Выставка «актуальных художников» в притворе храма мц.ТатианыТекст передачи на радио «Радонеж» 4 июня 2010 года
Николай Владимирович Бульчук: Дорогие братья и сестры, сегодня мы с Виктором Александровичем Саулкиным хотели бы обсудить событие, которое в определенном смысле стало неким моментом истины для многих из нас. Справедливое возмущение, на мой взгляд, множества православных христиан вызвала выставка т.н. «современных», или «актуальных художников» в притворе университетского храма мч. Татианы. Выставка называется «Двоесловие» - «Диалог». Мне кажется, даже в названии выставки заложена определенная двусмысленность. Виктор Александрович, как вы думаете, почему эта выставка вызывает возмущение многих православных христиан?
Виктор СаулкинВиктор Александрович Саулкин: О выставке не стоит подробно рассказывать нашим слушателям. Поверьте, к изобразительному искусству это имеет весьма отдаленное отношение. Но, главное - в притворе храма мч. Татианы выставили свои работы несколько художников участвовавших в кощунственной выставке «Осторожно - религия!».
Слушатели радио «Радонеж» знают о том, что там происходило. Многие принимали участие в молитвенных стояниях, когда мы требовали признать эти кощунства, издевательства над нашими святынями преступлением. Не будем вспоминать то, что творили эти кощунники, не хочется даже произносить мерзкие и страшные названия этих т.н. произведений «актуальных художников». Наше противостояние с ними закончилось тем, что суд признал факт преступления - оскорбление религиозных чувств верующих этими работами кощунников, оскорбления национального достоинства русских людей.
Н.Б. Но, на этом наше противостояние с кощунниками не закончилось.
В.С. Да, судебные разбирательства продолжаются. Им бы очень хотелось получить законное право на богохульство. И потому особенно страшно то, что эти люди выставили свои работы в притворе храма. Так называемые правозащитники, прилагают колоссальные усилия, чтобы мы с вами не имели право защищать образ и имя Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. Чтобы православный человек, выступивший против поругания святынь, как это сделали алтарники храма святителя Николая в Пыжах преследовался по закону. Задача правозащитников и «актуальных художников» - получить законное право на поругание святынь, на богохульство.
Когда я услышал о выставке в притворе храма мч. Татианы, а затем увидел т.н. «произведения искусства» созданные современными «актуальными» художниками, то испытал чувство омерзения и невероятной печали. Признаюсь, одно время даже на грани уныния. Что с нами происходит?
Зимой, в одной из передач, «Время подмен. Церковь православных шоуменов, или Церковь Новомучеников?» я высказал предположение, что возможно скоро мы услышим: «Это сатанисты, но сатанизм - это так, одна из субкультур, а на самом деле они православные». Но, признаюсь, не ожидал, что пройдет всего несколько месяцев и по ТВ известный игумен-миссионер, поклонник рок-музыки будет радоваться и умиляться тому, что два «гота», именующие себя «иудой» и «сатаной» ходят в его храм. Сатана у нас теперь с крестиком ходит с восторгом заявляет игумен. Священник оставляет служение у престола Божия, т.к. не «наигрался в кино». Обещает, что после того, как вдоволь поучаствует в съемках пошлых сериалов вернется к своим пастырским обязанностям. Вместо Крестных ходов на Казанскую и св. Кирилла и Мефодия по Москве идут шествия с праздничными шариками собранные из «трудящихся и студентов». Я помню наши Царские Крестные ходы в Москве и Петербурге, особенно Крестный ход 17 июля 1998 года собравший 25 тыс. Православных в Москве, помню единую молитву тысяч людей, мироточение икон во время Крестного хода, и не могу радоваться «шествию» 40 тыс. «трудящихся» с воздушными шариками.
Возможно, сатанист принесет истинное покаяние по молитвам игумена-миссионера, а священник-актер, вдоволь насладившись лицедейством, вернется к престолу Божию и станет богомудрым пастырем. Но, все же чувство остается нехорошее...
