Русская беседа
 
27 Ноября 2021, 09:01:27  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: Святой благоверный князь Александр Невский  (Прочитано 19524 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 11777


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #30 : 13 Сентября 2019, 11:53:36 »


В Санкт-Петербурге прошли торжества по случаю праздника перенесения мощей благоверного князя Александра Невского




12 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге прошли торжества по случаю празднования перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, сообщает Патриархия.ru. Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий [1]. В храме присутствовали спикер Законодательного Собрания Вячеслав Макаров, другие представители органов власти. За богослужением молились настоятельницы монастырей города и области.



В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Литургию совершил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий [2]. В храме присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, гости из Сербии во главе с министром по вопросам вероисповедания республики Милетой Радойевичем.

По окончании Литургии состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери. В молитвенном шествии приняли участие священнослужители митрополии, представители приходов города, области и других регионов, общественных организаций, братств, учащиеся духовных школ, горожане — всего около 100 тысяч человек.

В полдень у памятника святому Александру Невскому после встречи с малым крестным ходом от Свято-Троицкого собора был отслужен молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга. Богослужение возглавил митрополит Варсонофий.

Владыка поздравил верующих с праздником и обратился к ним с архипастырским словом. «Центром жизни святого князя была вера в Бога! Она помогала ему быть и доблестным полководцем, и святым человеком, — сказал, в частности, архиерей. — Удивительны факты его милосердия! Он не жалел средств, чтобы как можно больше русских людей выкупить из монголо-татарского плена. Он налаживал мирную жизнь своего княжества, строил храмы и монастыри, развивал просвещение. Им руководила мудрость Священного Писания, которое словами апостола Павла говорит: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп. 4:13)».



Александр Беглов напомнил, что святой князь был великим воином, дипломатом и государственным деятелем. «Это пример служения Отечеству, — подчеркнул губернатор. — В дни войны верующие собрали средства и создали эскадрилью имени Александра Невского, которая громила фашистов. В наши дни самая современная подводная лодка носит имя Александра Невского. Он был примером любви, умения прощать и побеждать». Глава города пожелал петербуржцам телесного и духовного здоровья, а городу — процветания.

«Крестный ход — это обращение к тысячелетней истории православной Руси, к нашим истокам, к нашей генетической памяти, — отметил Вячеслав Макаров. — Чествовать русских святых — великая православная традиция, которую мы должны обязательно передать нашим потомкам». Обращаясь к молодежи, спикер Заксобрания напомнил, что во время Невской битвы великому князю Александру Невскому было 20 лет. Благодаря своим таланту и мощи, вере в Бога он стал великим святым земли Русской.

Далее состоялось чествование ветеранов Великой Отечественной войны — кавалеров ордена Александра Невского. Учащиеся школ имени великого полководца подарили им цветы.

В Митрополичьем саду Александро-Невской лавры прошли праздничные гуляния.

День 12 сентября неразрывно связан с историей России. В 1724 году, желая увековечить победу в Северной войне, основатель города на Неве император Петр I велел перенести сюда из Владимира мощи святого. Позже, по указу императрицы Екатерины II, день перенесения мощей святого Александра Невского стал общероссийским праздником, а в Санкт-Петербурге был учрежден крестный ход. Он совершался в Северной столице от Исаакиевского собора по главной городской магистрали до Александро-Невской лавры вплоть до 1917 года, а сам праздник в городе был выходным днем. Традиция, прерванная в годы советской власти, возобновилась во время главных торжеств 300-летия Александро-Невской лавры в 2013 году.


Фото: mitropolia.spb.ru

13 сентября 2019 г.



[1] - Его Высокопреосвященству сослужили епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, епископ Петергофский Силуан, епископ Муромский и Вязниковский Нил, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

[2] - Его Преосвященству сослужили епископ Рашско-Призренский Феодосий (Сербская Православная Церковь), протоиерей Василий Стойков, протоиерей Богдан Сойко, протоиерей Владимир Сорокин, братия обители.


http://www.pravoslavie.ru/123857.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #31 : 06 Декабря 2019, 12:54:39 »

Александр Невский. Между Востоком и Западом (фильм)



При рождении его назвали Александром; после смерти - Солнцем земли Суздальской. Русская Церковь причислила его к лику святых. Народ назовет его Невским. История - "Заступником земли Русской". Он умер при загадочных обстоятельствах, возвращаясь из последней поездки в Орду. Какие еще тайны навсегда унес с собой в могилу великий воин, дипломат и правитель?

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=hy5YOGQxPv4

https://russia.tv/brand/show/brand_id/61540/
« Последнее редактирование: 06 Декабря 2019, 12:59:33 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 11777


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #32 : 07 Декабря 2020, 00:28:00 »


Жизнь как подвиг

Св. блгв. князь Александр Невский в свете наших дней

Священник Олег Булычев



Памятник святому благоверному Александру Невскому в Великом Новгороде

В 2008-м году в России проходил телепроект «Имя Россия». Россиянам предложили путем голосования выбрать исторического деятеля, наиболее значимого для русской истории, чье имя будет неразрывно связано с именем России, являться ее символом. В итоге победителем в народном голосовании стал святой благоверный Великий князь Александр Невский. Его имя стало символом России. В непростой борьбе князь Александр обошел Петра Столыпина и Иосифа Сталина.

Выбор россиян, отдавших свой голос за князя Александра, для многих людей оказался неожиданным. Где мы – и где князь Александр Невский?! Казалось, что имена давно ушедших веков должны существенно проигрывать нашим современникам, тем, которых еще помнят наши родители, бабушки и дедушки или мы сами. Имена деятелей современности или недавнего прошлого хорошо известны, имена же далекого прошлого для многих из нас стали уже легендой, обросли мифами, и, казалось бы, не имеют никакого значения для нашей действительности.

Что такое XIII век, эпоха князя Александра, в сравнении с нашим XXI веком на одной и той же земле? Это были наши предки, но как мы на них не похожи! В то время религиозность человека была нормой – а сейчас это скорее исключение. Многие пороки нашего времени современникам князя Александра были чужды. По сравнению с нами, эти люди были более непосредственны, искренни и просты. Люди той эпохи не были изъязвлены коррозией неги и комфорта, подобно нам (ведь комфорт давно стал божеством современного человека), свою жизнь они проводили в постоянных трудах, преодолевая частые жизненные невзгоды в виде неурожаев, моровых поветрий, княжеских междоусобиц и нападений внешнего врага. И так жили все, начиная от простого крестьянина и заканчивая Великим князем.

Так что же повлияло на выбор людей, сделавших личность князя Александра Невского символом российской истории? Может быть, легендарность и нравственная чистота (по сравнению с нашим временем) его эпохи, когда все было просто и ясно и не существовало таких явлений, как абортарии, наркомания и массовый алкоголизм, педофилия и оружие массового уничтожения, когда белое называли белым, а черное – черным, когда людей не заставляли быть толерантными и политкорректными, а поступали по евангельскому принципу: «или да-да, или нет-нет» (ср. Мф. 5, 37)? В ту эпоху со сцен не пели бородатые женщины, и содомиты не навязывали остальному большинству содомитские законы. В те времена с подобными людьми не церемонились, отлучали от Церкви и подвергали преследованиям.

