Русская беседа
 
06 Декабря 2024, 01:55:13  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: Рождественский пост  (Прочитано 25185 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106623

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #45 : 28 Ноября 2023, 23:24:43 »

Протоиерей Вячеслав Тулупов

Как правильно провести Рождественский пост



Кандидат богословских наук протоиерей Вячеслав Тулупов. Духовно-просветительский центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://azbyka.ru/video/kak-pravilno-provesti-rozhdestvenskij-post/

https://azbyka.ru/days/2023-11-29
« Последнее редактирование: 28 Ноября 2023, 23:27:17 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106623

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #46 : 26 Ноября 2024, 18:32:38 »

Рождественский пост

28 ноября–6 января

Рожде́ственский пост – последний многодневный пост в году.

Пост начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей (как Великий Пост) или Малой четыредесятницей.


История

От 1 до 5 дней (III–VIII вв.). Во II веке появился пост предпасхальный, продолжительность которого варьировалась в пределах 1–2 дней. По аналогии с этим постом в III веке 5 января был установлен и однодневный пост перед Богоявлением, которое в то время представляло собой совмещенное празднование Рождества Христова и Крещения. Таким образом, Крещенский сочельник – древнейшая основа рождественского поста.

В IV–VI вв. праздник Рождества Христова был отделен от Крещения, в связи с чем появился аналогичный сочельник и у Рождества Христова. Вскоре период подготовки к празднику Рождества Христова был расширен до 5 дней; этот процесс был аналогичен тому, как в III веке из 1-2 дней предпасхального поста возникла Великая седмица. В частности, указание на предрождественский пост усматривают в словах святителя Иоанна Златоуста (хотя в буквальном смысле в приведенной ниже цитате о посте не говорится): «Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать» («Против аномеев» слово 6-е).

5 дней для мирян, 40 дней для монахов (IX–XI вв.). Примерно в IX веке появляется Рождественский пост в современном виде. Его появление связывают с расцветом монашества после победы над ересью иконоборчества. Действительно на ранней стадии Рождественский пост в составе 40 дней был присущ только монашеской традиции; он упоминается в ранних редакциях Студийского устава. При этом на ранней стадии (IX–XI вв.) этот пост был достаточно мягким: собственно постными были только дни, когда не совершалась литургия (аналог аллилуйных служб, предусмотренных нашим Уставом, но не совершаемых на практике). В то же время в дни субботние и воскресные, праздничные и почитаемых святых на трапезе разрешалась не только рыба, но и молоко и яйца. А если учесть, что мясо как возможная пища в монастырских уставах не рассматривается, получалось, что указанные дни вообще не имели никаких специальных ограничений, связанных с постом. На Руси такая студийская традиция пощения сохранялась вплоть до XIV века, пока господствовал Студийский Устав.

Для этого времени характерно различие продолжительности поста для мирян и монахов. Если монастырский пост начинался с 15 ноября, то для мирян действовала старая традиция – пять обязательных дней поста. Об этом явно высказывается известный канонист Феодор Вальсамон, который в конце XII века был номинальным Антиохийским патриархом. Он говорит, что обязательный сорокадневный пост для мирян только один – Святая Четыредесятница, тогда как в остальные посты (в том числе и в Рождественский) достаточно поститься 5 дней перед праздником. Однако если кто захочет поститься больший срок, этот человек достоин похвалы. Монахи же должны начинать пост после 14 ноября в соответствии с предписаниями своих монастырских Типиконов.

Четыредесятница для всех (XII в. – наше время). На греческом Востоке переход к более строгому пощению отмечается в XI веке и связан с Евергетидским Типиконом (конец XI – начало XII века). В этом уставе правила Рождественского поста становятся более строгими: разрешение на скоромную пищу отсутствует, рыба разрешается только для суббот, воскресений и праздников. Благодаря влиянию Евергетидского Типикона на афонские уставы и на Иерусалимский Устав, а также по причине стремления к более строгой монашеской жизни такая более строгая практика распространяется по всему Востоку.

Практически одновременно с этим проявляется другая тенденция: продолжительность монашеского поста распространяют и на мирян. В Византии эта практика активно пропагандируется и внедряется уже в XII веке. В литературе встречается утверждение, что сорокадневную продолжительность поста для мирян установил патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг в 1166 году, что верно лишь отчасти: патриарх Лука действительно был сторонником Четыредесятницы для всех, однако повсеместной нормой формат «малой Четыредесятницы» для Рождественского поста становится лишь в XIII–XIV веках.

Правила Типикона о Рождественском посте

Правила относительно вкушения пищи в Рождественский пост изложены в 33-й и 48-й (см. 14 ноября) главах Типикона. По степени строгости Рождественский пост является умеренным постом, так как только в понедельник, среду и пятницу предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»). В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Также разрешается вкушение рыбы в праздник 21 ноября и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (16, 30 ноября, 9 декабря и др.); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея». Лишь последние пять постных дней (период предпразднства Рождества Христова, 20–24 декабря) составляют период строгого поста, в который абсолютно запрещается вкушение рыбы.

Вот те же правила в формате таблицы:

Святой без знака или шестеричный   Богослужение с полиелеем или славословием   Бдение
Пнд   без масла   вино и елей   рыба
Вт   вино и елей   рыба   рыба
Ср   без масла   вино и елей   рыба
Чт   вино и елей   рыба   рыба
Пт   без масла   вино и елей   рыба
Сб   рыба   рыба   рыба
Вс   рыба   рыба   рыба

Примечание. Интересно, что в Типиконе в двух указанных нами главах (33-й и 48-й) существуют расхождения, вот два важнейших:

🌿 В 33-й главе предписывается «сухоядение» в понедельник, среду и пятницу, а в 48-й главе (14 ноября) говорится только о воздержании от употребления «вина и елея», то есть не исключается вареная пища без растительного масла.
🌿 Второе расхождение касается поста в понедельник в случае святого со славословием или полиелеем. Если в 33-й главе содержится разрешение на рыбу в случае праздника со славословием или полиелеем в понедельник, то в 48-й главе в последовании 14 ноября в этом случае в понедельник предписывается вкушать только «вино и елей» (то есть понедельник по строгости поста приравнивается к среде и пятнице).

Влияние поста на богослужение.

В Рождественский пост по Уставу полагаются в некоторые седмичные дни службы с пением на утрене «Аллилуиа» и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина (15 ноября, 19 ноября, 7 декабря и др.). В эти дни литургия не положена, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста (однако если один из таких дней случится в субботу или в воскресенье, то «аллилуйная» служба отменяется). Однако на практике в настоящее время «аллилуйные» службы не совершаются, так что в реальности Рождественский пост совершенно не оказывает влияния на богослужение.

Современная практика Русской Церкви

🌿 более строгая: рыба разрешается по субботам, воскресеньям и праздничным дням (от полиелея и выше), в остальные дни – постная пища с растительным маслом, но без рыбы;

🌿 более мягкая практика: пища без рыбы предлагается только по средам и пятницам, в остальные дни – пища с рыбой. Последняя практика характерна для большинства духовных учебных заведений.

