Хрущевизм – беда России!
Александр Васильевич:
«Хрущевский» удар по Православию. Об антицерковной кампании 1958-1964 гг.
В октябре 1958 г., полвека тому назад, началась «всесоюзная» кампания против религии, особенно против Русской православной церкви как наиболее распространенной в СССР конфессии. Дошло даже до того, что в 1961 г. сам Хрущев, выступая по телевидению, заверил: «Обещаю, что вскоре мы покажем последнего попа по телевизору!». Вот так — именно попа, а не ксёндза, пастора, муллу или раввина…
К тому, собственно, и шло. По имеющимся данным, свыше 60% храмов, закрытых в 1958-1964 гг., были православными. Хотя в предыдущие 15 лет, особенно в 1941-1954 гг., восстанавливались прежние церкви, приходы, монастыри, сооружались и новые — и опять-таки прежде всего православные — которым частично возвращались земли и некоторые ценности, изъятые у них в 1920-1930-е гг. .
По мнению многих историков и политологов, «провальные» хрущевские эксперименты с целиной, «всесоюзным обкукурузиванием», дерусификация регионов, куда возвращали прежде депортированные оттуда народы (калмыков, балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, галичан-западных украинцев), как и передача Крыма Украине и ряда русскоязычных территорий Казахстану, сильно понизили авторитет послесталинского руководства. И прежде всего среди русского населения, потому что упомянутые действия были направлены преимущественно против него. И это стало одним из главных в тот период проявлений роста оппозиционных (во всяком случае, «антихрущевских») настроений в СССР. В этой связи ряд обкомов КПСС в 1960-х гг. стал предлагать создание компартии РСФСР (об ошибочности этой идеи говорил Л.И. Брежнев на ХХIII и ХХIV съездах КПСС соответственно в 1966 и 1971 гг.).
Но осуждение ХХ съездом «культа личности Сталина», как показали последующие действия властей, включало и последовавшую ликвидаторскую политику по отношению к церкви, особенно православной.
Да и сам Хрущев заявил в сентябре 1955 г. французской правительственной делегации: «Мы продолжаем быть атеистами. И мы будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа…» А в беседе с медиа-магнатом В. Херстом в ходе своего визита в США в сентябре 1959 г. Хрущев отметил, что «народное просвещение, распространение научных знаний и изучение законов природы не оставят места для веры в Бога».
Влияли на такую политику и экономические факторы. Власти в тот период активно искали источники пополнения казны, прохудившейся из-за упомянутых хрущевских «экспериментов», и потому не могли удержаться от искушения запустить руку в церковную казну. Первые крупномасштабные антирелигиозные акции в октябре 1958 г. начались именно с «закрытых» постановлений о фактическом ограблении Церкви. Важнейшим же здесь документом оказалось секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «0 недостатках научно-атеистической пропаганды». В нем всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось «развернуть наступление на религиозные пережитки в сознании и быту советских людей». И уже 16 октября Совмин СССР принял первые антицерковные постановления: «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений и доходов монастырей». В первом из них монастырям запрещалось применять наемный труд, предусматривалось троекратное уменьшение и земельных наделов, и числа обителей. Вновь вводились отмененные в марте 1945 года налог со строений и земельная рента; минимум вдвое, в сравнении с 1945-1955 гг., повышались ставки налога с земельных церковных участков, включая даже тамошние кладбища (!). Вдвое увеличился налог на доход свечных мастерских.
Но этими мерами дело не ограничивалось. В ноябре 1958 г.-марте 1959 г. прошла массовая «чистка» гражданских библиотек от литературы религиозной тематики. А 28 ноября 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». Причем, чтобы прекратить доступ верующих к 700 учтенным властями святым местам в СССР, применялись и кощунственные, оскорбительные методы.
Так, на местах паломничества или вблизи них устраивались свинарники, отхожие места, свалки мусора; святые источники «выкачивались», засыпались чем угодно и т.п.
И еще: в конце 1950-х-первой половине 1960-х был вновь запрещен колокольный звон, разрешенный с осени 1941 г.; храмы отключали от водопроводной сети и даже от канализации, запрещали ремонты. В те же годы состоялись массовые закрытия храмов, причем антиправославная нацеленность этого усиливалась политикой ликвидации так называемых «неперспективных деревень», проводившейся опять-таки с 1958 г. в российском, точнее — русском Нечерноземье. Проще говоря, русские деревни, лишенные не только кадров и сельхозтехники, но даже посевного материала, кормов и большинства объектов соцкультбыта (из-за «перекачки» всего этого в целинные регионы и «кукурузные» эксперименты), упразднялись вместе с храмами и другими православными объектами. Выгодно и, главное, одновременно…
А земельные участки некоторых зарубежных монастырей РПЦ и вовсе продавались за фрукты или овощи. Так, земли монастыря Марии Магдалины (вблизи палестинского г. Иерихон) в 1962 г. были проданы… за поставки в СССР израильских апельсинов и мандаринов.
Церковь пыталась протестовать. 18 февраля 1959 г. в Совмине СССР (с 1958 г. его воглавил Хрущев, сместивший с этого поста Н.А. Булганина, который выступал против антирелигиозной кампании Хрущева) приняли-таки митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) по его просьбе. По записи той беседы, «в раздраженном тоне Николай заявил, что с осени 1958 г. началось наступление на Церковь, равнозначное походу на нее до Великой Отечественной войны… Крутицкий указал, что в этой обстановке он не может посещать дипломатические приемы и, кроме того, Патриархия намерена отказаться от издания собственного журнала…» Но эти протесты не возымели действия. А 31 мая митрополит Николай обратился к Хрущеву с письмом: «…За последние месяцы имеют место многие факты оскорбления религиозных чувств верующих, наличие в СМИ заведомо ложных измышлений о церковной жизни, …имеются вопиющие факты клеветы и грубого администрирования местных властей в отношении религии и верующих». Но тоже тщетно…
Например, уже к ноябрю 1959 г. закрыли 13 православных объектов, а только в январе 1960 г. — еще 17. Правда, был и такой случай, когда стойкость служителей и прихожан заставила власти отступить.
При закрытии, точнее — разгоне Речульского монастыря вблизи Кишинева в ночь на 1 июля 1959 г. паства (свыше 300 человек) окружила его плотным кольцом. Работники милиции открыли стрельбу, убив одного и ранив пятерых прихожан.
