Русская беседа
 
25 Апреля 2024, 09:52:54  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 10
 21 
 : 24 Апреля 2024, 11:40:51 
Автор Дмитрий Н - Последний ответ от Александр Васильевич
Церковный календарь: 24 апреля (11 апреля по старому стилю)


Священномученик Анти́па Пергамский, епископ


Преподобный Иа́ков Железноборовский


Преподобный Иа́ков Брылеевский


Святитель Варсоно́фий, епископ Тверской

СРЕДА

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)

Постный день. Глас 5-й

 Сщмч. Анти́пы, епископа Пергама Асийского (ок. 68).

 Прпп. Иа́кова Железноборовского (1442) и Иа́кова Брылеевского, сподвижника его (XV);  святителя Варсоно́фия, епископа Тверского (1576); мчч. Проке́сса и Мартиниа́на (ок. 67); прп. Фарму́фия Египетского (IV); прп. Иоа́нна Солунского (Фессалоникийского), ученика прп. Григо́рия Декаполита (820–850); свт. Каллини́ка Черникского, епископа (1868) (Румын.).

Священномученика Никола́я Гаварина, пресвитера (1938).

https://azbyka.ru/days/2024-04-24

 22 
 : 23 Апреля 2024, 21:48:29 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Икона, которая сама себя спасает

21 марта (8 по старому стилю) 1898 года молодой изобретатель, желая поколебать Веру, взорвал у одной из самых почитаемых на Руси Икон полкило динамита. Итог получился прямо противоположный

Как древнерусская святыня себя от бомбиста спасла


Курская-Коренная икона Знамения Божией Матери

Дерзкое покушение

За семь с лишним веков с момента своего явления людям эта церковная реликвия не раз подвергалась посягательствам злоумышленников, среди которых были и крымские татары, и красные комиссары. Да и вообще – корыстные люди. Чудотворный образ похищали и пытались сжечь, раскалывали на части и взрывали, присваивали его драгоценное обрамление.

Но наибольшую известность Курской-Коренной иконе «Знамение» принесли не только исцеления «всех с верою притекающих» (а среди чудесно выздоровевших был и 10-летний курянин Прохор Мошнин, ставший впоследствии великим русским подвижником Серафимом Саровским).


Отрок Прохор (будущий Серафим Саровский) получает исцеление от Курской-Коренной иконы Знамения Божией Матери

Образ прославился еще и необъяснимыми случаями собственного спасения из беды и опасности. Что, конечно же, послужило к возникновению и укреплению веры в Бога среди очень многих людей.

Самым дерзким и громким покушением на святыню стал взрыв «адской машины» в Знаменском соборе Курска в ночь на 8(21) марта 1898 года. Что же произошло тогда в спокойном губернском городе?


Курск. Гравюра А. Ухтомского 1821 года по рисунку И. Рамбауэра. В центре гравюры — Знаменский собор в первоначальном виде

Одна из самых знаменитых картин Ильи Репина – масштабное полотно под названием «Крестный ход в Курской губернии». Оно изображает традиционное июньское шествие православного люда к месту чудесного обретения Знаменской Курской-Коренной иконы, что в сорока верстах от города (ныне – поселок Свобода). Художник работал над своей задумкой в 1880-х годах. Именно тогда среди участников ежегодного крестного хода был маленький мальчик по имени Толя Уфимцев. Он, подобно Серафиму Саровскому, был сыном зажиточного и богомольного курского купца и, увы, стал с годами неким антиподом своего святого земляка. Придет время - и на допросах после ареста Уфимцев откровенно расскажет о том, что отец его был человеком набожным и брал мальца на церковные службы и крестные ходы.


Илья Репин работал над полотном «Крестный ход в Курской губернии», с 1880 по 1883 годы.Фоо: wikipedia.org

А дедом будущего эсера-террориста был астроном-самоучка Федор Семенов, получивший в середине XIX века научное признание благодаря своим «Таблицам солнечных и лунных затмений». Увлекался этот российский самородок и химическими опытами. В 1895 году его внучок, любознательный 15-летний отрок Анатолий, нашел среди дедовых рукописей рецепт черного пороха, изготовил его в достаточном количестве и стал думать, на ком бы из людей испытать взрывчатку. Как нельзя кстати подвернулся сосед, повздоривший о чем-то с отцом юного химика. Анатолий изготовил свою первую «адскую машину» и под видом подарка к церковному празднику послал ее ненавистному соседу. По счастью, во время почтовой доставки боек в механизме чуть сместился и бомба не взорвалась. Полиция дозналась, кто злоумышленник, но отец спас юношу от наказания, дело замяли. И Анатолий принялся работать над усовершенствованием «адской машины», чтобы впоследствии она не давала подобных нелепых осечек.


Анатолий Георгиевич Уфимцев (1880 — 1936)

Бунтарские настроения, царившие среди «продвинутой» части тогдашнего российского юношества, в конце XIX столетия проникли и в Курск. Называться революционером стало неким «хорошим тоном» среди учащейся и рабочей молодежи. А еще это романтическое прозвище заметно повышало котировки парня в глазах девушек. Уфимцев, судя по фотографиям, красотой не блистал…

И – пошло-поехало: сначала он был изгнан из реального училища за богохульные высказывания, затем, устроившись на завод Мартенса, примкнул к небольшому кружку эсеров-максималистов. Кому именно пришло в голову взорвать главную святыню родного города – киот с Курской-Коренной иконой Богородицы – неизвестно. Во всяком случае, на следствии Анатолий Уфимцев заявил о себе как о главном организаторе и исполнителе акта вандализма.


