Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 08:29:09  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Всеправославный Собор в Аммане  (Прочитано 2609 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 25 Февраля 2020, 05:40:03 »

(Окончание)

Через 35 лет в томосе Румынской Церкви (1885) также подчеркивается непреложная догматическая истина, что Главой Церкви является исключительно Господь Иисус Христос, никаких посягательств на этот титул у Константинопольского патриарха еще нет:

«…чтобы Православная Церковь в Румынии пребывала… независимой и автокефальной… не признавая в собственном своем внутреннем управлении никакой другой церковной власти, кроме самого Главы Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви Богочеловека Искупителя, Который один только – главный, краеугольный и вечный Архиерей и Архипастырь».

Константинопольский Синод воспринимает ее как равную себе, а не как подчиненную:

«Мы провозглашаем Священный ее Синод возлюбленным во Христе братом, пользующимся всеми присвоенными Автокефальной Церкви преимуществами и всеми владычественными правами… Итак, на основании всего этого наша святая и Великая Христова Церковь благословляет от глубины души автокефальную и во Христе возлюбленную сестру – Церковь Румынскую».

Это был последний автокефальный документ КП, где церковное решение выстроено на ясно и правильно сформулированных догматических основаниях. В дальнейшем были выданы томосы, где эта истина не проговаривается.

В объединительном томосе Сербской Церкви 1922 года не выражено стремление к всемирному главенству Константинополя, который воспринимает

«возникшую Святую Автокефальную Объединенную Православную Сербскую Церковь как сестру во Христе, которая обладает и пользуется всеми правами автокефальности, согласно правилам и устроению Святой Православной Церкви»,

однако о главенстве Христа над Церковью здесь уже не упоминается.

В 1924 году аналогичные отношения, без претензии на главенство, сформулированы и в томосе Польской Церкви:

«даем Свое благословение на то, чтобы она управлялась отныне как духовная сестра и решала свои дела независимо и автокефально, сообразно чину и неограниченным правам других Святых Автокефальных Православных Церквей, признавая своею Высшею Церковною Властью Священный Синод, состоящий из православных канонических епископов в Польше, имеющий каждый раз Председателем Высокопреосвященнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши».

О каком-нибудь праве высшего суда или апелляции к КП или его главенстве нет ничего.

В 1937 году одна из самых малочисленных Поместных Церквей – Албанская – при получении автокефалии также обретает равноправные отношения с Константинополем и другими Церквами:

«Эта Церковь, являющаяся нашей духовной сестрой, отныне осуществляет свое управление независимо и автокефально».

В 1945 году Болгарская Церковь также именуется «духовной сестрой», и главой ее является не Константинопольский патриарх, а Болгарский Синод со своим предстоятелем:

«Отныне она признана нашей духовной сестрой; пусть она управляет и учреждает свои дела независимо и автокефально в соответствии с порядком и суверенными правами прочих Православных Автокефальных Церквей, признавая своей верховной церковной властью Священный Синод, который состоит из архиереев и чьим Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Софии и Экзарх всея Болгарии».

В 1990 году полная независимость и равные отношения декларируются и в отношении Грузинской Церкви:

«Мы признаем Ее нашей духовной сестрой, которая обладает полномочиями управлять и вести внутренние дела самостоятельно и автокефально».

При патриархе Варфоломее о равноправных отношениях Церквей уже не говорится

Но с вступлением на Константинопольский престол патриарха Варфоломея (1991) формулировки томосов существенно меняются. В 1998 году в томосе Церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧиС) о равноправных отношениях речь уже не идет. Здесь впервые в документах столь высокого ранга КП декларирует свои претензии на всю мировую диаспору:

«Все находящиеся в варварских землях, то есть все христиане, находящиеся вне границ Святых Патриарших и Автономных Церквей, находятся под духовной опекой исключительно великого престола Нового Рима».

Церковный суд этой Церкви КП ставит под свой контроль, предоставляя себе право высшего суда над клириками ПЦЧиС:

«Диаконы и иереи подсудны судам второго уровня, архиереи – судам первого уровня и по всем вопросам своих обязанностей подсудны, согласно священным канонам, канонически учрежденным синодальным судам, для работы которых приглашаются, по согласованию со Вселенским патриархом, иерархи исключительно из юрисдикции Церкви-Матери, то есть Вселенского престола. Осужденные архиереи с апелляцией за окончательным решением могут обратиться к Вселенскому Патриарху».

То есть церковные суды этой Поместной Церкви правомочны, если в них есть «иерархи исключительно из юрисдикции Церкви-Матери, то есть Вселенского Престола». Говорить о самостоятельности такой Церкви уже не приходится.

Именно это дискриминационное положение данного томоса стало причиной глубокого внутреннего кризиса ПЦЧиС в 2012 году, когда иерархи этой Церкви отказались исполнять процитированный пункт и внесли изменения в свой устав. Патриарх Варфоломей пригрозил архиепископу Христофору отозвать томос и вернуть ПЦЧиС в состав Вселенского Патриархата. На владыку Христофора было оказано беспрецедентное давление, и он был вынужден уйти в отставку. Нового предстоятеля патриарх Варфоломей не признавал до тех пор, пока тот не дал письменное обязательство привести устав в соответствие с текстом ущербного томоса, в рамках которого отношения с остальным православным миром и решение межправославных вопросов также должно осуществляться ПЦЧиС через согласование с Константинополем. В тексте нет выражений, свидетельствующих о равноправных отношениях, но, наоборот, подчеркивается субординатизм. Теперь КП – это не «братская Церковь», не «Церковь-сестра», а «Церковь-мать», которая жестко контролирует свое «чадо». По сути создана подчиненная церковная структура, но высказываний о главенстве КП над Поместными Церквами и мировым Православием в этом томосе еще нет.

Апофеоз самовозвышения КП и одновременно унижения адресата – это пресловутый украинский томос, выданный в январе 2019 года. Здесь собрано не только всё из прошлого, позволяющее подчеркнуть второсортность украинской «автокефалии», но и много эксклюзива, разработанного именно к этому событию. В тексте украинского томоса без какого-либо убедительного обоснования декларируется:

* право Константинопольского патриарха совершать высший безапелляционный суд не только над всеми клириками «ПЦУ», но и всех Поместных Церквей;

* подчинение Константинопольскому патриарху всей православной диаспоры во всем мире и ограничение деятельности Поместных Церквей рамками границ исходных национальных государств;

* признание за КП высшего авторитета в решении догматических, канонических и иных церковных вопросов;

* признание права КП на вмешательство во внутренние дела «ПЦУ» и всех Поместных Церквей;

* право КП иметь Экзархат на Украине и множество ставропигий;

* и самое вопиющее – подмена главенства Христа в Церкви на главенство КП: «Автокефальная Церковь Украины признаёт главой (κεφαλὴν) Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели».

В украинском томосе главенство Христа в Церкви подменяется главенством Константинополя

Как уже было рассмотрено выше, подобную формулировку в отношении Русской Церкви пытались легализовать представители КП еще в 1590 году, но она была нейтрализована на Константинопольском Соборе 1593 года. После этого ни в одном томосе эта папистская идея не встречалась, но вновь вписана в томос «ПЦУ». В этой фразе уничтожается автокефалия не только данной структуры, но и всех Поместных Церквей, ибо утверждается, что «и другие Патриархи и Предстоятели» признают своим главой КП. То есть действие этого принципа, согласно томосу, распространяется на все Поместные Церкви и на всех предстоятелей и якобы они это признают.

Немыслимо, чтобы главой автокефальной Церкви был предстоятель другой Поместной Церкви. Более того, объявляя себя главой всех автокефалий, КП делает себя главой всей Православной Церкви, а кто тогда в Церкви Христос? Данная цитата – это одно из документальных подтверждений ереси папизма КП.

Византийская хитрость украинского томоса заключена еще и в том, что другим Поместным Церквам неудобно опровергать его текст, поскольку он к ним напрямую не обращен, но, признавая «ПЦУ», они имплицитно принимают его содержание как правомочное, подпадают под его определения и становятся соучастниками в распространении ереси константинопольского папизма.

