От Иван
К Иван
Дата 18.11.2003 16:47:23
Рубрики Армия; 1941; Холмово; Байки;

Re: Мое мнение

До сих пор я участвовал в данной дискуссии лишь как оппонент Олега, высказавшего, на мой взгляд, крайне нетрадиционную для русского православного человека, проживающего в Москве или в ближнем Подмосковье, точку зрения на то, что происходит здесь в области розничной торговли на базарах, и каковы причины происходящего. Эмоций и доводов высказано масса, поэтому попробую и я подвести какие-то выводы, изложив уже свою позицию по «базарному» вопросу.

Нынешнее состояние дел
То, что из себя представляет сейчас розничная «базарная» торговля, мне видится следующим образом:
1. В результате проведенных «реформ», начатых еще в советские годы госпожой Заславской в рамках известной программы «ликвидации бесперспективных деревень», мелкий производитель сельхоз. продукции практически полностью подавлен, а где сохранился - работает лишь на самообслуживание по принципу натурального хозяйства;
2. Сохранившиеся крупные колхозы и совхозы (или как там они сейчас называются), находящиеся по сравнению с советскими временами в плачевном состоянии, тем не менее худо-бедно работают, но полностью вытеснены из процесса доставки своей продукции на базары и овощебазы, а также ее реализации на базарах;
3. Скупку, доставку, хранение, распределение по базарам и продажу товаров на московских и большей части подмосковных городских рынков (аналогична ситуация в Питере, Саратове, и других городах России, где мне пришлось побывать – думаю, этот процесс распространен повсеместно) монопольно контролирует кавказская (в основном – азербайджанская) этническая преступная группировка;
4. Городские власти и милиция стараются поддерживать ситуацию в состоянии стабильности – охранять рынки от других преступных группировок (в т.ч. славянских), а также посягающих на монополию кавказцев русских продавцов-одиночек (вырастивших свои овощи-фрукты на прилегающих к Москве приусадебных хозяйствах) и представителей производителя (молока, яиц, хлебопродуктов и проч.);
5. Главные цели, которыми руководствуются контролирующие базарную торговлю кавказцы, следующие:
а. Максимизация собственной прибыли;
б. Сохранение за собой существующей монополии (ради чего происходит проникновение в ряды милиции, во власть, в высшие учебные заведения юридического и экономического профиля с целью подготовки кадров на будущее);
6. Исходя из этих целей интересы рядового покупателя и отечественного производителя не являются для тех, кто контролирует систему, важными:
а. Если зарубежный производитель предлагает (из своих соображений) более дешевый товар, ему отдается предпочтение по сравнению с более качественным отечественным (настоящая ситуация с торговлей мороженым мясом; ситуация на прод. рынках перед «дефолтом» 1998 года)
б. Качество товара не принимается во внимание, главное, чтобы они имел «товарный» вид, долго хранился и хорошо покупался (пример – сейчас практически все апельсины и мандарины на рынках – без косточек, надо понимать, генно-модифицированные);
в. Ассортимент достигается за счет большого числа видов продуктов, однако внутри каждого вида разнообразие продуктов ничтожно или полностью отсутствует (любопытно бывает наблюдать, когда на огромном рынке с сотнями торговых мест везде продаются только маленькие, или, наоборот, только большие банки зеленого горошка; или что все, скажем, апельсины, под разными иногда названиями и даже немного по разной цене в зависимости от близости к входу на рынок, имеют одну и ту же наклейку производителя на боку).
г. Цены в пределах одного рынка на одинаковые товары практически не отличаются, от рынка к рынку цены определяются из соображений максимизации прибыли монополиста с учетом покупательной способности местных жителей (близостью рынка к метро, количеством рынков в окрестностях, возможностью добраться до более дешевого рынка на общественном транспорте и т.п.)

