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ:
– Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
– Иди.
Выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал:
– Господи! Спаси меня!
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и сказал:
– Маловерный! Зачем ты усомнился?
Когда вошли они в лодку, ветер утих. И, переправившись, прибыли в землю Генисаретскую.
***
Рим 1893 года. Собор святого Петра. Супруги Сенкевич продолжают беседу.
– И все же я не пойму, Генрик, чем твой выбор евангельской иллюстрации веры лучше эпизодов, предложенных мною?
– А ты подумай, Марыся: в других случаях чудеса, творимые Христом, имеют трагический и торжественный смысл. А здесь? Какой смысл выходить из лодки навстречу Иисусу, когда Он Сам идет к ожидающим Его апостолам? В том-то и дело, что никакого! Со стороны Петра это была чистая авантюра, реакция по-детски непосредственной души на чудо, совершаемое Спасителем. Ему захотелось самому так попробовать. И Господь сказал: хочешь – иди.
– Что верно то верно: порою вы, мужчины, ведете себя как дети – даже апостолы.
– А я, Марыся, вижу в порыве Петра еще кое-что, на этот раз серьезное.
– Что же, дорогой?
– Дерзновение. Красивую мужскую добродетель, которая питается верой и способна обернуться подвигом. Ровно десять лет назад один немец начал писать сочинение под названием «Так говорил Заратустра». В нем он, между прочим, произнес страшное пророчество о «последних людях», которых благоразумие отлучит от жизни и превратит в ее зрителей. Его вопль врезался мне в память:
«Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы тоски своей выше человека и тетива лука его разучится дрожать! Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя».
Так вот, Марыся, апостол Петр являет собой диаметрально противоположный тип человека. А дерзновение – это сила, удерживающая нас в жизни в качестве ее героев, а не зрителей. Она-то и делает простого рыбака не статистом Священной истории, а ее действующим лицом, верховным апостолом, в храме которого мы сейчас находимся.
– Знаешь, Генрик, а ведь ты прав. Я вспоминаю сына моей учительницы. Он хотел вступить в монашеский орден, но так и не решился, посчитав, что ему недостанет сил для этого.
Казнь апостола Петра
– Увы! Наш век становится безнадежно расчетлив, Марыся. И это происходит не от возвышения ума, а от упадка веры. Недостанет сил для монашества? А кому их достанет? Кому как не апостолу Петру было известно, что человек не может ходить по воде? А он, тем не менее, призвал: Господи, повели мне прийти к Тебе по воде! И, ничтоже сумняшеся, вышел вон из лодки, чтобы сделать невозможное. Господи, дай нам такой веры, чтобы нам не превратиться в тех «последних людей», о которых написал Ницше! Господь заповедал нам не заботиться о завтрашнем дне, а отправляя на проповедь Своих учеников, повелел им не брать с собой даже смены одежды! Может, это означает, что Он Сам поведет нас по всякому пути? Может, от человека не требуется ничего большего, как только дерзнуть выйти на этот путь, даже отчетливо осознавая, что пройти его ему не по силам? Если так, то Господи, повели мне написать мой роман!
– Что я вижу? Огонь вдохновения зажегся в твоих глазах, Генрик! Неужели мы нашли тот самый «отправной пункт»? Он здесь, на Ватиканском холме?
– Здесь окончились апостольские труды великого Петра. Я хорошо вижу эту сцену: голову апостола озаряли золотистые лучи, в последний раз обернулся он к городу. Вдали, чуть пониже, серебрились воды Тибра, на другом берегу было видно Марсово поле, множество портиков, храмов, колоннад – гигантский человеческий муравейник, границы которого тонули в голубом тумане; гнездо преступлений, но также могущества; очаг безумия, но также порядка; город, ставший главою мира, его угнетателем, но также и его законодателем и замирителем, – всесильный, непобедимый, вечный город. Окруженный солдатами Петр смотрел на него, как царственный властелин смотрел бы на свою вотчину, и говорил ему: «Ты искуплен, ты мой!» И никто – не только среди копавших яму солдат, но даже среди верующих – не догадывался, что средь них стоит истинный владыка этого города и что императоры уйдут, что волны варваров схлынут, что минуют века, а этот старец будет здесь царить постоянно… Все это прекрасно, но это развязка, Марыся, а не отправной пункт. Нет, ключевое звено романа нужно искать не здесь.
