>Все мы, за редчайшими исключениями, живем в самой гуще антихристовой повседневной культуры, зарабатываем на хлеб в ее пределах, так или иначе подчиняемся ее правилам, ибо никаких других правил внешней жизни более не существует... А по выходным дням ходим в храм Божий. И это - повсюду: в России, в Америке, в Австралии. Мы, можно сказать, питаемся от греха, физически-пространственно живем во грехе. - Или это нам во спасение, - чтобы не фарисействовали? Поосторожнее судили, понимая, что опускаем судейский молоток на собственную невразумленную башку? Но, в этом случае, следует все время помнить, - а сам-то я какой человек?! - вот то-то и оно-то. Но даже и это, достаточно легкое памятование, нам не дается.
>Не в этом ли и состоит, отчасти, тайна нашего личного, персонального, беззакония?
Дорогой во Христе брат Георгий!
Как всегда Вы очень четко и недвусмысленно высказались. Не дерзая поправлять Вас (да у меня и нет возражений) все же попытаюсь продолжить линию Ваших размышлений.
Являясь свидетелем (всего лишь свидетлем - не более) хрущевских гонений (я жил в те годы на Украине, и Украина была впереди планеты всей по части богоборчества - это отдельная тема), все же было хотя и трудно, но, с другой стороны, и легче. Как на войне - видно, где свой, а где чужой. А сейчас в годы расслабления, когда не надо переписывать от руки ни Священное Писание (или склевать отдельные разрозненные и разорванные листочки), но Святых Отцев. Теперь все это в достаточном количестве издается и даже в любую секунду можно, набрав адрес, скачать из Интернета.
И вот это расслабление и делает нас тепло-хладными, по-фарисейски надменными.
А враг он коварен - он подступает к нам в виде различных сладкоголосых проповедников. И требуется уже чуть ли не специальная богословская подготовка, чтобы отличить правду от лжи.
Вы правы - ничего просто так не бывает. Конечно это лукавое время тоже попускается Богом. Поэтому понятие "узкого пути" во условях тотального греха и апостасии, которым характеризуется это время расслабления, становится еще более актуальным. Ведь грех принимает сейчас настолько изощренно-скрытые формы, что уже и не знаешь, грех ли это.
И в основе фарисейства, о котором Вы, дорогой брат Георгий, говорите, как раз и лежит, как мне представляется, гордыня. Поэтому и долбим мы судейским молотком, упиваясь собственным безгрешием (или малогрешием, или по крайней мере отсутствием у нас греха в той области, в которой мы обличаем противоположную сторону). А в своем глазу не замечаем бревна, возмущаясь сучком в глазу брата.
Но Церковь дает нам прекрасную возможность на Первой Седмице Поста во время чтения Великого Канона св.Андрея Критского сделать анализ нашей греховности. И оказывается, что практически нет такого греха, в котором мы бы не участвовали... Думаю, это самый мощный удар по нашему самолюбию, гордыне.