Русская беседа
 
28 Февраля 2017, 00:13:14  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: В настройках профиля участников доступны 2 новых поля: "вероисповедание" и "информация о себе". Просим всех заполнить эти поля
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 10
 1 
 : 27 Февраля 2017, 18:06:06 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Высокочтимые. 4ч. Державная икона Божией Матери



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=4Q-U0sbRkec

http://onceborn.ru/films/orthodox/3485-vysokochtimye-2009-tvrip.html

 2 
 : 27 Февраля 2017, 18:02:11 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Высокочтимые. 3ч. Казанская икона Божией Матери



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=rJneKv-Cbfc

http://onceborn.ru/films/orthodox/3485-vysokochtimye-2009-tvrip.html

 3 
 : 27 Февраля 2017, 17:58:49 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Высокочтимые. 2ч. Икона Божией Матери Спорительница хлебов



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=_ehsYlOyFGU

http://onceborn.ru/films/orthodox/3485-vysokochtimye-2009-tvrip.html

 4 
 : 27 Февраля 2017, 17:56:12 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Фильм 1. Тихвинская икона Божией Матери



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=r-X1tnzwYsk

http://onceborn.ru/films/orthodox/3485-vysokochtimye-2009-tvrip.html

 5 
 : 27 Февраля 2017, 17:22:03 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Фильм "Психотерапия и Православие" (2011)



Много сегодня разлада в душевной жизни человека. Раньше с этими проблемами люди шли в церковь, за советом священника, сегодня же обращаются к психологам или психотерапевтам. Эти последние окутаны ореолом некой посвященности, некого тайноведения человеческих душ, причем на научной основе. Такое отношение ко всему, что начинается с "психо", вполне объяснимо, ведь в советские годы понятие "душа" игнорировалось.

Фильм рассказывает о многочисленных мифах современной психологии, разоблачает приемы недобросовестной манипуляции сознанием нуждающихся в помощи людей, объясняет отношение Православной Церкви к данной проблеме.

Медиа-проект осуществляется при содействии архиепископа Егорьевского Марка.

Год выпуска: 2011
Страна: Россия
Жанр: Православно-познавательный
Продолжительность: 00:58:49
Перевод: Не требуется
Русские субтитры: нет
Режиссер: С. Андрюшкин

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=OrcRIHZeGAc

http://onceborn.ru/films/orthodox/2809-psixoterapiya-i-pravoslavie-2011-dvdrip.html

 6 
 : 27 Февраля 2017, 16:08:10 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Хронология вечности: Начало Великого поста



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=B4OW4khgUB0

Сегодня у всех православных христиан начинается время самопознания и самоконтроля – пост Святой Четыредесятницы. Он называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. В 2017 году он длится с 27 февраля по 15 апреля.

Сегодняшний день получил название «Чистый понедельник» – люди стремятся провести его в чистоте, во всех смыслах этого слова. В этот день, как и в последующие два дня, установлен очень строгий пост, верующим предписано усерднее молиться.

Это память о сорокадневном испытании Иисуса Христа, Которого дьявол искушал в пустыне, обещая Ему власть, чудеса, все богатства земли и поклонение толп. Господь отверг всё это, предпочтя лишь одно – истинную веру в истинного Бога.

Святые отцы говорили, что это десятина, выплачиваемая человеком своему Творцу, ведь 40 дней – это и есть примерно десятая часть года. Девять десятых мы посвящаем нашим земным делам, а время Великого поста принадлежит только Богу.

Любой верующий человек, даже если он не ходит регулярно в храм, должен понимать, что сблизиться с Богом невозможно без покаяния. Именно покаянной дисциплине, важности самосовершенствования, борьбе со своими страстями нас учит Великий пост.

Патриарх Кирилл говорил в своей проповеди: «Самопознание есть одна из важных целей Великого поста. Познать самого себя непросто, ведь в каждый момент жизни мы разные. На это различие влияют внешние условия, а также искушения дьявольские».

