Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 11:30:06  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Имперский проект в России давно необходим»  (Прочитано 854 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 22 Октября 2019, 19:55:13 »

Священник Роман Зеленский

«Имперский проект в России давно необходим»

Под державой наш народ понимает и всегда понимал только земное Царство, Империю



«Сейчас начинают говорить о великом Имперском проекте, который вернет нам политический суверенитет и даст правильное саморазвитие. Хотелось бы что-то сказать на эту тему, выразив некоторые мысли», - пишет на своем сайте известный публицист, автор РНЛ священник Роман Зеленский.


Священник Роман Зеленский

Отец Роман подчеркнул, что имперский проект в России давно необходим. Проблема лишь в том, что не все понимают, зачем он нужен. Обычно говорят, что России не нужна идеология, а если считают, что нужна – не могут чётко ответить: «Какая же идея может сплотить это многонациональное государство?»

«Ответ на этот вопрос лежит в нас самих, если посмотреть на то, как люди устраивают свою жизнь», - пишет священник.

«В основе общества лежит понятие о семье, когда мужчина и женщина заключают между собой союз любви, - подчеркнул о. Роман. - Семья – это основная скрепа любого государства. Думается, что без понятия о семье, не будет и правильного понимания самого государства. Наша Россия представляет огромную семью народов, которые в течение многих веков сосуществовали между собою, потому именно идея о семье вполне может объяснить необходимость и важность Имперского проекта. Для такого большого пространства, которое занимает наша страна, необходима надежная конструкция, которая бы крепко держала и надежно всех защищала».

По его словам, «если же углубиться в историю России и мировую историю, то такой конструкцией вполне может стать только лишь имперское построение общества, так как именно оно лучше других передает нам понятие о семье».

«Семью еще называют малым царством, где муж является Царем, а жена Царицей. Они вместе управляют своими детьми, воспитывают их должным образом. Несколько семей образуют род, несколько родов – племя, а множество племен – целый народ. Народам свойственно  объединяться или жить самостоятельно друг от друга. Но, бывает так, что между ними исторически возникают крепкие связи, растет взаимодействие и они вдруг понимают, что друг без друга прожить будет очень трудно и не безопасно», - продолжил отец Роман.

«Потому они и объединяются, - пишет священник. - Тому есть яркие исторические примеры – Российская Империя и после Советский Союз. Целые народы с разными религиями объединялись по принципу большой семьи, так как видели в этом понятный для себя смысл».

«После же разрушения Империи и развала Союза, у нас исчезли многие связи, русский мир был разделен. Многие оказались как бы в других государствах, часто враждебных всему, что было для нас дорого. Это можно сравнить с такой ситуацией, когда дети оказываются в чужих семьях и чувствуют себя чужими, живя в полном непонимании, а часто встречая лишь враждебное отношение», - говорится в статье далее.

«Но, что интересно, русские люди, а русскими себя считают не только славяне, но и представители других народов, столкнулись еще и с другой проблемой, - подчеркнул священник. - В Российской Федерации, а по сути, на земле наших предков, власть, которая была выбрана из народной среды, не отвечает тем запросам, которые ожидаемы многими нашими соотечественниками».

Он задается вопросом: «А почему современная власть не справляется и не становится своей властью для простого народа?» «Происходит это потому, что её представители оказались не в той модели, которая нам всем подходит. Конструкция этой модели была сделана в англосаксонском мире, по западным лекалам, причем с явным намерением нас поработить, а когда мы станем им не нужны, то полностью уничтожить. Это совершенно не подходящая нам модель миропонимания. Она нас не приведет к справедливому устройству в обществе. К тому же следует учесть, что у нас национальный архетип не такой, как у американцев, европейцев или китайцев, что для них будет хорошо, для нас не подойдет», - сказано в статье.

«Нам нужна своя система ценностей, которая нами воспринималась бы естественно. А такая система исторически у нас уже была создана. Это модель, конструкция которой лежит на имперском восприятии действительности. Это огромный государственный поезд, идущий по имперским рельсам, а они подойдут и доведут его до правильно намеченной цели, которую органично сможет воспринять русский народ и все народы, желающие поехать с нами в будущее», - говорится в публикации.

«Будущее России органично связано лишь с Империей, потому как, только Она сможет объединить в единое государство все народы, давая развитие каждому народу в отдельности, не подавляя свободы выбора каждого во всех жизненных вопросах, в том числе и религиозных. Такую сверхзадачу всегда решала только Российская Империя, никто до Неё не смог такого добиться. Потому то, у нас и самая обширная территория, так как многие народы соглашались жить в такой большой семье, понимая, что такое мироустройство подходит для жизни всех людей на Земле», - пишет отец Роман.

«Россия никогда не ставила другие народы на колени и не превращала их в свои колонии. Она просто приглашала их войти в свою семью. Огромная семья народов росла и развивалась, а русские чудо-богатыри, вместе с храбрыми джигитами и батырами, защищали её право на это. И вот наступил такой момент, когда современная нам государственная машина власти зашла в тупик, ей требуется государственная идеология, которая решит проблему правильного направления в развитии. Требуется новая конструкция, которая бы заменила европейскую и американскую на всех уровнях государственности», - сказано в статье.

«Империя наступает в сознании русского человека, а всё западное отступает, капитулируя перед Божественной Правдой, - отметил о. Роман. - Перед испуганным либеральным сознанием возникает образ могучего русского медведя, который начал охоту на своих охотников. Потому все враги так и ощетинились на нас, раскрыли свои грязные уста, чтобы очернить русский мир, обвиняя его в том, в чем сами и виноваты. Теперь уже все понимают, что Россия обречена либо стать мировой державой, либо исчезнуть. Потому как такие огромные просторы и центробежные силы не позволят быть России, если это не мировая держава».

«Под державой наш народ понимает и всегда понимал только земное Царство, Империю, которая представляет великую семью больших и малых народов, племен, добровольно объединившихся вокруг Москвы и Белого Царя. Это Империя Божественной Правды – ковчег спасения для многих. В ней проявляется русская мечта о большой семье, построенной по образу малой. А пока у русских людей такой семьи нет на государственном уровне, они на первое место ставят малую семью», - говорится в статье далее.

