Русская беседа
 
25 Августа 2019, 19:34:30  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: С 14 по 27 августа - Успенский Пост  (Прочитано 6576 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9475


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #30 : 14 Августа 2019, 01:29:46 »


Пост ради Божией Матери

Пастыри об Успенском посте


Сегодня православные христиане начинают поститься постом Успенским, готовясь к светлому и радостному празднику – Успению Богородицы. Корреспондент портала «Православие.Ru» попросила священнослужителей Русской Православной Церкви сказать краткое слово утешения, назидания и ободрения тем, кто приступил хоть и к краткому, но столь же строгому посту, что и пост Великий.


«Успение Божией Матери – это Богородичная Пасха»

Протоиерей Андрей Ткачев:


Протоиерей Андрей Ткачев

 – Хочется, чтобы люди понимали, ради Кого они постятся. Успение Божией Матери – это Богородичная Пасха. А пост – это приготовление к Богородичной Пасхе. Это праздник Ее смертного сна и Ее воскресения из мертвых Сыном. Поскольку Русь любит Божию Матерь и русскую землю справедливо называют Домом Пресвятой Богородицы, поэтому ради любви Божией Матери к нам и нас к Ней хочется попросить тех, кто будет поститься все эти 14 дней, чтобы постились в память о Пресвятой Пречистой Благословенной Деве Марии и принесли в жертву Ей свой посильный труд.


«Как замечательно, если кто-то ради Божией Матери расстанется хотя бы с одной греховной привычкой!»


Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

– Успенский пост – это пост, который христианин совершает ради Божией Матери. Ведь именно в праздник Успения, когда Пресвятая Дева перешла в мир Небесный, Она стала Покровительницей и Ходатаицей пред Богом за всех нас. Ради встречи этого великого праздника мы и постимся.

Обыкновенно мы просим у Пресвятой Богородицы разных милостей, помощи, всё время хотим, чтобы Она нас покрывала и защищала. Но сами-то мы что готовы сделать ради Божией Матери? Ведь подлинная любовь всегда выражается в какой-то жертве, в том, что ради любимого человека нам не жалко отдать что-то свое. Что же мы можем принести в дар Пресвятой Богородице? Она не нуждается ни в чем земном, ни в каких земных приношениях, и значит, мы можем принести Ей в дар только самих себя. Из этого следует, что мы должны работать над собой, отсекать от души всё то, что в нас не угодно Богу. Как было бы замечательно, если кто-то Успенским постом ради Божией Матери расстанется хотя бы с одной греховной привычкой! Вот бы постараться явить в себе хотя бы некоторое подобие того смирения и послушания Богу, которые имела Пресвятая Дева!

Конечно, пост – это всегда время покаяния, неслучайно Успенский пост так же строг, как и Великий. Только вот что есть покаяние, стоило бы правильно понимать. Есть такая притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога и молился: «Господи, что мне подарить Тебе?» И вдруг Бог ответил ему: «Мне ничего не надо. Всё, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе». Но человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи».

Покаяние – это не истязание человека, а очищение его от ненужных, греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Если воздушный шар обременен лишним грузом, то не поднимется к небу. Так и человек. В таинстве Покаяния Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился.

Каждый раз, когда мы вступаем на поприще поста, нужно вспоминать, что это время особенного покаяния, то есть освобождения души от груза грехов. И только с чистой душой можно предстать пред Небесной Царицей в великий праздник Успения.

Вместе с тем Успенский пост – это пост весьма отрадный. Он отличается своими неповторимыми церковными праздниками и традициями. В первый день поста, 14 августа – Изнесение честных древ Животворящего Креста. То есть мы сразу же обращаемся к Честному Кресту как к главному духовному оружию в нашей невидимой брани. В этот же день освящается мед, то есть Успенский пост не так уж и горек. 19 августа – яблочный Спас, в храмах освящаются фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Господь оказывает милость как нашей душе, так и телу.



Но самое главное – это дни, когда мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери, под Ее благодатным покровом обрести покой мятущейся душе и сподобиться быть причастниками того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.


«Сознательная духовная жизнь – это и есть та полноценная человеческая жизнь, к которой мы призваны»

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):


Священник Дмитрий Шишкин

 – Может быть, это странно звучит, но пост, особенно многодневный, о котором заранее знает человек и, условно говоря, «отсчитывает» время приближения к которому, – такой пост, насколько я знаю, большинством православных христиан воспринимается не как тягостная повинность, которую надо перетерпеть «за послушание», а как счастливая возможность изменения, преображения собственной жизни. Потому что многие из нас чувствуют, конечно, что мы далеки не только от идеала, но даже и от начатков подлинно христианской жизни. И понимая это, каждому хочется как-то собраться, стать хоть на время строже к себе, потому что без такой собранности духовная жизнь вообще невозможна, а остаются только воздыхания о ней, что тоже неплохо, но явно недостаточно. И многодневные посты дают нам такую замечательную возможность, подвигают нас, ленивых и расслабленных, к большей собранности, вдохновляют на малый, но необходимый труд. Поэтому пост для большинства сознательно верующих людей является желаемым и ожидаемым временем. И тайна этого ожидания заключается в том, что, сознательно ущемляя своего «плотского человека» со всеми его «страстьми и похотьми», мы начинаем жить иначе. Это трудно передать словами, но именно это приобщение к иной реальности, к реальности действительной духовной жизни и делает пост желаемым для многих христиан, утомленных своей повседневной и приземленной расслабленностью.

Успенский пост считается строгим постом, но каждый может и должен избрать свою меру строгости, потому что в конечном итоге важно даже не то, на сколько пунктов ты соблюл правила, а то, насколько ты лично потрудился, приложил усилия, чтобы приблизиться к Богу, приобщиться Его благодати. В этом смысл поста. Можно говорить (условно, конечно) о «высшей» и «низшей» планке его строгости. Причем эти понятия не имеют отношения к оценке самого человека, а только к избираемой им мере строгости воздержания. По монастырскому уставу в этот пост пищу положено вкушать только один раз в день, кроме праздничных дней, и то не раньше 3 часов дня. Причем предполагается сухоядение, то есть пища употребляется без добавления растительного масла.

