(Окончание)
Стоит отметить, что православные приходы в Китае не имели достаточного количества собственных ресурсов для нормальной организации своей деятельности: утерян был опыт приходской и богослужебной жизни, во многих случаях церковные святыни (например, чудотворный Табынский образ Бажией Матери, хранившийся в храме в Кульдже (Инине) в Синьцзяне), богослужебные предметы и церковных книги оставались (и до сих пор остаются) находящимися в распоряжении властей, а не православных общин. Отсутствие духовенства, недостаток вероучительной и богослужебной литературы на китайском языке — общая проблема всех православных приходов в КНР. Не имея возможности опереться целиком на собственные силы, они обращались и обращаются за помощью за пределы Китая: так, о. Григорий Чжу получал поддержку в ответ на свои письма из Японии и России. Прихожане Синьцзяна и Харбина часто обращались за поддержкой к церковным властям Русской Православной Церкви Заграницей (преимущественно — в Австралию). В архиве Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви также хранятся датирующиеся 80-ми годами XX века обращения прихожан из Пекина, Шанхая Кульджи, Тяньцзиня и Нанкина с описанием бедственного положения православных верующих и просьбами о помощи в организации церковно-приходской жизни. Центральной же проблемой открытых и действующих в КНР православных приходов остается отсутствие православного духовенства, особенно тяжелое в условиях последствий многолетнего разрушения церковной среды.
7 февраля 1997 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил в связи с исполняющимся в 1997 г. 40-летним юбилеем дарования автономии Китайской Православной Церкви в более полной мере осуществлять попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви. Принято было также решение о том, что впредь до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории КНР осуществляется Патриархом Московским и всея Руси. Последующими определениями Синода Русской Православной Церкви попечение о пастве Синьцзяна поручалось Казахстанской митрополии, а об общинах Внутренней Монголии — Читинско-Забайкальской епархии Русской Православной Церкви. Существенное значение для нормализации положения приходов Китайской Автономной Православной Церкви имеют контакты между Русской Православной Церковью и Китайской Автономной Православной Церковью, официальные контакты с Государственным управлением по делам религий при Госсовете КНР, развитие контактов с китайскими учеными, занимающимися исследованиями Православия.
Для принятия верных решений о путях помощи Православной Церкви в Китае важно понимать суть того сложного комплекса социальных, экономических и политических процессов, в которые вовлечен сегодня Китай. Китай сегодня находится в особенном для себя периоде развития — на фоне разрушения идеологического фундамента атеизма и сложного переходного периода в развитии экономики и социума в стране наступил духовный вакуум. За последнее тhидцатилетие численность христиан в Китае выросла многократно (католиков — в 4 раза с 1949 года, протестантов — в 20 раз за тот же период времени по самым консервативным оценкам). За эти годы, которые уже принято называть «золотым веком христианства в Китае», открыты десятки тысяч католических и протестантских приходов по всей стране. Появилось даже выражение «христианская лихорадка», которое обозначает безудержный процесс роста числа христиан в Китае в наши дни.
Религиозный ренессанс в Китае в период эпохи проведения политики «реформ и открытости» коснулся всех религиозных течений. Это — сложный феномен, связанный прежде всего с фактическим коллапсом идеологии атеизма. Свою роль играют здесь ослабление репрессивных мер со стороны властей, возросшая социальная мобильность населения, а также все возрастающие возможности коммуникации с внешним миром. Есть и ряд специфических внутренних причин, способствующих росту религиозного сознания среди народа. Прежде всего, отметил бы приверженность китайских верующих исповедуемым ценностям — даже и перед страхом гонений и репрессий во многом они явили пример исповедничества, что во многом стало почвой для религиозного возрождения в стране.
Возрождение религиозной жизни в Китае, свидетелями которого мы все являемся сегодня, — серьезная тема для дискуссии, где я отметил бы сразу несколько аспектов, в рамках которых можно было бы вести анализ этого процесса: религиозное, социальное и политическое. Каждый из этих аспектов имеет как минимум два измерения: одно коренится в традициях китайского общества и культуры, другое связано с традициями христианства. Взаимодействие этих аспектов в обоих их измерениях в контексте модернизации Китая и глобализации вообще является тем процессом, который формирует радикально изменяющуюся сегодня структуру китайского мира.
Особым образом хотел бы отметить, что процесс религиозного ренессанса в Китае связан не только с внутренними процессами, происходящими в китайском обществе, но и с широким взаимодействием религиозных общин Китая с зарубежными единоверцами — религиозное возрождение, безусловно, имеет не только внутреннее, но и внешнее измерение. Те силы, которые принимают сегодня участие в этом процессе, окажутся в ближайшем будущем силами, формирующими структуры всего китайского мира и законы его жизни и развития. Западное христианство сегодня уже принадлежит к кругу этих сил. Открытым и неопределенным остается вопрос о роли и месте Православия в этом процессе.
Единственным христианским исповеданием, численность прихожан и храмов которого в Китае не только не выросло, но и сократилось, остается Православие. При этом потенциал роста имеется, важно лишь правильным образом выстроить ту работу, которая, по сути, является миссионерской.
