|
От
|
inkognito
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
05.07.2000 04:01:35
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Константин, продолжим.
Ваш давешний настойчивый вопрос о наказании побудил меня к следующим размышлениям. Главный спор между материалистом и идеалистом сводится к одному: что первично, материя или дух (основной вопрос философии)? [При этом никогда до 19 в. не отрицалось само существование духа, которое было оспорено для насаждения религии человекобожия, когда парадоксальным образом признается существование Бога-Творца, но реальное поклонение воздается человеку. Этот парадокс будет «снят» антихристом, который будучи человеком, объявит себя богом.] Итак, материалист считает дух функцией материи (напр., совесть). Позволю себе в этом контексте назвать дух законом бытия предмета (в православной традиции логос). Что первично предмет или закон его существования? Ответ на этот вопрос легко уясняется из следующего примера. Закон для предмета есть совокупность условий его существования. Бумага в огне не существует. Еще более показателен пример с, скажем, цветком. Чтобы цветок существовал, температура, влажность и т.д. должны быть в строго ограниченных диапазонах. Условия нарушаются, предмет перестает существовать. И что же первично, предмет или условия его существования, закон? Может ли цветок формировать первоначальные условия своего существования? Ответ очевиден. Недалекий спорщик может начать говорить о посеве семян и т.п., в лучшем случае не понимая, что переводит разговор с конкретного цветка на соответствующий ему биологический вид. Так вот, от цветка можно перейти ко всей вселенной, которая тоже, конечно, является предметом и имеет свой закон существования. Итак, закон первичен. Но Кто его дал? Возвращаясь к Вашему вопросу о наказании, сам хочу спросить Вас: кто наказывает наркомана, который захочет погулять и выйдет из окна 12го этажа? Закон гравитации? Общество, приучившее его к наркотикам? Он сам?