***

Итак, Собор в Иордании – это первая реальная попытка преодолеть кризис мирового Православия, но от выбранной стратегии на Соборе существенно зависит дальнейший ход церковных событий. Если удастся четко обозначить главную проблему и призвать всех православных к ее решению, то Собор будет успешным при любом составе предстоятелей. Более того, участники Собора, ставшие на защиту чистоты православной веры, учения о Церкви станут естественным центром консолидации православных людей разных народов и стран, для которых Церковь – это не рудиментарный орган развалившейся византийской империи, а живое Тело Христово.

Иорданский Собор может стать центром консолидации православных, для которых Церковь – живое Тело Христово

Кроме того, Иорданский Собор может:

+ стать примером возрождения живой соборной деятельности Церкви, где принимаются не заранее проштампованные решения, но рождаются идеи в ходе прямого диалога и обсуждения;

+ обозначить проблемное поле современной общецерковной православной жизни;

+ зафиксировать динамику и результаты тех изменений на Украине, которые произошли после выдачи томоса украинским раскольникам;

+ указать причины современного церковного кризиса, выделив из них те, которые подлежат первостепенному преодолению;

+ разработать «дорожную карту» выхода из кризиса и предложить ее всем Поместным Церквам для обсуждения.

Выполнение хотя бы одного из этих пунктов оправдает Собор в Иордании, а отсутствие на нем патриарха Варфоломея и зависимых от него предстоятелей даст возможность сдвинуть кризисный процесс с мертвой точки.

Протоиерей Вадим Леонов,
кандидат богословия,
доцент Сретенской духовной семинарии


_________________________________________________

[1] Ecumenical Patriarch to Patriarch of Jerusalem: Don’t persist in the initiative of a meeting. https://orthodoxtimes.com/ecumenical-patriarch-to-patriarch-of-jerusalem-dont-persist-in-the-initiative-of-a-meeting/.

[2] Греческий оригинал и частичный русский перевод дан здесь: https://spzh.news/ru/news/67717-glava-fanara-patriarkhu-feofilu-ne-nastaivajte-na-sovete-predstojatelej.

[3] Цит. по: Шпаков А.Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Ч. 2: Царствование Федора Ивановича. Учреждение Патриаршества в России. Одесса, 1912. С. 351–353.

[4] Деяние Константинопольского Собора 1593 года, которым утверждено Патриаршество в России // Труды Киевской духовной академии. 1865. Т. III. С. 247.

[5] Иногда пытаются увидеть в тексте грамоты Константинопольского патриарха Дионисия 1686 г. о передаче Киевской митрополии Москве подобную претензию на главенство над всей Русской Церковью. Согласно этой грамоте, поставленный Московским патриархом Киевский митрополит должен был поминать на богослужении «в первых пречестное имя Вселенского патриарха, яко сущу источнику и началу и предвосходящу всех, иже повсюду при селении и епархии». Однако в данном случае речь идет именно о Киевской митрополии. По сути, здесь делается отсылка к историческому происхождению Киевской митрополии от КП и обозначается стремление хотя бы номинально сохранить власть над ней. Здесь нет требования считать КП главой всей Русской Церкви и тем более мирового Православия. Слово «глава» здесь в принципе отсутствует. По тексту очевидно, что выражение: «яко сущу источнику и началу и предвосходящу всех, иже повсюду при селении и епархии» (ὡς ὄντος πηγὴ κ(αὶ) ἀρχὴ κ(αὶ) ὑπερκειμένου πάντων τῶν πανταχοῦ παροικιῶν τε κ(αὶ) ἐπαρχιῶν) относится только к приходам и епархиям Киевской митрополии. Историческое происхождение Православия на Киевской Руси от греков никогда не оспаривалось в Русской Церкви (поэтому КП «источник и начало»), а общемировые папистские стремления КП здесь не выражены и скорее всего не подразумевались, что отчасти подтверждается тем, что подобное прочтение было проигнорировано Русской Церковью и это не вызывало у Константинополя возражений в течение несколько столетий.

[6] Цит. по: Правда Православия / Ред. С.В. Троицкий. М.: ФИВ, 2015. С. 231.


27 января 2020 г.
__________________________________________________

http://pravoslavie.ru/127371.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 27 Февраля 2020, 14:25:36 »

«Собор не там, где большинство, а там где благодать Святого Духа»

По мнению епископа Барышевского Виктора, в Аммане сдвигается с мертвой точки не только «украинский вопрос», но и разрешается кризис мирового Православия



Епископ Барышевский Виктор (Коцаба) написал в своем авторском блоге на страницах издания «Я - корреспондент», что Иорданский собор должен стать переломным моментом и приведет к преодолению существующих проблем, передает Союз православных журналистов.

По мнению владыки, «встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, которая сейчас проходит в столице Иордании городе Амман, даже несмотря на ее решение и результаты, уже будет иметь положительные последствия для мирового Православия».

«Сам факт такой встречи показал о попытке, если не решить сразу, то четко очертить проблему, которая была вызвана неканоническими действиями Константинопольского патриархата в Украине», – написал владыка.

Иерарх УПЦ МП сказал, что «совещание в Аммане констатирует начало переговорного процесса между Православными Церквами относительно правильной, канонически взвешенной, реакции на действия Константинопольского патриархата».

Он подчеркнул, что «речь идет не только о так называемой "украинской проблеме", а вообще об определенной реакции на последние заявления патриарха Варфоломея».

По словам владыки, это подчеркивал Сербский Патриарх Ириней еще на встрече с делегацией Украинской Православной Церкви 30 января текущего года: «На грядущей встрече в Иордании "украинский вопрос" будет важным, но не основным, потому что он стал следствием. Прежде всего, мы должны соборным голосом и с любовью указать патриарху Варфоломею на его ложные утверждения о статусе Константинопольского патриарха в семье Поместных Православных Церквей».

Отсюда, говорит иерарх, «совещание в Аммане призвано напомнить всему миру о том, что Православная Церковь имеет соборный характер, который выражается не в количественной, а в благодатной форме».

Он отметил, что «Собор не там, где большинство, а там где благодать Святого Духа. То есть, Амманская встреча еще раз подчеркнет не только важность, а жизненную необходимость для Церкви следовать Евангелию, Священному Преданию и учению святых отцов».

Но самое главное, по мнению епископа Виктора, в том, «что прямо сейчас в Аммане происходит сдвиг с мертвой точки не только "украинского вопроса", но и поиск путей выхода из кризисного состояния, в котором оказалось все мировое Православие».

Епископ напомнил, что «уже больше года представители и Предстоятели Церквей только говорили о необходимости диалога», а сегодня в Аммане «мы наблюдаем переход от слов к конкретным делам».

Владыка высказал надежду, что «эта встреча станет переломным моментом» и «положит начало движения навстречу друг другу, который, в конце концов, приведет к преодолению существующих проблем, а самое главное – к единству всех православных во Христе Иисусе».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/26/sobor_ne_tam_gde_bolshinstvo_a_tam_gde_blagodat_svyatogo_duha

https://spzh.news/ru/news/69013-amman--eto-perelomnyj-moment--ijerarkh-upc
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 27 Февраля 2020, 14:31:59 »

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Амман

Амман, 26 февраля 2020 г.

   

25 февраля 2020 года начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Иорданское Хашимитское Королевство. Его Святейшество прибыл в столицу Иордании для участия в Амманском собрании Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей, сообщает Патриархия.ru.

В международном аэропорту «Королева Алия» Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали старший советник Короля Иордании по религиозным и гуманитарным вопросам принц Гази Бен Мухаммад, директор Европейского департамента МИД этой страны Самер Набер, заместитель директора департамента протокола Министерства иностранных дел Амер Хаддад.

Со стороны Иерусалимского Патриархата участвовали митрополит Вострский Тимофей, митрополит Диокесарийский Венедикт, архиепископ Кириакопольский Христофор. В числе встречавших также были начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) и заместитель начальника Миссии иеромонах Дометиан (Маркарян).

Посольство Российской Федерации в Иорданском Хашимитскоом Королевстве представляли Чрезвычайный и Полномочный посол Г.Ф. Десятников и старший советник Посольства И.А. Булгаков.

В ходе посещения Иордании Святейшего Патриарха Кирилла сопровождают председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда и заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов.