«Мы в обычное время мало контролируем себя. Не только слова и поступки, но даже мысли свои не контролируем. Если пост приводит нас к этому навыку – контролировать свою мысль, – это означает, что он для нас был не напрасен...», – говорил Патриарх Кирилл.

http://tsargrad.tv/articles/hronologija-vechnosti-nachalo-velikogo-posta_50817

 7 
 : 27 Февраля 2017, 16:04:53 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Документальный фильм "Великий пост"



Что такое Великий пост? Многие воспринимают это время только как отказ от привычных продуктов и в итоге ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае потерю пары килограммов. Что же мы делаем не так?

Фильм расскажет об истории и традициях Великого поста. О том, что целых шесть недель нужно во всем себя ограничивать – в еде и поступках. О шести неделях, когда можно все изменить к лучшему. Согласно христианской традиции, в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель которого - освободиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного. Но главное, нужно понимать: жестких универсальных инструкций к Великому посту нет – каждый из нас принимает решение сам.

Наши дни до упора забиты обычными делами. Мы общаемся, не различая лиц. Пропускаем через себя мегабайты информации, не фиксируя деталей. Но постепенно мир начинает давить изнутри - разрушать, мешать, беспокоить. Вылезают обиды, разочарования, болезни, страхи... Вырваться из этой паутины проблем - большой труд. Для того чтобы нам легче это было сделать, существует особое время.
В греческой Церкви его называют "кайрос" - время удачи, решений и возможностей. Это Великий пост - самый продолжительный в православной традиции. Согласно Евангелию, первым через этот опыт, сразу после Крещения в водах Иордана прошел Иисус Христос.

Зрители также узнает, что происходит во время Таинства крещения и что такое Таинство исповеди, что такое пост по монастырскому уставу и почему строгий пост имеет противопоказания? Почему для многих людей воздержание во время поста помогает обрести новые силы и духовную целостность. Это фильм о свободе, об искушениях и победе над ними, о покаянии и прощении...

В фильм также вошли постановочные реконструкции евангельских сюжетов: Крещения (Богоявления) глазами Апостолов Андрея и Иоанна, пребывание Христа в пустыне и три искушения, призвание первых учеников в Капернауме, а также история мытаря Закхея.

В фильме принимают участие:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма св. Троицы в Хохлах
Протоиерей Максим Козлов, настоятель Храма святой мученицы Татианы
Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела МП РПЦ
Елизавета Глинка, врач паллиативной медицины, руководитель фонда "Справедливая помощь"
Эмир Кустурица, кинорежиссер (Сербия)
Люк Ферри, философ (Франция)
Илья Демичев, кинорежиссер
Николай Шабуров, историк

Год выпуска: 2011
Страна: Россия
Жанр: Документальный
Продолжительность: 50:52
Производство: Телекомпания "Мастерская" , 2011
Автор сценария: Марина Бандиленко
Режиссеры-постановщики: Дмитрий Зинченков, Марина Дайновец, Максим Малинин

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=l9lSUdq0wtE

http://onceborn.ru/films/orthodox/2646-velikij-post-2011.html

 8 
 : 27 Февраля 2017, 06:55:22 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Вести недели с Дмитрием Киселевым от 26.02.17



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=-orQWsm8soo

https://www.youtube.com/watch?v=Y7D35oh3nqE

 9 
 : 27 Февраля 2017, 06:29:12 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Протоиерей Борис Прокофьев

Гармония материального мира и вопросы христианской апологетики



Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы.
(Рим. 1: 19–20)


Бурный расцвет науки за последние несколько веков, несмотря на то, что сами ученые в большинстве являлись людьми, верующими в Бога, был использован для борьбы с религией, для пропаганды атеизма. Прошло некоторое время, и науке уже не приписываются претензии на абсолютное обладание истиной. Сами научные открытия постоянно меняются, что утверждалось наукой раньше, потом ставилось под сомнение или опровергалось следующими открытиями науки (например теория теплорода).

Рассмотрим мир как огромный, постоянно движущийся организм: «Молекулы и атомы окружающих нас веществ постоянно пребывают в состоянии беспорядочного движения, непрерывно сталкиваясь друг с другом. В природе нет и не может существовать никаких тел, даже размера ядерных частиц, которые не находились бы в непрерывном движении, зависящем от температуры»[1]. Мелкие частицы вещества находятся в постоянном хаотическом движении, названном по имени английского ботаника броуновским: «это беспорядочное движение частиц вещества, взвешенных в жидкости или в газе, происходящее под влиянием соударений этих частиц с молекулами окружающей среды»[2].

