Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 18:59:52  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Особое почитание Премудрости. К вопросу о софианстве  (Прочитано 2152 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 24 Января 2017, 13:24:44 »

Особое почитание Премудрости

К вопросу о софианстве



Великий князь Владимир, после святого Крещения, всем сердцем и разумом воспринял Православие и как новый, благочестивый человек взялся строить на Руси святыни. Так в Новгороде, что на реке Великой, повелел воздвигнуть величественный храм в честь Софии Премудрости Божией, а в нём поставить икону греческого перевода – преемственность Великого Новгорода от святынь Царьграда-Константинополя. Софийный храм и его великая икона поныне являют Божественную красоту нашим людям. Образ Премудрости олицетворяет творческую любовь Божию, одухотворённую Духом Святым. «Премудрость созда себе дом» – эти древние слова приходятся и к храму, и к стране в целом, где он воздвигнут, и где люди умудряются жизнью. А Софийская церковь издревле поставлена и в Киеве, и в Москве, и в Ярославле, и в Вологде, и многие другие города Православной отчизны украшены Премудростью Божией.

Что же подразумевают верующие под этим сокровенным знамением? София знаменует собою духовность твари и её красоту – святость, чистоту и непорочность. Она и разум твари, её смысл, и её же правда в целом. Сокровенный человек украшен кротостью, целомудрием сердца и свободной волей. Ангел-Хранитель – вот прообраз человека в его идеальной сущности. А изображали Премудрость Божию умозрительно, по-разному, но всегда Боговдохновенно. Царьградские изографы представляли Премудрость началом путей Господних, замыслом Творца о тварной жизни: в Премудрости познаем Зиждителя. Символ Премудрости – Ангел, его власть космическая, небесная Сфера – его дом. Горний мир исполнен звёзд, изукрашен бирюзово-голубым духовным небом. Юстинианов храм в Константинополе посвящён Софии. На Руси подобное наблюдаем на иконе Софии Новгородской.

Икона эта и по замыслу, и по письму поистине великая. Посвящена Пречистой Богородице, всем путь спасения показующая, Она, как столп огненный среди мглы греха, отгоняет полчища наших страстей, приобщает к вечности. Образ исходил от души, изображая то, что таилось в глубинах народного религиозного сознания. В центре иконы на престоле женоподобный Ангел, с крыльями и золотой короной на голове. Его трон утвержден на седьми столпах, ноги упираются на камень – символ неизменяемости истины, лицо и руки огненного цвета, в ушах тороки, по-старинному слухи. По правую руку Ангела, олицетворяющего Премудрость Божию, предстоит Богородица, Подательница божественной благодати, Пречистая и Преблагословенная; по левую руку Ангела изображён Иоанн Креститель. Над духовным небом – вокруг ангелы, славящие Распятие.

В Духе Святом созерцаем Премудрость Божию или Софию: «Вся премудростию сотворил еси!» – сказано в 103  псалме. Нетленный твой Дух пребывает во всём – повторим словами Писания. Так София, или Премудрость Божия, принадлежит всей Пресвятой Троице. Надо сказать, существовали и другие изводы иконографического изображения Премудрости. В ярославской церкви Иоанна Златоуста на старинной иконе Премудрость создала себе дом и под сенью восседает на облаченном престоле. Сень удерживается шестью столпами, а седьмой – Крест.

На Киевской иконе Премудрости в Киевском Софийском соборе изображена Богоматерь, стоящая на семиступенчатом амвоне, в руках Она держит Богомладенца, под ногами серп Луны, лежащий на облаке. Церковь воспевает Пречистую Деву Марию, Высшую и Ширшую Небес, называя Её Звездою Пресветлою, Владычицей мира. И Подательница Божественной благодати Пречистая и Преблагословенная Матерь Господа вдохновенно изображена  изографами на Богородичных иконах под самыми разнообразными величаниями: Живоносный Источник; Неопалимая Купина, объятая пламенем Святого Духа; Радость всех радостей; Нечаянная Радость; Заступница Усердная; Скоропослушница; Целительница; Державная Царица – водительница всех русских патриотов; Утоление Печали, Всех скорбящих Радость, Взыскание Погибших, Умягчение злых сердец. Не перечислить всех знаменований Богородицы, запечатленных в Ея образах, молитвенно утвержденных в душах верующих, благочестивых людей. Премудрость Божия, явленная открыто или тайно и сокровенно, пребывает во всём, и Богородица помогает нашим душам живиться дыханием Духа Святого.

