Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 05 Мая 2007, 10:04:14 » |
|
Святые Бутовские мученики, молите Бога о нас!В 4-ю субботу по Пасхе, в День Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную Литургию, молебен и панихиду на Бутовском полигоне. * * * Л. А. Головкова Бутовский полигон (Статья из VI т. «Православной энциклопедии») В настоящее время находится в черте Москвы. Место массовых захоронений жертв репрессий 30-х – нач. 50-х гг. XX в. В настоящее время известны около тысячи чел., расстрелянных на Бутовском полигоне за исповедание православной веры, к лету 2003 г. 255 из них канонизированы Русской Православной Церковью. На территории России нет др. места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых. Бутовский полигон находится на земле бывшей усадьбы Дрожжино, известной с XVI в. Последним хозяином усадьбы был И.И. Зимин, старший брат владельца московской частной оперы С.И. Зимина. После Октябрьской революции имение и конный завод при нем были конфискованы в пользу государства, завод поставлял лошадей внутренним войскам. До сер. 30-х гг. в Бутове размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. почти все были выселены из этих мест, в кон. 1935 – нач. 1936 г. на территории бывшего имения Зиминых оборудовали стрелковый полигон «Бутово», где сразу же начали проводиться расстрелы и захоронения репрессированных лиц. С авг. 1937 по окт. 1938 г. здесь были расстреляны и похоронены 20765 чел. Массовые расстрелы 1937–1938 гг. стали следствием решений Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 г. и вытекавших из них приказов наркома внутренних дел Н. И. Ежова № 00439, 00447, 00485 и 00593 от 25 и 30 июля, 11 и 20 сент. о борьбе с «врагами народа», в т. ч. с «церковниками». Расстрелы на Бутовском полигоне производились по постановлениям внесудебных органов: «тройки» Московского УНКВД, реже – комиссии, состоявшей из наркома внутренних дел и прокурора СССР – «двойки». Предписания на расстрелы подписывал начальник УНКВД Московской обл. (комиссар госбезопасности 1-го ранга С. Ф. Реденс (15 июля 1934 – 20 янв. 1938), комиссар госбезопасности 1-го ранга Л. М. Заковский (20 янв.– 28 марта 1938), старший майор госбезопасности В. Е. Цесарский (28 мая – 15 сент. 1938)). Приведением в исполнение приговоров руководили комендант и начальник адм.-хозяйственного отдела УНКВД по Московской обл. И. Д. Берг и его зам. и одновременно руководитель Управления рабоче-крестьянской милиции М. И. Семёнов. На Бутовский полигон осужденных доставляли из московских тюрем: Таганской, Сретенской, Бутырской, а также из районных тюрем Московской обл. и из Дмитлага – огромного лагерного объединения, предназначенного для строительства канала Москва–Волга (узниками Дмитлага были также сооружены стадион «Динамо», Юж. и Сев. (Химкинский) порты Москвы, жилые комплексы и многое др.). После прибытия на Бутовский полигон осужденных заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли приговор, сверяли данные и наличие фотографии. Случалось, что казнь откладывали из-за каких-либо разночтений в документах, а иногда (в единичных случаях) даже отменяли. Приведение приговора в исполнение осуществляла одна из «расстрельных команд» – группа из 3–4 офицеров спецотряда, как правило, людей со стажем, служивших в органах ОГПУ–НКВД со времен гражданской войны, имевших правительственные награды; в дни особо массовых расстрелов число исполнителей, очевидно, увеличивалось. На казнь из барака выводили по одному, каждый палач вел свою жертву к краю рва, стрелял в затылок с расстояния не более метра и сбрасывал тело в траншею. Далеко не всегда при этом присутствовали врач и прокурор. Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную; с авг. 1937 г., когда казни в Бутове приняли невиданные в мировой истории масштабы, экскаваторы карьерного типа выкапывали для этих целей траншеи шириной и глубиной в 3 м, длиной от 150 м. За день в Бутове редко расстреливали менее 100 чел., бывали дни, как, напр., 28 февр. 1938 г., когда казнили 562 чел. Иногда, видимо, приговоренных расстреливали в московских тюрьмах, а на Бутовский полигон привозили только для захоронения. (см. продолжение)
|
|
« Последнее редактирование: 22 Мая 2022, 10:36:28 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 05 Мая 2007, 10:06:39 » |
|
Большую часть расстрелянных на Бутовском полигоне составляют крестьяне и рабочие Москвы и Подмосковья, которых зачастую арестовывали и казнили семьями, включая подростков и стариков. Подавляющее число жертв были беспартийными, т. е. далекими от политики людьми, имевшими низшее образование или неграмотными. Примерно четверть от общего числа казненных на Бутовском полигоне – уголовники, подавляющее число их было расстреляно за прошлые судимости, по которым прежде они уже отбыли срок наказания. Под категории «социально опасных» и «социально вредных элементов», осужденных и расстрелянных на Бутовском полигоне, подпадали самые разные люди: родственники ранее осужденных, бывшие царские министры, нищие, уличные торговцы, гадалки, картежники. В янв. 1938 г. с санкции властей началась тайная расправа над инвалидами: в февр.–марте того же года было расстреляно 1160 инвалидов. Большинство казненных на Бутовском полигоне были русскими (более 60%), затем следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы, – всего свыше 60 национальностей, в т. ч. граждане др. гос-в: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Греции, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др. В числе похороненных на Бутовском полигоне – люди, оставившие след в рус. истории: председатель 2-й Гос. Думы Ф. А. Головин, бывший московский ген.-губернатор В. Ф. Джунковский, один из первых рус. летчиков Н. Н. Данилевский, член экспедиции О. Ю. Шмидта бортмеханик Я. В. Брезин, правнук М. И. Кутузова проф. церковного пения и композитор М. Н. Хитрово-Крамской, худож. А. Д. Древин, спортсмены, заложившие основы советского альпинизма. В земле Бутова лежат представители рус. дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых, большая группа бывших царских генералов (генерал-лейтенант Е. И. Мартынов, генерал-майор М. Ф. Кригер, обладатель 7 воинских боевых наград ген. Б. И. Столбин и др.). На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). В числе казненных в Бутове «церковников» – 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, «антивоенники», евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин. Первыми православными священнослужителями, расстрелянными на Бутовском полигоне, были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и сщмч. диак. Елисей Штольдер († 20 авг. 1937). Больше всего священнослужителей пострадало в сент.–дек. 1937 г. и в февр.– марте 1938 г. (17 февр. 1938 г. было расстреляно 502 чел., 75 из них священнослужители и монахи). Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й ст. УК РСФСР, поводы для обвинения могли быть разные: «сохранение церкви и насаждение тайного монашества», «богослужения на дому», «недоносительство», «помощь ссыльному духовенству», приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются». Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в «антисоветской агитации», «контрреволюционной деятельности», но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь; не редкостью является «отсутствие в деле скомпрометированных лиц», т. е. отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов. С середины Великой Отечественной войны в Бутове располагался лагерь для военнопленных, работавших на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе. В 1949 – нач. 1950 г. вблизи полигона был выстроен поселок из 3 домов, в 2 из которых поселились сотрудники НКВД, в 3-м расположилась спецшкола для офицеров внутренних служб стран Вост. Европы. В сер. 50-х гг. «спецзона» была ликвидирована. Сам полигон, где находилась основная часть захоронений, обнесли глухим деревянным забором с натянутой поверх него колючей проволокой. По краям «зоны» возник дачный поселок НКВД, в котором разрешалось строить только легкие одноэтажные дачи без фундаментов и погребов. В нач. 70-х гг. в вост. части Бутовского полигона разбили яблоневый сад, обновили обветшавший забор вокруг. До 1995 г. территория находилась в ведении ФСК–ФСБ и тщательно охранялась. Начиная с 1992 г. московская общественная группа по увековечению жертв политических репрессий (группа М. Б. Миндлина) с помощью сотрудников ФСК–ФСБ приступила к работе со следственными делами расстрелянных на Бутовском полигоне, составлялись краткие биографические сведения для буд. «Книги памяти». Весной 1993 г. полигон впервые посетили родственники погибших, осенью того же года в его юж. части была установлена гранитная мемориальная плита. С 1997 г. на Бутовск полигон ведутся комплексные работы с целью определения местоположения погребальных рвов, проводятся историко-археологические, геоботанические, геоморфологические исследования. В 1997 г. был вскрыт один из погребальных рвов: на площади в 12 кв. м обнаружили захоронения в 5 слоев, где погребены останки 149 чел. В 2001–2002 гг. специалисты выявили и нанесли на карту 13 погребальных рвов. Весной 1994 г. на Бутовском полигоне был установлен Большой Поклонный крест (освящен 8 мая 1994), сооруженный по проекту скульптора Д. М. Шаховского, чей отец, свящ. Михаил Шик, был расстрелян в Бутове. 