Движение, согласно определению преподобного Иоанна Дамаскина, это рождение и уничтожение, увеличение и уменьшение, перемены относительно качества, так и движение с места на место, перемещение одних материальных объектов относительно других. «Движение составляет сущность материи» (святитель Лука Крымский)[3].

Действительно, в этом мире все находится в движении, все подвержено переменам. От микромира (элементарных частиц) до Вселенной (планет и созвездий) все постоянно движется: электроны непрестанно движутся вокруг атомного ядра (например, за стомиллионную долю секунды электрон (или частица-дублер) совершает вокруг ядра миллионы миллионов оборотов[4]), происходит броуновское движение молекул в жидкостях и газах; перемещаются материки на Земном шаре; возможно, несутся с огромными скоростями звезды и целые галактики в космосе и т.д. Происходит круговорот веществ в природе Земли: например, круговорот воды, углерода, азота и др.; живые организмы извлекают из окружающей природы минеральные вещества, после смерти организмов эти вещества возвращаются в окружающую среду. В результате циркуляции веществ между окружающей средой и живыми организмами образуется большой геологический круговорот – глобальное путешествие химических элементов внутри планеты. Так живые организмы преобразуют минеральные оболочки планеты.

В материальном мире не находится ничего постоянного. Меняются общества, возникают и уничтожаются государства, умирают люди и рождаются новые, камни под воздействием солнца, воды и ветра превращаются в песок.

Сами химические элементы Периодической системы Д.И. Менделеева не есть нечто постоянное, возможно их взаимное превращение друг в друга: это реакции ядерного деления и ядерного синтеза.

Все материальное не имеет покоя, нет ничего в материальном мире, что бы не двигалось. Просто что-то движется быстрее, и мы это легко замечаем, а что-то движется намного медленнее или намного быстрее и требует специальных приборов для фиксирования внутреннего или внешнего движения.

Все движущееся и изменяющееся в своем движении должно от чего-то отталкиваться. Пояснение этого утверждения можно видеть на примере движения мячика (конечно, лишь немного похожем): чтобы мячик катился по столу, я должен его толкнуть или катить; чтобы мячик полетел, я должен его бросить. Это «нечто», от чего оттолкнулась ранее в своем движении материя, но, точнее, поскольку она постоянно разнообразно движется, то и постоянно отталкивается… так вот, это «нечто» должно быть неподвижно; а так как материя изменчива – то неизменяемо, а значит – и не материально; следовательно, не должно подчиняться ни пространству, ни времени, то есть вечно. Все это есть свойства Божественной природы. Это «нечто», проявление Которого мы наблюдаем в окружающем нас мире, согласно православному вероучению, и есть Бог вне Своей сущности.

Бог – источник движения Вселенной.

    В материальном мире нет ничего не движущегося, и это движение подчинено разумным законам

Более того, движение материи не хаотично или случайно. Оно упорядочено и совершается по строго определенным законам. Например, закон всемирного тяготения описывает движение планет, квантовая физика объясняет движение ядерных частиц. Это случайное и хаотическое, каким оно нам представляется, движение частей материального мира в конечном результате оказывается движением, подчиненным разумным законам, в котором движение частей удивительно согласовано.

Наиболее выразительно проявление разума в устройстве и существовании живой природы.

Вырастают семена, в определенное время, благоприятное для размножения, семена разносятся. Зимой дерево сбрасывает листву, летом опять появляются листья, цветы привлекают насекомых для опыления. Несомненно, что целесообразность прослеживается во всех этих периодических изменениях. Интересно, чем же деревья думают, как им поступать? Конечно же, разума у них никакого нет, но законы, по которым они существуют, ясно свидетельствуют, что источник или изобретатель этих законов, несомненно, разумен.

