Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 05:53:06  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Преображенский полк. Век XXI  (Прочитано 1900 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
EVG
Гость
« : 10 Апреля 2014, 16:40:19 »

Преображенский полк. Век XXI

К годовщине возрождения Преображенского полка

Самая глубокая ошибка советского государства заключалась в том,

что оно оторвало общество от своих корней.

Десятки лет люди жили под страхом, боясь рассказать о своих пращурах.

Это страх переходил на молодёжь, что, в итоге,

и привело наш народ к той тяжелейшей ситуации, в которой находится наша Россия.

Д.Д. Зуев (многолетний директор издательства «Просвещение»),

человек, переживший весь ужас положения сына врага народа.

 

Роковая осень 1917 года. Пришедшие к власти большевики издают приказ об отмене погон и упразднении всех офицерских чинов и званий. Как только об этом становится известно в армии, командир Преображенского полка полковник А.П. Кутепов принимает решение о ликвидации полка.

Капитан Преображенского полка В.В. Дейтрих-Белуха-Кохановский так вспоминал об этом событии: «21-го ноября в штабе полка мы прощались со знаменем, которое было под чехлом тайно спорото с древка и увозилось – мы-то знали куда... У окна, барабаня по стеклу пальцами, стоял Кутепов, и слеза за слезой скатывались у него по бороде. Малевский-Малевич и Вансович рыдали на походной койке мужскими, сухими, душу разъедающими слезами. Спрятав голову в руки, сидел молча офицер, назначенный отвозить знамя.»[1].

Этим офицером был мой прадед – Дмитрий Дмитриевич Зуев, полковник лейб-гвардии Преображенского полка, командир 1-го батальона Его Величества, прошедший всю Великую германскую войну с первого до последнего дня.

По возвращении в Петроград полковник Зуев в течение зимы-весны 1918 года занимался демобилизацией полка, после чего 24-го мая того же года полк был окончательно расформирован.

Через два месяца, 17-го июля 1918 года большевиками был расстрелян Августейший командир лейб-гвардии Преображенского полка Император Николай II со своей Семьёй.

Двенадцать лет спустя, в январе 1930 г. при попытке похищения агентами ГПУ в Париже был убит А.П. Кутепов, возглавлявший на тот момент Русский Общевоинский Союз. А ещё через год, 24-го июня 1931 года в Ленинграде за хранение знамени Преображенского полка был расстрелян и Дмитрий Зуев [2].

Так трагически закончилась история первого полка Русской армии, полка, который «...занимал совершенно исключительное положение в течение всего Императорского периода русской истории. Пожалуй, никогда и нигде не было воинской части, игравшей такую роль в истории своей страны, подобной той, которая выпала в истории России Преображенскому полку. Нам кажется, что именно это подразумевал Император Николай I, когда назвал его "Железной стеной Русского Царства"» .

Эти удивительно точные строки о роли первого полка русской армии в истории России мы читаем в уникальной книге «Преображенцы в Великую и Гражданскую войны. 1914-1920 годы», написанной в 1971 году французским генералом и одновременно потомком русских эмигрантов Сергеем Павловичем Андоленко и изданной в 2010 году А.А. Тизенгаузеном, внуком князя М.Д. Шаховского, последнего секретаря Союза Преображенцев в Париже, и русским историком С.Б. Патрикеевым.

Описание боевого пути Преображенцев в Первой мировой и Гражданской войнах предваряется отзывом её читателя – В.В. Путина, на тот момент председателя Правительства России, в котором он отметил: «Этот серьёзный исследовательский труд представляет большую историческую, нравственную ценность и обращает читателей к теме патриотизма и ратной славы России» 4

Спустя два года после издания книги в конце 2012 года в послании Федеральному собранию теперь уже президент России В.В. Путин заявил: «Боевой дух Вооружённых Сил между тем держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев. Полагаю, что в российской армии нужно возродить имена наиболее прославленных полков, воинских частей, соединений прошлых эпох, и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преображенский, Семёновский полк»5.

А ещё через три месяца, 5-го апреля 2013 года, Владимир Путин подписал указ № 326 «О присвоении 154-му отдельному комендантскому полку почётного наименования», в котором говорится: «В целях возрождения славных воинских исторических традиций, а также учитывая заслуги личного состава полка, постановляю присвоить 154-му отдельному комендантскому полку почётное наименование "Преображенский" и впредь именовать его: 154-й отдельный комендантский Преображенский полк».

Итак, спустя 95 лет знаменитый Преображенский полк, символ и краса русской армии, был восстановлен.

Как всегда бывает в подобных случаях, решение о воссоздании полка вызвало горячие споры о том, насколько это вообще возможно, учитывая изменившиеся исторические реалии, и в чём смысл этого шага.

