|
От
|
Олег К
|
|
К
|
Олег К
|
|
Дата
|
01.02.2003 13:36:34
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Продолжение.
295. Лютовой: Царь Иоанн Васильевич Грозный (2) ................ Прошло двести лет. Татары отбиты, конкурирующие династии ликвидированы, Русь собрана (в общем и целом). Уже к началу царствования Грозного это очень большое государство. Но: социальные институты и традиции вещь чрезвычайно консервативная, во всем мире и в России особенно. Внешне Россия государство, во внутри у нее множество «антигосударственных шипов», наследство периода «натурального хозяйства». И эти шипы для государства очень опасны, потому что вокруг волчьи законы: кто слабее, кто отстал в развитии от соседей, того топчут в грязь, иной раз и насмерть. Перечислю главные «шипы», не исключено, что массу забуду, но постараюсь передать суть: 1). Не урегулированы отношения внутри великокняжеской семьи. Члены клана еще не поняли, что они «первые из подданных». Они хотят быть «равными из правящих» иметь свои уделы, свои удельные боярские думы и свои дружины, свои «жеребьи» в присоединяемых землях. 2). Не урегулированы отношения со служилым классом. Уже появились поместья и помещики, но вотчинники еше не рассматривают свои владения как частную собственность в рамках государства, они рассматривают их как «государства в государстве». 3). Не урегулированы отношения с верхушкой владельческого класса. Княжата и бояре не готовы подчиняться беспрекословно воле правителя, они хотят, чтобы учитывалось их корпоративное мнение. У них есть на это моральное право это они вынесли мелкого московского владетеля в Великие князья всея Руси, они проливали за него пот и кровь в 80-м на Дону и в 45-м под Суздалем. Но времена изменились, «темные» и «натуральные» века кончились, Московия стала из частного хозяйства, в котором они имеют свою долю, государством но они это еще не осознали. 4). Изменились сущности, но не изменились юридические отношения. Отъезд был законной мерой в 14. веке, но сейчас отъезд возможен лишь ЗА пределы Руси, а это уже измена. Измена чему? Государству. А что такое государство? ... Это многим неясно. 5). Региональные традиции и тенденции к обособлению тут не буду подробно, это всем понятно. И т.д. и т.п. много тут еще можно исчислять, но, пожалуй, хватит. Не буду пересказывать деятельность Иоанна Васильевича. Общий вектор ее ясен: ломка традиций, создание государственных институтов. Создана полурегулярная армия стрельцы и т.д. Задавлен региональный сепаратизм. Снята проблема уделов вместе с головами последних удельных владетелей. Отъезд перестал быть отъездом и стал изменой Отечеству об этом Иоанн ясно пишет Андрею Курбскому и за эти замыслы сдирает шкуры. Князь выходит из рядов «первых среди равных» и становится Царем единственным и непререкаемым авторитетом. Возражающим и поминающим традиции ("вот де если княжеская линия угаснет, то надлежит по традиции первому боярину конюшему приять на себя сан...") усекается язык и голова: никаких традиций «приятия в случае» больше нет, есть правитель и подданные. Создается «Летописный свод» целостная концепция ЕДИНОЙ истории Руси. Поместья даются за службу, вотчины остаются частным владением, но перестают быть минигосударствами частные армии вотчинников разгоняются, княжатам и боярам вправляются мозги и т.д. и т.п. Конкретику множить не буду, надеюсь что мысль понятна. Проиллюстрирую на одном примере. В истории опричнины есть эпизод, именуемый в историографии «Казанская ссылка»: в 1565 году примерно полторы сотни семей бояр и княжат из Суздаля, Ярославля, Владимира и т.д. были сорваны со своих земель, лишены наследственных вотчин и переселены в Поволжье, где получили новые владения. Через год из вернули обратно, отдали старые вотчины и почти никому не сняли голову. Это производит впечатление бессмысленности, но вдумаемся, было ли это бессмысленным? Какой-нибудь князь Шуйский-Горбатый (Рюрикович, да еще из линии постарше московских Даниловичей) имел свою вотчинку на Суздальщине века так с 12., задооооолго до подъема Московии. Для него это было минигосударство, наследственная собственность, никак не связанная юридически и психологически с Московским княжеством. Сейчас ее у него отняли и потом снова вернули, отнял и отдал ЦАРЬ ВЕРХОВНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ РОССИИ. Не изменилось ничего, но одновременно изменилось все: изменились сами отношения, минигосударство стало просто частной собственностью. Вот такие вот пироги. Разумеется, линию на «огосударствление» проводили уже предшественники Иоанна Васильевича, а именно его отец и дед, но принпиальный скачок, перелом в ситуации, произошел при Грозном. Иоанн принял в наследство полугосударство, а передал потомкам государство. В плохом состоянии (частично по его вине, частично по независимым от него причинам поражение в войне, мор), но ГОСУДАРСТВО. В полном смысле этого слова. Б). Теперь о личных качествах. Сознавал ли, что делал? Да, сознавал. Царь Иван, и это редчайший случай, не только практик, но и крупный теоретик государственных (и общественных) отношений. Создатель законченной концепции самодержавной монархии «Государь по Божьему велению, а не по мятежному человечества хотению». Тут надо подчеркнуть: никаких выборов по типу «абсолютистская монархия» или «демократическая новгородская модель» (популярные ныне теории) в тот момент не было. Был выбор разрыхленное «предгосударство» или государство Нового времени (в форме абсолютистской монархии господствующая форма в Европе той эпохи). Выбор Иоанн сделал единственно правильный: «предгосударство» существовать в окружении полноценных государств не могло, как не может овца жить в стае волков. Это потом самодержавие можно реформировать но тогда самодержавие/государство еще просто надо было создать. Иоанн Васильнвич это сделал ясно рефлектируя свою деятельность. Если внимательно посмотреть на литературную деятельность Иоанна, мы увидим мыслителя высокого класса. Самого умного русского царя, между прочим. И великолепнейшего стилиста, достаточно вспомнить его письма, например Васятке Грязному... Впрочем, это уже совсем другая тема. ИТАК: Царь Иоанн Васильевич Грозный огромное явление в истории России. Его государственная деятельность своевременна и пользительна для России. Его теоретические разработки на высоком уровне. Сочетание теории и практики уникально, что выводит Иоанна в разряд фигур мирового масштаба. ...................... Напоминание: данный текст попытка осмысления, итог размышлений, впервые более-менне сфокусированный прежде всего для самого себя. Буду благодарен за замечания по сути.