Если бы не отец Алипий, не было бы ни нашего монастыря, ни старчестваПамяти архимандрита Алипия (Воронова; 28.07.1914–†12.03.1975)В этот день родился и спустя 45 лет в этот же день стал наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) – Великий наместник. У него в жизни много таких дат-совпадений: например, день, когда он решится, оставив мир, поступить в монастырь, спустя 25 лет станет днем его призыва Господом в обители вечные.
Архимандрита Алипия вспоминают наместник и гости Псково-Печерского монастыря.Архимандрит Алипий (Воронов) Единственный, кто смог противостоять этому страшному напору со стороны безбожных властейМитрополит Псковский и Порховский Тихон:– Специально к нам в обитель приехали люди, обладающие бесценным сокровищем памяти о человеке, без которого не было бы сейчас нашего монастыря, – мы все это прекрасно осознаем. Этот человек – архимандрит Алипий (Воронов). В прошлом году мы отмечали 60-летие со дня начала его игуменства, длилось оно чуть более 15 с половиной лет. Но что это были за годы и что они значили для обители и Русской Православной Церкви?
В конце 1950-х, начале 1960-х годов по стране шла повальная ликвидация монастырей и храмов
В конце 1950-х, начале 1960-х годов по стране шла повальная ликвидация монастырей и храмов. Подписывали эти решение о закрытии святынь сами же епископы и наместники – такова была сила давления на них. Я вспоминаю историю жизни архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Он провел 11 лет в лагерях. Принципиальнейший человек! И тот был вынужден подписывать указы о закрытии храмов в Крыму…
А отец Алипий весь этот натиск выдержал! Это был, наверное, единственный из архиереев и священников Русской Православной Церкви тех лет, кто смог противостоять тогда этому страшному напору со стороны безбожных властей.
Если бы в 1961-м году он подписал этот указ, не было бы нашего монастыря. Подписал бы его, как все… Тут же устроили бы в монастыре склады, производственные базы. В Михайловском соборе очень удобно было бы разместить авторемонтную мастерскую, как это было во множестве храмов такого объема. В пещерах – прекрасное место для овощехранилища. Все эти мощи, останки – «как всё это негигиенично!» Их следовало бы вынести оттуда. Издали бы распоряжение о вывозе и последующей санации пещер, после санитарной обработки которых их можно было бы уже использовать в «нормальных сельскохозяйственных» или каких-то иных правильных советских целях.
Митрополит Псковский и Порховский ТихонНе было бы никакого старчества. Ни отца Иоанна (Крестьянкина), ни отца Серафима (Розенберга), ни отца Адриана (Кирсанова), ни многих других. Монастырь бы был упразднен, и нас бы всех не было здесь сейчас.
Отец Алипий восстанавливал обитель тогда, когда она, как вся в то время Русская Православная Церковь, не имела даже статуса юридического лица. Как это вообще можно было всё закупать для всеобъемлющей реставрации, когда частному лицу в таких объемах ничего в принципе не продавалось? Больше того, у самого отца Алипия даже не было регистрации, только и исключительно при наличии которой священник при советской власти имел право служить. А он служил! Восстанавливал обитель. Братию, вопреки всем лимитам, собирал. Проповедовал. С людьми общался…
Ради благодарности к этому великому, без всякого преувеличения, человеку мы все в этой спасенной им обители собрались, чтобы почтить его память, прежде всего, молитвой. И получаем эту драгоценную возможность – услышать из первых уст (а читателям Православие.Ru впервые прочитать) эти воспоминания о Великом наместнике.
«Не увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51): странные случаи и предсказание на войнеМитрополит Новгородский и Старорусский Лев:– В первый раз я приехал в обитель в 1961-м году. Мне было 15 лет. Отец – священник. Накал антирелигиозной компании был тогда таков, что его просто сделали инвалидом, – папу разбил инсульт, а врачу запрещали к нему прийти. Так он и лежал дома, в таком беспомощном состоянии…
Одна из его прихожанок (потом она приняла постриг с именем Мария) тут же к моей маме обратилась:
– Матушка, хорошо бы, чтобы Коля (мое имя до пострига) съездил в Печоры. Помолился. Поди, и батюшке стало бы лучше.
Сама эта прихожанка часто бывала в Псково-Печерском монастыре. А я с ней впервые тогда сюда и приехал. Остановился где-то в городе. Никто не знал, что я сын священника, такое тогда старались не афишировать.
