Русская беседа
 
26 Октября 2024, 22:27:47  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Праведный Филаре́т Милостивый, Пафлаго́нянин  (Прочитано 1229 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 14 Декабря 2023, 09:16:53 »

Праведный Филаре́т Милостивый, Пафлаго́нянин


День памяти: 14 декабря (1 декабря по ст.ст.)

Житие праведного Филарета Милостивого (или "Подателя милостыни") – одно из самых интересных во всей житийной литературе. Праведный Филарет родился в местечке Амниа в Пафлагонии (около нынешнего Синопа в Турции, недалеко от северного побережья Черного Моря). Имя Филарет переводится как "любящий добродетель", и в отношении него это как нельзя более справедливо. Он был богатым фермером-землевладельцем (в Житии говорится о "двенадцатитысячном стаде овец, шестистах коровах, множестве лошадей, обширных полях, садах и виноградниках"."). При этом он щедро помогал нуждающимся. Агиограф называет его "неиссякающим источником для тех, чьи души иссушены бедностью". Жена его, по имени Феозва, была благородного происхождения и также отличалась благочестием. Она родила ему сына Иоанна и двух красавиц-дочерей, Ипатию и Еванфию. Подобно патриарху Иову, он ни в чем не знал нужды.

И так же, как Иову, ему предстояло пройти сквозь суровые испытания. В конце восьмого века, во времена регентского правления Императрицы Ирины, замещавшей на троне своего малолетнего сына Константина VI, следовавшие один за другим неурожаи, ограбления и финансовые неурядицы довели Филарета до бедности – "ничего у него не осталось, кроме одной упряжки волов, осла, коровы с теленком и нескольких ульев". Слуг он отпустил и каждый день сам выезжал в поле на быках, благодаря Бога за то, что у него еще есть возможность самому обрабатывать землю и кормить семью. Однажды у бедняка, трудившегося на соседнем поле, прямо во время работы пал бык. У этого человека было много долгов. Он подошел к святому Филарету и рассказал о своем несчастье. Выслушав его, Филарет выпряг одного из своих волов и отдал ему. Крестьянин отказывался взять одного из его двух последних волов, но Филарет ответил, что дома у него есть еще вол, лучше этого, "а потому возьми его скорее и работай, пока моя жена и дети не узнали и не начали огорчаться".

Агиограф приводит весьма характерную деталь, делающая эту историю по-человечески понятной и достоверной: святой беспокоился, предвидя реакцию жены. Дома Феозва стала выяснять, куда делся вол, и он сказал ей, что уснул в поле, пока вол пасся, и не уследил, как животное куда-то ушло. Сын Филарета отправился на поиски и, увидев своего вола в упряжке соседа, обвинил его в краже. Крестьянин объяснил, что Филарет сам, по доброй воле отдал ему животное, и сын, хорошо зная щедрость своего отца, вернулся домой ни с чем. Феозва же, как и следовало ожидать от прилежной хозяйки, назвала мужа "невозможным глупцом", слишком ленивым, чтобы обрабатывать собственную землю, и потребовала объяснить, чем теперь они будут кормить детей. Филарет кротко выслушал упреки и посоветовал ей положиться на волю Божию.

Несколькими днями позже собственный бык этого соседа умер, отравившись каким-то ядовитым растением. Крестьянин пришел к Филарету со вторым быком и попросил забрать его обратно, сказав, что Бог наказал его за то, что он принял у Филарета в дар быка, совершив этим несправедливость по отношению к его детям. Но Филарет не только отказался взять свой подарок обратно, но и уговорил соседа забрать и того вола, что еще оставался у него, сообщив, что намерен уехать в дальние края, где вол ему будет не нужен. Жена и дети Филарета пришли в отчаяние. Святой тут же попытался успокоить горюющих родных: "Не горюйте так. Я предвидел, что для нас наступят тяжелые времена, и заранее продал много животных. Полученная за них прибыль спрятана в потайном месте, там ее так много, что вы на нее сможете питаться и одеваться сотни лет, не работая".

Агиограф не рассматривает возможность духовного истолкования этих слов, он объясняет, что Святой сказал так, действительно предвидя все, что со временем произойдет. В любом случае, можно с уверенностью предположить, что после этого разговора Филарет немало потрудился в горячей молитве к Богу.

