Что означает звонок Зеленского папе римскомуВладимир Зеленский ждет папу римского в Украине. Фото: СПЖЗеленский сообщил папе, что украинцы ждут его визита, жаждут канонизации Шептицкого, а также заявил, что у нас нет межконфессиональных конфликтов. Так ли все это?30 июня 2021 г. по случаю праздника святых апостолов Петра и Павла (по григорианскому календарю)
Президент Украины позвонил папе римскому Франциску. Зеленский сообщил понтифику, что
в Украине нет межконфессиональных конфликтов, что украинцы [/u][/url]жаждут беатификации униатского митрополита Андрея Шептицкого, но главной целью разговора была
попытка уговорить папу приехать в Украину. В идеале – на празднование Дня Независимости, хотя в пресс-релизе Офиса Президента о датах не упоминалось. О том, удалось ли В. Зеленскому уговорить папу приехать, говорить пока рано, но тот факт, что главный информационный ресурс Ватикана, Vatican News вообще не упомянул об этом разговоре, свидетельствует о том, что попытка была не особо удачной.
Однако вопрос о приезде папы будет решаться под влиянием отнюдь не Украины, а, к сожалению, внешних факторов. И визит папы в этом году вполне может состояться. Подробнее об этом в статье
«Папа Франциск в Украине: будет или нет?». Для украинских властей и лично для В. Зеленского это было бы грандиозной «перемогой», чего нельзя сказать об Украине и ее народе. Почему? Давайте обратимся к истории.
Что принес в Украину католицизмПопытки окатоличить нашу страну проводились еще до Крещения Руси. В 961 г. на Русь был прислан некий епископ Адальберт, задачей которого было обратить наш народ в христианство с подчинением римскому папе. И хотя до официального разрыва между католичеством и православием оставалось еще почти сто лет, разница между восточным и западным христианством была уже существенной. «Повесть временных лет», где рассказывалось о выборе веры князем Владимиром, при всей своей неоднозначности говорит нам о впечатлениях послов князя Владимира от западного христианства:
«И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой». Но дело было, конечно же, не в красоте.
«Повесть» умалчивает о том, что папство в 80-х годах X века еще не «очухалось» от одного из позорнейших периодов своей истории, названном впоследствии «порнократией». Тогда римской кафедрой как своей собственностью распоряжалась влиятельная семья Теофилактов, а в особенности – две женщины из этой семьи: Феодора и Марозия, имевшие репутацию блудниц и сажавшие на папский престол своих сыновей и любовников. Вот как об этом пишет английский историк Эдуард Гиббон:
«Влияние этих двух шлюх, Марозии и Теодоры, было основано на их красоте и богатстве, а также было результатом их политических и любовных интриг. Своих самых упорных любовников они награждали папскими тиарами. Эпоха их правления, возможно, и является основанием для легенды о женщине-папе. Святой престол занимали незаконнорождённый сын, внук и правнук Марозии. Редкая генеалогия для наместников святого Петра на Земле». Соответственно, и при папском дворе царили разврат и интриганство. Вряд ли святой благоверный князь Владимир желал перенести все это на Русь.
В течение последующей истории периодически возникали попытки западнорусских князей подчинить православных римскому папе в обмен на политические и прочие житейские плюшки, но все они заканчивались неудачей. Именно поэтому православные архиереи все упорнее смотрели на север. Не случайно два Киевских митрополита, выходцы из Волыни, Кирилл (XIII век) и святитель Петр (XIV век) после поставления на Киевскую кафедру утверждали свое местопребывание не в Галицко-Волынском княжестве, а в Владимиро-Суздальском. Подробнее об этом в статье:
«Святитель Петр, волынский покровитель Москвы».
Значительный успех в деле окатоличивания православного населения Украины был достигнут в 1596 г., когда была заключена Брестская уния. После этого власти Речи Посполитой обеспечили полную государственную поддержку униатов, а Православие было фактически поставлено вне закона и стало гонимым и нелегальным. Православные храмы и церковное имущество насильно передавалось униатам. Православные священники изгонялись со своих мест, подвергались насилию и травле. Но несмотря на все меры принуждения, несмотря на то, что весь епископат (за исключением двух иерархов) перешел в унию, православное духовенство, народ и большинство монастырей остались верными Православию.
О том, сколько горя принесла уния народу Украины, ярко рассказал Т. Шевченко в стихотворении: «Полякам»:
Ще як були ми козаками,
А унії не чуть було,
Отам-то весело жилось!
Братались з вольними ляхами,
Пишались вольними степами,
В садах кохалися, цвіли,
Неначе лілії, дівчата.
Пишалася синами мати,
Синами вольними... Росли,
Росли сини і веселили
Старії скорбнії літа...
Аж поки іменем Христа
Прийшли ксьондзи і запалили
Наш тихий рай. І розлили
Широке море сльоз і крові,
А сирот іменем Христовим
Замордували, розп’яли...
Поникли голови козачі,
Неначе стоптана трава,
Украйна плаче, стогне-плаче!
