«Поскольку многие, приходя к твоему благоговеинству, требуют точных сведений о вере, а потому ты с любовью просил у нас некоего краткого определения и правила, излагающего образ наших мыслей; то мы писали твоему благоговеинству, что мы (о чём ты знал и прежде писем) никогда ничего не предпочитали и не можем предпочесть никейской вере, изложенной святыми отцами, сошедшимися в Никее для низложения арианской ереси, но с Божией помощью держимся и будем держаться сей веры, излагая подробнее только неполно сказанное ими о Святом Духе (потому что не возникал ещё тогда вопрос о том), то есть, что следует признавать, что Отец, Сын и Святой Дух есть одно Божество, Духа также исповедуя Богом. Итак, с теми, кто так думает и учит, и ты имей церковное общение, ибо и мы имеем; а держащихся иного учения отвращайся и считай чуждыми Богу и кафолической Церкви»[9].
Этот Собор стал основой для всех последующих Вселенских Соборов
А святитель Василий Великий в своём изложении веры, которое подписал Евстафий Севастийский, говорит о необходимости исповедовать непоколебимую и нелицемерную веру в триадологический догмат Никейского Собора, чтобы быть членом кафолической Церкви. Он пишет:
«Если кто, или прежде быв научен другому исповеданию веры, хочет вернуться к правым догматам, или теперь в первый только раз изъявляет желание огласиться учением истины, то надобно научать таковых вере, как она изложена блаженными отцами на Никейском Соборе. Это же самое полезно будет и в рассуждении тех, кого подозревают в противлении здравому учению, и кто прикрывает своё зловерное мудрование благовидными увёртками. Ибо и для сих достаточно изложенной там веры; таковые или исцелятся от тайного своего недуга, или, скрывая его в глубине, сами понесут осуждение за обман, а для нас соделают лёгким оправдание в день Суда, когда Господь откроет скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4: 5). Потому, чтобы быть принятыми, они должны исповедать, что веруют, держась как речений, какие предложены отцами нашими в Никее, так и смысла, какой по здравому разумению выражается сими речениями. Ибо есть и таковые, что, хотя и принимают сию веру, искажают слово истины и по своему произволу толкуют смысл слов, которыми она выражена. Так Маркелл, нечестиво уча об ипостаси Господа нашего Иисуса Христа и именуя Его простым словом, осмелился оправдываться тем, что основания к сему заимствовал из никейского изложения веры, неправо толкуя смысл слова “единосущный”. И некоторые савеллиане, считая, что ипостась и сущность суть одно и то же, из того же изложения извлекают для себя предлог к сложенной ими хуле, потому что в Символе веры приписано: “Если кто говорит, что Сын из иной сущности или ипостаси, то Кафолическая и Апостольская Церковь предаёт таковых проклятию”. Но отцы не сказали там, что “сущность” и “ипостась” одно и то же. Если бы эти два слова означали одно и то же понятие, то какая нужда была бы употреблять оба? Напротив того, явствует следующее: поскольку одни отрицают, что Сын от сущности Отца, а другие утверждают, что Он не только не от сущности, но даже от другой какой-то ипостаси, то Отцы отринули то и другое как чуждое церковному разумению»[10].
Слова догматических формулировок не должны подвергаться перетолкованию посредством псевдобогословских человеческих выдумок
Эти верховные отцы, Василий и Григорий, выражают основополагающую истину: слова догматических формулировок не должны подвергаться перетолкованию посредством псевдобогословских человеческих выдумок.
Но почему был созван знаменитый I Вселенский Собор и как он проходил?
Причиной созыва Собора стали потрясения, вызванные в Церкви расторжением церковного единства, сначала в Александрии, а затем и в других восточных областях империи.
Волнения в Александрии
О начале арианской ереси в Александрии блаженный Феодорит Кирский в своей «Церковной истории» повествует следующее:
«В это время стоявший в чине пресвитеров, имевший поручение изъяснять Божественное Писание Арий, видя, что Александр получил кормило архиерейства, не вынес приражения зависти, но, возбуждаемый ею, изыскивал предлоги ко вражде и ссоре. Достохвальная жизнь Александра, конечно, не позволяла ему сплести на него клеветы, однако ж, движимый завистью, он не мог и успокоиться. Нашедши такого человека, противник истины (диавол) поднимает через него и распространяет в Церкви бурю – именно убеждает его идти открыто против апостольского учения Александра. Следуя Божественному Писанию, Александр называл Сына равночестным Отцу и имеющим ту же сущность с родившим Его Богом, а Арий, противоборствуя истине, стал называть Сына творением и созданием и говорил, что было время, когда Его не было, присоединяя к тому и прочее, что мы яснее узнаем из его сочинений. Такое учение он распространял не только в Церкви, но и во внешних собраниях и сходбищах и, ходя по домам, увлекал на свою сторону всех, кого мог. Александр, защитник апостольских догматов, сперва старался вразумить его увещаниями и советами, но, когда увидел, что тот действует с неистовой дерзостью и бесстыдно проповедует своё нечестие, исключил его из священнического чина»[11].