Спустя какое-то время в тех краях начались военные учения, готовившие молодых солдат к защите южных границ Империи от нападения противника. Среди этих солдат был молодой человек по имени Мусулиос. Во время одного из учений погиб его конь, и он очень испугался, ожидая сурового наказания от командира за потерю коня. Будучи наслышан о щедрости праведного Филарета, он пошел к нему просить взаймы денег на покупку нового коня. Как и следовало ожидать, Святой отдал ему собственную лошадь.

Вскоре после этого к Филарету пришел еще один бедняк и попросил теленка, чтобы развести стадо, так как знал, что дары Филарета несут на себе Божие благословение, способное привести их получателя к богатству и процветанию. Филарет тотчас же отдал ему теленка. Однако корова так тосковала по своему теленку, что мычала, не умолкая. Измученная Феозва ругала его: "Нас не жалеешь, жестокий человек, так пожалел бы хоть корову, ведь ты разлучил ее с ее теленком". Филарет благословил жену со словами: "Да вознаградит тебя Бог, ибо истинно несправедливо я разлучил их". Он позвал к себе того человека и отдал ему еще и корову, сказав, что за это он должен благодарить Феозву, "поскольку это она объяснила мне, что я совершил грех, разлучив животных".

Потом в их краю начался голод. Филарет взял мула и пошел к одному знакомому занять немного зерна. Тот дал ему шесть бушелей пшеницы. Когда Филарет разгружал зерно у ворот своего дома, подошел нищий и попросил дать ему немного. Филарет стал просить жену выделить нищему один бушель. Феозва заметила саркастически, что следовало бы сначала разделить всю пшеницу на части, по одной на каждого члена семьи, а потом уже Филарет мог бы отдавать свою часть, ведь он – ангел и не нуждается в пище. В ответ он отмерил нищему два бушеля. Феозва была не в силах сдержать свой гнев и весьма непредусмотрительно заявила, что можно отдать и всю пшеницу, а так как унести ее всю на плечах невозможно, еще и мула в придачу. Святой так и сделал.

Не имея, чем накормить семью, Феозва заняла где-то хлеба. Дети и Феозва съели этот хлеб с вареными дикими овощами. Филарет же поступил рассудительно, уйдя ночевать к соседям.

Вскоре один из местных правителей, хорошо знавший их семью, услышал об их бедственном положении и прислал им сорок бушелей пшеницы. На этот раз Феозва сама поделила зерно между членами семьи. К концу третьего дня часть, выделенная Филарету, конечно же, была роздана нищим. Когда его запасы кончились, Филарет ограничился тем, что водил нищих к своим ульям и кормил их медом. Однако его дети, обнаружив, что мед куда-то быстро исчезает, стали каждое утро тайком уносить из ульев вновь собранный мед для пропитания семьи. И вот наступил день, когда меда в ульях совсем не осталось. Тогда Филарет снял с себя верхнюю одежду и отдал нищему, не желая отпускать его ни с чем. Дома он сказал, что куда-то положил свою тунику и забыл, куда именно. Они, конечно же, не поверили ему, но Феозва все же разрезала одно из своих платьев и сшила из него мужу одежду.

В это время молодой Император решил жениться. Он разослал повсюду гонцов, велев им привезти девушек из богатых и благородных семей, чтобы он мог выбрать себе среди них невесту. Проезжая Амнию, гонцы заметили большой, солидный дом, принадлежавший Филарету, и решили остановиться у него на ночь. Они не могли предположить, что у владельца этого дома не хватает хлеба, чтобы накормить даже собственную семью. Узнав о неожиданном прибытии таких гостей, соседи поспешили на помощь Филарету – они не могли допустить, чтобы он "ударил лицом в грязь" перед посланцами Императора. Люди отовсюду несли в его дом чудесные вкусные блюда. Гости, видя огромный дом с великолепным залом и изобилие блюд, стали просить, чтобы сама хозяйка "вышла к ним и благословила их". Феозва уступила их просьбам. Гости пришли в восхищение от ее красоты и спросили, нет ли у нее дочерей на выданье. Она ответила, что у ее дочери Ипатии, вдовы, есть две собственные дочки, Мария и Маранфия. Девушкам велели приготовиться, чтобы предстать перед императорскими посланцами. На следующий день, встретившись с девушками, гонцы предложили им поехать с ними в Константинополь для знакомства с Императором.