Курская-Коренная икона Знамения Божией Матери в окладе

В соборе пахло жженой серой, будто пришел антихрист

В два часа ночи 8 марта (21 марта по новому стилю) 1898 года стоявший на посту возле Знаменского монастыря городовой был оглушен грохотом, раздавшимся со стороны главного собора. Темноту прорезала ослепительная вспышка. Городовой помчался к месту взрыва.

Братия монастыря выбегала из келий, во дворе появился и встревоженный настоятель – епископ Ювеналий. Ему удалось успокоить мечущихся монахов, и вместе с городовым владыка вошел сквозь клубы дыма в Знаменский собор. Для этого им не пришлось отпирать замки – железные двери церкви были выбиты взрывной волной, на месте окна зиял осыпавшийся проем. Позже пиротехники установят, что начинкой адской машины послужили примерно 500 граммов динамита.

По воспоминаниям одного из очевидцев, внутри собора пахло жженой серой, будто сам антихрист явился. «Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Весь обширный собор был засыпан обломками штукатурки, дерева, лепнины, материи… Стена дала трещину. Массивный подсвечник на 150 свечей — погнут и исковеркан… Пострадало почти все церковное имущество — лампады, аналой, ящик, в котором хранились святой крест, евангелие и облачения для совершения молебнов».


Внутренний вид Знаменского собора в сторону главного алтаря. Почтовая карточка начала XX века. Слева часть северного придела с сенью для Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»

Зарыдав от горя, епископ Ювеналий пошел к церковной сени, где была помещена святыня. К изумлению всех присутствующих, он извлек из покореженного киота совершенно нетронутую взрывом икону Богородицы. Уже на рассвете к монастырю стеклись тысячи взволнованных курян, был отслужен благодарственный молебен. Спасение родной святыни было воспринято, не только в Курске, но и по всей Империи как явное Чудо и Промысел Божий.

Целых три года полиция Российской Империи безуспешно искала злоумышленников, совершивших взрыв в Курском Знаменском соборе. Наконец, один сиделец харьковской тюрьмы донес начальству, что некий арестант похваляется тем, что он когда-то изготовил и взорвал бомбу в церкви. Это был Уфимцев, задержанный полицией на сходке эсеров-максималистов. Своей вины во взрыве 1898 года он не отрицал.


Знаменский собор, 18 (30) апреля 1898 года. Почтовая карточка начала XX века. У апсиды Знаменского собора возведены леса для устранения последствий взрыва, произведённого А. Г. Уфимцевым 8 (21) марта 1898 года. Над фронтоном у малой главы видны рабочие. Слева от собора Воскресенская церковь, справа — архиерейский дом. Фото: wikipedia.org

Уфимцев рассказал, что пришел на вечернее богослужение в канун празднования Знаменской Курской-Коренной иконы и под видом подарка (опять, как и в случае с соседом) положил у подножия киота завернутую в холстину бомбу – «чтобы наверняка уничтожить икону». Никто не обратил на это внимания, потому что обычай делать подношения иконе издавна бытовал у местных крестьян.

Царь пожалел, монахи помирились

Были арестованы и юные сообщники Уфимцева – студент и двое учащихся реального училища Курска. Но строгого наказания подрывники избежали. Ввиду их молодого возраста, а также - отсутствия пострадавших, было решено «дело к судебному расследованию не обращать». 26 декабря 1901 года император Николай II лично повелел выслать обвиняемых в отдаленные губернии под надзор полиции: Уфимцева на пять лет в Акмолинск, остальных – на два года в Восточную Сибирь.


Акмолинск, начало XX века. Фото: pastvu.com

Максим Горький, сочувственно наблюдавший за следствием, послал Уфимцеву в подарок большой набор слесарных инструментов, чтобы «народный умелец» имел на чужбине верный кусок хлеба. Буревестник революции называл Уфимцева «поэтом техники» и своим другом (спустя годы он посетит Уфимцева в Курске). Леонид Андреев посвятил Уфимцеву пьесу «Савва», где главный герой – «молодой бунтарь с замечательной душой и мятущимся сердцем» - взрывает прославленную русскую икону. Пьесу сначала запретили, затем, в 1906 году, разрешили к постановке, и она с успехом шла как в России, так и в Германии.

Именно тогда, в 1906-м, Уфимцев с высоко поднятой головой вернулся в Курск. Он не боялся народного гнева и был абсолютно прав: курская общественность встретила его восторженно. По воспоминаниям современников, Уфимцев пользовался бешеным успехом среди барышень-курсисток. И не только среди них: когда, благодаря подаренному Горьким инструменту, Анатолий Георгиевич открыл слесарную мастерскую, у него не было отбоя от клиентов из среды простого народа и купечества. Все жаждали сделаться заказчиками «того самого бомбиста».


Музей Уфимцева и Семенова в Курске на улице Семеновской. Фото Николая Руцкого.