Н. Б. Виктор Александрович, приход храма мц. Татианы отличается тем, что является миссионерским приходом, среди прихожан много молодежи, студентов, преподавателей МГУ. Они являются прихожанами своего домового храма. Там часто устраиваются выставки, мероприятия связанные с культурной жизнью Москвы. Как могло случиться то, что происходит сегодня в притворе храма. Может это рядовое событие, и мы просто раньше не замечали подобного диалога?
В.С. Я не считаю, что каждый художник должен быть иконописцем, или писать обязательно пейзажи с храмами, а натюрморты с куличами. Но неужели о. Максим, умный и образованный человек, не понимает, что то, что выставлено в притворе храма никакого отношения к искусству не имеет? Неужели о. Максим не понимает, ради чего устраиваются все эти «инсталляции» и «перформансы»?
Недавно мы все с огромным трудом отбили попытку Швыдкого завершить экспозицию Русского искусства в Париже подобными «перформансами». Представляете, от преп. Алипия Киево-Печерского и Андрея Рублева Россия «дошла» до человека-собаки Кулика! То то бы радовались увидев эту экспозицию в Париже некоторые персонажи, радовались плодам своих деяний, тому что сотворили с Россией в ХХ веке! Но, слава Богу, наше современное искусство это все же не Кулик и пр. мерзость.
Как не закатывают в асфальт и бетон Русскую культуру почти 100 лет, несмотря на усилия комиссаров Швыдкого в наши дни, поверьте, я могу даже среди своих старых знакомых, друзей юности, назвать имена замечательных художников, живописцев и графиков, тех кто не продал душу, продолжает в своих работах воспевать красоту мира сотворенного Богом. Я говорю не только под впечатлением дружеских чувств. Поверьте, есть настоящие, замечательные мастера, очень талантливые люди. Живут они в разных городах, и в Москве и в провинции. Многие из них пришли ко Господу, кто-то еще не воцерковился. Но живут они в последние годы очень и очень тяжело. Заказов нет, работы покупают очень мало. У всех свои искушении. Но душу они сохранили. То же, что называют сегодня «актуальным искусством», действительно актуально для тех, кто пытается уничтожить, прервать всякую связь с христианской культурой и в Европе и в России. За это платят деньги, дают гранты. На это работают проплаченные искусствоведы и критики. Мы же знаем, что народ на эти выставки не ходит. Там одна и та же «тусовка» собирается из прикормленных соросовскими деньгами критиков и журналистов. Народ понимает, что «король то голый», но этим «творцам» народ не нужен. К сожалению, о. Максим Козлов принял участие в замечательной рекламной акции, предоставив этим художникам притвор храма. Все эти «перформансы» и «инсталляции» создаются для рекламы, получения прессы и будущих грантов для очередных кощунственных выставок на деньги Сороса и пр. «благодетелей». К сожалению о. Максим связался с людьми живущими по законам шоу-бизнеса. И притвор храма в котором они выставили свои работы, для этой публики - большая победа и повод для укрепления в своей творческой гордыне.
Н.Б. Особенно горько видеть то, что происходит, когда вспоминаешь сколько передач мы с Вами посвятили храму мц. Татианы в то время, когда его не желали возвращать Церкви. Собирали людей на молитвенные стояния, не раз о. Максим Козлов выступал у нас на радиостанции. Как много сил было приложено, чтобы возобновились богослужения и была восстановлена на храме надпись «Свет Христов просвещает всех».
В.С. Николай Владимирович, помните, когда Шендерович с компанией устраивали свои последние радение в храме, уже зная, что церковь возвращают верующим, какие тогда кощунства звучали. Мы с Вами приехали, надеясь в доброжелательной спокойной беседе попытаться объяснить, что «храм искусств», каким для них был театр, вновь должен стать храмом Божиим. Но, разговаривать с этой публикой было невозможно. И вот сегодня эти единомышленники Шендеровича, тех кто тогда кощунствовал, выставляют свои «инсталляции» в притворе храма. Для них это огромная победа. Притвор - это часть храма. Вспомним, где преп. Мария Египетская получила прощение и исцеление своей души у иконы Матери Божией - в притворе храма.