«Удивительны инстинктивные движения вьющихся растений. Растение сперва вытягивается в высоту, потом нагибает свой стебель горизонтально и описывает круг, отыскивая себе опору. Чем длиннее вырастает стебель, тем больше становится круг, то есть растение, не находя себе опоры, ищет ее дальше. Наконец стебель не выдерживает своей собственной тяжести, падает на землю и ползет по ней, ища новой опоры, но и в этом случае оно руководствуется выбором: повилика не вьется около неорганических или мертвых органических опор, но только около живых растений, к которым она жадно прилепляется, ибо ее корни, находящиеся в земле, быстро умирают, и она лишается пищи, которую потом высасывает посредством сосочков из обвитого растения. Удивительно целесообразны движения пестиков некоторых растений для оплодотворения рыльца пыльцой» (святитель Лука Крымский)[5].



Паук строит паутину с точностью, с какой строится подвесной мост. Мост рассчитывает человек, и то ошибается. А кто думает за паука? Ведь проявление разума в его деятельности налицо, но это не разум самого насекомого, что очевидно.

Паук испускает запах, чтобы привлекать самцов бабочек, – так их ловит и ест. Кто его научил так подбирать ферменты? Если даже люди не могут подобрать. Откуда это явное проявление какого-то мощного разума? Паук же делает все неосознанно, это не его разум.

Муравьи, обитающие на Панаме, носят кусочки обычных листьев в муравейник, где те загнивают. В результате выделяется грибок, в котором содержится пенициллин. Поедая его, муравьи избавляются от многих болезней.

«В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно, и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» (святитель Лука Крымский)[6].

    Разумность проявляется во всей жизни природы, но разум этот не рожден самой природой

Вообще инстинкт насекомых – это проявление «стороннего» разума, не принадлежащего природе, то есть этот разум не рожден природой.

Рак-отшельник на раковину сажает ядовитую актинию и так защищается от нападения осьминога. Кто научил этому рака? Если какой-то рак, один из миллиона, защитится актинией, то по наследству этот навык передать не может. Мы знаем из примера человека, что если родители знают, например, иностранный язык, то это знание по наследству не передается: ребенка надо учить иностранному языку начиная с азов.

Мангусты, когда спасаются от львенка, настолько плотно сбиваются в одну кучу, что издалека эта стая похожа на одно большое животное, с которым львенок не решается столкнуться, а потом внезапно это «большое животное» исчезает, так как мангусты резко разбегаются в разные стороны и прячутся. Этим достигается эффект неожиданности, приводящий в недоумение хищников[7].

Грандиозное движение всех частей в масштабе Земли действительно удивительно согласованно. Живые организмы, испытывая на себе влияние факторов неживой природы, своей деятельностью изменяют условия окружающей среды (своего обитания), преобразуя минеральные оболочки планеты. Но когда в распределение химических элементов на Земле стал вмешиваться человек своей «сознательной» деятельностью, это привело к нарушению согласованного движения всей системы и, как следствие, к экологическим катастрофам.

Разумность, согласованность, наличие цели проявляется в жизни растений, насекомых и животных.

Как может такой огромный живой механизм – Земной шар со всем живущим на нем – функционировать и не сбиваться?! И как же красиво и логично устроено это движение!

Несомненно, что в устройстве мира мы видим проявление разума – это ясно из того, как согласованно существуют все части этого мира (например природные биологические системы: нарушение одного звена ведет к нарушению всей системы), как разумно функционируют эти части (например, как разумно существуют муравьи).

Попытаемся найти источник этого Разума. Планеты думать не могут, это просто неодушевленные камни; также и электрон, и протон не имеют ума. Очевидно, что это не разум самой природы, так как не имеют разума минералы, рыбы, насекомые, птицы, растения, животные, – и даже люди не являются источниками этого колоссального Разума, ведь человечество только пытается открыть, угадать законы, по которым существует мир. Человеческий разум далеко не совершенен: один человек не может запомнить весь объем накопленных в настоящее время человечеством знаний. Современный ученый – это специалист в очень узкой области знаний.

Также, например, сложнейший процесс сгорания пищи у человека проходит вне участия сознания, если не считать начало процесса – выбор и потребление пищи. Совместно работают желудок, печень, кишечник, поджелудочная железа и другие органы человеческого тела. Где же разум, устроивший такую сложную систему и управляющий этим так согласованно происходящим процессом?