История вопроса.
Мне видится, что процесс шел постепенно, и состояние дел не всегда было таким, как описано выше.
Как справедливо заметил чтец Георгий, колхозные рынки в советское время по большей части были населены производителями сельхоз-продукции, и цены на рынках определялись именно качеством товаров, чему способствовала имевшая там место быть естественная конкуренция. С началом реформ (точнее, с началом перестройки и даже в ее преддверие) кавказские преступные группировки начали постепенно захватывать контроль над рынками. Осуществлялось это, по свидетельству тех, кто следил за порядком в этой сфере, путем внедрения между продавцом и покупателем промежуточного звена в виде перекупщиков, которые брали на себя скупку продуктов у производителей, хранение их на овощебазах и доставку товаров на рынки. Естественным образом над рядом московских рынков устанавливался контроль, что приводило к тому, что продавцы-производители с этих рынков вытеснялись и заменялись на представителей этнической общины, контролировавшей рынок. С этим в советское время государство пыталось бороться, иногда – успешно.
С введением «свободного рынка» процесс пошел лавинообразно. Преступные группировки в каждой местности в Москве и Подмосковье начали дележ рынков, рынки переходили в руки азербайджанских, армянских, славянских преступных группировок (наш местный колхозный рынок одно время контролировался русскими – казаки стояли в качестве хозяев и сборщиков «налогов»; аналогичную ситуацию можно было наблюдать с радиорынком в Тушино, который тогда еще располагался у ж/д станции в районе метро Тушинская, а не в Митино – кавказцев одно время даже в качестве покупателей не пускали на рынок). Когда территории были поделены, начался процесс конкуренции уже между самими группировками.
Вот здесь, на мой взгляд, ключевую роль уже сыграли власти, включая крупного советского овощевода Юрия Михайловича Лужкова. Властям была нужна стабильность, а стабильность в условиях «свободного рынка» могла быть достигнута путем передачи базаров в руки одной группировки. Была, уж не знаю, по каким соображениям – видимо, по численности и «продвинутости» - выбрана группировка азербайджанская. А дальше начался процесс ее искусственного стимулирования. Русских беженцев перестали пускать в пределы Москвы и области, выселять тех, кто уже прибыл после 1991 года, а «переселенцам» с Кавказа был открыт зеленый свет. Конечно, элемент «свободной конкуренции» в войне группировок был, но без помощи власти вряд ли бы азербайджанской мафии удалось так быстро установить контроль практически над всеми рынками Москвы и ближайшего Подмосковья.
«Война» требовала своих военных мер – нужно было, в том числе, «приучить» производителя к тому, что надо ехать не на рынок, а к «оптовику»-перекупщику. В ход пускались и такие нашумевшие методы, как перехват машин на подступах к Москве путем скупки всей продукции оптом. Постепенно все наладилось, и сейчас, действительно, наши все отдают сами и добровольно.
Но поначалу отдавали не все. Часть производителей пользовалась тем, что можно было практически бесконтрольно организовывать стихийные и мобильные рынки во дворах, у проходных крупных заводов. Наконец, бабушки, продающие выращенные на подмосковных огородах овощи, выстраивались рядом с контролируемыми рынками со своей привлекательной для покупателя продукцией целыми километровыми шеренгами. Следующие этапы были естественными – обложить бабушек налогом («За место надо платить» - (С)Олег), потом обложить кавказским налогом и русские «мобильные рынки». Со временем эти налоги, надо понимать, стали таковыми, что «левая» торговля полностью перестала быть выгодной. Часть стихийных рынков, когда народ привыкал к месту, оборудовали и на их месте установили новые кавказские рынки.
Что касается продавцов. Русскому человеку скупка – перекупка чужда, он, действительно, относится к этому промыслу как к делу преступному. Есть элемент «неинтересности» и в рабском труде продавцом на хозяина – нужно не просто продавать по той цене, по какой велели, но и еще в обязательном порядке обманывать, подсовывать покупателю гниль ии т.п., обвешивать, иначе просто разоришься. В бытность мою студентом многие мои друзья торговали на рынке и рассказывали об основах этой нехитрой кавказской «науки торговать». Надо сказать, что долго они в продавцах все равно не проходили, хоть и нобучились торговой науке, – все-таки обманывать русскому человеку совесть мешает… Ниша «торговцев скупленным» была естественным образом заполнена приехавшими в Россию по нужде переселенцами из Украины и Молдавии. Здесь, рассуждая о конкурентоспособности продавщиц с московской пропиской по сравнению с приезжими, безусловно, нужно принимать во внимание еще и то, в каких условиях живут эти продавцы и какую роль зачастую играют для своих кавказских хозяев в «свободное от торговли время»…

Вот такое у меня видение проблемы. На вопрос – а я что предлагаю – однозначного конкретного ответа у меня нету. Есть ясность в том, что не в русской лени и неумении торговать тут дело – моя бабушка и мама еще совсем недавно, в хрущевские годы, ездили со своими односельчанами из рязанской области в Москву на специально нанятой для этого машине продавать выращенный урожай овощей и фруктов. Не говоря уже о том, что непременной составляющей хозяйственной жизни не селе была продажа выращенного своими руками урожая на рынке в родном райцентре, и никто не гнушался этим и не считал для себя чем-то унизительным заниматься торговлей. Да, перекупщиков не было, - если и сдавали куда продукцию, то государству, на овощебазы.

Я, естественно, не предлагаю кидаться на рядовых кавказцев на рынках с заточками или идти на рынок с автоматом. Процесс захвата русских базаров кавказской мафией, который сейчас в Москве завершен, начался организованно и происходил планово, с молчаливого согласия и при содействии властей. Поэтому и обратный процесс должен начинаться оттуда же – сверху.

Олег спросит – означает ли это, что я за ликвидацию звена «оптовиков», за государственный контроль над рынками. Я отвечу так – я против того, чтобы этническая группировка, состоящая из незваных жителей ДРУГОГО ГОСУДАРСТВА – будь то азербайджанцы, армяне или китайцы, контролировали базарную торговлю у меня в городе. Если выбирать между «нелегалами» и государством, то я однозначно выбираю государство. Но я уверен, что есть и другие, более «рыночные», но, тем не менее обращенные лицом к русскому человеку, меры. В подтверждение этому является, к примеру, то, что Лукашенко, как говорят, решил «рыночную» проблему в Белоруссии, и кавказцы там рынками не владеют. На православных продуктово-вещевых ярмарках, которые проводятся сейчас в Москве чуть ли не ежемесячно, тоже кавказцев (пока) не наблюдается.

Что касается вины русского народа – то, безусловно, она тут есть. По грехам нашим и власть у нас нерусская, со всеми вытекающими последствиями. Это означает, что свои грехи каждый по отдельности должен осознать, и Господь России поможет. Отсюда, однако, не следует, что проблемы с рынками нету, и что ее решать нам не придется. Придется, и решим рано или поздно с Божьей помощью, когда станем немного сильнее.