Цитаты о Рождественском посте

«Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, например, пост святыя Четыредесятницы; потому они небрегут о нем, и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна… Итак, когда святая Церковь не мимоходом как упоминает о сем посте, а с такою определенностью установила правила для него, послушным чадам ее прилично ли провести его небрежно, без внимания и даже памяти о нем? Освятим же его — освятим восстановлением в мысли высокого его значения, строгим исполнением церковного в нем устава и еще паче очищением совести в покаянии и укреплением себя святым причастием Тела и Крови Христовых».

свт. Феофан Затворник

https://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106623

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #47 : 26 Ноября 2024, 18:47:59 »

Пост пред праздником Рождества Христова


Продолжается Рождественский пост, и мы благодарим Бога, что снова готовимся принять участие в тайне пришествия в мир нашего Спасителя. Как говорит святой Феофан Затворник, в течение этого поста мы должны причаститься Тела и Крови Господней так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас.

Сегодня, когда Церковь напоминает нам о необходимости поста и молитвы, хотелось бы сказать о том, что, хотя Рождественский пост и не такой строгий в смысле внешних требований, однако он требует рассудительного отношения.

Прежде всего, мы должны его соблюдать, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.

Преподобный Исаак говорит, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Это относится, в первую очередь, к тем любителям поститься, которые хотят сразу очень высоко взойти, имея большое воздержание, не уравновешенное их внутренним состоянием. Почему чрезмерный пост вредней, чем несоблюдение поста? Потому, говорит Преподобный, что человек еще может из несоблюдения поста, из незнания того, как можно правильно духовно жить, прийти к правильному устроению, а вследствие искажений, которые возникают от неумеренного поста, может произойти такое духовное расстройство, которое выправить уже гораздо труднее.

Пост как духовное явление всегда обнажает наше восприятие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен помнить о том, что в течение поста естественно возникают особенные искушения, и мы можем приближаться к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие добра и зла обостряется. Потому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний, который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен, поскольку прежде всего возбуждает в нас тщеславие, в котором все грехи, вместе взятые, и превозношение над другими людьми. То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и к другому человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти — раздражение, злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.

Итак, самое главное, что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце наше не очищено, то естественно, что соприкосновения в этом невидимом мире связаны, в первую очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение поста могут только возрастать.

Мы знаем из Священного Писания, из истории Церкви о том, что пост может быть настолько безблагодатным, что может стать прямою противоположностью того, чем он должен быть. В книге Деяний святых Апостолов описывается, каким может быть пост, когда сорок с лишним иудеев заклялись не есть и не пить ничего, то есть хранить самое строжайшее воздержание, пока не убьют апостола Павла. Они были искренне убеждены, что делают дело Божие, и для того, чтобы поддержать в себе огонь ненависти к этому человеку, они хранили свой страшный пост.

И пост, и самоотвержение могут быть темными и гибельными. Мы знаем примеры такой ложной духовности в других религиях, когда аскеза, воздержание хранится именно для питания мнимой духовности, для поддержания чуждого огня в Душе человека. Точно такого же свойства может быть и самоотвержение, и человеческий героизм. Всем известно, что люди неверующие способны на большое самоотвержение и героизм, когда они вдохновляются какой-то ложной идеологией, и готовы даже отдать свою жизнь за нее. В любой ложной религии это самоотвержение, это воздержание и эта отдача себя могут достигать особенно страшных болезненных состояний. Но во всех трагических случаях, которые можно наблюдать и сегодня (скажем, в тоталитарных сектах, куда приходят молодые люди, ничего не знающие о Боге и готовые хранить любой строгий пост и жертвовать всем и всеми), мы видим одну особенность: если бы всем плененным ложной религией людям, не знающим Бога, но способным на гибельный героизм и самоотверженность, открылся истинный Бог, то они не были бы такими теплохладными, каковыми часто являемся мы с вами. Об этой опасности, как самой серьезной, которая грозит нам в последние времена, предупреждает Спаситель. И это будет в Церкви.

Задумаемся с вами об этом. Из года в год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами, это — теплохладность, это — внешнее формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей исповеди мы вспоминаем все в завершение поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе, — Его любви. Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.

Тот же святитель Феофан Затворник указывает и на удобство лечения гомеопатией. «Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство. Угадать можно по симптомам или по тому, чем проявляется болезнь. Гомеопатиею можно лечиться, не видя доктора, — при посредстве переписки». А в наше время и при посредстве телефона.

До революции в Санкт-Петербурге было очень сильное общество гомеопатов. Они выпускали справочники, удобные для домашнего лечения. Этими справочниками мог пользоваться любой человек. Святой праведный Иоанн Кронштадтский рекомендовал гомеопатию как доступное по своей дешевизне лечение для бедных людей.

Сейчас разрабатывается и предлагается множество новых методик для лечения болезней. Методик удобных именно для самостоятельного домашнего пользования. Кто-то занимается очищением организма, кто-то лечится монодиетой, кто-то пьет настойку сабельника, кто-то делает дыхательную гимнастику, кто-то в восторге от ароматерапии. И отлично! Если вам помогает сабельник, пейте сабельник, если хорошо от гимнастики — делайте гимнастику. И если вам становится лучше, не забывайте благодарить Бога.

Когда-то практическая составляющая медицины была ничтожна. Было мало лекарств, методик лечения, инструментов для обследования. Врач лечил, в основном, словом. Кстати, само слово «врач» происходит от «врать», то есть рассказывать, говорить. В древнем мире лечили жрецы, используя различные заклинания. Тогда христианину обратиться к врачу язычнику или иудею было невозможно. Это было обращение за помощью к чуждой христианству мистике. Но сегодня мы пользуемся практической медициной, лекарствами и методами лечения, разработанными для каждого человека, независимо от его мировоззрения. Мистическую, то есть таинственную, духовную составляющую мы можем добавить к лечению сами с помощью Церкви.

Наше православие не должно быть препятствием ни к общению, ни к сотрудничеству с врачом. И откуда знать, может быть, приняв помощь и доверившись доктору, который не без воли Божией оказался рядом с нами в тяжелое для нас время, мы сами как-то повлияем на его судьбу, приведем его к вере. И такие случаи были. Мне знакомы верующие врачи, на церковность которых оказали влияние именно их пациенты.

Духовная составляющая

«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду» (свят. Василий Великий).

Верующему человеку есть что добавить к искусству врача. Мы уже говорили о исповеди и причастии во время болезни. О молитве. Но есть и еще духовные средства.

Это, конечно, святая вода. Крещенская утром натощак и вода с молебна, который могут заказать ваши родственники. Например, с молебна великомученику и целителю Пантелеймону. Или врачам-бессребреникам Косьме и Дамиану. Воду с молебна в болезни можно пить и днем, и после еды. Некоторые употребляют воду, взятую на святых источниках. И она, если ее пить с благоговением, тоже приносит пользу.