Но защита монастыря не прекратилась и — воистину беспрецедентно — власти отказались от своих намерений в отношении этого монастыря.
Не исключено, что на таком решении сказалась близость монастыря к советско-румынской границе (а отношения «хрущевского» СССР со «сталинистской»-православной Румынией в те годы стали сложными). Наверняка повлияло и то, что, по некоторым данным, тогдашний руководитель Румынии Г. Георгиу-Деж (отказавшийся переименовывать румынский город Сталин в Брашов…), руководство румынского православия и его приходов в румынской Молдове (граничащей с Молдавской ССР) в 1960 г. отправили письма Хрущеву с просьбой приостановить антиправославную кампанию, по крайней мере в Молдавии.
Удалось отстоять и Псково-Печерский монастырь. Здесь, слава Богу, обошлось без жертв. Благодаря архимандриту Алипию, наместнику Псково-Печерского монастыря (в миру — Иван Михайлович Воронов). Когда в 1961 г. в монастырь привезли указание о закрытии обители и роспуске братии, Алипий порвал и сжег ту бумагу с подписью Хрущева на глазах у курьеров. «Я лучше пойду на мученическую смерть, чем закрою обитель», — сказал архимандрит, всеми уважаемый ветеран-фронтовик, остолбеневшим людям в штатском. Монастырь не решились закрыть. Сохранить обитель помогли и письма в ее защиту, направленные православными приходами Финляндии, Швеции, Норвегии и республик Прибалтики советскому руководству. К тому же приближенная к Хрущеву тогдашний министр культуры СССР Е.А. Фурцева в 1960 г. посетила этот монастырь, беседовала с архимандритом Алипием и, по некоторым данным, отговорила-таки Хрущева от «репрессивных» мер в отношении обители.
Но в остальных регионах страны антирелигиозная и, повторим, в первую очередь антиправославная истерия отнюдь не сбавляла оборотов.
Так, осенью 1961 г. была закрыта Киево-Печерская Лавра (возобновившая свою деятельность, включая тамошний монастырь, в 1945-м), причем даже для интуристов. Их экскурсии туда стали возможны только с конца 1960-х.
А в день памяти святого преподобного Сергия Радонежского 8 октября 1960 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры милиционеры и «лица в штатском» задерживали верующих и затем не выпускали их из-под ареста несколько дней. Требуя расписок, что они больше никогда не придут в Лавру. Подобные эксцессы имели место в 1959-1964 гг. в сотнях православных храмов. А всего за 1958-1964 гг. было закрыто свыше 4 тысяч православных храмов, в том числе до 70% тех, что были вновь открыты в 1941-1954 гг. Как следствие, возобновились отшельничество, скиты, подпольные богослужения и т.п. (на Северном Кавказе, Алтае, Урале, Сахалине, Верхнем Поволжье, в Белоруссии, Молдавии, Грузии, Закарпатье, Крыму, Украинском Полесье). Иными словами, де-факто вновь появилась «Катакомбная церковь».
Почти 70% закрытых православных объектов были расположены именно в РСФСР. В этой связи небезосновательно мнение украинского историка и этнографа Виктора Палецкого: «Основной хрущевский удар по Православию был нанесен в России, потому что прежде всего русские были недовольны его политикой. В то же самое время мало обращалось внимания на «неофициальное» возрождение униато-католической конфессии в Западной Украине, баптизма и иудаизма, а энергичные протесты мусульман вынудили власти почти прекратить, во избежание реставрации басмачества, закрытие мечетей в Средней Азии и Поволжье. Зато в тех же регионах чуть ли не массовым образом закрывались учреждения православного, в том числе старообрядческого культа».
24 ноября 1960 г. митрополит Николай (Ярушевич) в беседе с представителями ЦК КПСС поставил вопрос о «фактах физического уничтожения Православной Церкви… В настоящее время ведется явная линия на уничтожение Церкви и религии вообще, и более глубоко и широко, чем это было в 1920-х годах…»
Но и эта беседа, как и многочисленные протесты Русской Зарубежной православной церкви, не изменили ситуации в лучшую сторону. Наоборот — были, к примеру, возобновлены (как в 1920-х-первой половине 1930-х) изъятие у церквей колоколов, ряда высокоценных предметов культа и увольнения с гражданской работы не только верующих, но и членов их семей…
Такую политику прекратили только с ноября 1964 года. Но по сей день
не восстановлены многие из тех храмов и обителей, что были поруганы в
заключительный период хрущевского правления.
https://marcel67dotwordpressdotcom.wordpress.com/2012/11/29/хрущёвские-гонения-на-церковь/
Александр Васильевич:
Хрущёв и Церковь
Попытки расправиться со священниками, запрет на колокольный звон, пропаганда атеизма – все это было во времена Хрущева. Число монастырей и православных храмов в Советском Союзе резко сократилось. Позиция первого секретаря в отношении церкви прекрасно видна и по его высказываниям.
Наступление Хрущева на церковь началось осенью 1958-го, когда вышло несколько постановлений. Партийным и общественным организациям было предложено развернуть наступление на религиозные пережитки в сознании и быту советских людей. Был повышен налог с земельных церковных участков, включая даже кладбища при монастырях. Из библиотек исчезли религиозные книги. Власть пыталась не пустить верующих в святые места: рядом с ними или даже прямо на их месте устраивали свинарники и мусорные свалки. 8-го мая 1959 года был основан журнал «Наука и религия», и началась кампания про пропаганде агрессивного атеизма, сродни тому, что уже было в 20-е годы.
В конце 50-х Хрущев запретил колокольный звон, разрешенный Сталиным осенью 1941 года. Попытки церковнослужителей противостоять этому запрету успеха не имели. Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, в миру Борис Ярушевич (на фото ниже), сравнивал хрущевское наступление на церковь с преследованием, которое было до Великой Отечественной войны. Хрущев митрополита ненавидел и позже добился его смещения.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай
Закрыть храмы и монастыри удавалось не везде. Так, попытка ликвидировать Речульский монастырь вблизи Кишинева превратилась в настоящее побоище. А когда указание о закрытии привезли в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Алипий, в миру Иван Воронов (на фото ниже), бумагу разорвал и сжег и сказал, что лучше пойдет на мученическую смерть, чем закроет обитель. Паства окружила здание плотным кольцом, милиционеры стреляли по людям, один человек был убит, несколько ранено. Но монастырь все же отстояли. От этого монастыря Хрущев и его приближенные в итоге тоже отстали.