Премудрость Божия София празднуется в день Успения Богоматери 15 августа (церковного стиля) или в День Рождества Богородицы. По всей Руси справляли службу Премудрости Божией: и в Москве, и в Ярославле, и в Вологде, и на Урале, и в Сибири. Почитание Премудрости Божией было повсеместно. Софийные храмы ставили не только в столицах Империи, но и в глубокой провинции. Так, князь Порфирий Николаевич Енгалычёв (1769 – 1829) в своём имении Малый Студенец, что в Шацком уезде Тамбовской губернии, построил храм Рождества Богородицы, напоминающий внешне величественный пятикупольный собор Софии, Премудрости Божией, в Царском селе (архитектор Камерон), воздвигнутый при Екатерине Великой. А в Москве было два Софийных храма: один на Лубянке, другой напротив Кремля, за Москвой-рекой. Там даже Софийская набережная есть. Древнейшие тексты Службы хранились в Синодальной библиотеке. Служба составлена видным поэтом  и прозаиком XVII века князем Семеном Ивановичем Шаховским (ск. 1654), оставившем после себя большое число произведений гимнографических, а также исторических повестей, похвальных слов и посланий. Год его рождения неизвестен, но документально удостоверено, что в 1606 году князь был послан под Елец вместе со стольниками и стряпчими для наведения порядка в северских городах, позже участвовал в военных походах и дипломатических сношениях. Среди его многочисленных сочинений заметный интерес представляют повести о царевиче Димитрии, а также жития Прокопия и Иоанна Устюжских. Получив имение в Вологде, князь Шаховской пишет житийный текст Димитрия Прилуцкого, составляет вирши и молитвословия. Впервые «Служба Софии Премудрости Божией» напечатана архивариусом Св. Синода Антоном Ивановичем Никольским (1857 – 1914) по новгородскому списку в 17-м выпуске «Вестника Археологии и Истории» за 1906 год (с. 69 – 100). Публикацию археограф снабдил обстоятельной вводной статьёй (с. 69 – 79) и приложениями. Здесь на страницах 81 – 91 приведен как текст самой «Службы», так и сказания, в частности, о Константинопольском Храме  Премудрости Божией при Юстиниане и о том, как Новгородским архиепископом Геннадием был причислен к двунадесятым владычным праздникам день Успения Пресвятой Богородицы. «Дай, Господи, познати Тебе своей и словесной твари и, познав, прилепитися и долготерпение благодати Твоея воспети, и угодная Тебе творит ипостасной Божии Премудрости Господу нашему Иисусу Христу, яко препрославлен еси со безначальным Отцем и со пресвятым и благим и животворящим Духом». Завершается публикация А.И. Никольского словом от редакции этого академического повременного издания. Исследование вышло отдельным оттиском, а затем перепечатано в 13 томе «Русской исторической библиотеки», подготовленном Археологическою комиссией в 1909 году (с. 837 – 876). Третье издание «Службы Софии, Премудрости Божией» вышло в свет в Петрограде в 1925 году. Так что текст А.И. Никольского надо считать образцовым.

Спустя шесть лет после первого издания этого литургического творения вышло новое издание «Службы» в 1912  году, подготовленное свящ. Павлом Александровичем Флоренским по списку Московской Софийской церкви на Лубянке. Список изготовлен в 1835 году, но текст восходит к более раннему времени и во многом совпадает с тем, что был обнародован архивистом А.И. Никольским. В послесловии о. Павел замечает: «Свою значительность рукопись эта получает главным образом от того, что она не достояние археологии, а предмет живого церковного обихода. В церкви, которой принадлежит рукопись, доселе по ней справляется 15 августа служба Софии, Премудрости Божией». Текст набран кириллицей. Сперва он был помещён во втором номере «Богословского Вестника» за 1912 год, а затем вышел отдельным журнальным оттиском (23 с.). Эта публикация о. Павла вызвала резкую критику со стороны некоторых церковных авторитетов. Так, архимандрит Никанор в своих библиографических заметках «Случайное издание», выпущенных отдельной брошюрой (М., 1913), назвал предпринятую попытку Флоренского «сплошным недоразумением». В чём же его упрёки? Прежде всего, не упоминается первое издание археографа А.И. Никольского, вышедшее перед тем. «Мне не удалось видеть её», – признаётся П.А. Флоренский в своей книге «Столп и утверждение истины» (1914, с. 776), где приведён исключительно обширный список публикаций по вопросу Софии. И казалось невероятным, что такому всестороннему исследователю не попался на глаза академический журнал, и в нём заглавная статья А.И. Никольского, известного историка и археографа. Не сравнил публикатор храмовую рукопись с рядом манускриптов  «Службы», имеющихся в библиотеке МДА, в которой начинал трудиться этот молодой, талантливый учёный. Упрекали его и за сокращение текста: исключено сказание о построении Софии Новгородской и описание самого храма. Не вошло в изданный текст увещание к читателям.

