О богословствовании как таковом
Скорее всего, мною упущено нечто самое главное. Просмотрев всю эту «ветку» никак не могу понять, о какой именно ереси, собственно еретическом учении, Вы говорите, «Работа» Мамонне. Она есть распространеннейший человеческий грех,поскольку работу эту не следует понимать только в плане материальном. Это, впрочем, само собою разумеется. Но в чем ересь? Проф. Осипов и о. диакон Кураев вообще не могут быть рассматриваемы как богословы, но (в лучшем случае) только в качестве «преподавателей богословских дисциплин», авторов трудов с церковно-богословскою тематикою. Я подчеркиваю очевидное, чтобы сказать сочинения их для православного не есть учительные, ибо не признаны таковыми Церковными Соборами. Итак, все, ими написанное есть плод их личной творческой энергии в жанре историко-философской эссеистики. Плоды эти мне представляются весьма посредственными, и уже по одному этому извлечение из них наслоений, условно говоря, еретических, либо франк-масонских (да и есть ли они там?), оказывается делом достаточно безполезным. Скажу еще нечто общеизвестное: богословие в Православии это не умозрение, но самая жизнь во Христе, т.е. не теоретизирование любой степени изящества, а результат горнего духовного опыта пишущего. Потому-то Преподобный Силуан Афонский говорил: «если ты хорошо молишься, то ты богослов». Богослов в Православии это тот, кто может сказать вслед за Апостолом: «Изволися Духу Святому и нам». Таковы писания Святых Отец, Самою Церковью признанных. В пределах этих святоотеческих писаний, точнее, в русле их, находятся творения св. подвижников благочестия: скажем, Феофана Затворника, Оптинских Старцев, Иоанна Кронштадского, Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. И наконец, в пределах писанных трудов св. подвижников благочестия пребывают книги видных предстоятелей Православной Церкви, как, например, архиеп. Аверкия (Таушева), митр. Иоанна (Снычева). Во всех случаях единственным доступным нашему ощущению критерием православности сих трудов есть самая жизнь их авторов, их верность монашеским обетам, их архипастырское и пастырское служение и очень существенно! их соответствие апостольским словым: «Все, хотящие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Благодатная гонимость от внешних, он лжебратий и проч. под. есть почти постоянный (точнее почти постоянно наблюдаемый) признак земной жизни ревностного православного, тем паче того, кто дерзает учительствовать (а написание и издание трудов духовного содержания это именно учительство). Окончательное же решение-оценка того или иного духовного сочинения принадлежит Церкви, Которая, как мы знаем из церковной же истории, в своем святом трезвении никогда не торопится. На практике, как мне, невежде, тысячу раз успевшему обжечься, кажется, лучше ограничиваться чтением творений св. преподобных Отец и учителей, св. подвижников благочестия и повсеместно уважаемых, известных своей безкомпромиссной, праведной и благочестивой жизнью пастырей и архипастырей (хотя книги сих последних не могут быть всегда и безусловно признаны учительными). От чтения же современных сочинений безчисленных сегодня авторов, поднимающих «церковно-богословские вопросы» предпочтительнее воздерживаться. Даже лучшие из них отличаются надменным всезнайством, «мистическим глобализмом», злобными сарказмами по отношению к противникам, гневливостью,мудрованием, безумною дерзостью в толковании священных текстов, при том, что самое чтение сих текстов не может не вызвать трепета, ибо писаны они, буквально, Святым Духом. А главный признак таковых книг простодушная уверенность их авторов, что они и вправду нечто САМИ ЗНАЮТ. То, что подвижнику далеко не всегда дается от Господа спустя десятилетия покаянного плача авторы эти думают извлечь при помощи «эрудиции» и «методов исследования». Книги эти относятся к разряду т.н. научных. А наука, по верному слову Леонтьева, может развиваться «только в сознании своего ничтожества».