    Сама материя не может быть источником законов, по которым она существует

В видимом материальном мире не открыт источник такого Разума, который проявляется в наблюдаемом нами движении материального мира, он намного выше из всех нам известных. Да и сама материя не может быть источником законов, по которым она существует, потому что это абсурд. Материальный мир конечен, несамобытен, несамостоятелен. Законы природы указывают на то, что материальный мир ограничен в своей свободе. Раз материя подчиняется законам, это указывает на ее несамобытность, то есть что она сама по себе существовать не может; значит, материя имеет высшую себя причину и источник своего существования.

Некоторые говорят, что законы, которые описывают бытие материи, существовали всегда. Но ведь материя, ответим, изменчива, а значит, и не вечна, а значит, имела когда-то начало. Если предположить, что законы, по которым существует материальный мир, были всегда, даже до материи, то мы признаем, что есть разум, который существует вечно и независимо от материи и является источником этих законов.

Если принять идею, что этот материальный мир развивается от простого к сложному, то он (то есть мир) развивается и сейчас, и разум появляется также в результате развития мира. Как же материя может развиваться на разумных началах, когда сам разум должен появиться в результате развития материи? И мы не наблюдаем в настоящее время такого материального носителя, такого колоссального разума, проявляемого в устройстве и существовании Вселенной. Самый развитый известный нам разум – это человеческий, и он абсолютно с ним несопоставим.

Значит, материальный мир не мог развиться от простого к сложному, так как, согласно данной идее, разум должен появиться спустя некоторое время как результат развития материи.

Вселенная – это огромная, разумно устроенная и удивительно согласованно работающая система. Разум виден, в первую очередь, в законах, по которым существует, движется Вселенная, так как автором, источником этих законов может быть только какой-то колоссальный разум.

Если устройство мира и его существование проходит под руководством, под прямым влиянием разума, то это разум, сторонний миру. Этот разум уже изначально существовал до начала развития мира и появления мира, он не принадлежит этому миру, он сторонний, совершенно отличный. И он является источником движения материального мира.

А зачем разуму использовать миллиарды лет для того, чтобы развить несамостоятельный материальный мир? Мог он его создать гораздо быстрее? Конечно, мог.

Когда мы видим, что из этого хаоса якобы случайных движений частей материального мира в совокупности получается стройный порядок, наблюдаемый во Вселенной, это означает, что мир существует и движется не сам по себе, а и до настоящего времени управляется, то есть не самостоятелен в своем существовании.

Сами законы, согласно которым существует материя, и подсказывают нам, что должен быть их Разумный Источник, являющийся одновременно и источником самого движения материи, и источником наблюдаемых в движении материи согласованности и разумности.

Православное вероучение говорит, что неизвестный атеистам Разум – Источник законов существования мира, находящийся вне самого мира, основа движения и бытия мира, вечный и неизменный, неподвижный, не подчиняющийся ни пространству, ни времени, нематериальный, проявление Которого мы всюду видим, а источник Его найти в материальном мире не можем, – Этот колоссальный Разум есть Божественный Разум, есть Бог. На всем мире лежит отпечаток творчества Божественной Личности.

«Знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом» (преподобный Иоанн Дамаскин[8]).

Более того, православная вера учит, что Бог есть Личность, такая же, как и человек, и мы можем в молитвах говорить Ему: «ТЫ». Сам человек дойти своими рассуждениями до осознания того, что Бог есть Личность, не может. Это понимание даровано людям в Божественном Откровении.

    Могут ли быть несколько богов? Нет, иначе бы они ограничивали друг друга, а свойство Бога – неограниченность

Могут ли быть несколько богов? Нет, иначе бы они ограничивали друг друга в своих областях, а свойство Бога – это неограниченность, если же ограниченно, то, значит, не Бог, поэтому Божество одно (одна Божественная природа).