В своей фундаментальной книге «Столп и утверждение истины», выпущенной в свет нео-христианским издательством «Путь» (М., 1914, 814 с.), Павел Александрович Флоренский посвятил учению о Софии, Премудрости Божией, отдельную главу, пожалуй, центральную в этом труде (с. 319 – 392), снабжённую при этом ещё и солидным комментарием. По существу, здесь были исследованы или просмотрены всевозможные источники богословского и светского характера, не исключая и тех, что опирались на гнозис, так ценимый в орденской среде: это будут книги Я. Бёма, Л.К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга, И. Пордеджа, Ф. Баадера. Из русских мыслителей им наиболее почитаем Владимир Соловьёв, с его учением о «Мировой душе». Заставки ко всем частям «Столпа» взяты из альбома «Эмблемы и символы» Амбодика-Максимовича, особо ценимого масонами за олицетворённые прообразы. В целом, труд П.А. Флоренского представляет собою обширный свод православных источников, содержит много важных богословских толкований и выводов. Но западная традиция с её явными гражданскими предпочтениями, даже в небольшой примеси, толкала новых богословов в сторону нео-христианского модернизма. Впоследствии софианские воззрения найдут своё яркое выражение в трудах С.Н. Булгакова и будут рассматриваться в Православии как софианская ересь. Об этом в 20-30-е годы прошлого столетия поведут споры и в Зарубежье, и в России. Московская богословская мысль оформлена в публикациях В.Н. Лосского и в Послании Московской Патриархии. Разумеется, несхожие мнения допустимы, если не противоречат Евангельским истинам. Учение Православной Церкви о промыслительной Премудрости Божией доступно изложено в статье прот М. Помазанского, напечатанной в «Православной Руси». Там же рассматривается и вопрос о софианстве.

Служба Софии, Премудрости Божией, была создана князем С.И. Шаховским в конце XVI столетия. В архиве Посольского приказа он упоминается уже в 1573 году, а в 1707 году служба была исправлена и дополнена прологом, стихирой и каноном в честь Софии – написаны Иоанникием Лихудом.

В таком виде литургическое творение с тех пор и бытует в нашей церковной жизни. Судьба печатного текста прослеживается нами на основе публикаций, указанном в кратком библиографическом перечне.

 

Литература:

Никольский А.И. София, Премудрость Божия. (Новгородская редакция иконы и службы Св. Софии). // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. Вып. XVII. СПб.: тип. П.П. Сойкина. 1906. С. 69 – 102.

Свящ. Павел Флоренский. Служба Софии, Премудрости Божии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1912. 19 с. Отд. оттиск журнала «Богословский Вестник». 1912. № 2.

Архимандрит Никанор. Случайное издание (библиографическая заметка). М.: Печатня А.И. Снегиревой. 1913. 8 с.

Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М.: «Путь». 1914. Письмо десятое: София. С. 319 – 392. Примечания. С. 751 – 779.

Прот. Михаил Помазанский. Соблазны философского «творчества» в Богословии. // Православная Русь. 1954. № 11. С. 4 – 7.

Протопресв. Михаил Помазанский. Как учит Церковь о Промыслительной Премудрости Божией. // Православная Русь. 1976. № 8. С. 8 – 9; № 10. С. 4 – 6.

Лосский В.Н. Спор о Софии: Статьи разных лет. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства. 1996. 194, [2] с.

Буланин Д.М. Шаховской Семен Иванович. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.). Ч. 4. Т – Я. Дополнения. СПб. 2004. С. 275 – 286.

Чекмарёв А.В. Влияние Царскосельской Софии на архитектуру усадебных церквей. // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 18 (34). СПб.: «Коло». 2013. С. 312 – 329.

А.Н. Стрижев, М.А Бирюкова

http://www.voskres.ru/articles/biryukova1.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 24 Января 2017, 13:29:04 »