Предстоятель Русской Православной Церкви и принц Гази Бен Мухаммад обменялись приветствиями. Его Святейшество подчеркнул, что очень рад прибыть в Иорданию. Отметив богатую историю этой земли и значение, которое имеют для верующих Русской Церкви святые места, находящиеся на территории страны, он сказал: «Мы испытываем особые чувства, когда посещаем святые места. Это не просто достопримечательности, а места, где благодать Божия действует особым образом… Наш народ испытывает большое благоговение и любовь к святым местам, и это, конечно является очень хорошей предпосылкой для развития отношений между нашими странами».

Предстоятель Русской Православной Церкви засвидетельствовал, что будет рад вновь встретиться с Королем Иордании Абдаллой II Бен Аль-Хусейном.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также обратился с теплыми словами приветствия к присутствовавшим иерархам Иерусалимского Патриархата.

Принц Гази Бен Мухаммад, засвидетельствовав любовь и уважение к Русской Православной Церкви, особо остановился на деятельности русского Дома паломника на реке Иордан. Он, в частности, отметил, что множество паломников из России приезжает туда, несмотря на неспокойную обстановку в ближневосточном регионе.

http://pravoslavie.ru/128789.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 27 Февраля 2020, 14:39:34 »

Святейший Патриарх Кирилл принял участие во встрече Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане

Амман, 27 февраля 2020 г.

   

26 февраля 2020 года в столице Иордании г. Аммане состоялось собрание Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей, сообщает Патриархия.ru. С инициативой провести встречу для обсуждения ситуации в межцерковных отношениях и вопросов сохранения православного единства выступил 21 ноября 2019 года в ходе пребывания в Москве Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III.

В собрании приняли участие Блаженнейший Патриарх Феофил, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, а также делегация Румынской Православной Церкви во главе с митрополитом Тырговиштским Нифонтом и делегация Польской Православной Церкви, которую возглавил архиепископ Люблинский и Холмский Авель.

В составе официальной делегации Русской Православной Церкви — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

Совещание началось общей молитвой, которая прозвучала на нескольких языках.

Обратившись к собравшимся со словами приветствия, Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви, в частности, отметил: «Мы знаем, что единство — это дар Божий, и сознаем свою ответственность за сохранение единства, которое завещали нам апостолы».

«Сегодня мы собрались здесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, — сказал Блаженнейший Владыка. — В основе нашего диалога лежит христианская любовь, это — единственный путь к примирению. Ответ на все наши вопросы должен быть найден в диалоге и братской любви».

Как подчеркнул Патриарх Феофил, собрание в Аммане — не Собор, а неформальная братская встреча, цель которой — инициировать диалог относительно проблем, с которыми сталкивается православный мир в нынешнее нелегкое время. «Мы надеемся, что эта встреча заложит основы для поиска решений. Мы должны бороться с разделениями и направлять свои усилия на сохранение единства и ведение диалога», — подчеркнул он.

Далее прозвучало слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Поблагодарив Блаженнейшего Патриарха Феофила, созвавшего встречу, Его Святейшество подчеркнул: «Это мужественный и верный шаг, и я уверен, что он войдет в историю. В столь непростые для Православия времена первая по времени появления апостольская кафедра вновь исполняет свою историческую миссию одного из ключевых центров мирового Православия».

Предстоятель Русской Православной Церкви также выразил сердечную благодарность Королю Иордании Абдалле II ибн Хусейну аль-Хашими за любезное содействие в организации встречи.

«Велика и заслуга Предстоятелей и представителей Поместных Церквей, прибывших на эту встречу, ибо само согласие принять в ней участие в некоторых случаях требовало определенной смелости. Но забота о сохранении единства Святой Церкви побудила нас отвергнуть все иные соображения и по зову Его Блаженства прибыть сюда», — констатировал Святейший Патриарх Кирилл.

Он отметил, что сегодня Православная Церковь оказалась перед угрозой разделений, подобных которым не было без малого тысячу лет: односторонне пересматриваются границы канонических территорий; отменяются церковные документы многовековой давности; раскол на Украине не преодолен, а усилия его преодолеть не достигают своих целей; уния поднимает голову; заметно начало опасных процессов на канонической территории Сербского Патриархата — в Северной Македонии, в Черногории. «Причина этого кризиса мне видится в утрате единого понимания устройства Церкви и природы первенства в ней. Тысячу лет назад, в 1054 году, Церковь столкнулась с тем же вызовом, и последствия мы ощущаем до сих пор», — высказал мнение Святейший Владыка.

Патриарх Кирилл уверен: чтобы противостоять этой угрозе, необходимо начать всеправославное обсуждение скопившихся проблем. Он сформулировал наиболее острые из них:

«Во-первых, это проблема понимания первенства в Церкви; попытки обосновать притязания на вселенское главенство при помощи специально для этой цели создаваемой богословской аргументации; отсутствие системы соборного контроля действий первенствующей кафедры, отрицание необходимости консенсуса при принятии решений во всеправославном масштабе. Эти вопросы следует всеправославно осмыслить.

Второе — это угроза институту автокефалии в Церкви; отсутствие общеправославно признанного, бесспорного для всех механизма предоставления автокефалии; попытки ввести неравенство между "старшими" и "младшими" автокефальными Церквами.

Третье — это существующие попытки оспаривать канонические границы автокефальных Церквей, пересматривать и отменять единожды принятые документы исторической важности, определяющие эти границы.

Четвертое — претензии первого среди равных Предстоятелей в семье Поместных Православных Церквей на право принимать апелляции из любой Церкви и угрозы использования этих апелляций как инструмента вмешательства во внутреннюю жизнь других Поместных Церквей тоже, глубоко убежден, требуют осмысления и обсуждения.

Пятое — возникновение аномальной ситуации, когда первенствующий иерарх, вопреки базовым принципам канонического права, выступает в качестве судьи в деле, где он является одной из сторон, представляя себя последней инстанцией в рассмотрении данного дела.

И шестое — это проблема создания так называемых "ставропигий" на территориях других Поместных Церквей без их согласия или против их воли».


«Сегодня перед нами стоит задача бороться за единство всех Православных Церквей, единство среди нас», — отметил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Предстоятель Сербской Православной Церкви засвидетельствовал: «Единственное верное решение — это собрать Собор, сказать на нем то, что нужно сказать, и разрешить вопросы в духе Православия».

Он констатировал, что Сербская Церковь выступает за сохранение канонических принципов и христианского наследия. «Да поможет нам Бог и внесет единство в нашу Церковь. Потому что раскол — это трагедия для Церкви», — сказал Патриарх Ириней.

О важности всеправославного обсуждения сложившейся ситуации, а также решения проблем в соответствии со святыми канонами говорил и представлявший на встрече Румынскую Православную Церковь митрополит Тырговиштский Нифон. «Мы полагаем, что для будущего возможного Собора Предстоятелей или грядущей общеправославной встречи нужно провести подготовительную конференцию, чтобы надлежащим образом обсудить повестку дня такой встречи, которая привела бы к реальному единению в православном мире», — отметил иерарх.

Архиепископ Люблинский и Холмский Авель, в свою очередь, сказал о том, что Польская Православная Церковь очень обеспокоена драматической ситуацией в православном мире. «Мы молимся о том, чтобы было найдено решение», — засвидетельствовал глава делегации. Он также отметил, что отсутствие единства среди Православных Церквей препятствует свидетельству перед неправославным миром.

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Ростислав поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Феофила за приглашение к диалогу, подчеркнув: «Только встречаясь и обсуждая имеющиеся проблемы, можно найти решение, которое будет полностью соответствовать Священному Писанию и церковным установлениям».

Далее прозвучало выступление Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, рассказавшего участникам собрания о событиях, происходящих в пределах Украинской Православной Церкви.

Напомнив, что Украинская Православная Церковь, пребывающая в составе Московского Патриархата, образована в 1990 году через получение Грамоты Патриарха Московского и всея Руси о даровании самостоятельности в управлении, Блаженнейший митрополит Онуфрий отметил: «В течение времени внутренние и внешние обстоятельства, которые переживала Святая Украинская Православная Церковь и украинский народ, стимулировали процессы совершенствования уже имеющихся независимости и самостоятельности церковной жизни и служения. Сегодня мы имеем де-факто настоящую автокефалию. У нас функционирует Священный Синод, у нас есть Архиерейский Собор, у нас есть независимый церковный суд. Мы самостоятельно избираем и рукополагаем архиереев, открываем новые епархии. У нас есть свои духовные учебные заведения, различные синодальные учреждения по взаимодействию с внешним миром и социальным служением».