(Продолжение следует.)
Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект "Радио России" и Русской Православной Церкви
http://www.pravoslavie.ru/62753.html
Александр Васильевич:
Сергей Мазаев
Апостол Петр: призванный дважды
Часть 2-я
Вериги апостола Петра
1893 год. Польский писатель Генрик Сенкевич и его молодая жена Мария отправились в свадебное путешествие по Италии. Сенкевич обдумывает роман о жизни первой христианской общины Рима. Ему уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт. Накануне супруги посетили собор святого Петра, но писатель не нашел там того, чего искал. Сегодня они пришли в базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в веригах).
– Гляди, дорогой, вот цепи, которыми был скован апостол по приказанию Ирода Агриппы. По-моему, неплохое название для твоего романа – «Вериги святого Петра». В нем просматривается мысль о том, что вера всегда сопряжена со страданием; что добро без искушений ничего не стоит. Зная об этом, Петр не сразу согласился стать апостолом.
– Да, я отлично помню эту историю…
***
15-й год правления императора Тиберия, Галилея, побережье Генисаретского озера. Иисус из Назарета стоял у самой кромки воды, а народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие. И увидел Он две лодки, стоящие на озере. Рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, Он попросил отплыть несколько от берега и, сев, учил народ. Потом сказал хозяину лодки:
– Симоне Ионин! Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова.
– Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Другие рыбаки пришли на помощь и наполнили лодки, так что обе они начинали тонуть. И ужас объял всех от такого лова рыб. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал:
– Отойди от меня, Господи! Потому что я человек грешный.
Иисус же отвечал ему:
– Не бойся, Симон! Пойдем со Мною – отныне ты будешь ловить человеков.
***
Рассматривая вериги святого Петра, супруги Сенкевич увлеченно делились мыслями друг с другом.
– И правда, Генрик, мы уже столь привычно называем этого апостола Петром, так что забываем имя, данное ему при рождении, – Симон, сын Ионы.
– Ты права. Петр – по-гречески «камень». Когда Иисус спросил, за кого почитают его люди, Он услышал разные ответы. И сами ученики Его колебались отвечать однозначно. И только один из них отвечал с тем же дерзновением, с которым выходил из лодки, чтобы идти к Учителю прямо по водам: «Ты Христос, Сын Бога Живого». И за это Спаситель назвал Симона Петром, то есть камнем, на котором Он построит Свою Церковь.
– Не знаю, Генрик. Если Симон – камень, то почему он колебался последовать за Христом и даже поначалу просил Его отойти от него?
– Полагаю, подобно тому, как невеста бывает смущена при встрече с красивым женихом, если сама она не наряжена, так и человек в присутствии Бога особо остро чувствует свое недостоинство. Святые не лукавили, называя себя самыми грешными из людей: они действительно так себя ощущали. Нам это бывает трудно понять, ведь мы отстоим от Творца несравненно дальше.
– Если так, Генрик, то поражаюсь той ясности и легкости, с которой Богоматерь отвечала архангелу Гавриилу: «Я раба Господня. Да будет Мне по слову твоему». А ведь Ей было объявлено, что не просто некий святой человек, но Сам Предвечный Бог разделит с Ней бытие в качестве Ее Сына. Выходит, Она действительно превосходит по чести и славе херувимов и серафимов, если даже первый из апостолов на призыв Христа смущенно ответил: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный».