Утром следующего дня мы пришли в обитель. Помолись, приложились к святыням. Опять ушли в город. Вдруг матушка Мария ни с того ни с сего спохватывается:
– Пойдем обратно в монастырь!
Митрополит Новгородский и Старорусский ЛевЯ не знаю, что произошло (она никогда мне не рассказывала, а я и не посмел поинтересоваться), но как только мы быстрым шагом спустились по Кровавой дорожке, у колодца увидели архимандрита Алипия… Он ее знал.
– А это кто такой? – кивает на меня. А он иногда был резким.
– Это сын батюшки, – отвечает, – У них горе в семье… – и рассказала.
– Нечего ему тут делать, в городе, – распоряжается, – поселяем его в монастырь.
Так я, приехав на один день, остался на всё лето. И потом уже все свои каникулы проводил здесь. Тут еще тогда были валаамские старцы – иеросхимонах Михаил (Питкевич), но он был в затворе; схимонах Николай (Монахов), он тоже уже был лежачим, ослепшим; схиигумен Лука (Земсков); был уже в монастыре тогда и схиигумен Савва (Остапенко).
Паломники целый день толпились у калиточки небольшого домика, где жили валаамские старцы, чтобы хоть как-то увидеть их, пообщаться. Отец Лука (я его застал) еще выходил.
Стоило отцу Савве или кому-то еще из отцов в клобуке и мантии появиться, тут же со всех сторон налетали: «Батюшка, благословите!», «Благословите!», «Ой, благословите, батюшка!»
Разместив в монастыре, меня вскоре определили на послушания. Они были разные. По большей части по линии отца Иринея (Пономарёва): на скотный двор, сено убирать, на огороде возиться, коров пасти, на кухне помогать, в просфорне и т.д.
В будни отца Алипия я не видел. А на всенощной под воскресенье и на самой воскресной литургии он служил. Это незабываемые богослужения.
А то гуляю как-то на Святой горке. Смотрю, на нее люди так весело, гуськом друг за другом пробираются, намеренно выдерживая расстояние, чтобы как бы по одному, выходило, просто так прогуливаются… «Что это, – думаю, – они?» Подхожу, а они в такую кучку собрались и явно ждут чего-то…
И тут – появляется отец Алипий!
Он сюда попозже выходил помолиться. Народ прознал и стал пользоваться этим. Тогда же никакой проповеди толком сказать нельзя было. Только начни что-нибудь доходчивое и по делу говорить, сразу же всё это пресекалось. Вот люди и изыскивали способы пообщаться с духовенством.
Вопросов отцу Алипию практически не задавали, он сам на всё отвечал. «Вот об этом я долго думала…», – только и приходилось слышать потом, когда, изумленные и насыщенные его речью, все расходились. Возможно, он и сам не знал, как это у него получается. Почему его слова так ловко развязывают узлы чьих-то недоумений и противоречий. Это при том, что это были самые что ни на есть простые беседы о том о сем. Иногда в более узком кругу он рассказывал истории из своей военной жизни.
Я специально сверился с тем, что уже опубликовано, и вот этих слышанных мною от него эпизодов я нигде не нашел.
Возможно, он и сам не знал, почему его слова развязывают узлы чьих-то недоумений и противоречий
Шли они с другом по полям-дорогам войны, а перед тем, как разминуться, договорились: если что с кем случится, другому сообщить.
Отца Алипия до пострига Иван звали. Забирается он уже поздно вечером в палатку (бойцы в палатках зимовали). Упал от усталости у натяжной стенки. Вдруг голос…
– Я умер.
Через четыре дня и по почте известие о смерти друга пришло...
Или как-то стоял их полк расквартированным. А Ивану хозяйка довольно строгих правил досталась, как-то само собой разумелось: никаких тебе посиделок с сослуживцами. А тут сама ему возьми да и предложи:
– Хочешь, позови ребят. Я вам пирогов испеку.
Посидели они, а как расходиться, вдруг спрашивает их эта женщина:
– Хотите, я вам каждому скажу, что кого ждет?
– Давай, – соглашаются, разомлевшие после застолья.
«Ты умрешь на коленях возлюбленной, – сказала одному. – Ты застрелишься, – другому. – Ты войну переживешь…» – сказала будущему отцу Алипию – и замолчала...
– А Ивану-то чего?
Странно как-то: их-то каждого до конца довела, о смерти сказала, а ему?..
Она так посмотрела-посмотрела:
– А тебя ждет Невеста Неневестная.
Потом один был ранен в голову. Врач нашлась, которая за ним очень внимательно ухаживала, он и умер у нее на коленях.
