Выписки из книгиhttp://www.sotnia.ru/ch_sotnia/t1998/t5506.htm(печатается по книге "Современное обновленчество - протестантизм "восточного обряда". М. "Одигитрия", 1996)
Владимир Лапшин: "Как можно противостоять фашистским тенденциям в религиозной и духовной жизни?.. Эти проявления религиозного, духовного фашизма проявляются и в чисто практических вещах: выступления против переводов, например, Священного Писания и Богослужения на русский язык,.. выступления против всяких литургических реформ, стремление к единообразию,.. выступления против экуменизма, против диалога с христианами других конфессий, других религий. Зачем? Там можно увидеть, что христианство бывает не только такое, как мы проповедуем, но и другое. А вдруг людям то христианство понравится больше? Что мы будем делать, как мы сможем доказать преимущество нашего христианства, вот этого, темного, мракобесного такого Православия?..."
Георгий Чистяков: "Я не знаю, почему, но именно теперь и особенно часто мы бросаемся словом "ересь", и очень часто в наших устах все другие христиане - лютеране, англиканцы, католики, евангельские христиане-баптисты - оказываются еретиками. А похоже, что все это не так.
Георгий Чистяков: "Вселенскость Церкви - это ее необходимая черта. Вне этой вселенскости любая поместная Церковь сразу становится сектой. И смело можно сказать, что в те временна, когда католики говорили: "Правда только у нас, а в остальных Церквах правды нет", - католики были сектантами. И когда мы, Православные, в прошлом говорили: "Правда только у нас, а в других церквах правды нет", - мы были сектантами. И когда баптисты говорили и иногда говорят теперь, или и мы иногда теперь тоже говорим: "Правда только у нас, а в других исповеданиях правды нет, - они являются сектантами. Но когда мы говорим: "Мы часть Церкви, у нас правда..., номы уважаем и путь других, потому что у них тоже правда, они тоже такая же, как мы, часть Вселенской Церкви, и в их церкви, так же, как и в нашей Церкви, и в их храмах, так же, как в наших храмах, живет Христос" - вот тогда мы действительно христиане".
Радиослушательница: "Как Православным христианам относиться к Машиаху, которого ожидают современные иудаисты?"
Георгий Чистяков: "Вы же знаете, что Машиах - это Христос. Вот так и относиться!"
Георгий Чистяков: (из ответа о вере Православной): "Я, например, не знаю, самая она правильная или нет. Честно вам скажу: не знаю".
Георгий Чистяков: "Церковь наша прославляет князя Александра Невского не за то, что он был смелым воином, а за то, что он сменил кольчугу, на плащ дипломата... Он был язычником, а стал христианином, он открыл Христа для себя - вот почему он пошел по этому пути... А что касается войн, которые он вел с немцами, то это были не религиозные войны..."
Георгий Чистяков: "За что наша Церковь прославила Святейшего Патриарха Ермогена? Прежде всего за то, что это был верующий и честный человек, и в труднейшее смутное время патриарх Ермоген сумел остаться честным. Вот, наверное, его заслуга. Сумел остаться честным, сумел остаться добрым человеком, сумел остаться верен каким-то своим внутренним принципам"...
"Что касается патриарха Ермогена, то он оказался в тюрьме не из-за того, что он препятствовал проникновению на Русь латинства - потому что никто не пытался никогда олатинить Русь... Поэтому патриарх Ермоген страдал не от католиков, а патриарх Ермоген страдал от безбожников".
Радиослушательница: "Отец Георгий! В вашем ответе на мой вопрос я с удивлением услышала, что священномученик патриарх Ермоген не боролся с латинством и не за это его уморили голодом в Московском Кремле в 1612 году, а нападали на нас в те времена, оказывается, не католики, а безбожники. Вероятно, в Москве они были безбожники, а когда вернулись в Варшаву, стали, значит, вновь католиками? А ведь общеизвестно, и об этом пишут наши историки - и Соловьев, и Костомаров, что поход Лжедмитрия Первого совершался по благословению папы римского для того, чтобы Лжедмитрий приводил русских людей к католичеству. "А кто будет непреклонен, - писал папа римский Климент VII, - того б и убивать не ужасался". Так что в Москве были не безбожники, а верные папе римскому католики, и именно с ними и с русскими изменниками, которые примкнули к ним, боролся патриарх Ермоген."