Вся семья, около тридцати человек, собралась и отправилась в столицу, где Мария спустя какое-то время была избрана в супруги Императору. По некоторым сведениям, она унаследовала не только красоту Феозвы, но и доброту своего дедушки, так как по пути в Константинополь она обратилась к своим спутницам, тем двенадцати девушкам, что, как и она, выступали в качестве потенциальных невест Императора, с такими словами: "Сестры, давайте договоримся, что та, которой Бог судил править страной, станет благодетельницей для остальных"." Одна из девушек, будучи богаче Марии и имея более благородное происхождение, ответила, что выберут, конечно же, ее, поэтому Мария зря питает несбыточные надежды. Мария промолчала, но в душе призвала на помощь милосердного Господа, надеясь, что Он услышит ее по молитвам дедушки.

Наконец, Мария стала Императрицей. Ее сестра Маранфия вышла замуж за вельможу, занимавшего высокое положение, а их двоюродную сестру Еванфию, дочку второй дочери Филарета, выдали за короля Лангобардии Аргуса. Сына Филарета, Иоанна, назначили на почетную должность первого копьеносца. Семья Филарета получила в дар земли, богатства и недвижимость. По настоянию Императора, вся семья переехала в Константинополь. Филарет и здесь продолжал творить дела милосердия: устраивал щедрые обеды для бедных и раздавал милостыню всем нуждающимся.

О том, насколько безраздельно он полагался на волю Божию, говорит сам способ раздачи им милостыни. Он не пытался отличить истинную нужду от притворной: рядом с ним шел слуга с тремя одинаковыми ящичками в руках. В одном ящике были золотые монеты, в другом – серебряные, а в третьем – медные. При приближении нищего Филарет подзывал к себе слугу и наугад, не глядя, опускал руку в один из ящиков, веря, что Господь даст просящему то, что нужно.

Перед кончиной Святого, Бог открыл ему, что он скоро умрет, и он направился в один из константинопольских женских монастырей под названием "Судилище" и попросил сестер приготовить для него могилу. На обратном пути заболел. На девятый день болезни он призвал к себе всю свою семью и просил их жить добродетельно и щедро благотворить нуждающимся. Потом начал молиться. От этой молитвы весь дом наполнился неземным благоуханием. Святой отошел ко Господу с лицом, излучающим свет. Это случилось 1 декабря 789 года. На погребении праведного Филарета присутствовал Император и Сенат в полном составе.

Мощи святого пребывают в монастыре Айя Лавра на Пелопоннесе.

Источник: Евлогите! Благословите! Путеводитель по святым местам Греции



Тропарь праведному Филарету Милостивому, глас 4
Авраа́му в ве́ре подража́я,/ И́ову же в терпе́нии после́дуя,/ о́тче Филаре́те,/ блага́я земли́ разделя́л еси́ неиму́щим/ и лише́ние сих терпе́л еси́ му́жественне./ Сего́ ра́ди све́тлым тя венце́м увенча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бог наш,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь праведному Филарету Милостивому, глас 8
В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду твою́, о́тче преподо́бне,/ в моли́твах непреста́нно терпе́вый,/ ни́щия возлюби́вый и сия́ удовли́вый,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, Филаре́те ми́лостиве блаже́нне,/ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь праведному Филарету Милостивому, глас 8
В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду свою́, пра́ведне,/ и в за́поведех Госпо́дних соверше́нне пожи́л,/ ни́щих возлюби́л и сих удово́лил еси́,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак праведному Филарету Милостивому, глас 3
И́стинно всеизря́дная твоя́ ку́пля зри́тся/ и му́дрою бы́ти су́дится все́ми благому́дрствующими:/ отда́л бо еси́ до́льняя и кратковре́менная, взыску́я Го́рних и ве́чных.// Те́мже и досто́йно стяжа́л еси́ ве́чную сла́ву, ми́лостиве Филаре́те.