Архимандрит Алипий, в миру Иван Воронов
Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов)
20 апреля 1920 года Троице-Сергиеву Лавру закрыли
Уничтожение колоколов Троице-Сергиевой Лавры
Советские власти усилили давление на Троице-Сергиеву лавру – милиция и люди в штатском провели там акцию запугивания. В день памяти святого Сергия Радонежского 8 октября 1960 года они задержали многих верующих и арестовали их, требуя, чтобы те больше в лавру никогда не приходили. Спустя год закрыли Киево-Печерскую лавру, и даже туристов в нее не пускали. А вот работу двух женских монастырей в Киеве остановить не удалось.
В 1961 Хрущев потребовал сместить митрополита Николая, чья критика в адрес Первого секретаря ЦК Компартии становилась все жестче. Тому было предложено переехать на кафедру в Ленинград или Новосибирск. Митрополит отказался, заявив, что как любой гражданин Советского Союза имеет право жить по месту прописки – в небольшом доме рядом с метро «Бауманская», где ему помогала по хозяйству некая женщина-медсестра. В доме она исполняла обязанности экономки. Некоторые историки считают, что женщина была завербована и при первом сердечном приступе митрополита осенью 1961 года вызвала не обычную районную неотложку, а ту, которую ей приказали. Николая Ярушевича отвезли в больницу, где он умер при странных обстоятельствах.
Так в 1958–1964 годах закрыли больше четырех тысяч православных храмов. Кульминацией нападок Хрущева на церковь стал взрыв Преображенского храма в Москве в начале июля 1964 года под предлогом строительства метро. Очевидцы вспоминают, что церковь будто поднялась над землей и рассыпалась. Люди в слезах брали кирпичики на память. Некоторые верующие считают, что отставка Хрущева была не случайной именно 14 октября 1964-го в день Покрова Пресвятой Богородицы – возможно, так Бог воздал первому секретарю за кощунственные и циничные действия против церкви.
Разумеется, в истории взаимоотношений Никиты Сергеевича Хрущева с церковью существует огромное количество слухов и легенд. Частично это объясняется тем, что основные исследования проблем религиозной жизни в СССР проводилась западными советологами, такими как Джейн Эллис или Поспеловский, у которых не было точных источников и архивных данных. Зачастую они просто оперировали слухами, которые потом вошли в научные труды и многими стали восприниматься как точная и доказанная информация.
Можно ли говорить, что это был один из самых тяжелых периодов в истории церкви? Безусловно. Но когда говорят «хрущевские гонения», то часто забывают о том, кто действительно разрабатывал эти планы. А занимался этим главный идеолог компартии Михаил Суслов.
Михаил Суслов дважды предпринимал наступление на церковь. Первое было в 1949 году, но оно было удачно отражено Карповым – председателем Совета по делам Русской православной церкви. Карпова, бывшего полковником государственной безопасности, назначил на этот пост в 1943 году сам Сталин и при этом сказал ему: «Не вздумайте быть обер-прокурором». Второе наступление на церковь произошло в 1954 году, после смерти Сталина, но оно также было нейтрализовано.
Из сохранившейся переписки Карпова с патриархом Алексием I известно, что у них были очень теплые, дружеские отношения, в том числе и в период гонений, которые названы «хрущевскими», когда Карпов по-прежнему выступал как защитник церкви.
В центре Алексий Первый и Карпов
Хотя правильно ли вообще употреблять термин «гонения»? Все-таки гонения предполагают тотальное уничтожение, как например, христиан в Древнем Риме. При Хрущеве можно говорить, разумеется, о преследовании церкви, можно говорить о дискриминации верующих и духовенства, но при этом все годы патриарх занимал особняк в Чистом переулке (бывшую резиденцию германского посла) и разъезжал по Москве в правительственном ЗИЛе. А церковные иерархи имели полномочия представлять советский Комитет защиты мира и участвовать во всемирном движении, когда выезжали за границу.
Конечно, это делалось для внешней политики, чтобы «сохранить лицо». Тем не менее слово «гонения» к ситуации не подходит. В этом и было главное противоречие. С одной стороны, происходившее в стране безусловно можно было назвать антирелигиозной кампанией, а с другой, на международном уровне советские власти хотели сохранить присутствие РПЦ в политической жизни страны. Тем более что западные страны, и в первую очередь США, внимательно следили за происходящим и старались религиозные перемены в СССР представить в глазах мирового сообщества как гонения на верующих.
Конечно, наступление на церковные позиции шло: были осуждены и посажены в тюрьму архиепископ Черниговский Андрей Сухенко и епископ Ивановский Иов Кресович. Их обвиняли в том, что они превышали должностные полномочия и недоплачивали налоги. Оба получили сроки, правда, по сравнению с двадцатью годами, которые давали по политическим делам, это были сроки, как говорится, «детские»: пять-шесть лет.
архиепископ Иов Кресович посаженный в тюрьму при Хрущёве
Основной упор власти сделали именно на пропаганду. Тогдашний ответственный секретарь журнала «Московская патриархия» Анатолий Васильевич Ведерников собирал все вырезки, касающиеся религии.
А.Ведерников
И к концу 1959 года агентство, которое он для этого нанимал, отказалось работать, потому что оно просто не справлялось с этими вырезками, такой поток атеистической пропаганды шел в советской прессе. Отец Александр Мень рассказывал, что в день выходило примерно от семи до восьми книг атеистического содержания. Можно себе представить, какой это был массированный шквал.
После 1961 года был введен учет и контроль всех таинств в церкви, то есть стало необходимо записывать паспортные данные: кто когда венчался, крестился и прочее. 18 июля 1961 года был проведен Архиерейский собор, на котором было потребовано, чтобы священник не возглавлял «двадцатку» (исполнительный орган любого прихода во главе с председателем и ревизионной комиссией: без этой «двадцатки» нельзя зарегистрировать общину), а был наемным сотрудником. «Двадцатка» теперь должна была возглавляться светским старостой. На Архиерейском соборе 1961 года священников лишили каких-либо прав в общине. Теперь «двадцатка» имела право расторгнуть с ним договор без объяснения причин.