Георгий Чистяков: "Ну, если человек идет с оружием в чужую землю, то какой же он после этого христианин? Это язычник, который прикрывается христианством... Таким образом те, кто пришли в Москву под видом католиков, то, конечно же, они были безбожниками, так же как и те русские люди, которые под видом Православных направляются в Сербию... - они тоже Православными людьми не являются... Что же касается такого намеренного желания разжигать вражду между христианами, то оно само по себе носит глубоко языческий, глубоко антихристианский характер... Такая идеология, "зюгановская идеология", ничего общего с Православием не имеет. Я ее никогда не исповедовал, и никогда ее исповедовать не буду! И прислушиваться к тому, к чему призывает господин или товарищ Зюганов я никогда не буду, где бы он не обращался к нам с этими призывами! Я никогда не буду кланяться ни Зюганову, ни Жириновскому (вопрос-то был задан о святом патриархе Ермогене и римском папе! - прим. сост.), которые пытаются под видом исторической объективности (!) разжигать сегодня ненависть между народами и ненависть между христианами. Между прочим, и уголовным законодательством нашей страны - бесконечно дорогой мне России - карается разжигание национальной ненависти между народами. И также карается нашими законами разжигание религиозной розни. А именно этим и занимается дама, которая звонит мне в эфир и задает нелепый вопрос о святом патриархе Ермогене".
Радиослушатель: "Я должен с сожалением вам, батюшка, сказать, что грозить уголовным кодексом - это не либерально... А что касается патриарха Ермогена, то он выражает одну из самых заветных идей и ощущений русского народа".
Георгий Чистяков: "Спасибо вам, но давайте поставим вопрос ребром: кем мы должны быть сначала - христианами, а потом русскими, или наоборот? Я думаю так, что мы должны быть с вами христианами, любить Христа и любить всех людей, а потом уже быть русскими и любить нашу многострадальную, нашу бесконечно дорогую землю, ту землю, с которой нас, русских людей разного происхождения- грузин, армян, евреев, украинцев гонят и хотят выгнать. Ту землю, с которой многих, как покойного Иосифа Бродского, выгнали. Но мы ее любим и не хотим, чтобы нас выгнали! И даже если вы нас будете гнать с этой земли, мы все равно не уйдем с нее, как ушел с нее Александр Исаевич: если вы нас посадите в самолеты и вышвырнете отсюда. А так просто, добровольно, мы отсюда не уйдем! Не надейтесь, господа фашисты!
Георгий Чистяков: "... Присутствие св.Николая на 1 Вселенском Соборе - это легенда"...
"Поскольку известно из истории Церкви, что святитель Николай не был участником 1 Вселенского Собора, значит эта история с заушением Ария появилась в житии святителя Николая позднее. Я знаю, что очень многие сегодня любят эту историю, любят на нее ссылаться: что вот, святитель Николай заушил Ария, т.е. применил к Арию физическую силу, и на этом основании оправдывают насилие, что, мол, еретиков бить надо вот как святитель Николай... Очень часто таким замечательным святым, как святитель Николай, или святой Александр Невский, приписывались применения насилия там, где его не было на самом деле, чтобы их авторитетом освятить насилие".
Георгий Чистяков: "Преподобный Сергий Радонежский воспринимался его современниками как церковный диссидент, как обновленец, как человек какого-то особого и нецерковного пути".
Владимир Лапшин: "Мы можем вспомнить наших святых: Максима Грека, Серафима Саровского, Феофана Затворника, святителя Филарета Дроздова, которые все по духу были обновленцами. Мы помним слова Христа (?! - ред.): "там, где Дух Господень - там свобода... (.. где Дух Господень... " - слова св.ап. Павла, 2 Коринф. 3,17.- прим. цензора) К свободе призваны вы, братья" ("...К свободе призваны вы братья "- слова св. ап. Павла, Послание к Галилеянам. 5,13 - прим. цензора). К свободе во всем: к свободе и в литургическом творчестве, и в духовности. Как можно забывать об этом?!"