Ну а «нижняя» планка, то есть распространенное и общепринятое правило для мирян, – это воздержание от пищи животного происхождения. Количество же еды и частоту ее употребления каждый избирает для себя сам. Впрочем, понятно, что пост относится не только к пище, но и требует воздержания от всего, что мешает нам в духовной жизни. А в наше время такие препятствия, как правило, связаны с компьютером, с телевизором, с привычкой к всевозможным развлечениям… Кстати, эта привычка настолько въедается в нашу природу, даже в мелочах, что, когда мы пытаемся себя ограничивать во многих вроде бы «безобидных», но развлекающих, расслабляющих душу вещах, это становится очень даже ощутимой трудностью – и конечно, полезным опытом. Так что воздерживаться каждому есть от чего, только бы мы взглянули на себя, на свою жизнь честно и трезвенно, именно с точки зрения христианской. Но и воздержание – это еще не всё. Как сказано в Писании: «Отвратись от зла и сотвори благо». Так что пост – это время не только воздержания от греха, но и более сознательного и усердного, чем обычно, исполнения Христовых заповедей. Это благодатный и радостный труд. И вот в радости этой заключено, я думаю, главное утешение, которое обретает человек в посте. В радости приобщения иной жизни, жизни Самого Христа. А что может быть радостнее этого! Вначале, когда человек начинает поститься, бывает, что его как бы «ломает»: настроение отвратительное, всё валится из рук, на душе тоскливо и скучно… Это плотский наш человек недоволен тем, что ему перестают угождать, а поскольку он уже почти совершенно овладел душой, то и душа томится и мучается. Но если она пребывает всё же в решимости продолжать пост ради Христа, ищет действительного обновления и приобщения благодати Духа Святого, то вскоре как бы открывается иная реальность, начинается действительно иная и, увы, большей частью незнакомая нам жизнь. Жизнь, когда плоть продолжает томиться от причиняемого ей ущерба, но это томление уже не главенствует над душой, а пребывает как бы в подчиненном состоянии. Зато душа открывается в большей степени, чем обычно, веянию благодати, опытно познаёт сладость покаяния и молитвы. Собственно, человек и начинает жить той самой духовной жизнью, к которой призван, но понятие о которой, увы, утратил из-за своей повседневной и всецелой погруженности в житейскую суету.

Опыт поста помогает нам понять, что сознательная духовная жизнь – это и есть та по-настоящему нормальная и полноценная человеческая жизнь, к которой мы призваны. Жизнь, исполненная особой, непонятной без поста и молитвы, радости. Радости общения с Богом. Так что в добрый путь, и да благословит нас Господь!


Подготовила Анна Ерахтина

http://www.pravoslavie.ru/put/72951.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9475


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #31 : 15 Августа 2019, 01:36:51 »


Успенский пост: распространенные ошибки и ложные трактовки, сводящие весь пост на нет

Митрополит Бориспольский и Броварский  Антоний  (Паканич)


На что нужно обратить внимание во время Успенского поста - митрополит Антоний (Паканич) …





Успенский пост назван в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы,  который завершает пост и является его кульминацией.

Одна из распространенных ошибок, связанных именно с этим постом, заключается в том, что многие считают данный пост трагичным и мрачным, потому что он такой же строгий, как и Великий пост, и напоминает нам о смерти. Но это не так.

Успенский пост говорит о величии и бессмертии человека, принявшего Господа в свое сердце.

Этот пост наполнен радостью и надеждой встречи создания со своим Творцом. Встречи не только как физической смерти, перехода из одной реальности в другую, а главной встречи - встречи души с Господом здесь, на земле.

Расположение праздника в конце лета символично. Август - пора подведения итогов, сбора плодов, подготовки к зиме. Это относится и к духовной жизни. Пост - это еще одна возможность проанализировать свою жизнь, дать оценку своим поступкам, действиям, мыслям; обнаружить свои слабые стороны, которые мешают дальнейшему движению и развитию и попытаться их  преобразить.

Именно об этом говорит нам праздник Преображения Господня, выпадающий на Успенский пост, напоминая о важности смирения перед волей Божией и готовности преодолевать все трудности, проходить все уготованное нам без ропота, с благодарностью.

К сожалению, данный праздник у некоторых ассоциируется лишь с освящением плодов и к духовности не имеет никакого отношения. Жаль, что люди игнорируют возможность стать ближе к Богу, придвинуться к Свету, выйти из тьмы неверия и своих страстей. Неправильным прохождением праздничных дней люди только усугубляют свои грехи и умножают пагубные привычки.

Также распространено ошибочное мнение, что пост - навязанное извне ограничение. Пост - это добровольный и осознанный шаг. Это желание души быть ближе к Богу, желание уподобиться Ему.

И ограничение в пище - попытка научиться не тратить время и не рассеивать внимание на земные удовольствия, которые являются второстепенными в нашей жизни, а сосредоточиться на главном и насущном - на личных отношениях с Богом.  Именно в этом смысл любого поста, да и самого христианства.

Христианство - это возможность стать новым человеком во Христе, это начало новой жизни в Нем. И пост - одна из форм достижения этой цели.

Наша вера и церковные Таинства соединяют нас со Христом, и Он входит в нашу жизнь, освящая ее. Все хорошее, что есть в нашей жизни, исходит от Бога, обитающего в нас. Жить со Христом не значит просто думать о Нем, это значит, что Он начинает действовать в нашей жизни, действовать через нас.

Христианство - это личный выбор каждого из нас отдать свою жизнь Богу, как когда-то Он отдал Свою жизнь за нас.


Записала Наталья Горошкова

14.08.2019



Православная жизнь
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9475


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #32 : 16 Августа 2019, 01:09:10 »


Каким должен быть информационный пост христианина?

Ответы пастырей

В церковных канонах ничего не сказано об увлечении компьютером, бесцельном сидении в Интернете, просмотре ленты Фейсбука и Инстаграма, трепетном ожидании «лайков» под созданными нами «постами», но совершенно очевидно, что это те реалии, которые имеют непосредственное отношение к нашей духовной жизни. Итак, сегодня, в день начала Успенского поста, мы говорим о том, каким должен быть информационный пост современного христианина.





