От священник Константин
К священник Константин  
Дата 27.12.2002 21:40:01
Рубрики Прочее;

Ченстоховская икона Божией Матери

Март 6/19 .
 
        Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука (память 18 октября). Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66 — 67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена (память 21 мая) ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. Перебывав затем в Галиче, Болгарии, Моравии и Чехии, она, наконец, была перенесена в Россию.
 
        Русский князь Лев, известный основатель города Львова (Лемберга — 1268 — 1270), с великою честью препроводил икону в свое отечество и поставлил в Белозерском (Белзском) замке под ведением православного греческого духовенства, где она и просияла многими чудотворениями.
 
        Впоследствии времени, по покорении юго-западной России польскому оружию, чудотворная икона досталась тогдашнему правителю царства польского Владиславу, князю Опольскому. Князь Владислав с благоговением отнесся к древнему образу. Когда монголо-татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз, православное духовенство посоветовало обратиться к образу, просить Божию Матерь о помощи и заступничестве.
 
        По их совету, уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав распорядился вынести чудотворную икону и поставить ее на городскую стену. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелою в лик Пречистой; из язвины, к ужасу свидетелей истекла кровь и видна доныне. В то же время на татар нашла какая-то вредоносная мгла, от которой они и умирали во множестве. Чудо Богородицы принудило татар не только оставить осаду замка, но и отказаться от попыток пройти дальше вглубь Европы, возвратиться в свои страны.
 
        Опасаясь новых набегов и желая сохранить икону, князь Владислав решил укрыть образ в своем родовом замке в Силезии, как более безопасном месте, и поставить ее в своем крепостном замке Ополье. Были сделаны все нужные для этого приготовления, и уже приступили было к самому перенесению, как вдруг Владиславом и окружающими его овладел какой-то непонятный, непостижимый страх. Князь пал на колени и усердно молился пред образом Небесной Владычицы, прося о вразумлении свыше. В ту же ночь ему было сонное видение: он услышал голос, властно ему повелевавший перенести чудотворный образ из замка на гору, которая находилась на юге Польши, близ города Ченстохова.
 
        Во исполнение полученного повеления князь Владислав основал на горе монастырь. Сюда икона была торжественно перенесена в 1382 году (по др. источникам в 1352) и, таким образом, из рук православного духовенства перешла в руки католических монахов паулинского ордена. Гора получила название Ясна Гура (Ясная гора – по-польски), а также «гора свидения» — по множеству происходивших там чудес Богородицы. Ясна Гура, прославленная явлениями на ней Богоматери, обрела зримый образ Ее постоянного присутствия. Сама же чудотворная икона стала называться с тех пор Ченстоховской.
 
        В 1430 году на обитель напали представители одной из реформатских сект — чешские гуситы. Ведя борьбу за чистоту веры, начатую Яном Гусом, гуситы обрушились на Католическую церковь, обвиняя духовенство в грехе стяжательства и сребролюбия. От костра, на котором по приказу Папы был как еретик сожжен Ян Гус, на долгие годы занялся пожар религиозных войн. Провозгласив Яна Гуса мучеником, наиболее радикально настроенная часть гуситов пошла дальше своего духовного вождя, стала отрицать церковную иерархию, таинство исповеди, подняла руку на христианские святыни. Выступая против духовных болезней Католической Церкви того времени, гуситы дошли до отрицания святых и почитания Богоматери.
 
        Лишив монастырь на Ясной Горе всех сокровищ, гуситы похитили и чудотворную икону. Большую и тяжелую икону положили на возок, доверху наполненный храмовыми святынями. Однако невидимая сила удерживала возок так, что он не мог тронуться с места. Тогда один из похитителей решил избавиться от лишнего груза и сбросил икону на землю. Другой же в бешенстве ударил ее мечом. Удар пришелся в ланиту Богородицы, в то самое место, из которого уже однажды истекла кровь. Но дерзкие хулители святыни в то же время испытали на себе кару Божию: первого разорвало на части, а у другого в ту же минуту отсохла рука. Не избежали справедливого гнева и другие грабители монастыря: некоторые из них погибли внезапной смертью, а другие были поражены слепотою. Подоспевшие монахи вернули икону на прежнее место в храме. Так обитель, потерявшая временное приобретение, утешена была чудесным сохранением неотъемлемого сокровища святого образа Богоматери.
 
        С тех пор на Лике Пречистой видны раны от меча и стрелы. Икону попытались отреставрировать в Кракове, при дворе Ягайло, однако свежие краски, наложенные на древний лик, упорно не хотели держаться. Поэтому следы от ран видны и до ныне, по свидетельству паломников. Однако популярность пострадавшей иконы после этих событий настолько возросла, что старая часовня уже не могла принять многочисленных паломников, и в XV в. рядом построили величественный 106-метровый костел.
 
