Архимандрит Олег (Черепанин): «Наша принципиальная позиция — не оказывать никакого давления и насилия при обращении тайцев»В Королевстве Таиланд скоро появится еще одна русская церковь: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил строительство храма в г. Хуахине (провинция Прачуапкхирикхан). В резолюции Его Святейшества, в частности, сказано: «Благословляю начало строительства нового православного храма в Таиланде во имя святых Царственных страстотерпцев в г. Хуахине. Благословение Божие да пребывает со всеми участвующими в этом начинании».
О сроках возведения нового храма, православной пастве королевства и тайцах, принимающих Православие, рассказал представитель Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд архимандрит Олег (Черепанин).— Когда начнется строительство нового храма?— Пока только подготовлен проект церкви. Мы получили благословение Святейшего Патриарха Кирилла на начало строительства.
А буквально в эти самые дни полностью завершаются работы по новому храму на Самуи — так сказать, наносятся последние штрихи. Он уже открыт и действует, достаточно активно посещается. Но нужно было убрать строительный мусор с граничащих с ним территорий, поскольку там частная земля. Бригада рабочих, насколько я знаю из разговора с представителем строительной фирмы, по окончании работ на Самуи будет переброшена на наш участок в Хуахине, где начнет земельные и другие работы.
Нам также потребуется некоторое время на оформление разрешения на строительство. Но поскольку Православная Церковь Московского Патриархата в Таиланде широко известна, то это не вызовет никаких проблем, и я думаю, что в течение двух недель мы получим разрешение и сможем начать подготовительные работы.
Чин освящения закладного камня нового храма в Хуахине мы планируем совершить в этом году, может быть, в ноябре-декабре. Дело в том, что в декабре планируется освящение Никольского храма в Бангкоке. Приедет кто-то из архиереев, кого благословит Святейший Патриарх. Мы хотели бы, чтобы этот архипастырь также совершил и чин закладки нового храма. Тем более, это будет символично, ведь нынешний год — год 400-летия династии Романовых, а наш храм как раз посвящен Царственным страстотерпцам, последним из Романовых. И именно в этот год мы хотим совершить чин закладки нового храма, даже если само строительство начнется позже.
— Каким по счету станет храм во имя святых Царственных страстотерпцев в Хуахине?— Давайте посчитаем. Один в Бангкоке, два в Паттайе, четвертый на Пхукете, пятый на Самуи, шестой в провинции Ратчабури. Получается, храм святых Царственных страстотерпцев, который будет строиться в Хуахине — седьмой. И еще планируем возведение храма в Камбодже, поскольку территория этой страны относится к ведению Представительства Русской Православной Церкви в Таиланде.
— Насколько вообще для Таиланда актуально строительство православных храмов?— Все храмы располагаются там, где в основном проживает или отдыхает большое количество наших сограждан и граждан СНГ. В основном, это курортные места. Бангкок — понятно, это столица, здесь много представительств — дипломатических, торговых. Паттайя, Пхукет, Самуи — крупнейшие курорты. Хуахин — также известный курорт, где в последние годы наблюдается увеличение русского присутствия. Соотечественники здесь часто приобретают недвижимость. В Хуахине уже есть русский ресторан, сложилась своя диаспора. И, конечно же, возникла необходимость и в православном храме. Должен сказать, что все наши храмы на самообеспечении, они все востребованы и, скажем так, рентабельны.
— А какова численность православных в Королевстве Таиланд?— Говорить о численности паствы в Таиланде сложно, поскольку православные храмы здесь посещаются как теми соотечественниками, кто постоянно проживает в Таиланде, так и туристами. Наши храмы посещают и местные жители.
— Много ли тайцев принимают Православие?— Трудно сказать, много или мало. Слава Богу, что вообще приходят. В этом году мы планируем еще двух местных студентов отправить на обучение в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Но дело в том, что, в отличие от других религий, буддизм позволяет системе своих философских воззрений воспринимать, в том числе, и христианство. То есть буддисты воспринимают Христа как еще одно воплощение Будды. И вот если люди приходят к нам с такими мыслями, то, конечно же, мы не можем их крестить. Для них исключительность Христа и Его слова «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) непонятны. Тайцев-буддистов с детства учат, что все религии одинаковы, все религии учат добру, все религии ведут к одной цели, но разными путями.
Кроме того, существует так называемый синдром оккупации. Таиланд, а раньше Сиам, оставался единственной страной в регионе, которая не была оккупирована в период оккупационных войн между Англией и Францией. Он стал буферной зоной между оккупационными территориями этих двух держав, и Таиланду приходилось бороться за свою независимость. Поэтому христианство здесь воспринимают как религию иностранцев. Буддизм для Таиланда — столь же значимый фактор, как Православие для России. Точно так, как у нас в ментальности соединяются «православный значит русский», у них «таец — это буддист». На бытовом уровне для тайца перестать быть буддистом значит, в какой-то степени, отречься от своих корней, отречься от своей родины. Это как для русского перестать быть православным, даже если мы ходим в храм раз в году на Пасху или от случая к случаю. В Таиланде многие тайцы посещают свои храмы достаточно редко или вообще их не посещают, но при этом считают себя буддистами.
Наша принципиальная позиция — не оказывать никакого давления и насилия при обращении тайцев. Если они интересуются Православием, то имеют возможность приходить в наши церкви, изучать вероучение. Службы совершаются на тайском, и местные жители имеют возможность, все еще оставаясь буддистами, глубже узнавать Православие, а потом уж выбирать.
Я не припомню случая, чтобы мы крестили тайца менее, чем через полгода после первого посещения им храма. Он проходит катехизацию, и только когда мы уверены, совершаем крещение. На сегодняшний день в общей сложности по всем приходам было крещено несколько десятков тайцев. Многие из них достаточно активны.
Но у нас другая проблема: мы испытываем нужду в тайском духовенстве и ждем, когда те молодые местные ребята, которые были отправлены на учебу в Россию, вернутся обратно уже пастырями. Достигнута принципиальная договоренность с таиландскими властями о том, что в каждом православном храме королевства должен быть как русский священник, так и тайский. Потому что все-таки это Таиланд, и Русская Православная Церковь зарегистрирована здесь как Православная Церковь в Таиланде Московского Патриархата.
Беседовала Милена Фаустова
Портал «Приходы»/Патриархия.ruhttp://www.patriarchia.ru/db/text/3150593.html