«Есть Бог – творческая и содержательная причина всего; в этом наши учителя – и зрение (внешний опыт), и естественный закон, – зрение, обращенное к видимому, которое прекрасно утверждено и совершает путь свой, или, скажу так, неподвижно движется и несется; естественный закон, от видимого и благоустроенного умозаключающий о Началовожде его. Ибо Вселенная как могла бы составиться и стоять, если бы не Бог все осуществлял и со-держал? Кто видит красиво отделанные гусли, их превосходное устройство и расположение или слышит саму игру на гуслях, тот ничего иного не представляет, кроме сделавшего гусли или играющего на них, и к нему восходит мыслью, хотя, может быть, и не знает его лично. Так и для нас явственна сила творческая, движущая и сохраняющая сотворенное, хотя и не постигается она мыслью. И тот крайне несмышлен, кто, следуя естественным указаниям, не восходит до этого познания сам собой.

Впрочем, не Бог еще то, что мы представили себе под понятием Бога, или чем мы Его изобразили, или чем описало Его слово» (святитель Григорий Богослов).

__________________________________

[1] См.: Гладков К.А. Атом от А до Я. М., 1974.

[2] См.: Словарь иностранных слов.

[3] См.: Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Наука и религия. Дух, душа и тело.

[4] См.: Гладков К.А. Атом от А до Я.

[5] См.: Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Наука и религия. Дух, душа и тело.

[6] См.: Там же.

[7] Этот факт взят из фильма о дикой природе, снятого BBC.

[8] См.: Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры.

http://www.pravoslavie.ru/101057.html

 10 
 : 27 Февраля 2017, 06:19:54 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
(Окончание)

Но если дети просят почитать еще, сами просят – продолжаем читать вместе. Такое случается с детьми достаточно взрослыми, которые уже умеют читать. Так что читаем по очереди. Например: вместе поем ирмос. Я читаю все тропари, кто-то из младших, например, семилетний, повторяет припев. Кто-то постарше, кто читает получше, читает тропари на «Слава» и «И ныне». А кто еще постарше, может на следующей песне прочитать тропари сам. Как только я вижу, что дети начинают отвлекаться, я уже настойчиво предлагаю им закончить.

Есть и такой вариант: когда мы спели и прочитали первую песнь все вместе, и кто-то из старших просит тоже помолиться, то я даю ему текст Канона, и он сам читает перед иконами. Столько, сколько захочет и сможет.

Я люблю и чту молитвы на церковнославянском языке, и наши дети с детства, с рождения буквально растут в нем. Но тем не менее не все тексты оказываются понятными на этом великом и древнем языке. И Канон преподобного Андрея Критского – тому пример. Не всегда легко «раскрутить» витиеватый синтаксис тропарей этого Канона. Не всегда даже достаточно начитанный человек поймет отсылки к ветхозаветным героям, коими изобилует текст этого Канона, «училища покаяния». Некоторые издания этого Канона дают удобный параллельный перевод, а также небольшие комментарии к сюжетам из Ветхого Завета. Вот по таким книжкам наши дети и читают Канон Андрея Критского в том случае, если они молятся в эти дни дома.

Такое чтение – возможность не только помолиться, но и понять, чему же нас учит Церковь на великопостных богослужениях. А еще – познакомиться с замечательным толкованием многих библейских сюжетов. Ради таких моментов мы и занимаемся с нашими детьми изучением и повторением библейских текстов.

Когда дети так подготовлены дома, они смогут более осознанно участвовать в церковном богослужении. Мало того: и видеозаписи, и общая домашняя молитва, и самостоятельное чтение – все это помогает детям захотеть попасть на эту службу в храм. И в таком случае, однажды – завтра, или в среду, или в четверг, или в следующем году – этому ребенку будет разрешено пойти в храм на Канон Андрея Критского.

И ребенок окажется в храме не потому, что его родители затащили, не потому, что ему деваться некуда, а потому, что он давно мечтал побывать на этой службе.

А потом участие в таком богослужении, посещение храма в первую седмицу великого поста становится уже потребностью, частью жизни ребенка. Частью жизни взрослеющего, взрослого христианина, человека, сознательно выбирающего для себя такую жизнь – жизнь в Церкви. Жизнь, без которой он уже не сможет себя мыслить.

Впрочем, не всегда все получается легко.