25 июня 1995 г. в Бутове в походном палаточном храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, Православного Свято-Тихоновского Богословского института была отслужена первая литургия, которую возглавил ректор института прот. Владимир Воробьёв. Начиная с 1994 г. горячее участие в деле увековечения памяти пострадавших в Бутове принимала внучка расстрелянного здесь сщмч. Серафима (Чичагова) игум. Серафима (Чёрная). В 1995 г. Бутовский полигон передали Московской Патриархии. По проекту Шаховского был воздвигнут деревянный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских (освящен в 1996), настоятелем которого стал внук расстрелянного здесь сщмч. прот. Владимира Амбарцумова свящ. Кирилл Каледа. 27 мая 2000 г. на Бутовском полигоне состоялось грандиозное богослужение под открытым небом, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были совершены Божественная литургия и панихида по убиенным – последняя перед их прославлением на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. На Юбилейном Соборе были канонизированы 120 чел., расстрелянных на Бутовском полигоне, за последующие годы число канонизированных Бутовских новомучеников удвоилось. Собор Бутовских новомучеников возглавляют 6 архиереев: Ленинградский и Гдовский митр. сщмч. Серафим (Чичагов), Можайский архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов), Владимирский и Суздальский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Бежецкий еп. сщмч. Аркадий (Остальский), Нижнетагильский еп. сщмч. Никита (Делекторский), Велижский еп. сщмч. Иона (Лазарев). На Бутовск полигон было казнено много почитаемых иереев-священномучеников: братья Агафонниковы – Александр, Василий и Николай, Владимир Амбарцумов, Владимир Медведюк, Зосима Трубачёв, Иоанн Артоболевский, Сергий Лебедев, Сергий Махаев, Петр Петриков и мн. др. Празднование Собору новомучеников, в Бутове пострадавших, установлено в одну из пасхальных суббот. Над погребальными бутовскими рвами ежегодно совершается торжественное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом, в котором принимают участие десятки архиереев и сотни священнослужителей Москвы и Московской обл., стекаются тысячи паломников. Документы архивов госбезопасности свидетельствуют о существовании в Москве и Подмосковье несколько крупных захоронений жертв репрессий. С 1921 г. и до кон. 20-х гг. расстрелянных хоронили в центре Москвы – на территории подведомственной ОГПУ Яузской больницы, в 1926–1936 гг.– на Ваганьковском кладбище, с 1936 г.– на Донском кладбище или кремировали в Донском крематории; есть свидетельства об отдельных захоронениях на Калитниковском, Гольяновском и Рогожском кладбищах, обнаружено массовое захоронение у стен Новоспасского монастыря. Очень большим, уступающим только Бутовскому полигону, является захоронение на территории бывшей дачи Г. Г. Ягоды, близ совхоза «Коммунарка» в Московской обл. (там были расстреляны более 6.5 тыс. чел.). В настоящее время на этой территории располагается скит Екатерининского муж. монастыря в г. Видное-2 (в 1939–1953 в постройках монастыря находилась секретная политическая тюрьма центрального подчинения «Сухановка»), освящен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских. Арх.: ЦГАМО. Ф. 5739. Оп. 1. Д. 358. Л.108 об.– 109; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П–50068; Д. П–59458; Д. П–60406; Д. П–62115; Д. П–67528; П–72934; Оп. 1. Д. 22817; Архив научно-просветительского об-ва «Мемориал». [Ксерокопия следств. дела Семенова]; Особый спецфонд Информ. Центра ГУВД МО. Ф. 189. Д. СО–40179. Ист.: Бутовский полигон. Вып. 1–7 [Док-ты и приложения]; Лубянка: ВЧК–ОГПУ–НКВД–НКГБ–МВД–КГБ, 1917–1960: Справ. М., 1997. (Россия. XX в.: Док-ты / Междунар. ф. «Демократия»); Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937 – 19.10.1938. М., 1997. Лит.: Головкова Л. А. Спецобъект «Бутовский полигон»: История, док-ты, восп. // Бутовский полигон. Вып. 1. С. 12–30; она же. Московские расстрелы // Ист. вестн. № 4 (15). 2001: (Мат-лы науч. секции «Церк.-ист. краеведе-ние 9 междунар. Рождественских образовательных чтений (Москва, 27 янв. 2001 г.)). С. 79–92; Каледа К., свящ., Алексеев С. Н., Разумов А. Я., Головкова Л. А. По-следние исследования на Бутовском полигоне // Бутовский полигон. Вып. 4. С. 5–16; Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД? 1934–1941: Справ. М., 1999; Рогинский А. Б. Послесловие // Расстрельные списки: Моск-ва, 1937–1941: «Коммунарка», Бутово: Кн. памяти жертв полит. репрессий. М., 2000. С. 490–493. http://www.sedmitza.ru/
|
|
« Последнее редактирование: 22 Мая 2022, 11:02:28 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #2 : 06 Мая 2007, 10:37:20 » |
|
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ СОВЕРШИЛ БОГОСЛУЖЕНИЕ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕМосква, 5 мая 2007 г.В день празднования в честь Собора новомучеников, в Бутово пострадавших, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию, молебен и панихиду у строящегося храма в честь Новомучеников и исповедников российских. Святейший Патриарх, иерархи Русской Церкви и представители столичного духовенства, а также многочисленные паломники и прихожане московских храмов молитвенно почтили память тысяч новомучеников и исповедников, расстрелянных на Бутовском полигоне в 1937-1938 гг. По завершении Божественной литургии, которая прошла под открытым небом, по традиции были совершены молебен и панихида. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил строящийся храм в честь Новомучеников и исповедников российских. Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Никон (Миронов), Красногорский Савва, Видновский Тихон, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Амвросий, Серпуховской Роман. Богослужение на Бутовском полигоне проходит в этом году в восьмой раз, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. Завтра Предстоятель Русской Церкви совершит Божественную литургию в храме в честь св. великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе. http://www.pravoslavie.ru/news/070505150802
|
|
« Последнее редактирование: 22 Мая 2022, 10:48:47 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #3 : 26 Июля 2007, 15:47:20 » |
|
НА СОЛОВКАХ СОСТОЯЛОСЬ ОСВЯЩЕНИЕ ПОКЛОННОГО КРЕСТА, КОТОРЫЙ КРЕСТНЫМ ХОДОМ БУДЕТ ДОСТАВЛЕН НА БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН Москва, 25 июля 2007 г. Сегодня епископ Бронницкий Амвросий совершил в храме свт. Филиппа Соловецкого монастыря Божественную литургию. Затем из храма через святые врата на Святое озеро проследовал крестный ход. На озере состоялось освящение 12-метрового поклонного креста. После освящения креста владыка совершил литию о всех за веру пострадавших, «от болезней, ран, глада и хлада, в темницих и узах скончавшихся». В интервью каналу «Поморье» епископ Амвросий сказал, о том, что нельзя забывать о трагических ошибках прошлого и о важности совершаемого в эти дни крестного хода, связанного с воспоминанием о всех невинно пострадавших за Христа в страшные 30-е годы прошлого столетия. Патриархия.ru 25 / 07 / 07 http://www.pravoslavie.ru/news/070725155753
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Наталья Д.
