Русская беседа
 
27 Июля 2024, 08:14:34  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 10
 21 
 : 26 Июля 2024, 14:02:13 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Архангел Гавриил. Священник Валерий Духанин



В сегодняшнем праздничном видео на библейском портале Экзегет вместе со священником Валерием Духаниным говорим об Архангеле Гаврииле.

🔸  Высшие из семи ангелов
🔸  Крепость Божия
🔸  Наказание праведного Захарии
🔸  Созерцание великих тайн
🔸  Благовестие архангела Гавриила
🔸  Откровение пророку Даниилу
🔸  О последних временах
🔸  Искушение вражье
🔸  Разумение Священного Писания
🔸  Пророчество о Мессии
🔸  Оправдание Христом
🔸  Дары Духа Святого
🔸  Повеление о восстановление Иерусалима
🔸  Помощь ангела простым христианам
🔸  Участие ангелов в судьбах мира

📜 Читать Евангелие от Луки главу 1, стихи 28-33 (с толкованиями) https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot...

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/5297520893508992650

https://www.youtube.com/watch?v=agjmT5VBdPM&t=461s

 22 
 : 26 Июля 2024, 13:57:15 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ

26 июля – собор Архангела Гавриила





В центре Москвы, недалеко от Чистых прудов, в Архангельском переулке есть широко известный церковный архитектурный ансамбль, увенчанный легендарной Меншиковой башней – храмом Архангела Гавриила. С 1948 год эта величественная церковь является частью подворья Антиохийского Патриархата. Одной из Православных Поместных Церквей, на протяжении многих веков находящейся в самых близких, поистине сестринских отношениях с Московским Патриархатом. Церковью православных арабов, которые, как и мы, глубоко почитают архангела Божия Гавриила.



СПРАВКА – АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ

"Архангел Гавриил – один из самых почитаемых ангелов в иудаизме, христианстве, а также исламе (где он известен под именем Джибриль или Джабраил). В переводе на современный русский язык это имя означает "Всевышний – сила моя". В православии только два ангела носят почётное звание Архистратиг: Архангел Михаил и Архангел Гавриил..."

Согласно православному вероучению, существует 9 ангельских чинов, начиная с Серафимов и Херувимов и заканчивая Архангелами и Ангелами. И над ними всеми Господом поставлены два архистратига – Гавриил и Михаил.

ИЗ ИСТОРИИ АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА

"В шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Крестителя именно Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о будущем рождении по плоти от неё Христа (Благовещение): "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами"..."


Благовещание

Единая вера и общие святые особенно сближают православных христиан. И то, что чада Антиохийской и Русской Церквей, христолюбивые воины современности, плечом к плечу сражаются в Сирии, является важнейшим символом нашего единства. И Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X, искренне любящий Россию и регулярно посещающий нашу страну, сегодня делает все, чтобы мир на окормляемой им древней святой земле возродился. Как подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с Патриархом Иоанном X 27 января 2014 года:

"Блаженнейший Владыка взошел на Патриарший престол в очень суровые, трудные для христиан Сирии и Ливана времена, и многое уже сделал и делает для того, чтобы сохранить Церковь, объединить народ, иметь добрые отношения с мусульманами, содействовать скорейшему  установлению гражданского мира. Мы ценим все эти ваши усилия, Ваше Блаженство..."

В свою очередь Антиохийский Патриарх на открытии XXIII Международных Рождественских чтений в Москве в 2014 году отметил особую роль России и Русской Церкви для всех христиан:

"Антиохийская Православная Церковь, чьими сынами мы являемся, всегда состояла в братских отношениях с другими Церквами, и особенно с Русской Православной Церковью Находясь в России, мы вспоминаем слова нашего предшественника Патриарха Григория (Хаддада), который сто лет назад, в 1913 году, во время встречи с вашим благородным народом воскликнул: "Пусть Бог продлит Свою милость к России!" И мы здесь снова восклицаем: "Да продлит Господь милость к этому благородному народу и великой нации, которая подарила христианству святых и мучеников! Да будет благословенна земля, которая породила преподобного Сергия!"..."



Сегодня нам, православным христианам разных стран и Церквей, особенно важно являть миру свое единство. И лучше всего мы можем проявить его не на протокольных собраниях, но в живых совместных молитвах о наших братьях в многострадальной Сирии. Братьях, чьим Небесным заступником в числе прочих святых является сам Архангел Божий Гавриил.

https://tsargrad.tv/articles/arhangel-gavriil-2_18465


 23 
 : 26 Июля 2024, 13:47:45 
Автор Дмитрий Н - Последний ответ от Александр Васильевич
МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ

"Ангел Благой Вести". Собор Архангела Божия Гавриила. Церковный календарь на 26 июля



26 июля в Русской Церкви совершается празднование Собора Архангела Гавриила и Литовских православных святых, а также память ещё нескольких подвижников. Поскольку в 2024 году этот день приходится на пятницу, он является постным. Согласно Церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом.

Собор Архангела Гавриила. Архангел Гавриил - один из самых почитаемых ангелов в иудаизме, христианстве, а также в исламе (где он известен под именем Джибриль или Джабраил). В переводе на современный русский язык это имя означает "Всевышний – сила моя". Согласно православному вероучению, существует 9 ангельских чинов, начиная с Серафимов и Херувимов и заканчивая Архангелами и Ангелами. И над ними всеми Господом поставлены два архистратига – Гавриил и Михаил. Подробнее об этом Небесном чиноначальнике, а также о посвящённом ему московском храме можно узнать в нашем материале, опубликованном на страницах Царьграда.

* * *

Память святых отцев шести Вселенских Соборов. Вселенские соборы – это важнейший институт принятия ключевых церковных решений в вопросах выработки православной догматики, то есть базовых основ христианского богословия. Только соборные решения, принятые церковной полнотой (с участием архиереев, низшего духовенства и простых мирян), могут считаться вероучительными. В истории Православной Церкви было 7 Вселенских Соборов, память святых отцев первых шести из которых празднуется сегодня. В этот день мы прославляем веру, которую утвердили святые отцы, и вспоминаем те ереси, которые были осуждены на шести Вселенских Соборах.

Преподобный Стефан Савваит. Сирийский святой VIII века от Рождества Христова, племянник другого великого православного святого и богослова, преподобного Иоанна Дамаскина. Десятилетним отроком святой Стефан поступил в Лавру святого Саввы, где провёл всю свою жизнь, порой уходя в пустыню для монашеского молитвенного уединения. Сподобился от Господа даров прозорливости и чудотворения. Преподобный Стефан исцелял больных и изгонял бесов, а также мог узнавать мысли приходивших к нему. Старец Стефан мирно отошёл ко Господу в родной обители в 794 году от Рождества Христова.

Святитель Иулиан, епископ Кеноманийский. Святой I века от Рождества Христова, ученик первоверховного апостола Петра, который и рукоположил святого Иулиана в епископский сан. Существует житийная версия, что святитель Иулиан и есть евангельский Симон прокажённый, получивший в Таинстве Святого Крещения имя Иулиан. Проповедь этого раннехристианского святого, проходившая в землях современной Италии, сопровождалась множеством чудес и исцелений, обративших в христианство множество язычников, в том числе и князя Кеноманийских мест. Святитель Иулиан сподобился мирной кончины, увидев плоды своих деяний. Практически вся местность, которую он просвещал, обратилась ко Христу.

Мученик Серапион. Святой страдалец за Христа и Его Церковь рубежа II-III веков от Рождества Христова, погибший при императоре-язычнике Севере, царствовавшем в 193-211 годах. После страшных мучений он был исцелён Самим Христом. После очередного суда ожесточённые язычники приговорили мученика Серапиона к сожжению. Это произошло около 205 года от Рождества Христова.