Или все-таки на выбор россиян повлиял благородный ореол князя Александра Невского, который был гениально и точно воплощен в популярном советском кинофильме 1938 года Николаем Черкасовым? При этом не надо забывать, что князя Александра хорошо и убедительно представлял в этом телепроекте будущий Патриарх Кирилл. Думается, все это имело большое значение в выборе людей.

Благоверный князь Александр Невский почитался людьми еще при жизни, но особенно сильное его почитание началось после его праведной кончины. «Зашло солнце земли Русской!» – горестно воскликнул Предстоятель Русской Церкви Митрополит Кирилл при погребении благоверного князя Александра Невского. Эти его слова красноречиво характеризуют отношение русских людей к святому князю, осознание ими его жизни как жертвенного подвига за спасение Родины.

Александр Ярославич был причислен к лику святых в 1547-м году, при Митрополите Московском Макарии. Эта канонизация подразумевала, что Церковь видит в князе Александре своего заступника, защитившего ее в трудные времена от экспансии католицизма, рассматривает его жизнь как жизнь ревностного христианина, наполненную духовным содержанием. Этой канонизацией Церковь показывает нам, что в жизни святого князя были не только походы и сражения, но и посты, и молитвенные бдения, и милосердие к ближним.

Александр Ярославич с детства вкусил необычайную тяжесть княжеского креста. В 16 лет он был оставлен отцом княжить в Великом Новгороде, где ему пришлось воочию столкнуться с вероломством и корыстолюбием новгородской знати. Новгородские бояре преследовали свои местечковые интересы, князь же отстаивал интересы общегосударственные. Он понимал, что такое поведение бояр ослабляет государство, способствует их измене и предательству русских интересов, и поэтому жестко боролся с попытками бояр ущемить княжескую власть. Новгородская знать с трудом терпела твердое правление князя Александра и поэтому не раз изгоняла его из Великого Новгорода. Но при угрозе вторжения иноземных захватчиков боярам приходилось униженно вновь звать князя Александра на княжение.

Однажды отец князя Александра Ярослав Всеволодович, желая оставить его при себе, послал на помощь новгородцам другого своего сына, князя Андрея. Но бояр это не устроило. Они умолили князя Ярослава вернуть им Александра. Они знали, кого им просить. Князь Андрей не обладал талантами князя Александра. Александр же, несмотря на молодость, уже зарекомендовал себя умелым военачальником и дальновидным политиком. Он знал, что нужно делать и как это делать.

    Александр Невский обладал настоящей харизмой выдающегося полководца

Бояре помнили, как совсем недавно князь Александр с небольшой дружиной разгромил шведское войско ярла Биргера на реке Неве. Времени собирать большое войско совсем не было, князь надеялся на внезапное нападение. Помолившись в храме, на площади он воодушевил своих воинов ставшими уже крылатыми словами: «Не в силе Бог, а в правде!» Дальнейшие военные победы князя Александра доказывают, что он умел убеждать и вести за собой своих воинов, внушать им уверенность в своих силах. Александр Невский, вне всякого сомнения, обладал настоящей харизмой выдающегося полководца. Историки говорят, что он не проиграл ни одного сражения.

Эта победа русского войска во главе с князем Александром Невским над шведами предотвратила потерю берегов Финского залива и полную экономическую блокаду Руси, не дала прервать ее торговый обмен с другими странами и тем самым облегчила дальнейшую борьбу русского народа за независимость, за свержение татаро-монгольского ига. Наш народ до начала XVII века успешно оборонял Неву. Временный захват ее Швецией кончился для последней крахом. Разбитая Россией при Петре I, Швеция потеряла значение крупной державы. Считая себя прямым продолжателем дела Александра Невского, Петр I перевез мощи святого князя из Владимира в основанный им Петербург.

Знаменитая победа князя Александра Невского на Чудском озере над немецкими рыцарями, так называемое «Ледовое побоище», стала решающим ударом, потрясшим до основания Тевтонский Орден. Эта победа спровоцировала борьбу за независимость против рыцарей народов Прибалтики. О дальнейших же посягательствах на земли Великого Новгорода и Пскова немецкому Ордену пришлось забыть. Князь же Александр Ярославич позаботился об охране не только западных, но и северных границ, установив тщательную охрану Финского залива и Невы.

Но князю Александру приходилось думать о безопасности не только западных и северных рубежей Родины. Главную опасность для Руси он видел на востоке. Он понимал, что в данный момент военной силой, которой у русских было недостаточно, одолеть пришедшее на Русь татарское иго было невозможно. Весь свой дипломатический талант он посвятил умиротворению Золотой Орды. Он все делал для того, чтобы татары не разоряли русские города и села, не уводили в плен мирное население, добился права не давать русских воинов для татарского войска. Для этого ему не раз приходилось ездить в Золотую Орду, не зная, вернется ли он оттуда живым. Так умер его отец, князь Ярослав Всеволодович, вернувший из Орды уже отравленным.

С другой стороны, папская курия не оставляла попыток проникнуть на русские земли. Не добившись успеха посредством военной силы, попыталась достичь желаемого хитростью. Папа Римский Иннокентий IV прислал к князю Александру двух своих кардиналов, предложивших князю ознакомиться с католическим учением и принять католическую веру. В обмен на это князю была обещана военная помощь против татар. Латиняне этим пытались добиться одновременно двух целей: окатоличить Русь и подвигнуть русских на прямое вооруженное столкновение с татарами.

Однако князь Александр понимал, что Папа хочет толкнуть Русь на войну с Золотой Ордой, чтобы, прежде всего, облегчить Ливонскому ордену захват русских земель. Он отверг предложение папских легатов, сказав им: « Все это мы хорошо знаем, а от вас учения не принимаем». И вообще, тогдашние многие русские князья хорошо представляли себе сущность экспансионистского католицизма. Часто они сразу изгоняли из русских земель папских агентов, пытавшихся вести пропаганду среди местного населения, не вступая с ними в общение.

    Быть Великим князем во 2-й половине XIII века было просто опасно для жизни

Вообще, быть Великим князем во 2-й половине XIII века было просто опасно для жизни. Это была очень тяжелая ноша. Князь Александр нес этот свой крест достойно, укрепляемый силой Божией. По-другому бы он не выдержал. Чего только стоили происки и интриги удельных князей, зарившихся на Великое княжение. Князь понимал, что пока Русь раздроблена на княжества, от татарского ига ей не избавиться. И поэтому главной своей стратегической задачей ставил объединение русских земель вокруг одного центра. И постепенно он претворял задуманное в жизнь. Для этого ему приходилось лавировать между амбициями удельных князей и требованиями Золотой Орды. Будучи Владимиро-Новгородским князем, Александр Ярославич, ведя внешнюю политику, соответствовавшую интересам объединения Руси, сумел, опираясь на широкие слои служилых бояр и дворян, объединить в своих руках всю Северо-Восточную и Северо-Западную Русь.



Да, он многое не успел, но завещал своим детям и внукам не отступать от решения этой главной задачи. И его внук князь Иван Калита, сделавший политическим центром страны Москву, очень многое сделал для объединения русских земель, в которое впоследствии вложился каждый Московский князь, увеличив в итоге Русь до значительных размеров.