К 1959 году в СССР было пятьдесят восемь монастырей и семь скитов. Но в конце года Фуров, заместитель председателя Совета по делам религии при Совете Министров СССР, начал переговоры с патриархом. Сохранились его докладные записки о том, что с патриархом было достигнуто соглашение к 1961 году сократить количество монастырей на двадцать два, то есть практически почти наполовину, и уничтожить все семь скитов.
Были повышены налоги на землю и на изготовление свечей. Зарплату священнику стал выплачивать приходской совет. Она стала фиксированной и облагалась по девятнадцатой статье налогообложения, которая приравнивала священнослужителя к частному предпринимателю – врачу-дантисту, сапожнику и тому подобным профессиям. Налоги были высокие, но при этом священник Троицкого собора Александро-Невской лавры получал в 70-е годы пятьсот пятьдесят рублей. После уплаты налогов оставалось от трехсот до трехсот пятидесяти рублей, но и это было равно профессорской зарплате. Архиерей же получал до тысячи рублей.
Больше всего антирелигиозная кампания отразилась на духовных учебных заведениях. Не только монастыри, скиты и святые места подверглись закрытию. Находили поводы закрывать и духовные учебные заведения. Задача была ясна: лишить церковь кадров. На тот момент в стране было восемь семинарий и две академии. В результате хрущевских административных мер осталось только три семинарии и две академии. Действовали власти по-разному. Иногда препятствовали поступлению новых студентов, и при отсутствии наполняемости семинарии приходилось закрываться. Для этого могли, например, абитуриента через военкомат вызвать на военные сборы или забрать в армию. В других случаях действовали через милицию или через комсомол. А могли просто отключить электричество и воду.
Вообще, и храмы, и все другие религиозные учреждения редко закрывали просто так, без хотя бы видимости законного повода. Чаще всего сам священник оставлял приход. Или его лишали регистрации, после чего он не мог служить, и храм через несколько месяцев превращался уже в недействующий. Тогда власти говорили, что раз община не существует – храм закрывается. После этого иногда он просто стоял запертый, иногда подо что-то использовался, а бывало, и пытались его сломать или крест свалить. Это все зависело уже от местных властей.
Если говорить о монастырях, то в борьбе с ними очень помогала система прописки. Закрывался монастырь, монахи прибивались в какой-нибудь соседний, а туда постоянно совершались милицейские рейды, которые отлавливали людей без прописки. Увозили, сажали в «обезьянники» и говорили, что «еще раз поймаем – будет срок». Похожая ситуация была и со студентами семинарии. Если человек приезжал, например, с Украины и поступал в Ленинградскую духовную семинарию, ему просто отказывали в прописке, чтобы он был вынужден покинуть город.
Здесь нужно обязательно отметить, что, говоря об антирелигиозной кампании, часто забывают, что гонения коснулись всех конфессий на территории СССР. Постановление, принятое Сусловым, так и называлось: «О недостатках в научно-атеистической пропаганде», т. е. борьба шла с религией вообще, а не только с Православной Церковью.
Руководил наступлением на религию лично Хрущев. И конечно, в нем был некоторый романтический пафос революционной романтики, который он, дорвавшись до власти, стал претворять в жизнь. Он все менял, все перестраивал, в лучших революционных традициях ломал, чтобы построить новое. Церковь ему казалась препятствием на пути к коммунизму, а XXII съезд партии объявил о том, что через двадцать лет коммунизм наконец будет построен. Идеологические отделы, их руководители, в том числе Суслов, пользовались этим доводом и подталкивали Хрущева к борьбе с церковью.
Но была в этом и политическая сторона дела. Боролся Хрущев не только с церковью, а прежде всего с группировкой своих противников. Маленков, Ворошилов, Булганин, Каганович, Молотов были противниками гонений церкви. Старая сталинская гвардия считала, что церковь надо не притеснять, а использовать и в государственном строительстве, и в международных отношениях.
Впрочем, политика Хрущева была настолько своеобразной и непоследовательной, что он одновременно боролся со сторонниками участия церкви в политике, но при этом сам активно ее использовал в международных отношениях. Именно в этот период произошло вступление Русской церкви во Всемирный совет церквей. То есть, с одной стороны, разворачивались широкомасштабные гонения на церковь, и в то же время советский епископат ездил за границу и свидетельствовал, что гонений никаких нет.
Митрополит Никодим Ротов
Кроме того, церковь использовалась как миротворец: ее деятели выступали на Западе с призывами свернуть, например, размещение ядерных ракет в Европе. В проекты государства и при Сталине, и при Хрущеве входила и еще одна очень важная зона – Ближний Восток. Нужно было урегулировать отношения между православными патриархатами. И не просто урегулировать, но занять ведущее положение. Русская православная церковь должна была по мнению и сталинского, и потом хрущевского руководства стать лидером мирового православия.
Что очень интересно, церковь была тесно связана с органами госбезопасности. Сначала Совет по делам РПЦ вообще был подразделением Комитета государственной безопасности. Это потом уже, при Хрущеве, его функции сузили, а вместо полковника Карпова руководить церковными делами назначили обычного партийного функционера Куроедова. Хотя его замы, конечно, все равно были из органов госбезопасности. Учитывая внешнеполитическую деятельность церкви, контрразведка, разумеется, курировала деятельность Русской церкви и тщательно проверяла всех выезжающих за границу священников.
К 1961 году антирелигиозная кампания достигла своего апогея. Во-первых, убрали Карпова, и во главе Совета по делам РПЦ встал Куроедов. Во-вторых, умер митрополит Николай Ярушевич, и умер протопресвитер Николай Колчицкий, который тоже играл видную роль в сопротивлении гонениям.
Протопресвитер Русской православной церкви, настоятель московского Богоявленского патриаршего собора в Елохове; управляющий делами Московской патриархии.
Церковь расшатали, лишили ее возможности нормально функционировать, но в итоге добились того, что прежде совершенно равнодушная к религиозным проблемам интеллигенция начала сочувствовать и религии, и деятелям церкви. Многие известные, в том числе и на мировом уровне, люди стали выступать в защиту церкви.
Дочь Сталина Светлана почти демонстративно крестилась в самый разгар антирелигиозной кампании.