В Интернет мы заходим также ради развлечения и азарта


Священник Сергий Бегиян


Священник Сергий Бегиян:

    Хорошо бы в пост оставить просмотр только православных фильмов и сайтов

– В церковных канонах и правда ничего не сказано о современных СМИ, но зато есть множество запретов на посещение театров, конских состязаний, увеселений смехотворцев и прочее (6-й Вселенский Собор, Трулльский Собор). Все эти запрещения свободно переносятся на современные рельсы, поскольку в Интернет мы заходим также ради развлечения и азарта. Поэтому хорошо бы в пост оставить просмотр только православных фильмов и чтение только православных сайтов.

Из собственного опыта могу сказать, что чем больше времени высвобождается из-за отвержения гаджетов и Интернета, тем внимательнее проходит пост, тем больше сил и времени, соответственно, появляется для молитвы и духовных упражнений. Тем чище и собраннее ты себя находишь в конце поста.


Мы должны честно сказать: «Что же это я вообще делаю?!»


Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин:

    Многие наши тяжкие грехи совершаются посредством Интернета

– Скажу как есть. Исповедь людей открывает священникам страшную правду – многие наши тяжкие грехи совершаются посредством Интернета. То есть, живи такой человек без ноутбука и разных гаджетов, без выхода во всемирную Сеть, он и не знал бы, какие соблазны существуют на белом свете, в нем не проснулась бы та сила греховной страсти, которой он подпал посредством Интернета. Интернет усилил восприятие многих соблазнительных вещей, соделал грех удобно достижимым, как говорится, не выходя из квартиры, точнее, не отрываясь от кресла перед ноутбуком.

Мы не замечаем, как Интернет переделывает нас под себя. Кто-то настолько ушел в общение в соцсетях, что забывает о семье, фактически не живет реальной жизнью. Особенно это относится к подросткам: всемирная Сеть похищает наших детей. Твой ребенок находится вроде бы здесь же, рядом с тобой, и в то же время не здесь – он весь где-то там, «онлайн». Кто-то завис в играх, кто-то не может шагу сделать, чтобы не запечатлеть этого в Инстаграме. Всё это, вместе взятое, есть страшная несвобода, диктат.

Пост – время духовного пробуждения, отрезвления, освобождения. Взглянуть на себя правдиво, в каком потоке бесконечного пустословия мы плывем – в вацапах, вайберах, ВКонтактах, – в каких сетях мы находимся, чтобы честно сказать: «Что же это я вообще делаю?!»

На время поста стоит решительно выйти из этого потока, пусть он течет дальше сам по себе. Когда просыпаемся, возьмем в руки не смартфон или планшет, а молитвослов и Евангелие, в тишине сердца помолимся. Когда Бог – на главном месте, то всё остальное – на своем.

Как же удивительна и красива тишина, в которой можно помолиться Господу! Как прекрасно, когда ты не дергаешься на постоянные смс, на переписки, по сути, по пустым вопросам! Начинается пост, скажи себе: «За этот короткий отрезок времени я не буду смотреть в Интернете ничего развлекающего, ничего мирского. Посвящу себя молитве, чтению Евангелия, духовной литературы».

Секрет современного мира – в чрезмерной доступности информации, ее крайней упрощенности: нажал кнопку, ткнул пальцем в экран – и получай всё, что хочешь. Даже думать не надо – всё как на подносе. В этом наша беда: «думать не надо», Интернет сам выдаст ответ на любой запрос. Но какая же это ошибка!

Интернет привел людей к неспособности анализировать, творчески работать, воспринимать серьезные глубокие темы. Всё теперь сводится к крайне небольшим текстовым объемам, смс, зачастую цитатам или просто ярким картинкам. Человек утрачивает способность к более глубокому восприятию более серьезных текстов. С наступлением поста постараемся перейти от смс-цитат к книгам святых отцов, от легкомысленного скитания по страницам Сети — к вдумчивому чтению духовной литературы.

Понятно, что цивилизацию не изменить, и мы плывем в этом потоке. Но хотя бы небольшой отрезок времени попробуем побыть без электронного мира, попробуем просто пожить – и мы сами увидим, поймем, насколько внутри станет легче. Это подобно тому, как только что ты дремал, пребывал в каких-то сонных видениях, не контролировал себя полностью, но вдруг пробудился, и сны вмиг рассеялись, ты радуешься радости дня. Бодрствование лучше сна, духовное пробуждение лучше сонных скитаний по виртуальным просторам.

    Подлинная жизнь – сокровенное богатство души, обретаемое в общении с Богом

Возможно, я слишком категоричен. В качестве компромисса предложу на время поста сменить, так сказать, качество и виды электронной информации, как мы меняем постом виды вкушаемой пищи, но не отказываемся вообще от еды. В частности, можно поставить себе наступающим постом целью прочитать одно из Евангелий с толкованием святых отцов. Есть сайты, где каждый библейский стих сопровождается святоотеческим комментарием. Изучить в Интернете статьи на ту или иную духовную тему. То есть отнестись к Интернету по-новому – как к средству духовного преображения, а не пустословия, развлечения и засорения себя ненужной информацией.

Однако будем помнить, что Интернет и соцсети – мир рисованных картинок. Они яркие и захватывающие, но это только внешняя пена, которая приходит и уходит, подлинной жизни там нет.

Подлинная жизнь – сокровенное богатство души, обретаемое в общении с Богом. С Богом мы общаемся, когда очищаем себя, храним свой внутренний мир от греха, искренне каемся и обращаемся к Нему из самых глубин своего сердца. Пусть же постом нам не мешает в этом мир электронной информации.


Суть поста: «уклонись от зла и сотвори благо»


Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин:

– Суть любого поста остаётся неизменной и независимой от перемены мест и обстоятельств жизни: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Ясное понятие о том и о другом даёт нам Божественная благодать, просвещающая человека, при соблюдении с его стороны необходимых условий: страха Божия, всецелого устремления к Богу, смирения…

Особенно помогает нам составить правильное представление о том, что именно есть добро, а что есть зло, внимательное чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета. Глаголы жизни вечной, Слово Божие, заключенное в Священном Писании – это хлеб духовный, который, совместно с молитвой и участием в таинствах, составляет существенную основу духовной жизни. Обстоятельства внешней жизни меняются от поколения к поколению, но суть самого человека не меняется, и если он стремится сознательно к Богу, ищет Его со смирением, настроен на покаянное преображение собственной жизни – Сам Господь просветит человека, поможет ему духом, совестью, разумом и чувством распознавать в этом мире зло и уклоняться от него, и напротив – поможет чувствовать и понимать добро и направит желание, волю к его исполнению.