«Отсюда и возникает необходимость Имперского проекта, так как для сердца и разума простого русского человека, он был всегда понятен и решается до сих пор  частным образом. Перейдет ли этот проект на государственный уровень?  Кто мы есть на этой земле: колония для добычи полезных ископаемых международными корпорациями или Третий Рим как великая и могучая Империя, посылающая космические корабли в космос? Отвечать на эти вопросы и решать тут только нам», - заключил священник Роман Зеленский.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/22/_imperskii_proekt_v_rossii_davno_neobhodim
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 24 Октября 2019, 17:59:51 »

Евстафий Воронец

Как произошли и что означают черный, желтый и белый цвета русской государственной символизации

Часть 1



Ниже мы публикуем статью богослова, церковного писателя, миссионера, православного публициста Евстафия Николаевича Воронца (1846 – после 1914) – (см. подробнее о нем: Евстафий Воронец и его наследие http://ruskline.ru/analitika/2008/09/19/evstafij_voronec_i_ego_nasledie/.

Публикацию, специально для Русской Народной Линии, (по изд.: Как произошли и что означают черный, желтый и белый цвета русской государственной символизации: с образцом флага / изложил Е. Н. Воронец. – Харьков: Тип. "Мирный труд", 1912. – 22 [1] с., [1] л.) подготовил профессор А.Д. Каплин.

Постраничные примечания автора перенесены в окончание и оставлены без изменений. Жирный шрифт  и курсив – автора.

 
+   +   +
 

Происхождение и значение черного, желтого и белого цветов национально-русской государственной символизации.
 

Государственный символ,

по государственному праву,

есть отличительный видимый знак,

известного государства и народа,

эмблематично изображаемый

на государственных предметах:

на гербе, на печати, на монете, на знамени и т. п.

Такой символ выражает

отличительную идею и основы
,

осуществлять которые

государство считает себя призванным [1].


I

Высочайше учрежденное два года тому назад при министерстве юстиции, под председательством товарища министра гофмейстера A.Н. Веревкина, особое совещание для выяснения вопроса о русских государственных цветах окончило свои занятия, составив обширную записку, освещающую вопрос с исторической и геральдической точек зрения. Предположения совещания сводятся к признанию русскими национальными цветами – сообразно цветам государственного герба, императорского штандарта и государственного знамени, – сочетание черно-желто-белого. Военный морской флаг – белый с синим Андреевским крестом – остается неприкосновенным. Установленный Петром Великим для коммерческих судов, бело-сине-красный флаг подлежит сохранению для торговых судов внутреннего плавания; правительственные и казенные здания должны украшаться государственным черно-желто-белым флагом; здания частных лиц могут украшаться, как государственным, так и бело-сине-красным коммерческим.



Высочайшее учреждение упомянутого особого совещания потребовалось вследствие очень прискорбных действий в 1896 году высшей администрации. Именно: образованное по этому же самому вопросу в 1896 году Совещание, или Комиссия, под председательством покойного адмирала космополита-Посьета, не занялось, как должно, порученным ему, этим государственным предметом, а небрежно в несколько заседаний, извращенно решило его вопреки всей истории России и даже вопреки положительным неотмененным законам. Словесное же тогдашнее Высочайшее повеление Государя Императора, в продолжении двух годов, было противозаконно скрыто от Правительствующего Сената, неверно сообщено и помимо Сената противозаконно объявлено к исполнению административными министерскими распоряжениями... [2]  Более неотложные и срочные государственные дела и японская война с инородческою революцией помешали исправлению происшедшего тогда противозакония. Ныне же, произведенное всестороннее расследование этого предмета настоящим Особым Совещанием, уже внесено на одобрение Совета Министров и дает радостную надежду на скорое восстановление в публичной практике употребления, экспроприированного у русских людей ярыми космополитами, древнего законного символа великой мировой самобытной Русской державы. И время теперь всем русским людям вспомнить истинное происхождение и великое значение этого нашего черно-желто-белого государственного, отличительного русского символа.

Эмблематическо-символическое сочетание черного, желтого и белого цветов в России имеет очень древнее происхождение и глубокое государственное значение.

В истории России и вместе всей Европы во второй половине пятнадцатого века было время и обстоятельства, чрезвычайно важные последствиями мировыми, – это время, когда султан Магомет II завоевал греческую империю, и место культурной Византии заняла полудикая фанатичная мусульманская орда. Безвозвратное падение Византии было тяжким испытанием для всего цивилизованного европейского мира и грозило порабощением турками большей части Европы... Но в это время юная Русь уже образовалась в державу сильную, могущую противостать мусульманскому нашествию. На Руси тогда был мудрый Царь Иоанн III Васильевич, крепкий вершитель объединения «всея Руси» и установитель христианского Самодержавия [3]. Страшный мировой факт замещения просвещённой Византийской Империи фанатичной ордой мохаммедан произвел грозный исторический переворот и привел юго-западную Европу в смущение и трепет пред дикой силой ислама, а на Руси падение Византии дало только возбудительный патриотический созидательный толчок. Множество гонимых турками греков и южных славян бежали в пределы единоверной им России и находили в ней не только приют, а и надежду на избавление от ига турецкого, так как и в русских летописях известия о завоевании турками Константинополя проникнуты были не только теплым сочувствием к порабощенным единоверцам, а еще и высоким национальным самосознанием своего нового назначения после падения Константинополя. Не стало Византии, пал Царьград, – так отныне только чрез русских, как преемников Византии, чрез Москву, порабощенные турками, православные могут получить избавление... Царство православия с порабощением Греции не пало, – оно только переместилось к северу и должно продолжать существование там, куда перенесена вселенская Церковь, где сохраняются апостольские правила и где блюстителем церкви является православный могучий Царь. Два Рима пали: западный и восточный, – третий Рим есть Москва, – а четвертому не бывать!... С новым таким назначением Москва должна осуществлять и новые обширные задачи, должна блистать, должна светиться в концы вселенной паче солнца...

