От | Александр В.С. | ||
К | All | ||
Дата | 06.01.2003 04:29:29 | ||
Рубрики | Прочее; |
Внимание! |
| | |
Металлические | Большие деревянные | Ручные деревянные |
Ведь понятие «било» очень неопределенное и расплывчатое, потому что билом при желании можно назвать практически любую доску, бревно, железку и даже камень абсолютно любой формы и размера, по которым можно производить удары чем-либо для созыва или оповещения людей. Называя свои металлофоны «билами», коммерсанты тем самым убивают сразу двух зайцев. Во-первых, этим названием они усыпляют бдительность людей, потому что настоящие била в Церкви существуют (Афон, Синай, Иерусалим) и всегда можно на это сослаться, а во-вторых, они оставляют себе возможность для оправдания, так как по отдельности эти пластины (опять же при желании) можно назвать билом.
Но в наборе из нескольких штук, подобранных по звукоряду, наподобие металлофона, эти пластины церковными билами не являются, как не являются они и никакими «плоскими колоколами», потому что колокол бывает только настоящий, а плоскую железку как колоколом не называй, она им не станет! Это все равно, что сказать «плоский шар». Абсурд!
До появления этих металлофонов таких понятий, как «звонница из бил» или «плоские колокола» в нашей Русской Церкви вообще никогда не было. Все это сейчас насаждается искусственно, с целью искажения одной из сторон церковной жизни.
Но русский человек любит во всем простор и красоту! И когда приходилось выбирать: звонить в колокола или стучать колотушкой по доске, всегда выбирали первое. Колокольный звон своей красотой и мелодичностью пленил душу русского человека. И звон колоколов стал постепенно распространяться по Русской земле, вытесняя примитивные била. Русские мастера научились отливать колокола, и с течением времени лучше русских колоколов не было нигде. Колокольный звон по праву стал одной из святынь и неотъемлемой частью Русской Православной Церкви! А била со временем и вовсе прекратили использовать за ненадобностью, хотя кое-где они еще оставались, но в основном, как дань старине.
Так, что если возрождать старинные церковные била в их настоящем виде, то они сейчас мало кому понадобятся, так как колокола имеют явное преимущество.
Дело в том, что колокольный звон универсален в своем роде. Он в полной мере соответствует всем требованием Церкви. Колоколами можно благовестить, трезвонить бесконечно разнообразно, исполнять Пасхальные, водосвятные, встречные, погребальные и другие звоны. Можно вызванивать молитвы, различные перезвоны, переборы и многое другое. Колокольный звон предусмотрен церковным уставом в особые моменты Божественной Литургии. А било очень ограничено в своих возможностях, им не исполнить и десятой доли того, на что способны колокола. Это была одна из причин, по которой отказались от примитивных бил. И если нам говорят, что новоявленные пластины это возрожденные старинные била, то возникает вопрос: почему же они во всем абсолютно другие? Если уж возрождать, то в том виде, как и было, а если нам предлагают совершенно другое, то это уже не возрождение, а что-то новое.
Чтобы это понять, достаточно посмотреть, что пишет один из лидеров и главный идеолог этого обновленческого движения, самый крупный перекупщик колоколов, атеист господин Шариков В.Г., который, является руково-дителем Колокольного центра при храме Николая Чудотворца в Заяицком, цитирую: «Вот почему у нас в России (а на Западе уже давно) все больше и больше стали применять »плоские колокола" в оркестрах, театрах и т.д. для воспроизведения колокольных звонов. Почему же храмам и монастырям не иметь такие била для православного звона, они ведь легче и дешевле бронзовых классических колоколов в десятки и сотни раз!"
Ну, вот пусть в театрах на этих пластинах и играют! А наши колокольни не концертные площадки, на которых можно играть, на чем попало. В Церкви существуют определенные уставы, и есть вещи, которые никто не в праве менять по своим прихотям или из-за личной коммерческой выгоды. Так, что в этом высказывании г. Шарикова ясно проглядывается его мирская, финансовая заинтересованность в этом деле. Тем более, что Колокольный центр создан им для одной единственной цели перекупки и перепродажи колоколов, А курсы звонарей служат как прикрытие, или по современному <крыша> для его бурной коммерческой деятельности. Кстати ребята, которые там занимаются ничего и не подозревают, а после окончания курсов невольно становятся рекламными агентами г. Шарикова. Безотходное производство! Так, что организованная им реклама и продажа металлофонов, которые он называет <плоские колокола> или <била>, является всего лишь дополнительным финансовым потоком в карман, лично Шарикову. А к возрождению старинных церковных бил это не имеет, ни какого отношения.
От него, как от заразного корня, стали появляться и другие любители легкой наживы и авангардной музыки. Уже сочиняются целые симфонии для игры на этих металлофонах. А главная концертная площадка это колокольня старообрядческого храма на Рогожском кладбище, где джазовый музыкант Паша Маркелов, в свободное время, исполняет на колоколах и «билах» свои астральные мелодии, которым дает пафосные названия типа «Апокалипсис». Но, и художники-модернисты своим абстрактным картинам тоже дают названия на Евангельские темы, но от этого их кривизна не исправляется.