Думается, что это главное, потому что жизнь реальная бесконечно сложна и разнообразна во всех своих проявлениях, и невозможно, условно говоря, «выписать инструкции» благообразного поведения во всех обстоятельствах. Но если человек искренне стремится соблюдать пост, желает всё делать для того, чтобы уклоняться от зла, как явного, так и тайно действующего на сердце, если человек искренне желает творить волю Божию – Господь ему обязательно в этом поможет. А Церковь святая – столп и утверждение истины – подскажет, как и что надлежит нам делать, чтобы мы могли с благодарностью и покаянием принимать Божественную благодать, «всегда немощная врачующую и оскудевающая восполняющую».


Подготовил Юрий Пущаев

http://pravoslavie.ru/115075.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 75967

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #33 : 20 Августа 2019, 18:45:00 »

Иеромонах  Евтихий  (Довганюк), Русская народная линия

В помощь к умно-сердечной молитве в храме и дома

В Успенский пост



«Когда святые отцы говорят о сердце, то и трудно, не имея личного опыта, разуметь, что именно они тут разумеют», говорит нам один из церковных писателей схимонах Иларион. (2) «Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и прочая, там сердце... Сердце телесное есть мускулистый серчак-мясо... но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума» (3). душевной жизни» (2). По выражению одного из святых отцов Православной Церкви святителя Григория Паламы сердцем мы называем внутреннейшее тело тел (4). «Сердце - внутреннейший человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством зависимости от Него всесторонней, вся духовная жизнь вечно-ценная» (3). Сердце, как говорят медики, полый мышечный орган, находящийся, не как думают многие слева, а в центре груди наполненный кровью и воздухом, обеспечивающий ток крови в кровеносной системе человека. Также медики нам говорят, что ум, находящийся в головном мозгу человека есть познавательные и аналитические способности человека. Из начального богословского курса, который нам преподавали в воскресных школах для детей и взрослых, мы знаем, что человек трехсоставен, то есть состоит из Тела, Души и Духа, то есть верхней части души, как раз и находящегося в сердце, или той Божественной энергии, посредством которой и зачинается человек. Родители радуются когда растет ребенок, православный ребенок  становится взрослым и осознает, что необходима таинственная сила в его жизни. Тогда и начинается понимание Божественного Промысла о себе, идет совершенствование молитвы, которая соединяет все составы и укрепляет внутренний жизненный стержень, люди молятся за себя и за близких или любимое дело своей жизни. В начале истории Церкви было сердечное восприятие христианина происходящего вокруг: «Начальный период истории христианства характеризуется чрезвычайным обилием харизматических явлений. Это было время, когда каждый верующий мог видеть и осязать дары христианства и чувствовать в самых реальных формах земной жизни движение Промысла Божьего. Этим объясняется то характерное явление, что для первых христиан евангельское спасение было не столько делом ума, сколько фактом реальной жизни» (5).

Но, чем дальше мы во времени от Рождества Христова, тем больше религиозный подъем среди верующих охлаждался, сейчас в большинстве своем человек не верит в Бога, и стал всвязи с прогрессом даже сильнее ангелов, молитва не нужна большинству, ему необходимо знание, а сразвитием информатики человечество уже живет в нескольких измерениях мира. В истории Церкви и настоящее время, можно заметить, что преобладание ума больше свойственно западному христианству, как то католицизму и протестантизму, а мистическая молитва направленная к сердцу, более присущна восточному христианству, то есть, Православию.

Итак давайте вместе начнем с библейского учения, а следовательно потом продолженного святыми отцами и богословами Церкви учения о сердце. Вообще в Библии слово, «сердце», встречается 591 раз в Ветхом Завете и 155 раз в Священном Писании Нового Завета (более 150-ти производных от него слов). Может быть, некоторые случаи ветхозаветного употребления слова «сердце» и не вполне соответствуют нашему современному пониманию, но и оставшиеся случаи свидетельствуют о  понятия сердца, как в Священном Писании Нового, так и Ветхого Завета, как главного понятия в жизни человека. Именно сердце стоит на первом месте в заповеди любви к Богу: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6, 5). Это же подтвердил нам сам Господь: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37), (Мк. 12, 30; Лк. 10, 27). К Богу необходимо вероятно стремиться сердцем: «всем сердцем моим ищу Тебя» (Пс. 118, 10); «в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118, 11); «потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» (Пс. 118, 32). Доминирование сердца приводит даже к противопоставлению его уму: «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Пр. 3, 5). Однако сердце главенствует не только в добром, но также и в плохом смысле: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» (Мф. 15, 18-20); «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» (Мк. 7, 21). В Ветхом Завете высказывания о сердце неоднократно имеют негативный смысл: «огрубело сердце народа сего» (Ис. 6, 10); «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29, 13) (на это ветхозаветное место ссылается Господь Иисус Христос в Евагелии: Мф. 15, 8; Мк. 7, 6); «и не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих» (Ос. 7, 14); «обратитесь к Богу во глубину сердца, от которого вы далеко отступили» (Ис. 31, 6); «рождали из сердца лживые слова» (Ис. 59, 13); «помышления сердца их было зло» (Быт. 6, 5); «сердце сынов человеческих исполнено зла» (Ек. 9, 3); «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17, 9-10) и так далее.

Вероятно поэтому Бог и ветхозаветные пророки, как затем просвещенные Святым Духом святые отцы и богословы, а сегодня Православная Церковь, призывают к очищению и обновлению сердца: «смой злое с сердца твоего» (Иер. 4, 14); «отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иез. 18, 31); «раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоил. 2, 13); «тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, ...тот получит благословение от Господа» (Пс. 23, 4); «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, . А просить у Бога нужно, в первую очередь, вразумления и очищения собственно своего сердца: «приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти» (Пс. 118, 36); «сердце чистое сотвори во мне Боже» ( Пс. 50, 12); «даруй же рабу Твоему сердце разумное» (3 Цар. 3, 9). И Бог слышит эти мольбы и дает «иное сердце» (1 Цар. 10, 9), что собственно полно раскрывается в Новом Завете. В Священном Писании Нового Завета также постоянно напоминается, что сердце есть орган для восприятия горнего мира: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, , - узрят Бога очищенным сердцем своим и в сердце своем; «взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петр. 1, 19); «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым...» (Рим. 5, 5); «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца...» (2 Кор. 4, 6); Бог «дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 22); «вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3, 17).

