От inkognito
К All  
Дата 29.05.2000 08:04:00
Рубрики Прочее;

по поводу беседы Назарова с Шафаревичем

Спасибо публикаторам. Приятно быть свидетелем серьезной беседы двух умных людей. При этом отмечу, что Шафаревич представляется более высокоумным, а Назаров — более верующим.
 
Некоторые мои наблюдения об их беседе.
 
 
При обсуждении немецкого нападения на СССР были высказаны 2 осмысления: тысячелетний "Drang nach Osten" (Шафаревич) и столкновение либералами двух консервативных сил.
 
Думаю имеет право и третье осмысление. Гитлер (как и в свое время, Наполеон) — прообраз антихриста, устремившегося на "стан святых, город возлюбленный". Но после Наполеона эту истину смогли религиозно осмыслить (в чине на Рождество: "разумейте, языци и покоряйтеся").
 
 
Мое мнение по поводу Власова. Думаю, что он, как и многие, запутался, т.е. ошибся. Но это не снимает с него ответственности, а только до некоторой степени ее облегчает. Создание "силы, независимой от Сталина, Гитлера и "мировой закулисы"" (Назаров) — это, извините, nonsence, или, точнее говоря, детство.
 
 
Антикоммунизм РПЦЗ объясняется просто. Бежать из России можно было только от антихриста ("жена, убежавшая в пустыню"), все остальное следовало терпеть. Они же бежали и поэтому постоянно должны были убеждать себя, что в России у власти — антихрист. (Отсюда и атомная бомба на Москву.) При этом они в некотором смысле сблизились со старообрядцами (и протестантами) с их учением о коллективном, "духовном" антихристе.
 
 
У Назарова нечто неприемлемое: "не как кто относился к … родной земле (в христианстве это не самая высшая ценность), а кто как относился к замысленному Богом должному образу России". То, что в христианстве высшая ценность — Христос, не умаляет ценности Родины для христианина (вспомним св.прав.Иоанна Кронштадтского). Вообще, у нас должна существовать иерархия взаимоподчененных ценностей.
 
По существу. "Образ" не отделим от земли, как в живом организме душа неотделима от тела.
 
Ф.И.Тютчев: Удрученный ношей крестной,
 
Всю тебя, земля родная,
 
В рабском виде Царь Небесный
 
Исходил, благословляя.
 
Это, между прочим, религиозная истина.
 
 
Шафаревич: "каждую эпоху можно судить только ее мерками". Это только для рационального разума. Христиане же имеют объективные и вечные духовные критерии.
 
 
Щафаревич: "начиная с Ренессанса … ценности, которые отрицать очень трудно — итальянская живопись и немецкая музыка, Шекспир и Ньютон".
 
Итал.живопись, нем.музыку и Шекспира отрицать трудно только нецерковному сознанию. Насчет Ньютона, конечно, труднее, в особенности академику-математику. Но вред науки — отдельная большая тема. Сейчас можно заметить только, что Ш.сам указывает основное достижение науки — уменьшение страданий. Такое ли уж это бесспорное достижение с точки зрения христианства?
 
 
Очень хорошо ответил Назаров, что "помимо Достоевского … есть и учение Церкви". Я бы сказал "против Достоевского".
 
 
Очень хорошо ответил Шафаревич, что "невозможна здоровая духовная жизнь в отрыве от своего народа". Это я повторяю для некоторых участников форумов, не для того, чтобы превознестись над ними, но чтобы они лучше осознали свое положение, "в разум истины пришли" и вернулись на Родину. Internet — это не Родина.
 
 
Неоспоримые слова Назарова о большевизме как о "специальном, почти что апокалипсическом инструменте тотального уничтожения православной цивилизации" свидетельствуют о большевиках и их наследниках как об узкопрактической жидовско-мессианской секте. Этот аспект истории большевизма, к сожалению, очень мало исследован. Оно и неудивительно.
 
 
Братие! Обращаю ваше внимание на заключительные слова обоих собеседников.
 
Назаров: …идет борьба в России — иначе наступит конец истории.
 
Шафаревич: …для того, чтобы история русского народа не оборвалась в наступающем веке.
 
Думаю, что такой тревожный конец весьма закономерен.