Архиепископ Августин: Образ Денисенко после визита Патриарха Кирилла "потускнел еще больше"По мнению Львовского архипастыря, Предстоятеля Русской Православной Церкви после его посещения Украины зауважали даже противники Церкви…Верующие Западной Украины поддерживают Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и после его вдохновляющего 10-дневного визита в страну недоброжелателей у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата станет меньше, заявил архиепископ Львовский и Галицкий Августин в интервью РИА Новости.
По словам архиепископа Августина, визит Патриарха Кирилла стал для православных канонической Церкви "воодушевлением и духовным подкреплением". "Думаю, что люди умные и образованные, но до сих не разобравшиеся в том, что такое каноничность-неканоничность, считающие, что это только вопрос юрисдикции, если не перейдут на сторону канонической Церкви, то, во всяком случае, будут с симпатией к ней относиться. Недоброжелателей станет намного меньше. И равнодушных. То есть часть равнодушных обязательно вернется или обратится к нашей Церкви", – уверен владыка Августин.
"Даже те, кто относится к нашей Церкви без особой симпатии, я думаю, зауважали Святейшего. Потому что одно дело видеть проповеди по телевизору и слышать по радио, читать книги и репортажи, а другое дело – когда это все в реальном режиме общения. Много хороших отзывов я уже слышал через третьих лиц – что раскольники, люди, которые себя ассоциировали не с нашим лагерем, в большом восхищении", – добавил иерарх.
По его словам, образ главы непризнанного мировым Православием "Киевского патриархата" Филарета Денисенко, всегда бледно выглядевший на фоне главы Украинской Церкви Московского Патриархата митрополита Киевского и всея Украины Владимира, после визита Патриарха Кирилла "потускнел еще больше". "Многие из другого лагеря говорят, что в его (Патриарха Кирилла – РЛ) приезд увидели поразительный контраст между Филаретом, его выступлениями, настроением и содержанием – с одной стороны, и Святейшего Патриарха Кирилла – с другой. Доброжелательная улыбка (Патриарха Кирилла – РЛ), даже к оппонентам, здравые, умные речи, и тема разговора. Здесь говорят о Церкви, о спасении, а там – совершенно о другом", – отметил архиепископ Августин.
На вопрос, о чем же говорит Филарет, он ответил хрестоматийной фразой: "Карфаген должен быть разрушен" (а именно "независимому государству – независимая Церковь" – эта "идея фикс" у филаретовцев приобрела уже "параноидальное звучание").
Наиважнейшим итогом визита Патриарха Кирилла собеседник агентства считает также то, что "наконец-то и большая Украина, и все увидели, что оказывается, Западная Украина не настроена против Русской Церкви, против Патриарха, против единства". Об этом, по словам архиепископа, свидетельствует тот факт, что количество протестующих против приезда Святейшего было в несколько крат меньше, чем тех, кто приветствовал предстоятеля восторженными возгласами "Наш Патриарх – Кирилл!".
"Наконец-то открылись глаза – и люди поняли, что оказывается, это все была ложная пропаганда (о том, что Западная Украина против Русской Церкви, Московского Патриархата). Если ссылаются на количество приходов, которые перешли в раскол, то это – технологии, и не всегда цифры соответствуют содержанию", – отметил архиепископ Августин.
Он назвал сплетнями утверждения, что священники Львовской епархии канонической Церкви не испытывают особой симпатии к священноначалию Русской Церкви. "У меня шесть десятков служителей. На собрания духовенства епархии, которые у нас проходят почти ежемесячно, трудно собрать всех, а тут – некоторые ехали за 300 километров (встреча духовенства Львовской епархии с патриархом состоялась в Зимненском монастыре под Владимиром-Волынским – РЛ) – и почти все приехали! Это показательно", – констатировал архиепископ Августин.