Второй, попав в окружение, застрелился. Смог как-то передать документы, чтобы они немцам в руки не попали, так и стало известно о его кончине.
Он сохранил этот источник «воды живой» (Ин. 4, 10), возводящий смертных к жизни вечной
Война выиграна. Открылась Троице-Сергиева лавра. Иван Воронов стал работать там реставратором.
– Прошло много времени, – рассказывал он нам, – я уже забыл о том случае. Созрел для монашества. И когда запели слова кондака: «Радуйся, Невеста Неневестная…» – вспомнил! Вот про что мне говорили!
Отец Алипий – это человек, который прошел путь от неверия к Богу и дошел до этого великого монастыря, где совершил свое эпохальное служение. Он сохранил этот источник «воды живой» (Ин. 4, 10), возводящий смертных к жизни вечной.
Если наместник сказал, все стремились исполнитьМитрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн:– Посетив однажды Псково-Печерскую обитель и вкусив ту сладость, которая здесь пребывает, ты уже всем сердцем и всею душою ощущаешь: дальше жить не сможешь без этого монастыря.
Архимандрит Алипий в этом мире розни и непрочных связей собрал ту братию, которая стала единой семьей здесь, на земле, и, как святые отцы учат, – в вечности. Как же та любовь, что явлена тут старцами, посреди братии да между наместником и теми, кого Господь сподобил сюда приезжать, нас всегда поражала!
Сейчас, взирая на братию, посещая обитель, я, к сожалению, из года в год замечаю, как теряется то братолюбие, которое сюда так влекло паломников и просто тех, кто, может быть, еще только искал Христа. И находил Его, хотя бы раз побывав здесь на монашеском постриге! Архимандрит Алипий совершал его в Успенском соборе. Когда он, отец Дамаскин (Сахнюк), иеродиакон Сергий (Шаловский) пели «Обьятия Отча», весь народ плакал. После пострига отец Алипий всегда обращался со словом к братии. Помню, после пострига одного схимника он сказал:
Митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн– Милый брат! Ты умер для мира и родился для вечности. Ты приблизился к Пречистой, и будь Ее верным чадом. Своей жизнью в послушании Ей в лице игумена покажи, что ты тот, кто сегодня уже вступил в жизнь будущего века, под Ее Божественный Покров.
Мы тогда еще были мальчиками, нам было по 8–9 лет. Многие наверняка слышали в записях или читали проповеди отца Алипия. Слог его всегда был прост и легок, так что даже мы, дети, внимали и понимали всё.
Если наместник сказал, все стремились исполнить.
Сретение Господне. 1960-е годы. В Сретенском храме отец Алипий нам сообщил:
– Сегодня каждый из вас встретился со Христом. Вы пришли в обитель, откройте свое сердце для Богомладенца. Пускай Он Сам управит ваши жизни. Жизнь ваша вам не принадлежит, она принадлежит Тому, Кто о вас печется, Кто извлек вас из суеты греховного мира. Берегите Христа в сердце вашем! Не изгоняйте Его непослушанием. Он – источник Жизни и бессмертия.
Или вот однажды зимою, когда все собрались в трапезной, отец Алипий, по традиции, после трапезы обратился к братии (это было где-то в 1970-е годы, я уже был насельником монастыря):
– Братия, миленькие, мы сейчас каждый должны не только свою душу погреть, но и свое тело. Сегодня привозят дрова, прошу вас всех выйти на двор.
Сейчас мы все, без исключения, теряем то, что нас соединяет со Христом, – братолюбие
Представляете: и схимнички, и иеромонахи, и послушники – все, как один, собрались. Кто дрова колет, другие их передают, третьи складывают. Старчики, кто послабее, хотя бы по одному поленцу берут и несут в свои келлии. (Тогда в каждой келлии печка была).
Но как же это всё могло сплотить всех! Как же тогда братия общались между собою! Мы-то, молодые, всё знать хотим, понимать, – а они как детки! Старики общались так, что со стороны посмотришь: будто в детском садике!
Только теперь мы осознаем, ЧТО они имели. Любовь ко Христу – и являли ее в общении между собой.
Сейчас мы все, без исключения, теряем то, что нас соединяет со Христом, – братолюбие. Мне хочется всем, и прежде всего себе, пожелать, чтобы то, что собирали по крупицам наши старчики во главе с архимандритом Алипием и в нас с вами вкладывали, научая, наставляя, оставляя нам в своих словах, которые и сейчас можно услышать в записях или прочесть в издаваемых обителью книгах, – чтобы все это приносило в нашей жизни хотя бы маленькие плоды любви.