Не забудьте про просфору. А есть и еще святыня, которую хранят православные нарочно на случай болезни,- артос. Кусочек благословленного хлеба, который раздают после Пасхи, в субботу Светлой Седмицы, в церкви. Крупицы артоса с богоявленской или крещенской водой потребляют, как и просфору — натощак. Употребляют в болезни и святое масло. Это масло освящается у святых икон или у мощей. Есть немало случаев, когда больные получали исцеление, помазываясь таким маслом. Его можно также принимать и внутрь. У одного молодого человека была болезнь щитовидной железы. Духовник дал ему святое масло, привезенное из Иерусалима. Больной ежедневно помазывал себе крестообразно горло с молитвами «Отче наш» и «Богородица Дева радуйся» и пошел на поправку. Докторов он тоже не избегал, но случай был тяжелый, и, как он считает, без иерусалимского маслица он вряд ли бы выздоровел. Не только масло или вода, но и песок, взятый на святом месте, при вере нашей может оказать благотворное действие.

«Православный христианин обращается лицом к святым иконам — Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих — для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствие их, в близость их к себе; святые иконы реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы как бы висели в воздухе, не зная, кому молимся».

Замечательные слова св. прав. Иоанна Кронштадтскоro! Духовной жизни необходимы и образ и действие.

Таким образом, иконой могут быть и святые храмы, монастыри и места подвигов угодников Божиих. Множество паломников едут ежегодно, чтобы увидеть святыню, помолиться на святом месте. Бог, конечно, везде один, и угодникам Его молиться можно на всяком месте. Преп. Серафиму Саровскому молятся и в Москве, и на Камчатке, и в Америке, и в Китае, и в Антарктиде, но с каким теплым чувством вкушают сухарики, высушенные в котелке Преподобного, привезенные из Дивеева! Они как личное благословение святого.

У чудотворных икон, у святых мощей, в местах жизни святых угодников собирают и записывают случаи чудесной помощи. В иных местах таких записей собираются целые тома.

Приведу несколько свидетельств о чудесной помощи св. прав. Симеона Верхотурского.

Из письма полицмейстера г. Петропавловска Николая Алексеевича Протопопова от 14 ноября 1878 года: «У жены моей болели зубы, никакие лекарства не помогали, когда же она натерла десны и зубы землей, взятой из могилы угодника, болезнь прекратилась». Из сообщения девицы Мельниковой, полученного в 1880 году: «1874 года, 28 апреля я пошла в Верхотурье к мощам св. праведного Симеона. В то время у меня сильно заболела нога. Боль что дальше, то сильнее умножалась, и болезнь эту редко можно встретить; ногу я обвязывала полотенцем… и на двух костылях едва шла… Утром встала с великим трудом и пошла в село Меркушинское, сходила к вечерне и приготовилась к принятию Св. Таин, и Бог допустил — причастилась. Тут я весьма много пролила слез. Утром встала — у меня опухоль прошла, и нога ровно не была больна». Свидетельствуют и наши современники. Зайцев Владимир Александрович, житель г. Бузулука, услышав о св. прав. Симеоне Верхотурском, в 1997 году посетил Верхотурье и село Меркушино, попил воды из гробницы и, взяв с собой, пил ее в дороге. У него прошел остеохондроз, которым Владимир Александрович был болен с 1974 г ., до этого он каждый день делал себе обезболивающие уколы.

Священник Михаил Кудрин рассказал, что у его младшей дочери Екатерины было сильное косоглазие. После молебна св. прав. Симеону Верхотурскому родители помазали ей глаза маслом из лампады над гробницей, а потом делали то же самое несколько раз, пока неожиданно не обнаружилось, что глазки уже не косят, а смотрят прямо.

Петрухина Нина Григорьевна из Москвы сообщила: «Появилась раковая опухоль, врачи хотели ее удалить. Я читала молитву святому Симеону Верхотурскому, помазывала лоб и больные места маслом, прикладывала землю к голове, один раз выпила воду (видимо, из гробнички). Через месяц пришел результат анализа: раковых клеток нет. Операцию отменили, но риск заболевания остался. Видимо, надо лечиться и молиться прав. Симеону…».

Встречаются болезни, которые не могут быть вылечены или облегчены лекарствами или усилиями медицины. Когда одни лишь духовные средства могут улучшить состояние.

Среди писем преп. Макария Оптинского есть ответ отцу больной дочери. «Я вам писал уже, что эта болезнь не подлежит физическим лекарствам, но надобно искать исцеления в вере, просить Бога и угодников Его о ниспослании ей исцеления от сей болезни». Преподобный советует дома отслужить молебен с акафистом святителю Митрофану Воронежскому, а потом побывать у его мощей: «Сколько было и бывает там исцелений молитвами святого угодника Божия прибегающим к нему, и Бог, молитвами его, исцелит и вашу дочь. Верующему все возможно».

Другой Оптинский старец, преп. Амвросий, больному, страдающему от головной боли и не ожидающему помощи от врача, советует съездить в Афонскую часовню, отслужить там молебен св. Великомученику Пантелеймону, взять масла из лампадки и мазать им голову на ночь. «При этом и дома обращайся почаще к целебному Пантелеймону и проси его помощи. Господь даст — и пройдет».

В трудных болезнях нередкая практика — обеты посетить то или иное святое место, съездить к мощам угодника. Оренбургский священник Филипп Ивановский, живший в середине XIX века, рассказывал о себе, что когда он учился в семинарии, после сильной простуды у него явилась некая непонятная болезнь нервно-психического характера. «Какая-то одурелость пришла на меня, соединенная с неимоверною, несносною тоскою, неверием и хульными мыслями». О своей болезни он не говорил ни врачу, ни товарищам, из опасения, что его отчислят из семинарии. «Все мое утешение, вся надежда и все врачевство заключались единственно в даваемых мною обетах по окончании курса сходить к некоторым чудотворным иконам и в Верхотурье». И что же? По окончании курса, когда обещания были исполнены, болезнь отступила. «Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне», — писал свт. Феофан Затворник. Случается видеть людей болезненных как бы неисцельно. Причем, это не всегда болезнь от рождения, от природы. Но что-то в природе характера человека есть такое, что болезнь, словно некая узда, необходима ему. Иной, заболев, вспоминает Бога, начинает вести церковную жизнь, борется со своими греховными привычками; но стоит ему выздороветь, как постепенно усилия его сходят на нет и Бог уже становится не так потребен.

Церковная жизнь, которую составляют молитва, пост, посещение воскресных и праздничных богослужений, регулярное участие в церковных Таинствах (то есть Исповедь и Причастие), любую болезнь делает более терпимой, облегчает. Особенно это заметно в отношении нервно-психических заболеваний. Даже тяжелых, наследственных.

Приходит на память случай, когда в церковь пришел молодой человек со странным заболеванием. Он угрюмо смотрел исподлобья, движения его были скованны и развязны одновременно. Он словно не владел своей моторикой. Плечи сведены вместе, голова опущена, речь похожа на карканье. Отрывистый, не всегда уместный хохот. Казалось, что это врожденное нездоровье невозможно преодолеть.