Сердце также связано с важнейшими жизненными процессами, и главное зто с мыслью от которой зависит последующее действие человека, - «Мысль пребывает и движется в сердце, а слово на языке и устах, однако они не разделены и ни одно мгновение не лишены друг друга» (6); с совестью «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Ин. 3, 21); Богообщением с Духом Святым (А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» (Гал. 4, 6); с верой в Бога «имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится «сердце» в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет» (Мк. 11, 23); «ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10, 9); «двоедушным маловерам нужно исправить и укрепить сердца» (Иак. 4, 8; 5, . Вот к примеру, слово и обороты речи, которые оно образует в библейском иврите: чистое сердце (Притч 22:11) - искренность; твердое сердце (Втор 15:7) - упрямство; горячее сердце (Втор 19:6) - ярость; возвышенное сердце (Втор 8:14) - гордость; мягкое сердце (4 Цар 31:25) - раскаяние; крепкое сердце (Пс 30:25) - храбрость; растаявшее сердце (Езек 21:12) - страх; необрезанное сердце (Лев 26:41) - непокорство; скользкое сердце (Ос 10:2) - притворство; повернуть чье-то сердце (Пс 118:36) - привлечь внимание; положить на свое сердце (Втор 11:18) - хорошо запомнить; выйти из чьего-то сердца (Втор 4:9) - быть забытым; украсть чье-то сердце (Быт 31:26) - обмануть; быть сердцем за кем-то (2 Цар 15:13) - перейти на чью-то сторону; сказать в сердце (Втор 8:17) - решить.

 Мы знаем, что в сердце человека сегодня есть доброе и злое, в зависимости развития человека в жизни и во времени. И тогда: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое...» (Лк. 6, 45). Вроятнее всего нет ничего хуже огрубелого и лицемерного сердца: «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил  их» (Деян. 28, 27); «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, . У сынов проклятия глаза исполнены любострастия и непрестанного греха, «сердце их приучено к любостяжанию» (2 Пет. 2, 14). В злое сердце входит ожесточение (Мк. 3, 5) и похоти (Рим. 1, 24). Но нераскаянное сердце человека виновато само: «по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2, 5), то есть без таинства исповеди. В злое сердце может проникнуть дух злобы, как во время тайной вечери диавол «вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Ин. 13, 2).

Вот почему необходимо очищать сердце, святить и молить в сердцах своих Господа Бога (1 Пет. 3, 15). А первой и наиглавнейшей заповедью и Ветхого и Нового Завета является: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим...» (Мф. 22, 37; сравн.: Мк. 12, 30; Лк. 10, 27).

 Согласно святоотеческой традиции православного образа жизни необходимо блюсти и хранить сердце: «Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни; потому что из него исходит доброе. Но как скоро уклоняется от Бога и делает беззакония, - становится оно источником смерти, потому что из него исходит злое. Сердце - Божия обитель, потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалился из него» (7); «Всякий час и всякое мгновение будем всяким хранением блюсти сердце свое от помыслов, туманящих душевное зеркало, в коем надлежит печатлеться и светописаться одному Иисусу Христу... Будем непрестанно искать Царствия Небесного внутрь сердца» (; «Блюсти сердце - значит иметь ум трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань» (9); «Устрой у входа сердца шлагбаум и приставь к нему строгую стражу. Всякого подходящего, - помысл, чувства, желание, - спрашивай: свой или чужой. Чужих гони без жалости, - и будь неумолим» (3).

Сердце необходимо очищать: «Бог одного от нас требует, того, чтоб сердце наше было очищаемо посредством внимания» (10); «Кто желает видеть Господа внутри себя, тот прилагает усилие очищать сердце свое непрестанным памятованием о Боге» (11); «Видишь, что сосуд исполненный ничего другого не вмещает. Тако имеется сердце человеческое, которое подобно есть сосуду. Когда оно исполнено будет любовию мира сего и попечением мирских вещей, не вмещает Слова Божия в себя...» (12); «Войди вниманием в сердце свое и исследуй тщательно, какими помыслами, какими расположениями и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним и тиранствует в нем; потом против этой страсти прежде всего и поднимай оружие и ее поборать старайся. На этом и сосредоточь все внимание и заботу, с одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать и потом опять обращать оружие против главной своей страсти, которая непрестанно выказывает свое присутствие и власть. Ибо как во всякой борьбе, так и в нашей невидимой, следует противоборствовать тому, что самим делом борет в настоящий момент» (13); «Заглядывай чаще в свое сердце, опускайся в глубь его (глубоко сердце человека); приведи в ясность сознания все, что в нем есть худого, и измечи во вздохах сожаления или в горьких слезах раскаяния всякое зло, скрывающееся во глубине сердечной... Главное занятие христианина в этой жизни должно быть очищение своего сердца, чтобы очищенное сердце способно было в бессараьиятв   будущей жизни узреть Бога... К очищению сердца направлены почти все таинства, или вся благодать Духа, присущая таинствам: крещение - это баня сердца или пакибытия человека; таинство миропомазания - утверждает чистоту сердечную, дарованную благодатию Божиею в крещении; покаяние - вторая баня сердечная после крещения; причащение соединяет христианина чрез очищенное сердце с пречистым Христом...» (14).