Как писал известный историк Сергей Соловьев:

   «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили
   Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от
   Мономаха до Донского».

Некоторые историки говорят, что князь Александр умер, будучи отравленным в Орде. Но жизнь и деятельность святого князя проходила в постоянном напряжении, просто на разрыв, ему приходилось преодолевать столько трудностей и препятствий, решая сложные судьбоносные задачи в масштабах всего Отечества, что неудивительно, если у него просто кончились физические силы.

Князь Александр Невский давно уже стал национальным героем. Пример его жизненного подвига – лучшая иллюстрация для современной молодежи, как надо относиться к Родине. Не бежать от трудностей на сытый Запад, а преодолевать вместе с Родиной все трудности и защищать ее до самопожертвования. Как говорил свт. Филарет (Дроздов):

   «Твоя участь в Небесном Отечестве зависит от того, как ты относишься к Отечеству земному».

Святые отцы учат, что любовь к Богу в человеке видна по тому, как он относится к своим ближним. Потому благоверный князь Александр Невский и свят, что свою любовь к Богу он доказал тем, что жизнь положил на спасение и благополучие многих людей на Руси, презрев свои личные интересы и удобства.


6 декабря 2020 г.

https://pravoslavie.ru/135836.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #33 : 09 Декабря 2020, 18:01:02 »

Икона покровителя морской пехоты передана командованию Черноморским флотом

Севастополь, 9 декабря 2020 г.

6 декабря в День памяти святого благоверного князя Александра Невского состоялся торжественный чин передачи освященной иконы покровителя морской пехоты командованию Черноморским флотом России.

   

Святой благоверный князь Александр Невский по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2012 года является небесным покровителем морской пехоты ВМФ РФ.

Божественную литургию во Владимирском соборе-усыпальнице адмиралов совершил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта в сослужении настоятеля собора протоиерея Алексия Тупикова. За богослужением молились командующий Черноморским флотом вице-адмирал Игорь Владимирович Осипов и моряки черноморцы, сообщает сайт Севастопольского благочиния.

Для молитвенного поклонения верующим в соборе была выставлена икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей – одна из пяти икон, специально написанных для соединений морской пехоты разных флотов.



6 декабря 2019 года 5 икон с ликом и частицами мощей святого были освящены в Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербурга, планировалось передать их в дар частям и соединениям морской пехоты, находящимся в составе Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов, а также Каспийской флотилии. Написание икон небесного покровителя инициировано «Союзом Маринс Групп» и Всероссийской общественной организацией морских пехотинцев «Тайфун». Автор иконографии – народный художник России, действительный член Российской Академии Художеств, старший сержант морской пехоты ТОФ Петр Стронский.

В декабре 2019 года первая святыня передана командованию Балтийским флотом лично Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в Калининграде.

6 декабря 2020 года второй образ, который будет находится в храме святого Александра Невского, расположенном на территории морской пехоты ЧФ, был торжественно передан командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Игорю Владимировичу Осипову.

https://pravoslavie.ru/135941.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #34 : 15 Мая 2021, 05:24:42 »

Основные церковные торжества, посвященные 800-летию благоверного князя Александра Невского, пройдут 12 сентября в Санкт-Петербурге

Москва, 13 мая 2021 г.



Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда рассказал о праздновании 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского.

«Сегодняшний день, 13 мая, знаменателен тем, что, как принято, считать именно он является днем рождения благоверного великого князя Александра Невского. Но его 800-летие, отмечаемое в этом году, это, конечно, не событие одного дня», — отметил В.Р. Легойда.

По его словам, торжественные мероприятия, посвященные этому юбилею «запланированы на весь 2021 год и пройдут во многих городах страны». «Они должны были открыться Международными Рождественскими образовательными чтениями и Парламентскими встречами, традиционно проходящими в январе. Не зря темой этого крупнейшего и авторитетнейшего церковного форума была выбрана тема "Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа"», — напомнил председатель Синодального отдела.

«В этом году, однако, в связи с неблагоприятной эпидемической обстановкой чтения были перенесены с января на май, ближе ко Дню славянской письменности и культуры, — добавил В.Р. Легойда. — Их открытие состоится уже совсем скоро, в понедельник 17 мая. А накануне, 16 мая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит в Храме Христа Спасителя г. Москвы Божественную литургию».

«Основные же церковные торжества, приуроченные к юбилею, пройдут 12 сентября в Северной столице, в день, когда Русская Православная Церковь широко празднует перенесение мощей великого князя Александра Ярославича в Санкт-Петербург», — заключил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Патриархия.ru

https://pravoslavie.ru/139259.html

http://www.patriarchia.ru/db/text/5809138.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #35 : 30 Июня 2021, 08:14:46 »

СВЯТОЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ

Невская битва. Художник Павел Рыженко.

В 2021-м г. исполнилось 800 лет со дня рождения святого князя Александра Невского. Это главный юбилей текущего года – по результатам опроса российских граждан, состоявшегося в 2008-м г., Александр Невский выбран «Именем России». Нашими современниками осознано, что для истории страны его подвиг важнее, чем деяния таких государственных деятелей, как Иван Грозный и Петр I, великих полководцев Суворова, Кутузова, Жукова, что он ярче представляет Россию, чем Ломоносов и Менделеев, чем Пушкин и Достоевский. Такой выбор оправдан, – можно было бы, правда, напомнить еще об одном из великих деятелей отечественной истории – о равноапостольном князе Владимире, но участники опроса потому, вероятно, не назвали среди первых имен крестителя Руси, что Россию в этом опросе осознавали в ее современных границах, в то время как поприщем главного подвига святого Владимира был Киев, и его имя одинаково дорого всему русскому миру, «всея», как она обозначена в титуле Российских Царей и Императоров, «Великия и Малыя и Белыя Руси», в то время как деяния Александра Невского положили начало «Великой Руси», чьим сердцем стало принадлежавшее ему с 1252 г. и до его кончины Владимиро-Суздальское княжество, хотя усвоенный ему в Орде в титул «Великого князя Киевского» распространялся на всю Русь, но только титул, а не реальная власть.

Александр Невский знаменит двумя победами, которые он одержал в ранней юности

Правнук Юрия Долгорукого и сын Ярослава Всеволодовича, он родился, как это уточнил современный историк В. А. Кучкин, 13 (26) мая 1221 года в Переславле-Залесском, где в ту пору княжил его отец. В 1236-м г., в 15 лет, он в первый раз был приглашен на княжение в Новгород, и титул князя Новгородского носил затем с перерывами до 1259 г.

Александр Невский знаменит двумя победами, которые он одержал в ранней юности – над зятем шведского короля ярлом Биргером на реке Неве в 1240-м г., откуда пошло его прозвище, и над Ливонским орденом на льду Чудского озера два года спустя. Перед сражением на Неве святой князь произнес перед войском хрестоматийно известные слова:

«Не в силе Бог, но в правде. Вспомним слова псалмопевца, который сказал: ‟Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо” (ср. Пс.19, 8 ). Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог».