Например, когда дети маленькие, когда на руках младенец, трудно найти время для того, чтобы сосредоточенно, с вниманием прочитать всю часть Канона, положенную для понедельника. В таком случае я читаю его частями. Прочитала одну-две песни – надо бежать к детям, отвлекаться на домашние дела. Но как только появится малейшая возможность, перерыв – можно прочитать еще две песни. Можно кормить малыша грудью лежа и, если малыш позволяет, во время кормления еще почитать. Можно читать сидя в кресле, когда ребенок сидит или лежит на коленях…

А можно все сделать несколько иначе: одну песнь прочитать во время общих вечерних молитв. Потом, укладывая детей спать, поговорить с ними о Творении мира или почитать Притчи Соломоновы (сегодняшние паремии). А потом выключить свет и вслух, нараспев, дочитать Канон Андрея Критского; можно сидя на кровати с малышом. Скорее всего, это чтение подействует на детей усыпляюще. Дети будут уложены, а родители закончат чтение Канона.

Если есть еще силы и желание, если дети вовремя уложены, можно вдвоем с мужем почитать еще книгу пророка Исаии – это чтение Церковь также предлагает для начала Великого Поста. А можно, конечно, и не читать или почитать что-то другое. На пост мы с мужем обычно планируем чтение святых отцов: например, берем книгу поучений аввы Дорофея или один из томов творений Златоуста – и читаем каждый день на ночь. Всего по одному «слову» или даже по абзацу. Это уж как получается. Зато за пост успеваем реально что-то осилить.

Главное, чтобы это все было не насилием над самим собой и друг над другом, а радостью. Ведь все эти вещи Церковь дает нам на помощь, а не в нагрузку. И если мы все это принимаем – то помощь правда будет ощутимой.

 

Во вторник первой седмицы Великого поста

Все то же самое, что в понедельник. Только без уборки.

Утром можно открыть текст службы вторника первой седмицы – то, что сейчас читается в храме. И это снова может быть не все богослужение, а только несколько великопостных, написанных святыми отцами песней:

Постящеся братие телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропо́тная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость.

Добродетельми Илия возшед на колесницу божественную, постом просветився, возношашеся на высоту небесную, сему поревнуй, смиренная душе моя, и постися от всякия злобы и зависти, и свара, и сладости текущия и сластныя: яко да болезни лютыя избегнеши, вечнующия геенны, вопиющи Христу: Господи, слава Тебе.


Продолжаем читать Библию – Быт. 1, 14–23, о четвертом и пятом дне Творения. Такими крошечными шажочками продолжаем вместе с детьми изучать Священное Писание. Сегодняшние Притчи Соломоновы – Притч. 1, 20–33.

Тот, кто принимает обличение от Премудрости, кто выбирает для себя жизнь в страхе Божием – тот будет жить без страха, безопасно и спокойно.

В среду первой седмицы Великого Поста



В этот день по монастырскому уставу полагается впервые поесть. Пусть на такие вещи мы даже не замахиваемся – но вспомнить об этом можно. Чтобы представить, насколько облегченно мы постимся, какой бы строгой ни была наша мера поста. Впрочем, такую страшную информацию мы своим детям не сообщаем. Я боюсь, как бы они не вздумали голодать первые дни поста. Отнесем это в разряд информации 18+.

Сегодня служится первая литургия Преждеосвященных Даров за этот Великий Пост. Но утром идти в храм для работающе-детных родителей может быть делом непростым. Ведь в таком случае надо будет и утром попасть на службу, и вечером читать Канон Андрея Критского. Поэтому мы обычно в этот день не бываем на литургии. Но вспоминаем: хотя бы однажды за этот пост надо будет причаститься за такой службой.

А сегодня утром мы можем просто после утренних молитв, скорее всего, без детей, и, скорее всего, даже между рабочими делами, на несколько минут вернуться мысленно к посту, к храму. И прочитать еще одну-две песни из службы среды первой седмицы:

Светотворное время, егоже ныне освятил еси, и даровал еси нам воздержания, Господи, Ты сподоби нас во умилении всех чисте прейти ми́рствующих, Креста крепостию, едине Человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Постом помышлений страсти приидите порабо́тим, духовными себе крилы покрывше: да вражию движимую бурю, легце прешедше, достойни будем крестнаго поклонения, о мире закла́ннаго волею Сына Божия, и духовно празднуим из мертвых Спасово воскресение, на гору вземшеся, со ученики прославим, власть приимшаго всю Сына от Отца, Человеколюбца.