За головою голова
Додолу пада. Кат лютує,
А ксьондз скаженим язиком
Кричить: «Te Deum! Алілуя!..»
Отак-то, ляше, друже, брате!
Неситії ксьондзи, магнати
Нас порізнили, розвели,
А ми б і досі так жили.
Подай же руку козакові
І серце чистеє подай!
І знову іменем Христовим
Ми оновим наш тихий рай.Насаждение унии принесло в Украину слезы, стоны, вражду и кровь. В последних строках этого стихотворения Т. Шевченко упомянул казаков, единственных защитников Православия в Украине в те времена. И действительно, главным фактором казацкого движения и казацких восстаний было сопротивление окатоличиванию Украины.
При этом мотивация властей Речи Посполитой в деле насильственного насаждения унии была такой же, как и сегодня: с помощью разрыва церковного единства народа Украины с Православием власти хотели разорвать политические и ментальные связи Украины с Россией (Московским царством в те времена). Однако в этом заключалась их грубейшая ошибка. Для того, чтобы добиться политической лояльности от православного населения Речи Посполитой, власти этого государства должны были не притеснять, а наоборот, дать свободу населению Украины как в религиозной сфере, так и в других сферах общественной жизни.
О роли греко-католиков в истории Украины XX века скажем цитатой пресс-службы Одесской епархии УПЦ, когда православные Одессы протестовали против униатской экспансии в их регионе в 2010 г.:
«В памяти нашего народа еще свежи воспоминания о той роли, которую сыграла греко-католическая церковь в гитлеровской оккупации, ее пособничество оккупантам, коллаборационизм, участие униатского руководства в еврейских и польских погромах, о чем много говорят не только на Украине, но и в Польше, и в Израиле.
Лично глава УГКЦ Андрей Шептицкий благословлял и напутствовал отправлявшуюся на уничтожение мирного населения дивизию СС "Галичина". Почему-то не желают заказные журналисты вспоминать десятки тысяч ни в чем не повинных жертв террора, устроенного униатами на Западной Украине, не хотят привести в своих изданиях имена сотен священнослужителей, замученных ОУН-УПА и галицкими эсэсовцами с благословения вождей греко-католической церкви».В начале 90-х годов униаты отметились захватом более 2000 православных храмов на западной Украине, практически полностью разгромив три православные епархии. Нередко эти захваты сопровождались насилием и незаконным завладением имуществом.
История однозначно свидетельствует о том, что католичество, преимущественно в форме униатства, приносило в Украину межрелигиозную вражду, насилие, попрание прав православного населения.
Можно ли, вспомнив историю, согласиться со словами Владимира Зеленского, что украинцы ждут визита папы римского? Едва ли.
«Святой» Андрей Шептицкий?По сообщению пресс-службы Президента, В. Зеленский заявил папе, что украинский народ «ожидает беатификации митрополита Шептицкого», т.е признания его «святым». Вероятно, это был один из аргументов для того, чтобы папа все-таки приехал в Украину.
Но вот только действительно ли это так?
Давайте вспомним последствия нацистской оккупации для Украины. Согласно данным Центрального государственного электронного архива Украины,
«Нацистский оккупационный режим в Украине был одним из самых жестоких в мире. Непосредственно своими руками или с привлечением «добровольных помощников» из числа местного населения нацисты уничтожили 1,5 млн. украинских евреев и 20 тыс. ромов».Что касается потерь собственно среди украинцев, то они следующие:
«Во время боевых действий и в плену погибло 3-4 млн военных, подпольщиков и гражданских, 4-5 млн гражданских погибло из-за оккупационного террора и голода в тылу, 5 миллионов жителей были эвакуированы или принудительно вывезены в Россию и Германию, часть из которых не вернулась. В целом безвозвратные потери Украины (украинцев и других народов) составили 8-10 млн человек. Материальный ущерб составил 285 млрд тогдашних рублей. В результате боевых действий пострадали более 700 городов и городков, 5,6 тыс. мостов, 28 тыс. сел, 300 тыс. хозяйств».Как может народ, претерпевший такие страдания, желать «святости» активного пособника нацистов? А ведь факт сотрудничества Андрея Шептицкого с немецкими оккупантами скрыть или проигнорировать просто невозможно. Вот, например, текст поздравительного письма Андрея Шептицкого Адольфу Гитлеру от 23 сентября 1941 г. после того, как немцы захватили Киев:
«Ваше Превосходительство! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю вашему превосходительству мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре – Киевом. Видим в вас непобедимого полководца несравненной и славной германской армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое вы себе как фюрер великого германского рейха взяли за цель в этом походе, обеспечивает вашему превосходительству благодарность всего христианского мира. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения германского народа под вашим руководством. Я буду молить Бога о благословении победы, которая явится залогом длительного мира для вашего превосходительства, германской армии и германской нации.