Ливонский орден действовал по прямому благословению Папы, целью его агрессии был не только захват Новгорода, который после уничтожения Киева ордой стал самым крупным городом на Руси, но и обращение покоренных «схизматиков»-православных в католичество. В 1204-м г. под ударом участников IV крестового похода пал Константинополь, столица православной Империи ромеев. По словам французского историка Жака Ле Гоффа, взяв штурмом Константинополь, «латиняне наконец-то утолили зависть и ненависть к византийцам… грабежом и жестокой резней мужчин, женщин и детей». На руинах православной державы была образована Латинская империя со столицей в разграбленном и обезлюдевшем Новом Риме. Весть об этом событии разнеслась по всему христианскому миру, так что князь Александр Невский знал, какую участь уготовали Новгородской земле крестоносцы Ливонского ордена, влекомые тем же духом ненависти к схизматикам и корысти, которыми одержимы были подобные им участники IV крестового похода.

Александр Невский побеждал противников и в других сражениях, менее известных. С ранних лет он сопровождал отца в военных походах, впервые в 1234-м году, когда князь Ярослав Всеволодович вторгся во владения ордена Меченосцев, который вскоре потом был переименован в Ливонский орден, под Дерптом и одержал над меченосцами победу в битве на берегу реки Омовже. В 1245-м г. язычники-литовцы напали на Торжок и Бежецк. Александр Невский во главе с новгородским войском разбил их, в битве погибло большинство нападавших, в том числе восемь литовских князей, а остатки побежденных были настигнуты его дружиной и новгородскими ополченцами и уничтожены без остатка у Жижицкого озера. На обратном пути в Новгород войско Александра под Усвятом разгромило еще один литовский отряд, после чего имя князя Александра наводило ужас на литовцев, и с тех пор они долго не дерзали вторгаться в пределы Новгородской земли. В 1256-м г. под Нарву, принадлежавшую Новгороду, пришли шведы вместе с покоренными ими финноязычными емью и сумью (суоми) и стали строить там крепость. В ту пору Александр княжил во Владимире. Новгородцы просили его о помощи, и он, откликнувшись на призыв, пришел в Новгород со своей дружиной, к которой присоединились новгородцы, и вместе они совершили удачный поход вглубь поселений народа емь, отбив у них и у господствовавших над ними шведов охоту вторгаться во владения Великого Новгорода. Князь Александр Ярославич не потерпел ни одного поражения. О его нравственной высоте говорит и то обстоятельство, что он был единственным из русских князей XIII столетия, кто никогда не участвовал в междоусобных войнах.

Он был единственным из русских князей XIII столетия, кто никогда не участвовал в междоусобных войнах

Между тем после неудачи ливонских крестоносцев под Псковом, после Ледового побоища папская курия прибегла к новой тактике в стремлении к окатоличиванию Руси. В 1251-м г. к Великому князю Александру во Владимир-на-Клязьме прибыли легаты Папы Иннокентия IV кардиналы Галд и Гемонт и вручили ему датированное 1248-м г. (путь из Рима во Владимир с остановками занял у них 4 года) папскую буллу, адресованную «герцогу Суздальскому» (в иерархии западноевропейских титулов герцогский следовал за королевским). В послании говорилось, что имя Александра прославлено во всем свете, а владения его обширны и богаты. Папа предлагал «герцогу» Александру ознакомиться с католическим учением и принять его, тем более что, мол, его отец, князь Ярослав, встретившись в ханской ставке в Каракоруме с монахом Иоанном дель Плано Карпини, пообещал тому принять католическую веру, и будто он непременно сделал бы это, если бы не умер внезапно в Каракоруме, так что уже из одной только сыновней любви Александр должен ознакомиться с католическим учением и принять его. Утверждение Папы о намерении Великого князя Ярослава Всеволодовича поменять вероисповедание никаких подтверждений не имеет, и его надо, как говорят в подобных случаях, оставить на совести составителя буллы, в которой говорилось затем, что было бы безрассудством отвергнуть предложение о перемене веры, потому что русские князья и их подданные могут обрести покой лишь в лоне Католической церкви. В заключение, пытаясь опередить ход событий, Папа похвалил Александра за то, что тот не желает подставить свою выю под жестокое иго татар, при том, что сама папская курия уже предприняла усилия к налаживанию дипломатических контактов и в перспективе к заключению союза с Ордой, направленного против исламского Халифата и православной Никейской Империи – сохранившегося осколка Империи ромеев. Когда Иннокентий отправил послание во Владимир, он не мог знать, что ко времени его вручения адресату Александр уже совершит поездку к сыну Батыя хану Сартаку и от него получит ярлык на великое княжение Владимирское.

В.А. Серов. Ледовое побоище. 1942 год. Государственный Русский музей
 

Ознакомившись с папской буллой, святой Александр пообещал послам вручить им в скором времени ответ. Прежде чем его написать, он посовещался с находившимся во Владимире Митрополитом Киевским Кириллом, возглавлявшим Русскую Церковь, и со своими боярами. Легатам было передано адресованное Иннокентию IV ответное послание следующего содержания:

«От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида до начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до Первого Собора, от Первого Собора до Седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем».

Александр Невский жил и правил в одну из самых трагических эпох отечественной истории

Александр Невский жил и правил в одну из самых трагических эпох отечественной истории. Русские княжества одно за другим пали под ударами Батыя, внука завоевателя полумира Чингис-хана. Батый обложил Русь данями, русские княжества стали вассалами улуса Джучи, который позже назовут Золотой ордой. Завоеванная татаро-монголами Русь утратила суверенитет, но ордынское иго не затрагивало души русского народа. Татаро-монголы не собирались ни захватывать русские земли в прямое подчинение, ни тем более заселять их, ограничиваясь признанием русских князей себя вассалами хана и взиманием дани; а главное, представляя сами поликонфессиональную массу, татаро-монголы обнаруживали веротерпимость и не собирались чинить религиозное насилие над русскими людьми. Ордынские ханы не пытались обращать покоренный православный народ в иную веру, в то время как возможный союз с Западом нес с собой угрозу утраты самой души народа – святого Православия. Союз с западными государями в попытке сбросить иго предполагал, как непременное предварительное условие, признание Папы главой Вселенской Церкви. Подобное предположения отнюдь не является продуктом чистой спекуляции, но основано на горьком историческом опыте, который сполна пережила Западная Русь. Александр предпочел, по словам Г. Вернадского, «дикую Азию» «цивилизованному Западу»: предпочел «отдать в рабство тело, но не исказить душу». Он отверг сделку, суть которой заключалась в продаже души за сомнительную выгоду включения в мир западного христианства на правах его неполноценного и зависимого клиента. Перед лицом агрессии с Запада, с которой он столкнулся на окраине Новгородской земли, мудрый князь предпочел терпеть иго восточных завоевателей, вместо того чтобы в неравноправном союзе с католическим орденом и с католическими королевствами Западной Европы попытаться сбросить это иго. Тем более что разорение и завоевание русских княжеств ордой Батыя осознано было на Руси как попущенное Богом наказание за грехи:

«За умножение беззаконий наших попусти Бог поганыя... нас кажа (наказуя), да быхох встягнулися (воздержались) от злых дел. И сими казньми казнит нас Бог, нахоженьем поганых; се бо есть батог (бич) Его, да негли (чтобы) встягнувеся от пути своего злаго».