Пользователь
Сообщений: 87
Православная
|
|
« Ответ #4 : 05 Августа 2007, 10:38:05 » |
|
Александр Васильевич! Не знаете ли Вы, когда точно пароход с крестом будет проходить по Москва-реке? Хотелось бы встретить и сфотографировать, но пока нахожу противоречивые сведения. Благодарю Вас. р.б. Наталия
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #5 : 05 Августа 2007, 11:43:27 » |
|
Александр Васильевич! Не знаете ли Вы, когда точно пароход с крестом будет проходить по Москва-реке? Хотелось бы встретить и сфотографировать, но пока нахожу противоречивые сведения. Благодарю Вас. р.б. Наталия Дорогая Наталия, к сожалению не знаю точного времени. Надеюсь, сообщат по мере приближения Креста к Москве. А.В.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Наталья Д.
Пользователь
Сообщений: 87
Православная
|
|
« Ответ #6 : 05 Августа 2007, 13:10:55 » |
|
Благодарю Вас. Если сама узнаю, напишу в форум.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #7 : 07 Августа 2007, 22:12:40 » |
|
НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ УСТАНОВЛЕН БОЛЬШОЙ ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ Москва, 7 августа 2007 г.25 июля начался крестный ход с Поклонным Крестом, посвященным памяти жертв политических репрессий 1937-1938гг., от Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря до мемориала «Бутовский полигон». Крестный ход совершен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 6 августа крестный ход по воде доставил 12-метровый кедровый Поклонный Крест, вырезанный в Соловецких кресторезных мастерских, к причалу «Экспоцентр» в Москве. У причала крестный ход торжественно встретили представители духовенства, общественные деятели, православные хоругвеносцы, десятки верующих и журналисты, сообщает сайт Седмица.Ru. «Эта акция символизирует крестный путь, которым должен идти каждый христианин. Новомученики шли за Христом, и этот крестный ход из Соловецкого монастыря на Бутовский полигон символизирует наше уважение к подвигу новомучеников», - сказал один из встречающих крестный ход, представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд). Затем караван судов с Поклонным Крестом из Соловецкого монастыря прошел мимо Храма Христа Спасителя и направился в Южный речной порт, где его встретили священнослужители Даниловского благочиния. После молебна соловецкий крест на автомобильной платформе перевезли в Новоспасский мужской монастырь для поклонения верующих. В 22.00 московском Новоспасском монастыре началось Всенощное бдение, а затем совершены Божественная литургия и панихида по жертвам политических репрессий. Ночью 7 августа Поклонный Крест на автоплатформе был провезен вокруг Москвы по Московской кольцевой дороге, а к 7:00 доставлен к храму Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне. Установка креста заняла несколько часов. 8 августа, в 70-ю годовщину начала расстрелов, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия архиепископ Истринский Арсений совершит в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово Божественную литургию и панихиду, а также молебен перед Поклонным Крестом. * * * По словам настоятеля храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове священника Кирилла Каледы, когда крестный ход шел по каналам, прорытым, в том числе, руками репрессированных, «ощущение трагизма и жертвы, которая была принесена, было очень глубоким». Со шлюза на Беломоро-Балтийском канале на баржу и сопровождающий ее теплоход стали сыпаться цветы, их приносили жители окрестных поселков. Представитель Русской Православной Церкви Заграницей епископ Женевский и Западноевропейский Михаил на пресс-конференции на теплоходе «Кармел», сопровождающем речной крестный ход по столице, подчеркнул, что «по воле Божией одни русские люди проливали свою кровь за Христа в России, другие - оказались вытолкнуты и страдали на чужбине. А этот крестный ход все соединяет в одно». Председатель Госдумы, лидер партии «Единая Россия» Борис Грызлов считает, что «установка на печально известном Бутовском полигоне Поклонного Креста, освященного у стен Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, имеет глубокое символическое значение, свидетельствует о духовно-нравственном возрождении России». По мнению Б.Грызлова, «у тех политических сил, которые пытаются оправдывать злодеяния тоталитарного коммунистического режима, нет будущего». «Сегодня наша страна уверенно стоит на демократическом пути развития, и возврата к тоталитаризму уже никогда не будет», - подчеркнул спикер Российского парламента. 07 / 08 / 07 http://www.pravoslavie.ru/news/070807181516
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Наталья Д.