К сожалению, за давностью времён уже некому высказать мнение по этим вопросам от имени самого Преображенского полка. Нам остаётся только попытаться восстановить видение Преображенцев того, как мог и должен был бы существовать полк. Попробуем проследить логику действий офицерского корпуса полка в переломный для истории России 1917-й год.

Из протоколов допросов Д.Д. Зуева в ОГПУ в 1931 г.: «По мысли, сформулированной Кутеповым ещё на фронте, примерно, в конце октября – начале ноября, Преображенский полк может существовать только при монархии. Никакой преемственности для полка вне монархии не должно быть. Отсюда знамя полка, как предмет, юридически определяющий сущность и существование полка, должно быть скрыто. Этим самым, с одной стороны, пресекалась возможность преемственности полка в новых военных, немонархических формированиях и, с другой стороны, в случае реставрации монархии полк мог быть восстановлен».

Казалось бы, все акценты расставлены предельно чётко – без монархии Преображенскому полку не быть. Однако в действительности всё происходило по-другому.

Сам факт падения Самодержавия и приход к власти Временного правительства в марте 1917 года не приводит к расформированию полка. Напротив, в мае того же года собранный для обсуждения этого вопроса офицерский Суд Чести постановляет: «Царя нет, осталась Россия, война продолжается. Преображенцы не вправе уйти в сторону. Остаёмся на своих местах до конца, а там, что Бог даст!» [7]

Более того, Преображенский полк воссоздаётся в 1918 году в рамках Белого движения, боровшегося «против большевиков», «за единую и неделимую», «за Учредительное собрание», но не за восстановление Самодержавия.

Наконец, и после революции Преображенцы продолжают занимать позицию, выработанную на Суде Чести в мае 1917 года: согласно статье 22 устава Союза Преображенцев (полкового объединения заграницей) «члены Союза свободно могут участвовать в организациях, имеющих целью восстановление в России Законной Монархии, а также в тех политических организациях, кои, не предрешая в настоящее время формы правления освобождённой России, ставят своей первейшей задачей свержение коммунистической власти и уничтожение Союза Социалистических Республик».

Таким образом, анализ последнего периода истории лейб-гвардии Преображенского полка позволяет сделать вывод, что на первом месте в шкале мировоззренческих ценностей Преображенцев было всё-таки не Самодержавие как таковое, но Россия.

Поэтому, рассуждая о восстановлении полка в современной России, представляется, что с точки зрения Преображенцев данный вопрос должен решаться именно с позиции интересов России. Преображенский полк может и должен быть восстановлен, если это послужит укреплению нашей страны.

Сегодня Россия входит в новую эпоху. И решение о восстановлении Преображенского полка имеет столь же важное значение сегодня, как и решение Суда Чести офицеров-Преображенцев в далёком мае 1917 года. Как будто не было 95 лет, так актуально их по– военному сжатое описание ситуации: «Царя нет, осталась Россия, война продолжается».

Остались в прошлом 90-е годы ХХ века, ознаменовавшиеся хаосом распада Советской империи, исчезновения государственности – новейшая Смута. Пролетели «нулевые» годы XXI века, когда удалось предотвратить катастрофу ещё более страшную, чем развал СССР – уничтожение уже самой России.

Позади и 2012-й год, ставший, хочется верить, переломным в современной истории страны, когда Россия в титаническом внутреннем противостоянии проявила волю и стремление возродиться, не уступила ни своей власти (вспомним попытки устроить в Москве очередную «цветную революцию»), ни своей веры (вспомним антицерковную кампанию).

2014-й год за свои недолгие сто дней уже успел стать историческим: выдающаяся Олимпиада в Сочи, борьба с Западом на Украине и, наконец, историческое воссоединение России с Крымом. Совершенно очевидно, что это не «случайные» победы, но результат колоссального труда всей страны, отражение той мощи, которую набрала Россия в последние годы.

И несмотря на историческое значение уже достигнутого, России предстоит ещё огромный путь прежде, чем можно будет с уверенностью сказать, что Русская цивилизация преодолела последствия катастрофы, произошедшей в прошлом веке, что Русский мир смог занять подобающее ему место в изменившихся исторических реалиях.

Задачи схожих масштабов стояли перед Россией и триста лет назад – в ту самую Петровскую эпоху, когда был создан Преображенский полк. Но есть и существенное отличие: сегодня у нас есть уроки прошлого, у нас перед глазами – результаты государственного творчества Петра.

И в новом строительстве Россия должна постараться избежать тех главнейших ошибок, которые были совершены в прошлом: это, во-первых, отказ от Православия, а, во-вторых, отказ от традиций.

Характерно, что отказ от традиций – это единственная «традиция» всех революционеров на Руси, как самодержавных (Пётр), так и либеральных и коммунистических (Временное правительство, большевики, демократы 90-х).

Как писал великий русский философ К.Н. Леонтьев: «Нельзя строить политические здания ни на текучей воде вещественных интересов, ни на зыбком песке каких-нибудь чувствительных и глупых либеральностей... Эти здания держатся прочно лишь на отвлечённых принципах верований и вековых преданий»8.