Сделанный Великим князем Александром выбор предопределил на будущее исторический путь России и русского народа и место нашей страны в системе мировых цивилизаций. В представлении современных западников, этот выбор был неразумным и даже скандальным: как можно было предпочесть восточных варваров, язычников, инославным братьям по христианской вере!

(Продолжение следует)
« Последнее редактирование: 30 Июня 2021, 08:19:06 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #36 : 30 Июня 2021, 08:17:27 »

(Продолжение)

Подобный выбор в ту пору предлагался и еще одному выдающемуся русскому князю, самому могущественному в Юго-Западной Руси, – Даниилу Галицкому. В стремлении освободить свое княжество и в перспективе всю Русь от татарского ига он готов был к союзным действиям с соседними католическими государями – Польским, Венгерским, – с которыми, впрочем, в прошлом он воевал. С ним вступил в переписку Папа Иннокентий IV, и Даниил не лишил его надежды на обращение в католичество, в награду за что был удостоен королевского титула, но в конце концов на прямое требование признать для себя и своего народа высшую духовную власть Римского престола Даниил ответил отказом. И все же дипломатическими и военными средствами Галицко-Волынскую землю со временем, уже после него, включили в состав католической Польши, власть которой впоследствии распространилась на всю Западную Русь, подвергшуюся духовному порабощению, религиозному насилию, принудительной, но потом ставшей привычной для миллионов галичан унии, при том, что, как и Православие, униатство в Речи Посполитой все равно считалось хлупской (холопской) верой. В политических и конфессиональных перипетиях Галицкого княжества времен Великого князя, или, если угодно, короля Даниила явлен был прообраз, прототип последующей, до наших дней трагической, истории Галиции и всей Юго-Западной Руси – Украины.



Не раз пришлось князю Александру путешествовать в Орду: в Сарай-Бату на Волге и в столицу Империи, созданной Чингис-ханом, Каракорум. После смерти отца, Ярослава Всеволодовича, который в ставке Батыя получил от него ярлык на Владимирское и Киевское княжение, в 1247-м г., Александр сам отправился в Сарай-Бату, а оттуда уже, из улуса Джучи, вместе с младшим братом Андреем, в далекую Монголию – в Каракорум, к великому хану Гуюку, вассалом которого был тогда Батый.

Гуюк выдал Андрею ярлык на княжение во Владимире, а Александру на Великое княжение Киевское и всея Руси. Несмотря на громкость титула Александра Невского, предпочтение было в действительности оказано его младшему брату, потому что Киев был почти стерт с лица земли при его завоевании татаро-монголами, а киевляне, оставшиеся в живых и не захваченные в плен, разбежались – кто на Волынь и в Галицкую землю, кто в Полесье, а кто – во Владимиро-Суздальское княжество. Поэтому, вернувшись из Каракорума в 1249-м г., Александр не поехал в Киев, но поселился в Новгороде.

В 1252-м году, когда великим ханом в Каракоруме при поддержке Батыя стал Мунке, князья Александр и Андрей снова были вызваны в Орду. Андрей не подчинился, и Батый направил против него войско под командованием Неврюя. Андрей бежал из Владимира в Переславль, оттуда в Новгород и, наконец, в Швецию. Александру выдан был ярлык на княжение во Владимире, оставленном его братом Андреем. В 1257-м г. монгольские баскаки провели перепись податного населения на Руси. Новгород, где тогда княжил юный сын Александра Невского Василий, воспротивился переписи. Тогда в Новгород прибыл вместе с татарскими баскаками Александр и подавил бунт. Своего сына Василия он сослал в Суздальскую землю, поставив князем в Новгород его младшего брата, 7-летнего Дмитрия. В 1261-м г. по хлопотам святого Александра Невского в Орде была учреждена православная епархия в составе Русской митрополии, на которую первым епископом поставлен был Митрофан. Существующая ныне Крутицкая кафедра преемственно связана с Сарайской, или, как ее называли у нас, Сарской и Подонской епархией.

Сартак. Павел Рыженко. Часть триптиха Солнце земли Русской». 2008–2009  
 

В 1262-м г. Александр Невский отправился в Сарай-Бату, чтобы отговорить хана Берке, к тому времени принявшего ислам, от намерения провести набор годных к воинской службе мужчин на Руси в ордынское войско, что называлось тогда «данью кровью». И он преуспел в этом, но хан Берке долго не отпускал его на родину; пребывание князя в Орде затянулось почти на целый год. Там святой Александр заболел, болезнь оказалась смертельной. Существует подозрение, что он был отравлен медленно действующим ядом. Как бы то ни было, вернувшись на Русь, Великий князь преставился 14 ноября 1263-м г., 42-х лет от роду, в Городце, не доехав до своего стольного града Владимира. Перед кончиной он принял постриг и схиму с именем Алексий.

Мощи святого князя были преданы земле во владимирском монастыре Рождества Богородицы – «архимандритье великой», числившейся до середины XVI века первым монастырём на Руси. Его почитание началось сразу после кончины. Толчком к нему послужило чудо, происшедшее при его отпевании. Согласно житию Александра, когда митрополит Кирилл подошел ко гробу с разрешительной грамотой, рука почившего простерлась, как бы живая, чтобы принять грамоту. Митрополит Кирилл сказал тогда: «Зашло солнце земли Суздальской и земли Русской».

Со времени кончины святого князя прошло более века – и в ночь на 8 сентября 1380 г., в канун Куликовской битвы, пономарю монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы было видение: князь Александр, восстав из гроба, выступил «на помощь правнуку своему, Великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». Год спустя после победы князя Димитрия Донского над Мамаем на Куликовом поле во Владимире состоялось открытие мощей Александра Невского, которые были обретены нетленными. По указанию Митрополита Московского святого Киприана Александр Невский стал именоваться «блаженным». Ему установлено было местное празднование в Рождественском монастыре. В начале XVI столетия Пахомий Серб составил канон князю Александру Невскому.

Михаил Нестеров. "Александр Невский"  
 

Имя святого Александра засияло особенно ярко в эпоху, когда Русь переживала один из самых важных рубежей в своей истории. Венчанием на царство 17-летнего Великого князя Московского и всея Руси Ивана, символизировавшим преемство Третьего Рима по отношению к Новому Риму, завоеванному османами, завершился процесс восстановления Руси как самодержавного, что значило, в переводе на современную терминологию, суверенного, государства – великой державы на востоке Европы, вскоре затем отодвинувшей свои восточные границы до самого Тихого океана и таким образом вступившей в наследие Империи Чингис-хана. Александр Невский был причислен к лику общечтимых святых Русской Церкви на Соборе 1547 г., при святителе Макарии и Царе Иоанне Грозном. Митрополит Макарий повелел составить житие святого князя Александра, включенное им в Великие Четьи Минеи.