Он рассказал о ситуации с расколами в украинском Православии, отметив, что следствием так называемого объединительного процесса, инициированного в 2018-2019 годах Патриархом Константинопольским Варфоломеем, стало лишь увеличение раскола.

Блаженнейший митрополит Онуфрий также подробно остановился на шагах Константинопольского Патриарха в отношении церковной ситуации на Украине, отметив, что эти действия нарушают каноны Церкви и констатировав, что решением кризиса в украинском Православии могло бы стать устранение этих нарушений.

«Сегодня некоторые говорят, что сильным средством для уврачевания церковного раскола в Украине является получение автокефального статуса для Украинской Православной Церкви. Хочу быть честным перед Богом и своей совестью и скажу: уверен в том, что автокефальный статус Украинской Православной Церкви не уврачует раскол. Возможно, некоторые раскольники вернутся в лоно канонической Церкви, но не все. Автокефалия не дает гарантии абсолютного единства. И в существующих в мире автокефальных Церквах есть свои расколы», — подчеркнул он.

По мнению Предстоятеля Украинской Православной Церкви, на повестке дня стоит выстраивание такого соборного церковного управления, «которое будет востребованным и эффективным для спасительного служения Святой Соборной Апостольской Православной Церкви в новом мировом пространстве». «Успешно решить эту проблему мы сможем только тогда, когда мы откажемся от своих личных амбиций и будем действовать в духе божественного смирения и братской любви», — уверен он.

В ходе дальнейшего обсуждения прозвучали выступления, в которых были рассмотрены отдельные аспекты затронутых тем и поднят ряд других вопросов, волнующих ныне Поместные Православные Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл высказал пожелание, чтобы нынешнее собрание стало первым в череде таких собраний, и обратился к Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с просьбой инициировать следующую братскую встречу на Святой Земле.

В этот же день участники собрания встретились с Королем Иордании Абдаллой II ибн Хусейном аль-Хашими.

Вечером Предстоятели Поместных Православных Церквей и главы церковных делегаций согласовали текст итогового пресс-релиза.

В документе, в частности, отмечается, что прошедшее в Аммане собрание послужило укреплению братских связей между участниками встречи и представляемыми ими Церквами, содействуя укреплению мира во Христе между ними.

В тексте пресс-релиза также говорится о конкретных проблемах, перед которыми стоит ныне Православие. Так, участники встречи указали на необходимость общеправославного обсуждения сложившейся на Украине церковной ситуации для решения имеющихся проблем и уврачевания разделений. Относительно церковной ситуации в Северной Македонии участники встречи согласились в том, что данный вопрос должен решаться в рамках диалога внутри Сербской Церкви при общеправославной поддержке. Что же касается Черногории, где был принят закон, предоставляющий властям возможность забрать у канонической Церкви исторические церковные здания, Предстоятели и представители Православных Церквей настоятельно призвали руководство этой страны уважать и соблюдать фундаментальные права собственности, в том числе собственности церковной.

Подчеркнуто, что проблемы, имеющие общеправославное значение, в частности, вопрос предоставления автокефалии, должны решаться в ходе межправославного диалога.

Делегации пришли к единому мнению о необходимости провести новую встречу для укрепления братских отношений посредством молитв и диалога; отмечается, что такая встреча могла бы пройти до конца 2020 года. Подписавшие документ выразили надежду, что Патриарх Варфоломей присоединится к диалогу со своими собратьями Предстоятелями.

http://pravoslavie.ru/128833.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 27 Февраля 2020, 14:43:36 »

Диалог и единство

Пресс-релиз по итогам братской встречи Предстоятелей и делегаций Православных Церквей



26 февраля 2020 года в Аммане (Иордания) состоялась встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, основной целью которой стало рассмотрение вопроса о единстве и примирении в Святом Православии. Участники отметили, что разделяют боль Иерусалимского Патриархата от надвигающейся опасности раскола в нашем православном сообществе.

Во встрече участвовали делегации Иерусалимской Православной Церкви во главе с Его Блаженством Патриархом Иерусалимским Феофилом III, Русской Православной Церкви во главе с Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Сербской Православной Церкви во главе с Патриархом Сербским Иринеем, Румынской Православной Церкви во главе с Его Высокопреосвященством митрополитом Тырговиштским Нифоном, Польской Православной Церкви во главе с Его Высокопреосвященством архиепископом Люблинским и Холмским Авелем и Православной Церкви Чешских земель и Словакии во главе с Его Блаженством Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом.

Участники встречи выразили благодарность Его Величеству Абдалле II, Королю Хашимитского Королевства Иордании и Хашимитскому хранителю христианских и мусульманских святынь во Святой Земле, и народу Иордании за содействие в организации этого собрания в столице Иордании Аммане, отметив выдающий вклад Его Величества в содействие межрелигиозному диалогу на международном уровне.

Участники также выразили благодарность Иерусалимскому Патриархату и Его Блаженству Патриарху Феофилу за его неустанные усилия с целью проложить путь для диалога и соединить братьев в драгоценном духе единства. Участники подчеркнули, что исходящий от Иерусалима свет свидетельствует о Святом граде, который постоянно являет свой межрелигиозный и многокультурный характер, будучи домом для трех авраамических религий — христианства, иудаизма и ислама.

Делегации заявили, что это собрание имело целью укрепить дружеские связи между братьями и их Церквами, содействовать отношениям мира во Христе между ними, защитить единство Православных Церквей и возобновить диалог в молитвенной надежде на примирение там, где существует раздор.

В атмосфере братской любви собравшиеся на встречу согласились, что вопросы всеправославного значения, в том числе дарование автокефалии тем или иным Церквам, должны решаться в духе всеправославного диалога и единства и на основе всеправославного консенсуса.

Относительно сегодняшней церковной ситуации в Украине участники также признали, что для исцеления и примирения необходим всеправославный диалог.

По вопросу о Северной Македонии делегации заявили, что этот вопрос должен решаться посредством диалога внутри Сербской Православной Церкви и при всеправославной поддержке.

В отношении Черногории участвующие делегации настоятельно призвали ее власти уважать и соблюдать основополагающие права собственности, в том числе права Церкви.

Делегации решили, что они должны собраться как братья, предпочтительно до конца этого года, чтобы укрепить дружеские связи молитвой и диалогом. Участники надеются, что Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей с его известным старшинством чести (πρεσβεία τιμής) присоединится к этому диалогу вместе со своими собратьями-Предстоятелями.

Делегации поддержали призыв своего брата Патриарха Феофила III вознести молитву о мире, о прекращении войн, болезней и страданий, обо всех христианах, а также о единстве Православной Церкви. Эта молитва должна быть совершена в Матери-Церкви, Церкви Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме, перед Святым Гробом Христовым, из которого Он воскрес и возвестил мир миру.

http://pravoslavie.ru/128836.html

http://www.patriarchia.ru/db/text/5598016.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 29 Февраля 2020, 02:37:50 »

Анатолий Степанов

После Аммана

Главный итог Иорданского собора в том, что он состоялся



Итак, в столице Иордании Аммане 26 февраля состоялось частное совещание делегаций шести Поместных Православных Церквей, которое в просторечии называют Иорданским или Амманским собором. Как известно, на совещание, которое проходило по инициативе и на канонической территории предстоятеля Иерусалимской Церкви патриарха Феофила, приехали три предстоятеля Православных Церквей — патриарх Московский и всея Руси Кирилл, патриарх Сербский Ириней и глава Церкви Чешских земель и Словакии митрополит Ростислав, две Церкви были представлены делегациями.

В Аммане собрались, увы, делегации меньшинства Православных Церквей. Напомним, что сегодня в мире существует четырнадцать общепризнанных Православных Церквей. Иногда ошибочно пишут, что пятнадцать, но 15-я — Православная Церковь Америки, получившая автокефалию от Московского Патриархата, не признается греческими Церквами, и её предстоятеля, как правило, не приглашают на общеправославные совещания.