София Премудрость Божия

Новгородская редакция иконы и служба Св. Софии



По примеру Святой Софии Константинопольской, в России, вскоре по принятии ею христианства из Византии, построены были храмы во имя Святой Софии Премудрости Божией в Киеве (заложен в 1037 году) и в Новгороде (заложен сыном великого князя Ярослава, Владимиром, в 1045 году и освящен 14 сентября 1052 года епископом Лукою [1]), а позднее в Вологде, Тобольске и Полоцке. Что же разумели греки и русские под именем Святой Софии Премудрости Божией? Прямой и точный ответ на этот вопрос мы должны найти в анализе, во-первых, храмовых икон Софийских храмов и, во-вторых, службы Святой Софии Премудрости Божией. Святая София Премудрость Божия на храмовых иконах изображена двояко: известно, что храмовая икона Киево-Софийского собора совершенно отлична от храмовой иконы Новгородского Софийского собора. На первой иконе Святая София изображена следующим образом: под сению, утвержденною на седми столпах, изображена в сиянии Божия Матерь с распростертыми руками, стоящая на серповид­ной луне, лежащей на облаке; под облаком амвон с семью (по Толстому, с шестью) ступенями. При персях Божией Матери, на воскрилии фелони, сидящий Младенец-Спаситель, в белом хитоне, с златою хламидою чрез левое рамо (плечо), десницею благословляющий, а в шуйце имеющий державу. По карнизу сени надпись (на греческом языке): «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». Над сению вверху изображен в лучах благословляющий Бог Отец, из уст Его исходят лучи, на них написаны слова Давидовы: «Аз утвердих столпы ея» (Пс. 74), пониже Его, в светозарных облаках Дух Святый окружен светлыми лучами, из которых должайшие простираются над главою Богоматери. По обеим сторонам Бога Отца, над сению же седмь крылатых ангелов: с правой стороны Михаил с пламенным мечом, Уриил с молниею, Рафаил с алавастром мира; с левой – Гавриил с лилиею, Селафиил с четками, Иегудиил с царским венцом, Варахиил с пуком цветов на белом платке. Пред Божиею Материею на ступенях амвона стоят праотцы и пророки. На всех седми столпах сени под капителями коринфского ордена эмблемы седми даров Святого Духа в кругах [2]. Итак, из анализа иконы [3] ясно, что Святая София Премудрость Божия – это Матерь Божия [4]. Новгородское изображение Святой Софии таково: на средине крылатый Ангел, лицом, одеждою и крылами огненного вида, в царском венце с крестом на верху, в царском далматике с орарем, который, выходя из-под правой руки, перегнут чрез левую; Ангел сидит на четвероножном, с подушкою огненного вида, золотом престоле, подпертом семью столпами; венец, далматик по опушке и орарь обнизаны перлами; в правой руке жезл с лучезарным кре­стом на верху, а в левой при персях свиток; над ушами «тороцы» или «слухи»; около него и престола голубое, в кругу, звездное небо с лучами по краям; под огневидными ногами круглое темное облако в виде подушки; около главы золотое окружение. По сторонам Ангела в предстоянии: с правой стороны Божия Матерь в червленой одежде, держащая при персях обеими руками круглую на голубом поле икону лучезарного Божественного Младенца, десницею благословляющего, а в шуйце держащего свиток; на левой Иоанн Предтеча во власянице под зеленою хламидою чрез левое рамо; у него правая рука прило­жена к персям, а в левой, опущенной, свиток, на котором написано: «Се агнец Божий»... Над главою Ангела, в небольшом огненном кругу, Спаситель в червленном хитоне с го­лубою хламидою, перекинутою через левое рамо, благословляющий обеими руками; от главы Спасителя на обе стороны про­стирается золотая полоса наподобие радуги. На сей полосе над­писи, как некоторые полагают, «Премудрость Божия» – нет. Над полосою, в виде радуги, звездное голубое небо, на кото­ром, над самою главою Спасителя, четвероножный золотой престол, а на престоле на свитке огненного вида изображена согну­тая книга (по Толстому раскрытая). По обе стороны престола по три крылатых ангела припадают к нему [5]. Старинные списки с нее находятся в Вологодском соборе (XVI в.), в Успенском соборе Сергиевской лавры и во многих храмах Поморья и Вятского края, иногда с разными отменами. В Холмогорском соборе содержание иконы много отличается от Новгородскаго первообраза. В Москве на наружной стене алтарной Успенского собора Божия Матерь и Предтеча, по сторонам сидящего ангела стоящие, изображены крылатыми [6]. Как видим, изображение Святой Софии на новгородской иконе сложное и замысловатое, и нет возможности ответить положительно, что означает эта икона: здесь возможно лишь то или другое толкование иконы. Уже в XVI веке в Новгороде заинтересованы были сюжетом этой иконы и толкованием его, и Зиновий Отенский, уступая настойчивому желанию новгородцев, написал толкование образа Софии Премудрости Божией. Вот что он сам говорит об этом [7]: «Слышах прящихся, не единаго, ни дву, но многих и глаголющих: что есть София Премудрость Божия и в чие имя сие церковь (Софийский собор) поставлена и в которых похвалу освятися? Иногда же и ко мне приходяще от любопрящихся и с докучанием многим мене пытающе: скажи нам, что слышал еси о сем?». Приступая к ответу, Зиновий предварительно считает нужным сказать: «Сия убо реку сам не от своего разума, но от священных источник», а затем объясняет Софию отношением ее к Сыну Божию на основании мест Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и на основании слов Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоустого и Иоанна Дамаскина. Сделав общее замечание: «Но и вси богословцы умыслиша постаси Сына (т.