Александр Невский был причислен к лику общечтимых святых Русской Церкви при Царе Иоанне Грозном

Почитание князя Александра Невского пережило новый взлет в эпоху петровских реформ. В 1710-м г. Царь Петр повелел заложить на берегу Невы, на месте победы над шведами, одержанной Александром Невским, монастырь в его честь и перенести туда мощи святого князя из Владимира. Впоследствии этот монастырь получил наименование и статус лавры. 11 августа 1724г., когда монастырь был устроен, святые мощи были вывезены из Владимира-на-Клязьме и 30 августа установлены в церкви Благовещения Александро-Невского монастыря. Император сам участвовал в перенесении мощей. Чтобы связать свою победу над шведами в Северной войне с победой святого князя на Неве, Император повелел перенести празднование памяти Александра Невского с 23 ноября на 30 августа (дату перенесения мощей, которая совпадала с датой подписания мирного договора с побежденной Швецией в Ништадте в 1721-м г.). Кроме того, Петр I приказал, чтобы впредь святого Александра на иконах изображали не в схимническом одеянии, как преподобного, а «в ризах Великого князя». С этих пор Александр Невский стал почитаться как небесный покровитель Российской Империи и ее новой столицы, воздвигнутой Петром на месте его славной победы.

Императрица Екатерина I, выполняя волю Петра Великого, вскоре после его смерти, в 1725-м г., учредила орден Святого благоверного князя Александра Невского, который до конца существования Российской Империи занимал высокое положение в иерархии российских орденов – вслед за орденами Андрея Первозванного, Святого Владимира 1 степени и Святой Екатерины.

 

Казалось бы, политика вестернизации России, которую проводили Петр I и его преемники, расходилась с завещанием Александра Невского, ориентировавшегося на союз с Востоком в противостоянии агрессии со стороны католического Запада. Но ведь и Петр, заимствуя на Западе технические новации, научные достижения, государственные учреждения, делал это не в угоду Западу, не для того чтобы подчиниться его диктату, а чтобы, прежде всего, усилить армию, чтобы создать военно-морской и заодно торговый флот, чтобы развить и усовершенствовать в своей стране ремесла и создать промышленное производство, чтобы в конце концов Россия стала державой, способной на равных поддерживать мир и вести войны с великими государствами Европы. Рост могущества Российской Империи, запущенный Петром, продолжался, хотя и не без перерывов, и после него, достигнув своего апогея при Екатерине Великой и своего триумфа – в Отечественной войне с Наполеоном, на исходе которой Российская армия вошла в Париж.

Но не влекла ли за собой вестернизация России в послепетровскую эпоху отречение от завета святого Александра Невского – хранить душу Руси – святое Православие, угроза которому шла с Запада? Нельзя отрицать, что церковно-государственные отношения, а до известной степени и внутренний строй Русской Церкви, вследствие реформы, упразднившей патриаршество, подверглись деформации, однако она не шла так глубоко, чтобы утрачено было само Православие. Что же касается деформации в умах и сердцах людей, в русской культуре и быту, то общим местом стало колоссальное преувеличение масштабов этого процесса.

Увлечение Вольтером, Руссо или даже атеистом Дидро в XVIII столетии, масонские игры и забавы на рубеже XVIII и XIX веков – феномен, затронувший самый узкий круг общества, почти исключительно одно, хотя и высшее, сословие – дворян, составлявшее в разные периоды от 1 до 2% населения России. Но и российское дворянство, вопреки распространенному у нас искаженному представлению о степени его денационализации, подверглось лишь самой поверхностной вестернизации, в основном в бытовой сфере – сбрили бороды, переоделись из кафтанов в камзолы, поменяли манеры, но не нравы. В современной публицистике нередко можно обнаружить диковинные суждения – мол, в XVIII и XIX веках русские дворяне едва ли не лучше понимали и говорили по-французски, чем по-русски. Подобная оценка представляет собой курьезное преувеличение даже по отношению к дворянской аристократии, к придворному кругу, в котором все были друг с другом знакомы и который насчитывал от 300 до 500 семей, что не намного превосходило число дворянских семей одного из уездов Российской Империи. Свободное знание французского языка и, значительно реже, немецкого, но отнюдь не английского, само собой разумелось при дворе. В экзотических случаях в этом кругу и в самом деле французским языком владели лучше, чем родным, – например, дядя А. И. Герцена, дипломат Яковлев, который провел полжизни за границей, знал французский язык лучше родного, что не мешало ему отстаивать интересы России в переговорах с западными государями, министрами и дипломатами, а отец того же писателя читал почти исключительно французских писателей. Но это никак не характеризует провинциальную массу российских дворян. Вспомним помещиков из гоголевских «Мертвых душ» или его же «Старосветских помещиков», отнюдь не карикатурных, в отличие от Ноздрева и Собакевича. На французов они мало похожи, ни франкофонами, ни даже галломанами они не были. Но и люди из высшего света, при умении и привычке свободно говорить по-французски, все же оставались в душе своей русскими. Характерным свидетельством этого феномена может служить остроумное замечание умнейшего наблюдателя Жозефа де Местра, который бежал из революционной Франции в Россию – «Поскреби русского – найдешь татарина». Это свое суждение он вынес из общения с петербургским светом, в котором свободно умели говорить на его родном языке. Де Местр природных татар не знал, он всего лишь констатировал, что за французским языком и западными манерами скрывается в русском аристократе не француз и не немец, а человек, душа и ум которого скроены на иной, не западный лад, что он и обозначил словом «татарин». К высшему свету принадлежали полководцы, и среди них М. И. Кутузов, разгромившие, видимо, к удовлетворению роялиста Ж. де Местра, Наполеона, спасшие страну от чужеземных завоевателей и тем самым сохранившие верность заветам святого Александра Невского.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #37 : 30 Июня 2021, 08:20:21 »

(Окончание)

Потом, правда, юные выходцы из высшего общества, обольщенные политическими институтами Запада, попытались совершить революцию, или, скорее, дворцовый переворот, но потерпели поражение. Однако провалившийся гвардейский путч на Сенатской площади не остался бесследным. От декабристов потянулась цепочка к петрашевцам, нигилистам 1860-х гг., народникам, эсерам и социал-демократам. В разгар мировой войны, в феврале 1917 г., Российская Империя пала жертвой революции. В октябре 1917 власть в Петрограде и Москве захватили большевики, овладевшие на исходе братоубийственной смуты всей страной.

В мае 1922 г. было совершено публичное вскрытие мощей святого князя Александра Невского

Новая власть, открыто декларировавшая свой атеизм, развязала гонения на Церковь, гонения на память святых. Затеяна была кампания по вскрытию мощей угодников Божиих. В мае 1922 г. по указанию правившего тогда в Петрограде Зиновьева было совершено кощунственное действо – публичное вскрытие мощей святого князя Александра Невского, после чего серебряная рака, в которой они почивали, была перемещена в Зимний дворец, включена в коллекцию Эрмитажа, а сами мощи вначале выставлены на общее обозрение, чтобы смутить немощных в вере христиан их неполнотой, а затем отправлены в музей истории религии и атеизма, устроенный в Казанском соборе.

В официальной советской историографии в 1920-е гг. и в первой половине 1930-х гг. господствовала концепция марксиста М. Н. Покровского, основанная на русофобских формулах: «Россия – тюрьма народов», «Россия – жандарм Европы». Правители России, выдающиеся государственные деятели прошлого и великие полководцы представлены были М. Н. Покровским и его последователями в карикатурном виде, клеймились как реакционеры, захватчики чужих земель, угнетатели покоренных народов, эксплуататоры трудящихся. Святой князь Александр Невский охарактеризован был в самом черном свете, и при этом – абсурдно – как «приспешник новгородской торговой буржуазии».

