|
От
|
Сергей Д.
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
17.11.2006 22:25:57
|
|
Рубрики
|
Прочее; Современность;
|
|
Министерство образования наконец-то «сбросило маски».
"Министерство образования наконец-то "сбросило маски". Стремление запретить предмет "Основы православной культуры" уже не скрывается. Если раньше подчиненные г-на Фурсенко пытались бороться, используя "методы гражданского общества", то теперь предмет решено запретить в одностороннем порядке. А вместо него ввести "Основы мировых религий"
Министерство образования наконец-то «сбросило маски». Стремление запретить предмет «Основы православной культуры» уже не скрывается. Если раньше подчиненные г-на Фурсенко пытались бороться, используя «методы гражданского общества», т.е. делая заявления, проверяя опыт регионов, собирая конференции, то теперь предмет решено запретить в одностороннем порядке. Для этого есть лишь один путь – законодательный. И на него чиновники были вынуждены встать. Но вынудило-то их как раз гражданское общество, показавшее себя самостоятельным и довольно мощным политическим актором.
Здесь важно понимать, что ни Церковь, ни региональные власти не сделали и не могли сделать столько, сколько сделали люди, которые хотят, чтобы их дети изучали в российских школах российскую культуру и историю, фундамент которых — Православие.
Однако, очевидность и адекватность такого направления в развитии современного образования (о чем, кстати, неоднократно говорили западные эксперты, искренне удивляясь, что в России еще не введено изучение Православия) ранее начисто пресекалась министерством этого самого образования. Диалог в медиа-пространстве еще оставлял шансы на взаимопонимание.
С одной стороны, и отдельными гражданами, и родителями и религиозными деятелями выдвигались аргументы в пользу введения ОПК. С другой , сотрудники министерства пытались говорит о якобы подмене ОПК «Законом Божьим», о соблюдении политкорректности, о том, что кто-то будет недоволен. Когда стало очевидно, что общество не только готово, но и хочет, чтобы дети знали Православие, министерство решилось на кардинальные шаги.
Оказывается, никакого диалога не велось и ничего не выяснялось, просто тянули время. Время вышло, и сигнал дан. Видимо, министерство плевать хотело на волю граждан, которой оно умело прикрывалось. Возможно, это слишком резкие слова, но как тогда можно объяснить это маниакальное стремление запретить преподавание православной культуры? Именно Православия, ведь в новый федеральный стандарт собираются ввести «Основы мировых религий». Дескать, там тоже будет Православие, но, дословно, «дети будут изучать и основы буддизма, и иудаизма, и ислама, и протестантизма». Поэтому вывод напрашивается сам собой.
Неудивительно, что на такие «крутые меры» должен был последовать соответствующий ответ. Депутат Александр Крутов, известный своей просветительской деятельностью, подал на рассмотрение Госдумы законопроек т, согласно которому ОПК становятся обязательным федеральным предметом. По сути, Крутов поставил Думу перед выбором (перед выборами, кстати) – либо пойти на поводу у Фурсенко, либо принять ОПК.
Если депутаты примут поправки министерства, но откажут Крутову, это будет расцениваться как нонсенс: они по сути запретят Православие, заменив его набором религиоведческих дисциплин неизвестного содержания. Решатся на это депутаты – значит, им чужда русские культура и история. Тем самым, они пойдут и против президента, неоднократно заявлявшего, что проблемы надо решат в интересах жителей России. А жители России, как показывает опыт регионов, как раз хотят продолжения преподавания ОПК.
Очевидно, что понимает это и Фурсенко, но все равно продолжает лоббировать «Основы мировых религий». Если бы он просто запретил любой религиоведческий предмет, это хоть как-то можно было оправдать наследием советского прошлого, атеизмом и так далее. Но ведь удар наносится осознанно и направленно против Православия. Тенденция и тенденциозность налицо. Это не двойные стандарты, это — политическая воля. И теперь это очевидно.
«Это хорошо: люди были вынуждены снять маски, которые носили очень долгое время, и сейчас они бьются из последних сил», — сказал, комментируя действия министерства, епископ Лонгин, входящий в Общественную палату.
Владыка напомнил, что Общественная палата недавно рассмотрела вопрос о преподавании основ Православия, и «результат обсуждения был положительным». «Но воцарилось полное молчание. Положительные выводы дискуссии были проигнорированы», — сказал Владыка.
Он также подчеркнул, что в вопросе преподавания религии на власти в первую очередь должна влиять православная общественность.
«Не нужно ждать милости от власти, нужно очень четко формулировать то, что нам необходимо. Наше общество должно задуматься над тем, что будет дальше, если мы будем молчать и надеяться на то, что кто-то за нас будет решать наши проблемы», — подчеркнул епископ.
Еще жестче выступил заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
«Государство должно определять только минимум знаний, необходимых для полноценной взрослой жизни. У государства, у чиновников нет и не может быть никакого права определять мировоззрение, которое преподается в школах. Утверждение какой-либо идеологии в качестве государственной запрещено Конституцией», — заявил священник.
Таким образом, министерство Фурсенко, уже давно показавшее себя несколько неадекватным, сегодня практически прямо выступает против интересов общества, против российской истории. Возможно, что и против самого государства, причем весьма цинично.
Чтобы избавить себя от таких подозрений, министерству необходимо отказаться от радикальной антиправославной политики и признать, что преподавание какого-нибудь баптизма не является необходимым для российского ребенка. Школьнику важно знать, почему вокруг него церкви и зачем пекут куличи. Вряд ли российскому ребенку интересны парадигма харизматических сект или методика вербовки иеговистов. Вряд ли интересны, если не опасны.
Если же министерство будет продолжать проталкивать свою программу, наступая и на Конституцию, и на мнение подавляющего большинства, оно будет выглядеть более чем странно. Если дело так пойдет дальше, то не исключено, что деятельностью министерства образования могут заинтересоваться другие министерства и ведомства России, отвечающие за мир, согласие и безопасность в стране.
Что же касается ОПК, то без этих знаний даже взрослый не сможет до конца понять и оценить, например, выходящий на следующей неделе фильм «Остров». При то, что эта картина уже стала явлением в мировом масштабе. Но если «Остров» будет чужим для своего – русского – зрителя, зачем тогда вообще вся наша история. И вся наша Россия.
Так что, у министерских работников есть еще время все исправить самим, пока их не исправила история".
http://www.pravaya.ru/dailynews/9803