Но шло время. Молодой человек посещал церковные службы, он внимательно исповедовался, часто причащался. По мере сил участвовал в делах прихода. Постепенно изменился его внешний облик, выражение лица стало мягче, плечи расправились, речь сделалась внятной.

И было заметно, что в периоды, когда он по каким — либо причинам не мог посещать храм, болезнь его опять усиливалась. Когда же церковный ритм жизни прочно установился, юноша, можно сказать, просто расцвел. Дальнейшая его жизнь сложилась хорошо.

И это не единственный, не редкий случай, такие истории вам расскажут на любом приходе.

В Евангелии упоминается женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться (Лк. 13:11). Причиной болезни был назван диавол: «связал сатана вот уже восемнадцать лет», а освобождение от «духа немощи» пришло от Спасителя. Так от Христа, от единения с Ним, вместе с церковной жизнью, с церковными Таинствами, приходит освобождение многим людям.

https://azbyka.ru/post-pred-prazdnikom-rozhdestva-xristova
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106623

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #48 : 27 Ноября 2024, 10:51:41 »

Рождество Христово в Евангелии и в истории


И Слово стало плотию, и обитало с нами,
полное благодати и истины (Ин.1:14).

Более двух тысяч лет назад произошло необычайное событие – вневременный, вечный Бог вошел в человеческую историю и перевернул ее. На вопрос что нового принес Христос людям, святой Ириней Лионский отвечал: «Все новое» – omnem novitatem. И это действительно так. Можно было бы перечислить множество вполне осязаемых даров Христа людям – совершенно иную нравственность и философию личности, государство и право нового типа, великую христианскую культуру и, наконец, науку, возникшую благодаря демифологизации окружающего мира. Мы к ним привыкли, для нас они временами незаметны. Однако некоторые утверждают, будто бы Христос не рождался, поскольку евангельский рассказ о Рождестве Христовом противоречит историческим данным. Итак, существует ли такое противоречие на самом деле?

Если в наше время не торгуют людьми в законном порядке, провинившихся рабов не распинают на крестах, не устраивают гладиаторских боев и не травят преступников львами, а родившихся детей не выбрасывают безнаказанно на дорогу, то этим мы обязаны Иисусу Христу и Его ученикам. Казалось бы, уже само по себе такое положение дел должно свидетельствовать в пользу того, что Христос – историческая личность, и Его слова и дела действительно вошли историю и изменили ее.

Но, к сожалению, богатство даров не всегда ведет к благодарности и рассудительности. Так, сторонники критической школы протестантского богослова Баура вообще отказывали евангельским повествованиям в исторической достоверности, считая, что евангелия были написаны не ранее 11 века. Однако находки древних папирусов посрамили гиперкритиков: манчестерский папирус библиотеки Джона Рэйланда № 457, содержащий фрагменты Евангелия от Иоанна, самого позднего из четырех, датируется двадцатыми годами II века, то есть копия была создана всего через тридцать лет после написания самого Евангелия. Еще более интересное открытие сделал в 1994 году немецкий папиролог доктор Карстен Петер Тид. На основании сравнения с греческими рукописями Мертвого моря, он установил, что Оксфордская рукопись Магдален Колледж № 18, содержащая фрагменты Евангелия от Матфея, которую традиционно датировали концом 11 века, на самом деле может относиться к шестидесятым – семидесятым годам 1 века. «Даже при беглом изучении рукописей можно понять, что они на целый век старше, чем было принято считать вначале», – сказал он в своем интервью. Это означает, что мы имеем дело с почти прижизненной рукописью, так как Евангелие от Матфея было написано в сороковые-пятидесятые годы 1 века. Ни один древний исторический источник не засвидетельствован с такой степенью достоверности.

Когда родился Христос?

События Рождества Христова также подвергались атаке гиперкритиков. Повествование евангелиста Луки школа Баура считала слабым и недостоверным, хотя действительно серьезные специалисты уровня сэра Уильяма Рамсея характеризовали св. Луку как «первоклассного историка». Однако против рассказа Луки Баур выдвигал три возражения:

Какой смысл был в том, чтобы заставлять людей покидать свое место жительства и идти для переписи? Разве не достаточно было бы сборщикам прийти на место и переписать население?

История вообще умалчивает о подобной переписи.

Квириний правил Сирией как минимум за десять лет до подлинной даты Рождества Христова.


Для тех, кто знает историю Рима и его отношение к покоренным народам, первое возражение выглядит весьма странным, если не сказать более. Когда Рим считался с их покоем и удобством? Vae victis – «Горе побежденным». Достаточно вспомнить контекст евангельских заповедей из Нагорной Проповеди: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5:39-41). Эти слова, конечно, важно помнить в любых обстоятельствах, но они имели и вполне определенный исторический контекст: отношение иудеев к римлянам-оккупантам. Ведь те, случалось, снимали с оккупированных последнюю рубашку и частенько подвергали побоям.

Что касается якобы удобства переписи на месте, то для нее потребовался бы огромный штат писцов и чиновников и значительные переезды. Поэтому на самом деле существовало два типа переписи. Первый – запись человека в том месте, где он оказался на день переписи. Второй – каждый обязан был вернуться к месту своего постоянного проживания и оставаться там до постановки на налоговый учет. Именно такой порядок и засвидетельствован в египетском папирусе от 104 года по Р. Х., содержащем следующее постановление римского монарха Гая Вибия: «Пришло время для проведения подомовой переписи, сочтено необходимым принудить всех, кто находится под тем или иным предлогом за пределами своего места проживания, вернуться в свои дома для того, чтобы довести до конца перепись в соответствии с принятым постановлением».

Такой же порядок мы наблюдаем и в рассказе Евангелия от Луки: святой Иосиф был из рода Давидова, и даже вполне возможно, что прежде своей жизни в Назарете жил в Вифлееме, на родине своих предков.

Второе возражение – относительно того, что данная перепись вообще не проводилась – также несущественно. Согласно свидетельствам папирусов, перепись могла проводиться между 9 и 6 годами до нашей эры. А теперь обратимся к подлинной, а не условной дате Рождества Христова. Из Евангелия от Матфея мы знаем, что Спаситель родился во дни царя Ирода и прожил во время его правления около двух лет, поскольку Ирод, искавший Богомладенца, убил всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф.2:16). Кроме того, поскольку Святое Семейство

было бежать, то еще некоторое время прошло в Египте, прежде чем Ирод умер в 749 году от основания Рима, что точно известно из независимых исторических источников. Между тем ученый монах Дионисий Малый, делавший хронологический расчет года рождения Спасителя в начале VI века, ошибочно определил год Рождества как 753 год от основания Рима. Следовательно, Ирод умер в 4-м году до нашей даты Рождества Христова и Спаситель должен был родиться как раз около 6 года до нашей эры, и, в таком случае, его рождение как раз приходилось на тот же год, что и перепись, – как и сказано в Евангелии.

