КИЕСКАЯ БИТВА ЗА ЦЕРКОВНОЕ ЕДИНСТВОТактическая победа – не повод почивать на лаврахИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Визит Святейшего Патриарха Алексия в Киев сорвал планы Ющенко по отторжению Украинской Православной Церкви от Русской. Патриарх выдержал не только многочасовые службы, но и выпады и демарши, унижающие и его, и Русскую Православную Церковь. Надо отчетливо понимать, у какой черты находились Русская Православная Церковь и Россия до 26 июля, когда в Киев прибыл Святейший Патриарх Алексий Второй. Общая Церковь России и Украины – это единственное и последнее, что удерживает от превращения Украины в антироссийское государство (все остальное уже сделано: добивается система русскоязычного образования, на политическую сцену выходит поколение, которому с детства вдалбливают, что Россия и русские – это главные исторические враги Украины, которые «аннексировали» «Украинскую Церковь»).
Хороша, однако, «аннексия»: источники свидетельствуют об однозначно русском и российском самосознании жителей Киева, Львова и Вильны в XIV–XVIII веках. На эту тему М. Максимович (1804–1873) – знаменитый южнорусский этнограф и историк, называвший себя «щирым малороссиянином», написал работу «Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси», отрывки из которой уместно процитировать: «Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до ее присоединения к Руси восточной; будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединении ее с Русью Великой или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях имена Русь, Русский начали заменять по греческому произношению их именами Россия, Российский? Ответ: с 90-х годов XVI века... Основанием такого ответа служат книги, печатанные в разных областях Русских».
В результате воссоединения 1654 года уроженцы Киева и Львова начиная с XVIII века сделались хозяевами положения на научном, литературном и церковном поприще России. Особенно на церковном. При Петре Первом малороссы стали подавляющим большинством в епископате и учебных заведениях Русской Церкви, они крестили и просветили Сибирь. То есть малороссы, как с гордостью себя называли тогда украинцы, строили и возглавляли Русскую Православную Церковь со времен идеолога Воссоединения Патриарха Никона, а после воссоединения Киевской митрополии с Русской Церковью в 1686 году заняли в ней ведущее положение. Насильно, «из-под палки» так не бывает. Таким образом, «самая украинская Церковь – это Русская Православная Церковь. А «патриоты Украины» – сторонники «поместной украинской церкви» – это «антиукраинские антинационалисты», взрывающие святыни веры и истории.
Можно сказать и иначе: они патриоты США, НАТО, но не Украины. Их не смущает подчинение таким религиозным центрам, как Ватикан и Стамбул, но только не Москва, которая в XVII веке не поработила, а спасла Украину от полной латино-польской ассимиляции. Мало того, сторонники «Поместной украинской церкви» и не стесняются говорить, что следующим этапом после отделения Украинской Церкви от Русской будет ее уния с Ватиканом. «Придворный» политолог Ющенко Вадим Карасев прямо пишет, что «сегодня фактически происходит “переориентация украинского православия с северного, русского, православия на европейское”… Европейское православие – это Византия, это восточная ветвь христианства, напрямую связанная с западной ветвью христианства», считает он.
Однако, оранжевые «богословы» сами хоронят идею «поместной украинской церкви», утверждая, что она будет униатской. По Карасеву получается, что «европейское православие» – это уния. Таким образом, борьба против отделения Украинской Церкви от Русской – это борьба за само Православие. А «План создания поместной украинской церкви» – это «План борьбы с Православием». Такой «план» проболтал ближайший соратник главы т.н. «Киевского Патриархата» Филарета Денисенко, соавтор «филаретовского» раскола Леонид Кравчук. Согласно этому плану патриарх Варфоломей, считающий себя «восточным папой», паства которого составляет паству одного московского или киевского благочиния, «признает» «Киевский патриархат» и «Украинскую автокефальную церковь».
Несомненно, Русская Православная Церковь одержала крупную тактическую победу – немедленной легитимации раскольнических групп во время визита патриарха Варфоломея не произошло. На все сто процентов сработали и миссионерские технологии, отработанные дьяконом Андреем Кураевым в сотрудничестве с рок-музыкантами России и Украины: триумфальное выступление митрополита Кирилла перед стотысячной молодежной аудиторией – тому свидетельство. Оно доказало также то, что «оранжевая пропаганда» в молодежной среде Украины обратима, опровергаема в случае системного использования Русской Православной Церковью творческих, креативных, рассчитанных на молодежь методов миссионерской деятельности.
КОМУ НУЖЕН «ПРАВОСЛАВНЫЙ КОЗЫРЕВ»?
Однако эта тактическая победа – не повод почивать на лаврах. Совершено очевидно, что скорейшим образом должны быть реализованы решения Архиерейского Собора, скрепляющие единство Церкви – о создании Патриаршего подворья в Киеве и подворья Киево-Печерской Лавры в Москве. Печерское подворье в Москве должно находиться в знаковом месте.
Слова В. Ющенко, сказанные на встрече с Варфоломеем о том, что он выступает за «единство Церкви, государства и нации», выглядят куда более привлекательно, чем рассуждения российских государственных чиновников «о многоконфессиональной России», тем более что по всем нормам европейского права с 82% православного русского населения плюс православными осетинами, якутами, мордвой и чувашами Россия считается моноконфессиональной страной.