е. разуметь ипостась Сына Божия) Софеи рекше Премудрость, логос сиречь слово, силу Божию и сим подобное. Божия же Матери имян никако же приложиша, но ина словеса к ея чести превосходной приличная приложиша: чистая, пречистая, от всех родов избранная и прочая», Зиновий Отенский так заключает свое толкование нов­городской иконы Святой Софии: «Сия довольно есть имеющим ум мною указание о сем; престаните, братие, убо глаголати, яко неведом есть толк Софеи Премудрости Божией» [8]. Согласно с Зиновием Отенским и Иоанникий Лихуд в своем богословском сочинении: «Слово торжественное о Софии Премудрости Божией», которое написано по просьбе казначея архирейского дома иеромонаха Феодосия, под Премудростию Божиею разумеет во­плотившееся Слово Божие [9]. Общеизвестное распространенное в древней русской письменности толкование Софии Премудрости Божией, изданное Тихонравовым по спискам XVII в., по нашему убеждению, есть толкование новгородской иконы Святой Софии. Толкование следующее: «Неизреченнаго девьства чистота, смиренныя мудрости истинна, имеет бо над главою Христа слова (?) бо есть мудрость Сын Слово Божие, простерта бо не­беса выспрь Господа. Преклони бо небеса и сниде в Деву. Елико бо их любят девьство, подобятся Богородици. Си бо возлюби девьство, и роди Господа Иисус Христа. Любящи бо девьство ражает словеса детелнаа рекше неразумныя научают. Си же възлюби Иоан Предтеча и крести Господа Иисус Христа. Устав же девьства показает житье жестоко, имать же девьство лице девиче огнено. Огнь есть божество, попаляя страсти тленныя, просвещая же душю чисту. Имать же над ушима торока еже аггели имуть; житие бо чисто со аггелы равно есть; тороци бо есть покоище Святаго Духа. На главе же венець ей царскы; смиреная бо мудрость царствуеть страстми. Сан бо ея препоасан во чресла обраститоельскыи (?) в руце держаще скипетр, властельскый сан. Криле же огнены – высокопаривое пророчество и разум скор являеть. Зело богозрачна писца (на поле: пти) любящии премудрость. Егда видить ловца, выше возлетаеть; сице и любящеи девьство неудобь уловлени бывають от ловца диавола. В шуйца же имать свиток написан, в немже написаны недоведомыя скровенныя тайны; рекше преданаа писаниа; видети не достижена суть божественая действа ни аггелом, ни человеком. Одеяние света и престол, на немже седить, оного будущаго света покой являеть. Нозе же имать на камени; на сем бо камени съзижю церковь мою, и пакы: на камени мя веры утверди». Уже в словах: «Имать же девьство лице девиче огнено» можно видеть намек на то, что на иконе имеется в виду изображение девы, подтверждение чего, по-видимому, мы имеем в известном нам списке XV века того же толкования. Мы разумеем здесь статью рукописного сборника XV века Чудова монастыря за № 320 на лл. 341 – 343 под заглавием: «Словеса избранна от мног книг, въпросов и ответов, разноличных строк. Слово о премуд­рости I [10]». Начало этой статьи, выше нами приведенное, составляет текст того толкования Святой Софии, которое напеча­тано Тихонравовым; дальнейшее же продолжение статьи составляет значительных размеров дополнение к толкованию, кото­рое, как неизданное, ниже печатаем в I приложении. Здесь читаем: «Тресны златы любовь и чистота... Мониста заповеди многаа исправлена. Гривны и чепи о выи смирение и покорение... Ожерелие молчание... Обручи и перьстни страдба и труди, ручнии усерязи и колца безгневие и тихость», все названия женских украшений. Но, поддаваясь общему впечатлению от всей статьи в полном ее объеме, можно думать, что в ней мы имееем дело с толкованием аллегорического изображения идеи Святой Софии Премудрости Божией. Что в сем толковании имеется в виду аллегорическое изображение Софии Премудрости Божией, доказательством этого может служить то, что здесь приводятся толкования Соломона и Иисуса Сына Сирахова Премудрости Божией. Таким аллегорическим изображением является именно новгородская икона Святой Софии. К сожалению, мы не имеем никаких сведений о храмовой иконе Святой Софии Премудрости Божией в Константинопольской Софии. В одном из греческих списков известного и в древней русской письмен­ности сказания о создании храма Святой Софии Цареградской го­ворится: «Когда часть постройки была закончена, император однажды, в 6 (12-м, по нашему счету) часу дня пригласил к своему завтраку архитекторов. Один из них, Игнатий, уходя, оставил своего сына при постройке охранять оставленные ра­бочими инструменты. Мальчику явился ангел в виде евнуха в белой одежде и спросил, почему мастера, оставив дело Божие, ушли. Тот сообщил, где они, прибавив, что скоро вер­нутся. Ангел посылает мальчика призвать их и обещает остаться при постройке, пока он не вернется. «Клянусь тебе Святой Софией, которая ныне созидается, Словом Божиим, – го­ворит он, – я не уйду, пока ты не вернешься»... Царь тогда возносит хвалу Богу, так как явившийся был, очевидно, ангел; к тому же – и это главное – царь до сих пор не знал, во имя какого святого созидается храм. Это же явление указы­вало ему, что должно посвятить храм Премудрости Божией – Св. Софии [11]». Разговор мальчика с ангелом происходил на правой стороне храма [12]. В одном из юго-славянских списков того же сказания есть добавление, что на месте явления ангела отроку «чт на икона великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа утврьдисе» [13]. В одном из греческих списков описание трапезы заканчивается упоминанием о надписи, сделанной Юстинианом на ней, чего нет в греческом списке, из котораго нами выше приведен отрывок. Надпись следующего содержания: «Твое от Твоих Тебе приносим, Юстиниан и Феодора, раби твои, Сын и Слово Божие, воплотившийся и распятый нас ради; сохрани нас предстательством Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии» [14]. Но протоиерей  П. Соловьев в своем «Описании Новгородского Софийского собора» (53 и 54 стр.) основательно доказывает, что новгородская икона Софии Премудрости Божией должна быть признана «современною новгородскому Софийскому собору, писанною с греческого подлинника греческими изографами», с чем соглашается и известный археолог архимандрит Макарий, подтверждая, что и самый пошиб письма иконы чисто греческий ручается за глубокую ее древность». (Примечание второе к статье Игнатия, архиепископа Воронежского: «Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе». Записки Императорского Археологического Общества, т. XI, стр. 22).