Наконец, третье возражение – довод относительно того, что Квириний управлял Сирией уже после Рождества Христова – также нуждается в коррекции. В 1828 году в Риме была найдена надпись, согласно которой Публий Сульпиций Квириний дуумвир (высшая административная должность для муниципий и колоний) направил армию в Сирию незадолго до 6 года до Р. Х. (по нашему летоисчислению). Таким образом, и здесь мы видим удивительную точность евангелиста Луки.

Если вернуться к вопросу о переписи, то, по свидетельству папирусов, в конце I – начале II века после Р. Х. она происходила каждые четырнадцать лет. И, по свидетельству Климента Александрийского, именно перепись в год Рождества Христова положила начало этой системе переписывания населения.

Раннехристианские и византийские богословы и церковные поэты видели глубокий символизм в том, что Спаситель родился во время правления Октавиана Августа и, таким образом, тоже подчинился переписи, как и все граждане своей страны.

Неслучайная звезда

Подвергался сомнению также и рассказ относительно прихода волхвов и избиения младенцев. Однако ничего невероятного и неисторичного в нем нет. Астрология в древности была весьма заметным явлением в жизни общества, а волхвы или маги пришли с Востока или из Парфянского царства, возможно – из Вавилона, настоящей родины астрологии.

Существует точка зрения, согласно которой в 7 году на небе каким-то значимым для наблюдателей образом сошлись три звезды – планеты Юпитер, Сатурн и Марс. Одна из них, в соответствии с астрологическими представлениями, была «звездой Иакова» (то есть Израиля), другая «царская» звезда, третья – «звезда» войн и преобразований. По ним волхвы узнали о рождении великого преобразователя мира, Царя Иудейского, и пошли в Иудею.

Предание о том, что они были царями, известно по крайней мере уже со II или III века: Тертуллиан называет их «почти царями» – fere reges. Предание называет их имена: Каспар, Валтасар, Мельхиор. Узнав об их приходе, жестокий и подозрительный тиран Ирод решил избавиться от возможного соперника. Вначале он узнал от иудейских книжников о месте, где должен родиться Мессия. Затем, призвав волхвов, послал их в Вифлеем, попросив их разузнать все о Младенце, якобы для того, чтобы поклониться Ему. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. С радостью они поклонились Младенцу и деве Марии и принесли Ему дары: золото как Царю, ладан – как Богу, и смирну – как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Получив откровение не возвращаться к Ироду, волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. На Западе они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.

Что же касается избиения младенцев – то, как повел себя Ирод, вполне соответствует его характеру, подозрительному и коварному. По свидетельству Иосифа Флавия, за одно подозрение в посягательстве на свою власть он уничтожал ближайших родственников, в том числе свою любимую жену Мариамну, и вырезал целые общины. Тем более для него не было никаких препятствий в уничтожении ничтожных для него младенцев в небольшом селении Вифлеем, если перед своей смертью он приказал казнить наиболее выдающихся граждан громадного столичного города Иерусалима, сказав: «Обо мне плакать не будут, так пусть плачут о них».

Бегство Святого Семейства в Египет – также черта историческая: Египет являлся римским императорским доменом и в нем все-таки существовало некое подобие законности, Ироду не так легко было бы в нем убить Младенца. И то, что по смерти Ирода святой Иосиф не захотел вернуться в Иудею, убоявшись сына Ирода, Архелая, также соответствует историческим реалиям. После смерти отца Архелай развязал гражданскую войну и убил в Иерусалиме три тысячи человек, завалив Храм трупами. Соответственно, у нас есть все основания доверять сообщениям евангелиста Матфея.

Песни праздника

Празднование Рождества Христова вошло в церковную жизнь не сразу. Первоначально оно сливалось с появившимся в III веке праздником Богоявления, или Крещения Господня (19 января сейчас, или 6 января по старому стилю), поскольку такие отцы Церкви, как святой Ефрем Сирин, основываясь на словах Евангелия от Луки Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати (Лк.3:23), считали, что дата Рождества Христова совпадает с днем Его Крещения. В Армянской Церкви до сих пор существует единый праздник Рождества Богоявления.

Впервые Рождество начинает выделяться на Западе в середине IV века. В древнем римском месяцеслове, датируемом 354 годом, под 25 декабря мы уже находим упоминание – «день рождения Христа». Многие светские историки считают, что появление празднования Рождества в Риме именно 25 декабря (то есть 7 января по новому стилю) было связано с необходимостью борьбы против языческого празднества «Непобедимого Солнца», приходившегося на этот же день. Однако из переписки святого Кирилла Иерусалимского с римским папой Юлием следует, что разделение праздников Рождества и Богоявления обусловлено развитием внутрицерковных богослужебных традиций.

В завершение – несколько слов о двух песнопениях праздника. Тропарь, или основной праздничный гимн Рождества, мог быть создан уже в IV веке. Приведем его церковнославянский текст:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Этот гимн говорит о богопознании, пути к которому могут, по промыслу Божию, пролегать везде – в том числе и через внешнее, мирское знание, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Христа как на Источник жизни и света с одной стороны, чистоты и праведности – с другой.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106623

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #49 : 27 Ноября 2024, 11:07:41 »

(Окончание)

Следующий за тропарем кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» был написан святым Романом Сладкопевцем в 10-е или 20-е годы VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса и подвергался насмешкам своих собратий по церковному хору. Однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой о даровании ему способностей к пению. После молитвы он задремал. Во сне ему явилась дева Мария и повелела ему съесть свиток, который Она держала в руке. Проснувшись, святой Роман неожиданно для всех вышел на середину храма и стал вдохновенно петь сочиненный им кондак «Дева днесь», который и до сих пор считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родиси Отроча младо, превечный Бог.

Пародоксальное соединение земного и небесного, материального и сверхсущественного, человеческого и божественного – вот сама суть христианства. Невидимый и непостижимый Бог воплотился и стал Человеком – вот, что значит день Его рождения, праздновать который мы имеем полное право.

Можно ли вычислить точную дату Рождества?

диакон Владимир Василик

Привычное для нас словосочетание «день рождения» состоит из двух частей: «день» и «рождение», которые естественно подразумевают дату и само событие. И если вокруг события Рождества Бога Слова разворачивались дебаты богословские, то с датой Рождества Христова был связан календарный вопрос и спор о двух стилях западном и восточном.

Еще в III веке, по свидетельству Климента Александрийского, Рождество Христово на Востоке праздновалось в один день с праздником Крещения Господня, 6 января. На Западе же Рождество справляли 25 декабря. С IV века и в Восточной части Римской Империи Церковь решила отделить праздник Рождества Христова от Крещения и согласно римской традиции стала отмечать Рождество Спасителя 25 декабря. Эту традицию вводят в своих церквях такие святые, как Василий Великий (в Кесарии Каппадокийской), Григорий Богослов (в Константинополе), Иоанн Златоуст (в Антиохии). Замечательно, что из восточных отцов именно они первыми произносят проповеди на этот праздник.

Почему же до IV века существовали разные традиции относительно даты Рождества Христова? По словам того же Климента Александрийского, одни полагали это событие 20 мая, другие – 10 или 6 января, третьи приурочивали его к 25 или 28 марта. А в Римской Церкви этот вопрос решили в пользу 25 декабря.