В 1911 году монахи Коренной пустыни, куда ежегодно, как и ныне, совершался крестный ход с чудесно спасшейся Знаменской иконой, приобрели у Анатолия Уфимцева бензиновый двигатель для хозяйственных нужд. Несколько недель «поэт техники» жил в обители и обучал монахов управляться с мотором. Он нормально ладил с черноризцами, прекрасно осведомленными о личности поставщика. В том же году в Петербурге под патронажем внука императора Николая I, великого князя Александра Михайловича, открылась «Международная воздухоплавательная выставка». По ее итогам царственный попечитель наградил Анатолия Уфимцева большой серебряной медалью за его 6-цилиндровый двухтактный двигатель для аэроплана. И ведь знал, кого награждал…


Биротативный шетицилиндровый мотор Уфимцева. Опытный образец 1908 года

Бомбист, едва не уничтоживший великую святыню Отечества, оставался вполне рукопожатным и даже почтенным гражданином. С одной стороны, все это, безусловно, говорит о высокой степени либерализма тогдашнего российского руководства, с другой – о необычайной лояльности самых разных слоев общества по отношению к тем, кто подрывал его вековые устои.

При советской власти Уфимцев строил ветрогенераторы – один из них, 42-метровый ветряк, по сей день высится в Курске как памятник технической мысли.


Ветрогенератор Уфимцева в Курске

Занимался Анатолий Георгиевич и двигателями внутреннего сгорания. Куряне по сей день с уважением и любовью относятся к своему земляку – его именем названа одна из улиц в историческом центре города. Она до 1950 года носила имя здешнего купца Первышева – в знак благодарности ему от горожан за финансирование строительства Сергиево-Казанского собора (ныне – кафедральный). Теперь улица названа в честь того, кто взрывал церковь в родном Курске.


Улица Уфимцева в Курске. Фото: afystatic.ru

Занимался Анатолий Георгиевич и двигателями внутреннего сгорания. Куряне по сей день с уважением и любовью относятся к своему земляку – его именем названа одна из улиц в историческом центре города. Она до 1950 года носила имя здешнего купца Первышева – в знак благодарности ему от горожан за финансирование строительства Сергиево-Казанского собора (ныне – кафедральный). Теперь улица названа в честь того, кто взрывал церковь в родном Курске.

На этой улице Уфимцев жил с рождения и умер в 1936-м. В 56 лет Анатолий Георгиевич заболел туберкулезом и по совету некоего «знатока», в надежде на «чудесное исцеление», шприцем ввел себе в вену женское грудное молоко. Смерть наступила незамедлительно.

Святой образ покинул Отечество в 1920 году вместе с остатками Добровольческой армии Деникина. Подлинник Курской-Коренной иконы Знамения Божией Матери ныне в летнее время пребывает в Ново-Коренной пустыни под Нью-Йорком, в остальное – в специально построенном Знаменском синодальном соборе.


Ново-Коренная пустынь под Нью-Йорком


Знаменский Синоидальный Собор Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке

В современной России десятки храмов и монастырей посвящены Знаменской иконе. Восстановлен Знаменский монастырь Курска, древняя Коренная пустынь. Почитается чудотворная икона и в Беларуси – так, например, Знаменская церковь действует в Витебске.

Александр АННИН, Москва

Фото: wikipedia.org и из архива автора

© "Белорус и Я", 2022


https://dzen.ru/a/YjojNdTYiBNKMklh

 23 
 : 23 Апреля 2024, 21:19:29 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
«ПОЗОВИТЕ ИГУМЕНА! ЧУДО СЛУЧИЛОСЬ!»

История о монахе, компоте и босом страннике


Курская Коренная пустынь. Художник: Дина Безбородых

Как и обещала, продолжаю истории отца Евгения о его паломничествах в Курско-Коренную пустынь. Точнее, это уже не столько о самом паломничестве, сколько об удивительном случае, который когда-то произошел с одним из насельников – отцом Л.

Трудился тогда отец Л. в монастырской трапезной. Он и сейчас там трудится. Но в те времена, о которых идет речь, наступил в его монашеской жизни тяжелый момент. И подумывал он даже покинуть монастырь.

– Но Курско-Коренная – это удел Богородицы. Там Она – Хозяйка. И утешить может, и укрепить. И чудо явить, – говорил мне отец Евгений.

«Сил моих больше нет»

Тогда в обители строился основной храм. И было очень много рабочих разных национальностей. Строители, не строители, случайные люди. Кого и чего там только не было. Разные взгляды, разные нравы, разные искушения. Ну и очень большая нагрузка на трапезную в том числе.

– Не обошли эти искушения и отца Л., – говорил отец Евгений. – Он мне рассказывал несколько случаев, когда ему было очень тяжело. Настолько, что уже думал: «Ну все, сил моих больше нет! Надо, наверное, куда-то уходить».

И тогда же игумен благословил давать при монастыре приют людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

– Иногда приезжаешь, а там кого-то катают на инвалидной коляске, – рассказывал отец Евгений. – Или под руки водят. И приютили там одного мужичка-инвалида, у которого были большие проблемы с ногами. Мог он ходить только с двумя костылями. И я уже не помню точно, что там было еще. То ли родственников никого, то ли кто-то квартиру на себя переписал. Главное – что остался человек за бортом жизни без жилья, без документов и инвалид. Унывал очень. Ну и попросился в монастырь, и игумен его благословил.

Однажды в трапезной был очень вкусный компот. И этот человек попросил отца Л., чтобы он дал его ему с собой в келью.

– Бери, конечно, – ответил тот.

И налил ему полуторалитровую бутылку.

«Чудо случилось!»

Утром прибегает этот человек к отцу Л., кричит:

– Где игумен? Где игумен? Позовите игумена! Чудо случилось!

– Ты чего кричишь? Какое чудо? – удивился отец Л.

– А чего не кричать? Видишь, я без костылей пришел.