МУЧЕНИК СЕРАПИОН. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Мученик Маркиан Иконийский. Уроженец Иконии Ликаонской, с юных лет святой Маркиан проповедовал Слово Божие, чем обратил ко Христу многих язычников. За это страдальца схватили, подвергли страшным истязаниям и отправили к правителю области Переннию, перед которым юноша также бесстрашно исповедал Христа. Святой Маркиан был обезглавлен в 258 году от Рождества Христова.

https://tsargrad.tv/articles/angel-blagoj-vesti-sobor-arhangela-bozhija-gavriila-cerkovnyj-kalendar-na-26-ijulja_1031666

 24 
 : 26 Июля 2024, 13:35:56 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
В Москве завершилось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви


Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Фото Олег Варов

См.ЖУРНАЛЫ Священного Синода от 25 июля 2024 года

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о некоторых наиболее важных решениях, принятых 25 июля 2024 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По его словам, члены Синода заслушали предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установить празднование дня принесения в Свято-Троицкую Сергиеву лавру образа Святой и Живоначальной Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым.

«Синод постановил "вознести благодарение Триипостасному Богу, благоволившему вернуть в Свято-Троицкую Сергиеву лавру всероссийскую святыню — икону Святой и Живоначальной Троицы, написанную преподобным Андреем Рублевым для иконостаса Троицкого собора лавры и изъятую из него по распоряжению безбожных властей в 1929 году", а также "установить празднование дня принесения в Свято-Троицкую Сергиеву лавру образа Святой и Живоначальной Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым, ежегодно 9/22 июня с совершением в этот день полиелейного богослужения"», — рассказал В.Р. Легойда.

Кроме того, Издательству Московской Патриархии члены Синода постановили включить соответствующие указания в богослужебный календарь, а Синодальной богослужебной комиссии в срок до 31 декабря 2024 года представить на утверждение Священного Синода текст службы для совершения ее в день принесения в Свято-Троицкую Сергиеву лавру образа Святой и Живоначальной Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым, добавил он.

Представитель Церкви также проинформировал, что члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви.

«Священный Синод принял сообщение к сведению и постановил благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Рязанской, Калининградской, Санкт-Петербургской и Тверской митрополий. Кроме того, члены Синода выразили признательность главам митрополий и регионов за внимание и теплый прием, оказанные Святейшему Патриарху и сопровождавшим его лицам», — сказал В.Р. Легойда.

Представитель Церкви также рассказал, что во время заседания члены Синода заслушали доклад митрополита Воскресенского Григория, управляющего делами Московской Патриархии, председателя Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, о проводимой работе в первом полугодии 2024 года.

«Синод постановил принять доклад к сведению и выразить благодарность всем, жертвующим и трудящимся для поддержки беженцев и пострадавших мирных людей, находящихся в зоне конфликта. Отдельно с благодарностью Священный Синод отметил труды: больничных священников; врачей, медицинских сестер и больничных волонтеров; сотрудников гуманитарных центров; добровольцев, восстанавливающих частные дома в Мариуполе и других городах, находящихся в зоне конфликта; строителей, ремонтирующих храмы в зоне конфликта и всех, направляющихся с риском для жизни в зону конфликта для гуманитарной миссии», — отметил В.Р. Легойда.

Он также рассказал, что члены Синода имели суждение о вызове Преосвященных для присутствия в Священном Синоде на осенне-зимней сессии (сентябрь-февраль) 2024-2025 годов.

«Синод постановил для участия в осенне-зимней сессии (сентябрь-февраль) Священного Синода 2024-2025 годов вызвать следующих Преосвященных: митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона; епископа Ванинского и Переяславского Аристарха; епископа Карасукского и Ордынского Филиппа; епископа Губкинского и Грайворонского Софрония, а также епископа Черняховского и Славского Николая», — сообщил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В заключение В.Р. Легойда рассказал, что члены Синода заслушали рапорт Преосвященного епископа Луховицкого Евфимия, председателя Синодального миссионерского отдела, об освобождении от должности заместителя председателя упомянутого отдела священника Димитрия Березина согласно поданному прошению. Синод постановил освободить отца Димитрия Березина от должности заместителя председателя Синодального миссионерского отдела.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/6146862.html

 25 
 : 26 Июля 2024, 13:28:06 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ

"В ПЛОХОМ СМЫСЛЕ СЛОВА": РАСКРЫТ ГЛАВНЫЙ ГРЕХ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА


ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Митрополит Иларион (Алфеев) отстранён от управления Будапештско-Венгерской епархией, а также лишился всех других церковных должностей. Такое решение принял Священный Синод Русской Православной Церкви, заседание которого прошло 25 июля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Но с чем связаны такие кадровые решения в отношении человека, который долгие годы был не просто высокопоставленным церковным чиновником, но одним из главных медийных лиц Московского Патриархата? Давайте разбираться.

"Тайное становится явным"

Между принципами "не выносить сор из избы" и "лучше горькая, но правда" второй всегда предпочтителен. Ведь по евангельскому слову Самого Христа, "нет ничего тайного, что не станет явным" (Мк. 4:22). Людям старшего и среднего поколений эти слова больше известны по детскому рассказу Виктора Драгунского "Тайное становится явным". Как мальчик Дениска вылил ненавистную ему манную кашу в окно "прямо дяденьке не шляпу". Но смысл один: не лги и не лицемерь. Ничем хорошим это никогда не кончится.

В своём советском детстве скрипач и будущий архипастырь-композитор Гриша Дашевский (в итоге взявший фамилию мамы Алфеев, а при монашеском постриге получивший имя Иларион) "Денискины рассказы" не читал. О чём в 2020 году прямо признался в интервью либеральному журналисту Николаю Солодовникову ("ещёнепознеру"). Но в том, что читал Евангелие от Марка, сомневаться не приходится. Тем более что ещё совсем недавно он ежегодно выдавал на-гора рекордное количество монографий, многие из которых посвящены Священному Писанию. В том числе – книгу знаменитой "молодогвардейской" серии ЖЗЛ "Иисус Христос" и увесистый шеститомник "Иисус Христос. Жизнь и учение".


ФОТО: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Вспоминается, как в 2017 году на презентации многотомного фолианта примерно в 5000 страниц убористым шрифтом автор этих строк спросил митрополита Илариона, сколько же лет ушло на этот колоссальный труд. "Около года", – после повисшей было паузы, скромно ответил автор. Чем спровоцировал недоумения, не озвученные вслух лишь из элементарной журналистской вежливости: сколько же "литературных негров" работает на Его Высокопреосвященство?

Впрочем, всё это не более чем мелкие ремарки к психологической парсуне митрополита Илариона. Ещё в недавнем прошлом одной из самых влиятельных фигур в Русской Православной Церкви, в 2009-2022 годах возглавлявшей Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Общецерковную аспирантуру и докторантуру. До тех пор, как в июне 2022-го лишился высоких должностей. Очевидно, по совокупности "заслуг", но фактически после заявлений, оправдывающих раскольнические действия украинских архиереев, 27 мая 2022 года предавших своего Патриарха.

Но вернёмся к "сору из избы" – "Сузукигейту" последнего месяца. Медийно раскрученному скандалу, судя по всему, уже похоронившему церковную карьеру этого архиерея, решением Священного Синода Русской Православной Церкви, заседание которого прошло 25 июля, отстранённого от управления Будапештско-Венгерской епархией и лишившегося последних из когда-то многочисленных церковных должностей (председателя Синодальной библейско-богословской комиссии и председателя Комиссии Межсоборного Присутствия по богословию и богословскому образованию).