С особым уважением, Андрей, граф Шептицкий, митрополит».В январе 1942 г. Андрей Шептицкий предлагал Адольфу Гитлеру сотрудничество и писал:
«Мы заверяем Вас, Ваше превосходительство, что руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединёнными силами немецкого и украинского народа… претворить в жизнь новый порядок на Украине и во всей Восточной Европе».В чем же заключался «новый порядок на Украине», который хотел претворять в жизнь глава УГКЦ совместно с нацистами? Согласно плану ОСТ, из оставшихся в живых после наступления «несравненной и славной германской армии», 65 % украинцев должны быть переселены в Сибирь, а оставшиеся стать рабами для своих новых немецких хозяев.
А вот обращение Андрея Шептицкого к украинцам, которых насильно увозили на работу в Германию, обрекая их на рабский труд, голод, а нередко и смерть:
«Пребывание на чужбине в чём-то принесёт вам пользу и выгоду. Научитесь чужому языку, узнаете мир и людей, наберетесь житейского опыта, получите много знаний, которые могут пригодиться вам в жизни».Может ли глава государства, которое понесло одни из самых больших потерь в самой кровавой войне человеческой истории, заявлять о желании беатифицировать пособника фашистов Андрея Шептицкого? Вопрос риторический.
В Украине нет межконфессиональных конфликтов?Пресс-служба Президента: «Во время разговора (В. Зеленского и папы Франциска – Ред.) было отмечено, что на сегодняшний день Украина – это страна, где представители всех религий мирно сосуществуют и чувствуют себя комфортно. В государстве нет выраженных межконфессиональных конфликтов и практически отсутствуют спекуляции на теме веры».
Так и хочется воскликнуть – что, серьезно?!
Может ПЦУ и УГКЦ действительно «мирно сосуществуют и чувствуют себя комфортно», но в отношении УПЦ, самой многочисленной конфессии Украины, этого сказать никак нельзя.
* Попытки отобрать у УПЦ ее собственное имя – это мирное существование?
* Захваты храмов – это мирное существование?
* Избиение верующих – это мирное существование?
Эти риторические вопросы можно продолжить, но лучше посмотреть своими глазами, как в Украине выглядит это «мирное и комфортное» существование.
Василий Хащиюк, прихожанин храма УПЦ в Задубровке, избитый сторонниками ПЦУ в марте 2021 г. Фото: facebook Черновицко-Буковинской епархииНападение сторонников ПЦУ на крестный ход в Нежине 23 июня 2021 г. Фото: страница Фейсбук Гавриила ЗавгороднегоЗахват храма в Заболотье 10 мая 2021 г. Фото: СПЖОрден Святославу ШевчукуВ контексте уговоров В. Зеленского папы Франциска приехать в Украину можно рассматривать и награждение главы украинских греко-католиков Святослава Шевчука орденом «За заслуги» ІІІ степени. Это награждение приурочено к 25-й годовщине принятия Конституции Украины, а получил Шевчук орден за «значительный личный вклад в государственное строительство».
Владимир Зеленский и Святослав Шевчук. Фото: news.ugcc.uaОчень тяжело вспомнить, где и когда отличился Святослав Шевчук в сфере государственного строительства, да еще и так, что получил за это орден. Можно вспомнить разве что активное участие в «Революции достоинства» 2013-2014 гг., за что, по-видимому, и был награжден.
В общем, если предшественник В. Зеленского на посту Президента активно вмешивался в дела православных, то нынешний глава государства пытается оседлать еще и католическую тему. Правда, и папа Франциск, и патриарх Варфоломей делают много заявлений об объединении подконтрольных им религиозных структур. Если это произойдет в ближайшем будущем, то для украинских властей открываются широкие возможности для зарабатывания политических очков как на православном, так и на католическом поле. Поэтому В. Зеленский делает все от него зависящее, чтобы визит папы в Украину состоялся. Визит папы в Украину – это, по его словам, «кислород, который так необходим».
ВыводыВо-первых, украинские власти сейчас активно раскручивают религиозную тему. Несмотря на норму Конституции об отделении церкви от государства, и Президент, и чиновники рангом пониже активно участвуют в переговорах с религиозными лидерами, зазывают их в Украину. И это несмотря на то, что огромная часть украинского общества относится к такой деятельности негативно.
Во-вторых, нынешняя украинская власть вмешивается в религиозные дела по тем же причинам, что и власть предыдущая. В первую очередь – это указания из-за рубежа, а во вторую – желание заработать политические очки и переключить внимание общества с провалов в экономике.
В-третьих, ради приезда папы Франциска и патриарха Варфоломея в Украину власти готовы не только пренебречь мнением значительной части общества, но и пойти на очевидный риск усиления межрелигиозного противостояния. А если власти будут готовы идти еще дальше и предпринимать усилия по «объединению» православных и католиков в Украине, то это будет самым настоящим преступлением против своего народа.
В-четвертых, история учит нас тому, что сколько на грабли не наступай – эффект будет один и тот же. Сокрушительное поражение на выборах П. Порошенко, который сделал «томос-тур» гвоздем своей предвыборной кампании, ничему не научило власть имущих. Вмешательство в дела Церкви, а тем более – гонения на нее, ни к чему хорошему никогда не приводили. Слова Господа:
«Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15) актуальны на все времена.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/81014-chto-oznachajet-zvonok-zelenskogo-pape-rimskomu