Эти высокие созидательные идеи русского народа, выраженные летописцами, были восприняты тогда и Московским правительством великого царя Иоанна III,  они разрабатывались в разнообразных направлениях и служили основанием для политических притязаний Московского правительства, получили государственно-правовое значение. Вместе с тем эти новые Московские идеи потребовали возвеличения и царского достоинства на Руси. В Степенной русской книге царского родословия, составленной для возвеличения царской власти, появляется родословие, берущее начало от Римского Императора Августа и доказывающее родословную связь между домом русских Рюриковичей и Римскими императорами. Кроме того чувствовалась потребность еще и в вещественных знаках выразить связь между Константинопольским и Московским царством. И вот вспомнили еще старину и нашли, между особенно чтимыми предметами княжеской сокровищницы царский венец, или златую шапку, императора Константина Мономаха, животворящий крест, драгоценное ожерелье, или бармы, греческой работы и объявили их царскими регалиями, присланными греческим императором Русскому Великому Князю. Герберштейн упоминает о русских Мономаховых регалиях в 1497 году. В этом же году появляется на грамотах Иоанна III  в соединении с Московским императорский Византийский герб черного двуглавого орла на золотом поле. Символический герб этот принят и соединен был с Московским Св. Георгием на белом коне после бракосочетания вдового Иоанна III  с греческою царевною Софиею (Зинаидою) Фоминичною Палеолог, последнею представительницею рода греческих императоров. Отсюда образовалась и удвоена была знаменитая теория «Константинопольского наследства» Русских Царей. Фактическое основание этого права утверждалось на браке царя Иоанна III с царевною Софией Фоминичною Палеолог. Чрезвычайно важный своими последствиями брак этот произошел при участии всей Европы таким образом:

Последняя представительница рода и прав последнего Византийского императора, царевна София (Зинаида или Зоя) [4] Фоминична Палеолог, после смерти ее родителей, находилась в Риме и там, как в центре тогдашнего политического европейского мира, составлен был план замужества этой православной греческой царевны с вдовым тогда Русским Царем Иоанном III, чтобы передачею ему прав Византийских императоров привлечь Россию к борьбе с турками. В силу этого желания, которое особенно настойчиво проводил кардинал Виссарион, бывший греческий митрополит, и которое разделяли все тогдашние европейские государства, за исключением только одной Польши, послы Римских пап и немецких императоров не только убеждали русских людей в их важном политическом значении на юго-востоке Европы, но еще и подстрекали их народную честь и честолюбие царя [5]. В 1469 году, во главе с греком Юрием (Георгием) Траханиотом, отправлены были в Москву послы к овдовевшему царю Иоанну III от бывшего Никейского митрополита, а в то время кардинала Виссариона. Царю писали, что в Риме находится «православная» христианка, дочь Фомы Палеолога, племянница последнего Византийского императора, питающая отвращение к латинству, которая не откажет Царю Московскому и, если он пожелает жениться на ней, ее пришлют в Москву. Затем, самый деятельный тогдашний борец против турок, сенат сильной Венецианской республики писал Царю Руси Иоанну III, что, вследствие брака его с царевною Софией (Зоею) Фоминичною Палеолог, он является прямым наследником византийского престола, по отсутствию у Палеологов наследников мужского пола... [6] И помимо этого Византия, как источник веры православной и просвещения для России, даже в своих бедствиях была привлекательна русским. Предложение же невесты Византийского императорского рода и ранее бывшего нечуждым Иоанну III [7] было приятно установителю Самодержавия на Руси, вместе с тем льстило и народному самолюбию юного царства.

Царь Иоанн, посоветовавшись с матерью своею, с митрополитом Московским Филиппом и с боярами, встретил всеобщее одобрение предложенного брака и отправил своих послов в Рим для переговоров о частностях заключения этого союза и для доставления ему портрета невесты. Царевна София, узнав, что царь Московский исповедует православную греческую веру [8], немедля выразила свое согласие на брак. В Риме совет князей и королей с папою радостно одобрил этот брак и со всею возможною пышностью и торжественностью была совершена в храме апостолов Петра и Павла блестящая церемония заочного обручения... Из кассы, предназначенной на крестовый поход против турок, было выдано греческой невесте-сироте пять тысяч дукатов и еще в приданое Константинополь и вся та земля греческая, которою завладели турки... [9]

Весь путь царевны Софии, как заграничный, так и по России до Москвы, был обставлен пышными царскими почестями и торжествами по велению папы попутным городам и князьям и по усердию русских. Везде, где только останавливалась с своею блестящею свитою из ста греков и итальянцев София Фоминична, пред нею расточали самые высокие царские почести, учреждали народные празднества и подносили подарки, а за честь держать под уздцы ее лошадь спорили самые знатные люди... В Юрьеве (Дерпте) явились встретить будущую государыню и представители от Царя Иоанна III; а подъезжая к Пскову, царевна София оделась в царское платье [10]. И на всем пути ее по России духовенство, бояре и народ стремились принять живое участие в радости своего государя и пожелать его невесте всякого благополучия. Везде ее восторженно встречали за городом и, по русскому обычаю, подносили хлеб-соль и стакан вина. Духовенство, кроме того, встречало и в соборном храме, куда прежде всего направлялась царевна. А потом ей и свите ее устраивали власти и знатные люди разные угощения и развлечения. Выдающийся, самый блестящий, радушный прием оказали псковитяне и гордая республика новгородская, как более богатые. Псковитяне подарили ей пятьдесят рублей. Все эти проявления сочувствия трогали бедную сироту. Будущность ей улыбалась и царевна София торопилась в Москву...