Светлана Сталина (крестилась в правление Хрущёва)
Академик Сахаров, не будучи верующим, стал посещать суды, где преследовали верующих, защищать их, писать открытые письма. И это было более весомо, нежели их защищал бы человек верующий.
Академик Сахаров (в годы Хрущёва).
Фактически, два параллельных пространства впервые увидели друг друга и стали общаться. Наверное, это и был главный позитивный итог хрущевской антирелигиозной кампании – возникший союз церкви с интеллигенцией, когда интеллигенция пошла в церковь, а лучшие представители церкви пошли навстречу российской интеллигенции .
«Мы продолжаем быть атеистами и будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа Скоро мы покажем последнего священника по телевидению».
Из речи Хрущева
https://filaretuos.livejournal.com/106027.html
Александр Васильевич:
Хрущёвские гонения на Церковь
См.видео по нижеприведённой ссылке:
https://yandex.ru/video/preview/10778913565428745799
Александр Васильевич:
Почему Хрущёв не дал добить бандеровцев
После завершения Великой Отечественной войны в СССР продолжалась упорная борьба с бандеровским подпольем. В первой половине 1950-х годов украинские нацисты были практически разгромлены либо бежали за границу. Однако благодаря всеобщей амнистии, которую провёл Хрущёв, бывшие полицаи и бандиты массово вернулись из мест лишения свободы на Украину.
Большая часть преждевременно реабилитированных членов националистического подполья, гитлеровских пособников и членов их семей успешно устроились в УССР. Стоит также помнить, что часть бандеровского актива, особенно служба безопасности, успешно пересидела в подполье, «перекрасилась» в коммунистов и комсомольцев. В результате к середине 1970-х годов бывшие националисты, их пособники и сочувствующие проникли в райкомы, обкомы и исполкомы западной, центральной и юго-западной Украины. Также стали руководителями разного ранга в украинских министерствах, ведомствах, партийных и хозяйственных органах, что привело к возрождению национализма уже в поздней УССР. Особенно это было заметно на бытовом уровне в Западной Украине.
Десталинизация и украинизация
Хрущёв не только нанёс смертельный удар новому советскому обществу знания, служения и созидания, которое начали строить при Сталине, ликвидировал возможность прорыва на новый более высокий уровень развития, когда власть от партии перешла бы к народу (советам), что назвали борьбой с «культом личности» («Хрущёвщина» как первая перестройка). Но и начал новый этап украинизации, в сущности, возродив украинский национализм на территории СССР, завершая процесс превращения Малороссии в «украйну».
На основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года Крым передали УССР. Тем самым Хрущёв обрёл статус лидера украинского клана и его поддержку в подковерной борьбе за верховную власть. В ответ Хрущёв стал продвигать интересы руководства УССР. Хрущёву в его борьбе со старыми большевиками, сталинистами необходима была опора. Он сделал ставку на украинскую часть советской верхушки. А в украинском обществе, в сущности, сельском, кулацко-мещанском (имеется в виду западная часть «украйны»), был очень выражен эффект кумовства, схожий с родоплеменным принципом, только людей продвигают не по родоплеменному, клановому принципу, а по родственно-товарищеским связям и отношениям. То есть Хрущёв делал ставку на местный национализм. Схожая ситуация была и в других союзных республиках, нацреспубликах и автономиях РСФСР.
Окончание Второй мировой войны и поражение бандформирований ОУН-УПА в послевоенных схватках с Красной армией и НКВД (Как советская власть разгромила бандеровцев) не поставили крест на украинских нацистах. Во-первых, при поддержке Запада нацистское движение сохранилось в эмиграции. Во-вторых, наиболее хитроумные, ценные кадры ушли в глубокое подполье, «перекрасились» в коммунистов. В-третьих, и самое главное, советское руководство в лице Хрущёва и его помощников само помогло выжившим бандеровцам реабилитироваться, «перекраситься» в мирных жителей, членов партийного и советского аппарата.
Более того, руководство Украинской ССР и высшее руководство в лице Хрущёва активно продолжили начатую в 1920-е годы политику украинизации всего и вся в республике. Украинизация, которую свернули в 30-е годы, при Хрущёве возродилась с новой силой и при полной поддержке государственного аппарата. Партийные органы были обязаны решительно выдвигать местные кадры на партийную и советскую работу. Особенно сильно это проявилось на западной Украине, где многим выходцам из восточной Малороссии-Украины и РСФСР пришлось покинуть свои посты. Украинизировалась компартия, была возрождена практика перевода кадров с Западной Украины, где многие симпатизировали ОУН-УПА, в центральные, восточные и южные, традиционно русские регионы.
Проводилась украинизация системы образования, культуры. В частности, в 1965 году министр высшего и среднего специального образования УССР Юрий Даденков предписал читать лекции на украинском языке в университетах республики. Преподавателей заставили перейти на мову. Шла популяризация «истории Украины» – исторического украинского мифа. Украинский язык, в сущности, южнорусское наречие с польскими искажениями (Украинский язык – наречие русского языка), снова стали «очищать» от русских слов и выражений.
Поддерживалось формирование новой волны украинской интеллигенции. Украинские «шестидесятники» боролись с «засильем» русского языка и культуры в общественной жизни Украины и т. д. Среди интеллигенции в западных областях УССР появились подпольные группы, в которых обсуждалась будущая десоветизация Украины, её выход из состава СССР. Надлежащих мер в отношении таких групп и лиц, чтобы другим неповадно было, не принималось.
Амнистия бандеровцев
17 сентября 1955 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны». Указ снимал судимость и поражение в правах, а беглым фашистским пособникам позволял беспрепятственно возвращаться в СССР. То есть действие указа распространялось и на тех, кто служил вермахту, абверу, работал в оккупационных органах власти и в 1955 году оставался на Западе. При этом многие предатели были завербованы в спецслужбы США, Англии, ФРГ и другие вражеские разведки.
Бандеровцев, полицаев и прочих коллаборационистов, депортированных в 1944–1953 гг. в отдалённые районы России, с начала 1956 года в массовом порядке стали возвращать на малую родину. Местные власти помогали им с жильём и работой. Амнистированным даже возмещалось имущество, конфискованное у них. Возвращались и иммигранты. По данным республиканского МВД, только в 1955–1958 гг. на постоянное место жительства в УССР прибыло более 25 тыс. амнистированных лиц.