Будем учиться у него смелости, юмору, открытости и любвиПротоиерей Николай Соколов, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее:– Я впервые оказался в Псково-Печерском монастыре тогда, когда здесь уже поселился отец Иоанн (Крестьянкин). Мой отец, протоиерей Владимир, одно время служил вместе с батюшкой в подмосковном Гребнево. Когда папа с мамой узнали, что отец Иоанн тут, сердце у них загорелось, мы засобирались. По домашним разговорам я тогда во время сборов, кстати, понял, что отец знал и архимандрита Алипия еще по войне. Родители экипировали нашу машину «Победа», взяли с собой меня, подростка, и совсем еще крохотного Федюшу, и так мы все отправились в Печоры.
Впервые Великого наместника я увидел на том самом балкончике, на который он выходил поговорить с народом. Это всё происходило уже более полувека назад. Сам-то я и не думал, что мне придется что-нибудь рассказывать про него, иначе я бы все записал тогда еще, по горячим следам.
Протоиерей Николай СоколовМои приезды в монастырь все-таки были более-менее редки: при отце Алипии я здесь был 10–15 раз, иногда жил по месяцу, порою по 2–3 дня.
После общения с отцом Алипием у меня в сердце остался образ: это воин Христов, боец на фронте, в том числе миссионерского служения, к которому призван в той или иной мере каждый христианин. У него ни перед кем не было страха, боялся одного Бога. И не столько боялся, сколько уже любил. Поэтому всё, что ни делал, – во всю силу. Что ни говорил, желая донести до всех, – то от всего своего горячего христианского сердца.
Сказанное слово, кстати, всегда исполнял.
У него ни перед кем не было страха, боялся одного Бога. И не столько боялся, сколько любил
Я вот смотрю на современную братию: идет монах по монастырю, глаза в землю, чтобы никого не видеть, сам в себе. «Келлия – гроб, дверью хлоп, сижу спасаюсь, ни с кем не знаюсь», – как шутил один батюшка. Бывает такое у монахов. Но наш христианский долг – еще и открывать себя людям. Разве не для того идут в монастыри, чтобы, создавая монашеские семьи-общины, прославлять Бога так, чтобы люди, увидев, сами славили Христа и шли в обители?
Отец Алипий каждого замечал. Это надо еще уметь – увидеть человека так, чтобы не отвергнуть его, какой бы он ни был. Помню, мы беседуем с отцом Алипием, стоящим на балкончике, а он заприметил, что солдаты идут.
– Ребята пришли! – обрадовался он. – Ну, что, пришли-то в храм? Не бойтесь меня. Я тут ничего не отрежу вам. Всё хорошо будет у вас.
Они смеются. А он этот юмор пускал в ход, чтобы снять барьер, а потом превращал эти легонькие прибаутки в такие нравоучения, что невозможно уже было не ощутить за ними великой силы Божией благодати.
Сегодня мы должны учиться этой смелости, юмору, открытости, любви – он и сам всё это имел и прививал всем, кто с ним общался.
Были случаи, когда и мы его осуждали. Окружение у него было сложное. Но за всеми нападками потом тут же появлялась милая улыбка отца Алипия. Приходит, кладет скуфью:
– Ничего, всё хорошо.
Он по натуре был художник – возможно, это сложно было кому-то из монастырских завсегдатаев понять. Вот, например, рассказывал:
– Был я на развалах в Таллине. Приобрел там два антикварных стола. А потом смотрю: в углу на куче хлама ваза лежит, расколотая такая. Присмотрелся: настоящий янтарь! Спрашиваю о ней, а мне так нехотя: «Да мы хотели эту вазу перепилить, сделать из нее массу поделок. У нас есть еще вторая, тоже не очень хорошая». Показывают вторую… И я понимаю, что это шедевры янтарной работы!
Каким-то образом он сторговался, привез эти вазы в обитель. Это было году в 1963–1964-м. Сегодня они украшают кабинет владыки Тихона.
Вообще он был собиратель. Но не только как антиквар. Он умел собирать урожай духовной жизни. Вот это и нам надо уметь! Жить не для себя, а для других. Не себя спасать. Господь Сам знает, кто на что уготован. Помню, отец Алипий мне сказал:
– Вот, если хоть одну слезу в жизни утрешь, Господь тебя за это наградит.
Если хоть одну слезу в жизни утрешь, Господь тебя за это наградит
(Окончание следует)