«Ты чего кричишь? Какое чудо?» – удивился отец Л. – «А чего не кричать? Видишь, я без костылей пришел»

Смотрит отец Л., а мужчина этот, которые еще вчера еле ноги свои волочил с костылями, и правда сам ходит. И даже не ходит, а бегает. Да быстро как…

– А случилось вот что, – рассказывал мне отец Евгений. – Взял этот мужичок компот, выпил одним махом на ночь и начал (прости за подробность) бегать в туалет. Туда-сюда, туда-сюда… А это не гостиница пятизвездочная, туалет не в «номере», а на этаже. На другом причем… И в очередной такой «забег» он вдруг понял, что мчит по нужде без своих костылей. Так припекло, что даже взять их забыл.

– Все, без костылей ходить могу! Выздоровел я от твоего компота, – прыгал мужчина вокруг отца Л.

– Ну а зачем тебе игумен? – ответил тот. Вода-то у нас с святого источника Божией Матери. Иди к источнику тому, благодари Пречистую.

Когда-то в Курско-Коренной пустыни в корнях дерева обрели икону Богородицы «Знамение». Подняли ее с земли, и в этот момент там забил святой источник. Сейчас над ним построен храм, все облагорожено. И отец Евгений рассказывал, что из этой воды и готовят в монастырской трапезной.

И мужчина тот правда пошел к источнику, благодарил. Ну и, понятное дело, бегал потом от радости по монастырю. Рассказывал всем про случившееся с ним чудо.

«Ну куда я уйду?»

Это была первая часть истории. Есть у нее продолжение.

Два раза в год в Коренной пустыни проходит крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение». Из монастыря в Курск и из Курска в монастырь.

– И вот однажды во время такого крестного хода кто-то меня по плечу хлоп! – рассказывал отец Л. отцу Евгению. – Поворачиваюсь – старец. Волосы длинные, седые. Борода длинная, седая. Рубашка под косоворотку из льна, штаны какие-то простые, препоясанный весь. И босиком…

– Ты меня узнаешь? – спросил «старец» отца Л.

– Узнаю. Ты ж тогда на костылях был. А потом у тебя ноги выздоровели.

– Да! И я теперь хожу босиком по всей матушке-Руси. От монастыря к монастырю. Славлю Божию Матерь и рассказываю, какое чудо Она со мной сотворила…

– И тут два важных момента, – объяснял мне отец Евгений. – Первый – человек получил исцеление. И я уж не знаю, был ли он верующий до того, как попал в монастырь, и насколько. Но суть в том, что это исцеление произвело на него такое впечатление, что он не просто поскакал восвояси на своих здоровый ногах и забыл о Боге и Богородице, как это часто бывает, а решил ходить из монастыря в монастырь, прославлять Пречистую. Рассказывать людям, какое чудо с ним произошло. Такое для человека духовное полезное событие. А второе… Отец Л. тогда все так же думал, что тяжело ему очень, невыносимо. И нужно куда-то уходить. А как увидел не только чудо, но и такую вот метаморфозу, которая произошла с человеком, что он не просто выздоровел, но жизнь свою посвятил Божией Матери, как будто бы прозрел: «Ну куда я уйду? Куда я от Матери Божией уйду? Слава Богу за все!» И легче стало.

«Прозорливец? Ты в своем уме?»

– Ты знаешь, каждый человек идет путем, на котором много непонятных вещей, – заговорил отец Евгений после недолгого молчания. – Скорби, искушения, что-то, смысл чего нам не понятен. И думаешь, что не сможешь это понести. Непосильной кажется ноша. А потом Господь показывает тебе, что у Него есть глаголы вечной жизни. Дает тебе это почувствовать через какую-то ситуацию. Через «компот», как болящему тому. Через преображенного болящего – отцу Л. И тебе становится неважно все остальное. Только то, что Бог есть. И ты останешься с Ним. В монастыре. Или идешь босиком по Руси. Или душу свою, наконец, меняешь… Господь часто так действует. Дает нам чудесное утешение, чтобы укрепить. Иконы когда мироточат, например, это же для этого. А не чудо ради чуда…

Отец Евгений рассказал еще одну историю. Она, правда, не про Коренную, а про Афон. Но, мне кажется, очень сюда подходит.

Его знакомый батюшка отец Алексий побывал с прихожанами на Афоне. У одного из них была большая жизненная проблема. Он и поехал в это святое место, чтобы как-то ее разрешить.

В какой-то момент прибегает этот человек к отцу Алексию:

– Батюшка! Батюшка! Я такого старца сейчас встретил! Он мне все про мою жизнь рассказал, весь расклад дал, все расписал и вразумил! Прозорливец! Теперь мне все ясно!

Ему и правда очень полезные вещи тот монах сказал, которые многому потом помогли разрешиться.

И отец Алексий, и монахи афонские начали выяснять, что за геронда такой у них объявился.

– Да вот этот…

– Что? Этот?! Старец?! Прозорливец?! Да ты в своем уме?!

Когда человеку правда нужно что-то важное для себя понять, Господь и через нерадивого монаха ему это скажет

– Был там один монах, – рассказывал мне отец Евгений. – Не по-афонски борзый. Гонял всех, командовал, ругался и вообще неприлично себя вел. Хотя сам молодой еще был. И все на него косились: «Что ты здесь забыл?..» Но то – человеческое. А в Своем уделе Хозяйка – Пречистая. И когда человеку правда нужно что-то важное для себя понять, Господь и через нерадивого монаха скажет. И Курско-Коренная – Ее удел. Надо будет – скажет и через компот! И через чудака босого.