Ин кондак праведному Филарету Милостивому, глас 4
Доброде́тельми украша́яся и стра́хом Бо́жиим/ преди́вен во всех яви́ся Ца́рскаго гра́да,/ ни́щим сокро́вище бога́тства разда́в/ и нетле́нно благи́х бога́тство на Небесе́х прие́м./ Те́мже всю́ду и везде́, Филаре́те, чту́щих тя помина́й,// сла́во пра́ведным и похвало́.

Ин кондак праведному Филарету Милостивому, глас 2
Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим/ и Небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́, Филаре́те всеблаже́нне,/ сего́ ра́ди тя почита́ем, соверша́юще па́мять твою́, доброде́тели о тезоимени́те.



Молитва праведному Филарету Милостивому

О, преди́вне избра́нниче Бо́жий, Филаре́те Ми́лостивый! А́мнии преще́дрый хлебода́телю, Правосла́вия свети́льниче, Го́спода Бо́га ра́бе благи́й и ве́рный! Ты́ бо все́м се́рдцем ева́нгельски Христу́ после́довавый и да́нный тебе́ тала́нт прему́дре умно́живый: си́рых и убо́гих оде́явый и напита́вый; стра́нных и ни́щих в до́м сво́й введы́й, в ско́рбех и печа́лех су́щих уте́шивый, уме́рших и на сто́гнах пове́рженных гро́бу преда́вый; все́м вся́чески послужи́вый, и та́ко ве́ру свою́ в дела́х показа́л еси́. Е́й, святы́й уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, печа́льми жите́йскими изныва́емых и страстьми́ грехо́вными обурева́емых. Во вся́ дни́ уны́ние и малоду́шие коле́блют на́шу ве́ру, жестокосе́рдие и озлобле́ние снеда́ют сердца́ на́ша и охлажда́ют любо́вь на́шу; честолю́бие же и нетерпе́ние растлева́ют души́ на́ша, и та́ко, а́ки ни́щии, в дела́х благи́х обнища́хом. Ты́ же, О́тче пра́ведный, милосе́рдствуя о на́с, умоли́ Христа́ Бо́га, да обогати́т сердца́ на́ша Ду́хом Свои́м Святы́м, исцели́т душе́вныя и теле́сныя неду́ги на́ша, и, а́ки ни́ву жа́ждущую, напои́т на́с щедро́тами человеколю́бия Своего́; да ве́ре, долготерпе́нию и милосе́рдию твоему́ подража́юще, во благоче́стии и чистоте́ поживе́м вся́ дни́ живота́ на́шего. Еще́ мо́лим тя́, преблаже́нне, егда́ приспе́ет жития́ на́шего отше́ствие, к покая́нию нелицеме́рному на́с подви́гни, да Христу́ Спаси́телю на́шему чрез святы́я Его́ Та́инства приобщи́мся и насле́дники Ца́рствия Небе́снаго бу́дем, иде́же в ра́дости святы́х и А́нгелов сподо́бимся и мы́ покланя́тися и воспева́ти Трисвято́е И́мя: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь!

https://azbyka.ru/days/sv-filaret-milostivyj
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 14 Декабря 2023, 09:27:05 »

Протоиерей Виктор Гурьев

Из жизни Филарета Милостивого


(Память Св. Филарета Милостивого)

Не говоря уже о том, что полные жизнеописания Святых суть богатые сокровищницы, из которых мы можем почерпать все, потребное к животу и благочестию, должно заметить, что и краткие сказания о жизни их весьма полезны для нас и подают нам весьма многие и спасительные уроки. Для убеждения вас в последнем, вот вам, братие, краткое сказание о жизни св. Филарета Милостивого, приводимое нами ниже так, как оно изложено в Прологе, на славянском языке.

«Сей, «сказано про Филарета: бяше при Константине царе и Ирине, сын Георгиев и Аннин. От них же ко общению брака, жене честне припрягся и земледельствию прилежа и оттуду притяжания многая стяжав. Бысть же богат убо и милостив. Тем же и завистию дьяволею обнища, якоже некогда Иова в толикую нищету сведе, яко лишитися ему и домашния пищи. Но Бог того не остави до конца томитися в нищете. Внуку убо его Марию всяким благолепием личным быти сущу исполнену, и разумну, царицыну сыну Константину в жену управи. И того таковой же чести сподоби и многому богатству властеля быти. Он же по обычаю требующим неоскудно подаваше. И уже времени отшествия его приспевшу, созвав своя вся сродники, и хотящия им сбытися прорече. Приложи же и сия: «страннолюбия не забудите, о чуждих имениях не пецытеся, церковного хождения не оставляйте». И, вся собрав, рек: «Якоже мене видесте творяща, тако и вы творите». И сия рек, благословив, с миром успе».