Как же так? Неужели предания, идущие от апостолов и Марии Девы, не сохранили для нас такой важной, с сегодняшней точки зрения, даты? А дело просто в том, что для древнего ближневосточного общества день рождения человека не был столь важным событием. Он даже не фиксировался за ненадобностью, ведь в отличие от современной традиции, где каждому линейному году соответствует тот или иной социальный статус человека, древние использовали так называемый событийный календарь. Появился первый пушок под носом – значит, уже не мальчик, но юноша; покрылось лицо бородой – значит, уже не юноша, а мужчина; голову украсили седины – значит, стал стариком, и так далее. Каждому событию, переходу соответствовала своя социальная ступень. И эти внешние изменения в человеке настолько заметны, видимы, что у древних отпадала необходимость фиксировать внимание на первом дне жизни. Для израильского общества это не было исключением. Ведь сколько б тебе лет ни было, если борода не выросла, то в синагоге читать не дадут.

Итак, не количество лет интересовало древних, а видимое качественное изменение. Поэтому и праздновали не просто день, когда человек родился и начал расти, а именно этот переход в новый повзрослевший статус. Лишь позже, под влиянием эллинской культуры, евреи, сначала в Александрии, а затем повсеместно, стали отмечать и день самого рождения. В нашем понимании этого слова, у Христа не было «дней рождений», ни одного! Как это ни покажется странным, но родители Иисуса могли вовсе не помнить дату Рождества их Сына, что было нормой в иудейском обществе две тысячи лет тому назад.

Итак, месяц и день рождения Христа неизвестны. В прошлом различные секты вычисляли до 136 различных дат Рождества, но в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос скорее всего был зачат в тот же день года, в который и пострадал – то есть день Благовещения совпадает с днем Распятия. А еврейская Пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова. Эту дату принимает уже святой Ипполит в III веке, и затем ее защищают святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Таким образом, весьма вероятно, что дата празднования Рождества Христова выпадает на то время, когда оно и произошло в действительности.

До XVI века как на Востоке, так и на Западе Рождество Христово праздновалось 25 декабря. Но в 1582 году папа Григорий ХIII предложил новую календарную реформу, пришедшую на смену юлианскому календарю. После ряда вычетов различие между старым и новым стилями составило 13 суток. В основе обоих календарей лежал тропический год, то есть год, измеряемый от одного весеннего равноденствия до другого. Но астрономически самым точным является не тропический, а звездный год, измеряемый по звездам, а не по солнцу. И в этом смысле юлианский год оказался ближе к точнейшему звездному году, чем григорианский, то есть старый стиль оказывается точнее нового.

Тем не менее, практически весь западный мир к концу ХIХ века принял новый календарь. И вот в ХХ веке пришла череда православных стран. В 1916 году григорианский стиль принимает Болгария, в 1919 – Румыния, Сербия, а в 1924 году под влиянием английской политики и Греция. Из православных первыми переходят на новый стиль в Константинопольском Патриархате, а под его влиянием Рождество по григорианскому календарю стали праздновать и Православные Церкви Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта.

В нашей стране григорианский календарь был введен большевиками в 1918 году. Но Русская Церковь осталась верной старинному календарю. Сегодня вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.

И что же? Как нам относиться к тому, что даже внутри православного мира появились две даты празднования Рождества Христова?

Наша Церковь прямо ответила на этот вопрос в декабре 1998 года на заседании Священного Синода. В постановлении было сказано, что в русской церковной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, преданность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит. Но при этом противопоставлять одно Рождество другому – бессмысленно, ведь мы празднуем не «день календаря», а евангельское событие – рождение Спасителя мира Иисуса Христа. Поэтому употребление термина «католическое» или «православное» Рождество некорректно – это общий христианский праздник.

Тайна рождения Богочеловека непостижима для человеческого ума, и стоит ли удивляться такому количеству неизвестных в этом вопросе. Точное решение скрыто от любопытных глаз – тайна Боговоплощения остается таковой со всех сторон. Несмотря на то, что спекуляции на тему пересмотра церковного календаря инициируют не христиане, а светские люди, далекие от религиозной жизни, в давнем споре о дате Рождества Христова для христиан все же главным является Рождество и Христос. Предвечный Бог, Творец галактик и вселенной, воплотился и отдал Себя за жизнь мира, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:15). На фоне такого колоссального события математический спор о вычислении дня, недели, месяца и года Его рождения, для христианской Церкви приобретает такое же математическое значение: от перемены мест слагаемых сумма (суть) не меняется. И соседей поздравим, и сами в гости позовем.

Игорь Петровский

журнал «Фома»

https://azbyka.ru/rozhdestvo-hristovo-v-evangelii-i-v-istorii
« Последнее редактирование: 27 Ноября 2024, 11:13:14 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106623

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #50 : 29 Ноября 2024, 11:49:41 »

Рождественский пост: опыт исполнения Евангельских заповедей


Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога.
Преподобный Исаак Сирин

Фундамент евангельских заповедей

Год назад на портале была опубликована моя статья «40 заданий на Рождественский пост: из опыта нашей семьи». В ней я рассказывала о нашем семейном опыте: на каждый день поста мы выбирали одно духовно-нравственное задание.

В этом году я задумалась над тем, как немного изменить наши духовные практики. Мне вспомнилась вышедшая Великим постом статья «33 упражнения на исполнение заповедей Великим постом».

Что мне понравилось в этом подходе?

Каждое духовно-нравственное упражнение в версии Владимира Шишкина напрямую связано с той или иной Евангельской заповедью. И это очень важно. Мы помним:

«Духовное здание, возведенное не на фундаменте Евангельских заповедей, неминуемо рухнет»[1].

«Что же будет в результате? Исполнение заповедей изменяет психику (душу) человека, делает человека новым, по образу Божию – точнее, по образу Спасителя Иисуса Христа»[2].


Но для того чтобы исполнять заповеди, их надо как минимум знать. В лингвистике есть понятие пассивного и активного владения языком. С заповедями дело обстоит точно так же. Мало знать заповеди пассивно: «Да, есть такой текст, помню». Нужно знать их активно, то есть уметь применять в реальной жизни.

Ни для кого не секрет, что есть заповеди, которые даже маленький ребенок легко применит к обстоятельствам своей жизни: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).

Но с другими заповедями все сложнее.

Как на практике исполнить слова: «Блаженны плачущие»? Ведь слезы покаяния – это венец доброделания, а не начало.

Как применить к себе заповедь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5, 25)?

С чего начать уже наконец исполнять: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф. 6, 22)?

Наши 40 духовных задач призваны попытаться хотя бы отчасти ответить на эти вопросы.

40 задач Рождественского поста

Если мы возьмем Четвероевангелие и выпишем 40 заповедей, а затем распределим их по 40 дням поста, то у нас получится 40 конкретных, четко сформулированных постных задач.

Ежедневно мы берем одну заповедь Христа и честно, упорно, терпеливо и настойчиво храним ее целый день.

Так вопрос: «Чего хочет от меня сегодня Бог?» превратится из умозрительной абстракции в осязаемую реальность.