Службы Святой Софии Премудрости Божией нет на греческом языке, нет ее и в древней русской письменности до XVII века, даже в Церковном Уставе нет никаких указаний ни на службу, ни вообще о праздновании Софии Премудрости Божией. Но от XVII и следующих веков мы имеем несколько списков службы Святой Софии [15]; из них мы пользуемся лишь семью списками, находящимися в рукописном отделе Синодального Архива и двумя новгородского Софийского собора [16]. В одном из них (№ 762) находится полная служба Святой Софии; она имеет следующее заглавие: «Служба Софии Прему­дрости Божии яже в Великом Новеграде»; в остальных шести (№№ 642, 686, 700, 852, 1366 и 2641) только один канон. В рукописях за №№ 762 и 1366 пред каноном читаем: «Канон Софии Премудрости Божии, ему же краегранесие по алфавиту даже до осмыя песни, обносит в себе 18 букв, по три буквы в песни, осмая и девятая творца имя знаменует, а по четвертому стиху в коейждо песни успенскаго втораго канона с прилогом равенства ради стихотворнаго метра»; отсюда видно, что соста­витель канона – Симеон. В рукописи № 2641 канон назван «творением Симеона новаго богозлова». Уже П.М. Строев в своем Библиологическом Словаре описал один сборник литературных произведений князя Семена Ивановича Шаховского (рукопись Московской Духовной Академии № 191), между кото­рыми значится тропарь Софии Премудрости Божией, который сходен с одним из тропарей, находящихся в поименованных рукописях Синодального Архива и Новгородского Софийскаго собора, а митрополиту Макарию известен был список, правда один, службы Святой Софии с молитвою (рукопись Московской Синодальной Библиотеки за № 1009), которые он признавал сочинениями князя Шаховского. Службу эту мы ниже (в II приложении) печатаем; она интересна уже по тому одному, что автором ее является замечательный русский писатель XVII века. Сведений о личности князя Шаховского мы имеем мало, да и те скудные известия почерпаются из его посланий, из которых важных и более или менее интересных митрополит Макарий насчитывает шестнадцать. Князь Семен Иванович Шаховской упоминается на царской службе то в звании воеводы, то в других должностях, с 1614 г. по 1646 год. В 1619 году, если не ранее, он был отлучен от церкви за вступление в четвертый брак и заточен в темницу. «Но не за брак только четвертый страдал князь, – говорит митрополит Макарий, – а вместе и за какое-то государственное преступление, в котором обвинялся, и за которое, можно думать, в 1625 году был, наконец, помилован, и даже пользовался некоторою благосклонностью патриарха, так как последний поручил ему составить известное послание, в котором Филарет Никитич благодарил персидского шаха Аббаса за присланную им святыню – ризу Господню и убеждал его принять святое крещение».

