От Леонид Сергиевский
К владимир  
Дата 25.07.2002 23:08:58
Рубрики Прочее;

вот именно, что подмена...

Для начала стоит сказать что Т.Гроян — это мать Николая, монахиня. Это — имеет значимость для того, кто хочет оценить ситуацию с духовной стороны, а не с какой-то еще...
 
 
Также стоит упомянуть и о отношении о.Николая к ИНН, которое он выразил во время визита на остров главного редактора «Русского Вестника» А.А. Сенина и благочиного Ивановской епархии, игумена Митрофана (Лаврентьева) — http://www.rv.ru/content.php3?id=110
 
 
Стоит также сказать и о том, что старцу сейчас более 94 лет. Это значит, что он вряд ли может встретить и побеседовать с каждым, кто едет к нему на остров. Желание во что бы то ни было видеть старца, не взирая на вышеизложенные факты — это частое явление на сегодняшний день, но я лично не расцениваю его с положительной стороны.
 
 
Прежде чем клеветать на кого-то, а в особенности на келейницу старца, стоит послушать, что он сам говорит о них. В любом случае, мнение самого старца о своих келейницах является той мерой оценки, которую неразумно не замечать хотя бы при жизни подвижника.
 
 
А вот то самое мнение из той самой «поездки» о.Тихона, которое почему-то наш то ли женщина то ли мужчина «владимир» не замечает, хоть и ссылается сам (сама?) на этот текст:
 
 
 
АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ) И ОТЕЦ НИКОЛАЙ (ГУРЬЯНОВ) ОБ ИНН: ВЫСТУПЛЕНИЕ В ПЕРЕДАЧЕ «РАДОНЕЖ» 29 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА.
 
 
Ведущий:
 
Сегодня мы продолжаем тему, которая в последнее время обсуждается в православной среде особенно остро, — тему ИНН. Часто, когда при ее обсуждении приводятся логические аргументы, люди начинают ссылаться на мнения старцев, которые они где-то читали или от кого-то слышали. Ссылаются на мнение отца Николая Гурьянова, который подвизается на острове Залит, на мнение отца Иоанна (Крестьянкина), мнение отца Кирилла (Павлова) и других почитаемых старцев, опытных духовников, которые сегодня, слава Богу, окормляют русскую православную паству. Порой приводятся даже письма или заявления, подписанные или благословленные (как утверждают их распространители) кем-то из упомянутых духовников. Подобные дискуссии вместо ожидаемого умиротворения приносят все большее разделение и соблазн в церковный народ. О своей поездке в Псковскую епархию сегодня расскажет архимандрит Тихон (Шевкунов).
 
 
Архимандрит Тихон:
 
В начале января мне позвонил мой духовник, отец Иоанн (Крестьянкин). Он был крайне встревожен той ситуацией, которая складывается сегодня вокруг вопроса об ИНН. Каждый день к нему приходят десятки, а то и сотни (!) писем с криками боли о том, что же делать православным христианам, запуганным листовками и брошюрами, где утверждается, будто ИНН — печать антихриста или, как минимум, невозвратный шаг к принятию этой печати.
 
 
Отец Иоанн благословил меня приехать после праздника Крещения в Псково-Печерский монастырь, а также благословил на то, чего я лично от него никогда не слышал. Батюшка благословил взять видеокамеру, снять его прямо в келье, когда он будет рассказывать о той духовной ситуации, которая складывается сейчас в России, и о своем отношении к тому, что происходит вокруг споров о принятии ИНН. Это действительно было совершенно необычно, потому что, кажется, только в 85 году мне удалось немного поснимать его в келье. А потом, когда мы просили его ответить на вопросы перед видеокамерой или даже перед магнитофоном, он категорически возражал. А тут он сам сказал: возьми благословение у Святейшего, приезжай с видеокамерой, и засними все, что я скажу, это очень важно. Святейший благословил эту поездку, ему понравилась идея — собрать мнения самых выдающихся русских духовников: отца Иоанна, отца Николая, отца Кирилла, отца Наума — для того, чтобы Богословская комиссия, которая будет обсуждать эту проблему, имела возможность выслушать их мнение.
 