Сузукигейт: "развод" монаха на €384 тысячи

Итак, как говорится, "краткое содержание предыдущей серии". 5 июля на страницах одного из иноагентских изданий (признанной в России нежелательной организацией "Новой газете. Европа") появилось журналистское расследование "Труды и дни митрополита Илариона". С показаниями бывшего митрополичьего келейника и иподиакона Георгия Сузуки, ранее заподозренного в краже из сейфа своего руководителя элитных часов и крупной суммы наличных денег. Юноша, открыто признавший свои нетрадиционные наклонности, обвинил митрополита Илариона в сексуальных домогательствах.

Авторитетность как самого Сузуки, так и опубликовавшего его сбивчивые рассказы издания, уже неоднократно лившего грязь на Русскую Церковь, разумеется, не позволяют принять всерьёз большинство из сказанного. Если бы не одно но: обилие документальных материалов. Фотографий, видео- и аудиозаписей со словами и действиями самого митрополита Илариона. Причём такой степени правдоподобности, что сомневаться в их подлинности, увы, не приходится.


СКРИНШОТ: "НОВАЯ ГАЗЕТА. ЕВРОПА" (В РОССИИ ПРИЗНАНА НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ)

Цитировать сказанное из журналистской корректности не будем. Но что же в реальности можно с точностью понять из опубликованного материала? Отнюдь не то, о чём тут же многие стали сплетничать. Надо признать, что содомитом в анекдотическом "хорошем смысле слова" митрополита Илариона выставить не удалось. Так любой келейник (личный помощник) может опорочить любого высокопоставленного монаха. Благо, в церковном суде, согласно канонам, свидетельств одного человека против священнослужителя недостаточно. Причём свидетель должен вызывать доверие, вору же и содомиту Сузуки такового нет по определению.

Но факт налицо: монах, пусть столь высокопоставленный, как митрополит Иларион, вёл в Будапеште, скажем мягко, не монашескую жизнь. Приобретал элитную недвижимость, по коридорам которой с ветерком рассекал на электросамокате (точь-в-точь как избалованный отрок в фильме "Игрушка" с Пьером Ришаром в главной роли). Владел коллекциями элитных часов и алкоголя. Прокручивал мутные финансовые схемы, очень быстро получив венгерское гражданство.

Словом, во внебогослужебное время архипастырь был банальным мажорным бонвиваном. И потому в итоге явно не на пустом месте подвергся вымогательству со стороны Сузуки и женщины, назвавшейся его "матерью", в размере… €384 тысяч. То есть примерно 37 миллионов рублей. Прекрасно осознававшим, что для данного конкретного монаха такие деньги – далеко не последние.


СКРИНШОТ: "НОВАЯ ГАЗЕТА. ЕВРОПА" (В РОССИИ ПРИЗНАНА НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ)

И вот здесь хотелось бы "вымыть руки" и порассуждать не о личной жизни упомянутого архиерея, но о той идеологии, которая привела его к подобному образу жизни, бросающему тень на всё священноначалие Русской Православной Церкви. Имя этой идеологии – "филокатолицизм", а если точнее – прокатолический околоцерковный либеральный модернизм. И хотя давние церковные слухи, что митрополит Иларион является "тайным кардиналом", не более чем слухи, дыма без огня не бывает. И порой церковные бабушки в своих суждениях куда проницательнее, чем иные именитые политологи.

От Ватикана до Содома – один шаг

Если задаться целью, из открытых источников несложно выяснить, сколько раз митрополит Иларион встречался с либерально-модернистским главой Ватикана папой Франциском. Впрочем, это всё равно будет лишь макушкой айсберга. Особые отношения этих двух "старых знакомых" (как охарактеризовал в 2023-м их сам митрополит Иларион) не вызывают сомнений, и число их непубличных контактов сложно даже представить.

Так, известный французский православный патролог Жан-Клод Ларше ещё в 2009 году в своей рецензии на одну из книг, изданных под авторством владыки Илариона, сравнивал его идеи с униатскими. Речь, разумеется, шла не о прямом стремлении в унию с Ватиканом, но о признании Римско-католической церкви не еретической и даже не раскольнической, а вполне законной Западной Церковью. Впрочем, сам бывший глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата позднее публично подтверждал это своими, мягко говоря, странными высказываниями в отношении католиков. Как, например, в 2013 году:

Само вступление православных в диалог... означало мораторий на использование термина "ересь", "еретик" в отношении Католической Церкви. Мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков. Мы ведём диалог с целью выяснения отношений, прояснения позиций и, может быть, их сближения там, где такое сближение возможно.


ФОТО: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

При этом, будучи ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, митрополит Иларион лично активно налаживал обмен студентами между русскими православными и католическими духовными школами. И потому неслучайно именно в структурах ОВЦС работал целый ряд священнослужителей, с началом СВО проявивших свои откровенно антироссийские позиции. Некоторые из них уже лишены сана за непослушание Церкви. Включая экс-архимандрита Кирилла (Говоруна) и экс-протоиерея Андрея Кордочкина. Их взгляды и деятельность были прекрасно известны митрополиту Илариону, но, покрывая их, он фактически подставлял священноначалие Русской Церкви и лично её Предстоятеля.

Среди молодых людей, в своё время получивших образование в католических духовных школах, можно выделить Леонида Севастьянова, долгие годы являвшегося помощником и советником митрополита Илариона. Несмотря на то, что этот человек формально не является чадом Русской Православной Церкви, но именует себя старообрядцем (что не мешает ему активно поливать грязью первоиерарха Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Корнилия), именно он в 2009 году возглавил созданный митрополитом Иларионом Фонд имени Святителя Григория Богослова.

На протяжении многих лет Севастьянов регулярно подчёркивает свои особые отношения с Ватиканом, а после свержения папы Бенедикта XVI заявил о личной дружбе с папой Франциском. В итоге именно от Севастьянова в российские новостные агентства до сих пор регулярно поступают неофициальные заявления из Ватикана (достоверность которых проверить непросто). Включая псевдомиротворческие, направленные против СВО.

Ещё в 2020 году по поводу деятельности митрополита Илариона и Леонида Севастьянова наши коллеги с сайта "Русская народная линия" задались более чем резонным вопросом:

Глава ОВЦС включил Севастьянова в делегацию Русской Православной Церкви, которая встречалась с папой Римским. В ходе одного из таких визитов видеокамерой запечатлён момент, когда Севастьянов лобызает руку папе римскому Бенедикту XVI. Впоследствии Севастьянов, видимо, протоптал и собственную дорожку в Ватикан. Но ведь очевидно, что подобными заявлениями Леонид Севастьянов дискредитирует главу Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, постоянного члена Священного Синода. И возникает другой законный вопрос: зачем это нужно митрополиту Илариону?


МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН, ЛЕОНИД СЕВАСТЬЯНОВ И ПАПА БЕНЕДИКТ XVI В 2011 ГОДУ. СКРИНШОТ: STAROVE.RU

Получается, все эти годы, особенно после того, как в феврале 2013-го в Ватикане был совершён либерально-модернистский переворот, в возглавляемом митрополитом Иларионом ОВЦС МП проводилась откровенно проватиканская политика. То есть делалось всё, чтобы дискредитировать Русскую Церковь и её Предстоятеля – Святейшего Патриарха Кирилла, в глазах православных консерваторов всех Поместных Церквей.