Чтобы консолидировать вокруг Москвы-«Третьего Рима» православные народы, Россия должна стать страной эталонных церковно-государственных отношений. Однако высшее политическое руководство России так и не ответило на просьбы Архиерейского Собора об установлении праздника св. Владимира как государственного, о введении ОПК в школах и военного духовенства в армии. Тревожным симптом является и поддержка из околовластных кругов портала «Кредо.Ру», который в дни визита Патриарха Алексия занял откровенно антироссийскую позицию, поддержав «план Ющенко и Кравчука».
Сразу после победы Русской Церкви в Киеве этот штаб антицерковной пропаганды начал кампанию по дискредитации этой победы, причем с позиций, противоречащих национальным интересам России. Идеолог «Кредо» В. Лурье выступил с программной статьей, в которой заявляет, что Россия якобы заинтересована в создании «Поместной украинской церкви» и что российская власть должна «поставить на место» «коллективного олигарха» в лице Русской Православной Церкви, воссоздав «госорган по делам религий».
Одновременно с подачи «Кредо.Ру» поддерживается раскол, учиненный бывшим чукотским епископом Диомидом, который, при всем своем деланном «суперпатриотизме», давно стал игрушкой в руках компрадорских антироссийских сил. Мы видим, что его действия, как и действия украинских раскольников, координируются идеологами этого одиозно антицерковного штаба. Показательно, что Диомид провозгласил «анафемы» Патриарху Алексию и митрополиту Кириллу именно перед Патриаршим визитом в Киев. К слову, один из фанатиков Диомида написал в портале «Маркетинг и консалтинг», что вследствие «анафемы» Диомида у патриарха Алексия отключился микрофон при выступлении на Владимирской горке. Этот оккультный бред при всей абсурдности является подыгрыванием «оранжевым» – по логике, единственно, кому было выгодно вырубить микрофон, – это тем самым силам Варфоломея.
Одновременно политтехнологами с «Кредо» в церковную среду запускается тезис о том, что митрополит Кирилл – это «православный Громыко», и «утка», что его внутрицерковные оппоненты не прочь занять «более гибкую» позицию в вопросе отношений с Константинопольским Патриархатом и в украинском вопросе, и в молдаво-румынском вопросах. На самом деле, эти антицерковники только подтвердили правоту Патриарха Алексия и Главы ОВЦС – быть «православным Громыко», «мистером “нет”» намного лучше, чем «православным Козыревым» или, назовем вещи своими именами, «православным» Иудой.
Между тем, реализация идеи Лурье о «российской помощи» в утверждении «Поместной украинской церкви» приведет к тому, что «руками Москвы» буде создано оружие против Москвы – униатская конфессия, один из создателей которой Филарет Денисенко будет служить о «победе над москальским супостатом». А создание «госоргана по делам религий» подорвет жизненно важный геополитический проект России как лидера православного мира – о каком лидерстве может идти речь, если в России будет воссоздан, в любой форме, инструмент подавления Церкви, против чего сама Церковь непримиримо настроена.
«РУКА МОСКВЫ» ДОЛЖНА ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ПРОПАГАНДИСТСКИМ МИФОМ
Что же делать? Только не сдаваться и не торговаться в вопросе единства Русской Церкви. В ответ на одну политическую волю – Ющенко – России логично перестать стесняться очевидного факта, что единство Русской Православной Церкви, неотделимость УПЦ – это святыня, это подлинный и глубокий интерес русского и украинского народов.
В ответ на игры Ющенко с Варфоломеем логично по-настоящему поддержать УПЦ. Например, предоставить для московского подворья Киево-Печерской Лавры участок не где-нибудь, а в Московском «Сити», в результате чего Лавра сможет и реализовывать огромные, «всея Руси» миссионерские программы, и быть материально независима от могильщиков Православия.
Вообще, «рука Москвы» должна, наконец, перестать быть пропагандистским мифом. Нечего стесняться публично заявить, что Константинопольский патриарх станет фигурой, мешающей развитию добрососедских и взаимовыгодных российско-турецких отношений, если вмешается в ситуацию на Украине.
Россия столетиями помогала Православным Поместным Церквям. Надо возродить благую традицию. Например, Александрийская нуждается в помощи своей африканской миссии, Элладская пытается противостоять требованиям ЕС, призывающим к секуляризации Греции. А ведь сейчас Албанская, Элладская, Кипрская и Польская Православные Церкви не имеют подворий в Москве – столице мирового Православия! Одно из греческих подворий логично разместить в Греческом монастыре на Никольской улице в Москве, кроме того, для Московского Патриархата это будет аргумент требовать скорейшего освобождения зданий Никольского Греческого монастыря от незаконных арендаторов. Необходимо также задействовать в диалоге с греческим миром общественно-политические структуры, такие как Межпарламентская Ассамблея Православия.
Православным интеллектуалам логично помочь Церкви в вопросе презентации на Украине концептуальных общецерковных документов – Концепции прав человека и Миссионерской Концепций Русской Православной Церкви, демонстрирующих интеллектуальное превосходство над проектантами «Поместной украинской церкви». Пригласить к обсуждению этих документов светских интеллектуалов, даже «очарованных» «оранжевым» проектом. Стесняться и бояться своей правоты нам нечего.
http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=10416