 
Конечно, отец Иоанн очень встревожен ситуацией. Еще до поездки в телефонном разговоре отец Иоанн сказал, что развернутая сейчас кампания — «это не борьба против ИНН, а борьба против Церкви». Это утверждение может кому-то показаться преувеличением, но оно высказано отцом Иоанном совершенно осмысленно.
 
 
Вот подтверждение: 23 сентября к архимандриту Иоанну приезжал один молодой иеромонах, представитель некой группы из Москвы, с настойчивым предложением возглавить движение против ИНН. Батюшка не принимал этого иеромонаха, но прочитал его письмо, в котором, по словам отца Иоанна, досталось «и Синоду, и Патриарху, и всем». На это письмо (где батюшке предлагалось возглавить движение по сопротивлению принятию ИНН) о. Иоанн ответил следующей запиской: «Дорогой отец N.! В кампании, предлагаемой вами, я участвовать не буду. Сам дух подобной деятельности — где много самости, шума и надежды не на Бога, а на человека, да еще с критиканством Священноначалия Церкви, которые ключом бьет в ваших высказываниях, — воспрещает мне это. Я уже видел подобное в действиях и духе обновленцев, воинствующих на тишайшего Патриарха Тихона. А фактически — на Самого Господа и Его Церковь. Письмо, которое вам так не понравилось (имеется ввиду письмо архим. Иоанна об ИНН, опубликованное на сайте »Православие.Ru". — а.Т.), — не подлог, оно написано мной частному лицу, но волей Божией получило огласку независимо от меня, а значит так надо. Простите великодушно, предлагаемые вами методы мне не по духу. Архимандрит Иоанн".
 
 
Так получилось, что в это же время мне позвонили с острова Залит, и протоиерей Николай Гурьянов также благословил меня приехать — по совершенно другому поводу, в связи с последними событиями на острове. А события эти таковы: несколько дней до звонка отца Николая допрашивала прокуратура по заявлению о том, что он лишен свободы передвижения и подвергается насилию.
 
 
Здесь я хотел бы сказать несколько слов лично от себя. Прошу простить меня, но более возмутительного и безжалостного отношения к старцам со стороны их яростных почитателей даже трудно себе представить.
 
 
Летом нынешнего года, о. Иоанн (Крестьянкин) два месяца молился в уединении на одном из деревенских приходов в Эстонии, как он это делает уже несколько десятков лет. Никто из его духовных детей даже не дерзает в это время беспокоить его. Но вот один из священноиноков, довольно высокого сана, без благословения батюшки прибыл в Эстонию и стал домогаться встречи с ним. Ему объяснили, что о. Иоанн не принимает никого, тем более, что вопрос мог вполне подождать. В ответ на это люди, преданные духовные дети старца, были названы гебистами, предателями православия, лишающими православный народ общения со старцем. Поскольку подобные обвинения келейники отца Иоанна слышали не раз, то они даже не обратили на это внимания. Но каков же был их ужас, когда в их домик ворвались детины из эстонской полиции, учинили форменный допрос, потом вломились в келью старца, который спал в этот час с тем, чтобы «освободить его» и передать письмо от приехавшего священника...
 
 
Отцу Иоанну больше девяноста лет! Его не раз арестовывали. Ему это как бы не впервой, и он рассказывал потом об этом случае с улыбкой. Но все же... После этого «ареста-освобождения» у него был микроинсульт, и два дня все трепетали за его жизнь.
 
 
Почти 20 лет назад, когда я впервые попал к отцу Николаю на остров, у него не было ни келейниц, ни охраны. Да и ездили к нему тогда немногие. Нанять лодку стоило три-пять рублей. Потом, к концу восьмидесятых, когда к батюшке стали наведываться состоятельные богомольцы, лодочники стали ломить аж по 25 рублей. И простой бабульке из Пскова, всю жизнь окормлявшейся у старца, добраться до него стало труднехонько. Потом, когда батюшке исполнилось, кажется, 82 года, появилась мать Валентина. Потом Татьяна. Они ухаживали за отцом Николаем, готовили ему.
 