А еще продолжаем читать паремии – сегодня завершается рассказ о сотворении мира, о сотворении человека и о седьмом дне творения, когда Господь «почил от трудов Своих»: Быт. 1, 24 – 2, 3. Продолжаются и «уроки по изучению наследия царя Соломона» – Церковь предлагает нам для чтения Притч. 2, 1–22.

Вечером продолжаем чтение Канона – часть, положенную на среду.

В четверг первой седмицы Великого Поста

Все то же, что и в предыдущие дни.

Из утреннего богослужения четверга:

Господи, мне грешному положил еси покаяние, мене недостойнаго спасти хотя безмерною милостию Твоею. К Тебе припа́даю моляся: постом душу мою приклони, яко к Тебе прибегох единому Многомилостивому.

Якоже виноград на древе, Спасе, ви́ся, вином напоил еси нетления, Христе, концы. Темже вопию: пиянством мя греховным люте омрачаема присно, сладостию умиления истиннаго напоив, поститися мя ныне от сластей укрепи, Спасе, яко Благ и Человеколюбец.


Продолжаем читать Библию вместе с детьми – Быт. 2, 4–19: снова о творении человека, об устройстве жизни на земле в первые дни нашего мира, о том, как был устроен Едем, рай. О первой заповеди, которую Бог дал человеку: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Первая заповедь – о послушании, о посте, о воздержании… Кстати, не только читаем саму Библию, но и толкования святых отцов.

Снова открываем и Премудрого Соломона: Притч. 3, 1–18. О том, что мудрость – древо жизни для тех, которые приобретают ее. И слова, важные для наших детей, но еще более важные для нас, для меня самой:

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Не будь мудрецом в глазах твоих.


Можно предложить детям написать эти слова по-церковнославянски, красиво оформить: аппликацией, пластилином, рисунками. Так у наших детей будет изобразительное творчество, всякая мелкая моторика, а заодно они будут приобщены к церковнославянскому языку. Заодно и выучат слова Священного Писания и, может быть, что-то запомнят. И даже, может быть, что-то поймут.

А потом мы эту поделку повесим где-то у себя перед глазами – и будут эти слова Соломоновы наставлять нас весь пост. Неспроста ведь наша Церковь дает нам это чтение в святую Четыредесятицу.

Кстати, в школу в эти дни поста наши дети ходят, как обычно. Хорошо грекам – у них такие дни выходные… Наши дети будут пропускать занятия на Благовещение, в Великий Четверг, на Светлой – а сейчас у детей их обычный учебный график, в который встроены описанные здесь домашние занятия и молитвы.

***

Вот примерно так все и получается. Иногда что-то меняется. Добавляется и убавляется. Заболел ребенок – весь этот красивый план летит. А устроят в школе карантин или каникулы, выпадет на эти дни очередная Восьмая Марта – и тогда получается сделать больше, чем можно было надеяться.

Но если все складывается, то этот план может принести такие результаты:

    1. И родители, и дети приобщаются церковным богослужениям, даже если не удается выбраться в храм.
    2. Пост оказывается временем «образовательного» общения детей и родителей.
    3. Пост становится «учебным периодом» изучения Священного Писания для детей и родителей.

    Главное, чтобы в эти дни, как и во все остальные дни жизни, семья жила жизнью Церкви

Впрочем, не так важно, как именно получится «вхождение в пост» – главное, чтобы в эти дни, как и во все остальные дни жизни, наша семья жила жизнью Церкви.

Чтобы были хотя бы попытки соединиться друг с другом в единое целое.

Чтобы было хотя бы стремление соединить свой дом с Церковью.

Чтобы хотя бы идея такая была – повернуть свою семью к Богу…

Если всего этого нет – может быть, начало Великого Поста и есть тот самый пресловутый понедельник, с которого мы попробуем начать новую жизнь?

Анна Сапрыкина

http://www.pravoslavie.ru/101334.html

Страниц: [1] 2 3 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!