Елена Кучеренко

22 апреля 2024 г.


https://pravoslavie.ru/159726.html

 24 
 : 23 Апреля 2024, 15:16:36 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Тайны Храма Гроба Господня: рассказывает и показывает местный священник



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=ka4uFIeXEKQ












 25 
 : 23 Апреля 2024, 15:09:39 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Иеромонах Роман. Гора Голгофа



Гора Голгофа. Вижу три креста.
(Замри, душе́, доколе окаянна?)
А посреди – распятого Христа.
У ног – Святая Дева с Иоанном.

И тот, что слева, над Христом глумясь,
В своих неправдах Бога обвиняя,
Сказал, с богоубийцами сроднясь:
– Коль Ты – Христос, спаси Себе и наю.

Но тот, что справа, запретил ему:
– Или твоя душа Творца не знает?
За наше зло нам мало этих мук,
А Этот же, скажи, за что страдает?

О бывший тать, о нынешний святой,
Всё зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждущего – Богом.

О ты, который с Господом терпел,
О покаяньем вырванный из ада!
Одна лишь правда ожила в тебе:
Что полон был ты всяческой неправды.

И в этот миг, последний крестный миг,
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мир,
Ввела под своды райского чертога.

О Боже мой, распятый, как злодей,
Тебе, Тебе с Отцем и Духом Слава!
Своим Крестом Ты разделил людей
На тех, кто слева, и на тех, кто справа.

Гора Голгофа, Пасхи колыбель,
Шепчу одно неверными устами:
— Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?

О Мати Света, не остави нас,
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.


Иеромонах Роман
25 декабря 1987
с. Родовое


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=J7xRuT0cEjc


 26 
 : 23 Апреля 2024, 14:54:19 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Иеромонах Роман - Иерусалим, Иерусалим...



Иерусалим, Иерусалим,
Светлая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим –
Город моего Христа.

Он к тебе пришел, Богочеловек,
Исцеляя кротостью уст.
Не признав Христа – Господа отверг,
Потому твой дом пуст.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим –
Город моего Христа.

Иерусалим, не познал свой час,
Чая паче Истины ложь.
Коль Царя царей тернием венчал,
Так кого ж теперь ждешь?

Ночь зажгла огни, шум затих почти,
В ожиданьи дремлют холмы…
Он к тебе грядет, он уже в пути,
Богоборный князь тьмы.

Иерусалим, Город городов,
Колыбель былых слав.
Припади к Христу, Он приять готов,
Не помянет язв, зла.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим –
Город моего Христа.


иеромонах Роман
23 ноября 1992
г. Печоры


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/10346448923897754939

https://www.youtube.com/watch?v=GAhu6wsku80

https://zvuk.com/track/68722873

 27 
 : 23 Апреля 2024, 14:45:00 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Документальный фильм. «Победитель смерти»


В преддверии Страстной седмицы фильм митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) будет особенно полезен для христианских душ

Вышел в свет фильм митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) «Победитель смерти».

Слайд-фильм посвящен Страстям Христовым и Воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас в преддверии Страстной седмицы эта картина будет особенно полезна для христианских душ.

На днях прошел показ фильма в Рождество-Богородицком монастыре в Линевичах (Приморский край). Зрители были впечатлены и даже потрясены увиденным. Фильм заставляет переживать сердцем Евангельские события. Он подобен церковному богослужению – так молитвенно звучит голос самого митрополита Вениамина и так величественно и вдохновенно звучат песнопения церковных хоров. Это замечательная работа владыки Вениамина как бы проводит нас вслед за Христом по всему Голгофскому пути к величайшей Победе в истории человечества – к Победе Жизни над смертью. К Воскресению Христову.

Пока работу владыки Вениамина можно посмотреть в интернете. Ожидается, что скоро фильмы владыки Вениамины будут изданы в формате DVD.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/11051005262185406039

https://www.youtube.com/watch?v=FzAW2052KX8&t=299s

https://youtu.be/FzAW2052KX8

 28 
 : 23 Апреля 2024, 13:23:36 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
ШЕСТАЯ СЕДМИЦА – ПУТЬ КО ГРОБУ ЛАЗАРЯ

Великий пост – дорога к Пасхе, а его шестая седмица – путь в Вифанию. Туда, где заболеет, умрет и пролежит несколько дней во гробе Лазарь. Где свершится невероятное – царство смерти отпустит по велению Господа Его праведного друга. И где, по сути, начнется путь Христа на Голгофу, ведь этого чуда Ему не смогут простить фарисеи. Богослужебные тексты шестой седмицы делают эту дорогу в Вифанию зримой, почти осязаемой.

Участники Евангельского чуда


Воскрешение Лазаря. Первая половина XVIII века

«Я бы пошел с ним в разведку», – говорим мы о верных друзьях. Можно сказать, что Христос отправил Своего друга в разведку. Только это был куда более страшный путь. Христос пришел в этот мир, чтобы победить смерть и грех, которые держали в настоящем плену все человечество. Для этого Он – бессмертный и безгрешный – Сам умер и разрушил власть ада. Но прежде праведный Лазарь отправился «путем всей земли» (3 Цар. 2, 2) – умер от тяжкой болезни. А потом Христос воскресил друга, чтобы уверить людей во всеобщем воскресении. Сын Божий послал Лазаря на этот подвиг – испытать ужас смерти, – чтобы прославилось всемогущество Божие.