В этой связи неслучайным стало и то, что митрополит Иларион неоднократно пытался дезавуировать стержневую для Русского мира идею катехонической миссии нашего государства-цивилизации "Москва – Третий Рим". Так, например, в одном из интервью 2020 года он прямо заявил западным журналистам (ничтоже сумняшеся, приписав свои либерально-модернистские идеи и Предстоятелю Русской Церкви):

Если же коснуться мифологии, которая раздута вокруг Русской Церкви, в том числе обвинений, якобы мы проповедуем теорию "Третьего Рима", то приведите хоть один официальный документ нашей Церкви, решение церковного Собора, слова Патриарха или, например, моё выступление, где говорилось бы о том, что мы признаём Москву Третьим Римом. Нет такого. Это была концепция, которая сформировалась несколько веков назад и давно уже ушла в прошлое.

Что это, как не очередная попытка дискредитации Патриарха Кирилла? К слову, Святейший Владыка впоследствии косвенно опроверг слова митрополита Илариона, прямо напомнив: "Сегодня Россия – это Удерживающий... Сегодня наша Родина отстаивает те ценности, которые ставят заслон апостасии, то есть движению к концу времён под властью антихриста".

Но вернёмся к филокатолической деятельности митрополита Илариона. Её апогеем в 2016 году стала подготовленная им "Гаванская встреча" Святейшего Патриарха Кирилла с папой Франциском. Встреча, ставшая не чем иным, как прямым обманом Предстоятеля Русской Церкви и всей православной паствы. В том числе – в украинском вопросе. Приведём лишь малый пример – из подписанной декларации, которая, как стало известно позднее, была "плодом труда митрополита Илариона (Алфеева) с православной стороны и кардинала Курта Коха и Папского совета по делам единства между христианами – с католической":

Метод униатизма прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путём её отрыва от своей Церкви, не является путём к восстановлению единства.

Подписав это, папа Франциск не сделал ровно ничего, чтобы приструнить униатов из Украинской греко-католической церкви, главной кузницы укронацистских кадров и их идеологии. Что же касается заявленных "общих духовных основ человеческого общежития, свидетельствующих о евангельских ценностях", то дальнейшее заигрывание папы Франциска с извращенцами наглядно выразилось в принятой в декабре 2023-го декларации Fiducia supplicans("Взывая к доверию"). Документе, предписывающем католическому духовенству "благословлять" однополые "пары".

К слову, в начале 2024 года именно митрополиту Илариону было поручено раскритиковать этот позорный католический документ. И надо сказать, сделал он это вполне профессионально. И потому не на пустом месте после публикации о содомитском по своему содержанию "Сузукигейте" тут же начались конспирологические фантазии: не наказал ли таким образом Ватикан митрополита Илариона за предательство? Впрочем, это уже не столь важно. Главное – подтверждение давно очевидной православным консерваторам максимы: "от Ватикана до Содома – один шаг".


ФОТО: HILARION.RU

Что с того?

То, что деятельность митрополита Илариона последних лет откровенно подставляла священноначалие Русской Церкви, увы, очевидно. Впрочем, даже среди учеников Самого Христа "иудина пропорция" была 1 к 11. Что, разумеется, не ставит клеймо на самом этом архиерее. Жаль только, что практика высылки проштрафившихся архипастырей в удалённые северные обители "на покаяние" осталась в прошлом.

А ведь как было бы интересно прочесть в церковных сводках нечто в духе: "врио настоятеля ранее не действовавшего Богоявленского Кожеезерского монастыря (одной из самых труднодоступных обителей Русской Церкви) назначен пребывающий на покое митрополит Иларион (Алфеев)". Впрочем, это уже из разряда журналистских фантазий. Не более.

Однако, как известно, не бывает худа без добра. И есть надежда, что в свете случившегося, особенно после мудрого решения Священного Синода, уже принятого в отношении митрополита Илариона, ни о каком курсе на сближение Московского Патриархата с Ватиканом больше и речи не зайдёт.

https://tsargrad.tv/articles/v-plohom-smysle-slova-raskryt-glavnyj-greh-mitropolita-ilariona_1032759

 26 
 : 26 Июля 2024, 12:24:54 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Образована комиссия по изучению положения дел в Будапештско-Венгерской епархии



25 июля 2024 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви имели суждение о положении дел в Будапештско-Венгерской епархии (журнал № 78).

Священный Синод постановил образовать комиссию по изучению положения дел в Будапештско-Венгерской епархии и временно отстранить митрополита Будапештского и Венгерского Илариона от управления Будапештско-Венгерской епархией на время работы комиссии.

Временное управление Будапештско-Венгерской епархией поручено Патриаршему экзарху Западной Европы митрополиту Корсунскому и Западноевропейскому Нестору.

Митрополит Иларион также освожден от должностей председателя Синодальной библейско-богословской комиссии и председателя комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию. Исполняющим обязанности председателя обеих комиссий назначен епископ Егорьевский Мефодий, который тем же решением Священного Синода включен в состав Межсоборного присутствия.

Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/6146428.html

 27 
 : 26 Июля 2024, 11:36:12 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Cвященномученик Иоанн (Поммер)



Наставления и мысли о духовной жизни


29 сентября / 12 октября Церковь чтит память священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского (1876–1934) – выдающегося архипастыря, который в исключительно трудной ситуации твердо стоял на страже Православия в Латвии. Лишь немногие лица в Церкви столь трагичны в своей земной судьбе и в то же время столь явно отмечены особым помазанием Божественного избранничества.

Предлагаем читателям портала подборку мыслей и поучений священномученика Иоанна Рижского из книги издательства Сретенского монастыря Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера).


 
О скорбях

Некоторые думают, во сколько раз охотнее и усерднее я служил бы Господу моему, если бы жизненный путь мой был легче, если мой жизненный путь не был бы так густо усеян острыми камнями. Когда ты так говоришь, ты, очевидно, сам еще не знаешь, кто ты и что ты, что тебе полезно и что вредно, что тебе нужно и что не нужно.

Справедливо говорят, что человек хуже всего переносит свое благополучие. Дни счастья, дни удач, когда все случается так, как хочется, о, сколько раз эти дни становились гибельною сетью для души человеческой. Сколько непотребства нарастает на сердце человеческом, как ржа на клинке, когда он лежит без боевого употребления, или как зарастает сад, если по нему не погуляет нож садовника.

Все благородные силы христианской души, христианского характера наилучшим образом могут проявиться и развиться именно во время горя, бед, страданий. Все чудеса благодати Господней наилучшим образом проявляются в жизни именно тогда, когда воды скорбей и бед достигают до души нашей и мы вынуждены сознать свое ничтожество и немощь и отнести всю силу и значение к могуществу Божию.

Я должен пройти школу крестную, я должен пострадать со Христом, чтобы с Ним и воскреснуть

Или ты скажешь, когда Господь посылает тебя в школу крестную, я не нуждаюсь в науке ея? Говори так: я нуждаюсь в этом, я должен пройти школу крестную, я должен пострадать со Христом, чтобы с Ним и воскреснуть. При посещениях Господних я должен мыслить и чувствовать себя так же, как дитя, наказуемое любящею десницею отцовскою, как лоза виноградная под обчищающим ножом садовника, как железо под формирующим его молотом, как золото в очищающем его огне, как виноградная кисть под горячим лучом солнца. Это “я должен” Божественно, и я не могу отступить от него.

Подклонение своей воли под это Божественное “я должен”, беспрекословное следование за решением воли Бога, это именовалось у мудрецов мудростью, у героев – мужеством, у благочестивых – святостью.

***

Радость и горе приходят к нам независимо от нас, но то и другое может быть ступенью для возвышения нашего духа.

***

Человеческое око не видит, откуда прийти избавлению, но Господь Всеведущий знает это.

***

Во всяком обижаемом, если он не обижается и не хочет обидеть, – ответ Христовых страданий.