Георгий Чистяков: "От преподобного Серафима до нас дошло несколько поучений, но все эти поучения, как правило, - цитаты из святых отцов. Если внимательно их изучить, то можно понять, что там каких-то собственных мыслей преподобного Серафима почти нет. И многих святых, которых мы любим и дорожим памятью которых и в молитве к ним прибегаем, как святитель Николай прежде всего, и многие другие - о жизни этих святых вообще почти ничего не известно".
Георгий Чистяков: "Борьба за чистоту Православия напоминает борьбу за чистоту коммунистической идеологии"... "Когда мы заявляем, что Православие - это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна... ибо истина может быть только свободной".
Владимир Лапшин: "Что касается католиков, то я честно скажу, что для меня католики - такие же Православные, как и те, кто называет себя Православными, т.е. я их не хочу тут даже отделять. Ни один Вселенский Собор ни в одной ереси католиков не осудил".
Владимир Лапшин: "Вы помните, в свое время, во времена застоя у нас нельзя было критиковать КПСС, нельзя было критиковать Политбюро, нельзя было критиковать Родину, а теперь... нельзя критиковать Церковь".
Георгий Чистяков: "Дело в том, что установки на борьбу со страстями в Библии нет. Новый Завет устами святых апостолов зовет нас не бороться с гневом, яростью, злобой и пр., а "отложить", т.е. снять с себя, как снимают старую одежду или "совлечь с себя" все эти пороки. Именно эти два слова многократно употребляются в Писании, когда речь идет о страстях и пороках, но о борьбе со страстями здесь нигде не говорится. Надо думать, что все, что касается борьбы со страстями, господствующими над нами и гнездящимися внутри нас, попало в христианскую литературу из стоической и вообще античной философии в более позднее время. Святые апостолы видят путь христианина не как дорогу борьбы со страстями, а именно как сбрасывание старой одежды, как вырастание из этой одежды... Если же мы начнем разбирать грех по косточкам, подвергнем его анализу, то нас неминуемо захватывает или засасывает сам процесс борьбы, мы превращаемся в борцов, и христианство наше на этом просто кончается. Из глубин нашего сознания мы переносим борьбу во внешний мир и начинаем бороться со всеми, кто, как нам кажется, не так думает, не то делает и т.д."
Георгий Чистяков: "Мы должны меньше думать о том, как спастись, родные мои, а мы должны больше думать о том, как быть со Христом. Но в том и ужас наш с вами заключается, что мы идем в церковь, чтобы спастись. А задача наша на самом деле не в этом заключается! Наша задача совсем в другом: быть вместе с Ним, быть со Христом. И коль скоро нас с вами привели наши бабушки и дедушки, наши родные, наши друзья привели в Православную Церковь, - будем в ней... Но если кого-то другого и бабушки, и дедушки или друзья привели в другую церковь - в армянскую или в баптистскую, в католическую или в лютеранскую, в англиканскую или в какие-то другие еще церкви, то пусть они будут в своей церкви! Будем помнить, что то, что нас объединяет, несравненно больше того, что нас разъединяет!"
Владимир Лапшин: "Очень часто от верующих людей можно услышать о том, что смысл человеческой жизни - в спасении, что мы должны спасаться, что мы должны спасать свою душу. Я с этим абсолютно не согласен, потому что я глубоко уверен, что Иисус нас спас, Иисус все сделал для нашего спасения. И это спасение мы усваиваем нашей верой во Иисуса Христа. Его воплощением, Его искупительной жертвой, смертью и воскресением Он вводит нас в жизнь вечную. И я вижу смысл жизни человека в том, чтобы сделать эту жизнь вечную радостной, наполненной миром и любовью".
Георгий Чистяков: "Вера возможна только в условиях свободы. Я, например, считаю, что в школе не должно быть Закона Божия; в шкале могут быть только такие уроки по истории религии, в которых не ставился бы вопрос об исповедании веры, а чтобы детям предлагалась какая-то информация для размышления".
Иннокентий (Павлов): "Церковнославянский язык - это церковная феня! Понятно?.. Я как филолог об этом говорю".
Иннокентий (Павлов): (о положении Православных в Эстонии) ...Сейчас в Эстонии никого не гонят. Более того, там вот эти самые вчерашние совки, именующие себя русскоязычным населением, даже имеют свое представительство в Парламенте".
