От Иван
К All  
Дата 21.05.2000 11:52:18
Рубрики Прочее;

Re (4): Как понимать святителя Филарета?

Повторю еще раз свою мысль.  "ГНУШАТЬСЯ — презирать, отвращаться с негодованием, омерзением".  "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых".  Я для себя понимаю это именно так.
 
 
> Есть ли оно — расширительное толкование главной заповеди Христовой? Кто должен проводить таковое деление врагов на предложенные три вида? — мы ли сами?
 
 
Безусловно, расширительного толкования нет.  Деление самостийно, да еще в свое оправдание проводить не следует.  Но этот вопрос сродни вопросу — а кто дал право солдату на войне определять — можно или нет бить врага?  Чьего мнения ждать, когда враг ломится к тебе в дом?  По-моему, все тут ясно.  Так и с изречением митрополита Филарета все ясно.  Пока враг замышляет зло против нас, Бога, мы его любим, проявлением чего является наша за него молитва.  
 
 
Если враг (не наш личный, подчеркиваю, враг) — враг Отечества, ну например фашист во время Великой отечественной войны, его безусловно надо БИТЬ.  
 
 
Если враг — враг веры (ну тот же Тер-Оганесян, рубящий иконы в Манеже, или вот новый пример — сатанист, распинающий себя на кресте у стен православного Храма) — его как минимум нужно отвращаться, гнушаться,...
 
 
Вот Вам еще одна цитата — уже из Святого Иоанна Златоуста.  Тоже скажете, что это расширенное толкование главной заповеди?
 
 
 
"Если ты увидишь, что кто-нибудь на улице или на площади хулит Бога, подойди и сделай ему внушение.  Если нужно будет ударить его — не останавливайся...  Если повлекут тебя в суд, иди смело и скажи, что он похулил Царя Ангелов, и если следует наказывать хулящих царя земного, то тем более оскорбляющих Бога.  Пусть узнают распутники и развратники, что они должны бояться рабов Божиих" (Св.Иоанн Златоуст.  Собрание сочинений. Т.II. Кн.1.Беседа 1-я, пар.12)