Утром 12 ноября 1472 года, по дороге покрытой уже снегом, Зоя-София Фоминична Палеолог прибыла в Москву, направляясь, по обычаю русскому, прямо в собор. Митрополит Филипп ожидал ее там в полном облачении. Он благословил царственную сироту и отвел ее в палаты царицы Марии, матери ее жениха. Там произошло первое свидание Софии с Иоанном. Минуты были торжественные... «Какое впечатление должна была испытать царственная сирота без средств и почти без родины, готовясь стать супругою великого монарха, – история не открыла нам этой тайны»... – пишет современный историк, отец Пирлинг.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 24 Октября 2019, 18:00:45 »

(Окончание 1-й части)

Из палат царицы-матери немедленно отправились в скромный деревянный дворцовый храм, временно заменявший собор. Митрополит совершил [11] таинство брака и благословил супругов. Но всех подробностей об этом торжестве в летописях не находится...

Так вот как на святой Руси, в Московском Кремле, в палатах Русского Царя обосновался, после завоевания турками царства Византийского, и византийский орел, и императорский трон, и род императоров Палеологов в лице Софии Фоминичны, последней представительницы рода последнего греческого императора. Она родила на русском престоле сына Василия, наследовавшего от своих родителей права Русского царя вместе с правами Византийских императоров.

Привезенный царевною Софией Палеолог трон Византийских императоров, как символ Царской власти, неоднократно употреблялся при короновании Русских Царей, как императорская регалия, и им воспользовались даже при священном короновании в 1896 году теперешней нашей Государыни Императрицы Александры Федоровны [12].

Многих обстоятельств величия и просвещения своего и «всея Руси» Иоанн III достиг чрез таинство брака с этою греческою царевною Софией Фоминичною. Он понял, что этот брак его имеет глубокое государственное значение, между прочим, как получение наследственных прав императоров греческих Русским Царским родом и потому, как видимый знак новых отношений Руси к Греции и Константинополю, Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: черного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом – всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змия. Государственный же герб, по государственному праву [13], признается символом, видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т. п. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным.

Вследствие употребления царем Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского. А это формальное государственное проявление слияния великих основ политически порабощенной, угасшей Византии с расцветшей тогда Русью по справедливости признается столь важным фактором в государственном развитии России, оно имеет столь великое созидательное значение для отечества нашего, что год, напоминающий это, торжественно чествуется до поднятия его на священное государственное знамя наравне с тремя самыми знаменательными годами истории России: с годом основания России, начала ее бытия, – с годом просвещения Руси учением Христовым, как годом ее духовного рождения, – и с годом возмужания России до Империи могучей. Из тысячи годов жизни государства Русского подняты над всеми на священное государственное знамя только эти четыре года: 862, – 988, – 1497, – 1721 [14].

Составленное Земским Собором, Уложение при царе Алексее Михайловиче придавало столь важное значение эмблемам гербового черно-желто-белого сочетания, что подлоги этого гербового изображения царской печати осуждались, как преступления против самого Царя. Глава 4 этого Уложения [15] ограждает смертной казней неприкосновенность печати Царской с вышеозначенными черно-желто-белыми эмблемами Российского герба. Также строго, не смотря на лицо, грозит «лишением живота» за подлоги печати с гербовыми черно-желто-белыми эмблемами и Регламент Генеральный императора Петра Великого [16].



Примечания:

[1] Начала Русского Государственного права. Градовского. Изд. 1892 г. Т. I, стр. 157. – Система Русского Государственного права в его историко-догматическом развитии. Романовича-Славатинского. Изд. 1886 г., стр. 152 и проч.– Андреевского: Русское Государствен. право. Спб. изд. 1866 г. стр. 156 и проч.

[2] Подробно все обстоятельства эти изложены в журнале «Мирный Труд» за 1910 г. в № 10 и в «Московских Ведомостях» 1910 г. № 136 и 186, но также в 1911 г. № 125.

[3] «Малопривлекательный характер этого Московского первого Царя не может умалить его необычайный государственный ум и великие заслуги России. И если от Владимира Святого до Петра I, кто из русских государей достоин наименования «Великого», то это именно Иоанн III... (История России. Дм. Иловайскаго, изд. 1884 г., т. 2, стр. 528). – Даже известный (своею нерасположенностью к монархизму) историк Костомаров признает Иоанна III «Великим умом и деятельностью Иваном, который принял на себя историческое призвание введения монархизма»... «Историческ. монографии», том 12, стр. 93, Спб., изд. 1872 г. «Начало единодержавия на Руси».– «Великим» Иоанна III  называет также и немецкий тогдашний посол Герберштейн в записках о Московии, русск. изд. 1886 г., стр. 22. – «Если не признать величия Иоанна III, то пришлось бы такое же суждение применить и к Петру Великому». Бестужев-Рюмин. История Росс., том. 2, изд. 1885 г. стр. 144.

 [4] По русским летописям царевна эта именуется Софией, а в иностранных актах Зоею; но это тогда не было удивительно и практиковалось. Так, например, и бабушка Иоанна III  София Витовтовна именовалась еще Анастасией, и другие царицы, при браке, принимали другое имя (История России. С. Соловьева, изд. 1882 г., т. V, стр. 436–437, примечание 67).

 [5] Иоанну Васильевичу предлагали, между прочим, принять королевский титул от немецкого императора. Но Иоанн III прямо и резко отклонил всякие переговоры о титуле королевском с императорским послом, говоря, что он «Государь на своей земле «Божией милостью» от своих прародителей и проставления ни от кого иметь не хочет»... В другой раз он говорит: «Всемогущая и Животворящая Святая Троица, дарующая нам (Иоанну III) всея Руси государство»... И ему говорит митрополит «Самодержавный Государь и Владыко»... (История России Дм. Иловайского, т. 2, изд. 1884 г., стр. 495, 515 и проч).

 [6] «Россия и Восток» Пирлинга исследов. по иностран. документам изд. 1892 г., стр. 21 и 228 и проч.

 [7] Именно тетка Иоанна III, Анна Васильевна, была женою дяди царевны Софии, императора Иоанна Палеолога. (История России. Дм. Иловайскаго, изд. 1884 г., т. 2, стр. 447).