Ересь очень быстро распространилась и по другим провинциям Палестины, Антиохии и Малой Азии. Александрийский архиепископ Александр составил замечательное послание епископам крупных церковных центров – Александру Константинопольскому, Филогонию Антиохийскому, Евстафию Верийскому и другим поборникам апостольских догматов. В нём он пишет:
«Страдая от них, я признал необходимым известить ваше благоговеинство, чтобы вы остерегались их – как бы кто-нибудь из них не дерзнул войти в ваши епархии либо сам собою (ведь обманщики умеют прикрывать своё лукавство), либо посредством посланий, способных своими искусными софизмами обмануть тех, которые внимают им с простою и чистою верою. Так Арий и Ахилла недавно создали шайку… и непрестанно днём и ночью вымышляют клеветы на Христа и на нас. Осуждая всё апостольское благочестивое учение и, подобно иудеям, составив христоборственное сборище, они отвергают божество Спасителя нашего и проповедуют, что Он равен всем людям… Но они ради нас стали везде бегать, начали обращаться к единомысленным с нами сослужителям нашим, показывая вид, будто хотят мира и согласия, в самом же деле под образом благожелания стараясь увлечь некоторых между ними в болезнь свою. От этих последних они испрашивают письма с тонкими рассуждениями, чтобы, прочитывая их с иным смыслом тем, которых обманули, сделать их нераскаянными в своём заблуждении и укоренить их в нечестии, и утверждают, будто бы на их стороне есть и епископы, держащиеся того же образа мыслей»[12].
(Продолжение следует.)
Иеромонах Лука Григориатский
Перевёл с греческого монах Софроний (Вишняк)
Источник: Λουκᾶς Γρηγοριάτης, ἱερομ. Ἡ Α΄ Οἰκουμενική Σύνοδος. Ἱστορία – Θεολογία – Διδάγματα // Ὅσιος Γρηγόριος. 2024. Ἀρ. 49. Σ. 38–79.
15 мая 2025 г.
https://pravoslavie.ru/169769.html
[1] Здесь – принцип, считающий философию самодостаточной для постижения истины. – Примеч. переводчика.
[2] Триодь Цветная. Неделя седьмая по Пасхе, святых отец I Вселенского Собора. Стихиры на хвалитех 1-я, 2-я и 3-я.
[3] Речь идёт о документе «Разъяснение Папского Совета по содействию христианскому единству “Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа”» (1995 г.), в котором православное и римо-католическое учение об исхождении Святого Духа оба представлены как законные выражения веры. Этот документ был принят некоторыми православными богословами. – Примеч. переводчика.
[4] Речь идёт о таких богословах как, например, митр. Иоанн (Зизиулас). – Примеч. переводчика.
[5] Эта тема муссируется в греческих СМИ уже несколько десятилетий, но особенно активно в преддверии 2025 года, когда православная и римо-католическая Пасха совпадают. В связи с этим было сделано несколько заявлений, в частности, в коммюнике собрания иерархии Константинопольского Патриархата 3 сентября 2024 г. между прочим сказано: «Выражается единодушное пожелание о том, чтобы общее празднование Пасхи в следующем году восточным и западным христианством стало не просто удачным совпадением, но положило бы начало установлению общей даты ежегодного празднования Пасхи в согласии с пасхалией нашей Православной Церкви» (Ανακοινωθέν Ι’ Συνάξεως της Ιεραρχίας του Οικουμενικού Θρόνου // https://ec-patr.org/%CE%B1%CE%BD%CE%B1%CE%BA%CE%BF%CE%B9%CE%BD%CF%89%CE%B8%CE%AD%CE%BD-%CE%B9-%CF%83%CF%85%CE%BD%CE%AC%CE%BE%CE%B5%CF%89%CF%82-%CF%84%CE%B7%CF%82-%CE%B9%CE%B5%CF%81%CE%B1%CF%81%CF%87%CE%AF%CE%B1%CF%82/). – Примеч. переводчика.
[6] Аподиктическим свт. Григорий Палама именовал метод, основанный не на логических умозаключениях (каков диалектический метод), а на богословии святых апостолов и отцов. Поэтому свои сочинения святитель называл «Словами аподиктическими» («Два слова аподиктических об исхождении Святого Духа», см. в издании: Григорий Палама, свт. Об исхождении Святого Духа / пер. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар: Текст, 2006). Святитель Григорий пишет: «Итак, этот (аподиктический силлогизм) имеет дело с необходимым, всегда пребывающим и всегда истинным и неизменным, а диалектический – с вероятным и правдоподобным, с тем, чему свойственно оборачиваться то так, то эдак, и то быть, то не быть, и быть иногда истинным, а иногда нет» (Там же. С. 7). – Примеч. переводчика.
[7] Т. е. как обычные ветхие люди, не обновлённые Святым Духом; ср.: 1 Кор. 3: 3, Гал. 1: 11 в церк.-слав. – Примеч. переводчика.
[8] Подобные мысли высказывались в богословской среде православными, находившимися под влиянием западного персоналистического богословия. – Примеч. переводчика.
[9] Григорий Богослов, свт. Послание 4 (к Кледонию против Аполлинария второе) // PG. 37. 193B–196A. Здесь и далее мы корректируем существующие русские переводы древних писателей по тексту оригинала с учётом прочтения автора статьи (о. Луки). – Примеч. переводчика.
[10] Василий Великий, свт. Список исповедания веры, произнесённого святейшим Василием, и к которому подписался Евстафий, епископ Севастийский (письмо 120) // PG. 32. 545B–548A.
[11] Феодорит Кирский, блж. Церковная история I, 2 // PG. 82. 885AC.
[12] Феодорит Кирский, блж. Церковная история I, 4 // PG. 82. 888C–892A.
https://pravoslavie.ru/169769.html