Успехи большевиков в закрытии церквей, в истреблении духовенства и ревностных мирян были ошеломляющими, а вот изгнать религиозную веру из человеческих сердец им не удалось. По результатам социологического опроса, проведенного в 1937-м г., особенностью которого было то, что имя опрошенного фиксировалось в формуляре, оказалось, что две трети сельского населения и треть городского, при том, что горожане в то время составляли четверть всего населения страны, назвали – хочется сказать исповедали себя – верующими. Репрессии против духовенства, как, впрочем, и против других элементов, продолжались, причем с нарастанием масштабов, и во второй половине 1930-хх, но уже в середине 1930-х власть предприняла радикальную ревизию идеологического курса. Руководством страны было осознано, что в неизбежной предстоящей войне стране не выдержать, если по-прежнему опираться исключительно на идеологию интернационализма, которая у поэта-идеалиста звучала как мечта о том, чтобы «в мире без Россий и Латвий жить единым человечьим общежитьем», в то время как у другого и совсем не великого, а мелкого поэта эта идеология выражена была с русофобским акцентом и на манер хулиганский: «Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского. Зачем им пьедестал? ...Случайно им мы не свернули шею… Подумаешь, они спасли Расею! А может, лучше было не спасать?» Впрочем, чтобы быть справедливым и по отношению к автору этих виршей Алтаузену, надо отметить, что он погиб в Великую Отечественную войну в 1942-м г., защищая Россию, которую он в своих стихах спасать не хотел.

Ревизия официальной историографической доктрины, в ходе которой М. Н. Покровский, к тому времени уже покойный, был охарактеризован как «вульгарный марксист», а его верные последователи, не успевшие перестроиться и запеть на новый лад, подвергнуты репрессиям, обозначала замену русофобского интернационализма на советский патриотизм, который оказался совместим с почитанием выдающихся государственных деятелей и военачальников дореволюционной России. В этом контексте Александр Невский был не только «реабилитирован», но и причислен к сонму великих полководцев.

В плане административно-бюрократическом этот перелом начался еще в 1934-м г., когда было принято решение возобновить преподавание истории в школе – в 1920-е гг. вместо истории стали преподавать обществоведение. Уже тогда была подвергнута критике однобокая интерпретация истории России с акцентом на негативных явлениях. А вот во всеуслышание на всю страну этот перелом символизировал снятый в 1938-м г. гениальный фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» с прекрасной музыкой С. Прокофьева, который на широкий экран вышел не сразу, а только в 1941-м г., после нападения фашистской Германии на Советский Союз.

П. Басин “Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества”  
 

Имя князя Александра Невского, рядом с именами князя Димитрия Донского, Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, прозвучало в речи Сталина на памятном параде 7 ноября 1941 г. В тексте этой речи присутствуют узнаваемые параллели с обращением к пастве, которое составил Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Сергий в самый день нападения врага на нашу страну – 22 июня. 29 июля 1942г. был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Александра Невского. Со стороны Русской Православной Церкви организован был сбор пожертвований на строительство авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Имя святого князя Александра стало символом борьбы с германской агрессией на русские земли. Православные люди верили и верят, что осажденный Петербург-Ленинград не был взят врагом не только благодаря подвигу его защитников, но и по молитвенному заступничеству святого князя Александра Невского.

Имя святого князя Александра стало символом борьбы с германской агрессией на русские земли

Через 40 лет после Великой Отечественной войны в нашей стране начались радикальные перемены. После угара 1990-х гг. российское общество опомнилось, осознав, что отказ от официальной марксисткой идеологии не должен был сопровождаться распадом государства и поступлением в ученики и вассалы Запада. Памятный социологический опрос 2008 г. показал, что российский народ сохранил верность заветам святого князя Александра, разгромившего пришельцев с Запада на льду Чудского озера. Правда, со времени Ледового побоища много воды утекло. Духовные вожди современного «Drang nach Osten» (натиска на Восток) пребывают ныне не в Риме, как в эпоху Александра Невского, хотя галицийское униатство сыграло свою роль в трагедии братской Украины. Но самые агрессивные враги православной России и всего Православия ныне уже не прикрываются христианским именем, откровенно пропагандируя идеи, радикально расходящиеся с евангельской этикой и с иными традиционными нормами человеческой морали. Как и в эпоху святого князя Александра Невского, агрессия эта грозит нам отнюдь не с Востока, но и живущие на Западе христиане, как и инаковерующие приверженцы традиционных моральных ценностей на разных континентах, способны к солидарным действиям против «мироправителей тьмы века, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12) и их добровольных приспешников, толкающих мир к антропологической катастрофе – к упразднению человека, каким его создал Господь.

Протоиерей Владислав Цыпин

22 июня 2021 г.


https://pravoslavie.ru/140044.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #38 : 03 Сентября 2021, 00:08:52 »

В МОСКВЕ ОТКРЫТ ПАМЯТНИК БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Москва, 2 сентября 2021 г.

   

1 сентября 2021 года в Москве состоялось открытие памятника благоверному князю Александру Невскому. Он установлен на территории Александро-Невского храма — Патриаршего подворья при МГИМО (У) МИД России, сообщает Патриархия.ru. Автор проекта — московский скульптор Карэн Саркисов.

В торжественной церемонии открытия приняли участие: министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.А. Турчак, префект ЗАО г. Москвы А.О. Александров, ректор МГИМО А.В. Торкунов, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, российский журналист и телеведущий, член Попечительского совета по установке памятника Е.Г. Попов, декан Факультета международной журналистики МГИМО Я.Л. Скворцов, настоятель храма святого Александра Невского протоиерей Игорь Фомин, а также преподаватели и студенты МГИМО, прихожане храма и многочисленные гости.

Обращаясь к участникам торжественного открытия памятника, С.В. Лавров отметил, что Александр Невский был великим государственным деятелем, который думал прежде всего о государственности своей страны, о сохранении ее культурного и религиозного кода, сочетая при этом в себе качества полководца и дипломата.

«Мы в духе традиций Невского, впитав его уроки, готовы искать компромисс. Но для этого нужно сесть за стол и по-честному и равноправно договариваться. И этот завет князя всегда будет оставаться в основе нашей внешней политики», — сказал глава внешнеполитического ведомства, отметив, что Александр Ярославич умел находить баланс интересов, которые устраивали как его, так и партнеров.

А.А. Турчак подчеркнул, что «слова Александра Невского навсегда вошли в летопись, в нашу память — "Не в силе Бог, а в правде", и пока правда вместе с нами, наша страна непобедима». Сенатор также передал храму святого благоверного Александра Невского икону, написанную в особой рельефной технике, что делает ее доступной для слабовидящих.

Е.Г. Попов поблагодарил местных жителей, чья «гражданская активность… позволила в достаточно сжатые сроки открыть памятник», и отметил важность того, что «люди продолжают обращаться к заветам, которые оставил великий князь; вся его жизнь — яркий пример служения Отечеству».

Чин освящения памятника и переданной иконы совершил клирик Александро-Невского храма священник Александр Кузнецов.

