Ирина ЛЕБЕДЕВА (США)Сценарии ястребов неопределенности (I)Уже приходилось писать, что метафора «кнопки перезагрузки» (reset button) пришла в культурологию и политику из социальной утопии Герберта Уэллса. Безумный герой его фантастического романа в намерениях исправить человечество остановил вращение земли и едва не уничтожил планету. В последнюю минуту экспериментатор спасся, нажав на кнопку перезагрузки, вернувшую землю к «статус кво». Перезагрузка стерла человеческую память о злодеяниях безумца, оставив возможность экспериментировать на людях с чистого листа.
Кажется, что современные экспериментаторы с «кнопкой перезагрузки» перещеголяли в фантазиях Уэллса, условившись, что память у «человека неразумного» отшибло «по умолчанию». Очередную пищу этим невеселым размышлениям дал визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Москву и освещение рабочей встречи мировыми СМИ и межправительственным официозом.
Меньше чем за неделю до визита Х. Клинтон в Москву на брифинге в международном пресс-центре в Вашингтоне помощник госсекретаря США по связям с общественностью Филип Кроули в духе «беспамятства по умолчанию» изо всех сил сглаживал противоречия между Россией, Евросоюзом и США, подталкивая российскую сторону к «цивилизованной» позиции. Характеризуя нынешнее состояние российско-американского диалога по ключевым вопросам, Ф. Кроули плавно перешел от "беспрецедентного взаимодействия" с Россией, воплощенного в подходе к "выполнению санкций" в отношении КНДР, к ожиданиям от Москвы столь же «конструктивной позиции» в отношении Ирана.
Напомнив, что недавно состоялась "важная встреча в Женеве", а 25 октября предстоит "важная инспекция» МАГАТЭ на только что «изобличенном» объекте в Куме, он высказался в том духе, что "США и Россия одинаково видят угрозу", сослался на недавнее "сильное заявление" на этот счет президента России в Нью-Йорке и «растущий консенсус в международном сообществе" в подходе к Ирану.
Интерпретацию «сильного заявления» как готовность России присоединиться к санкциям по Ирану пришлось в ходе нынешней встречи с Х. Клинтон опровергать Сергею Лаврову. Последний заявил, что в действительности российский президент на встрече со студентами в Питтсбурге говорил лишь о наличии в международном праве возможности применять санкции к любому государству, нарушающему право, когда все остальные методы исчерпаны.
В отвлекающем ключе «консенсусного» сотрудничества помощник госсекретаря представил иностранным журналистам и якобы основную цель визита своего шефа в Москву. По словам Кроули, визит "предпринимается в развитие июльского саммита в Москве», созданной на саммите двусторонней российско-американской президентской комиссии и «отчетов рабочих групп», которые главы международных ведомств намерены заслушать.
Президентскую комиссию спешно создали в ходе визита Барака Обамы в Москву под флагами перезагрузки, возглавить ее поручили Лаврову и Клинтон. О том, чтобы собираться ради комиссии, и речи быть не могло. У глав дипломатических ведомств, скорее всего, руки еще не дошли до организации этой малопонятной структуры. Она планировалась взамен стершейся из памяти комиссии Гор-Черномырдин, годной в свое время разве что на формирование «агентов влияния» и пригляд за ними.
А с «отчетами» и вовсе вышел курьез. Не ведомо, оговорился ли С. Лавров, отметивший числом 16 количество рабочих групп, созданных в рамках перезагрузки, и пояснивший, что «девять групп уже провели свои встречи на уровне сопредседателей, еще четыре встречи сопредседателей рабочих групп состоятся в октябре-ноябре этого года»? Так или иначе, злополучную цифирь шестнадцать, сославшись на Лаврова, с удовлетворением назвала и Х. Клинтон на пресс-конференции в Москве. И эту же новость, вместе с подсчетами, разнесли по свету российские газеты и информационные агентства. К слову, на сайте американского госдепа есть полная информация о российско-американской комиссии с числом рабочих групп 13 и даже поименным списком их руководителей с российской и американской сторон.
В конце концов, важно не количество – качество. Достаточно назвать одно имя из этой «чертовой дюжины», чтобы лишиться иллюзий по поводу сюрпризов «перезагрузки». С российской стороны комиссию по образованию и культуре возглавляет... «специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой». (!)
Вот тебе и «перезагрузка». Словно и не было тысячи обращений российских творческих союзов и рядовых граждан к властям с требованием парламентского расследования деятельности Швыдкого, имя которого стало синонимом русофобии, безвкусицы, аморальности и пошлости, системного разрушения отечественной культуры и поругания памяти ветеранов Великой Отечественной.
Брифинг Ф. Кроули иностранным журналистам состоялся 8 октября, а уже на следующий день мировые СМИ захлебнулись в поздравлениях американскому президенту по случаю присуждения Нобелевской премии мира и вытекающих из сенсации сигналов России перед очередным раундом давления «творческой дипломатии», как определил нынешнюю стратегию Америки еще один лауреат Нобелевской премии мира Генри Киссинджер. О чем сигналят? Война с Ираном вычеркнута-де из американских сценариев, России надо идти в ногу с западным миром, быть сговорчивее в вопросах общих санкций по Ирану, в позиции по сокращению американо-российских ядерных вооружений.
