|
От
|
Иван
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
14.09.2000 21:23:26
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re: О безбожном национализме "по Трубецкому"
> Иван ! Зачем Вы сбиваете дискуссию? Я предлагал обсудить другую статью. > Я готов обсуждать и упомянутую, Вами статью, тем более, что я просил Петра опубликовать ее для обсуждения. > Все же давайте вернемся к статье «Об истинном и ложном национализме» Давайте вернемся. Скажу только еще, что я стою на том убеждении, что «древо доброе не может приносить плодов худых», и если суждения Трубецкого по национальным вопросам в другой статье столь противоположны моим взглядам, столь ошибочны с моей точки зрения, то и здесь, в этой статье, вряд ли могло что-то измениться в этом отношении. > P.S А что за загадочная «русская позиция»?? В первый раз такое слышу. О чем первый раз слышите? О русском православном мировоззрении, русской идеологии? Почитайте что-нибудь, того же архимандрита Серафима Соболева или Ильина для начала. Там она изложена вполне прозрачно. Но вернемся к «нашим баранам». О статье. Я не поленился и прочитал ее полностью, что, в общем-то, ничего мне в плане оценки статьи не дало. Фундаментом оценки «правильности» того или иного национализма является, по Трубецкому, то, насколько тот или иной националист относится к идее Трубецкого «познай самого себя». А идея эта, по сути своей безбожная, такова: «только достигнув самобытности, основанной на самопознании, человек (и народ) может бьггь уверен в том, что действительно осуществляет свое назначение на земле, что действительно является тем, чем и для чего был создан. Словом, самопознание есть единственная и наивысшая цель человека на земле.». Более того, оказывается, не спасение души во Христе является целью христианина, а «в сфере частной человеческой жизни самопознание является всебъемлющей целью, исчерпывающей собой все доступное отдельному человеку счастье, всю достижимую им нравственность, духовную красоту и мудрость». причем не важно к чему ведет это самопознание, к «преодолению обольщения греха и в стремлению быть таким, каким создал человека Бог», или, «к гармонии психологической личности, к мудрости поведения, даже к известной прозорливости в житейских вопросаах, при полном ... агностицизме в вопросах метафизических». "Важно только, чтобы в результате получалось ясное и более или менее полное представление о себе самом". Вот так, ни больше, не меньше. Ясно, что дальнейшие рассуждения о типах национализма строятся «на песке». Но тем не менее, какие же национализмы Трубецкой считает «ложными» (далее терминология моя). Итак, каковы же виды ложного национализма? 1) «Государственный патриотизм» «стремящийся к сходству с существующими »великими державами"". Здесь с Трубецким нельзя не согласиться, когда цель построения государства ставится выше Бога, ни к чему хорошему это не приводит, он неполон 2) «Шовонизм» «Здесь дело сводится к стремлению распространить язык и культуру своего народа на возможно большее число иноплеменников, искоренив в этих последних всякую национальную самобытность». Тоже, безусловно, безбожный вид национализма 3) Наконец, третий вид, самый любопытный для нас. Цитирую Трубецкого: «Особой формой ложного национализма следует признать и тот вид культурного консерватизма, который искусственно отождествляет национальную самобытность с какими-нибудь уже создаными в прошлом культурными ценностями или формами быта и не допускает изменение их даже тогда, когда они явно перестали удовлетворительно воплощать в себе национальную психику». Выходит, по Трубецкому, если корни самобытности народа в язычестве, даже сатанопоклонстве нам нужно «изучать самих себя» до основания, до бездн сатанинских. Если народ, сформировавшийся благодаря Православию, утрачивает свою веру, погрязает в грехах, начинает искать «рая на земле» призывы к покаянию, исправлению, воскресению это ложный «культурный консерватизм», применение принципа «народ для культуры»? Нет, согласиться с этим православному русскому человеку никак нельзя. Ну и, как это всегда бывает, к концу статьи выясняется, что настоящего, хорошего национализма (видимо, он должен довести нас до самых «туранских» корней и там, в этом самобытном болоте, оставить) на Руси и не было. Славянофилы к нему приблизились, но и они, мол, были слабоваты. Не то что Трубецкой :)