После церемонии открытия министр иностранных дел России и другие почетные гости возложили к монументу цветы.

По материалам сайтов Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и МГИМО

https://pravoslavie.ru/141517.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #39 : 15 Сентября 2021, 15:04:58 »

Щит и нимб. Александр Невский. Воин. Документальный фильм



Телеканал СПАС

7 сентября 2021 г. на «Спасе» состоится премьера документального сериала «Щит и нимб», посвященного жизни Александра Невского

В 2021 году отмечается 800 лет со дня рождения великого русского правителя, полководца и святого Александра Невского. К этой дате телеканал «СПАС» подготовил документальный сериал «Щит и нимб», повествующий о молитве и миссии древнерусского князя.

Ведущий проекта Борис Корчевников попытается воссоздать документальный портрет Александра Невского и понять, каким был в жизни этот человек – воин, политик, правитель, святой? Какова его истинная миссия и роль в истории нашей страны и нашей веры?

БОРИС КОРЧЕВНИКОВ, ведущий проекта «Щит и нимб»: «В этом человеке отразилась простая русская формула: либо Россия с Богом — и тогда это великая страна, которая проходит через любые испытания и к которой тянется весь мир, либо — без Бога, но тогда нет России, она просто погибнет. И Александр Невский этот выбор сделал, положив начало столетий невероятного русского пути и вдохновив других на такой же выбор. Если мы это забудем, сменим колею, то все оборвется.

Именно поэтому я вглядываюсь в этого человека, ставшего под конец жизни монахом, с молитвой и благодарностью за самую удивительную на планете страну и историю, которую он во многом нам подарил. И продолжает эту историю — уже вместе с нами — проживать и направлять».

Серия 1. Воин

См.видео по нижеприведённым ссылкам:

https://yandex.ru/video/preview/?text=фильм%20щит%20и%20нимб&path=wizard&parent-reqid=1631703575383937-17932611908650145497-sas5-9950-2d8-sas-l7-balancer-8080-BAL-2173&wiz_type=vital&filmId=10361942850903690701

https://www.youtube.com/watch?v=EnY2lKF6zPY
« Последнее редактирование: 15 Сентября 2021, 15:07:29 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #40 : 15 Сентября 2021, 15:26:03 »

ЩИТ И НИМБ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ПРАВИТЕЛЬ. СЕРИЯ 2





🕯Собор святой Софии в Новгороде - один из древнейших храмов Руси. Здесь произошло вокняжение юного Александра Ярославовича. Князь Великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных в дома собрал их. Александр Невский стал одним из первых собирателей русских земель.

🛡«Жизнь князя - настоящий исторический урок, не усвоив который мы ничего не сможем понять о себе» - говорит ведущий Борис Корчевников.

Какого правителя мы видим в Александре Невском? И что сделал князь для Святой Руси?

📍Вторая серия документального сериала «Щит и нимб. Правитель» на телеканале Спас.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=yxVaxyLoS8M

https://yandex.ru/video/preview/?text=фильм+щит+и+нимб&path=wizard&parent-reqid=1631703575383937-17932611908650145497-sas5-9950-2d8-sas-l7-balancer-8080-BAL-2173&wiz_type=vital&filmId=3941559711773249676&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DyxVaxyLoS8M
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #41 : 15 Сентября 2021, 15:32:13 »

ЩИТ И НИМБ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ПОЛИТИК. СЕРИЯ 3



Телеканал СПАС

📌Мужественный, смелый, доблестный воин, не знавший поражения, он был обречён пройти через узкие врата политических компромиссов, чтобы сохранить Русь и ее народ.

Именно сохранение православной веры и было главной целью Александра Ярославовича во взаимоотношениях с ордой.

📌Не дать погубить себя Руси в неразумном младенчестве - это ядро политики Александра Невского.

Среди шума мира, великих побед, трудов и испытаний он хотел быть наедине с Богом.

 Этому посвящена третья серия проекта «Щит и нимб. Правитель»

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=xiWpfcha45s
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #42 : 15 Сентября 2021, 15:37:17 »

ЩИТ И НИМБ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. СВЯТОЙ. СЕРИЯ 4



Телеканал СПАС

📌Александр Невский закончил свой земной путь, когда ему было 42 года. О небывалом проишествия свидетельствуют очевидцы - Кирилл митрополит и Севастьян-эконом: мёртвый человек протягивает руку и сам берет у митрополита разрешительную молитву.

📌«С этого момента началось почитание князя как святого. По Неве в Санкт-Петербург были доставлены святые мощи Александра Невского. Князь навсегда стал небесным покровителем северной столицы, а значит и всей России. Александр Невский и сегодня молится о России, молится о нас с вами» - говорит ведущий Борис Корчевников.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=T4Pu3MD3U0k

https://yandex.ru/video/preview/?text=фильм%20щит%20и%20нимб&path=wizard&parent-reqid=1631703575383937-17932611908650145497-sas5-9950-2d8-sas-l7-balancer-8080-BAL-2173&wiz_type=vital&filmId=1427446475043596707
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #43 : 15 Сентября 2021, 17:05:03 »

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ПРИВЕЛ АТЕИСТА К ВЕРЕ/ЧУДЕСА НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ. ПИСАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР ПОТРЕСОВ



Телеканал СПАС

📌 «Александр Невский был в первую очередь православным воином.
Русь для него была носителем этого Православия. Он защищал Русь, как свою паству, фактически встал во главе войска гигантского государства, когда ему было всего пятнадцать лет.

📌Сложно быть похожим на человека, который на много голов выше тебя, гордишься, что хоть как-то можешь быть сопричастным этой личности» - говорит писатель Владимир Потресов.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=OZ8gvnBOP0o
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 91378

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #44 : 15 Сентября 2021, 18:01:19 »

Святейший Патриарх Кирилл: Событие, свидетелями которого мы являемся, имеет большое духовное значение

Самолва (Псковская область), 12 сентября 2021 г.

   

11 сентября 2021 года в деревне Самолва в Псковской области состоялась церемония открытия мемориального комплекса «Князь Александр Невский с дружиной», сообщает Патриархия.ru.

На торжественном мероприятии присутствовали Президент Российской Федерации В.В. Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, помощник Президента, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский и губернатор Псковской области М.Ю. Ведерников.

«Событие, свидетелями которого мы являемся, имеет большое духовное значение, потому что в центре деяний князя Александра Невского была идея защиты веры», — заявил в ходе церемонии Предстоятель Русской Православной Церкви, слова которого приводит «Псковское агентство информации».

«Сегодня мы говорим о стране, народе, нашей вере. В этих словах — преемственность от той традиции, которую закладывали такие герои, как Александр Невский. Дай Бог, чтобы этот дух, внутренняя сила не покидали наш народ, чтобы никакие соблазны не поколебали уверенности в патриотических позициях. Александр Невский из глубины веков ищет любви к родной земле, к родине и способности ограждать православную веру от всяких воздействий, которые в современных условиях реализуются не посредством крестовых походов, но другими способами. В этом месте хотелось бы сказать: Господи, храни Землю русскую!» — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл.

https://pravoslavie.ru/141711.html


Российская газета
Записан
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!