        В середине XVII века шведский король Карл Х Густав, пытался захватить Польшу. Уже пали Варшава и Краков, казалось, что никто уже не может спасти страну. Однако победоносному шествию захватчиков пришлось задержаться на Ясной Горе: даже двадцатикратный перевес в военной силе не помог нападавшим взять твердыню. Поражение шведов под Ченстоховским монастырем было совершенно неожиданным. Явной стала помощь и заступление Царицы Небесной, Которая изменила ход войны и воодушевила поляков на борьбу. Король Ян Казимир, возвратившись из Силезии в свою резиденцию во Львове, обнародовал манифест, в котором вручил свое государство покровительству Божией Матери, назвав Ее «Королевой Польши». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно.
 
        Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. Стены костела, устроенного рядом с часовней, увешаны многочисленными дарами паломников, моливших Богородицу о помощи. Золотые и серебряные изображения исцеленных рук, ног, просветленных глаз, родившихся младенцев. Здесь же вывешены и ставшие ненужными костыли бывших инвалидов, которые едут сюда с последней надеждой на чудо.
 
        Из рассказа о паломничестве к иконе одного из преподавателей Петербургской Д. А. совершившего паломничество в Ченстохов в 1911 году: «Некоторые называют Ченстохов Польским Иерусалимом. Мне пришлось подыматься сперва по тенистой аллее, а выше по сыпучему песку. С вершины горы открывается вид верст на 60 в окружности... Монастырские стены окружают несколькими концентрическими рядами внутренний двор, где находится старинный костел с двумя башнями над входом. Под куполом этого храма находится эта древняя святыня, столь почитаемая народом, незнакомым с Ее православным происхождением… Я вышел в средний неф. Передо мной открывался алтарь, который бывает у католиков, как известно, без иконостаса… Дамы, крестьяне, крестьянки, все стояли на коленях… Я не стал на колени, а сделав земной поклон Пречистой Владычице, начал изучать икону; и здесь воочию я смог убедиться в совершенно православном письме иконы.
 
        Типические признаки православной живописи сразу давали себя знать... св. Лик глядел на зрителя, являя все правила византийского канона в письме. Темный Лик со строгими чертами; плат на голове, какой у собственно католических икон редко можно видеть; складки условного типа и в большом изобилии…
 


Matka Boska Czestochowska
 
        На голове у Пречистой корона. Правая рука положена на грудь – знак смирения, отличительная черта Божией Матери, по свидетельству св. Дионисия Ареопагита, который сподобился Ее видеть при жизни. У Младенца правая рука благословляющая. На голове у Него также корона. Лики у Пречистой и Ее Сына окружены нимбом.»
 
(Свете тихий. Т. 2. – Жизнеописание и труды архиепископа Арсения Жадановского. – М.: Паломник, 2002 г. / сост. Сергей Фомин, с. 542 – 548.)
 
        Множество списков с чудотворной иконы издревле находились в России. Один из списков с нее для России пытался сделать искусный живописец Иван Венжин, но потерпел неудачу. Тогда по молитвам Пресвятой Богородицы на доске сам собою явился этот чудный образ. Иконописец услышал также и голос, указывающий передать икону в соборную церковь города Сокола. В 1813 году, когда русские войска вошли в Ченстоховскую крепость, настоятель и братия Лавры поднесли генералу Ф. В. Сакену [1752-1837] верный список с чудотворного образа. Император Александр I украсил сей список богатою ризою с драгоценными камнями и поставил Ее в правом южном приделе Петербургского Казанского собора, снабдив икону соответствующей надписью. В настоящее же время надпись на иконе сообщает о том, что она была принесена в храм М. И. Кутузовым в 1812 г. Однако Михаил Илларионович скончался на чужбине, так и не возвратившись в столицу… (Ясно, что табличку с надписью подменили в советское время).
 
        Чудотворный список с Ченстоховской иконы находится также в Спасо-Преображенской мужской пустыни села Хмелево в Белоруссии.  Он не сгорел в пожаре и совсем недавно во время обновился во время отчитки, которую проводил настоятель храма,  иеромонах Серафим. В этом храме многие страждующие получают исцеления. А вот впечатление отца Серафима от Первописанной иконы: «Я по образованию художник, поэтому могу сказать, что находящиеся в Третьяковской галерее икона Владимирской Божией Матери и католическом соборе Польши Ченстоховской принадлежат кисти одного иконописца. Посмотрите на лик Богородицы. У нее на обеих иконах одинаковый разрез глаз... Видна рука апостола и евангелиста Луки...».