Повторяю, для этих художников выставка - повод для укрепления в своей гордыне. Думаю, о. Максим не очень хорошо понимает психологию художника и то, что происходит в его душе. Те, кто создает «дегенеративное искусство», а я думаю, что для многих «пеформансов» этот термин подходит лучше всего, часто делают это не только ради славы и денег, а ради того, чтобы выплеснуть свою болезнь на других. «От избытка сердца» не только уста глаголят, но и художник работает. Вся ненависть, которая выплескивалась на людей с полотен на кощунственных выставках - это плод их больной души. Это болящие, ущербные люди и сними надо, как с болящим обращаться.
Удивительно, о. Максим, как каждый священник произносит «пришел в духовную лечебницу, да не отойдешь неисцеленным». Зачем же врачу с болящим вступать в равноправный диалог? Да, врачу необходим такт, деликатность, внимательность, но больной должен знать, что пришел лечиться, а не рассказывать о своих взглядах на медицину и причины болезни.
Сегодня выставкой в притворе храма душевнобольным говорят: «Давайте обсудим, как мы вас лечить будем, как вы считаете? И, вообще, нужно ли вас лечить?» «Да нет, это мы вас лечить будем!» - отвечают больные. Разве больному принесет пользу такое общение с врачом? Руководствуясь логикой о.Максима Льва Толстого должны были позвать на заседание Священного Синода и советоваться в «форме диалога», правильно ли Церковь понимает Евангелие. Простите, почитатели таланта Льва Николаевича, за сравнение писателя с творцами «перформансов» и пр. галиматьи.
Н.Б. Виктор Александрович, ведь все понимают, как Русская культура, вся европейская культура неразрывно связаны с Церковью. Церковь всегда вдохновляла творческих людей на создание великих произведений культуры. Как могло сегодня произойти то, что Церковь вступила в диалог с антикультурой? Ведь создан прецедент, который, думаю, впоследствии принесет негативные плоды.
В.С. Я с Вами полностью согласен, Николай Владимирович, страшные плоды принесет. Помните, в первые годы вещания нашей радиостанции часто звучали вопросы о «Протоколах сионских мудрецов» опубликованных Сергеем Александровичем Нилусом. Доказать, или опровергнуть документально их подлинность невозможно. Но любой человек видит, что происходит с культурной жизнью европейских христианских народов последние столетия, как старательно идет уничтожение христианской культуры на театральной сцене, в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Не видеть эту методичную работу, эту упорную борьбу со Христом невозможно. Это все хорошо проплачивается, это планомерная борьба, она принесла свои страшные плоды в Европе, приносит страшные плоды и у нас в стране.
О. Максим, зачем вы вступаете в диалог с мелкой сошкой, с теми, кто озабочен рекламой и продажей работ? Может быть сразу попытаетесь вступить в диалог с заказчиками выставок «Осторожно религия», с хозяевами всех этих самодуровых, с теми, кто методично и жестоко уничтожает уже не первое столетие христианские корни европейской культуры?
Мне хотелось бы обратиться к о. Максиму Козлову, уважаемому пастырю и педагогу, и попросить его не оскорблять этой выставкой всех нас, простых прихожан московских храмов, которые писали письма в прокуратуру, молились, собирались на молитвенные стояния для того чтобы суд признал кощунством, оскорблением религиозных и национальных чувств, выходки самодуровых. Неужели, мы должны были спокойно и «толерантно» относится к оскорблению нашего Господа, Пресвятой Богородицы? О. Максим этой выставкой в притворе храма Вы говорите, да, необходимо с ними было вступать в диалог, двоесловие, быть «толерантными» к кощунству. Мне хотелось бы обратиться к о. Максиму: отец Максим, этой выставкой Вы оскорбили и предали всех нас, ударили нам в спину. И Владимира Сергеева, и покойную Аню Сергееву, напомню «Народная защита» и «Народный Собор» продолжают судебные разбирательства с кощунниками. Ради того, чтобы на нашей земле эти кощунства были невозможны. Мы же все от этого пострадаем. Мы хорошо знаем - сначала рубят иконы, затем, рубят головы священникам, а затем вся земля заливается кровью. Так было и перед первой революцией, и перед катастрофой 17 года. Сегодня мы почти каждый месяц слышим о убитом священнике, иеромонахе, настоятеле храма - новых мучениках. И мы понимаем куда все идет.