Святой святитель Феофан Затворник выделял два способа очищения сердца, - деяние и созерцание. Он писал так: «они начинают вместе, в истинно шествующем, и идут рука об руку; но в начале деяние идет впереди, а потом опережает его созерцание, под конец же и совсем поглощает его» (3). Очищается сердце конечно же при помощи молитвы: «В молитве бей прямо в грешное сердце, в его особенные вопиющие, надоедающие недостатки, выжимай их из него; не щади себя; пролей об них слезы: со слезами выйдут. А коль пощадишь сердце, не тронешь его: вся дрянь - так и останется, и нет тебе пользы от молитвы» (14). Таким образом плодом такого многотрудного телесного поста, душевной и духовной работы очищения и хранения является чистое сердце. В чистом же сердце зрится и обитает сам Бог: «Человек, очистивший сердце свое, не только уразумеет свойства творений Божиих, но, прошедши всю лествицу оных, узрит, по возможности, и самого Бога» (15); «У того, кто установился в трезвении или старается установиться в нем, чистое сердце соделывается мысленным небом, с своим солнцем, луною и звездами, и бывает вместилищем невместимого Бога» (16); «Войди в себя, пребывай в сердце своем; ибо там - Бог. Он не оставляет тебя, но ты оставляешь Его» (7); «Дивно сие, братия мои; весьма досточудно и неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем; Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его; а чистое сердце носит Его в себе. Небо - мало для пяди Его, а сердце - обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства - жилище Его» (7).

Таким образом после определенной работы над своим сердцем для поготовки к молитве по своему молитвослову православный человек может наблюдать некоторые свойства чистого сердца: безóбразность: «Сердце чисто то, которое всегда представляя Богу память безвидною и безобразною, готово бывает единым от Него впечатлениями печалится, в каких Он обычно благоволит явным Себя ей делать» (); бесстрастность: чистое сердце у того, «кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстию, но и не помышляет даже ни о чем худом, или мирском...» (10); сострадание и милосердность: «в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным» (18); позитивность: «Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем» (11).

Очищение сердца - необходимое условие для молитвы, связанное с очищением всего организма человека. Очищение и хранение органов чувств очень важно, в том числе хранение ума, ибо, «кто не внимает себе и не хранит ума своего, тот не может сделаться чист сердцем, чтоб сподобиться узреть Бога» (10). Также необходимо очищение и хранение внимания (трезвение), памяти (покаяние), воли (смирение) и так далее по известным нам добродетелям праведности. Очищенное сердце, как новорожденного младенца, необходимо воспитывать и образовывать. Об этом святитель Феофан Затворник писал: «Образовать сердце значит воспитать в нем вкус к вещам святым, Божественным, духовным, чтобы, обращаясь среди них, оно чувствовало себя как бы в своей стихии, находило в том сладость, блаженство, ко всему же другому было равнодушно...» (3). Очищение сердца, его блюдение, хранение и образование составляют главное дело православного человека, как особую науку наук и художество художеств. Кроме того, они составляют православную культуру сердца: «Искание Слова внутри есть в то же время Культура Сердца, величайшее и единственное в мире непрестанное священнодействие, принесенное в мир Самим Логосом-Христом для тех, кто ищет Его внутри себя. Внутреннее Слово, как семя, должно дать всход, должно вырасти и принести плоды. В дикой и необработанной земле сердца оно не дает всходов и лежит втуне, как клад, зарытый в землю сердца, хотя и проявляющий свою скрытую деятельность. Обработка, удобрение и орошение пажитей сердца - задача подлинной религиозной жизни в Слове... Культура сердца не оставляет в нем места хаосу и темной бездне сердца, вырывая тернии и волчцы, попаляя огнем тину страстей и помыслов, и орошая поле сердца слезами очищения и умиления» (19). Итак, сердце и только чистое или стремящееся к чистоте сердце, является фундаментом для сотворения молитвы Богу. Быть в сердце это отличительная черта сердечного образа молитвы (10).

Каким образом достигается сердечная молитва, каждый православный христианин может спросить у своего духовного отца, или в силу большого оскудения сейчас, можно посоветоваться с приходским батюшкой, также есть духовная литература по этому вопросу. Каждый может применять указанные рекомендации во время утренних и вечерних молитв, которые занимают примерно два часа в день. Однако, однозначно умно-сердечная молитва по четкам или жить с правилом Иисусовой молитвы, можно только по благословению правящего Архиерея или духовника близлежащего монастыря, только монашествующим или одиноким, не планирующим создавать семью людям, однако как в любом правиле есть исключение, тем не менне подтверждающее данное правило.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 75967

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #34 : 20 Августа 2019, 18:47:36 »

(Окончание)

Важнейшей составляющей такой молитвы есть схождение ума внутрь сердца. Поскольку ум в своем помраченном состоянии находится в голове, а работа по его очищению и просветлению возможна только в сердце, то по святоотеческому учению необходимо его сведение из головы в сердце. При правильном сердечном устроении  «у человека из головы переходит все внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет, все делает с полным сознанием и полным вниманием» (3). В православном исихазме подробно разработаны технические приемы, помогающие схождению ума внутрь сердца. Святой Симеон Новый Богослов так описывает практику этого сердечного делания (приводим текст в современной транскрипции): «Посем сядь в уединенном месте особенном и безмолвном наедине, в уединенном угле, и затвори дверь, и собери ум твой от всяких временных и суетных вещей, также прилепи к груди браду твою, и внимай в сердце умом твоим и чувственными твоими очами, и удержи мало дыхание твое, и имей там ум твой, и попробуй умом обрести место, где есть сердце твое, да будет там совершенно и ум твой: и в начале обращешь там тьму, и ослепление многое, и жестокость: после же, когда творить будешь сие внимание непрестанно ночь и день, обращешь О чудеса! непрестанное веселье. Когда ум подвизался в сем обращет место сердечное, и тогда вдруг узрит там таковое, чего не видел никогда, никогда не знал. Узрит бо воздух оный обретающийся там внутри сердца, и всего себя светлым, и исполненным всякого благоразумия и рассуждения» (20).

Конечно, необходима практика построения такого внутреннего стержня, при этом нельзя рассчитывать только на одни технические приемы: «Опасность психотехники, как показал долгий опыт, в том, что есть немало людей, слишком большое значение придающих самому методу» (21). Самое главное «сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовию» (3). Внимать сердцу нужно правильно, не торопясь и не спеша: «Для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание - начинание гордостное, безумное!» (22).