Пользователь
Сообщений: 87
Православная
|
|
« Ответ #8 : 09 Августа 2007, 20:27:36 » |
|
А Гриша Явлинский с каким-то Шерцем поклеп соорудил. http://www.inosmi.ru/translation/235967.htmlДаже понять не могу, откуда этот бред вылез, или от страха иудейска? Стыдно читать. Готовят они нам опять что-то...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #9 : 22 Декабря 2007, 15:46:11 » |
|
На Бутовском полигонеВ конце лета священник Анатолий Коньков, клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», вместе с супругой и дочкой побывали в Москве, на Бутовском полигоне, где в годы гонений на Церковь были расстреляны многие священники и миряне. Перед вами рассказ отца Анатолия и матушки Елены о своих впечатлениях».На пути в БутовоНа территории Воскресенского собораБутовский полигон. Честно говоря, приступая к рассказу о тех нескольких часах, проведенных там, очень тяжело выбрать, с чего начинать. В рамках небольшой зарисовки рассказать о месте, где в одной огромной могиле лежат десятки тысяч расстрелянных в 30–50-е годы двадцатого столетия, невозможно. Думаю, чтобы почувствовать царящую там атмосферу святости необходимо лично побывать на полигоне… Чтобы добраться до Бутовского полигона, нужно от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» доехать до конечной остановки на автобусе маршрута № 18, который ходит один раз в час. При этом его расписание составлено так, чтобы каждый желающий мог попасть в бутовский храм к началу каждого богослужения. До места — около двадцати минут. Когда мы уже ехали в автобусе, внезапно увидели, как из-за леса появился великолепный пятишатровый храм — цель нашего визита на дорогую для православных христиан России землю. Однако, выйдя из автобуса, мы отправились совсем в другую сторону. Как оказалось — не случайно. Мы попали на сам полигон. Его со всех сторон ограждает забор, который не меняли с давних пор, лишь кое-где заделали дыры, появившиеся после рассекречивания «объекта». За забором мы обнаружили еще один храм, небольшой, деревянный. Так устроил Господь, что здесь нас встретили очень радушно. Раб Божий Дмитрий рассказал об истории возникновения полигона. «Лишняя тысяча — не беда!»Решением Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 года о проведении широкомасштабной операции по репрессированию целых групп населения начались небывалые по размаху расстрелы. Во исполнение этого решения вышел оперативный приказ о «репрессировании бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Под «другими антисоветскими элементами» подразумевались «члены антисоветских партий, бывшие белые, жандармы, чиновники царской России, каратели, бандиты…», а также «сектантские активисты, церковники и прочие, содержащиеся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях». Эти «элементы» делились на две группы: наиболее враждебные из перечисленных подвергались немедленному расстрелу, а менее активных, «но все же враждебных элементов» ждал арест и заключение в лагеря на срок от 8 до 10 лет. По Москве и Московской области первоначальный план составлял 5000 человек по одной категории и 30000 человек по другой. В разъяснении к приказу значилось: «Если во время этой операции будет расстреляна лишняя тысяча людей — беды в этом особой нет». От одного из участников событий тех лет, отвечавшего за приведение в исполнение приговоров по Москве и Московской области, стало известно, как совершались казни на Бутовском полигоне. Машины, в которых помещались до пятидесяти человек, подъезжали к полигону со стороны леса примерно в 1–2 часа ночи. Зона была огорожена колючей проволокой. Из машины людей заводили в барак якобы для «санобработки». Непосредственно перед расстрелом очень тщательно сверяли данные, затем объявляли решение. Приговоренных вызывали из барака по одному. Исполнители приговора брали каждый свою жертву и вели в глубину полигона в направлении рва. Стреляли на краю рва в затылок, почти в упор. Потом казненных сбрасывали вниз, устилая телами дно глубокой траншеи. Специально выделенные сотрудники НКВД занимались «уборкой»… За день редко расстреливали меньше ста человек. Бывало 300, 400 и свыше 500. По документам, предоставленным Русской Православной Церкви после передачи ей Бутовского полигона, 8 декабря 1937 года было расстреляно 474 человека, 17 и 28 февраля 1938 года — соответственно 502 и 562 человека. Однако у исследователей имеются сомнения по поводу того, что число расстрелянных по актам соответствует истине. Вполне возможно, что людей расстреливали в течение нескольких дней, а оформляли потом одним числом. Здесь, в Бутово, вместе с обычными преступниками, которых, наверное, было-то меньшинство, расстреливали и православных христиан. Убивали за веру. Кого-то за то, что был священнослужителем, кого-то — за одно лишь признание себя верующим, кого-то — за найденную в доме икону… В братской могиле на Бутовском полигоне лежит и убиенный митрополит Серафим (Чичагов), прославленный ныне в лике святых. Теперь он возглавляет Собор Бутовских новомучеников. Нам рассказали, что иногда в храм приводят старика, который все время говорит только одну фразу: «Тогда включали яркий свет и говорили, чтобы мы стреляли по мишеням». После этих слов он погружается в глубокие раздумья и тихо начинает плакать, а потом его уводят. В дни расстрелов всем «исполнителям» и охране выставлялось ведро водки, из которого можно было черпать сколько угодно. В сторонке стояло еще ведро с одеколоном. По окончании расстрелов ополаскивались одеколоном, потому что от «исполнителей» за версту несло кровью и порохом. По их собственному признанию, от них «даже собаки шарахались». Если до августа 1937 года расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, то с этого момента казни в Бутово приняли настолько огромные масштабы, что «технологию» расстрелов пришлось изменить. Сюда был доставлен мощный экскаватор типа «Комсомолец», предназначенный для рытья каналов. С его помощью рыли громадные рвы, длина которых достигала сотен метров, ширина трех-пяти, а глубина — трех с половиной метров. Тела расстрелянных укладывали в несколько ярусов, которые пересыпали землей толщиной в 15–50 см. Таких рвов на Бутовском полигоне всего 13, по документам в них захоронено 20760 человек. Но при раскопках в 1997 году специалисты называли цифры, превышающие эту как минимум в три раза. Очевидно, что документы о существовании расстрелянных уничтожались, чтобы и память о них была стерта. Археологические исследования выявили, что 13 рвов расположены довольно хаотично: меридионально — в направлении с запада на восток и диагонально — с северо-запада на юго-восток. Все они были отмечены деревянными столбиками, а впоследствии на этих местах сделали насыпи. Теперь места этих чудовищных размеров захоронений видны хорошо. Как нам рассказал Дмитрий, в советское время на полигоне был коллективный сад НКВД–КГБ. До сих пор здесь растут фруктовые деревья, плоды которых можно попробовать. В честь святых новомучеников25 июня 1995 года, в день памяти Собора всех святых, в Земле Российской просиявших, на Бутовском полигоне была отслужена первая Божественная литургия. Служилась она в одноименном палаточном храме. А через год, 11 декабря, в день мученической кончины митрополита Серафима (Чичагова), был освящен деревянный бутовский храм — во имя святых новомучеников и исповедников Российских. Он был построен при деятельном участии внучки святого Серафима, игумении Новодевичьего монастыря Серафимы (Черной), а его настоятелем назначен священник Кирилл Каледа, чей дед, священномученик Владимир (Амбарцумов), лежит в одном из бутовских рвов. После знакомства с самим полигоном и деревянной церковью, выстроенной на нем, Дмитрий повел нас к новому величественному собору. Огромный шестипрестольный храм выстроен буквально через дорогу от ограды полигона. Он возведен совсем недавно, освящен в мае 2007 года. Главный престол — в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Неподалеку установлен Поклонный крест, принесенный сюда из Соловецкого монастыря незадолго до нашего приезда. Наибольший интерес представляет нижний храм. Центральный его престол освящен в честь иконы Божией Матери «Державная». Под покровом Богородицы русский народ жил в XX веке после свержения императора Николая II. Над Царскими вратами центрального придела помещена икона Спасителя, которая принадлежала священномученику Сергию (Кедрову), также убиенному в Бутове. В