Из многочисленных здравиц, посланных Б. Обаме, самой неожиданной была реакция советника президента Ирана Али Акбара Жаранфекра, распространенная французской “Actualite”. «Мы надеемся, - говорил советник, - что получив эту награду, Барак Обама начнет предпринимать конкретные действия по уничтожению несправедливости в мире, и в частности, по уничтожению права вето ядерных держав в Совете Безопасности ООН...» Можно лишний раз задаться вопросом, отчего уже и советник иранского президента буквально озвучивает тезисы Джо Байдена (и Вудро Вильсона) для обезоруживания «нецивилизованного» мира перед лицом «нового мирового порядка», но и это мало что даст. У лиц, мнящих себя геополитической элитой, иная логика, и понятие «справедливости-несправедливости» в нее не вписывается. Эту логику, к слову, пока еще не продать обычным американцам.
Закономерно, что наиболее критичная оценка решения норвежского Нобелевского комитета прозвучала именно в Америке, не обойдя сторонников американского президента, заговоривших о «медвежьей услуге» своему лидеру. Учитывая, что срок подачи заявок на присуждение «нобелевки» истекал 1 февраля 2009 года, а Обама заступил в должность за 11 дней до этой даты и физически не мог что-либо сделать для «мира во всем мире», пропагандистская кампания с нобелевским лауреатством президента США представлялась до неприличия топорной.
Американские аналитики подметили и более драматичные для американцев причинно-следственные связи такого рода сенсаций. Александр Кокбурн, обозреватель широко посещаемого американского политического портала “CounterPunch”, напомнив о воинствующих злодеях вроде Вильсона, Киссинджера и иже с ними, удостоенных Нобелевской премии мира, отмечает: «Люди дивятся идиотизму этих нобелевских наград, но есть метод в этом безумии, фактически оно тренирует народ воспринимать без возражения или протеста абсурд как составную часть человеческого поведения, которую должно принимать за осмысленное мнение разумных людей... Это смещение сознания в плоскость «мифа, внушающего молодежи: вы можете отправляться убивать филиппинцев, палестинцев, вьетнамцев или афганцев и при этом удостаиваться премии мира...»
“CounterPunch” предоставляет подписчикам работу американского антрополога Дэвида Прайса, имеющую непосредственное отношение к современным военно-психиатрическим технологиям изменения сознания как подспорье военному давлению через «гуманитарные интервенции». Конкретно работа анализирует технику рекрутирования Пентагоном специалистов в антропологии, культурологии, психолингвистики для борьбы с «контрповстанческой деятельностью» в странах, с которыми ведется война. Сегодня – в Афганистане, завтра – во всем мире. В нетрадиционных войнах не объявляют о начале боевых действий и не признают государственных границ. Прайс пишет: «Как политическая наука оставалась академической наукой, пока ее не призвали под свои знамена войны двадцатого века, так и асимметричные войны двадцать первого века обернули взоры военных в сторону антропологов в надежде найти модели культуры или информацию о специфических культурах, чтобы их подавить или использовать в контрповстанческих операциях».
Наибольшее число антропологов, утверждает американский эксперт, вовлечено в программу Пентагона под названием Системы человеческого участка (Human Terrain Systems (HTS), рекрутировавшей сотни ученых. Изначально система применялась частными контракторами, но сейчас взята на вооружение американской армией. «Человеческий участок» задействует антропологов в связке с воинскими соединениями, чтобы облегчить оккупацию и завоевания Ирака и Афганистана и предполагает расширение подобных операций в Африке и других частях света. Какие-то из «социальных ученых» HTS вооружены, какие-то нет. В последние два года кого-то из ученых, занятых в международных военных операциях, убивают на посту или они сами убивают кого-то на оккупированной территории, предаются американскому суду, и эти факты попадают в печать. Группа поддержки HTS уверяет, что программа использует «социальных ученых», чтобы уменьшить «кинетические вовлечения» или ненужные насильственные контакты с местным населением. Идея – широко использовать таких «ученых» для взаимодействия с членами общин, установления связи между оккупантами и оккупированным населением, для выработки консенсуса и цивилизованных стандартов, для замены «агрессивной» культурной матрицы и « уменьшения непонимания», которое может привести к ненужным насильственным вмешательствам. Программы «Систем человеческого участия» широко пропагандируются в ведущих американских СМИ.
В России и на постсоветском пространстве такими программами уже не удивишь. Для российских программ заморским военным ведомствам не приходилось даже привлекать большого числа «антропологов». Хватало и хватает доморощенных «знатоков» русской культуры, готовых стать посредниками между «цивилизованными» оккупантами и безнадежным туземным населением. Как раз накануне визита в Москву Х. Клинтон в «рабочее» пропагандистское турне по Америке отправилась Валерия Новодворская. «В России, - сообщала скандальная политикесса американским политологам и «русскоязычной» диаспоре, - лишь пять процентов нормальных людей, остальные 95 процентов – беспросветная чернь». «Чернь», надо понимать, это - русские люди. Не знаю, разминулась ли Новодворская в Америке со Швыдким, исповедующим примерно такие же убеждения. Специальный представитель президента по культуре, прозванный инициаторами парламентского расследования «антикультурным экстремистом», примерно в то же время совершал свое турне по Америке в рамках рабочей группы президентской российско-американской комиссии.
О том, что в рамках этой комиссии именно Швыдкому, заявлявшему, «что русский фашизм хуже гитлеровского», поручено организовать в Америке празднование Дня Победы, в позитивно-информационном ключе сообщал президентский фонд «Русский мир». Ничего удивительного, поскольку ернический взгляд на русских Георгия Бовта, оппозиционного политика первого ранга, редактора журнала «Русский мир.ру», по сути, не слишком отличается от истеричной ненависти или агрессивной пошлости вышеперечисленных пропагандистов и спецпредставителей. В информационный век на единственное издание русской диаспоры за рубежом, спонсированное российским правительством, не нашлось иного редактора, как из когорты «Другой России».
(Окончание следует)http://www.fondsk.ru/article.php?id=2531