О. Максим, считайте меня одним из тез мракобесов, которые по словам Марата Гельмана попытаются сорвать диалог Церкви и современных художников. Но, прошу Вас, изгоните из храма это «искусство». Пожалейте нас, простых православных прихожан. Подумайте о наших соотечественниках, которые не воспринимают эти перформансы и поражены, тем, что это выставлено в православном храме. Диалога куда больше заслуживают учителя получающие гроши, но продолжающие учить в музыкальных и художественных школах наших детей, приобщать к настоящему искусству, а не «актуальные художники».
Н.Б. Мы живем в такое время, необходимо обладать мужеством, чтобы просто исповедовать Христа в этом обезумевшем мире. Сохранять традиционную культуру, исповедовать веру во Христа в этом мире.
В.С. Да, даже в годы богоборческого режима, именно Церковь сохраняла живоносные источники, родники великой Русской культуры, сохраняла чистыми, незамутненными. Многие творческие люди приходили в Церковь в те годы, чувствовали благодать богослужений. Многие художники обрели веру изучая древнерусское искусство, русскую икону. Я помню глаза людей в Третьяковке перед Владимирской иконой Матери Божией, перед «Троицей» преп. Андрея Рублева. Вспомним музыку Георгия Васильевича Свиридова..Об этом можно говорить бесконечно.
Н.Б. Полотна П.Корина...
В.С. Павел Дмитриевич Корин, великий русский художник, его музей сейчас закрывают на ремонт к сожалению. В те годы люди припадая к произведениям искусства великой Русской культуры обретали для себя Христа.
Н.Б. В 1946 году, когда возрождалась Троице-Сергиева Лавра, руководство Церковно-археологического кабинета приглашала для встреч со студентами семинарии многих выдающихся деятелей Русской культуры и науки. Приезжал тогда читать лекции к нам в академию и семинарию студентам и Павел Дмитриевич Корин. Студентов приобщали к великой, истинной мировой культуре, а не «перформансам».
В.С. Николай Владимирович, да ведь для нормального человека все просто и ясно, окончил ли он Суриковский, или простую школу - есть свет, солнце, радость бытия сотворенного Богом мира, красота, а есть мрак, грязь, есть болезненное состояние души. И не надо искусствоведам и критикам, живущим на деньги всяких соросов, пытаться доказать нашему народу, что ему необходимо «дорасти» до этого «элитарного» искусства. Все настолько просто - есть Господь, есть Свет, детский смех, радость общения с красотой Божиего мира, а есть мрак и сатанизм.
Тем более, как художник, зная своих собратьев, могу сказать, что заигрывать с ними, гладить их по головке не стоит. О. Максим, и некоторые наши слушатели возможно помнит выставки «Двадцатки» на Малой Грузинке. Линицкий стоял у своих работ, исповедовал свою веру во Христа, рассказывал посетителям выставки о церковных праздниках, многих приводил в Церковь. Из «Двадцатки» стал священником о. Сергий Симаков, начинал с тяжелых мрачных, но бесспорно мастерских работ Проваторов, затем обрел веру, стал писать Христа Спасителя, сейчас он священник - о. Владислав. Много священников-художников.
Н.Б. О. Михаил Малеев..
В.С. Да, многих можно назвать. С ними бы посоветоваться о. Максиму Козлову.
О. Максим, поверьте, не мне одному, многим сегодня очень больно. Недавно ушли от нас ко Господу Вячеслав Михайлович Клыков, Савва Васильевич Ямщиков, Владимир Леонидович Махнач. Представьте о. Максим, что они смотрят сегодня Вам в глаза и, думаю, не трудно будет, представить, что они думают и могли бы сказать по поводу этой выставки в притворе храма.
http://www.ruskline.ru/analitika/2010/06/09/vystavka_aktualnyh_hudozhnikov_v_pritvore_hrama_mctatiany/