Все-таки очень странно, что старообрядцы, которые ратуют за строгое сохранение и соблюдение традиций, позволяют такое безобразие у себя в храме.
В общем-то, все эти оркестры вместо звонниц, и концерты на них дело caмиx старообрядцев, но дело в том, что этот Паша Маркелов, будучи старовером, очень активно занимается распространением металлофонов (плоских колоколов) по приходам нашей Русской Православной Церкви, вероятно имея свой процент дохода с этого темного бизнеса. И здесь уже приходится защищать свои родные храмы от этого обновленчества..
Возможно на концертах и уместны звоны колоколов в сочетании с другими музыкальными инструментами, и даже с целыми оркестрами, но это совсем другое дело, это не церковные звоны. В церкви же все должно быть благочинно. Ведь когда поет хор на клиросе, ему не нужны никакие музыканты. Так же и колокольный звон, как и церковный хор, не нуждается ни в каких дополнительных музыкальных инструментах. Зачем же к звону церковных колоколов добавлять звук металлических пластин? Для чего искажать колокольный звон? Зачем вешать в окнах наших колоколен какие-то квадратные железки, похожие на мишени в тире? Ведь даже вид колокольни с плоскими досками, висящими в окнах вместо колоколов, выглядят довольно странно.
При покупке людям говорят, что эти «била» (плоские колокола) гораздо дешевле настоящих колоколов. И что плоское «било», при сравнительно небольших размерах, дает ноту большого колокола, но при этом умалчивают о том, что новоявленные "плоские колокола" звучат более-менее прилично только при условии слабых ударов молотка, потому, что при усилении удара происходит очень сильное искажение звука, похожее на звук крышки от кастрюли. Поэтому, показывая покупателю эти <била>, бьют по ним тихонько, чтобы человек не понял главного, что для колокольни они не годятся.Купят такой «плоский колокол» для храма на последние деньги и думают, что купили недорого мощный благовест, но потом выясняется, что их просто обманули. Потому что, чтобы давать мощный, красивый, благозвучный, низкий по тону звук нужна соответственно большая масса, и объемная форма, которая бы этот мощный звук держала. А это может обеспечить только колокол, который эти параметры (масса, объем и определенный профиль) имеет.
А что касается ноты, то ноту любого колокола, пускай и самого большого можно воспроизвести на многих музыкальных инструментах. И все дело не в ноте, а в звуке, который будет давать эту ноту. Можно с колокольни ударить в настоящий колокол, а потом в «плоский» и сразу станет понятно, что это абсолютно разные звуки, хотя нота у них будет одинаковая.
Но все равно несмотря ни на что людей стараются убедить, что между колоколами и пластинами разницы никакой нет, всеми силами пытаются стереть грань различия, чтобы народ постепенно привыкал к этому новшеству.
Вот еще одно откровение господина Шарикова по этому поводу: «Специалистами давно доказано, что спектры их звучания аналогичны. Так как они оба относятся к ударным идиофонам, т.е. ударным музыкальным инструментам с самозвучащим телом, и колокол рассматривается как то же било, но только более сложной формы». Ну, что же, если господин Шариков со своими специалистами не видят разницу между колоколом и пластиной, очень жаль, а для верующего человека церковный колокол был, есть и будет неотъемлемой частью церковной жизни и сравнивать спектр его звучания с различными железками нет никакой необходимости. Это во-первых, а во-вторых, инструментов с самозвучащим телом довольно много это колокол, рында, било, гонг, металлофон, ксилофон, литавры, различные тарелки, колокольчики и многое другое (кстати, колокол из них является самым совершенным и благозвучным.). Но это еще не значит, что они похожи и взаимозаменяемы. Все они относятся к ударным идиофонам и на графиках спектры их звучания будут отчасти похожи, так как у каждого из них есть свои обертона и своя продолжительность звука. Но это относительное подобие будет только на бумаге, на практике же все выглядит по-другому.
Так же, как на балалайке нельзя исполнить скрипичную партию, хотя оба эти инструмента струнные, так же и инструменты с самозвучащим телом каждый имеет свой звук и свое назначение. Тем более, что звон колоколов это чисто церковный звук, который нельзя заменить ничем. Он совершенно индивидуален и неповторим, и менять его на разные фальшивые звуки крайне неразумно. Еще можно понять храмы, где вообще нет колоколов, а с деньгами довольно туго. Там покупают такие металлофоны на срок, пока не найдут деньги для покупки настоящих колоколов. Хотя и в таких случаях многие батюшки предпочитают купить небольшую звонницу вместо пластин.Но к большому сожалению бывает так, что хотя в храме есть колокола, все равно покупают еще такие «била» для разнообразия, превращают колокольню в оркестровую яму и получается не церковный звон с молитвой, а один соблазн для себя и для людей. Потому, что в подавляющем большинстве храмов, где во время звона колоколов используют такие «плоские колокола», никому из верующих людей это не нравится, так, как звук «била» только портит колокольный звон.