 [8] Царевна София Фоминична Палеолог до того «питала отвращение к латинству (католичеству), что решительно отказала выйти замуж за короля французского и за герцога Миланского только потому, что не хотела быть в латинстве»... Она была 24 лет, роста невысокого, но восточное пламя сверкало в ее глазах, и белизна кожи говорила о знатности ее рода. «Во истину восклицают в восторге многие очевидцы при проезде ее в Россию,– она была очаровательна и прекрасна!.. (Пирлинга Россия и Восток, изд. 1892 г., стр. 77–78 и проч.).

 [9] Пирлинга «Россия и Восток», изд. 1892 г., стр. 224. Приложения.

 [10] Карамзина «Истор. Госуд. Рос.», изд. 1892 г., т. VI, стр. 41.

 [11] В большинстве русских летописей согласно свидетельствуется, что бракосочетание это совершено митрополитом Филиппом («Полн. Собр. Русск. Лет.», т. IV, стр. 224; т. VI, стр. 196; т. VIII, стр. 154, 173, 179 и «Рус. Лет.» по Ник. еп. т. VI, стр. 49). В одной Львовской и у истор. Иловайскаго говорится, что оно было совершено коломенским протопопом Осиею. (Пирлинг «Росс. и Восток.», стр. 225. Иловайский «Истор. Рос.» изд. 1884 г., т. II, стр. 449). Карамзина: «История Гос. Росс.» изд. 1892 г., т. VI, стр. 18 примечаний).

[12] Трон принадлежит к Царским регалиям, то есть к внешним символам Царского достоинства и власти. Трон, или престол, есть символ божественного происхождения власти царской. Древнейший из тронов, хранящихся в Московской оружейной палате, есть царское место, кресло или царский стул, по древним описям, резной из слоновой кости, местами вызолоченный, привезенный в Москву греческой царевною Софией Фоминичною Палеолог, супругою Иоанна III. При венчании на царство царя Алексея Михайловича этот трон употреблен был при шествии царя из Успенского собора в Архангельский... В 1856 году по Высочайшему повелению этот трон исправлен был к Св. Коронованию Государя императора Александра II... Рисунок его и очень подробное описание находится в книге: «Венчание русских Царей на царство». Изд. 1883 г., стр. 17 и 9 и 95

 [13] «Начала Русск. Госуд. Права» А. Градовского, изд. 1892 г. т. I стр. 157. – Система Русск. Госуд. права Романовича-Славатинского изд. 1886 г. стр. 152. – Русск. Госуд. право. Андреевского изд. 1886 г. стр. 156 и проч. – Гербом называется эмблематическое или символическое изображение, которое принадлежит и наследственно передается роду, местности или государству. Герб вообще состоит из одного или нескольких отличительных символических знаков или изображений, присвоенных какому-либо государству, городу, или дворянскому роду, и изображенных на щите. Самое слово «герб» происходит от слова herb (erb, irb), которое в западно-славянских наречиях означает «наследство», наследственность, так что само это название известного символического изображения указывает на наследственность изображения, отличительную его исключительность, постоянную принадлежность известному роду или государству.

 [14] Изображение государственного русского знамени можно видеть, между прочим, в популярной книге: «Венчание русских государей на царство» с 217 рисунками. Изд. 1883 года, стр. 84 и 81. См. также в большом энциклопедическом словаре, изд. Брокгауза и Ефрона, том IX, изд. 1893 г. стр. 397.

 [15] Уложение... напечатан. при владении Его Величества Государя, Царя и Вел. Кн. Алексея Михайловича всея России Самодержца. Издано 2 тиснением при Им. Ак. Наук 1737 г. стран. 11

 [16] Его Импер. Велич. Регламент Генеральный или Устав и т. д. Издан. 1837 г. глава 30. стран. 13 (Изд. при Уложении).

____________________________________

http://185.37.61.99/analitika/2019/10/17/kak_proizoshli_i_chto_oznachayut_chernyi_zheltyi_i_belyi_cveta_russkoi_gosudarstvennoi_simvolizacii

« Последнее редактирование: 24 Октября 2019, 18:03:32 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 24 Октября 2019, 18:49:30 »

Евстафий Воронец

Как произошли и что означают черный, желтый и белый цвета русской государственной символизации

Часть 2



Ниже мы публикуем статью богослова, церковного писателя, миссионера, православного публициста Евстафия Николаевича Воронца (1846 – после 1914) – (см. подробнее о нем: Евстафий Воронец и его наследие.

Публикацию, специально для Русской Народной Линии, (по изд.: Как произошли и что означают черный, желтый и белый цвета русской государственной символизации: с образцом флага / изложил Е. Н. Воронец. – Харьков: Тип. "Мирный труд", 1912. – 22 [1] с., [1] л.) подготовил профессор А.Д. Каплин.

Постраничные примечания автора перенесены в окончание и оставлены без изменений. Жирный шрифт  и курсив – автора.

+   +   +
 

Происхождение и значение черного, желтого и белого цветов национально-русской государственной символизации.
 

Государственный символ,

по государственному праву,

есть отличительный видимый знак,

известного государства и народа,

эмблематично изображаемый

на государственных предметах:

на гербе, на печати, на монете, на знамени и т. п.

Такой символ выражает

отличительную идею и основы
,

осуществлять которые

государство считает себя призванным [1].