Интересно, что многие бывшие оуновцы-бандеровцы, которых сослали на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, устроились там на золотодобычу. На Украину многие вернулись с целыми состояниями. Имелись средства и у иммигрантов. Поэтому покупали и строили дома с участками, записывались в жилищно-строительные кооперативы. Тем самым вызывая уважение и желание подражать у окружающего населения, зараженного кулацко-мещанской психологией.
Одновременно руководство ОУН и других зарубежных структур приняло решение о постепенном внедрении в государственные, партийные и хозяйственные органы СССР. «Новый курс» был предписан и курировался западными спецслужбами. Местные власти в УССР поддерживали этот почин. Пособники гитлеровцев, украинские нацисты активно «перекрашивались» в коммунистов и комсомольцев. Кто-то менял фамилии, биографические данные.
Так, «украинская зараза» проникла в партийно-государственные органы сначала Западной Украины, а оттуда стала распространяться в регионы Центральной, Восточной и Южной Малороссии. По данным западных источников, в партийных, общественных и хозяйственных организациях УССР было не меньше трети амнистированных в 1955–1959 гг. националистов и членов их семей. А в начале 80-х в общем контингенте обкома КПСС и райкомов Львовской области доля некогда осужденных нацистских пособников и репатриантов превышала 30 %. В Волынской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях этот показатель составлял от 35 до 50 %.
Таким образом, Хрущёв, недобитые троцкисты-интернационалисты и скрытые украинские националисты не дали добить бандеровское движение в 50-е годы. После ухода Сталина началась новая волна украинизации, бандеровцев и прочих гитлеровских пособников амнистировали. Зараза стала проникать в партийно-государственный, хозяйственный аппарат УССР, с запада распространяясь на восток. С 1991 года проект «Украина – анти-Россия» вышел на официальный уровень, его сторонники захватили власть в Малой России.
Попытка «перестроить» СССР
На заседании Политбюро ЦК КПСС 21 октября 1965 года обсуждался проект ЦК КПУ, инициированный членом Политбюро, первым секретарем ЦК КП Украины Петром Шелестом, выдвиженцем Хрущёва, о предоставлении Украине права самостоятельной внешнеэкономической деятельности. В сущности, это было уже начало «перестройки» – развала СССР, до Горбачёва. Если бы проект удался, за ним последовали бы аналогичные требования прибалтийских и закавказских республик. Тогда у Кремля хватило благоразумия отказаться от внешнеторговой самостоятельности УССР. Но влияние украинского клана в Москве сохранилось.
Идея «незалежности» постепенно распространялась и усиливалась в руководстве УССР. В 1970 году лидер мельниковцев (А. Мельник – один из лидеров ОУН) Анатолий Каминский выпустил в США и Канаде книгу «За современную концепцию украинской революции». По словам Каминского,
«национальная революция на Украине вполне возможна, и ее надо готовить. Причем для этого не нужны подпольные структуры... Чтобы сплотить народ против советского режима, достаточно эволюционных возможностей. Если умело использовать международную и внутреннюю ситуацию, можно рассчитывать на успех».
Так и вышло.
Самсонов Александр
https://topwar.ru/195361-pochemu-hruschev-ne-dal-dobit-banderovcev.html
Александр Васильевич:
Вражеский удар по советской цивилизации
60 лет назад, 14 февраля 1956 г., начался XX съезд КПСС. На нём Н. Хрущёв нанес вражеский удар по советской цивилизации и её будущему. В докладе «о культе личности» Хрущёва был оболган Сталин, спасший народы России от троцкистов-интернационалистов («пятой колонны» Запада), полчищ Гитлера и нового вторжения Запада во главе с США с использованием ядерного оружия. Вождь, который превратил Россию-СССР в сверхдержаву, которая не только сдерживала натиск Запада, но и дала человечеству надежду на светлое будущее, возможность избежать рабовладельческого Нового мирового порядка. С этого времени началась активная «перестройка-1», которая разрушила единение народа и власти (которое было скреплено большой кровью Великой Отечественной войны), похоронила планы создания сталинского общества «золотого века» — общества служения и созидания, подорвала основы сбалансированного народного хозяйства, нанесла сильные удары по промышленности и сельскому хозяйству, русскому крестьянству, демографии русского народа и в целом предопределила поражение СССР в Третьей мировой войне («холодная война») и предательство советской верхушки. Хрущёвская «перестройка-1» предопределила горбачёвскую «перестройку-2» и геополитическую катастрофу 1991 г.
В свою очередь, гибель советской цивилизации привела к военному диктату США, единственной оставшейся сверхдержавы на Земле, и нарушению военно-стратегический и геополитической стабильности на планете. США не справились с ролью «царя горы». Планету охватил системный кризис, который привел в 2014 г. к началу Четвертой мировой войны, цивилизационной войны.
Таким образом, ХХ съезд КПСС, который проходил в период с 14 по 25 февраля 1956 года, стал роковым событием не только в истории России-СССР, но и всего человечества. На закрытом заседании 25 февраля выступил Н. С. Хрущёв с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором озвучил фальшивку о культе личности И. В. Сталина и массовых репрессиях, чем нанёс по советской цивилизации удар страшной силы, который в итоге и похоронит СССР. Хрущёв выступил в последний день съезда и, таким образом, не допустил обсуждения доклада. Полчища почти всей объединенной под властью Гитлера Европы не смогли сокрушить сталинский СССР. И всего одна хорошо спланированная концептуально-идеологическая операция (доклад «о культе личности») смогла до основания подорвать всё могучее здание Красной империи.
После смерти Сталина (или его ликвидации) шла «эволюционная» десталинизация. Был убит министр внутренних дел Л. П. Берия и его соратники, реформированы силовые структуры. Началось восстановление прав и государственных образований депортированных народов, хотя они были наказаны по делу, и было ещё рано их прощать. В частности, в 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, что стало серьёзной стратегической и национальной ошибкой Москвы, если не преступлением перед советским народом. Были расширены права союзных республик, что в будущем привело к крупным проблемам и создавало базу развала Советского Союза. Ударная программа по освоению целины велась с крупными «перегибами», хотя её изначально хотели вести в ограниченных масштабах. Если в начале смогли быстро увеличить производство зерна и гарантировать продовольственную безопасность СССР, то затем проявились крупные, коренные проблемы, вроде обезлюживания и вымирания русской деревни, переселения масс активной русской молодежи на южные окраины (подрыв коренного ядра и воспроизводства русского суперэтноса), нарушения экологического равновесия и эрозии почв, что привело к падению эффективности возделывания целины на 65 % и т. д.