Таким образом успокоившись от дел, сосредоточив свой ум, необходимо взглянуть в свое сердце и собирать в сердце своем взывание к Богу о исполнении Его Промысла о себе и просимом. "Кто-то еще говорил: меня старец мой учил сначала приучаться мыслями за келию не выходить; а в келии что?! - молитва, чтение, богомыслие, рукоделие. Потом, говорит, не пускай их за пределы тела, занимая себя тем, что внутри происходит. Наконец, укройся, говорит, в сердце» (3). Тот же, кто постоянно собирает себя в сердце получает большое преимущество: «Собранный зрит все в себе. Кто в центре, зрит по всем радиусам, все видит в круг ровно и как бы в один раз, а выступивший из центра видит по направлению одного только радиуса; ...кто собран внутрь, видит все движения своих сил, - видит и управлять может» (3). Собранная и творящаяся в сердце молитва ведет к целостности человека, что является основной целью христианства. «В молитве нашей мы стремимся предстать в единстве и целостности нашего существа; прежде всего в соединении ума с сердцем. Чтобы достигнуть сего блаженного соединения двух наиглавнейших сил нашей личности - мы не прибегаем ни к каким искусственным средствам (психотехнике); в начале мы приучаем ум вниманием стоять в молитве, как нас учат отцы; т. е. внимательно произносить Имя Иисуса Христа и прочие слова молитвы. Сосредоточенное призывание Имени Божия с повседневным усилием жить согласно заповедям Евангелия приводят к тому, что и ум, и сердце естественно сливаются в едином действии» (21). В такое единение приводит Божья рука, дарующая благодать: «От прикосновения руки ко всему существу моему, ум, сердце и тело соединились между собою, составили нечто целое, единое» (22).

Одной из главных повреждений, образовавшихся в организме человека вследствие первородного грехопадения, является противоречие между умом и сердцем, раздвоение, что в медицине называется шизофренией. Благодатью Божьей вследствии молитвы происходит их соединение: «Разъединение ума с сердцем, противодействие их друг другу, произошло от нашего падения во грех: естественно Божественной благодати - когда она прострет перст свой для исцеления сокрушенного и раздробленного на части человека его падением - воссоединять разделенные его части, воссоединять ум не только с сердцем и душею, но и с телом, давать им одно правильное стремление к Богу» (22). Вот к чему нам необходимо стремиться в святоотеческой традиции: «Как муж некий, бывший в отлучке от дома, когда возвратится, сам себя не помнит от радости, что опять увиделся с детьми и женою, обнимает их и не наговорится с ними: так и ум, когда соединится с сердцем, исполняется неизреченной сладости и веселия. Тогда видится ему, как воистину царствие небесное внутрь нас есть...» (23). Соединение ума и сердца дает духовную силу, именно ту силу за которой мы приходим в храм: «Вместе с соединением ума с сердцем подвижник получает силу противостоять всем страстным помыслам и страстным ощущениям» (22). С ним приходит в душу мир Христов: «Если же ты ощутил, что соединился ум твой с душою и телом, что ты уже не рассечен грехом на части, но составляешь нечто единое и целое, что святый мир Христов возвеял в тебе, то храни со всевозможным тщанием дар Божий» (22). Это тот мир Христов, который возвращает человеку его целостное состояние до грехопадения, в так называемое Новое Адамово или Христово состояние, чем отличается православный человек от мирских людей. Но и при соединении ума и сердца, сердце должно первенствовать: «Духовное видение духов совершается умом и сердцем. Обличает духов лукавых сердце; ум недостаточен для сего: ему не различить одними собственными силами образов истины от образов лжи, прикрытых образами истины» (22). Таким образом умно-сердечная молитва есть основная тайна и оружие православного христианства, и тайна быть христианином заключается в умении молиться. Молитва разделяется на словесную молитву, молитву разума и молитву умно-сердечную (духовную, внутреннюю). Первая является наиболее простой, но и наиболее поверхностной, а суть все-таки сердечной молитвы есть войти в сердце и взывать оттуда к Богу: "Собери ум свой в сердце, и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» (24); «Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисус-Христово...» (25). «Чуждая прелести молитва есть теплота с молитвою к Иисусу, ввергающему огнь в землю сердца нашего, - теплота попаляющая страсти, как терния, вселяющая в душу веселие и тишину, и приходящая не с десной и не шуей стороны, или свыше, но в сердце источающаяся, как источник воды от животворящего Духа» (24). В сердце разогревается особая молитвенная теплота: «Духовная в сердце теплота есть плод чувства к Богу и всему Божественному. Зарождение ее современно обращению к Богу в покаянии. Во время покаянных трудов над очищением сердца она все более и более усиливается и из прерывающейся или по временам посещающей сердце постепенно переходит в непрерывную, пока станет наконец состоянием сердца. Когда святой преподобный Иоанн Лествичник советовал в одном месте: старайся всегда быть в чувстве к Богу и Божественному, то разумел сию теплоту. «Всякий предмет, услаждающий сердце, и согревает его; потому теплот сердечных много. Духовная теплота порождается от воздействия на сердце духовных предметов, что бывает в порядке духовной жизни. Отличительная черта ее есть отрешение от всего тварного и окование внимания Богом и всем Божественным. По сей черте она отстоит от теплот душевных и телесных, как небо от земли» (13). И далее: «Духовная теплота в истинном своем виде есть плод присутствия в сердце благодати. Когда посещает благодать, на сердце тепло, а когда отходит - холодно. Отходит благодать, и когда человек сам выходит вовне к недолжным вещам. И тогда отхождение сие и есть и называется наказательным. Но иной раз благодать сама отходит в видах споспешествования духовному преуспеянию рабов Божиих. И тогда отхождение сие есть и называется обучительным» (13). Церковные таинства или мистика напрмую связаны с сердцем человека. По мнению отца Павла Флоренского: «Правильное развитие всех органов, под главенством того, с которым по преимуществу связана человеческая личность, т. е. груди, - такова мистика нормальная, и она достигается не иначе, как в благодатной среде церковности. Всякая же иная мистика, хотя и дает углубление, однако нарушает равновесие личности» (26). Но внимать сердцу не так просто: «дракон, князь бездны, восстает войною против внимающих сердцу...» (24). Но без вхождение вглубь своего сердца не обойтись : «Если хочешь одержать победу над вышесказанными страстями (унынием, забвением и неведением) и удобно победить полк мысленных иноплеменников, то молитвою и содействием Божиим пришед в себя, и входя в глубину сердца, исследуй сих трех сильных исполинов диавольских...» (27).

