Сомнение - помощник в вере или враг?
Павел Шацких:
Здравствуйте, все участники форума, я продолжаю вопрошать! На этот раз меня интересует, как церковь православная относится к сомнению и сомневающимся в вере? Это грех или необходимый момент в становлении настоящего христианина? Возможно ли без сомнения самому, личностно отнестись ко всем догматам и истинам православия?
Андрей:
Цитата: Павел Шацких от 26 Декабря 2006, 10:18:10
Возможно ли без сомнения самому, личностно отнестись ко всем догматам и истинам православия?
Попробуйте. Не пожалеете. Знаете, как учат плавать? Бросают в воду.
Павел Шацких:
Цитата: Андрей от Сегодня в 11:17:22
Попробуйте. Не пожалеете. Знаете, как учат плавать? Бросают в воду.
Но вспомним Петра, который, чудным образом пройдя несколько шагов по воде, не смотря на это усомнился и начал тонуть. Но он то рыбак, хорошо знающий море и личный ученик Господа, а я... Остерегаться ли мне сомнения как разрушающей стихии, как однозначно негативного явления или в нем есть польза? :-\
Anna:
Когда возникает сомнение,то помогают молитвы и исповедь. На себе проверяла.
Сестрица:
Цитата: Павел Шацких от 26 Декабря 2006, 10:18:10
как церковь православная относится к сомнению и сомневающимся в вере? Это грех или необходимый момент в становлении настоящего христианина? Возможно ли без сомнения самому, личностно отнестись ко всем догматам и истинам православия?
Дорогой брат, мы в зависимости от нашего духовного возраста не всегда можем принять cразу все христианские догматы. Это именно непринятие, а не сомнение, ведь вряд ли вы думаете, что Святая Церковь обманывает нас. Неприятие происходит от того, что у Бога своя Правда, а у нас - своя, маленькая, но удобная; и разум тоже свой, маленький, привыкший командовать нами и не хотящий склониться под начало Творца Вселенной; и совесть - как раз по нашей мерке, которой не очень-то по нраву евангельские заповеди. Но Господь не оставляет искреннюю душу, и постепенно, через малозаметные для других, но очень убедительные для нас лично моменты, приводит ее к Себе. Тогда все учение христианское становится для нас твердым и чистым алмазом, встав на который, уже не подвижимся.
Если позволите, я приведу Вам ответ святителя Феофана Затворника, данный одному лицу примерно по такому же поводу:
"У нас вошло в обычай слепой вере противополагать разумную, а под разумною верою разуметь веру ученую, которая не довольствуется одним тем основанием, "что так Бог повелел и верую", - но ко всему примешивает и соображения своего ума, и когда начнет говорить о предметах веры, то говорит о них так, как бы это было постижение ума его, стыдясь даже помянуть, что так Бог повелел, видя в этом унижение уму своему. У иных это доходит до того, что они и совсем верить не хотят ничему такому, что не сумеют подвести под начала своего разума и согласовать с суммою добытых ими понятий и с установившимися в голове воззрениями на сущее.
На это скажу: никакого нет греха доискиваться некоторых умовых соображений в уяснение и полнейшее уразумение предметов веры. Это делали нередко и святые отцы. Но надо заметить, что к существу веры это ничего не прибавляет, и есть совсем побочное или придаточное дело. Будь это или не будь, вера, верующая Богу, как сказано, нисколько от того не теряет. Кто набрал себе таких соображений, не имеет у Бога преимущества пред тем, кто не имеет их, а искренно и ясно верует во все веруемое по тому одному, что Бог так повелел. Это замечание надо крепко держать в уме, чтоб не породилось лукавое в сердце предпочтение своих соображений тому единственно прочному основанию: Бог так повелел, и верую.
...само собою уже разумеется, что по мере того, как дается предпочтение своим соображениям, вера слабеет и теряет свое значение, а где своим только соображениям верят, там и совсем веры нет, а есть умствования о предметах веры.
Когда строятся в уме умовые соображения о предметах веры, тогда наиболее приходят и недоумения, колеблющие веру. Правда, что они подкрадываются и в душу, детски верующую. Но тут им обычно никакого хода не дают, сразу прогоняя их, в той уверенности, что это наверное какой-либо кривотолк. Но так же надобно поступать и тем, которые не довольствуются и не умеют довольствоваться простою верою. Недоумения против веры то же суть в области веры, что дурные помыслы и позывы, противные добронравию и заповедям в сфере жизни.
...Это первый акт - отбить недоумение, оставаясь на стороне веры без колебаний. Когда это сделано, и покой веры возвращен сердцу, тогда можно против недоумений искать разъяснений, кто хочет. И это не мудрено. Их всегда можно найти в восстановлении точного учения о предмете веры, подвергшемся нападкам недоумений. Все недоумения исходят оттого, что какой-нибудь предмет веры затемняется, и ясное представление его не созерцается. Коль скоро этот недостаток будет восполнен, тотчас недоумение рассеется само собою.
Грешат против сего много те, которые, лишь только родилось какое недоумение, тотчас переходят на сторону его, и вражески готовы выступить против веры, мечтая в то же время, что они начинают действовать неким возвышенным образом, - не то, что иные невежды, слепцы, и проч. - Хорошо ли делает тот, кто, лишь только пришло дурное желание, тотчас переходит на сторону его и исполняет его? - Конечно, дурно. Дурно делает и тот, кто, как только родилось недоумение, тотчас вместе с ним начинает вооружаться против веры. Когда недоумение касается такого предмета, о котором известно Божие определение, то такого рода действование есть богоборство. Законный образ действования должен быть такой: пришли недоумения - не допускай их до сердца и не возмущай ими покоя веры; оттолкни их, стоя с сердцем на стороне веры, а потом ищи разъяснения. Придет разъяснение - добре; не придет - беда не велика. Покой веры цел, - не слепой, а той, которая видит и знает, как повелел Бог. Повелевает неложный Бог, а недоумения кует нам умишко, - задорный, но слепой."
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/feofan/admonition/5.html
Навигация