храме экспонируется выставка личных вещей погибших за веру людей — священников, монахов, мирян. Среди экспонатов есть вещи, которые были найдены в братской могиле, в основном обувь расстрелянных. Очень символично смотрятся кресты, которые насквозь пронизывают иконостасы и верхнего, и нижнего храмов. Сразу же вспоминаются слова Спасителя: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Так именно и поступали те, кого ныне мы в молитвах просим о заступничестве небесном. Еще одна интересная особенность: в нижнем храме по всему периметру расположены иконы святых новомучеников — такая своеобразная «новомученическая» минея. Каждая икона изображает святых, пострадавших в Бутове, в соответствии с их днями памяти, начиная с января и заканчивая декабрем. Как рассказал Дмитрий, так же своеобразен и богослужебный устав в этом соборе. В дни, когда есть память новомучеников, им обязательно служится полиелейная служба, даже если на этот день приходится память какого-либо вселенского или особо почитаемого русского святого. В среднем, таких дней около 10–12 в месяц. В дни, когда совершались расстрелы, служатся панихиды по убиенным на Бутовском полигоне. Если нижний храм символизирует Страстную седмицу, то верхний — это Пасха. Новомученики никогда не помышляли о том, что будут прославлены когда-то в лике святых и в честь них будут строиться храмы, все свое упование они возлагали на Воскресение Христово, и своей жизнью и смертью они свидетельствовали о своей вере. Именно это упование помогло им перенести страдания и совершить подвиг. Правый придел освящен в честь святых новомучеников и исповедников Российских, левый — во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, как главы Собора новомучеников и исповедников Российских. Примечательно, что чин освящения собора Святейший Патриарх Алексий совершал вместе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром, главой Русской Православной Церкви Заграницей в дни подписания документов о воссоединении двух частей Русской Церкви. Почти в центре храма расположена редко встречающаяся в наших церквях икона «Не рыдай Мене, Мати». Умилительный образ: Богородица изображена на нем не с Богомладенцем, а со снятым с Креста Сыном Божиим. На левом столпе находится икона Собора новомучеников, в Бутове убиенных. Икона написана по образцу Собора новомучеников и исповедников Российских, но если на последней святые изображены на фоне храма Христа Спасителя, то здесь они стоят перед бутовским деревянным храмом, тут же — бутовский голгофский Крест, а под ним — рвы с останками убиенных праведников. На одном из столпов собора висит большая Можайская икона святителя Николая Чудотворца. Но она выполнена в оригинальном решении. В левой руке святитель держит, как и полагается, храм, но это храм в Бутове, т.е. тот, в котором эта икона и пребывает. А стоит святитель на «расстрельных» рвах полигона. Прямо против этой иконы — икона священномученика Серафима (Чичагова), который стоит на тех же рвах и держит в руке поклонный крест, установленный на Бутовском полигоне. Возле собора Детская площадка рядом с Воскресенским храмомМы приехали в Бутово вместе с пятилетней дочерью, встретились с одной саратовской семьей, временно живущей в Москве. Большую радость наши дети испытали при посещении колокольни — им разрешили позвонить, что они с превеликим удовольствием и сделали. На колоколах изображены лики новомучеников Российских, в том числе — святых царственных страстотерпцев. Еще нам очень понравилась детская площадка на территории собора. Она целиком сделана из дерева руками одного из прихожан бутовского храма, который вырезал и иконостас, и киоты для икон. Думаю, всем родителям знакома ситуация, когда дети, уставшие от службы, например во время проповеди, которая им пока не понятна, буквально мучаются, желая поскорее выбежать на улицу, размять затекшие ноги. Здесь эта проблема решена, так как на площадке во время богослужений находится человек, присматривающий за детьми. От дороги территорию храма отделяет забор, до которого от самой площадки не меньше 50 метров. *** Уезжали мы с полигона, переосмыслив некоторые моменты собственной жизни, вспомнив историю нашей веры, так тяжко страдавшей, но не пропавшей, потому что Вечность не может исчезнуть. Первоначально мы планировали в тот день посетить и иные святые места, но это желание иссякло, так как очень уж сильное впечатление произвел на нас Бутовский полигон, история его, все увиденное нами и необыкновенный покой и мир, царящие здесь. По словам Дмитрия, иначе в этом месте быть и не может, ведь здесь собрано великое воинство Христово, выстрадавшее свою веру и ходатайствующее пред Богом за всех, кто к Нему обращается. Священник Анатолий Коньков, Елена МасловаФото авторовhttp://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4517&Itemid=112
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #10 : 24 Мая 2009, 10:34:15 » |
|
Святейший Патриарх Кирилл впервые совершил Божественную литургию на Бутовском полигоне23 мая, в день празднования памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, согласно установившейся традиции было совершено Патриаршее богослужение. Впервые Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне совершил 16-й Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии; архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископы: Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), Можайский Григорий, Истринский Арсений, Сергиево-Посадский Феогност; епископы: Илиан (Востряков), Серафим (Зализницкий), Никон (Миронов), Красногорский Савва, Видновский Тихон, Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Троицкий Панкратий, Бронницкий Игнатий, Серпуховской Роман, Подольский Тихон, а также многочисленные представители духовенства Москвы и Московской области. Среди сослужащего духовенства и молящихся на богослужении присутствовали насельники и насельницы, настоятели, настоятельницы и наместники многих монастырей Московской епархии. Предстоятелю Русской Церкви сослужил также настоятель монастыря Ватопед на Святой Горе Афоне игумен Ефрем, который передал Его Святейшеству приветствие святогорской братии и преподнес в дар образ Божией Матери «Пантанасса» (Всецарица). После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью. По завершении Божественной литургии Предстоятель вознес молитвы ко святым новомученикам и исповедникам российским и совершил литию об упокоении приснопоминаемых рабов Божиих, за веру и правду в годы лихолетия страшные страдания, истязания и мученическую кончину претерпевших, и на месте сем погребенных. Затем со словом приветствия от лица клириков и прихожан храма Новомучеников и исповедников российских на Бутовском полигоне обратился настоятель храма протоиерей Кирилл Каледа. Отец Кирилл преподнес Его Святейшеству образ священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского, возглавляющего Собор Бутовских святых. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: «С особым чувством я совершил сегодня эту первую в своей жизни Литургию на Бутовском полигоне». Святейший Патриарх отметил, что на одном только Бутовском полигоне святых мучеников находится больше, чем во всех святцах всех Поместных Православных Церквей. «Если мы вдумаемся в эту цифру, то поймем, что означал подвиг Русской Церкви в XX веке. — подчеркнул Предстоятель. — Мы знаем, что в политической терминологии используется слово "геноцид". Это страшное слово, под этим словом подразумевается истребление народа. Мы никогда не применяли этого слова по отношению к Церкви, но если говорить о страданиях Русской Православной Церкви, используя это светское слово, то оно в полной мере отразит сущность того, что произошло. Церковь была физически почти уничтожена. Это было проявление человеческой злобы, несправедливости, это было торжество дьявола». «Кто тогда мог думать, что у края этих могил будут совершаться торжественные богослужения? От одной этой мысли, наверно, онемели бы гонители. Разве не является доказательством силы Божией и силы победы Воскресшего Христа все то, что произошло и происходит», — сказал в заключение Святейший Владыка. Затем в сопровождении протоиерея Кирилла Каледы Святейший Патриарх посетил новопостроенный каменный храм Воскресения Христова, где поклонился мощам Бутовских святых. http://www.sedmitza.ru/news/699507.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #11 : 24 Мая 2009, 10:38:08 » |