+   +   +

II

Соответственно таким вышеизложенным основным русским понятиям, вследствие своего важного государственного значения, Российский герб с черно-желто-белым сочетанием его эмблем, все в больших и больших случаях, предметах и видах стал проявляться, как символическое знамя всего русского, как эмблема всего государства Русского, во всем его пространстве, во всем его составе, со всеми гражданами от Самодержавного Царя до последнего простолюдина. И все Государи и Государыни на Руси постоянно эмблематично проявляли и чтили неизменные основы древнего Российского герба: в желтом поле черного двуглавого орла с Победоносцем в белом и на белом коне, – или же в упрошенной символизации этого герба, в сочетании основных его цветов: черного, желтого и белого. Так первый Русский Император Петр Великий установил первый Русский Императорский штандарт «по российскому гербу», то есть флаг, изображающий на желтом поле черного двуглавого орла с Победоносным всадником в белом и на белом коне [17] . Эти же основы Российского герба узаконены и по ныне для штандартов Их Императорских Величеств [18]. И первый флаг для частных Русских коммерческих судов Император Петр I в 1693 году повелел делать «по гербу Российского царствия из белой тафты с изображением на средине черною материю герба Его Царского Величества двуглавого черного орла с тремя над ним венцами, а в его ногах скипетра и яблока с крестом, все золоченных» [19]. И в последующие царствования очень многие государственные эмблематические предметы, например в войсковых знаменах и одеждах, повелевалось делать цветом «по Российскому гербу» [20]: «шляпы всем иметь с голуном золотым, с кисточками золотыми, с черным полем и с белым бантом...» и кокарды, как отличительный Российский знак [21], установлялись белого и черного с оранжевым цветом. Порядок этот сохранялся и в царствовании Императрицы Елизаветы Петровны... При Императоре Петре III появляются кокарды черно-желтые, но вместе сохранилась и белая. Будки для часовых и стойки для ружей красили также желтым и черным цветом. Императрица Екатерина II придавала высокое отличительное значение сочетанию черно-желто-белого цветов, что особенно выразилось в установлении этих цветов для ленты и ордена Св. Георгия, – как высшего военного Русского знака отличия. С царствования Императора Павла черный и оранжевый или желтый цвета утверждаются всюду и во всех предметах и в значках одежды государственной.



Император Александр I Благословенный окончательно установил для военных кокарду из сочетания основных цветов Российского герба, из черного, оранжевого и белого цветов [22]. Эта гербовая кокарда до ныне существует неизменно. В царствование Императора Николая 1 в 1834 году, в высочайше утвержденном Положении о гражданских мундирах, установлено в § 21: «Кокарда на шляпе под петлицею для всех одинаковая черная шелковая с оранжевою и серебряною полосами» [23]. А в 1857 году, для большого проявления русскими гражданами всех ведомств отличительно Русских государственных цветов Российского герба, установлено было всем и гражданским слугам государства Русского всех ведомств и наименований и всем, кому положено иметь кокарду, и на обыденных фуражках носить кокарду основных цветов Российского государственного герба в таком виде: «Средина кокарды – черная; первый внутренний круг оранжевый, второй черный, третий оранжевый, а крайний круг матовый – серебряный [24]». Эта государственная кокарда существует на Руси и в настоящее время.

Чрезвычайно демонстративно и внушительно выдается проявление Царями Русскими герба Российского и упрощенной его символизации – в основных цветах его, при священном короновании Государей Русских. В этом единственном в жизни Русских Царей и высоко знаменательном для народа святом акте принятия Ими «от Самого Бога» благословения на «Священный долг и бремя правления Самодержавного», – Российский герб царит и торжествует вместе с Помазанником Божиим и народом. Везде и всюду виден могучий, древний, уже 400 лет символизирующий власть Русских Царей, черный двуглавый орел в золоте и неразлучный с ним, блестящий белизною Московский Победоносец... И в высочайше утвержденных важнейших церемониалах Государи Императоры повелевают и высшему генералитету государства, при всенародном объявлении о Их Священном Короновании и Миропомазании, «иметь по мундиру, чрез правое плечо, шелковые шарфы трех (гербовых) цветов Империи» Русской – черного, оранжевого или золотого и белого, – «и такие же перевязки на левой руке»... Верхние эмблематические украшения балдахина, осеняющего шествие на коронование Помазанников Божиих, а также и тронов Их, или престолов, служащих эмблемою происхождения Их власти от Бога, – полны изображений Российского герба и символизирующих его цветов черного, золотого и белого [25].

Особенно же почетное проявление Российских гербовых цветов находится на многознаменательном государственном знамени. Знамя это уже второе столетие возобновляется из атласной, или газетной, или шелковой материи цвета всегда «золотого», с обеих сторон Государственный герб, вышитый или же расписанный красками; бахрома витая из золота, серебра и черного шелка. Голубая лента Ордена св. Андрея Первозванного укреплена вверху бантом; концы ленты украшены с обеих сторон двуглавыми серебряными позолоченными орлами; от них вверх идут подписи, шитые золотом; на одном конце: «с нами Бог» и годы начала государства русского (862) и принятия христианской религии (988), на другом: «с нами Бог» и годы принятия герба Византийской империи (1497) и еще титула всероссийской империи (1721). На банте медальон с серебряным золоченым орлом; от банта висят две трехцветные (черно-золото-серебряные) кисти. На древке серебряное позолоченное яблоко; на нем двуглавый орел серебряный же покрытый эмалью; при древке ручки в серебряной позолоченной оправе расписаны тремя цветами (черно-золото-белым). Знамя прикреплено к древку серебряными пуговицами на золотом галуне; кругом его золотая трехцветная (черно-золото-серебряная) обшивка. При знамени кожаные перевязи, покрытые глазетом с трехцветною (черно-золото-серебряною) каймою и подложенные малиновым бархатом. Древко и утверждение знамени деревянные, раскрашенные шахматами в гербовые государственные цвета: «черный, золотой и серебряный» [26]. Священное Знамя это пред каждым Коронованием возобновляется и с большой торжественностью, в присутствии Государя Императора, по молитвам святой Церкви, «освящается небесным благословением на страх всем врагам России, на дерзновение, силу и крепость воинству Русскому и на утверждение мира и избавление от всех нужд и бед отечества нашего». Вместе с тем оно служит символом «единства и могущества всех народов Российского Царства, символом объединения всех граждан Русских и беззаветной преданности Русскому Царю и отечеству и в самоотверженном исполнении каждым своего патриотического долга. Страшное врагам России, оно для Государей Русских служит знамением помощи от Господа Бога, чтобы во славу Его Пресвятого Имени, путем православной веры, добра и правды, мужественно, не взирая ни на какие преграды, вести Им народ Русский к благоденствию, величию и славе: да разумеют. языцы, яко с нами Бог»! [27]

Соответственно же высоко знаменательному государственному значению Российского герба проявление его, в упрощенной цветовой символизации, единодушно с Царем всеми гражданами государства Русского узаконил славный Царь-Освободитель Император Александр II. Именно в годы светлого возрождения России после тяжкого Севастопольского погрома, в годы высокого подъема Русского народного духа, Император Александр II, для всенародного проявления Российского герба в его упрощенной в цветах символизации, издал в 1858 году закон, устанавливающий, чтобы «знамена, флаги и другие предметы, употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из гербовых цветов Империи Русской». Вот буквальное его описание, как это изложено в Собрании Законов Российской Империи:

«Описание Высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют черному Государственному орлу в желтом или золотом поле и кокарда из сих двух цветов была основана Императором Павлом I, между тем, как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время Царствования Императрицы Анны Иоановны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в Московском гербе» [28].