(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 24 Января 2017, 13:31:53 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 24 Января 2017, 13:30:24 »

(Окончание)

Кроме посланий, князь Шаховской написал следующие богословские сочинения: 1) повесть преславна о принесении ризы Господней в царствующий город Москву; 2) повесть о убиении царевича Димитрия; 3) повесть о некоем мнисе, како послася от Бога на царя Бориса во отмщение крове праведнаго царевича Димитрия; 4) слово похвальное трем Московским святителям: Петру, Алексию и Ионе и 5) слово похвальное Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну, Устюжским чудотворцам. Наконец, что особенно для нас важно, князем Шаховским написаны следующие церковные службы, молитвы и песнопения: 1) служба и канон на положение Ризы Господней; 2) канон Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну Устюжским чудотворцам, 3) канон трем святителям Московским: Петру, Алексию и Ионе, 4) молитвы: Господу Иисусу Христу, Животворящему Кресту, Богородице, Предтече, Силам Безплотным, апостолам, пророкам, святителям, преподобным, мученикам, преподобным женам и мученицам, святителям Московским, святым царям и князем, преподобным отцам Русским; молитвы за царя, за патриарха; молитвы преподобным: Димитрию Вологодскому и Макарию Унженскому; 5) акафист пре­подобному Сергию, Радонежскому чудотворцу, написанный в 1650 году и доселе употребляющейся в церкви [17]. Один пере­чень трудов князя Шаховского говорит за то, что автор их был отличный знаток церковной литературы и богослужебных книг. Он по праву в своих посланиях: 1) к митрополиту Крутицкому Киприану, 2) к боярину князю Ивану Борисовичу Черкаскому и 3) к старцу Варлааму, бывшему архимандриту Суздальского Богоявленского монастыря «давал ответы на пред­ложенные ему вопросы о книжных описях и высказывал желание, чтобы при печатании книг прилежно проницали в книги и благолепно исправляли ошибки, сделанные в простоте неведения» [18]. Тем не менее, из анализа службы Святой Софии, которая, вероятно, написана была в Новгороде, видно, что со­чинитель ее не составил себе ясного и отчетливого понятия о Софии Святой: то он разумеет под Премудростию Божиею воплотившееся Слово, Иисуса Христа (стихира 1-я на Господи воззвах, 1-й тропарь, седален по 3-ей песни в № 852, тропарь на Слава 4-й песни, молитва), то – Божию Матерь (кондак гласа 8, тропарь 6-й песни: «Очи наши», кондак гласа 4, икос, тро­парь на Слава 9-й песни), а в тропаре «Велия и неизреченная премудрости Божия сила» под Премудростию Божиею разумеется и Иисус Христос и Божия Матерь. В 1701 году, по распоря­жению новгородского митрополита Иова, из этой службы тро­парь и кондак вычеканены были под прежнею сребропозла­щенною ризою иконы на приделанной к ней медной вызоло­ченной приставке. В 1707 году братья Лихуды исправили службу Святой Софии Премудрости Божией и вновь написали пролог, стихиры и канон в ее честь. Митрополит Иов отправил эту работу справщику Московской типографии Федору По­ликарпову «посмотреть и исправить, яко же лепотствует». Архимандрит Макарий говорит [19]: «Как в прежней, так и в исправленной службе под Софиею разумеется не Сын Божий по Божеству или по человечеству, а Пресвятая Богородица по ее приснодевству. Исправленная служба Святой Софии не всем понравилась, и Иоанникий Лихуд написал ответ «о порицании новосочиненныя службы Софии Премудрости Божией» [20].

_____________________________________________________

1. Макарий митрополит Московский. История Русской Церкви, т. I, изд. 3, 1889 г., 60-62 и 66 стр.

2. Соловьев П., прот. Описание Новгородского Софийского Собора, 1858 г., 55 – 56 стр. Толстой М. См. примечание ниже.

3. Время написания иконы – первая половина XVII в., при возобновлении Софийского собора митрополитом Петром Могилою. Списки с нее находятся в Тобольском соборе (XVII в.) со многими отличиями и в других церквах. (Евгений митрополит. Описание Киево-Софийского собора, стр. 19. Толстой М., граф. Иконы Софии Премудрости Божией. Душеполезное Чтение за 1890 г., 459 стр.).

4. Вселенская Церковь искони относила учение о Премудрости Божией ко Второму Лицу Пресвятыя Троицы – Сыну Божию. Приложение учения о Пре­мудрости к Святой Деве явилось сравнительно поздно в Западной Церкви (существует уже несколько веков). (Толстой М., граф. Иконы Софии Пре­мудрости Божией. Душеполезное Чтение за 1890 г., 459 стр.).

5. Соловьев П., прот. Описание Новгородского Софйского Собора. 1858 г., 50 – 52 стр.

6. Толстой М., граф. Иконы Софии Премудрости Божией. Душеполезное Чтение 1890 г. 240 – 241, 458 – 460 стр.