В заключении можно сказать: «С утра понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем, и непрестанно взывай умно и душевно: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!...» (27). Понятие сердца является цетром христианской культуры и без тщательного анализа этого понятия невозможно проникновение в церковные таинства и христианскую антропологию (28). Сердце имеет прямое отношение к Богообщению, ради которого мы идем в храм: «На пути своем чрез исполнение заповедей в сердце ищи Господа» (24); «истинное святилище, еще прежде будущего жития, есть без помыслов сердце, воздействуемое Духом» (24); сердце это «духовный Божий жертвенник» (11); «Как это ни сомнительно для неверующих, мы утверждаем, что сердцем можно воспринимать вполне определенные внушения прямо как глаголы Божии. Но это не только удел святых. И я, подобно многим, не раз испытывал это с огромной силой и глубоким душевным волнением» (29). Так невозможно молиться к Богу без обращения своего духовного взора к сердцу. Более того, сердце имеет прямое отношение и к смерти, и к воскресению человека: «Тот небесный огнь Божества, который христиане еще ныне, в веке сем, приемлют внутрь себя, в сердце, действуя внутрь сердца их, когда разрушится тело, начнет действовать совне, и снова сопряжет члены, совершит воскресение разрушенных членов» (18). Духовный путь человека к Богу есть очищение его сердца и борьба с гнездящимся в нем первородного греха или ДНК-змием. «Откровение обращено не только к человеческому разуму и не только к чувству. Оно обращено к тому, что на библейском языке называется сердцем, то есть к тому, что составляет самую сокровенную сущность человека, от которой, как говорится в Евангелии, исходят и разум, и чувство, и воля» (30); таким образом, «необходимо признать сердце основным органом религиозных переживаний» (31).

В зависимости от степени действия слова, ума, сердца и Святого Духа-Бога в человеке, можно довольно относительно обозначить, что до всецелой преданности человека в Промысел Божий доступны пока человеку три вида молитвы: словесная ( которая обычно читается вслух дома или в храме); умно-деятельная (умная произносится мысленно, например тайные молитвы, деятельная при усилиях самого человека, священнодействия, труд в храме или церковная деятельность), и умно-сердечная деятельная молитва (ум, сосредоточен в словах молитвы, а сердце сочувствует смыслу слов в вознесении молитвы к Богу во время богоугодной деятельности).

В такое сложное время мы желаем всем нашим богомольцам и паломникам Русской Церкви в Нью-Йорке достигнуть такой молитвы во спасение от греха себя и близких и окружаещее пространство. Следующие два вида молитвы вероятно обретаются христианами по очищении сердца от страстей и греха: умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом-Богом), умно-сердечная чистая, или непарительная (молитва святых людей чистая от помыслов). А вот по соединении души с Небесным Царем Вседержителем в единый дух, обретается высшая степень молитвы: молитва зрительная (соединившись с Господом, христианин видит великие тайны Пресвятой Троицы в Царстве Небесном и нашей Вселенной, как в этом мире так и в Небесном).  Будем надеяться, что то немногое приведенное в данной статье поможет богомольцам для жизни в инославной среде.

Игумен Евтихий (Довгань),  Глен Ков. Нью-Йорк

 

Использованная литература:

1. Библия. Москва.1987

2. Иларион схимонах (Сочинения, 1912, с.100)

3. Феофан Затворник. Творения. Собр. писем. Вып. 5. 1994, с.165/Феофан Затворник. 1995, с.442 Феофан Затворник. 1995, с.441 / Феофан Затворник. 1908, с.238/ Феофан Затворник. Вып. 5. 1994, с.228/ Феофан Затворник. Вып. 2. 1994, с.194 /Феофан Затворник. Вып. 6. 1994, с.116 /Феофан Затворник. 1908, с.208

4. Григорий Палама. 1995, с.44

5. Шушания иерод. 1914, с.3

6. Дионисий Александрийский. 1900, с.37

7. Ефрем Сирин. Т. 4. 1995, с.349-350/ Ефрем Сирин. Т. 4. 1995, с.349 / там же, с.350

8. Филофей Синайский. 1900, с.412

9. Варсонофий Великий, Иоанн. 1995, с.67

10. Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.191 /Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. 1993, с.562 /Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.187/ Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.185

11. Исаак Сирин. 1993, с.38/ Исаак Сирин. 1993, с.97/ Исаак Сирин. 1993, с.62

12. Тихон Задонский. Т. 4. 1836, с.94-95

13. Никодим Святогорец. 1991, с.66-67/ Никодим Святогорец. 1991, с.240-241/ там же, с.243-244

14. Ч. 2: Иоанн Кронштадтский. 1900, с.103-104 /Ч. 2: Иоанн Кронштадтский. 1900, с.109

15. Максим Исповедник. 1835, с.263

16. Филофей Синайский. 1900, с.414

17. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. 1900, с.385

18. Макарий Египетский. 1998, с.114 /Макарий Египетский. 1998, с.83

19. Позов. Т. 1. 1965, с.266

20. Добротолюбие. 1793, с.ог7(73)

21.  Софроний. 1994, с.147 / Софроний архим. 1994, с.161

22. Игнатий (Брянчанинов). Т. 2. 1993, с.269-270/ Игнатий (Брянчанинов). Т. 2. 1993, с.316/ Игнатий (Брянчанинов). Т. 5. 1993, с.115/ Игнатий (Брянчанинов). Т. 5. 1993, с.115 /Игнатий (Брянчанинов). Т. 2. 1993, с.231 /Игнатий (Брянчанинов). Т. 3. 1993, с.59

23. Никифор Уединенник. 1900, с.250

24. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим. 1900, с.216/ Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим. 1900, с.225/ Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.210 /Григорий Синаит. О безмолвии и молитве. 1900, с.227-228 /Григорий Синаит. 1900, с.182 /там же, с.181

25. Исихий Иерусалимский. 1890, с.33

26. Флоренский. 1990, с.266

27. Марк Подвижник. 1911, с.179-180

28. Климков. 2000, с.77

29. Лука (Войно-Ясенецкий). 1994, с.27

30. Иванов. 1997, с.21

31. Вышеславцев. 1925, с.81

_______________________________

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019-08-20/v_pomow_k_umnoserdechnoj_molitve_v_hrame_i_doma/
Записан
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!