(Окончание 2-й части следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 24 Октября 2019, 18:51:10 »

(Окончание 2-й части)

Такое законодательное приобщение всего народа к участию в проявлении символизированных, выраженных цветами, основ Российского герба является вполне историчным, юридически-законным и естественным. Закон вообще, по государственному праву, есть нормированное определение всякого порядка и благоустройства общественного, изданное для целесообразного направления явлений общественной жизни. И содержание закона зависит не от произвола законодателя, а от понятий, быта и условий жизни народа. Законы создаются всею жизнью государства, в них изображается и прошлый и настоящий строй жизни народа... [29]  И геральдическая символика имеет то важное значение, что она сохраняет и выражает смысл исторических событий, во многих отношениях, даже вернее и сильнее, чем писаные акты. В частном же, данном случае, при всемирном развитии государственной символизации во флагах, знаменах, кокардах народов, и при постоянно неизменном проявлении основ Российского герба [30]  во всех предметах всех правительственных сфер государственной русской жизни, естественно явилась потребность регулировать, установить участие в этом и всех граждан русских, что и вызвало издание Императором Александром II узаконения об употреблении народом Гербовых символических черно-желто-белого сочетания цветов Империи Русской [31] при торжественных случаях... Но, вследствие страстного стремления ко всему западному и невнимания к народно-русским до-петровским идеалам и государственным основам, вследствие коллизии древнего, своего народно-русского, исторического с позднейшим иностранным и случайным, упомянутый закон, изданный вполне согласно с развитием исторических идеалов и потребностей народно-русских, закон Императора Александра II об употреблении на знаменах и флагах народа русского символических черно-желто-белых цветов 400-летняго Российского герба, был заслоняем, затушевыван некоторыми временными, случайными, не законодательными и административными распоряжениями, которые, хотя не имели силы уничтожить, отменить исторического неотмененного закона Императора Александра II, однако, мешали должному его выполнению и проявлению... Теперь, по-видимому, можно надеяться, что этот народно-исторический закон Императора Александра II будет восстановлен и в публичной практике на Руси.

Вкратце изложенные здесь, сведения об истинном происхождении и государственном значении отличительно-русского символа черно-желто-белого сочетания свидетельствуют сколь важно и правильно признание теперешним, Высочайше учрежденным, Особым Совещанием русскими национально-государственными цветами сочетания черного, желтого и белого цветов, как выражения упрощенной цветовой символизации основ 400-летняго высоко знаменательного Российского герба, того византийско-русского герба, пользуясь правами коего, после брака с греческою царевною Софиею Фоминичною, Великий русский Царь Иоанн III «раздрал завесу» между Русью и Европою и вследствие чего царство Русское вступило с того времени в оживленные сношения почти со всеми европейскими государствами, принимая от них ученых и специалистов по всем отраслям государственного благоустройства... Потому-то маститый русский историк Карамзин [32] и сказал: «Бракосочетанием с Софией Фоминичною Иоанн III раздрал завесу между Европою и нами; обратив на себя внимание держав, с любопытством обозревая престолы и царства, он принимал союзы с условием ясной пользы для России... Следствием этого было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри и не боясь врагов внешних... Отселе история России приемлет достоинство истинно-государственной, описывая деяния царства, приобретающего величие»...

Выяснение и напоминание времени, обстоятельств происхождения и великого государственного значения на Руси эмблематических государственных символическо-русских цветов черно-желто-белого сочетания убеждает в неправде голословных уверений некоторой части периодической печати, будто признание государственно-русскими символическими цветами черно-желто-белого сочетания есть «новшество» в истории русского знамени... Уверяющие, что это новшество на Руси забывают, или не хотят знать, что признание 400-летних эмблем государства русского и цветовых их символов в черно-желто-белых цветах зависит не от мнений отдельных лиц и не от временных распоряжений органов власти. Эмблемы и цвета эти суть неотъемлемые, истинные символические выражения важнейших созидательных факторов основных моментов славной истории и великого духа народа и государства русского.

Примечания

 [17] Первое письменное сохранившееся упоминание о Русском морском штандарте было в бумагах Императора Петра I в 1703 году. См. Очерк Русск. Морск. Истор. Ф. Веселаго, изд. 1875 г. Морфлаг. Таблица и стр. 551–548.

 [18] Свод. Морск. постановл. кн. X, Морской устав. Изд. 1886 г. стр. 247 стат., 1088 и 1092.

 [19] В Москов. архив. Министр. Иностр. дел Приказн. дела древн. лет 1696 г. Свит. 632. Таблица Морск. флаг. у Веселаго в Очерке Русск. Морск. Истор. изд. 1875 г.

 [20] 1-е Полн. Собр. Закон. Росс. Импер. том XIII, № 5836.

 [21] Полн. Собр. Закон. Российск. Имп. том XIII, № 5886, парагр. 2-й. – Кокарда (cocarde) есть украшение на шляпе или другом головном уборе. Кокарда надевалась первоначально для различия партий во время споров. В общее употребление кокарда вошла во Франции в ХѴIII веке во время войны за испанский престол и семилетней войны. Еще кокарда в виде султанчика, или пучка перьев на головном уборе, издавна носилась кроатами и мадьярами. Впоследствии кокарда делалась из ленты одного или нескольких цветов, или в виде банта из материи, наконец, стала представляться металлическим кружком или овалом из красок государственных цветов. В Германии кокарду национальных цветов имеет право носить каждый неопороченный по суду гражданин. Лишение права носить национальную кокарду равносильно лишению чести... Республиканскими же декретами во Франции предписывалось носить кокарду даже женщинам и арестовывать всякого, кто не носил кокарды, а за срывание кокарды предавали военному суду...