Только одну? А остальные?

Все заповеди теснейшим образом связаны между собой, говорили оптинские старцы. Начни соблюдать заповедь о кротости – и ты не согрешишь против любви. Попытайся храниться от осуждения – и ты исполнишь заповедь о мире. Следи за чистотой сердца – и обретешь милосердие.

«Стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, сродную и неразлучную с первой», – пишет святитель Игнатий.

Итак, 40 дней – 40 шагов.

Некоторые практические советы

1. Хорошо бы подключить зримое воплощение нашего постного усилия.

Если трудимся в одиночку, то прекрасно было бы ежедневно выписывать от руки выбранный на день текст. Это очень помогает буквально «прочувствовать», впитать слова Христа. Тем легче будет весь день держать их в уме и сердце.

2. Если же постимся и работаем над собой всей семьей, то можно попробовать следующее:

мы берем лист большого формата и рисуем в центре Вифлеемскую восьмиконечную звезду. От нее будет расходиться 40 лучей.

Каждый день мы рисуем по одному лучу и над ним вписываем Евангельский текст, выбранный на день. Текст, скорее всего, не поместится, поэтому будем писать кратко: Мф. 5, 11. Ин. 15, 1.

3. Детям, возможно, будет интересно приклеивать каждый вечер к лучу с текстом стикер-звездочку, как символ того, что за день света в душе и семье стало больше.

От этого занятия можно легко перейти к формированию привычки ежедневного анализа прожитого дня.

А можно и проще поступить: выписываем на специально купленный с этой целью планер евангельский текст дня. Детям будет интересно, если при этом будем назначать дежурного.

Вот, наверное,и все.

И, конечно, будем просить у Господа мудрости, сил и решимости хранить Его слова!

Рождественский пост – это путь навстречу Спасителю.

Хорошо бы пройти его с молитвой: «Господи, помоги мне, сделай мое сердце Вифлеемской пещерой!»

Пост – это время, когда нужно хотя бы попробовать сделать что-то решительное, выйти из компромиссов, стремиться к вере и верности.

Это и будет для нас путь в Вифлеем.

40 духовных упражнений,
основанных на Евангельских заповедях
(примерный список)

Пояснение: последние три дня посвящены тому, чтобы принести Богомладенцу наши душевные дары: «веру, яко злато, молитву, яко ливан, любовь, яко смирну».

1. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).

Крайняя нужда в Боге, осознание своей беспомощности без Его благодати – вот что сделаю сегодня корнем и основанием своей деятельности, душевной и телесной.

2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4).

Постараюсь оплакать свои грехи, чтобы и прежние омыть, и от новых уберечься. Нет слез? Но одно сердечное воздыхание может быть ценнее их (преподобный Паисий Святогорец).

3. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5).

Сегодня я буду ориентироваться во всем своем поведении на 3-ю заповедь блаженства. Буду мягким в слове, спокойным в поступках, невозмутимым в любых обстоятельствах, мирным с собой и другими. Хотя бы через силу, если не от души, буду пребывать кротким.

4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6).

Весь день буду стремиться поступать угодно Христу, честно, строго и серьезно, не уступая и не поблажая себе.

5. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

Сегодня я потружусь над милосердием, буду весь день держать в памяти слова Христа: «Что сделали одному из сих, Мне сделали» – и руководствоваться этим во всех делах моих и словах.Все внимание сегодня обращу на доброту и любовь, помня, что «именно на этой частоте работает Бог» (преподобный Паисий Святогорец).

6. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8 ).

Сегодня я потружусь над исполнением 6-й заповеди блаженства – над приобретением чистоты сердечной. Буду особенно нетерпимо относиться ко всему, что загрязняет душу извне (через глаза и уши) и изнутри (через мысли), причем буду помнить, что не только скверные мысли, но и эгоизм, и злость, и нетерпение, и нерадение также составляют нечистоту души.

7. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

Cегодня я всеми силами буду стараться удерживать мир: в сердце, в отношениях с ближними (под этим буду подразумевать сохранение доброжелательности, какие бы противные сему ни встречались обстоятельства) и в отношениях с Богом (при малейшем грехе буду тотчас испрашивать мысленно прощения и так сохранять с Господом живую связь).

8. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 10–11).

Все искушения в этот день буду встречать с уверенностью, что любящим Бога всё содействует ко благу. Следовательно, не буду терять мира сердечного.

9. Сегодня я задумаюсь над тем, что Бог хочет видеть меня счастливым, а путь к счастью – это заповеди блаженства (счастья). Следовательно, я задумаюсь над тем, как я исполняю их. Помню ли их? Повторяю ли ежедневно, встав утром, чтобы они, подобно карте, всегда были перед глазами? Тружусь ли над приобретением смирения, покаяния, стремления к Богу, кротости, мира, чистоты, милосердия, терпения?

10. «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21, 22).

Настроюсь сегодня так, чтобы все мои поступки, слова и мысли сегодня были соотнесены с Христом.

«Итак, когда худое на ум нам придет, будем так говорить: я не стану этого делать, потому что Иисус Христос этого не любит. Когда доброе придет на мысль, будем так говорить себе: я сделаю это потому, что Иисус Христос это любит»[3].

11. «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).

Ни о каком деле, слове или помышлении греховном не позволю себе сегодня подумать: «Это пустяк». Ни в чем не подам дурного примера тем, кто меня окружает.

12. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5, 25).

Этот день посвящу беседе со своим соперником-совестью. Заставлю себя, наконец, услышать то, чего слышать не хочется. Признать неправым то, что так рьяно защищает мое сердце. Я задам себе вопрос: «Каким человеком хочет меня видеть Христос?» Для ответа мне надо будет открыть Евангелие и книгу своей совести.

13. «А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Посвящу этот день тому, чтобы простить старые обиды. Сделаю, если это возможно, хотя бы самое малое добро тому, кто враждебен ко мне. Если же это невозможно, то от сердца помолюсь за него.

(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 29 Ноября 2024, 12:53:57 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106623

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #51 : 29 Ноября 2024, 11:51:23 »

(Окончание)

14. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф. 6, 22).

Обращу сегодня особенное внимание на свой ум, который называют оком души. Я буду тотчас, едва обнаружив их в сердце и уме, отсекать осуждение, злопамятство, равнодушие, черствость, злорадство, эгоизм, обидчивость.

15. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Спрошу себя: что для меня значит Царствие Божие? Ищу ли я его внутри себя? И на каком оно для меня стоит месте? Весь день буду ставить на первое место слова Христа, а свои пожелания, расположения, мнения – на второе.

16. «Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1).

Сенгодня я запрещу себе осуждение в любом его виде, ибо осудить можно и без слов, взглядом или жестом. Буду отсекать и мысленное осуждение.

17. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).

«Господи, поступай со мной так, как я поступаю с моими ближними». Весь день я постараюсь прожить так, чтобы вечером я смог (смогла) искренне произнести эту молитву. Для начала я буду упражняться в чуткости и доброте. Буду особенно внимателен (внимательна) к просьбам и словам своих ближних.