Нанесён страшный удар по армии и флоту, когда в рамках формально правильной послевоенной демобилизации была уничтожена программа по созданию океанского флота, загублены прорывные проекты, выброшены из вооруженных сил боевые командиры, расформированы боевые части с уникальным опытом, сделана ставка на ракетно-ядерные силы. То есть только в рамках вооруженных сил был нанесён мощный удар по национальной безопасности и пущены по ветру миллиарды народных денег, которые уже пошли на развитие армии, флота, авиации и науки.
На ХХ съезде КПСС произошёл радикальный разрыв с прошлым. Эволюционная «десталинизация» сменилась радикальной. Доклад Хрущёва с разоблачением культа личности Сталина нанёс мощный удар по всему фундаменту советской цивилизации и государства. Это был первый принципиальный шаг к разрушению СССР и социалистического блока в целом. В результате ХХ съезда возник кризис, который положил начало ликвидации коммунистического движения в европейских странах Запада. Оно потеряло концептуально-идеологические основы, свою суть и цель.
Ведь Сталин похоронил марксистскую, троцкистско-интернациональную идеологию, которая вела к гибели русской цивилизации и русского суперэтноса в интересах хозяев Запада. Сталин начал строить в СССР новую цивилизацию и общество. Цивилизацию будущего («Прекрасное далёко»). Общество служения и созидания, общество всеобъемлющей справедливости. Воспитывался человек «золотого века», прекрасный духовно, интеллектуально и физически. Вспоминаем Алису Селезнёву из «Гостьи из будущего». Девочка красива душой, умна, хорошо владеет несколькими языками и обладает великолепными (на уровне самых развитых атлетов XX столетия) физическими данными. Именно такое будущее человечества и советской цивилизации, человека видели в СССР.
А что предлагают нам архитекторы Запада? Обычно это мир после апокалипсиса — технотронного, биологического, природного, вторжения инопланетян, «зомби», мировой войны и т. д. В этом мире есть «острова» высоких технологий — космические станции, мегаполисы и т. д., а весь остальной мир уничтожен или опущен в дикость. При этом на «островах безопасности» люди также поделены на касты, группы. Есть сверхбогачи, владельцы собственности и доступа к высоким технологиям («боги»), обслуга, включая военно-полицейскую, и «двуногие орудия», рабы, которые деградируют духовно, интеллектуально и физически. Это мрачный мир, мир без надежды и нормальных, человеческих радостей. Мир господ и рабов.
Понятно, что образ будущего, который был создан в советской цивилизации, вызвал надежды у прогрессивной, активной части человечества. Сталинский СССР, победивший реальную «империю зла» — Третий рейх (созданный при помощи хозяев Запада), был крайне популярен в мире. Советский Союз своим примером показывал тупиковый, ведущий к вырождению материальный мир Запада, общество потребления. Мир «золотого тельца» проигрывал советской цивилизации, которая звала к звездам, пробуждала и высвобождала лучшие качества человека.
Это вызвало страх у хозяев Запада. Жуткий страх. Они проигрывали Большую Игру — битву за планету Земля. Советская цивилизация при Сталине била их по всем показателям! Советский человек оказался лучше и сильнее «белокурых арийских бестий» Гитлера. Хотя Гитлеру и идеологам Третьего рейха позволили использовать тайные психотехнологии позволяющее высвобождать огромный потенциал народа и людей. Советское народное хозяйство демонстрировало невиданные успехи — «советское чудо», обгоняя передовые западные страны. Советская наука и образования стали лучшими в мире, что позволило стать первыми в космосе и в освоении атомной энергии. Москва создавала «своё человечество» — социалистический блок, независимый от доллара. Военным путём раздавить советскую цивилизацию не вышло. Красная империя разгромила полчища Гитлера и установила контроль над половиной Европы. Огромный Китай при помощи СССР вышел из долгого кризиса и признал сталинскую империю «старшим братом».
Хозяева Запада просто испугались развязать Третью мировую («горячую») войну уже в ходе Второй мировой или сразу после неё, как предлагали некоторые горячие головы вроде Черчилля. Их аналитики предсказывали, что в таком случае Москва просто раздавит англо-американскую армию и установит контроль над всей Европой. Запад развязал иной тип войны — «холодную», информационную войну. Хозяева Запада планировали опереться на оставшихся в СССР скрытых троцкистов, прозападную интеллигенцию (космополитов), разложить управленческий аппарат и в итоге сокрушить СССР изнутри.
После смерти Сталина партию и страну путем скрытых комбинаций западных спецслужб и недобитых представителей «пятой колонны» возглавил скрытый троцкист Хрущёв. Хрущёв при Сталине создал образ эдакого придурковатого простачка. Однако недалёкость и простота были всего лишь прикрытием настоящего «врага народа». Причём настолько искусным, что даже Сталина Хрущёв смог убедить, что он человек от сохи, не понимающий тонкостей большой политики. Он и начал первую «перестройку», которую космополиты назвали «оттепелью». Фактически это был курс на слом советской цивилизации, государственности и сознания народа по всем направлениям. На руководящие должности стали назначаться люди, пораженные идеей потребительства, паразиты, которые как говорил А. М. Горький, только и умеют «брать, чтобы жрать, и жрать, чтобы брать».
В докладе ХХ съезду КПСС, и в множестве других выступлений Н. С. Хрущев искажал истину сознательно, откровенно врал. Так, например, Хрущев заявил в докладе: «Когда Сталин умер, в лагерях находилось до 10 млн. человек». В действительности на 1 января 1953 г. в лагерях содержалось 1 727 970 заключенных, о чем Хрущеву было сообщено докладной запиской. В феврале 1954 г. ему была представлена справка, подписанная Генеральным прокурором СССР, министром внутренних дел СССР и министром юстиции СССР, содержащая точные данные о числе осужденных всеми видами судебных органов за период с 1921 г. по 1 февраля 1954 г. Однако в докладе ХХ съезду КПСС, и в других выступлениях Хрущев сознательно исказил истину.