Процесс воссоздания религиозной жизни в Китае затрагивает не только христианские, в том числе и православные, общины, остро нуждающиеся в поддержке в нормализации своего положения. Важной стороной диалога с православным миром является сегодня ученый мир Китая, все более обращающий свое внимание на изучение христианства (ранее — западного, а в последние годы и Православного). В поиске ответа на новые фундаментальные вопросы и вызовы, которые остро стоят перед китайским обществом, сама интеллектуальная элита Китая готова не только к исследованию ценностей христианского мира, но зачастую открыта и к их глубокому восприятию. Русская Православная Церковь сегодня призвана дать полный и исчерпывающий ответ вопрошающим в Китае о том, что есть Православие, каковы его пути в мире, что есть его ценности и задачи.
В значительной мере государственные власти КНР, правящая коммунистическая партия являются той силой, которая влияет на ход процессов религиозного возрождения в обществе. Объявив своим кредо либерализацию в сфере экономики и модернизацию в социальной сфере общества, власть в Китае стоит перед сложной задачей сохранения лояльности со стороны быстро растущих религиозных общин, стремящихся ко все большей независимости от традиционной практики контроля и регулирования религиозной жизни светскими властями. Одной из центральных задач для официальных властей в вопросе религиозной политики сегодня является задача поддержания баланса между лояльностью религиозных организаций действующей власти и их ествественным стремлением к самостоятельности и подлинной независимости. На фоне все большей открытости Китая внешнему миру, религиозные проблемы будут занимать все более значимое место в вопросах внешней политики Китая. Тем более важным представляется избежать непропорциональной политизации религиозных вопросов (например, вопроса о положении Православной Церкви в Китае), чтобы не создавать повода к подозрениям о вмешательстве во внутренние дела страны. Вместе с тем, диалог с Церкви с официальными властями о нормализации жизни православных общин в Китае, воссоздании китайского клира и иерархии, системы духовного образования является одним из ключевых направлений Русской Православной Церкви, призванных служить действительному возрождению Православия в Китае.
Набирающий силу феномен миграции, в том числе и миграции китайского населения, ставит перед нами определенные, расширенные рамки для рассмотрения вопроса о Православии в Китае. Дискуссию сегодня трудно было бы представить эффективной без увязки китайской метрополии и стран китайской диаспоры. И то, и другое составляют сегодня взаимосвязанный китайский мир, не ограниченный той или иной государственной территорией. Рассматривая вопрос о проповеди Православия в Китае, следует расширить географические рамки для целостного видения предмета, который можно сформулировать как проблему православной проповеди в китайском мире (как в его метрополии — КНР, так и за ее пределами — в китайском зарубежье, включая страны китайской диаспоры). Китайский мир является современной нам реальностью, не обязательно географически удаленной от жителей европейской России, не говоря уже о ее восточных регионах.
Русская Православная Церковь до недавнего времени являлась единственной Поместной Церковью, связанной с проповедью Православия в Китае в последние столетия. Однако сегодня невозможно не упомянуть о недавнем создании структур Вселенского Патриархата на территории Гонконга и Тайваня. В силу правопреемства именно на Русской Православной Церкви лежит сегодня ответственность за судьбы Православия в Китае. Вместе с тем, важно отметить и попытки Константинопольского Патриархата оспорить и это правопреемство, и заложенные Русской Православной Церковью принципы канонического бытия Церкви в Китае. Важной темой является тема межправославного взаимодействия в вопросах миссии в Китае.
В силу особого характера развития Китая сегодня, в силу особого исторического положения Русской Православной Церкви по отношению к Китаю, мы имеем сегодня все возможности быть не пассивными зрителями истории исчезновения Православия в Китае, но и стать ключевыми участниками процесса его возрождения.
Нормализация положения Китайской Автономной Православной Церкви, важнейшей задачей которого видятся сферы создания духовного образования и подготовки клириков, а также решение вопроса о признании Китайской Автономной Православной Церкви вселенским Православием, невозможна без существенной поддержки. Китайская Автономная Православная Церковь, фактически полвека лишенная архипастырского и пастырского окормления, не сможет без братской помощи восстановить среду для развития полноценной церковной жизни своей паствы.
Актуальными представляются следующие пути решения проблемы нормализации положения Православной Церкви в Китае:
☦ осознание проблемы миссии в китайском мире как общецерковной задачи;
☦ разработка и координация программ для церковных институтов, направленных на нормализацию положения Православной Церкви в Китае;
☦ создание механизмов регулярного финансирования миссионерских проектов, связанных с проповедью Православия в китайском мире.
Современное положение Православной Церкви в Китае можно назвать критическим. При сохранении существующих тенденций в ближайшие десять-пятнадцать лет Православная Церковь в Китае в местах ее традиционного распространения может полностью исчезнуть. Для изменения негативных тенденций необходимо принятие долгосрочной программы, направленной на всестороннюю поддержку Китайской Автономной Православной Церкви. В силу специфики развития Китая сегодня, в силу особого исторического положения Русской Православной Церкви по отношению к Китаю, мы имеем сегодня все возможности быть не пассивными зрителями истории исчезновения Православия в Китае, но и стать ключевыми участниками процесса его возрождения.
Богослов.ru/Патриархия.ru
https://www.patriarchia.ru/db/text/1327791.html