Какие же, например, хотя это одно краткое сказание, может дать нам уроки для жизни нашей? Знайте, братие, и одно это краткое сказание о Филарете может дать нам уроки для жизни нашей многие и спасительные. Выслушайте о сем со вниманием.

Сказание о Филарете, прежде всего, дает урок ленивым, чтобы они не говорили, что их бедность происходит будто бы оттого только, что на их долю выпало земледелие. Пусть вникнут они в то, что и Филарет также земледельствию прилежа, но оттуду притяжания многа стяжав. Значит, должны они понять то, что бедность их – не от доли их зависит, а скорее всего или от привычки их к разгулу, или от праздности. Бегай они от праздности, обуздай свои страсти, и бедности не будет и суетные их отговорки кончатся.

Второй урок сказание о Филарете дает скупым, которые думают, что если они будут помогать бедным, то придут в разорение; и посему не трогаются ни слезами, ни мольбами вдов и сирот, а заводят лихих псов, чтобы нищие не знали порога их. Богатство, как видно из жизни Филарета, милости мешает, равно как и милость богатству. Бысть же, как слышали скупые про Филарета, богат убо и милостив. Да научатся же и они из сего примера помнить слова Давида: состарехся и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлеба (Пс.36,25) и пусть скупость заменят щедростью.

Третий урок сказание о Филарете дает терпящим несчастия по-видимому без вины, чтобы они не отчаивались, а возлагали надежду на Бога. Вот и Филарет завистию дьяволею обнища; якоже некогда Иова в толикую нищету введе, яко лишитися ему и домашния пищи. Но Бог того не остави томитися в нищете. Внуку убо его Марию, всяким благолепием личным сущу исполнену и разумну, царицыну сыну Константину в жену управи. И того (т.е. Филарета) таковей же чести сподоби, и многому богатству властеля быти». Значит, пусть помнят терпящие несчастия без вины, что Господь и их не оставит искуситься паче, нежели они могут, и их несчастие обратит в счастье и скорбь в веселие.

Четвертый урок сказание о Филарете дает находящимся в счастье, чтобы они не зазнавались и не отвращали лица своего от несчастных. Филарет и когда был богат, был милостив, и когда беден так же и, когда сделался дедом царским, тоже, по обычаю требующим подаваше. Пример, достойный подражания!

Пятый урок сказание о Филарете подает уже и всем нам в том смысле, чтобы мы помнили, что за милостыни к бедным, Господь награждает милостивых и в сей еще жизни не только телесно, но и духовно. За милостыню, как видим, Филарет сподобился и дара пророчества. И уже времени отшествия его приспевшу, созвав своя вся сродники, и хотящия им сбытися прорече. Так-то Господь милостив к милостивым.

Шестой урок сказание о Филарете также подает всем нам в том отношении, чтобы мы, подавая ближним пример благочестия при жизни, завещали им следовать нашему примеру и при смерти. При кончине своей, Филарет, как слышали, говорил окружавшим его: страннолюбия не забудите, о чуждих имениях не пецытеся, церковного хождения не оставляйте и якоже мене видесте творяща, тако и вы творите. И как поступил при кончине своей Филарет, так же, конечно, должны поступать и все мы, если только жили мы во славу Божию, на пользу ближних и спасение своей души.

Седьмой, наконец, урок получаем из сказания о Филарете тот, чтобы мы знали, что Господь милостивым посылает и кончину непостыдную и мирную, как о Филарете и говорится: благословив всех, с миром успе. А поскольку кончина непостыдная и мирная есть дело великое; то значит, что она никому даром не достается и что есть средство получить ее и чрез милостыню.

Из всего сказанного нами, надеемся, вы убедились в том, что и краткие сказания из жития святых могут дать нам уроки многие и спасительные и открыть нам вход в обители небесные. Аминь.

https://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/prolog-v-pouchenijah-na-kazhdyj-den-goda/102
« Последнее редактирование: 14 Декабря 2023, 09:52:26 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!