Осознание этой мудрости приходится на «нулевые» годы XXI века. Именно тогда в России стали происходить события, которые поначалу воспринимались как некое чудачество власть имущих, как попытка поиска мировоззренческой базы, как «слияние государства и церкви».

Российская власть, на словах открещиваясь от идеологии, на деле повела общество в определённом направлении. По сути, это была вполне сопоставимая с Петровскими преобразованиями революция «сверху». На фоне той ситуации, которая была в России после 90-х годов, вдруг снова зазвучала идея о России не как о пространстве с населением, но как о духовной сущности. Всё чаще стали говорить о Русском мире, о самобытной русской цивилизации. Цивилизация же – это не только совокупность материальных и духовных достижений, но и исторический процесс, т.е. движение во времени, «пространство во времени», временная ткань.

В этой связи нельзя не отметить, насколько глубоко продумано стремление наших врагов исковеркать, извратить, переписать нашу историю таким образом, чтобы, ознакомившись с ней, человек инстинктивно отшатнулся в сторону, как отворачиваются от гадкого и мерзкого. Переписать так, чтобы даже холод глобальной мертвецкой казался теплом по сравнению с той ложью, которую пытаются выдать за историю России...

Ответом на крах, на пораженчество, на глобально навязываемую идеологию распада и атомизации личности стала программа по «привитию» народу исторической памяти, реализовать которую можно только одним путём: через вовлечение всё большего числа людей в историческое пространство России.

Тихо, подспудно уже более десяти лет российская власть восстанавливает разорванные лихолетьем традиции. Вспомним: вернулся великий русский философ Ильин, сначала духовно через свои сочинения, потом был возвращён его прах. Рядом с ним упокоились Шмелёв, лидеры Белого движения Деникин и Каппель. Восстановлены кладбища заграницей: Галлиполи, Сен-Женевьев-дю-Буа. Идут переговоры о восстановлении русских кладбищ в Белграде, Афинах.

Восстановлены Императорское Православное Палестинское общество, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество.

Государственные «Российские железные дороги» уже много лет привозят в Россию Благодатный огонь из Иерусалима.

России возвращены Сергиево подворье в Иерусалиме, Николаевский собор в Ницце. Привезены колокола Даниловского монастыря из Гарварда. Местные власти способствуют возрождению и строительству церквей и монастырей по всей России. Было восстановлено празднование изгнания поляков из Москвы (одновременно – празднование иконы Казанской Божией Матери).

Наконец, эпохальное событие – воссоединение Русской православной церкви в 2007 году, которое не состоялось бы, если бы не личное участие в этом российского президента.

Навсегда в памяти русского народа останется ноябрь 2011 года, когда в Россию был принесён Пояс Пресвятой Богородицы. Первым на российской земле его встречал глава государства. Это как будто возвращает нас в древнейшие времена, когда цари выезжали встречать святыни, прибывавшие в пределы их государств.

Таких событий, крупных и малых, за последние годы произошло много. Их не рекламируют, не создают вокруг них шумиху. Просто они происходят и потихоньку меняют страну, общество, власть.

И вот теперь восстановлен Преображенский полк.

Взятый отдельно этот шаг может производить впечатление попытки создать некий лубок – «потешный полк ряженых». Но если встроить его в систему описанных выше мер, становится понятно, что речь идёт о глубоко продуманной программе действий, имеющей задачей восстановление временного пространства Русской цивилизации, разорванной как трагическими событиями ХХ-го века, так и разрушительными идеями, словно смерчи, прошедшими над нашей страной. Смысл и цель этой программы – восстановление традиций, т.е. «мест памяти», своего рода «скреп», связующих разорванное время, что ведёт к возрождению духовной связи человека с Отечеством.

02.04.2014 г.

Хлестов О.Н.

1 В. В. Дейтрих-Белуха-Кохановский «Преображенского полка последний командир» (по книге «Генерал Кутепов»), стр. 258-259.

2 Приговор о расстреле был подписан 31-го мая 1931 года, когда среднему сыну Д.Д. Зуева, тоже Дмитрию, исполнилось пять лет. Это его слова вынесены в эпиграф к настоящей статье. 25 июля 2013 года он скончался в возрасте 87 лет.

3 «Преображенцы в Великую и Гражданскую войны...», стр. 28.

4 «Преображенцы в Великую и Гражданскую войны. », стр. 8.

5 http://www.kremlin.ru/news/17118/print

6 Протоколы допросов Д.Д. Зуева (из архива Д.Д. Зуева и О.Н. Хлестова).

7 «Преображенцы в Великую и Гражданскую войны.», стр. 280-281.

8 К. Н. Леонтьев. «Храм и церковь», т. 7(1) ПСС, стр. 519.

Олег Хлестов
http://www.voskres.ru/army/publicist/hlestov1.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!