 [22] 2 Полн. Собр. Закон. Рос. Имп. Т. ХХХIII, кн. 3, изд. 1860 г., стр. 311. К № 33–289. Энциклопедия военных и морских наук. Сост. под. глав. редак. проф. Акад. Леера. Изд. 1888 г. Т. II, вып. 2-й, стр. 297.

 [23] Полн. Собр. Закон. Росс. Импер. год 1834, № 6860.

[24] Полн. Собр. Закон. Росс. Имп. год 1857, том XXXII, отд. II, № 31758.

 [25] Венчание Русских Государей на Царство. Изд. Гоппе, 1883 г. стр. 119 и 88, 84, 101–155 и проч. – В память Свящ. Коронования. изд. Гоппе 1896 г. часть 2-я стр. 179 и проч., часть 1-я стр. 58,59, 61, 54, 55 и проч.

 [26] Моск. Оружейн. Палата. Изд. 2-е 1860 г. по Высочайшему соизволению. Отд. IV стр. 227. – Венчание Русских Государей на Царство. Изд. Гоппе 1883 г. стр. 88–89. Дни Свящ. Коронования. Изд. Левенсон 1896 г. стр. 156.

 [27] В память Священного Коронования Их Императорских Величеств. Изд. Гоппе.1896 г., часть 2-я, стр. 179. Слова протопресвит. I. Л. Янышева 12 мая 1896 года. Также церков.  молитва при освящении знамени. – В изд. Левенсона 1896 г., стр. 156–157.

 [28] Полное Собрание Законов Росс. Импер., собр. второе, том ХХХIII отделение третье (книга 3) 1858 г. Приложения, Изд. 1860 г. Штаты и табели. Стран. 311. К № 33289–1858 г. июня 11. – На Руси издавна существовали и знамена и флаги гербовые, или родовые, которые помещались на теремах и на крыльцах жилищ и назывались «прапорами». Несколько таких русских древних гербовых знамен, или прапоров, сохраняются в Московской оружейной палате. Так в описях царской оружейной казны упоминается между прочим следующий «прапор» гербовой боярина Никиты Ивановича Романова (очень любимого народом дяди царя Алексея Михайловича): «Прапор, средина тафта белая, вшит гриф, тафта желтая, с мечем, в левой лапе держит клеймо (щит): повыше клейма писан орлик черный; опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая, откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов; гротик железный, прорезан; древко по белой земле писано разными красками. По ярлыку написано: «прапор боярина Никиты Ивановича Романова». (Московская Оружейная Палата. Второе изд. 1860 года, напеч. по Высочайшему соизволению. Сост. Вельтманом, стр. 224–225).– Этому же боярину Никите Ивановичу Романову принадлежал английского строения Ботик, который Император Петр I нашел сложенным в амбаре при вещах родича своего Никиты Ив. Романова. Петр 1 заинтересовался этим Ботиком, так как Тимерман объяснил ему, что такой Ботик может плавать и против ветра. Петр приказал исправить этот Ботик и впервые катался на нем по реке Яиз и на Переяславском озере. На этом-то Романовском Ботике впоследствии впервые развивался гербовой черно-желто-белый Императорский стандарт. Ботик получил название «Дедушка Русского флота»... (у Веселаго в Очер. Рус. Морской Истории, часть 1, стр. 75, 76 и проч.).

 [29] Лекции Русск. Государств. права. Ординар. профес. И. Москов. Унив. Алексеева, изд. 1892 г., стр. 231, 174–175.

 [30] Во всех символических знаках одежды служащих государству, особенно военных, в красках предметов и регалий, принадлежащих правительству и государству, в ведомстве финансовом даже в цвете облигаций государственной ренты, которою предположено заменить все займы России...

 [31] Вполне ошибочно стараются уверить некоторые исследователи, что в России национальные или народно-государственные цвета будто «установлены Петром I, который принял для русского флота три поперечные полосы: белую, синюю и красную; чертеж такого флага с собственноручными подписями Петра Великого, сделанными, как и самый чертеж, в октября 1699 г., хранится в Московск. главн. архиве Министерства иностранных дел». Так уверяют, например, в новом большом энциклоп. словаре издания 1897 г. Κ. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского на стр. 721 сорокового полутома. Но по проверке этакого уверения оказывается, что указываемый чертеж флага Петровского к флагу символическо-русскому народному не относится, и о самом чертеже не доказано тех существенных его черт, которые обнаруживают неправильную тенденциозность пропаганды бело-сине-красного сочетания для общерусского народного флага. Именно: в Московском главном архиве министерства иностранных дел сохранился черновой указ, писанный в 1699 году Петром I к Украинцеву и не имеющий никакого отношения к флагам. Нa этой то «черновой» бумаге рукою Петра I нарисованы два трехполосных флага, из которых на одном означены почерком Государя цвета полос словами: «белое, синее, красное»,– там же на другом рисунке, таком же трехполосном, во весь флаг начертан диагональный (Андреевский) крест – Вот факт...– «Судя по времени, – замечает об этих рисунках Петра I г. Ф. Веселаго, – кажется весьма возможным, что этот рисунок (то есть оба чертежа) представляет одно из первых проявлений мысли Петра I о внесении в наш военный (тогда бело-сине-красный) флаг Андреевского креста. (Очерк русской морской истории. Ф. Веселаго. Министр. издания 1875 г., ч. 1-я, стр. 550).

 [32] История Государства Российского Н. Карамзина. Изд. 1892 г. том VI, стр. 219, 3 и проч.

__________________________________________

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/23/kak_proizoshli_i_chto_oznachayut_chernyi_zheltyi_i_belyi_cveta_russkoi_gosudarstvennoi_simvolizacii
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!