|
Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией на Бутовском полигоне 23 мая, в день празднования памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, согласно установившейся традиции было совершено Патриаршее богослужение. Впервые Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне совершил 16-й Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обратившийся после чтения Евангелия с проповедью к собравшимся. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! Это радостное Пасхальное приветствие мы обращаем на этом месте скорби ко всем вам, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, ко всем живущим, но также и ко всем, кто принял мучительную смерть здесь, на этой Русской Голгофе. Мы обращаемся сегодня к ним с этим пасхальным приветствием не как к умершим, но как к живым. Наверно мало мест на земле, где бы такой призрачной казалась грань, отделяющая земное от небесного и временное от вечного. Здесь вокруг нас сегодня те, кто мученически скончался, но кто ныне предстоит Богу и вместе с нами образует единую Церковь Божию, Церковь не мертвых, но живых, ибо Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Осознание того, что нет границы и стены между земной жизнью и вечностью, осознание того, что нет границы между Церковью земной и Церковью торжествующей небесной, является важнейшим основанием нашего христианского миропонимания и мироощущения. Для нас мир Божий — это мир не только тех, кто живет сегодня, это мир тех, кто жил до нас, это мир тех, кто придет после нас, это все — Божие творение, силой могущества Божественного извлеченное из небытия. Мы, люди, являющиеся сердцевиной и вершиной всего творения, несем ответственность за все, что происходит в мире, потому что именно Бог вручил человеку многое, что ему надлежит сделать для того, чтобы мир и творение Божие обнаруживали красоту первозданного бытия. Из этой ответственности за судьбы мира и человека проистекает особое служение Церкви. Мы называем это служение пророческим служением, потому что по примеру Господа и святых пророков, продолжая это служение, Церковь призвана провозглашать Божию правду людям, ибо пророчества — это и есть провозглашение Божией правды, и оно никогда не было легким. За всю двухтысячелетнюю историю Церкви множество раз провозглашение Божественной правды наталкивалось на глухоту и слепоту людей, на нежелание слышать, на раздражительность, на озлобление и даже на ненависть. Вся история Церкви — это история свидетельства о Божией правде, которая не ограничилась словесным свидетельством и свидетельством жизни, но которая включала в себя и свидетельство смертью. Именно это свидетельство мы называем мученичеством. Наша Русская Православная Церковь принесла Богу такой дар этого свидетельства, каковым не может похвалиться ни один народ. Трагедия XX века, унесшая сотни жизней таких свидетелей являет собой, с одной стороны, образ дьявольской ненависти, восстающий на Бога и правду Его, но, с другой стороны, являет непреходящую красоту силы человеческого духа, каковая обретается в служении Господу. Мученики погибли потому что не отказывались от креста. Самим этим неотказом они свидетельствовали о Божией правде. Мучители хорошо знали, что это свидетельство может быть воспринято другими. Многие из них помнили слова Тертуллиана, а если не помнили, то опытно чувствовали опасность проливать кровь христианскую, ибо она может быть семенем для рождения новых во Христе спасаемых душ. И потому убийства и мучения происходили втайне. Мученики XX века погибали как мученики за Христа, но им не давали даже этого права. Их томили в одиночестве в замкнутом пространстве, в отлучении от мира, и многие из них, наверно, никогда не думали о том, что их подвиг, даже поименный, станет известен людям. Но замысел мучителей не оправдался, потому что со святыми мучениками был сам Господь. И какой глубокой тайной не были окружены гонения на христиан XX века, какой глубокой тайны не было окружено и это место, все стало явным — и имена святых мучеников, и имена тех мест, где проливалась их кровь. Для нас, дорогие мои братия и сестры, все то, что произошло с Церковью нашей в XX веке, является великим назиданием. С одной стороны — пример святых мучеников и исповедников XX века убеждает нас в том, что в любой момент каждый из нас должен быть готов и словом, и делом и даже до смерти возвещать Божию правду, что в этом заключается смысл нашей христианской жизни и нашего свидетельства. Пример XX века учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию, нет такой человеческой злобы, которая могла бы противостоять Божией любви. И победа всегда за Христом и всегда за Церковью, потому что Христос воскрес из мертвых и Своим Воскресением уже совершил эту победу. Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества — это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий чтобы исповедовать Христа. Нам кажется иногда, что эта реальность мученичества и исповедничества — она в прошлом, она где-то позади. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет. Сегодня никто не требует от нас отказываться от веры, никто не принуждает уйти из Церкви, но сегодня существует во всем мире великое множество соблазнов и сил, которые, воздействуя на человека, без всякого употребления физической силы способны оторвать его от Бога и Церкви и помрачить его жизнь, и способность свидетельствовать о Божией правде. Сами стандарты жизни, стандарты мысли, некая мода на образ жизни, которые являются в современном мире господствующими, являются одновременно антихристианскими. Из этих ценностей, которые и ценностями нельзя назвать, удалено духовное и религиозное измерение. Сегодня созидается цивилизация внерелигиозная. Часто это делается сознательно, со ссылкой на то, что, мол, мир сегодня пришел в движение, в объединение, сталкиваются и входят в соприкосновение разные религии, разные системы ценностей, и потому невозможно построить мир, в котором бы присутствовали эти религиозные ценности, что мир должен быть внерелигиозным, оставляя при этом свободу людям быть верующими или неверующими, но ограничивать свою религиозность рамками личной жизни. И одновременно проповедуются те ценности, которые, по сути, являются языческими или даже, более того ― нерелигиозными. И человеческое сознание захватывается этой модой, этим стереотипом бытия, потому что вольно или невольно через средства массовой информации все эти стереотипы и моды нерелигиозной жизни обрушиваются на сознание современного человека. И вот здесь требуется мужество, вот тут-то требуется сила идти узкими вратами Царствия Божия, идти против течения, идти против общего потока, в надежде на то, что чем больше людей пойдут против этого потока, тем вероятнее, что мутные воды остановятся, а может быть и повернуться вспять. Нам не дано знать, что может произойти в истории в результате нашего свидетельства о Христе, в результате нашего свидетельства о правде Божией. Но мы точно знаем, что именно жизнь в соответствии с этой правдой является жизнью, именно эта жизнь несет в себе истину, именно она является путем в Царствие Божие, потому что Сам Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Те наши отцы, матери, братья и сестры, которые приняли на себя подвиг мученичества и исповедничества, сегодня вместе с нами, с нашим народом. Их молитвами, их кровью, их подвигом и предстательством перед Лицом Божиим даруется и нам сила свидетельства. Дай Бог только, чтобы наши немощные силы были способны принять эту Божию благодать, ответить на эту силу молитвы новомучеников, чтобы жизнь нашего народа стала бы такой, которая исключала новые падения, могущие отлучить народ наш от Бога. Пусть по молитвам святых новомучеников и исповедников российских укрепляется духовная жизнь народа нашего, пусть возрастает он от силы к силе. И пусть Церковь наша, мученица и исповедница, мудро и мужественно свидетельствует о правде Божией во имя Царствия Его. Аминь. http://www.sedmitza.ru/news/699514.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
Сообщений: 1142
Русь Святая! Храни Веру Православную!
Православный священник
|
|
« Ответ #12 : 01 Мая 2010, 13:02:32 » |
|
Днесь новомученицы Российстии / в ризах белых предстоят Агнцу Божию / и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: / благословение, и слава, и премудрость, / и хвала, и честь, / и сила, и крепость / нашему Богу / во веки веков.