– Да, а быть может, Петр боялся подвести Христа в ответственный момент…
***
Иерусалим, 18-й год правления императора Тиберия. Приближается иудейская Пасха. Иисус Назарянин с учениками идут в Гефсиманию.
– Симон! Симон! Вот сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада.
– Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Даже если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Если придется, жизнь мою положу за Тебя!
– Жизнь положишь? Истинно говорю тебе, Петр, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
Отречение апостола Петра
Через несколько часов Иуда Искариот навел вооруженную стражу на Учителя. Апостолы в страхе разбежались. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр последовал издали за Христом и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Когда он сидел и грелся у огня, подошла к нему одна служанка.
– Кто ты? Не ты ли был с Иисусом Галилеянином?
Петр смутился и отвечал:
– Что ты, женщина? Я не понимаю, о чем ты говоришь! Я не знаю Его!
Когда же он выходил за ворота, увидела его другая служанка и сказала бывшим там:
– Глядите-ка! Вот этот тоже был с Иисусом Назореем!
И он опять поспешил оправдать себя в глазах окруживших его:
– Что ты, женщина? Что ты? Клянусь тебе перед всеми: не знаю я этого Человека!
Под утро подошли еще какие-то люди и сказали Петру:
– Нет, ты точно один из этих галилеян! Вот и речь твоя обличает тебя!
– Что вы пристали ко мне? Да, я галилеянин, но, клянусь Богом, я не знаю Иисуса Назарянина!
Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, апостол горько заплакал.
***
Солнечный диск уже наполовину скрылся за римскими холмами, когда супруги Сенкевич подходили к Палатину.
– Говорят, святой Петр до самой смерти не мог без слез переносить петушиного крика, потому что каждый раз слышал в нем те свои слова: «Я не знаю Иисуса Назарянина». Знаешь, Марыся, а ведь Петр дважды призванный апостол! Вторично Господь призвал его уже после Своей крестной смерти и Воскресения – и тоже во время рыбной ловли! Во дворе первосвященника апостол отрекся от Учителя три раза – и трижды должен был вновь присягать на верность…
***
Генисаретское озеро, некоторое время спустя после распятия Иисуса Назарянина.
– Куда ты, Петр? Что ты собираешься делать?
– Иду ловить рыбу, Иоанн.
– Подожди, пойдем вместе!
Всю ночь трудились апостолы, но ничего не поймали. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу, но ученики не узнали Его. И Он заговорил с ними:
– Дети! Есть ли у вас какая пища?
– Нет, добрый человек. Наши сети пусты.
– Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете.
Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда Иоанн сказал два слова:
– Это Господь.
Явление Христа при море Тивериадском
Симон же Петр, услышав, что это Господь, бросился в море и что есть сил поплыл к берегу. А другие ученики приплыли в лодке – ибо недалеко были от земли – таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, увидели разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус сказал им:
– Принесите рыбу, которую вы поймали. Придите, обедайте.
Когда же они обедали, Иисус заговорил с Петром:
– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?
– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
– Паси овец Моих.
И снова Христос спросил Петра:
– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?
– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
– Паси овец Моих.
И в третий раз услышал апостол все тот же вопрос:
– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? – и сказал Ему:
– Господи! Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя.
– Паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Иди за Мною.
***
Писатель молча смотрел на жену. Ее лицо выражало глубокую задумчивость.
– Генрик, только не говори мне, что это не годится тебе в качестве отправного пункта романа.
– Увы, Марыся! Отдохнем, пожалуй. Завтра попросим помощи у тех, о ком я собираюсь писать, – у раннехристианских мучеников. Утром мы отправляемся в катакомбы святого Каллиста – это те, что находятся к югу от города по старой Аппиевой дороге. Предчувствую, что там я найду то, что ищу.
(Окончание следует.)
Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект "Радио России" и Русской Православной Церкви
http://www.pravoslavie.ru/62765.html
Навигация