18. «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13).

Сегодня я буду утеснять мое самолюбие, в чем бы оно ни проявлялось, помня, что и маленькое понуждение себя может иметь большую цену, а в духовной жизни мелочей нет.

19. «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узна́ете их» (Мф. 7, 19).

Вот какие плоды – «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гал. 5, 22) – хотя бы в зачаточном состоянии надлежит мне принести Господу. А затем спрошу себя, что и как мне нужно совершить в оставшуюся часть пути, чтобы принести свои скромные дары Христу. Что я принесу вместо золота, ладана и смирны? Веру, показанную жизнью по Евангелию? Труды по очищению души? Деятельную любовь к ближним? Усердную, теплую молитву? За оставшиеся дни я могу хотя бы положить начало, а Господь поможет довести начатое до конца.

20. «Что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8, 26).

Постараюсь сегодня трудиться над верой и надеждой. Восстанут внутренние или внешние волны – обращусь тотчас ко Христу.

21. «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 42).

С утра попрошу: «Господи, научи, открой мне, чем я сегодня могу послужить моим ближним?»

«Оплету весь день цепью малых дел, не смущаясь их малостью»[4].

22. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

Постараюсь сегодня провести весь день в бодром и добром напряжении, не распускаясь ни телесно, ни душевно.

23. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

Потружусь сегодня над тем, чтобы удерживать сердце в расположении кротком и смиренном. Буду помнить слова преподобного Силуана Афонского о том, что в смиренном сердце, как в море, тонет любая скорбь.

24. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36).

Сегодня особенно буду следить за языком, чтобы только добрые слова исходили от меня. Запрещу себе резкость, одергивание, оговаривание, недоброе подшучивание, иначе говоря – всё, что может смутить или огорчить ближнего.

25. «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 36, 37).

Сегодня посвящу день милосердию вещественному и душевному, с терпением и радушием послужу тому, кто будет нуждаться во мне.

26. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Сегодня я постараюсь особенно усердно помолиться утром. Введя Христа в сердце живой верой и молитвой (праведный Иоанн Кронштадтский), весь день постараюсь хранить это единение, тщательно наблюдая за всеми своими словами, мыслями и делами, храня веру и верность.

27. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 29).

Встану сегодня вниманием у дверей сердца, и едва покажется из него голова змеи-страсти, ударю ее именем Господа. «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!»

28. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Мирно встречу сегодня все скорби и трудности, поблагодарю Бога за всё, что кажется мне особенно тягостным.

29. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Усиленное внимание сегодня я обращу на пост – телесный и душевный, и сердечную, живую, собранную молитву. Постараюсь как можно чаще обращаться ко Господу с краткой молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Не позволю себе поспешности и небрежности, но реально поставлю себя в присутствие Живого Бога.

30. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Постараюсь сегодня, особенно когда молюсь, отбросить свою сложность и двойственность и обратиться к Богу с искренностью и простотой малого ребенка.

31. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).

Осмотрюсь внимательно – не исходит ли от меня какое-либо искушение для ближнего? Не подаю ли дурного примера в крупном или малом? Не заражаю ли ближних, в первую очередь своих близких, равнодушием, холодом, нечуткостью, равнодушием, осуждением, эгоизмом?

32. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 35).

Может быть, с Прощеного воскресенья на моем сердце уже вновь появилась накипь обиды, гнева, злопамятства. Самое время снять ее, и этому я посвящу сегодняшний день.

33. «Войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мф. 22, 11).

Выделю сегодня время на то, чтобы тщательно осмотреть свою брачную одежду; в ней всего через 7 дней мне предстоит идти на брачный пир Рождества Христова.

Крупные и мелкие пятна на ней завелись? Очищу покаянием. Насела пыль недобрых мыслей? Очищу покаянием и трезвением. Посерела и поблекла она от моей холодности сердечной? Очищу покаянием и теплой молитвой:

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, но не имею одежды, чтобы войти мне в него. Просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси меня!»

34 «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16, 24).

Если у меня нет ни чистоты сердечной, ни истинного покаяния, то есть хотя бы язык и уста. Ими и буду приносить Ему молитву

Сегодня я постараюсь как можно чаще обращаться ко Господу с краткой молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Если у меня нет ни чистоты сердечной, ни истинного покаяния, то есть хотя бы язык и уста. Ими и буду приносить Ему молитву.

35 «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Сегодня я особенно усердно буду размышлять о Святом Причастии. Господь стал Младенцем в том числе и для того, чтобы дать мне Свои Плоть и Кровь. Стало быть, Рождество отверзает мне врата литургии. Христос в каждом Причастии доверчиво вручает Себя мне, как отдал Себя в руки Симеона Богоприимца. От этой мысли я почерпну благодарность Спасителю и остерегусь осквернять себя грехами. Напротив, попытаюсь определить, какой из грехов наиболее сильно отделяет меня от Бога и крадет Его у меня, когда я сподобляюсь Святого Причастия. Я постараюсь довести свое размышление до той точки, чтобы появилось отвращение к этому греху. Это станет отправной точкой для освобождения от него с помощью Божией.

36. «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11).

Сегодня я подумаю над тем, что я могу принести Христу вместо ладана. «Песнопение, яко ладан», – поется в стихире перед Рождеством. Стало быть, постараюсь, чтобы моя молитва в эти дни была исполнена благодарения, сердечного к Богу устремления и теплой любви.

37. «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11).

Сегодня я подумаю, что могу принести Христу вместо золота. «Веру яко злато». Но веру живую и животворящую, веру, выражаемую жизнью по слову Того, в Кого верую. Хотя бы начатки принесу такой веры – «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

38. «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11).

Сегодня я подумаю над тем, что могу принести вместо смирны. «Любовь яко смирну». Христос так нас возлюбил, что принес Себя нам в жертву, а путь этот начинается с Вифлеемской пещеры. Следовательно, и я принесу Ему благодарение за Его любовь ко мне устами, сердцем и делами благими.

Принесу Ему благодарение за Его любовь ко мне устами, сердцем и делами благими

39. Сегодняшний день я сделаю днем активного милосердия. Я накормлю Христа голодного и одену Его, а пошлю Ему еду и одежду через тех, кто нуждается в них. Я придумаю, для кого я могу сделать приближающийся праздник ярче, а кому и создать его.

40. Встречу Христа в храме, поклонюсь Ему и приму Его в себя, а затем попрошу, чтобы мое сердце навсегда стало Его домом.

Анастасия Андреева, Владимир Шишкин

27 ноября 2024 г.

[1] Святитель Игнатий Брянчанинов

[2] Игумен Никон Воробьев

[3] Протоиерей Родион Путятин.

[4] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).


https://pravoslavie.ru/164993.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106623

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #52 : 29 Ноября 2024, 13:31:09 »

Священник Артемий Прозоров

Рождественский пост для начинающих



Священник Артемий Прозоров, Глазовская епархия (Удмуртия)

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://rutube.ru/video/6975761b111644ee3cd3488e68daf7d5/

Записан
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!