Владимир Лапшин: "Что касается праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, то скажем честно: такого события, скорее всего, в действительности не было и быть не могло".
Владимир Лапшин: "Мы все пытаемся стоять в чем угодно, но только не во Христе: в каких-то догматах, в каких-то канонах, которые нам кажутся абсолютными и непреложными. Да чушь все это! Ведь эти каноны - они принимались когда-то, полторы, две тысячи лет назад... Нельзя превращать Церковь в гетто со средневековым миросозерцанием! "
Владимир Лапшин: "Мы должны очень осторожно относиться ко всему тому, что говорили святые отцы. Например, у святого Иоанна Златоуста очень много антииудейских, антисемитских (!) каких-то выпадов и мы не можем с этим согласиться, потому что если это принять, то мы должны будем признать, что антисемитизм, который живет сегодня в нашей Русской Православной Церкви, - это святоотеческое наследие".
Владимир Лапшин: "В раю должен быть весь род человеческий, должно быть спасено все человечество. Конечно, я понимаю, в Евангелии есть слова, которые говорят о том, что грешники будут нести наказание за свои грехи. Да, Церковь говорит об аде, Церковь говорит об огненном очищении. Да, но после того, как всякое зло будет уничтожено, после того, как всякий грех будет выжжен, - все равно, там, в раю, там, в спасенном новом мире будет полнота... Ереси в моих словах нет, и я думаю, что если бы она там была, меня давно бы уже обличили мои власти - мое священноначалие"... "Я не могу ни на мгновение представить, что хотя бы один человек в этом мире не спасется. Тогда то, что Христос совершил - несовершенно, тогда то, что Он "сделал - неполноценно. Я не могу представить, чтобы Бог сделал что-то несовершенное и неполноценное".
Георгий Чистяков: (из ответа о деятельности протестантских миссионеров в России): "Честно говоря, у нас особого присутствия инославных миссионеров не ощущается, потому что те американцы, которые здесь занимаются проповедью, они, как правило, привозят Евангелие!.. Вы знаете, надо сказать им спасибо: они Евангелие привозят, они приводят людей на первых порах к Богу! Поэтому у меня, в общем, никаких претензий к инославным миссионерам нет, они элементарное знакомство обеспечивают с Евангелием, и после этого люди в большинстве своем приходят к нам в Православные храмы".
Иоанн Свиридов: "Существует много мифов вокруг отлучения Л.Н.Толстого, писателя, которого читают и любят многие церковные люди и именно к нему не относятся как к еретику, хотя в его взглядах очень много спорного и даже сомнительного... И то, что было сделано Победоносцевым тогда, это, конечно, на самом деле антицерковно и неправильно. Осуждены Церковью взгляды толстовцев, тех последователей Толстого, которые до сих пор существуют. Но осуждать христианина и верующего человека Толстого, гениального писателя русской земли, это значило бы в общем-то порвать со всяким свободомыслием в церковном лоне..."
Георгий Чистяков: "Мне представляется сегодня, что отлучение Толстого связано прежде всего с тем, что современники не поняли того, что он вошел в те глубины веры, в которые они еще войти не могли. Что он не на 50 лет, а больше: на 70, может быть 80, может быть на 100 лет опередил свою эпоху. И когда я думаю об этом, мне вспоминается другой христианский писатель. Я имею в виду Оригена. Не было бы Оригена, то не было бы и святых отцов - Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста! Не было бы святоотеческой традиции!.. Все они, названные мной отцы Церкви и неназванные, все святые угодники Божий, церковные писатели и отцы четвертого века, все они были очными и заочными учениками Оригена... Но если все они - святые, то он - еретик, или почти еретик. Почти или просто отвергнутый церковью писатель. Л.Н.Толстой - то же самое!.. Всем тем, что он делал, он разбудил не одно поколение христиан! Он, как мне представляется, разбудил христианство XX века... Теперь, когда прошло уже практически 100 лет со времен Л.Н. Толстого, мы должны сказать ему запоздалое наше "спасибо" за то, что он разбудил нас для исповедания веры во Христа (!). Я горжусь, что я живу в той стране, для которой XX век начался с Толстого и кончился А.Д.Сахаровым!"
Комментарии излишни...