На этот факт — что собралось меньшинство — обращают внимание наши противники, — мол, и не стоит обращать внимание на решения этого совещания. Этого следовало ожидать. И это объяснимо. Ведь при организации Собора патриарх Иерусалимский Феофил столкнулся с очень серьезным противодействием со стороны как Константинопольского патриархата, так и его политических союзников, прежде всего Госдепа США, которые немало сделали, чтобы сорвать или, по крайней мере, не допустить высокого уровня представительства на Иорданском соборе. Впрочем, как уже доводилось писать, есть тут и доля вины нашего церковного дипломатического ведомства.

Тем не менее, Собор состоялся и это, пожалуй, главный его результат. Ведь, до самого последнего момента ходили слухи, что Собор может быть отменён или перенесён в связи с отказом большинства Православных Церквей принять в нём участие.

Оптимисты, конечно, ожидали, что Священноначалие Русской Православной Церкви предложит такую повестку дня Собора, которая позволила бы осудить действия патриарха Константинопольского Варфоломея, который легализовал украинских раскольников и откровенно вторгся на каноническую территорию другой Православной Церкви. И стоит отметить, в выступлении Святейшего Патриарха Кирилла прозвучала четкая оценка неканоничных действий патриарха Варфоломея, когда он называл основные проблемы, стоящие перед мировым Православием.

Проблема понимания первенства в Церкви; отрицание необходимости консенсуса при принятии решений во всеправославном масштабе. Это ведь Константинопольский патриарх пытается представить себя в роли «православного папы».

Угроза институту автокефалии в Церкви; отсутствие общеправославно признанного, бесспорного для всех механизма предоставления автокефалии. Это ведь Константинопольский патриарх самочинно предоставил автокефалию украинским раскольникам. Хотя тут стоит упомянуть и попытки предоставить автокефалию Македонской церкви в обход Сербского Патриархата.

Попытки оспаривать канонические границы автокефальных Церквей, пересматривать и отменять единожды принятые документы исторической важности, определяющие эти границы. Это опять, главным образом, про Константинопольского патриарха, хотя есть и другие примеры.

Претензии первого среди равных Предстоятелей в семье Поместных Православных Церквей на право принимать апелляции из любой Церкви. Это прямо о действиях патриарха Варфоломея, который снял своей волей анафему Собора Русской Церкви Филарету Денисенко.

Возникновение аномальной ситуации, когда первенствующий иерарх, вопреки базовым принципам канонического права, выступает в качестве судьи в деле, где он является одной из сторон. Это прямо про патриарха Варфоломея.

Проблема создания так называемых «ставропигий» на территориях других Поместных Церквей без их согласия или против их воли. И это тоже всё о нём — о патриархе Варфоломее.

Однако, реалии Аммана были таковы, что жёсткие решения и определения вряд ли могли были быть поддержаны участниками совещания. Тем не менее, как видим, в итоговом пресс-релизе действия патриарха Варфоломея хоть и в мягкой форме, хоть и косвенно были осуждены. Сказано о том, что предоставление автокефалии должно решаться всеправославным консенсусом. И этот тезис подрывает ту идею, которую сейчас всячески насаждает патриарх Варфоломей, что Константинополь является матерью-церковью для всех Православных Церквей, кроме древнейших патриархатов, и, поэтому, автокефалию имеет право предоставлять только Вселенский патриарх.

Конечно, в итоговом документе специально подчеркнуто первенство чести Вселенского патриарха, хотя накануне Собора активно обсуждалась идея отказа от этого принципа и провозглашение принципа соборности как основы внутриправославного диалога. Видимо, это связано с надеждами договориться с патриархом Варфоломеем, которую питают многие участники совещания.

Отрадно, что участники Собора поддержали Сербскую Православную Церковь в жизненно важных для нее вопросах. Участники совещания осудили действия властей Черногории, принявших закон, согласно которому храмы СПЦ, построенные до 1918 года, могут быть у неё отчуждены, — а это древнейшие монастыри и храмы. Вряд ли это подействует прямо сейчас на президента Джукановича, но, как говорится, «капля камень точит». Участники совещания признали внутренним делом Сербской Церкви ситуацию в Македонии, что очень важно. Ведь время от времени предпринимаются попытки интернационализировать македонскую проблему, когда предлагают вмешаться в этот вопрос то Болгарскому, то Константинопольскому патриархату.

Сегодня самая главная проблема — что будет после Аммана. Участники совещания предложили до конца нынешнего года собрать новое совещание с более широким уровнем представительства и выразили надежду, что в нём примет участие Константинопольский патриарх Варфоломей. Ни время, ни место совещания не определены. Но из того, что патриарх Феофил призвал всех глав Поместных Православных Церквей помолиться о мире в храме Гроба Господня, косвенно можно предположить, что местом такого нового совещания будет Иерусалим.

Очевидно, что сейчас развернётся борьба вокруг решений «Иорданского собора». Следует ожидать, что эти решения попытаются игнорировать или дискредитировать. Какую реакцию получат итоги совещания в православном мире, сейчас зависит от двух главных действующих лиц — Иерусалимского и Московского патриархатов, как самых заинтересованных в ликвидации межправославного раскола сил.

Иерусалимский патриарх Феофил выступил инициатором процесса примирения и преодоления раскола в мировом Православии. За что он подвергается жесточайшей критике и нападкам. Ещё бы, — он нарушил неписаное правило греческой солидарности, выступив инициатором церковного совещания, на котором, пусть мягко и косвенно, были осуждены и действия неформального духовного лидера греческого мира — Константинопольского патриарха.

Патриарх Феофил сегодня нуждается в нашей поддержке, в поддержке церковной Москвы. Московский патриархат кровно заинтересован в урегулировании раскола, поскольку речь идёт о значительной части Русской Православной Церкви, которая находится на территории Украины.

Понятно, что материальные, организационные и финансовые возможности Иерусалимского патриарха по созыву нового совещания незначительны. Поэтому основная черновая работа по пропаганде решений Иорданского совещания и по созыву нового православного Собора, конечно, должны лечь на плечи сотрудников Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.

Хочется надеяться, что с этой работой ОВЦС МП справится. Стоило бы отбросить на время любимое направление деятельности ОВЦС — ватиканское — и заняться вплотную православным направлением, чтобы следующее православное совещание, которое соберётся, даст Бог, в нынешнем году, было куда более представительным и куда более содержательным по своим решениям.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

https://ruskline.ru/news_rl/2020/02/28/posle_ammana
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #21 : 29 Февраля 2020, 02:43:03 »

«Каноническая Украинская Церковь терпит гонения»

Элладский митрополит Серафим убежден, что проблема, вызванная «автокефалией» ПЦУ, не уврачуется, если не будет решена на Всеправославном Соборе



Митрополит Китирский и Антикитирский Серафим (Элладская Православная Церковь) обратился к «священному клиру и христоименитому народу нашей Священной митрополии Китирской и Антикитирской», сообщает Православие.ru.

«Дорогие мои братья и сослужители! Братья мои христиане, чада мои возлюбленные о Господе! – говорится в обращении. - Постная Триодь, как известно, длится 70 дней. Она начинается с Недели о мытаре и фарисее и завершается в Великую Субботу. Постная Триодь включает в себя и первые три недели подготовки к Великому Посту, до воскресения Сырной седмицы. Также в нее входит священное время Святой Великой Четыредесятницы, которая начинается в Чистый понедельник и продолжается до пятницы перед Лазаревой субботой. Постная Триодь охватывает и "Святую и Великую седмицу" (Страстная), которую можно назвать "святая святых" Постной Триоди: от Великого Понедельника до Великой Субботы».

«"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", "на спасения стези настави мя, Богородице…", — с сокрушением сердца поем мы в начале Постной Триоди, - напоминает владыка. - Покаяние и спасение — это две высочайшие и священные духовные цели, к которым должны быть направлены устремления православных верующих. Достижение их возможно, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, через жизнь во Святом Духе и в подвигах — как душевных, так и телесных, которые являются средством, чтобы вернуться к нашему общему предназначению: к соблюдению Божественных заповедей и исполнению воли Божией».