Отвечая на вопрос о том, как визит Патриарха Кирилла влияет на перспективы церковного единства, глава Львовской епархии выразил уверенность, что в любом случае объединение будет "в рамках канона", и выкрикивающим националистические лозунги "геть московского попа!" придется с ним все же примириться. "Есть каноническая Церковь, и, как бы ни относиться к расколам (сочувствовать им, жалеть), есть три чина приема (в нее – РЛ): через крещение, через миропомазание и через покаяние", – констатировал архиепископ Августин.
Он сравнил сложившуюся церковную ситуацию на Украине с ситуацией семейного разлада, когда "можно забыть, кто виноват, почему, простить", но объединиться можно только на каких-то условиях. "Разве мы против единства? Наоборот! Только прекратите распри, не обвиняйте Русскую Церковь! Как же вы можете молиться в храме, имея вражду в сердце, в то время, когда надо прощать супруга, соседа и нельзя переступать порог церкви, если ты имеешь против него вражду? А ты не просто против человека имеешь вражду – против полноты Церкви: "Геть московского попа"! И это вы хотите соединяться с Церковью, где "московский поп" занимает пятое место? Вы же не просто соединиться хотите с Церковью Русской, Украинской, а с Вселенской Церковью, вы пребываете вне общения со Вселенским Православием и хотите войти в него! – Вы должны примириться с "московским попом"!" – призвал архиепископ.
Иначе, по его словам, "с таким враждебным настроением – это будут гнилые дрожжи, которые испортят все тесто". "Если часть общины настроена враждебно, недружелюбно – тогда проникает инфекция гордыни, ненависти, тогда все общество заразится. Что будет, если смешать килограмм повидла и килограмм нечистот? – Два килограмма нечистот", – предостерег представитель Церкви.
"Муссировать вопрос об автокефалии" сейчас, по мнению собеседника агентства, – только "возбуждать страсти", это "неконструктивно… несвоевременно". "Можно и в автокефалии спастись, потому что автокефалия – это статус. Но вопрос-то в том (должно нас настораживать): почему об автокефалии, о ее необходимости говорят больше околоцерковные и внецерковные, даже враждебные силы", – отметил архиепископ Августин.
На вопрос, стабилизировалась ли ситуация, связанная с захватом храмов канонической Украинской Церкви, и как складываются отношения с греко-католиками, Львовский архиепископ ответил: "Когда все разборки уже произошли, когда "восстание подавили" – тогда они дают поднять голову". "Но как только образовывается приход новый (УПЦ МП – РЛ) – препятствие в оформлении, препятствие в получении участка земли под строительство, разные надуманные причины, чтобы не разрешить", – сообщил владыка.
Отношение православных к греко-католикам, по словам архиепископа Августина, "более жесткое", чем к римо-католикам. "Потому что они оставили Церковь-Матерь и ушли к бывшей сестре, которая теперь враждебно относится к нашей Церкви и переманивает детей", – пояснил он.
Как рассказал архиепископ Августин, по состоянию на 1990 год Львовская епархия была самой большой в православном мире – 1237 приходов. В 1992 году (на момент прихода архиепископа Августина – РЛ) в Львовской епархии насчитывалось всего 15 приходов. За последние 17 лет число приходов возросло в четыре раза – до 60, не считая домовых храмов, которые открылись при тюрьмах, домах престарелых, воинских учреждениях. Есть приходы, где по три литургии в воскресенье совершается, а есть, где только раз в неделю служат, сказал иерарх.
Сегодня во Львове в общей сложности существуют три прихода и женский монастырь. Кроме того, действуют церкви УПЦ МП в воинских частях, в местах лишения свободы (во Львове две исправительные колонии), в доме престарелых и на месте трагедии в результате падения самолета во время показательных полетов в 2002 году.
На Пасху только в храм на улице Короленко приходят около 10 тысяч человек. В обычное воскресенье в этом храме на трех литургиях присутствует до полутора тысяч верующих, все не помещаются, многие стоят на улице и молятся под открытым небом.
Русская линияhttp://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=184424