Он отрабатывал важный приём информационной войны Запада против СССР. Необходимо было создать образ «империи зла», в которой миллионы людей были «невинно» репрессированы и уничтожены, а остальные жили в «рабстве». С этого момента тема репрессий стала главной в психологической войне Запада против Советского Союза (составной части холодной войны). Союз лишился важной поддержки либеральной и левой интеллигенции Запада. Начался поворот леволиберальной интеллигенции мирового сообщества на сторону противников СССР в холодной войне. Этот процесс был импортирован в среду советской интеллигенции заражённой западничеством.
Деятели вроде Солженицына развили миф о «десятках миллионов репрессированных», создали чёрный мир о ГУЛаге, «кровавом Сталине» («Сталин, Берия, ГУЛаг»). Из такого рода отребья на Западе создали «авторитетов», забивающих мусором миллионы голов. В годы горбачёвской перестройки эта «мина» сильно облегчила развал СССР. Мол, зачем защищать и спасать «тюрьму народов» и «империю зла».
Но главное было в другом. Как верно отмечает учёный С. Г. Кара-Мурза, «главное, что было достигнуто действиями Хрущева, — профанация (лишение святости) советского государства, разрушение его духовной связи с народом и одновременно создание комплекса вины в тех, кто это государство строил и защищал» (Кара-Мурза. Советская цивилизация).
В частности, тех же чекистов и бойцов НКВД, которые славно потрудились в борьбе с «врагами народа», басмачами, «лесными братьями», обычными бандитами и т. д. в предвоенные годы, и грудью встали на защиту СССР в годы Великой Отечественной войны и первыми приняли на себя самый страшный удар гитлеровский полчищ 22 июня 1941 г., замазали кровью и грязью. Превратили в чудовищ и палачей, прислужников «кровавого Сталина».
Необоснованные обвинения были выдвинуты против Иосифа Сталина. В частности, «культом личности» Хрущёв обозвал любовь народа к своему вождю, который организовал защиту и сохранение народа в самые трудный период его развития. Народ искренне любил человека, который помог построить новую цивилизацию, государственность и общество после цивилизационной, геополитической катастрофы 1917 года, устоять в борьбе с Западом и создать сверхдержаву. «Любой культ — сокровенная часть духовного мира. Когда эту часть вырывают грубо, грязными лапами, как это сделал Хрущёв, в ответ получают цинизм и глухую, часто неосознанную ненависть», — написал С. Г. Кара-Мурза.
Разрушение идеологических основ государства велось и через «приземление идеалов». Вместо далекого образа справедливой и братской жизни народу дали «советское» общество потребления. Как отмечает Кара-Мурза: «Всякое идеократическое обоснование государства включает две связанных вещи — утопию (идеал) и теорию (рациональное объяснение жизни и проекта будущего). Государственная идеология периода «оттепели» испортила оба эти компонента и разъединила их». Утопия была уничтожена ее недопустимым приближением («нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме») и опошлением (коммунизм означает «бесплатный проезд в городском транспорте»). А также уравниловкой. Хрущёв сразу разрушил принцип: «каждому по его труду». Повсеместно в СССР была введена уравниловка. Сколько ни работай — больше своей пайки-ставки не получишь. При Сталине имело смысл повышать образование и профессионализм: сколько ты заработал, столько и получил. Не забывали о материальной стимуляции не только служащих и рабочих, но солдат (сбил самолёт врага — получи, подбил танк — кроме награды и благодарности тебя ждёт ещё и денежное вознаграждение). Поэтому профессура и профессиональные рабочие могли получать больше, чем министры. Хрущёв это всё погубил, подорвав основы социализма.
Теория была испорчена непредсказуемостью проекта и отходом от здравого смысла при выполнении даже разумных программ: освоение целины, сокращение вооруженных сил, кампания по «внедрению кукурузы», «химизация народного хозяйства» и др.
Нарушение этих основ разрушило государство нового типа, которое строилось при Сталине, где власть служила народу. Партийно-чиновничья номенклатура при Хрущёве стала превращаться в новый класс эксплуататоров. Понятно, что это процесс не одномоментный. Поэтому в итоге Хрущёва и устранили от трона, когда его политика привела к возможности катастрофы. Однако процесс разложения советской «элиты» был запущен и в итоге привел к новой «перестройке» и катастрофе 1991 года.
Хрущёвский социализм начал принимать форму госкапитализма. Его основной признак — это постоянное повышение цен, причём на товары первой необходимости, ухудшение жизни народных масс. Если кто не знает, при Сталине, после ликвидации военных последствий (причём в кратчайшие сроки, что вызвало большое удивление на Западе, где надеялись, что Советский Союз будет восстанавливаться не одно десятилетие), регулярно снижали цены — с 1946 г. по 1953 гг. прошло 16 уценок на товары первой необходимости.
В области государственного устройства попытка радикальной «десталинизации» свелась к резкой децентрализации и разделения всей системы управления. Из союзного в республиканское ведение в 1954-55 гг. было передано более 11 тыс. предприятий. Затем был совершен радикальный шаг: законом от 10 мая 1957 г. отраслевая система управления была заменена на территориальную . Верховные Советы республик создали 107 экономических районов (70 из них в РСФСР), в которых были учреждены коллегиальные органы управления — Совнархозы. Было ликвидировано 141 союзное и республиканское министерство. Возникло 107 маленьких правительств с отраслевыми и функциональными отделами. Над ними пришлось надстроить республиканские Совнархозы — параллельно сохранившимся Совминам. Это привело к ухудшению управления.
В 1962 г. совнархозы были укрупнены, и был учрежден общесоюзный Совнархоз СССР. В 1963году создан Высший совет народного хозяйства СССР, которому был подчинен Госплан, Госстрой, другие хозяйственные госкомитеты. Некоторое оживление производства, вызванное децентрализацией и всплеском местной инициативы, имело серьёзную негативную сторону — снижение технического уровня производства. Ликвидация министерств лишила советскую систему важнейшего преимущества: способности государства концентрировать средства для развития науки и техники, проводить единую по всей стране технологическую политику и распространять по каналам министерства лучшие достижения на все производства.
Самсонов Александр
https://topwar.ru/90871-vrazheskiy-udar-po-sovetskoy-civilizacii.html
Навигация