«Никто из тех, кто живет во грехе, да не впадает в отчаяние, — советует святой Иоанн Златоуст. — Но и никому из добродетельных не следует предаваться беспечности. Да не будет добродетельный уверен в себе. Ибо таковой останется позади раскаявшейся блудницы. Но и грешный да не отчаивается, потому что возможно, что и он опередит первого (искренним покаянием)… Когда мы отвращаемся от греха и исполняемся горячей любви к Богу, Он забывает о прежнем. Бог не таков, как люди. Он не наказывает за наши прежние поступки (в которых мы искренне раскаялись). И если мы покаялись, Он не спрашивает, почему мы упустили столько времени. Он любит нас и не отвергает, когда мы возвращаемся к Нему, достаточно лишь вернуться должным образом (через искреннее покаяние)».

«Когда дома ветшают, мы всегда подновляем их, — говорит в другом месте святой Иоанн Златоуст. — То же следует делать и с самим собой. Ты согрешил сегодня? То есть обветшала душа твоя (ты стал ветхим человеком)? Не отчаивайся, не совершай снова падения, но обнови свой духовный дом. Каким образом? Покаянием, слезами, Исповедью и добрыми делами. И никогда не прекращай делать этого».

«Спасение, — подчеркивает святой Златоуст, — достигается не нашими трудами, не подвигами, но любовию. Но не только любовию Божией, и не только нашей добродетелью. Ибо если бы спасение достигалось только Его любовию, то мы все должны были бы спастись. А если бы оно достигалось только нашей добродетелью, то тогда было бы излишним пришествие Господа и все деяния Божественного домостроительства. Однако же (наше спасение) совершается не только по Божественной любви, и не только по нашей добродетели, но посредством совместного действия и того, и другого».

«Братья мои, - обратился митрополит Серафим вновь. – "На спасения стези настави мя, Богородице", — поем мы во время священного и душеспасительного времени Постной Триоди. Покаяние и спасение! Покаяние — вот истинный путь боголюбивой христианской жизни во Христе и в Духе Святом. Покаяние — это блаженный путь ко Господу и Богу нашему и наиболее богоугодный образ жизни. Истинное покаяние на протяжении всей жизни ведет по безопасному пути и неуклонно приводит ко спасению во Иисусе Христе, "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4, 12)».

«Жизнь в покаянии и ее направление ко спасению во Христе ограждает нас духовно и защищает нас от рабства и плена диавола, оберегает от духов лукавых, от греха и от всякого зла, - пояснил владыка. - Постная Триодь, посредством постепенного удаления от скоромной пищи и вхождения в духовный пост, с молитвой и многочасовыми богослужениями, с постоянным напоминанием о покаянии и необходимости духовного трезвения, помогает верующим в духовной брани и споспешествует в духовном делании. Напротив, "мирская триодь" (со строчной буквы), то есть трата этих особенных дней на скитание по дорогам и закоулкам греха, да еще и среди карнавальных переодеваний и празднеств, дезориентирует человека и отчуждает его от духа благоговейной молитвы, духовной борьбы и благого обращения ко Господу в это святое время».

«К вопросам, которые заслуживают усиленной молитвы "на сем поприще добродетелей", добавим также следующие: полное прекращение пожаров (масштабных и продолжительных) на континенте Австралии, прекращение сильных сейсмических колебаний в соседней восточной стране и устранение нависшей военной угрозы, снятие угрозы землетрясения в стране, граничащей с нами с севера, — Албании, и быстрое восстановление разрушений в обеих странах.

И главное, - подчеркнул он, - примирение и восстановление боговдохновенного единства и общения всех Поместных Православных Церквей, составляющих Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Все Поместные Автокефальные Церкви, за исключением трех, не приемлют великое каноническое нарушение, заключающееся в признании в качестве канонической "Автокефальной Церкви" некоего образования, состоящего из раскольников, отлученных, извергнутых из сана и нерукоположенных лиц, при полном игнорировании и пренебрежении к Блаженнейшему Онуфрию, каноническому Предстоятелю Украинской Православной Церкви, с целым сонмом подчиняющихся ему канонических епископов и миллионами верующих, претерпевающих гонения. И в то время как каноническая Украинская Церковь терпит гонения, преследования и насилие, проходят празднества в честь первой годовщины предоставления "автокефалии"!»

«Так же, как и одиннадцать Автокефальных Церквей, мы смиренно полагаем, что эта зияющая рана, губительная для святого Тела Единой и Единственной Православной Кафолической и Апостольской Церкви, не уврачуется, если эта серьезнейшая каноническая проблема не будет решена на всеправославном уровне, путем созыва Всеправославного Собора, - убежден автор обращения. - Прошествие все большего времени, оказываемое давление, а также помпезные богослужения и совместные молитвы с представителями других конфессий и других религий только усугубляют раны, вместо того чтобы исцелять их. Боимся, что предполагаемый визит главы Ватикана по следам апостола Павла — в те места, где путешествовал великий "апостол язычников", — не принесет благих плодов. Последнее может случиться только при одном условии: если прежде, с глубоким смирением и подобающей скромностью, будет полностью признано богословие и экклезиология великого "апостола язычников" Павла, и совершится отречение от еретического учения, сопровождающееся искренним и спасительным покаянием, по любви к Богу».

«С сердечными пожеланиями благословенного, мирного и плодоносного времени Постной Триоди, благого покаяния и спасения души, пребываю с отеческими молитвами и любовью Христовой», - заключил митрополит Китирский и Антикитирский Серафим.

https://ruskline.ru/news_rl/2020/02/28/kanonicheskaya_ukrainskaya_cerkov_terpit_goneniya

https://pravoslavie.ru/128867.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #22 : 29 Февраля 2020, 23:20:39 »

Патриарх Варфоломей испугался «Иорданского собора»?

Глава Фанара созывает синод Константинопольской патриархии, который должен принять решение о проведении общеправославной встречи по образцу Собора в Аммане



Константинопольский патриарх Варфоломей планирует провести общеправославную встречу по образцу Иорданского Собора и пригласить на нее всех Предстоятелей Православных Церквей, в том числе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщил РИА Новости источник в церковных кругах.

При этом глава Фанара также собирается пригласить главаря раскольнической т.н. ПЦУ Сергея Думенко. «Понятно, он приглашает Епифания, чтобы не приехал Патриарх Кирилл, и тогда не приедут и другие», - полагает источник РИА Новости.

«Варфоломей сейчас созывает синод Константинопольской патриархии, который обсудит ситуацию в Православии и итоги встречи в Аммане. Трехдневный синод патриархии решит вопрос о созыве общеправославной встречи с вопросом о ситуации в Православии. Название будет такое же, как в Аммане», - сказал собеседник.

По его словам, патриарх Варфоломей обеспокоен тем, что Иорданский Собор прошёл без него. «После великого раскола 1054 года между западом и востоком, православием и римскими католиками, это был первый синаксис, в котором участвовала большая часть православия без Константинополя. Это очень беспокоит Константинополь. Так что патриарх созовет синод, он будет работать три дня. Предполагается, что затем Варфоломей пригласит другие Церкви - все остальные Церкви, в том числе участвовавшие во встрече в Аммане, - для того чтобы рассудить, и не тему Украины, а то, что произошло», - сказал собеседник.

«Встреча должна будет обсудить единство в Православии в связи с тем, что произошло. Они считают, что встреча в Аммане была шагом против единства», - сказал собеседник.

Сам он назвал межправославную встречу в Иордании «правильным шагом». «Это то, что предусматривают священные каноны, первые апостольские каноны», - заметил он.

По его мнению, то, что Константинопольский патриарх созывает синаксис, означает, что результаты Аммана положительные. «И будет ошибкой Кирилла (патриарха Московского и всея Руси. - Ред) не поехать. Большой ошибкой. До сих пор он (патриарх Кирилл - ред.) призывал к этому (всеправославному совещанию - ред.). Варфоломей, для того чтобы не поехал Кирилл, позовет Епифания. С одной стороны, будет проблема, если Кирилл не поедет. С другой стороны, будет проблема, если поедет. Существует, однако, решение - они не должны сослужить вместе», - сказал собеседник.

«Русская Церковь может поехать, говорить, получить большинство, но не служить литургию вместе с Епифанием. Или не будет служить Епифаний с ними. Единственное решение сесть за один стол, обсудить. Сейчас Варфоломей вынуждается пойти и сесть за такой стол, поскольку не может сделать иного», - сказал источник.