***

Чем тяжелее испытание, тем больше Божие доверие к человеку, тем больше ожидание доверия человека к Богу

Чем тяжелее испытание, тем больше, значит, Божие доверие к человеку, тем больше должно быть ожидание доверия человека к Богу.

***

Жизнь вечная может созидаться в этом грешном мире, потому что есть крест.

Промысл Божий

Отдайтесь всецело Христу. Дайте Ему полную власть над собой: пусть Он один царствует в вашей душе. Даже среди вашего труда во имя Христа дайте себе время передохнуть, опомниться и ждать в безмолвии Его посещения, чтобы не вы, а Он Сам действовал в вас и через вас.

***

Все не случайно. В мире нет ни росинки случайного. Все промыслительно, все чудесно. Видение мира в Боге воскрыляет, Дух Божий ставит нас лицом к тайне Будущего Века.

***

Наши “старцы”. Если будем внимательны, то обстоятельства, нас окружающие, послужат нам “старцами”, научат нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и обрести спасение.

***

Когда удается сделать что-либо доброе – это тебе посланное: Господь запретил ветрам тебе мешать. Он приготовил тебе эту сладкую пищу, чтобы ты принял ее... укрепился (Деян. 9, 19).

***

Господь всегда с нами. При этой мысли земная жизнь наша превращается в нечто торжественное и священное.

   
О любви

Хочешь найти бескорыстную любовь, понять ее радость – возьми крест.

***

Сила любви равна способности к крестоношению.

***

Мы бы не выдержали, мы бы умирали от любви ко всякому человеку, если бы видели его таким, каким он может быть во Христе.

***

Жизнь не по Евангелию делает людей черствыми, замкнутыми в своих переживаниях.

***

Мало в мире простого, евангельского подхода людей друг к другу – без подозрительности, без идеализации, без требований предъявляемых, без “счета” за любовь.

Грех. Борьба с грехом

“Отрекся ли еси сатаны?” И мы трикраты отвечали: “Отрекохся”

Когда мы вступали в Церковь Христову вратами святого крещения, от нас требовали не только исповедания веры в Бога, согласного с учением святой Церкви. Трикраты вопрошали нас: “Отрекся ли еси сатаны?” И мы трикраты отвечали: “Отрекохся”. Когда в последующей жизни заходит дело об исповедании веры, обычно про эту часть исповедания забывают. Это и всегда нехорошо, но в пору напряженной борьбы Царства Божия с царством сатаны такое забвение недопустимо. Деятельно любя Царство Божие, к царству диавола мы должны относиться с деятельным омерзением. При крещении, отрекшись от царства диавола, свое омерзение к нему мы выразили, исполнив повеление: “Дуни и плюни на него”; по крещении это омерзение должно выражаться в нещадной борьбе с этим царством всеми силами и всеми способами.

***

Сладость греха проходит, яд же греха глубоко входит в духовный и физический организм человека. Боль от преодоления греховной сладости проходит, а благословение этого преодоления остается на вечность.

***

Страх человеческий – это сорная трава на духовной ниве, подлежащая искоренению.

***

Маленькая травка беззакония так же окаянна пред Богом, как и большое дерево преступления

Нет мелочей. Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с единым убийственным словом, ни с одним прелюбодейственным взглядом. Маленькая травка беззакония так же окаянна пред Богом, как и большое дерево преступления. Множество мелких грехопадений, несомненно, тяжелее для души, чем несколько великих, всегда стоящих в памяти, могущих всегда быть снятыми в покаянии. И святой, конечно, не тот, кто делает великие дела, но кто удерживается и от самых малых преступлений.

***

Идя в своей жизни путем нравственных компромиссов, человек постепенно опустошается душой и перестает чувствовать, когда бывает несправедлив к другому человеку, остро чувствуя, однако, всякую несправедливость других в отношении себя.

***

Море житейское. Жизнь в этом мире – плавание по морю. Интерес к этому миру – глотание соленой воды.

***

Что удаляет от Бога? Беспечность и многопопечительность – два крыла, на которых летит удаляющееся от Бога человечество.

***

Средство от раздражительности. Один из признаков любви – не раздражаться. В основе вспыльчивости и раздражительности лежит злоба, ненависть, гордость, жестокость и несправедливость. Какой нужен самоконтроль, какая трезвость и осторожность. Есть в душе человеческой великое средство для преодоления самолюбия, вспыльчивости и раздражительности. Это – благоговейная вера в близость Божью. “Господь близ”.

***

Избегай дурных впечатлений. Разбирая вопрос борьбы с греховным выражением души человеческой, святые отцы – опытные психологи – советуют избегать дурных впечатлений, охранять свое воображение, чувство, память, заменяя дурное – светлым, нечистое – чистым в своей внутренней жизни.

***

Как редко мы думаем и чувствуем правильно! Сколько раз, вопреки внушению нашей совести, вопреки Слову Божью, мы довольствуемся в своих поступках лишь приблизительной честностью; как часто нашими словами мы искажаем и прикрываем истину. Правда должна лежать в основе каждой нашей мысли, руководить нами на каждом шагу жизненного пути.

***

Господь желает нашего совершенства. И в Нем мы не только найдем избавления от искушений, но и неиссякаемый источник духовных сил.

Молитва

Только в ежедневном общении с Богом, непосредственно, из рук Его получая силу вечной жизни, можем мы побороть немощи наши, чтобы не ослабеть, не упасть и не погибнуть на земном пути.

***

Царствие Божие “усилием берется”. Надо “зарабатывать” высшую жизнь, нищенствовать, стоя на зное и холоде этого мира, протягивая руки к Небу.

***

Неисполненную просьбу человеческую Господь заменяет Своими дарами

Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя и не всегда так, как того хотят люди, но – еще лучше. Неисполненную просьбу человеческую Господь заменяет Своими дарами, которые – самое главное и самое нужное благо для человека. Ибо лишь Господь Один знает, что важно и что нужно каждому. Человек же в своих прошениях иногда уподобляется ребенку, просящему пламя свечи.

***

Призвать, обратиться к Богу значит прежде всего покориться Его воле и, уже покорившись, молиться Ему.

***

Человеку дана власть претворять воду земной жизни в вино молитвы и благодарения Бога.

***

Имя Христово придает всем вещам и поступкам вечную ценность, как бы ни были малы поступки.

Мысли

Говорить правду мало! Надо, чтобы она в нас сама говорила, источалась из нас. Правда источается из человека чудесно, как вода из камня в пустыне. Осознание человеком своей нищеты – первая капля этой правды.

***

Смирение тем удивительно, что оно восполняет все слабое – и слабую веру, слабую любовь, и слабую верность любви. Смирение заполняет бездну между Богом и человеком.

***

Мы только подбегаем к Господу. Надо ходить с Ним.

***

Кому мы нужны. Пора понять всем свою существенную ненужность никому, кроме Господа.

***

Человек создан не только для того, чтобы трудиться, но и чтобы любить и молиться.

***

Те, которые удивляются временной силе беззакония, должны перестать удивляться этому, принять слова Христовы, что Он будет последним победителем всего. Дух “Вавилона” пытается захватить все человечество. Только именем Христовым можно защититься от этого зла. Только в истине Христовой человек способен заметить свою ложь и ложь окружающей его жизни.

***

Добывание драгоценностей. Одна из главных черт религиозной жизни и человеческого воспитания есть “добывание драгоценного” из окружающих нас малых обстоятельств и фактов жизни. В большей своей части жизнь земная состоит именно из того, что человек считает “неважным”. И религиозная мысль призвана отыскать во всем, начиная с малого, смысл вечности.

***

Хорошо с Богом. Не найдется ни одного истинного христианина, который бы не воздал Господу славу за то, что жить с Ним хорошо. Так хорошо, что лучше все претерпеть, чем с Ним разлучиться.

