От Александр Катрич
К All  
Дата 19.12.2002 14:19:40
Рубрики Прочее;

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский)

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский)
 
Жизнеописание
 
Тропарь, глас 5-й:
 
 
Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.
 
 
Кондак, глас 6-й:
 
 
Отечество твое Зверки бысть, / мучениче Христов Гаврииле, / идеже от истых зверей — иудеев восхищен:/ абие родитилей лишен еси, / таже вся поряду люте претерпев, / в отечество Небесное преселился еси. / Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя, / улучити вечное наследие твое.
 
 
  
 
 
Святой мученик младенец ГАВРИИЛ Белостокский (Заблудовский), сын благочестивых крестьян Петра и Анастасии, родился 22 марта 1684 г. в селе Зверки. Крестили его с именем Святого Архангела Гавриила в храме тогдашней Свято-Успенской Заблудовской обители, одной из немногих в Западно-Русском крае, сохранивших верность православию от посягательств латинян. Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность более к молитве и уединению, нежели к детским увеселениям и играм. Родители младенца Гавриила, будучи под натиском иноверцев свято хранили православную веру, несмотря на притеснения которым подвергались тогда православные Белой Руси, не желавшие принимать унию с латинянами. Они желали служить Богу и жить по Его заповедям, воспитать с малолетства единственное дитя, чтобы и оно свято хранило православную веру и семейные традиции. Большое влияние оказывала на святого младенца Гавриила близость монастыря, в котором во время богослужений созревал духовно, учился молитве и познавал Бога будущий мученик. Младенец Гавриил — религиозный, любящий родителей, невинный мальчик стал жертвой зла и иудейского изуверства.
 
 
В 1690 г. семью постигло величайшее горе: 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался иудей — арендатор. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белый Сток, где младенца предали мучению. Иудеи посадили младенца Гариила в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После чего младенец мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови.
 
 
На девятый день ребенок скончался, иудеи тайно вывезли его бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса, вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но охраняли даже от птиц. На доносившийся лай сошлись жители и обнаружили жертву иудейского изуверства. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны; в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
 
 
Жители Заблудова, еще ранее жаловавшиеся на «усиление жидов в их городе» признали, что погиб младенец в результате ритуального убийства, совершенного иудеями в Белостоке. Тело замученного младенца Гавриила при стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ кладбищенского храма в Зверках и пребывало здесь около 30 лет.
 
 
В начале XVIII века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного верующего народа, усиливая почитание мученика младенца Гавриила. Это было в 1720 г. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.
 
 
Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
 
 
В 1746 г. сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и это несомненно произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда св. мощи были перенесены в Заблудовский монастырь — ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.
 
 
В 1752 году архимандрит слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник киевского митрополита составил и до наших дней используемые тропарь и кондак.
 
 
9 мая 1755 г. ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению киевского митрополита, архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи Святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь в Минской губернии (один из важнейших центров православия в Западном крае) и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле в которой были слова, котрые как бы вложенные в уста самого младенца мученика, посмертно извещающего людей о своих мучениях:
 
 
“ Когда из других мест жиды прибежали
 
 
То безчеловечно меня там мучить стали
 
 
Внесли меня в темный подвал на страдание
 
 
И распяв на кресте, кровь из бока выпускали
 
 
Потом кололи все мое тело
 
 
Пока хоть каплю крови оно имело”
 
 
Крестный ход со св. мощами — раку несли на руках — величественно прошествовал более 300 верст. К дороге по которой проходил крестный ход пришел многочисленный православный люд с далеких и близких мест, православные христиане стоя по обе стороны дороги на коленях, со слезами на глазах просили святого о помощи и дарования им силы на сохранение веры отцов, Святого Православия.
 
 
Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперстный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках надпись:
 
 
” Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденнаго 1684 года марта 22 дня, а замученнаго от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима. ”
 
 
Нельзя не упомянуть, что видный богослов и историк Филарет(Гумилевский), архиепископ Черниговский (+1866) в известном труде “ Жизнеописание русских святые, чтимые Православною Церковью” под 20 апреля писал:
 
 
” Жид Шутко, арендатор Зверков, приласкал к себе дитя, завел в свой дом и увез его в Белый Сток; здесь сбежавшиеся жиды мучили отрока без милосердия. Внеся его в темное место распяли и пустили из боку кровь, потом кололи его разными инструментами, пока не выпустили всей крови, а мертвое тело бросили в поле. По ране в боку и другим признакам очевидно было, что кровь выпущена из отрока изуверством жидовским. Жиды судебно изобличены в преступлении.
 
 
Дело внесено было в акты Заблудовскаго магистрата. Тело было сперва погребено при Заблудовском храме, через 30 лет открыто и найдено нетленным, после чего перенесено сначала в склеп, а затем поставлено в самом храме.
 
 
В 1755 году Заблудовский монастырь сгорел, но нетленныя мощи уцелели и перенесены в Слуцк, где и ныне почивают открыто, чтимые и православными и католиками. В день Сошествия Святаго Духа святые мощи обносят вокруг храма в торжественном крестном ходе, а затем ставят посредине храма для поклонения, причем ясно видны исколотыя руки святаго мученика, держащия крест. ”
 
 
Так же в этой книге находится рисунок академика живописи Ф. Солнцева на котором изображены мучения младенца Гавриила. Младенец мученик изображен распятым на большом кресте. Крест укреплен в корыте, в которое струйками течет кровь из ран от гвоздей в руках, ногах и из изколотого тела. Все тело в кровавых пятнах, рубашка спущена до пояса, корыто поставлено на подставке. На полу лежат : молоток, клещи, два ножа; один из них с острым концом.
 
 
Подобное описание мучений младенца Гавриила можно прочитать в книге :
 
 
“ Святая юность. Рассказы о святых детях и детсве и отрочестве святых. ” 1913год (Переиздана Международным Издательским Центром Православной Литературы в 1994 году)
 
 
“ …. Евреи распяли шестилетнего православного младенца Гавриила. Он был прободен в бок, и из него по каплям выточили кровь.
 
 
По поверью, ходящему между христианами и подтвержденному к сожалению многократными случаями, некоторые изуверские иудейские секты нуждаются для приготовления опресноков в крови невинных христианских детей. С этой целью заранее намечается жертва, обыкновенно ребенок из бедной семьи. Евреи заманивают его к себе и держа стоя и заткнув ему рот, острыми инструментами колят его так, чтоб из жил его вытекла вся кровь. Потом, обезкровленного убивают его и бросают непогребенным. ”
 
(продолжение на сайте Русское Воскресение)
 
Прошу ознакомится с историческим очерком посященном святому мученику младенцу Гавриилу и высказать свое мнение и замечания.
 
Молитвами святого мученика младенца Гавриила да хранит вас Господь!