Он считает, что организаторы межправославной встречи в Аммане правильно сделали, собрав всех за круглым столом: «То, что в Аммане все сидели за круглым столом, без кого-то во главе, показало единство и соборность Церкви, что все равные. В отличие от того, что было на Крите, где во главе был Варфоломей, а все остальные ниже его».

«В Аммане был большой круглый стол, но стол может быть и большим, чтобы за него сели все Церкви. Этого требовали и митрополиты Кифирский и Пирейский, требовал Ириней Сербский, этого требовали столько иерархов, но их не слушал патриарх Варфоломей. Сейчас он вынуждается делать это, но делает это не с мирным намерением, он делает это с упрямством и в духе мести. Это ошибка», - полагает источник в церковных кругах.

По его мнению, если встреча состоится, то после Пасхи. При этом в середине мая патриарх Варфоломей планирует посетить Америку, он побывает в Вашингтоне, Нью-Йорке, Пенсильвании и Бостоне. «Я не знаю, где будет собор, должна пройти подготовка к нему. Когда собирали всех за круглым столом (в Аммане - ред.), никто не возвышался над другими. В Фанаре, если Предстоятели поедут туда, будут левые, правые, а Патриарх в центре. Когда синаксис созывает Патриарх, все Церкви будут слева или справа, а он в центре. Это ошибка. Православная Церковь отделилась от католической именно по этой причине, потому что у нее нет первого. Первым в Православии является только Христос. Варфоломей сделал такую ошибку и создал раскол», - считает источник РИА Новости.

Он напомнил, что тот раскол имел тяжелые последствия: «Раскол создает геополитическое волнение, ломает сотрудничество, которое было между странами. Он открывает проблему с Черногорией, открывает проблему с Северной Македонией. И не только это. Он открывает проблему и с другими Церквами».

По его словам, после болгарского раскола 1872 года Константинопольский патриархат осудил этнофилетизм, чтобы не создавались в будущем такие проблемы. «Сейчас сама патриархия с украинским вопросом, с другими Церквями, создает ту же самую проблему. Православная Церковь не имеет национальной ориентации – все православные имеют одну идентичность, прежде всего они православные, и только после этого они греки, русские, болгары, сербы. "Вселенский патриарх" значит, что им может быть в следующий раз русский, потом серб, затем грек. За две тысячи лет не было вселенскости», - сказал он.

Собеседник агентства высказался и о возможном месте проведения собора: «Если он соберет встречу, то в Турции она пройти не может. Не может состояться и на Крите. В Иерусалиме также большая проблема. Встреча может состояться в Греции или в нейтральной стране».

На вопрос о возможности провести встречу в Москве собеседник агентства ответил, что патриарх Варфоломей поступил бы умно, если бы предложил провести там. «Но гнев плохой советник. Это очень плохое чувство. Он проявляется в письме, которое Варфоломей направил Феофилу», - сказал он.

«Варфоломей потерял хладнокровие в связи с совещанием в Аммане, вышел из себя. Он сам лично писал письмо Феофилу, без советников. Он делал одну ошибку за другой. И сейчас он делает крупнейшую ошибку. Если он созывает собор с целью найти способ изолировать или наказать всех тех, кто поехал в Амман, то у нас будет не просто раскол, у нас будет война», - выразил опасение собеседник РИА Новости.

Он уверен, что есть приемлемый способ решить вопрос с Сергеем Думенко: «Его можно назначить митрополитом в какой-либо из епархий. Но у него должна быть апостольская преемственность, надо провести правильное рукоположение, и он должен сначала быть простым священником, затем епископом».

По его мнению, до конца года история с «украинской автокефалией» может закончиться.

«Митрополит Волоколамский Иларион сказал, что состоится вторая встреча до конца года. Так что история может завершиться», - сказал он.

Комментируя заявления патриарха Варфоломея, что Иерусалимский Патриарх Феофил не имел права созывать Предстоятелей всех Поместных Церквей на встречу, собеседник агентства сказал, что это не так. «Только пять древнейших Церквей могли созывать большой синаксис с участием всех Церквей. До раскола 1054 года в пентархии были Римская церковь, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. После раскола остались четыре Церкви, Иерусалимская входит в их число», - заметил он.

«Всеправославный собор - это когда участвуют все, это то, что должно было пройти на Крите, но не произошло. Это то, что могло пройти в Аммане, но не произошло. Это означает, что у нас есть проблема, и проблема называется "раскол"», - заключил собеседник РИА Новости.

Намерение Константинопольского патриарха Варфоломея провести общеправославную встречу по образцу Иорданского собора косвенно свидетельствует о том, что он признает успех совещания в Аммане. Поэтому он пытается перехватить инициативу, хорошо понимая, что если без его участия пройдёт еще один подобный собор, то тогда Иорданский собор приобретёт прецедентный характер. И неизбежно встанет вопрос об исключительном праве Константинопольского патриарха созывать подобные соборы. А, проявив инициативу созыва собора, глава Фанара постарается заболтать вопрос в бесконечных согласованиях. Например, по поводу участия в соборе Сергея Думенко, что для Русской Православной Церкви и других не признающих его законность неприемлемо.

Некоторые, правда, вдруг вспомнили, что во Вселенских соборах принимали участие еретики. Но надо помнить, что на момент проведения соборов эти люди ещё не были признаны еретиками, поэтому канонически являлись священнослужителями и членами Церкви. Думенко же признается раскольником и человеком без священного сана большинством Поместных Православных Церквей.

В целом, инициатива патриарха Варфоломея свидетельствует о нём как о дальновидном политике, понимающем, что Иорданским собором запущен процесс по достижению единства в Православном мире, и если он не включится в этот процесс, то автоматически, самой историей, будет выброшен за борт церковной политики в области межправославных отношений. Патриарх Варфоломей боится оказаться аутсайдером.


Редакция «Русской народной линии»

https://ruskline.ru/news_rl/2020/02/29/patriarh_varfolomei_ispugalsya_iordanskogo_sobora
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #23 : 01 Марта 2020, 06:31:53 »

Митрополит Онуфрий: Предстоятели Православных Церквей продемонстрировали в Аммане желание быть едиными



Положительным выводом Совещания в Аммане является то, что Предстоятели Православных Церквей продемонстрировали желание быть едиными и стремление строить мир на православных принципах. Относительно Украины Предстоятель Украинской Православной Церкви надеялся на более четкие решения. Об этом Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий заявил во время брифинга для представителей СМИ Черногории 28 февраля 2020 года, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП.

«Самое позитивное, что мы вынесли из встречи в Аммане, — то, что мы увидели друг в друге желание быть едиными и стремление строить мир на православных принципах и исповедании Христа, — в частности сказал Его Блаженство. — Мы все понимали и понимаем, что подлинное единство, которое полезно и для земной жизни человека, и для небесного спасения человека — это единство во Христе и со Христом, через хранение законов и заповедей, которые нам даровал Христос».

Говоря о принятом по результатам Совещания Предстоятелей коммюнике, Блаженнейший Митрополит Онуфрий отметил: «То, что мы бы хотели увидеть в коммюнике, но не увидели… Я могу сказать о себе персонально. Я хотел бы, чтобы об Украине прозвучали более четкие решения. Но вопрос об Украине был сформулирован так, что эти сборы призывают к тому, чтобы продолжить диалог по Украине со всеми Поместными Церквами», — добавил Его Блаженство.

https://ruskline.ru/politnews/2020/02/29/mitropolit_onufrii_predstoyateli_pravoslavnyh_cerkvei_prodemonstrirovali_v_ammane_zhelanie_byt_edinymi
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #24 : 01 Апреля 2020, 11:10:36 »

Иерусалим и братская встреча в Аммане

Беседа с Митрополитом Вострским Тимофеем (Маргаритисом)

Митрополит Тимофей (Иерусалимский православный Патриархат) – Экзарх Гроба Господня на Кипре. Беседа с ним посвящена «Братской встрече Предстоятелей» в Аммане и реакции на нее Патриарха Варфоломея.


Встреча в Аммане

– Некоторое время назад, 25–27 февраля 2020 года, в Королевстве Иордании, в городе Амман, проходила встреча глав и представителей некоторых Православных Церквей. Почему Блаженнейший Патриарх Феофил III проявил инициативу для этой встречи?