На протяжении всей шестой седмицы Великого поста мы становимся участниками этого драматического события.

«Се грядет Христос ко граду Виффагии, радуйся Лазарево отечество Вифание, яко тебе покажет чудо велие, Лазаря возставляя из мертвых» (тропарь трипеснца в понедельник шестой седмицы).

Уже с воскресного вечера мы, внимательно вслушиваясь в песнопения, следуем за Христом, который грядет в Вифанию навстречу смерти – ради победы над ней

Но в это же время мы продолжаем свое личное великопостное шествие, цель которого – воспитание души. И в Евангельских событиях, и в притчах Спасителя мы находим примеры для ее воспитания:

«Камень отвалил еси ожесточения Господи, от моего сердца, умерщвленную страстьми воздвигни душу мою Благий, принести Тебе ваиа добродетелей: яко победителю ада, во умилении Владыко сподоби, я́ко да вечный живот улучу, песнословя Твою державу, и благоутробие Твое, едине Человеколюбче» (седален утрени понедельника шестой седмицы).

В отличие от Лазаря, мы сами – своими грехами и страстями – созидаем гроб для своей души. И просим Господа спасти нас, отвалив «камень ожесточения».

История болезни, смерти и печали

Но все же в центре нашего внимания праведный Лазарь – его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает. Так потихоньку мы готовимся к дням Страстной седмицы, когда на второй или даже третий план отойдет состояние нашей души, и все мы станем созерцать великие Евангельские события.

В понедельник и вторник шестой седмицы из песнопений мы узнаем: Лазарь тяжело болен, и Христос знает об этом с самого начала смертельной болезни.

«Господи, об ону страну Иордана, плотию проходя, прорекл еси Лазареву болезнь к смерти не быти, но о Твоей Бога нашего славе бывати. слава величию дел Твоих, и вседержительству Твоему: яко низложил еси смерть, за многую милость Человеколюбче» (стихира на Господи воззвах вторника шестой седмицы).


Могила праведного Лазаря в Вифании

В среду случается страшное и, казалось бы, необратимое – Лазарь умирает, а сестры безутешно рыдают, недоумевая, почему Христос не поспешил на помощь Своему другу, почему не спас его от смерти? Ведь если бы Он был здесь, все случилось бы иначе. Кому из терявших близких не знакомы эти мучительные переживания – «вот если бы тогда…»? Но мы-то знаем, какой радостью и славой Божией обернется это горе.

«Днесь Лазарь умерый погребается, и рыдание поют сего сродницы, якоже Провидец и Бог, страсть предрекл еси: Лазарь успе, учеником провещая, но ныне иду воскресити егоже создах. Сего ради Тебе вси вопием: слава державе крепости Твоея» (седален утрени среды шестой седмицы).

Тело человеческое животворит душа, и как только она уходит, начинается процесс распада, гниения. В Палестине, где климат жаркий, этот процесс еще более стремительный, потому покойных хоронят сразу – в день смерти. О погребении Лазаря также узнаем в среду из церковных песнопений.

В четверг мы в ожидании – скоро Господь придет спасти умершего друга.

«Марфу и Марию вернии подражающе, ко Господу послем Божественная деяния яко молитвы, яко да пришед наш ум воскресит, мертв лежащий люте во гробе лености нечувственный, страха Божественнаго никакоже ощущающий, и действ животных ныне не имущий, зовуще: виждь Господи, и якоже друга Твоего Лазаря древле, Щедре, предстанием воздвигл еси страшным, сице всех оживи, подаяй велию милость» (стихира на Господи воззвах вторника шестой седмицы).

Снова Церковь обращает наше внимание – мертв не только Лазарь, мертв наш ум, убитый леностью, страстями, нерадением. И потому весть о Христе воскрешающем – личная радость для каждого из нас.

Пятница – день Распятия и Крестной Смерти Спасителя, песнопения этого дня всегда устремляют наш ум к подножию Голгофы. Но посмотрите, как тонко на шестой седмице песнотворцы соединяют воспоминания о двух смертях – Христа и Лазаря:

«На Кресте Господи Твоем уснув, преложил еси на сон, Владыко, смерть. Вопил бо еси: друг Лазарь успе, но пойдем возбудити его ныне» (тропарь трипеснца в пятницу шестой седмицы).

История одного воскрешения дарит ощущение приближающейся схватки Христа со смертью

Шестую седмицу по праву можно назвать предшественницей Страстной. Как первые капли дождя сообщают нам о приближающемся ливне, так и частная с виду история одного воскрешения (не первого в Евангелии) дарит ощущение приближающейся схватки Христа со смертью.

«Грядущу Ти к Виффагии, топтание Твоих ног, враг ощущаше ад, и ногама Лазаревыма прикасашеся, глаголя: аще восхощет звати Тя Жизнь, не обленися, но изыди: разумех бо мое разрушение вскоре» (тропарь трипеснца в пятницу шестой седмицы).

Церковь делает нас свидетелями этого события, мы начинаем по-настоящему сопереживать Лазарю и видеть, как Христос побеждает смерть

В течение всей недели мы духовно созерцаем предстоящую встречу Христа со смертью – сначала праведного Лазаря, а затем и с Его собственной. Мы не были тогда в Вифании, мы узнали об этом событии из Евангелия. Но с помощью богослужения Церковь делает нас свидетелями этого события, мы начинаем по-настоящему сопереживать Лазарю и видеть, как Христос побеждает смерть.

«Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево. радуйтеся Марфа и Мари́а, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата: Егоже глас услышав, горький и несытый ад, страхом вострепетав, и вельми возстенав, отпустит Лазаря укройми обязана: Егоже чудеси собор Еврейский удивився, с ваием и ветвьми того срящут, и явятся похваляющии дети, Емуже завидят отцы. благословен Грядый во имя Господне Царь Израилев» (стихира на Господи воззвах субботы шестой седмицы).

Преддверие воскресного дня

Богослужение субботы, которую принято называть Лазаревой, по своему строю очень напоминало службу воскресного дня, ведь воскрешение праведника предвозвещало и Воскресение Самого Христа, и воскрешение всех людей.

Воскрешение праведника предвозвещало и Воскресение Самого Христа, и воскрешение всех людей

«Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное. Вся возможна Тебе Владыко всех Царю, даруй рабом твоим очищение, и велию милость» (стихира на Господи воззвах субботы шестой седмицы).

Вот только царские врата открывают на очень краткий срок, словно напоминая – лишь один человек вышел пока из гроба, еще не настало время победы над смертью для всех.


Воскрешение праведного Лазаря

На иконе мы видим сам момент воскрешения праведника. А из Евангелия узнаем о том, как успокоил Христос словами: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25–26) плачущую Марфу, а вместе с ней и всех нас. Как возмутился Он духом при виде неискренних и лицемерных фарисеев, зная, что чудо не пойдет на пользу их душам. Как прослезился Спаситель, сочувствуя и глубокому горю любящих сестер, и смертному ужасу, который пришлось испытать их брату. И как повелел сделать странное, невозможное – отвалить камень от пещеры, в которой был погребен покойник. «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11, 39), – робко возразила Марфа. Смердит – это не просто плохо пахнет, это жуткий запах тления, и потому люди, стоящие около пещеры, закрывают носы.

Бывает, что плохие наклонности связывают душу, подобно погребальным пеленам Лазаря

И тем более потрясает чудо, которое Спаситель творит после молитвы Своему Небесному Отцу. Лазарь, в смерти которого не могло быть никаких сомнений, повинуется громкому голосу Творца и Повелителя мира: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43). Здесь мы удивляемся сразу двум чудесам: самому воскрешению мертвого человека и тому, что связанный по рукам и ногам погребальными пеленами Лазарь сам смог выйти из пещеры, после чего Господь повелел развязать его. Этот образ очень понятен тем людям, которые приходят к Богу в зрелом возрасте. Бывает, что плохие наклонности связывают душу, подобно погребальным пеленам Лазаря, но человек уже начинает свой удивительный путь к Господу, воскресившему его. И только потом он будет освобожден от этих пут.

Но как ни велико было чудо воскрешения, оно не смогло изменить тех, кто уже возненавидел Бога. Вместо того, чтобы прославить Его всемогущество, первосвященники и фарисеи решают убить Христа. А также «и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12, 10–11). И вновь Церковь в своем богослужении зовет нас в путь – только теперь в Иерусалим, в Гефсиманию, на Голгофу, ко Гробу Спасителя, который станет источником нашего воскресения.

***


Церковь праведного Лазаря на Кипре

А что же стало с Лазарем, вернувшимся из царства смерти? После того, как воскрес Христос, праведник вместе с сестрами был вынужден покинуть родину и отправиться на остров Кипр. Впоследствии апостолы Павел и Варнава рукоположили его в сан епископа Китии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). Он стал просветителем и добрым пастырем многочисленной христианской общины.

30 лет прожил праведный Лазарь после своего воскрешения. Церковное предание говорит о том, что до конца своих дней он строго постился и никогда не улыбался, так как прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Нетленные мощи святого Лазаря были обретены в Китии в мраморном ковчеге с надписью: «Лазарь четверодневный, друг Христов».


Могила праведного Лазаря на Кипре

Марина Шмелева

22 апреля 2024 г.


https://pravoslavie.ru/159725.html

 29 
 : 23 Апреля 2024, 13:00:36 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Шестая седмица Великого Поста (неделя Ваий)



Постная Триодь. Святитель Феофан называл ее великим сокровищем. И как же жаль, что зачастую мы проходим мимо этих действительно бесценных стихир, канонов, тропарей, которые звучат всего раз в году.

О Страстной говорить даже не буду, по крайней мере сейчас. Тексты Страстной уникальны. Но мы уже вплотную подходим к шестой седмице Великого Поста, именуемой Вербной, которая тоже стоит особняком. И это неудивительно, если осознать, чему она посвящена.

Для начала вспомним, что в пятницу перед Лазаревой субботой заканчивается Четыредесятница. Не в смысле окончания поста, а в том смысле, что начинается то, к чему мы шли все эти дни. Ради чего очищали себя, омывали, пересматривали.

Ведь не с пустыми же руками и погасшим светильником подходить к встрече Господа, идущего навстречу нам.

А Он идет.

Идет сначала в Вифанию, чтобы воскресить Лазаря.

А затем – в Иерусалим. Чтобы воскресить всех нас.


И вот этим-то трепетным ожиданием, тщательной проверкой: а с чем я-то явлюсь? Что еще я могу успеть сделать/подумать/совершить? – наполнены эти дни.