 
В столице начался странный паломнический бум на остров. Я ни в коем случае не хочу хоть в чем-то упрекнуть тех, кто стремится к старцу: это благодатный подвижник, и для всякого православного великое счастье повидать его и тем более получить благословение. Иногда благословение на всю жизнь. Так случилось и со мной. Именно о. Николай предсказал мне монашеский путь и благословил на него, когда я даже и не помышлял о монашестве.
 
 
Но в последние годы происходит иное. Объявления «Предлагается коллективная поездка в Псков, Псково-Печерский монастырь и на остров к о. Николаю» не редкость в православных газетах. Одни зарабатывают на этом огромные деньги, другие порой просто не понимают, что о. Николай (а он старше о. Иоанна на год) физически не может всех принять. А в день к нему порой приезжало более пятисот человек!
 
 
Потом пошел поток писем в Патриархию, что отца Николая не допускают до народа, что его держат взаперти, что его келейницы мучают его. Дважды по благословению Святейшего Патриарха, который более сорока лет знает о. Николая, мы ездили на остров специально, чтобы разбираться с этой ситуацией. Мы — это одна из старейших и доверенных духовных дочерей о. Николая игуменья Георгия, настоятельница Горенского монастыря в Иерусалиме, и его столь же давняя духовная дочь игуменья Филарета (обе знают о. Николая лет по пятьдесят). С ними сподобился быть и я. Мы вывели всех из кельи старца и попросили его сказать, правда ли все то, что пишут о притеснениях? Мы предложили ему на выбор: или убрать нынешних келейниц и заменить монахами Псково-Печерского монастыря, или перевести старца в монастырь, где за ним будет самый внимательный уход, или сделать все то, что он сам скажет. Ответ был таким: о.Николай умолял ничего не трогать и не менять в его жизни.
 
 
А вот запись нашей последней беседы с отцом Николаем.
 
 
 
О. Тихон:
 
- Появились статьи в газетах: пишут, что Вас ущемляют, не дают Вам с людьми общаться. Это правда?
 
 
О. Николай:
 
- Почему не дают? Это неправда.
 
 
О. Тихон:
 
- Пишут, что келейницы Ваши: монахиня Михаила и монахиня Николая — очень плохо к Вам относятся, что Вы их не любите и хотели бы их выгнать...
 
 
О. Николай:
 
- Нет, нет, все хорошо.
 
 
О. Тихон:
 
- Но пишут уже не первый год...
 
 
О. Николай:
 
- Это бесы пишут. Сатана пишет. Ай-яй-яй!.. Ведь они монахини! Разве можно на монахинь так говорить?
 
 
О. Тихон:
 
- Пишут, что устроили для Вас тюрьму...
 
 
О. Николай:
 
- Какое вранье. Бедненькие, они терпят... Вражье вранье. Кресту Твоему поклоняюся, Владыко, и святое Воскресение Твое пою и славлю. «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя...»
 
 
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/arhimtihon_radonezh.html
 
 
На вопрос о ИНН на тот момент старец говорит —
 
 
М. Валентина:
 
- Не только я говорю, что он опасный, и вы говорите. И все говорят, что он опасный.
 
 
О. Николай:
 
- Это какой номер?
 
 
М. Валентина:
 
- ИНН.
 
 
О. Николай:
 
- А я не знаю, что это — ИНН?
 
 
М. Валентина:
 
- Это — 666.
 
 
О. Тихон:
 
- Да нет там 666, не надо неправду говорить.
 
 
М. Валентина:
 
- Батюшка, номер будет перенесен потом в карточку, потом на правую ручку...
 
 
О. Николай:
 
- Нет, мои драгоценные я ничего не знаю.
 
 
 
 
Итак, на тот момент о.Николай посчитал нужным ответить именно так. Сторонником ИНН по этому ответу старца назвать представляется затруднительным...