7. Сказание Зиновия об иконе Св. Софии впервые указано было архи­мандритом Макарием в Сборнике XVI в. Московской Синодальной библиотеки за № 141. (См. в записках Императорского Археологического Обще­ства, т. XI., 1857 г. статью: «Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе Игнатия, архиепископа Воронежского, с предисловием и примечаниями архимандрита Макария»). Г.Д. Филимонов в приложении к своей статьи: «Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия» (Вестник Общества древне-русского искусства за 1874-1876 годы, I, 11 – 12 стр.) напечатал это сочинение Зиновия по указанному выше списку XVI в., кото­рый, по его словам, был найден им по указателю, составленному ризничим о. Иосифом. Заметим, что в примечании редакции к тексту сказано, что «Сказание известно» находится в двух любопытных сборниках XVII в. одного состава, хранящихся в Патриаршей библиотеке за №№ 140 и 141, главы 14 и 15. Не называя автора этого сочинения, Г.Д. Филимонов говорит, что этот трактат принадлежит, по-видимому, лицу, хорошо знакомому не только с духовною литературою, но и с греческим языком и с новгород­скими древностями. Толкование Зиновия новгородской иконы Св. Софии не было известно ни митрополиту Макарию, ни г. Калугину, автору прекрасной диссертации о Зиновии Отенском. В виду того, что поименованное выше сочине­ние приписывается знаменитому писателю XVI в. и имеет важное значение для иконографии Св. Софии, мы ниже (в III приложении) печатаем его по ру­кописи Московской Синодальной библиотеки за № 141, которая, по определению академика А.И. Соболевского, не XVI в., a XVII-го.

8. Об иконе Св. Софии в новгородском Софийском соборе Игнатия, архиепископа Воронежскаго, с предисловрем и примечаниями архимандрита Макария. (Записки Императорского Археологического Общества, т., XI, примечание 3).

9. Напечатано в одном из приложешй к книге М. Сменцовского: «Братья Лихуды», Спб. 1899 г.

10. Эта статья указана нам академиком А.И. Соболевским, по мнению которого оригинал ее должен быть отнесен к домонгольскому периоду. В вышепоименованной статье Г.Д. Филимонова напечатаны сказания о Св. Софии Премудрости Божией по разным спискам XVI и XVII веков, но ни в одном из них нет этого текста. Г.Д. Филимонов пришел к заклю­чению, что сохранившиеся в наших рукописях толкования значения основ­ной идеи и различных принадлежностей иконы Софии Премудрости Божией, коих первоначальные источники еще не отысканы, не должны относиться к эпохе, древнейшей XVI в., когда, как он полагает, на Софию Премудрость перенесено понятие Богоматери и целомудренного девства (7 – 10). Но это заключение опровергается найденным списком XV в. известного толкования Св. Софии.

11. Вилинский С. Г. Византийско-славянские сказания о создании храма Св. Софии Цареградской. (Летопись Историко-Филологического Общества при Императорском Новороссийском Университете. Одесса, 1900 г. 238 – 239 стр.).

12. Вилинский С.Г. Византийско-славянские сказания о создании храма Св. Софии Цареградской. (Летопись Историко-Филологического Общества при Императорском Новороссийском Университете. Одесса. 1900 г., 239 стр.).

13. Там же, стр. 258.

14. Там же, стр. 244 – 245.

15. Толстой М., граф, ссылается в своей статье: «Иконы Софии Премуд­рости Божией», на два рукописных экземпляра, бывших у него под ру­ками, церковных песнопений на празднество Невской иконы Софии Пре­мудрости Божией, один из которых с примечаниями «приснопамятнго профессора Московской Духовной Академии протоиерея Ф.А. Голубинского». (Душеполезное чтение за 1890 г., стр. 460, примечание). Но прот. П.Г. Лебединцеву, по-видимому, неизвестны такие песнопения. См. статью его: «София Премудрость Божия в иконографии севера и юга России». (Киевская Старина. 1884 г., декабрь).

16. Оба в четвертку и писаны полууставом XIX в.; один на 10-ти листах в обложке писан в 1829 году, а другой на 14-ти листах в бумажном переплете писан в царствование императора Александра I, что видно из находящейся в нем общей молитвы всем новгородским чудотворцам.

17. Профессор А. Попов в своей книге: «Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода», Казань, 1903 г., ни­чего не говорит об этом.

18. Макарий, История Русской церкви, т. XI, 227 – 231 стр.

19. Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе Игнатия, архиепископа Воронежского. С предисловием и примечаниями архимандрита Макария (Записки Императорского Археологического Общества, т. XI).

20.Сменцовский М. Братья Лихуды. Спб. 1899 г., 349 – 350 стр.

А. И. Никольский

http://www.voskres.ru/bogoslovie/nikolskiy.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!