***

Но мы проживаем их не наедине, мы словно каждый день входим в семейство Лазаря и скорбим с его сестрами:

«Вчера и сегодня болезнь Лазарева, сию бо являют Христу сродницы».

И день ото дня Лазарю становится хуже.

Если в понедельник сестры просто волнуются, то во вторник они уже предаются неутешному плачу:

«Рыданием обложены Лазаревы сестры».

Наступает среда. Лазарь скончался.

«Днесь Лазарь умерший погребается»;

«Днесь Лазарь умерший выносится, друг Христов, и рыдают о нем те, кто пришел к Марфе и Марии».


И тут же мы слышим другое. Да, в доме Лазаря – скорбь, безутешное горе, но Вифания призывается к радости, потому что «Христос радостию приходит к Лазарю показать людям, что Он есть Жизнь всех».

Если Христос уже в пути, то все будет хорошо, говорят тексты Триоди

Если Христос уже в пути, то все будет хорошо, словно говорят тексты Триоди.

Но не только к радости призывает нас Церковь:

«...радостию, Вифания, уготовься, Жизнодавца угостити и Царя, с нами взывающе: Господи, слава Тебе».

«Вифания, готовься, украсись, разшири входы твои, идет Господь, чтобы Лазаря оживить».


Восстань, воспрянь. Очисти, омой дом своей души. В него приходит Христос

Жди радостно, но не просто пассивно ожидай, нет. Восстань, воспрянь. Очисти, омой дом своей души. В него приходит Христос – каждый раз приходит в таинстве Святого Причащения.

Собственно, этим мы и занимались в течение Великого Поста – готовились встретить Его.

***

Наступает пятница, и время подготовки завершается, как завершается пост.

Вифания, Вифания, «отверзи твоя врата, вот, идет Господь, приими верою Владыку».

Христос идет, чтобы воскресить Лазаря, и в самом аду слышны Его шаги.

«Ад, касаясь ног Лазаря, глаголет: если воззовет тебя Жизнь, не обленись, но изыди: разумею бо мое разрушение вскоре».

Наивный ад! Думал отделаться одним Лазарем....

***

И вот раздается последний призыв пятницы, обращенный уже ко всем нам:

«Приидите, соберитесь, встретить Владыку и Царя, так Его приимем, как в Иерусалиме, в душах наших: идет бо спасти души наши».

Ей, гряди, Господи Иисусе!

Владимир Шишкин

https://pravoslavie.ru/152882.html

 30 
 : 23 Апреля 2024, 12:34:26 
Автор Дмитрий Н - Последний ответ от Александр Васильевич
МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ

Патриарх-мученик. Священномученик Григорий Константинопольский. Православный календарь на 23 апреля


ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

23 апреля в 2024 году приходится на вторник 6-й седмицы Великого поста ("седмицы ваий" – недели в преддверии праздника Входа Господня в Иерусалим, Вербного воскресения). Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение – неварёная постная пища без растительного масла (послабления в посте возможны, однако воцерковлённым людям важно согласовывать их со своим духовником). В Русской Православной Церкви совершается память многих христианских святых, тринадцать из которых известны нам по именам.

Священномученик Григорий V, Патриарх Константинопольский. Греческий святой страдалец первой четверти XIX столетия, чья мученическая кончина предвозвестила освобождение Греции от многовекового турецкого ига. Святой Григорий был не только духовным отцом своего народа, но и благословлял своих чад на народно-освободительную борьбу (хотя и обличал либеральных вождей восстания, нередко состоявших в масонских ложах). Святейший Патриарх Григорий не страшился мученической кончины от турецких захватчиков. Вот как описывается его подвиг в Житии священномученика:

Когда выяснились связи Патриарха с греческими патриотами, один из друзей святителя советовал ему бежать из Константинополя в Морею. Святитель отвечал на это: "Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моей нации". В день Святой Пасхи, 10 апреля 1821 года, святого Патриарха схватили и повесили на воротах Патриархии, а затем бросили тело в море.

Тело святителя было найдено и благоговейно перенесено в русский город Одесса, где было погребено в Троицкой церкви. Спустя полстолетия честные мощи были торжественно перенесены на родину святого и обрели покой в греческих Афинах. И сегодня, когда Константинопольский Патриархат, по сути, превратился в религиозную структуру, подчинённую западным политическим элитам, нашим православным братьям-грекам стоит чаще вспоминать о подвиге священномученика Григория, для которого свобода своего народа была выше любых мирских почестей, которые он вполне мог получать и под турецким игом.


УБИЙСТВО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ V.  ФОТО: WWW.GLOBALLOOKPRESS.COM

Мученик Терентий и его дружина: мученики Помпий, Африкан, Максим, Зинон, Александр, Феодор и иные 33 мученика. Раннехристианские святые страдальцы, римские воины-христиане, принявшие мученические венцы за верность Господу и Его Церкви в Петрии в период антихристианских гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова.

Мученики Иаков пресвитер и диаконы Азадан и Авдикий. Персидские святые страдальцы, замученные за верность Христу и Его Церкви при нечестивом царе-огнепоклоннике Сапоре около 380 года от Рождества Христова.

Священномученик Флегонт Понгильский, пресвитер (1938), и мученик Димитрий Вдовин (1942). Православные священнослужитель и мирянин, пострадавшие за верность Христу в разные годы в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

https://tsargrad.tv/articles/patriarh-muchenik-svjashhennomuchenik-grigorij-konstantinopolskij-pravoslavnyj-kalendar-na-23-aprelja_989778


Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!