Но у господина Шарикова на этот счет свое мнение. Читаем: «Била могут использоваться как с обычными колоколами, так и самостоятельно без них. Нарушается ли при этом Устав Богослужения? Думается, нисколько!». Может быть господин Шариков расскажет нам, когда это на Святой Руси было, чтобы во время колокольного звона играли на металлофонах? Ему видите ли думается, что он может решать, что и как должно звучать с наших колоколен. За годы своей коммерческой деятельности Шариков наверное забыл, о том, что он обыкновенный перекупщик, который просто арендует в храме помещение, к тому же даже не является церковным человеком, так как открыто заявляет о том, что он атеист. Так может ли он что-то решать в Церкви?
А по поводу традиций звона можно обратиться на Св.Афон, где до сих пор есть и колокола и била, только настоящие церковные била, а не те фальшивки, которые нам навязывают. Так вот там колокола и била звучат всегда отдельно друг от друга. Или стучат в било (одно), или звонят в колокола. До сих пор на Афонском подворье в Москве, соблюдая традиции Святой Горы, до звона колоколов ходят по двору и стучат в деревянное било, а потом звонят в колокола. Всё отдельно. И то, что эти разные звуки не смешивали, случайностью не было, потому что в этом проглядывается духовный смысл.
Вот, что пишет Афонский Святогорец, в одном из своих писем, о колоколах и билах: «Слабые звуки дерева и железа напоминают нам неясные, таинственные речи пророков (Ветхого Завета, авт.), а шум и стройная игра колоколов благовестие Евангелия, торжество его во всех концах Вселенной и наводит мысль на Ангельскую трубу последнего дня».
Значит, русские люди выбрали колокола не случайно! Верующим сердцем, почувствовав духовную разницу, наши предки выбрали колокола не просто, как более лучший музыкальный инструмент, а колокольный звон, как Торжество Православия!
Вот и получается, что Шариков и ему подобные переделывают область колокольных звонов нашей Церкви на свой лад, переворачивая все с ног на голову. Достаточно прочитать их оправдания всей этой затеи с «плоскими колоколами», цитирую: «Ведь было время, когда колокола заменяли била ( ! авт.), теперь била возвращаются в Православный звон. И это прекрасно!».
Если принимать всерьез эту лукаво-восторженную фразу господина Шарикова, то получается, что колокола у нас были временно, только как замена билам, а теперь благодаря Шарикову и К все вернется на круги своя.
Кстати, история колоколов уходит в глубокую древность. Еще до Рождества Христова имеются упоминания о колоколах, звонках и бубенчиках, которые имели очень широкий круг применения. Конечно, это были не такие колокола как сейчас, но сам принцип колоколов зародился именно тогда.
В связи со всем выше сказанным возникает вопрос: если новоявленные металлофоны не возрожденные церковные била и не колокола, так зачем их продавать для храмов?
Ну а если они все-таки были, то пусть тогда г. Шариков расскажет нам хотя бы один случай, когда во времена большевистских гонений на Церковь с колоколен вместе с колоколами сбрасывали такие пластины. Но, мало вероятно, что он сможет это сделать, по одной простой причине их там просто не было! Не было никогда в нашей Русской Православной Церкви такого безобразия, как эти <плоские колокола>!
Таким положением дел возмущены абсолютно все современные колоколо-литейщики и подавляющее большинство звонарей. Ведь такого наступления на колокола и осквернения колокольного звона еще никогда не было!
Враг рода человеческого всегда пытается ввести во все сферы жизни нашей Церкви плевелы обновленчества, будь то Богослужение, церковные уставы или что-то другое. И вот уже добрались и до колоколов!
которые ничего хорошего в церковные звоны не внесут. Надо сейчас бить в набат, пока не поздно, пока это новшество не заполонило все наши колокольни. Ведь господа коммерсанты и не скрывают своих наполеоновских планов. Например, Шариков откровенно заявляет: <Все объективные предпосылки говорят о том, что в православном звоне за билами большое будущее>.
Если мы не будем сохранять в чистоте все стороны Церковной жизни, как ее устроили наши предки, если мы запросто будем менять, по нашим прихотям то, что нам захочется или покажется устаревшим и не современным, то мы рискуем разорить нашу Церковь! Потому, что враг рода человеческого начинает всегда с малого, а мелочей в духовном мире не бывает. Все имеет свой определенный вес, смысл и назначение. И искажение какой-то одной духовной сферы в Церкви ведет ко многим бедам с самых неожиданных сторон. Поэтому нам надо быть предельно бдительными и ревнивыми в сохранении даже мельчайших традиций нашей Церкви. А так как колокольные звоны, это довольно большая и ответственная область Церковной жизни, то она соответственно требует и серьезного отношения. Но, как известно, враг не дремлет! Ему звон колоколов напоминает о геенне огненной, и он всеми силами стремится его уничтожить, а если не удастся, то хотя бы обезобразить.
По этому, в заключении хотелось бы пожелать, чтобы с наших колоколен раздавался звон настоящих ( ! ) колоколов и благовестил всему миру о Торжестве Православия! Звонарь храма Ризоположения, что на Донской