– «Братская встреча в Аммане» (именно так её назвал Иерусалимский Патриарх Феофил III) уже является важным историческим фактом современности. Идея этой братской встречи истекала из попечения Блаженнейшего Патриарха Феофила о вопросах сохранения единства между Церквями, которое подвергается опасности в связи с проблемами и разногласиями, возникшими среди Поместных Православных Церквей в последнее время. Эти разногласия опасны для единства Православия, потому что они касаются общения Православных Церквей. Поэтому Патриарх Феофил от имени Иерусалимской Церкви послал приглашения всем Автокефальным Церквям для того, чтобы в атмосфере братской встречи обсудить, как можно выйти из этой ситуации.

Решать вопросы разногласий можно путем диалога

Встреча в Аммане не была предназначена для изучения глубины стоящих проблем, а для того, чтобы начать диалог между Церквями. И этим будет сохранено единство Православия. Мы же имеем диалог со всеми другими вероисповеданиями, иными религиями, и когда возникает серьёзный вопрос в отношении православной среды, то естественно, что решать вопросы разногласий можно путем диалога. А чтобы начать диалог, кому-то надо было проявить инициативу. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III проявил такую инициативу, в надежде, что все братья-Предстоятели Автокефальных Церквей откликнутся на его призыв – именно потому, что территория Иерусалима связывает всех христиан, как «Матерь всех Церквей».

– Мы видели информацию в СМИ о вашей поездке в Стамбул и встрече с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Это было как-то связано со встречей в Аммане?

– Я имел честь быть одним из членов делегации Иерусалимской Церкви, по поручению Патриарха Феофила III, и посетил 15 февраля Константинополь, чтобы информировать Всесвятейшего Вселенского Патриарха Варфоломея о цели созыва этой братской встречи в Аммане и лично вручить официальное письмо от Патриарха Феофила, а также передать его глубокую озабоченность необходимостью поддерживать Священные каноны Православной Церкви. Мы объяснили, что цель братской встречи не мотивируется желанием изменить статус Вселенского Патриарха, а просто начать диалог на нейтральной территории. Всесвятейший Патриарх Варфоломей принимал нас с большой любовью и уважением, но он ответил, что эта инициатива Иерусалимского Патриарха Феофила должна была быть согласована с Константинопольской Патриархией заранее. В присутствии членов Синода Константинопольской Церкви мы также обменялись мнениями по многим вопросам, касающимся взаимоотношений двух наших Церквей и обстоятельств, которые диктуют необходимость сотрудничества во всем мире, и особенно на Ближнем Востоке.

– Как часто глава Иерусалимской Православной Церкви ранее приглашал представителей иных самостоятельно управляемых Церквей на подобные встречи?

– Патриархи Иерусалима за почти уже 2 тысячи лет христианства периодически созывали Соборы и встречи по различным вопросам, волнующим Церковь Христову. Понадобится много времени для перечисления всех важнейших встреч и Соборов за эти столетия. Наиболее известные из них, после Апостольского Собора 51 года от Р.Х., – это Собор 1443 года, в котором принимали участие Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархи, а также много иных архиереев, представлявших все основное мировое Православие того времени. В том числе и Митрополит Константинопольской Церкви Арсений Кесарийский, который в большой степени явился инициатором этого Иерусалимского Собора 1443 года. Собор обсудил и осудил унию Ферраро-Флорентийского собора. Можно назвать также достаточно важным Собор 1672 года в Вифлееме, который утвердил «Исповедание веры».


Митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис)

– В каких местах проходили подобные встречи и как долго они длились?

– Братские встречи по обмену мнениями обычно продолжаются 2–4 дня и могут проходить в любом месте канонической территории приглашающей стороны. Например, город Амман и королевство Иордания – это территориально-церковная юрисдикция нашего Иерусалимского Патриархата. Состоявшаяся 25–27 февраля встреча собрала глав и официальных представителей некоторых Православных Церквей. Она была достаточно конструктивной и показала потребность в подобных неформальных общениях.

– Есть ли какие-либо правила или традиции в Православии проведения подобных встреч?

– Церковная история знает немало подобных встреч, как в Аммане, где происходил обмен мнениями и информацией об актуальных событиях современности. Например, в апреле 2019 года подобная встреча Предстоятелей состоялась на Кипре, по инициативе главы Кипрской Церкви. Каких-либо особенных правил для подобных встреч не установлено, но традиция предписывает присутствие на них Предстоятелей самостоятельных Церквей или официально уполномоченных на это архиереев. При этом необходимо помнить, что, начиная с 1961 года, право координации созыва Всеправославных Соборов, а также больших общих встреч и совещаний принадлежит Патриарху Константинополя.

– Существует особенное и благословенное определение Иерусалимского православного Патриархата как «Матери всех христианских Церквей». Когда и как появился этот титул?

В сознании христиан всегда было представление о том, что именно Иерусалим был родиной Святых Евангелий

– Титул официально зафиксирован в решениях II Вселенского Собора, который состоялся в 381-м году в Константинополе. Но мы знаем, что еще в Новом Завете, говорится об этом. Например, в Евангелии от Луки сказано: «от имени Его надлежит призвать все народы, начиная с Иерусалима» (Лк. 24, 47). А апостол Павел в послании к Римлянам прямо говорит о необходимости особого отношения к христианам Иерусалима (ср. Рим. 15, 25–26). В сознании христиан всегда было представление о том, что именно Иерусалим изначально был родиной Святых Евангелий. Во время воскресных служб уже с VIII века во всех Православных Церквях поется тропарь святого Иоанна Дамаскина: «Радуйся Сион, Матерь всех Церквей Божьего жилища». Это выражает чаяния Церквей всего христианского мира.

– А почему мы и в наше время употребляем титул «Матерь всех Церквей»?

– Этот титул повторяется всегда, когда приветствуют Иерусалимского Патриарха. Это не означает, что Иерусалимская Церковь претендует на особые права или первенство в Православии, но это подтверждает сам факт, что здесь родилась христианская вера, здесь место земной жизни Иисуса Христа, и отсюда апостолы были посланы по всему миру нести Благую весть. Однако это не надо путать с ситуацией, когда некоторые называют Константинопольскую Церковь своей Матерью. Например, Румынская, Болгарская, Чешская, Польская, Албанская, Сербская и Русская, так как они вышли из лона Константинопольской Церкви и между ними есть некоторая связь. Но для всех Церквей вообще «Матерью-Церковью» является Иерусалим, место, где произошло главное чудо – Воскресение Христово! Здесь Сам Спаситель учредил первую Церковь в день Пятидесятницы!

– Высокочтимый владыко, на каких принципах основывается последовательность перечисления Православных Церквей в настоящее время? Почему именно таков диптих Церквей в XXI веке?

– Диптихи, которые существуют сегодня, были зафиксированы решениями IV Вселенского Собора, который состоялся в 451-м году в Халкидоне – пригороде Константинополя. Это был период первых десятилетий существования Византийской империи.

Последовательность поминания Предстоятелей Церквей была установлена следующая: Римская и равная ей Константинопольская кафедры, затем – Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. В последующие столетия в этот список поминаемых Предстоятелей добавлялись Церкви в порядке времени получения автокефалии. Исключение составляет Кипрская Архиепископия, которая, хотя и получила автокефалию в 431-м году (V век), но исторически имеет сегодня десятое место в общеправославном диптихе. Но в любом случае диптих Церквей – это лишь порядок чести, а не первенство.

С митрополитом Вострским Тимофеем (Маргаритисом)
беседовал Александр Логвиненко

1 апреля 2020 г.


http://pravoslavie.ru/129847.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #25 : 01 Апреля 2020, 12:45:50 »

Амманское совещание: Братская встреча в любви



Документальный фильм Телеканала "Царьград" о прошедшей в конце февраля 2020 года в Королевстве Иордания встрече Предстоятелей и представителей Православных Поместных Церквей. Встрече, призванной начать восстановление пошатнувшегося Всеправославного единства и исцеления имеющихся в Мировом Православии расколов.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=vmA0PAdIiuc&feature=emb_logo

https://youtu.be/vmA0PAdIiuc

https://tsargrad.tv/video/ammanskoe-soveshhanie-bratskaja-vstrecha-v-ljubvi_245395
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!