Кондак новомученикам
1 мая 2010 года в день памяти Новомучеников и исповедников российских на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в Москве в 11-й раз состоится торжественная литургия под открытым небом. Литургия в этот день будет совершаться 1 мая по н. ст., день, до сих пор ассоциирующийся с торжеством рухнувшего коммунизма, борцы за который в свое время и устроили этот полигон.
У каждого христианина есть выбор, куда поехать в этот день: по своим делам или на Бутовский полигон, чтобы почтить память святых и других людей, погибших безвинной мучительной смертью, и ныне прославляемых Церковью.
Литургия под открытым небом
И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий, видом подобный камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. Отк. 4,3
Богослужение в память новомучеников, совершаемое в Бутово , – это литургия, совершаемая под открытым небом на полигоне, где происходили массовые казни невиновных людей. Этот день собирает под предстоятельством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, многих епископов, сотни священников и диаконов Москвы и Московской области и тысячи людей со всей России.
|
|
|
Записан
|
С ув. прот. Георгий
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #14 : 20 Мая 2011, 21:09:57 » |
|
Собор новомучеников, в Бутове пострадавшихБутовский полигонСтатья из т. 6 «Православной энциклопедии». Москва, 2003 г.В настоящее время находится в черте Москвы. Место массовых захоронений жертв репрессий 30-х - нач. 50-х гг. XX в. В настоящее время известны около тысячи чел., расстрелянных на Бутовском полигоне за исповедание православной веры, к лету 2003 г. 255 из них канонизированы Русской Православной Церковью. На территории России нет др. места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых. Бутовский полигон находится на земле бывшей усадьбы Дрожжино, известной с XVI в. Последним хозяином усадьбы был И.И. Зимин, старший брат владельца московской частной оперы С.И. Зимина. После Октябрьской революции имение и конный завод при нем были конфискованы в пользу государства, завод поставлял лошадей внутренним войскам. До сер. 30-х гг. в Бутове размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. почти все были выселены из этих мест, в кон. 1935 - нач. 1936 г. на территории бывшего имения Зиминых оборудовали стрелковый полигон «Бутово», где сразу же начали проводиться расстрелы и захоронения репрессированных лиц. С авг. 1937 по окт. 1938 г. здесь были расстреляны и похоронены 20765 чел. Массовые расстрелы 1937-1938 гг. стали следствием решений Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 г. и вытекавших из них приказов наркома внутренних дел Н. И. Ежова № 00439, 00447, 00485 и 00593 от 25 и 30 июля, 11 и 20 сент. о борьбе с «врагами народа», в т. ч. с «церковниками». Расстрелы на Бутовском полигоне производились по постановлениям внесудебных органов: «тройки» Московского УНКВД, реже - комиссии, состоявшей из наркома внутренних дел и прокурора СССР - «двойки». Предписания на расстрелы подписывал начальник УНКВД Московской обл. (комиссар госбезопасности 1-го ранга С. Ф. Реденс (15 июля 1934 - 20 янв. 1938), комиссар госбезопасности 1-го ранга Л. М. Заковский (20 янв.- 28 марта 1938), старший майор госбезопасности В. Е. Цесарский (28 мая - 15 сент. 1938)). Приведением в исполнение приговоров руководили комендант и начальник адм.-хозяйственного отдела УНКВД по Московской обл. И. Д. Берг и его зам. и одновременно руководитель Управления рабоче-крестьянской милиции М. И. Семёнов. На Бутовский полигон осужденных доставляли из московских тюрем: Таганской, Сретенской, Бутырской, а также из районных тюрем Московской обл. и из Дмитлага - огромного лагерного объединения, предназначенного для строительства канала Москва-Волга (узниками Дмитлага были также сооружены стадион «Динамо», Юж. и Сев. (Химкинский) порты Москвы, жилые комплексы и многое др.). После прибытия на Бутовский полигон осужденных заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли приговор, сверяли данные и наличие фотографии. Случалось, что казнь откладывали из-за каких-либо разночтений в документах, а иногда (в единичных случаях) даже отменяли. Приведение приговора в исполнение осуществляла одна из «расстрельных команд» - группа из 3-4 офицеров спецотряда, как правило, людей со стажем, служивших в органах ОГПУ-НКВД со времен гражданской войны, имевших правительственные награды; в дни особо массовых расстрелов число исполнителей, очевидно, увеличивалось. На казнь из барака выводили по одному, каждый палач вел свою жертву к краю рва, стрелял в затылок с расстояния не более метра и сбрасывал тело в траншею. Далеко не всегда при этом присутствовали врач и прокурор. Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную; с авг. 1937 г., когда казни в Бутове приняли невиданные в мировой истории масштабы, экскаваторы карьерного типа выкапывали для этих целей траншеи шириной и глубиной в 3 м, длиной от 150 м. За день в Бутове редко расстреливали менее 100 чел., бывали дни, как, напр., 28 февр. 1938 г., когда казнили 562 чел. Иногда, видимо, приговоренных расстреливали в московских тюрьмах, а на Бутовск полигон привозили только для захоронения. Большую часть расстрелянных на Бутовском полигоне составляют крестьяне и рабочие Москвы и Подмосковья, которых зачастую арестовывали и казнили семьями, включая подростков и стариков. Подавляющее число жертв были беспартийными, т. е. далекими от политики людьми, имевшими низшее образование или неграмотными. Примерно четверть от общего числа казненных на Бутовском полигоне - уголовники, подавляющее число их было расстреляно за прошлые судимости, по которым прежде они уже отбыли срок наказания. Под категории «социально опасных» и «социально вредных элементов», осужденных и расстрелянных на Бутовском полигоне, подпадали самые разные люди: родственники ранее осужденных, бывшие царские министры, нищие, уличные торговцы, гадалки, картежники. В янв. 1938 г. с санкции властей началась тайная расправа над инвалидами: в февр.-марте того же года было расстреляно 1160 инвалидов. Большинство казненных на Бутовском полигоне были русскими (более 60%), затем следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы, - всего свыше 60 национальностей, в т. ч. граждане др. гос-в: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Греции, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др. В числе похороненных на Бутовском полигоне - люди, оставившие след в рус. истории: председатель 2-й Гос. Думы Ф. А. Головин, бывший московский ген.-губернатор В. Ф. Джунковский, один из первых рус. летчиков Н. Н. Данилевский, член экспедиции О. Ю. Шмидта бортмеханик Я. В. Брезин, правнук М. И. Кутузова проф. церковного пения и композитор М. Н. Хитрово-Крамской, худож. А. Д. Древин, спортсмены, заложившие основы советского альпинизма. В земле Бутова лежат представители рус. дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых, большая группа бывших царских генералов (генерал-лейтенант Е. И. Мартынов, генерал-майор М. Ф. Кригер, обладатель 7 воинских боевых наград ген. Б. И. Столбин и др.). Икона Новомучеников и Исповедников РоссийскихНа Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). В числе казненных в Бутове «церковников» - 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, «антивоенники», евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин. Первыми православными священнослужителями, расстрелянными на Бутовском полигоне, были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и сщмч. диак. Елисей Штольдер († 20 авг. 1937). Больше всего священнослужителей пострадало в сент.