Cвященномученик Иоанн (Поммер)

https://pravoslavie.ru/97773.html


 28 
 : 26 Июля 2024, 11:24:19 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
(Окончание)

На встречах в Сретенской духовной семинарии, даже еще до строительства нового собора Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, так зримо засвидетельствовавших его мысль, схиархимандрит Гавриил (Бунге), игумен Крестовоздвиженского монастыря Русской Православной Церкви в Лугано (Швейцария), обращал внимание на то, что, когда речь идет о вере, надо отдавать себе отчет, что вера не есть нечто индивидуалистичное, нельзя сказать: я и мой Бог. И, ссылаясь на апостола и евангелиста Иоанна Богослова (см.: 1 Ин. 1: 1–3), отмечал, что любимый ученик Христов пишет о вере как о приобщении. Только через Христа человек может общаться с Богом-Отцом (см.: Ин. 14: 6). Апостолы общались со Христом непосредственно, а нам эта возможность открывается через приобщение к апостольской Церкви из поколения в поколение, к опыту последних близких к нам, в частности по времени и географии, святых.

Если бы имена новомучеников давали новорожденным и новокрещаемым, это стало бы свидетельством непрерывности русского стояния за Христа

«Сегодня в России нужно искать возможность приобщиться именно к опыту новомучеников и исповедников Церкви Русской, – уверяет отец Гавриил, – надо молиться им, почитать их – это то, что делает современников собственно православными».

Если бы имена новомучеников и исповедников давали не только новопостригаемым монахам, но и новорожденным и новокрещаемым, так общество свидетельствовало бы верность Богу и непрерывность русского стояния за Христа. Именно благодаря подвигу новомучеников мы можем сегодня быть православными, а может быть, и вовсе даже просто свободно жить в своей стране.

Мы выиграли XX век! Силой, мощнее которой нет во всей Вселенной

Многие помнят тот представленный на дебютной, открывшей серию выставок-форумов, а потом и исторических парков «Россия – моя история», экспозиции 2011 года коридор с фотографиями новомучеников, который вел уже к интерактивному повествованию о более чем 30 тысячах возрожденных из руин и отстроенных заново храмов и монастырей в 191 епархии Русской Православной Церкви на шести континентах. В Православном Свято-Тихоновском университете, специализирующемся на теме новомученичества, некогда подметили такую закономерность: как только открывалось новое имя новомученика – тут же становилось известно о вновь освященном новом или возрожденном храме.


Коридор памяти выставки «Православная Русь» 2011 г., предваряющей развитие исторических парков «Россия – моя история»

Новомученики и исповедники и сегодня помогают нам в ежедневной брани. Кстати, если священномученик Иоанн (Поммер) стал первым латышским святым, многие ли из нас помнят, кто стал первым русским святым? Впрочем, это первенство не единоличное. Это братья-страстотерпцы Борис и Глеб, 1000-летие мученической кончины которых мы не так давно отмечали. Современнику их подвиг понять сложно: «Дали себя убить – и кому от этого польза?!» Да всем нам! Потому что потом выбравшие лучше умереть телесно, чем отречься от Христа и Его заповедей, оказались живее всех живых и смогли реально помочь своему сроднику по крови Александру Невскому одержать победу в решающей битве, когда силы противника значительно превосходили. А вот ратные подвиги святого благоверного князя Александра Невского – это да, и при атеистическом режиме были весьма захватывающи и популярны, обращая, как, впрочем, и сейчас, мальчишек, да и взрослую часть мужского населения страны, к вере.


Архиерейская дача, на которой произошло с пытками убийство владыки Иоанна (Поммера)

Крещение Руси при князе Владимире не сопровождалось таким обилием пострадавших за Христа мучеников, как это происходило при обращении других народов. Во времена Александра Невского у нас были единицы мучеников, страстотерпцев. А сейчас – сонмы тысяч новомучеников, «явленных и не явленных, но ведомых Богу».

«Если бы мы только молились новомученикам! – часто увещевает схиархимандрит Илий (Ноздрин). – Мы молимся древним святым, например мученику Пантелеимону, но он далек от нас. А если бы мы только позвали на помощь наших близких новомучеников, только и ждущих, что мы обратимся к ним, их бы сразу же тысячи ответили на нашу мольбу!»

Молитесь новомученикам, зовите их на помощь – и тысячи сразу ответят на вашу мольбу!

Новомученики – носители победоносного опыта и сознания, и, приобщившись к их исповеданию, мы учимся побеждать вопреки.

А.И. Солженицын полагал, что мы проиграли XX век: страна столько потеряла людей, сил, энергии, когда другие нации что-то делали… С этим нельзя согласиться. Хотя бы потому, что за этот же XX век у нас был Патриарх Тихон и сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Тот мир действеннее этого. Новомученики – главная наша Победа. И одержана она силой, мощнее которой нет во всей Вселенной, – силой Креста.

Как смеялся над своими еще пензенскими мучителями, покусившимися его убить, священномученик Иоанн (Поммер): «Мертвый я для вас буду еще страшнее, чем живой!» А священномученик Иосиф (Петровых; † 1937), митрополит Петроградский, образец «экклесиологии исповедничества», говорил: «Смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение».

Святые объединяют нас

В Латвию владыка Иоанн (Поммер) вернулся по благословению Святейшего Тихона в суровый 1920 год и возглавил там Латвийскую Церковь.

Здесь, в родной Латвии, где владыка Иоанн прослужил последние 14 лет своей жизни и принял мученическую кончину, он встретился вновь с куда более застаревшими расколами: это и воевавшее за храмы и церковное имущество католическое и лютеранское окружение – последствия Великого раскола XI века и Реформации XVI века; это и обращавшиеся к владыке Иоанну за помощью и очень чтившие его русскоязычные старообрядцы – отголоски раскола Русской Церкви XVII века. Страшная мученическая кончина владыки Иоанна – найденного сожженным заживо, предварительно привязанного во время пыток к верстаку проволокой, с отсеченными истыканными до костей паяльником конечностями, с выколотыми глазами, – соберет у его гроба всех. Это был настоящий Крест, вознесенный выше всех разделений.


Похороны владыки Иоанна (Поммера). Рига. 21 октября 1934 года    

Выпал на его долю и вновь с особой силой нагнетаемый Западом русофобский разлом общения латышского и русского народов. (Не то же ли самое повсеместно по некогда братским республикам насаждается сегодня?) Тогда, в начале XX века, страсти еще подогревались и тем, что Латвийское государство только что обрело независимость от России. Православная Церковь Латвии лишена была статуса юридического лица и разграблена. Владыка Иоанн, неоднократно избираемый в Латвийский Сейм (парламент), добился возвращения Православной Церкви в Латвии официального статуса.

Тогда латышские националисты стали требовать получения автокефалии Латвийской Церковью при переходе ее под юрисдикцию Константинопольского Патриархата:

«Тихоновцы! Подчинитесь голосу Вселенского судии (имеется в виду Вселенский патриарх. – О.О.), оставьте вашего Тихона, отстраненного Вселенским патриархом Григорием VII, и подчинитесь Священному Синоду (имеется в виду обновленческий. – О.О.) Российской Православной Церкви, признанному и утвержденному Вселенским патриархом. Неужели вы не понимаете, что ваше противление Вселенской Патриархии ввергает вас в бездну пагубнейшего раскола со всей Вселенской Православной Церковью? – неистовствовали безумцы. – Помните: Тихон не вождь Церкви Православной, а глава секты, идущей против жизни и интересов подлинной Православной Христовой Церкви».