-дек. 1937 г. и в февр.- марте 1938 г. (17 февр. 1938 г. было расстреляно 502 чел., 75 из них священнослужители и монахи). Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й ст. УК РСФСР, поводы для обвинения могли быть разные: «сохранение церкви и насаждение тайного монашества», «богослужения на дому», «недоносительство», «помощь ссыльному духовенству», приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются». Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в «антисоветской агитации», «контрреволюционной деятельности», но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь; не редкостью является «отсутствие в деле скомпрометированных лиц», т. е. отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов. С середины Великой Отечественной войны в Бутове располагался лагерь для военнопленных, работавших на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе. В 1949 - нач. 1950 г. вблизи полигона был выстроен поселок из 3 домов, в 2 из которых поселились сотрудники НКВД, в 3-м расположилась спецшкола для офицеров внутренних служб стран Вост. Европы. В сер. 50-х гг. «спецзона» была ликвидирована. Сам полигон, где находилась основная часть захоронений, обнесли глухим деревянным забором с натянутой поверх него колючей проволокой. По краям «зоны» возник дачный поселок НКВД, в котором разрешалось строить только легкие одноэтажные дачи без фундаментов и погребов. В нач. 70-х гг. в вост. части Бутовского полигона разбили яблоневый сад, обновили обветшавший забор вокруг. До 1995 г. территория находилась в ведении ФСК-ФСБ и тщательно охранялась. Начиная с 1992 г. московская общественная группа по увековечению жертв политических репрессий (группа М. Б. Миндлина) с помощью сотрудников ФСК-ФСБ приступила к работе со следственными делами расстрелянных на Бутовском полигоне, составлялись краткие биографические сведения для буд. «Книги памяти». Весной 1993 г. полигон впервые посетили родственники погибших, осенью того же года в его юж. части была установлена гранитная мемориальная плита. С 1997 г. на Бутовск полигон ведутся комплексные работы с целью определения местоположения погребальных рвов, проводятся историко-археологические, геоботанические, геоморфологические исследования. В 1997 г. был вскрыт один из погребальных рвов: на площади в 12 кв. м обнаружили захоронения в 5 слоев, где погребены останки 149 чел. В 2001-2002 гг. специалисты выявили и нанесли на карту 13 погребальных рвов. Весной 1994 г. на Бутовском полигоне был установлен Большой Поклонный крест (освящен 8 мая 1994), сооруженный по проекту скульптора Д. М. Шаховского, чей отец, свящ. Михаил Шик, был расстрелян в Бутове. 25 июня 1995 г. в Бутове в походном палаточном храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, Православного Свято-Тихоновского Богословского института была отслужена первая литургия, которую возглавил ректор института прот. Владимир Воробьёв. Начиная с 1994 г. горячее участие в деле увековечения памяти пострадавших в Бутове принимала внучка расстрелянного здесь сщмч. Серафима (Чичагова) игум. Серафима (Чёрная). В 1995 г. Бутовский полигон передали Московской Патриархии. По проекту Шаховского был воздвигнут деревянный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских (освящен в 1996), настоятелем которого стал внук расстрелянного здесь сщмч. прот. Владимира Амбарцумова свящ. Кирилл Каледа. 27 мая 2000 г. на Бутовском полигоне состоялось грандиозное богослужение под открытым небом, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были совершены Божественная литургия и панихида по убиенным - последняя перед их прославлением на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. На Юбилейном Соборе были канонизированы 120 чел., расстрелянных на Бутовском полигоне, за последующие годы число канонизированных Бутовских новомучеников удвоилось. Собор Бутовских новомучеников возглавляют 6 архиереев: Ленинградский и Гдовский митр. сщмч. Серафим (Чичагов), Можайский архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов), Владимирский и Суздальский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Бежецкий еп. сщмч. Аркадий (Остальский), Нижнетагильский еп. сщмч. Никита (Делекторский), Велижский еп. сщмч. Иона (Лазарев). На Бутовск полигон было казнено много почитаемых иереев-священномучеников: братья Агафонниковы - Александр, Василий и Николай, Владимир Амбарцумов, Владимир Медведюк, Зосима Трубачёв, Иоанн Артоболевский, Сергий Лебедев, Сергий Махаев, Петр Петриков и мн. др. Празднование Собору новомучеников, в Бутове пострадавших, установлено в одну из пасхальных суббот. Над погребальными бутовскими рвами ежегодно совершается торжественное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом, в котором принимают участие десятки архиереев и сотни священнослужителей Москвы и Московской обл., стекаются тысячи паломников. Документы архивов госбезопасности свидетельствуют о существовании в Москве и Подмосковье несколько крупных захоронений жертв репрессий. С 1921 г. и до кон. 20-х гг. расстрелянных хоронили в центре Москвы - на территории подведомственной ОГПУ Яузской больницы, в 1926-1936 гг.- на Ваганьковском кладбище, с 1936 г.- на Донском кладбище или кремировали в Донском крематории; есть свидетельства об отдельных захоронениях на Калитниковском, Гольяновском и Рогожском кладбищах, обнаружено массовое захоронение у стен Новоспасского монастыря. Очень большим, уступающим только Бутовскому полигону, является захоронение на территории бывшей дачи Г. Г. Ягоды, близ совхоза «Коммунарка» в Московской обл. (там были расстреляны более 6.5 тыс. чел.). В настоящее время на этой территории располагается скит Екатерининского муж. монастыря в г. Видное-2 (в 1939-1953 в постройках монастыря находилась секретная политическая тюрьма центрального подчинения «Сухановка»), освящен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских. Арх.: ЦГАМО. Ф. 5739. Оп. 1. Д. 358. Л.108 об.- 109; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-50068; Д. П-59458; Д. П-60406; Д. П-62115; Д. П-67528; П-72934; Оп. 1. Д. 22817; Архив научно-просветительского об-ва «Мемориал». [Ксерокопия следств. дела Семенова]; Особый спецфонд Информ. Центра ГУВД МО. Ф. 189. Д. СО-40179. Источники: Бутовский полигон. Вып. 1-7 [Док-ты и приложения]; Лубянка: ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МВД-КГБ, 1917-1960: Справ. М., 1997. (Россия. XX в.: Док-ты / Междунар. ф. «Демократия»); Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937 - 19.10.1938. М., 1997. Литература: Головкова Л. А. Спецобъект «Бутовский полигон»: История, док-ты, восп. // Бутовский полигон. Вып. 1. С. 12-30; она же. Московские расстрелы // Ист. вестн. № 4 (15). 2001: (Мат-лы науч. секции «Церк.-ист. краеведе-ние 9 междунар. Рождественских образовательных чтений (Москва, 27 янв. 2001 г.)). С. 79-92; Каледа К., свящ., Алексеев С. Н., Разумов А. Я., Головкова Л. А. По-следние исследования на Бутовском полигоне // Бутовский полигон. Вып. 4. С. 5-16; Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД? 1934-1941: Справ. М., 1999; Рогинский А. Б. Послесловие // Расстрельные списки: Моск-ва, 1937-1941: «Коммунарка», Бутово: Кн. памяти жертв полит. репрессий. М., 2000. С. 490-493. http://www.sedmitza.ru/text/694734.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|