Владыка Иоанн, как искренне любящий своего предстоятеля и преданный ему последовательный тихоновец, конечно, не мог терпеть подобного цинизма и принять сторону уронившего себя связями с обновленцами, да и сейчас, как провидел священномученик, не блещущего канонической Истиной исповедания Константинопольского Патриархата. Владыка Иоанн просто чувствовал эти исторические линии напряжения: где правда, где ложь по кривой извивается…

Говорят, что владыку Иоанна убили, чтобы способнее было оторвать Латвийскую Церковь от Русской

Латвийская Церковь перешла под юрисдикцию Константинополя уже после зверского убийства священномученика Иоанна, так что даже невольно говорят, что это, возможно, было одной из целей убийц: способствовать отрыву Латвийской Церкви от Русской, – что в очередной раз только подтверждает статус священномученика Иоанна как всероссийского страдальца.

Святые объединяют нас. Это приспешники диавола норовят постоянно вносить рознь и вражду: убивая отдельных христиан, всё так же из века в век, из тысячелетия в тысячелетие покушаются и на Тело Христово – Церковь, а врата ада, – дал нам обетование Господь, – не одолеют ее (Мф. 16: 18).

Люди, не забывайте Бога!

При том что обстоятельства мученической кончины первого латышского и нашего общего всероссийского святого так и остались не выяснены, известна версия, согласно которой он был умерщвлен именно латышскими националистами. Сегодня, кстати, их идейные наследники проплатили работу «историка» по разработке русской версии убийства священномученика Иоанна (Поммера). Историю продолжают переписывать…


Алтарная фреска Новомучеников и Исповедников нового собора Сретенского монастыря

Тем важнее нам всем держаться Истины Божией и правды исторической, чтить память тех, кто жизнь полагал, чтобы своей мученической кровью скрепить и склеить разломы и расколы на теле Церкви и человеческого братства.

В издательстве Сретенского монастыря некогда годами ранее была издана книга «Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера)». Современники его так и называли: «колоколом на башне вечевой». О чем его набат? Среди прочих множественных смыслов – это просто свидетельство об Истине Воскресения.

Когда ярые националисты обзывали даже кафедральный собор Риги «русским сапогом», а его благовест «демонстрацией против латышской Риги», владыка Иоанн, как всегда в своем побивающе-ироничном стиле, писал, например, клеветникам:

«Смысл звона церковных колоколов является настолько определенным и ясным, что даже самые злые враги христианства – османы-турки – рассматривали церковный звон только как напоминание о Боге. Не только султаны и муллы, но даже янычары и башибузуки смогли подняться до правильного понимания идеи колокольного звона Православной Церкви, суть которой в призыве: “Люди, не забывайте Бога!”».

А тогда ведь и смерти нет. И победа наших новомучеников и исповедников реальнее и действеннее мира сего, где вероотступники, раскольники да безбожники всё так же тщетно, глупо и несчастливо злоумышляют на вечную Церковь Христову.

Ольга Орлова

12 октября 2020 г.

https://pravoslavie.ru/134510.html

 29 
 : 26 Июля 2024, 11:23:05 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
«МЕРТВЫЙ Я ДЛЯ ВАС БУДУ ЕЩЕ СТРАШНЕЕ, ЧЕМ ЖИВОЙ!»

Памяти священномученика Иоанна (Поммера)


29 сентября / 12 октября Церковь чтит память священномученика Иоанна (Поммера). Это всегда огромная радость, почитать ли письма или проповеди этого святого, окунуться ли в стихию его светло-яростной и мощной борьбы при чтении каких-то житийных сцен. Как он умел обличать с трибун Латвийского Сейма (парламента)! Ему и противостоять было невозможно. Но берем ли мы опыт наших новомучеников и исповедников на вооружение? Молимся ли им, чтобы побеждать?


Священномученик Иоанн (Поммер)

Первый латышский, а также всероссийский святой

Янис Поммер, будущий священномученик Иоанн Рижский († 1934), родился в семье православных латышей. Еще его прадед, приняв, как его в том обвиняли, «русскую веру», претерпел множество издевок, так что его даже не позволили похоронить на местном кладбище (оно было лютеранским). Предав его тело земле за околицей, любящие его земляки насыпали курган и установили православный восьмиконечный крест. Местные власти этот крест снесли…

Православная семья Поммеров еще не раз оказывалась за веру гонима – и это была та обстановка, в которой рос будущий священномученик, ставший вообще первым латышским святым (у католиков нет ни одного святого латыша, а лютеране, как известно, святых вообще не признают).

Священномученик Иоанн при всей его преданности Русской Матери-Церкви и лично святителю Тихону, Патриарху Московскому, явил вселенскость Православия, его возвышающуюся над национальными распрями и церковными расколами крестную силу.

Семинарию будущий священномученик окончил в Риге (Латвия), в духовную академию поступил в Киеве (Украина), где по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского (Россия) принял монашество. Преподавал в Чернигове (снова Украина), в Вологде (Россия), в Вильне (Литва). После хиротонисан во епископа Слуцкого – викария Минской епархии (Беларусь), потом архипастырствовал на ряде кафедр в России: Таганрог, Тверь, Пенза – здесь усмирил «путятинскую смуту», на которой советская власть отрабатывала технологию обновленческого раскола, примененную потом для разорения Церкви в масштабах всей страны.

Именно в Пензе священномученик Иоанн состоялся как святой всероссийского значения

Доктор церковной истории иерей Александр Мазырин отмечает, что в церковном календаре священномученик Иоанн именуется Рижским и служба ему акцентирует именно латвийский период его служения. Это и понятно, ибо служба была написана в Латвии, и принижать значение священномученика Иоанна как первого латвийского предстоятеля и вообще первого латышского святого нельзя. Но все-таки топонимы Рига и Латвия встречаются в службе десятки раз, в то время как та же Пенза – всего один раз наряду с другими городами: Минском, Таганрогом, Тверью. Между тем, как отметил отец Александр, именно в Пензе священномученик Иоанн состоялся как святой всероссийского значения. Его опыт противостояния направляемой богоборцами внутрицерковной смуте, полученный в Пензе, помог позже уже всей Русской Православной Церкви в борьбе с расколом обновленчества.

Священномученик Иоанн был первым, кто внес решающий вклад в борьбу с этим провокативным явлением. Как архипастырь он, конечно, Рижский, – уверен церковный историк, – а вот как священномученик – прежде всего Пензенский.

«Может быть, это даже стоило бы и в службе отразить, – говорит отец Александр, – и точно так же, как принято у нас именовать святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского двойным титулом, хотя Шанхай и Сан-Франциско далеко отстоят друг от друга и никак не связаны, возможно, также и священномученика Иоанна правильнее было бы именовать Пензенским и Рижским».

Тот, от кого с самого детства не скрывали правду, стал святым

Тем более что ныне в Пензенской митрополии пензенский период служения священномученика Иоанна (Поммера) постоянно изучается, многие факты уже реконструированы. С разных сторон он раскрывается в исследованиях правящего архиерея митрополита Серафима (Домнина) и начальника юротдела Пензенской митрополии, доцента Пензенского государственного университета (ПГУ) Киры Георгиевны Аристовой.


Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим – в руках Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову «Праведный верою жив будет»

Кстати, ее мама еще в советские времена, когда это было отнюдь небезопасно, получала из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле посылки с православной литературой: в основном это было Священное Писание, молитвословы, акафистники, ноты… Но вот однажды за год до рождения Киры – в 1984-м – среди присланного оказалась тоненькая брошюрка о священномученике Иоанне (Поммере), и когда Кира, уже студентка исторического факультета, выбирала себе тему диплома, она, порывшись дома в книгах, нашла это послание из Русского Зарубежья и посчитала его промыслительным…

Есть в Пензе и научное сообщество историков-краеведов во главе с Александром Игоревичем Дворжанским и его сподвижником Сергеем Владимировичем Зелевым, около 20 лет работавших над Пензенским мартирологом пострадавших за веру Христову. Их соавтор по этому труду – протоиерей Владимир Клюев, назначенный некогда на стройку храма, посвященного новомученикам, теперь уже настоятель Патриаршего подворья при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосино г. Москвы. Несколько лет назад их совместный объемный труд под общим названием «Праведный верою жив будет» был издан. В мартиролог включено более 2200 имен пострадавших. Это начинание продолжают молодые исследователи ПГУ и Пензенской духовной семинарии.

Обширная работа ведется и с учителями, которым епархия оказывает консультативную и методическую помощь в разработке уроков, посвященных новомученикам, а также стендов, школьных музеев, приходских экспозиций, принципиально создаваемых руками самих детей из принесенных ими фотографий умученных, пострадавших дедушек-бабушек, из собранных самими же учениками фактов семейного предания. Разрабатываются паломнические маршруты в места памяти новомучеников пензенских и всероссийских – в том числе пензенская молодежь до ограничительных мер, связанных с коронавирусом, неоднократно посещала Бутовский полигон.

Каждый из нас может найти среди новомучеников и исповедников кого-то сродного себе – личностно близкого

Да и из взрослых ведь каждый может найти среди новомучеников и исповедников кого-то сродного себе – личностно близкого: или по роду профессии, или просто жившего на соседней улице или в селе, откуда ты родом. Хотя среди умученных-расстрелянных были, оказывается, и дети… На том же Бутовском полигоне расстреливали и подростков за какую-нибудь всего лишь буханку хлеба, утащенную с голоду. А сколько горя и издевательств пришлось хлебнуть и оставшимся в живых детям убиенных, объявленных «врагами народа».

Но вот, кстати, от отрока Яниса Поммера вся правда гонений на его семью не скрывалась, и ему еще в детстве точно так же доставалось от неправославного или безбожного окружения – и он в итоге стал святым…

Новомученики в долгу не останутся

А история нашей страны в XX веке такова, что в каждом населенном пункте, практически в каждой семье по какой-либо из родственных линий, даже среди многих отступивших, все равно найдется кто-то, так или иначе связанный с опытом новомучеников и исповедников, явленных или неявленных, но ведомых Богу. Хотя бы просто из человеческой жалости помогавший им. А кто принимает праведника, во имя праведника, – известно, – получит награду праведника (Мф. 10: 41). Как важно восстанавливать всю эту живительную связь истории.

В той же Пензе владыка Серафим благословляет на каждом приходе молиться не только прославленным местным святым, но и обязательно поминать за Литургией и на панихидах непрославленных страдальцев, ранее бывших прихожанами этого храма по факту рождения или уже по дальнейшей своей жизни, служению…

Вот, к примеру, священномученик Павлин (Крошечкин; † 1937) был родом из районного центра Мокшана. Когда мальчик тяжело заболел, мать дала обет съездить на богомолье в Саров, там поправившийся отрок попросился в монахи. Потом он был насельником многих прославленных обителей, пока, параллельно учась в Московской духовной академии, не оказался в московском Новоспасском монастыре, где и стал впоследствии наместником. После он, приняв епископский сан, возглавлял ряд кафедр. Так, оказавшись в Курской епархии, близко познакомился с Глинскими старцами. Когда потом, уже в наше время, в 1994 году один из пострижеников Глинской пустыни, сам ставший «глинским старцем Москвы», схиархимандрит Гурий (Мищенко; † 2010), до схимы также носивший имя Павлин, окажется в Новоспасском монастыре, он будет благодарно чтить память именно священномученика Павлина, по чьим молитвам, считал, и был «пристроен» в этой аккумулирующий традицию глинского старчества столичной обители, – известно, что духовным отцом ее тогдашнего наместника архиепископа Алексия (Фролова) был глинский старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко; † 1992). Это ли не одно из современных доказательств участия новомучеников в нашей жизни?

Именно священномученик Павлин некогда предложил, чтобы прекратить церковную смуту после смерти Святейшего Тихона, провести тайные выборы патриарха среди свободного и ссыльного епископата и сам принялся за осуществление сего, за что и пострадал, будучи заключен в тюрьму, а потом отправлен в «почетную ссылку» на Пермскую кафедру. После оказался на кафедре в Калуге, где познакомился со своим преемником, также пензяком, священномучеником Августином (Беляевым; † 1937), бывшим из ближайшего окружения священномученика Иоанна (Поммера). В 1936 году владыка Павлин был приговорен к 10 года исправительно-трудового лагеря, но уже в 1937-м расстрелян. Теперь на родине священномученика Павлина в Мокшане в дни его памяти – 21 октября / 3 ноября чтим его мученическую кончину – собираются на службу духовенство и миряне всего благочиния, да и не только. В Мокшане специально написана храмовая икона новомученика, составлено краткое житие, которое раздается всем прихожанам и гостям праздников.

Чтят память своего некогда игумена и в московском Новоспасском монастыре. Что мешает нам всюду почитать наших непосредственных предшественников в вере?

Что делает современников собственно православными?

Например, правящий архиерей Пензенской митрополии митрополит Серафим пострижен в монашество с именем священномученика Серафима (Чичагова; † 1937), расстрелянного на Бутовском полигоне. Настоятель бутовских храмов Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Кирилл Каледа однажды застиг его там в одиночестве медленно обходящим Бутовский полигон.

«Есть архиереи в Русской Церкви, – вырвалось как-то потом у отца Кирилла, – приезжающие сюда не только с официальными делегациями!»


Архиепископ Иоанн (Поммер) в Латвийском сейме

И глава митрополии не единственный, кто в Пензе носит имя новомученика, налаживая с нашими непосредственными предшественниками в вере молитвенную связь. Постригать монашествующих в память новомучеников и исповедников здесь уже стало традицией. Так, некогда главный редактор студенческого журнала Московской духовной академии «Встреча», ныне иеромонах Фаддей (Голосных), пострижен в память священномученика Фаддея (Успенского; † 1937), епископа Тверского. Иеромонах Августин (Зайцев) носит имя священномученика Августина (Беляева; † 1937), архипастыря, включенного в Собор пензенских новомучеников. Монахиня Иоанна (Кудряшова) наречена в честь самого священномученика Иоанна (Поммера).

Так вот и реализуется известный принцип преподобного Симеона Нового Богослова:

«Кто не изволяет со всей любовью и сильным желанием через смиренномудрие достичь единения с последним из святых, но приобрел по отношению к нему некое малое недоверие, тот никоим образом никогда не соединится и не встанет вместе с ним в один ряд с прежними и предшествующими святыми, хотя бы он и думал, что имеет всякую веру и всякую любовь к Богу и ко всем святым. Он будет отвергнут ими как не сумевший занять при помощи смиренномудрия то место, которое прежде веков определено ему Богом».

То есть именно в отношении Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и происходит-то сегодня глубинное духовное самоопределение современников.


Схиархимандрит Гавриил (Бунге) в Сретенской семинарии

(Окончание следует)

 30 
 : 26 Июля 2024, 11:02:41 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Священномученик Иоанн Рижский: на страстном пути


Документальный фильм об уникальном церковно-государственном деятеле ХХ века - священномученике Иоанне Рижском, который был одновременно и церковным иерархом, и политиком. Архиепископ Иоанн (Поммер) боролся за сохранение церковного единства, защищал права и интересы Церкви и русскоязычной паствы, в том числе и в Латвийском Сейме, будучи депутатом. Его личность - символ единства Церкви.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=w0EmMsy_TXI

Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!